Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность социализации как социально-педагогического явления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогические ресурсы и возможности социума как необходимая составная часть социализации могут быть представлены в виде уровня педагогизации социальной среды, педагогического образования специалистов, имеющегося социального опыта и т. д. Выделяются три типа систем ресурсов: неформальный тип (микроокружение — семья, соседи, друзья и т. д.); формальный тип (трудовое сообщество, учреждение… Читать ещё >

Сущность социализации как социально-педагогического явления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия: проблемы социализации личности, социализация на уровне мегасоциума, социализация на уровне макросоциума, социализация человека на уровне мезосоциума, социализация человека на уровне микросоциума, первичное знакомство с социумом, вторичное знакомство с социумом, освоение ближайшего социума, вхождение в профессиональное сообщество, социально-педагогическая концепция появления проблем социализации.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации человека имеет социум. Эту ближайшую социальную среду он осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды — дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная человеком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. На каждом возрастном этапе на человека осуществляются все новые и новые воздействия социальной среды в различных сферах его жизнедеятельности.

В априори социализация, отнесенная к социальным явлениям, рассматривалась как форма приспособления человека к социальной среде, нормам жизнеустройства в обществе, требованиям социальной деятельности, усвоению социального опыта предыдущих поколений, наконец, к личностным особенностям других людей. И всегда между лицами, испытывающими трудности социализации и нуждающимися в социальной помощи, находился всегда посредник, содействующий доступу к ресурсам и возможностям социума.

Проблема социализации в социально-педагогическом ее понимании, излагаемая в отдельных источниках, сегодня реально не имеет ясного концептуального толкования ни в теории, ни на практике. Ее многопредметная принадлежность (философский, социологический, психологический подходы к раскрытию понятия) вносит путаницу в деятельность социальных педагогов и имеет наиболее выраженных три проявления: опредмечивание, расширенное толкование и отождествление.

Опредмечивание социализации проявляется в стремлении превратить динамичную, творческую природу социализации в некое статическое состояние, приспособленческие операции в онтогенезе.

В педагогике это проявляется в предпочтении формализованных решений в виде усвоения суммы знаний, навыков или умений и т. д., принижающих роль «живого» конфиденциального взаимодействия личности и социума.

При «расширенном» понимании (толковании «социализация») преобладают теоретизация и сведение сущности социализации ко всему, что имеет отношение к социальности. В итоге, прикладная, организационная сторона социализации теряет свою значимость и утрачивается конкретика взаимодействия личности и социальной среды. На практике это в лучшем случае сводится к всеобучу, эффективность которого в нынешних условиях не всегда адекватна затраченным усилиям.

Наряду с вышеизложенными формами проявления наиболее распространенным является отождествление понятия «социализация» с какой-либо одной из его составляющих, например, с проблемой становления личности, адаптацией, привыканием ее к нормативным требованиям общества, или, скажем, предпочтением управляемой социализации — воспитанием и т. д.

Эти и другие варианты в понимании социализации в зависимости от подготовленности специалиста в той или иной мере находят свое отражение в социально-педагогической работе по разрешению индивидуальных проблем личности. Вместе с тем, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, проблема социализации в педагогической науке представляется более сложным социальным явлением, возможности которого в период становления социально-педагогической работы в условиях России могут раскрыться намного ярче.

Социализация представляется как одна из важнейших категорий социальной педагогики, а следовательно, как одно из значимых социальнопедагогических явлений, которое имеет место практически во всех видах, направлениях и формах преобразования потенциала социума при разрешении проблем личности.

Социализация — это сложное, многогранное и многофункциональное социально-педагогическое явление. С точки зрения социально-педагогического подхода она представляется как некий педагогический механизм развития и самореализации личности в социальной среде на основе реализации ее педагогических ресурсов и возможностей.

Применительно к социально-педагогической деятельности социализация имеет несколько интерпретаций и рассматривается как «содействие в усвоении педагогического потенциала социума», «взаимодействие между личностью и социумом», или как «механизм вмешательства в какое-нибудь дело с целью изменения хода его развития», или как «содействие в виде помощи, поддержки в какой-нибудь деятельности» .

Диапазон социализации с точки зрения социально-педагогического подхода довольно широк: от первичного знакомства ребенка с микросоциумом, определяемого правилами, обязанностями семейно-родственных отношений и скрепленного нормативными правовыми актами до неформальных форм их взаимодействия на более высоком уровне макросоциума. В каждом случае человек обращается к педагогическому потенциалу социума и реализует его в своей жизнедеятельности.

Социализация с методологической точки зрения имеет сложную операциональную структуру — ее можно рассматривать и как социально-педагогический процесс, в ходе которого человек приобретает первичные необходимые знания, навыки и умения ориентации в социуме, поэтапно в ходе взросления устанавливает результативные контакты с ресурсами социума и пользуется ими. Социализация имеет все признаки сложной социальной системы, которая представляется в виде совокупности значимых, педагогического свойства, событий, мероприятий, сменяемых одно другим на управляемом или стихийном пути приобщения к социальному опыту и формам его использования в конкретном социуме. Социализация (и организованная, и стихийная) может рассматриваться с точки зрения специфической деятельности (психической — на уровне психики, психологической — на уровне внешней деятельности человека, профессиональносоциальной — на уровне совместной деятельности людей), осуществляемой отдельным индивидом или группой людей с целью достижения их самодостаточности жизнедеятельности в обществе.

Таким образом, в контексте социальной педагогики социализация, в отличие от существующих подходов, может рассматриваться как социально-педагогическое явление. А это означает, что социализация может рассматриваться одновременно: а) как специфическая деятельность специалистов и личности, целью которой является освоение социального опыта в развитии социальной активности личности в различных условиях ее жизнедеятельности; б) как процесс качественного преобразования личности под воздействием педагогического потенциала социума; в) социализация как система мер по организации взаимодействия педагогического потенциала социума и личности в интересах ее самореализации в обществе.

Представляется, что такой подход позволяет составить целостное представление о социализации в педагогической пауке как о важнейшем механизме доступа к значимым ресурсам и возможностям социума для его социальной поддержки в трудной социальной ситуации.

Социализация как специфическая деятельность личности, целью которой является освоение социального опыта в развитии социальной активности личности в различных условиях ее жизнедеятельности.

В профессиональной практике, на уровне внешней деятельности человека социализация чаще выступает как часть его деятельности (для отдельного специалиста это основное его состояние); такого рода деятельность отличается наличием вспомогательных целей, которые придают социализации действие сопутствующего свойства. На этом уровне они более популярны, чем организационные действия, к которым относится собственно социализация. В таком случае социализация — это сама профессиональная деятельность, смысл которой полностью заключается в выполнении специалистом функций социального педагога.

В первом и втором случаях характер этой деятельности может быть «откликающимся» в ответ на обращение клиента (инициатором начала взаимодействия является личность) или «упреждающим» на прогнозируемую неблагоприятную для человека, семьи, группы людей ситуацию (инициатором взаимодействия в этом случае выступает педагог). Любая из этих разновидностей деятельности в своей структуре имеет цели, способы их реализации и результат. В связи с этим мы вправе говорить о цели и результате социализации.

Социализация как процесс рассматривается через качественное преобразование личности под воздействием педагогического потенциала социума, содействия клиенту (клиентам) в разрешении трудной социальной ситуации. В случае ориентации на педагогические ресурсы социума социализация, как и любой социальный процесс, имеет свою динамику, в которой выделяют четыре этапа. На первом этапе социализация заключается в установлении связи с педагогическими ресурсами социума, социальный педагог изучает проблемы социализации и уточняет собственный потенциал индивида или группы. Для определения воспитательных возможностей малой группы (семьи) может использоваться Методика оценки психологического здоровья семьи (автор — В. С. Торохтий, 2004 г.), которая позволяет профессионально решать задачи социальной адаптации на основе определения уровня развития собственного потенциала группы и его динамического компонента — основного показателя ситуативных возможностей семьи. На втором этапе социализации как процесса социальный педагог вместе с личностью изучает и оценивает имеющиеся возможности социума, их педагогический потенциал, значимый для разрешения проблем социализации человека, осуществляет необходимый выбор. Третьим этапом социализации после выбора значимых педагогических ресурсов и возможностей социума предоставляется помощь личности в установлении контакта с избранной организацией, учреждением или специалистом — носителями педагогического потенциала. Нередко специалисты считают, что сам факт направления клиента за необходимой услугой решает проблему ее предоставления и это мнение закладывают в основу построения результата социализации. Иллюзорность такого предположения подтверждается неспособностью учреждений предоставить необходимую услугу по разным причинам (перегруженность, неукомплектованность кадрами, ненастойчивость клиента и т. д.). Четвертый этап социализации начинается с момента установления конструктивного контакта личности с учреждением и в определенной мере представляется как фрагмент ее социально-педагогического сопровождения. Оказание консультационных услуг клиентам, но связям с другими учреждениями всегда являлось важнейшей частью социально-педагогической работы. Наряду с этим имеют место и другие разновидности социализации, обусловливающие специфику процесса ее протекания. Скажем, разрешение проблемы супружеского конфликта (развода), установление опекунства, усыновление (удочерение) и тому подобные процедуры, которые являются и правовым актом, и социальным действием. Специфика процесса отражается прежде всего на технологии деятельности специалиста по социализации личности. Так, например, в процессе формирования социальной адаптации среди разводящихся супругов характерны три основных этапа в деятельности специалиста: этап первичной беседы, этап последующих контактов и этап послеразводной адаптации. Значимость каждого из этих этапов оценивается в зависимости от обстоятельств. Одни специалисты придают большое значение первичной беседе, другие — послеразводной ситуации. Дискуссионный характер проблемы отражается и на технологии ее разрешения специалистом. На эффективность процесса их социализации значительное влияние оказывают разнообразные факторы (группы факторов).

Социализация как система мер отражает организацию взаимодействия педагогического потенциала социума и личности в интересах ее самореализации в обществе. Ее основу составляют: личность с ее проблемами (объект); специалист, выступающий в роли социального педагога (субъект); педагогические ресурсы и возможности социума, значимые для решения проблемы клиента; совокупность присущих форме социально-педагогической работы факторов (условий) и др.

Личность и ее проблемы. Это самый сложный элемент социализации как системы, нормальное функционирование которого нуждается в самых разных видах помощи, которая не всегда предоставляется в соответствии с имеющимися ресурсами социума.

Применительно к основным группам проблем сегодня наиболее выделяются следующие группы клиентов: а) в сфере социально-педагогической поддержки населения — педагогически запущенные дети, семьи, различные категории девиантных подростков, разводящиеся супруги и их дети, лица, подвергшиеся насилию, и другие, наиболее распространенными проблемами которых являются социальная дезадаптация, насилие и плохое обращение с детьми, изоляция от общества, побеги детей из семей и т. д.; б) в сфере социально-педагогического сопровождения — одинокие взрослые граждане и дети, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с ограниченными возможностями здоровья, преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; беспризорные несовершеннолетние, находящиеся в трудной социальной ситуации; граждане категории «бомж»; граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, в результате вооруженных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.; в) в сфере социально-педагогической реабилитации — безработные подростки, испытывающие затруднения в выборе профессии, алкогольнои наркозависимые подростки с асоциальным и неадекватным поведением, семьи с зависимыми детьми, беженцы и мигранты, а также другие категории граждан, пережившие стрессовые ситуации, временно оказавшиеся в трудных социальных обстоятельствах; суть их проблем заключается в переподготовке, трудоустройстве.

Специалист — субъект социализации. Субъектом социализации могут выступать отдельные специалисты и социальные учреждения, коллективы предприятия, организации, активисты и организаторы социально-значимых видов деятельности. В функциональном назначении любого социального педагога на первое место выдвигается его «умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением» ,.

" умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами". Социальный педагог имеет дело как с отдельным человеком и его семьей, так и с социальным окружением, сообществом людей, среди которых он живет. Он содействует обеим сторонам, вступающим во взаимодействие, — личности и учреждению, так как, с одной стороны, он усиливает позиции личности, защищая ее интересы и помогая ей более эффективно вписаться в систему, а с другой — он укрепляет социальный статус учреждения, помогая специалистам целого ряда профессий (врачам, педагогам, юристам и др.) в выполнении своих профессиональных функций. При выполнении своих обязанностей социальный педагог широко использует свои права. Он представляет и защищает интересы личности в органах законодательной и исполнительной власти. Он делает официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем личности. Социальный педагог сообщает информацию, связанную с нуждами своих подопечных, проводит социологические опросы населения, диагностические процедуры. Всеми своими действиями специалист-педагог создает систему социально-педагогической помощи развитию и саморазвитию личности. В системе социально-педагогического взаимодействия он объединяет усилия специалистов различного профиля разнообразных учреждений по социальной практике микрорайона, формирует правовой и коррекционно-воспитательный потенциал решения проблем социализации личности.

Педагогические ресурсы и возможности социума как необходимая составная часть социализации могут быть представлены в виде уровня педагогизации социальной среды, педагогического образования специалистов, имеющегося социального опыта и т. д. Выделяются три типа систем ресурсов: неформальный тип (микроокружение — семья, соседи, друзья и т. д.); формальный тип (трудовое сообщество, учреждение, специалисты и т. д.); членские (неправительственные) организации (фонды, ассоциации, добровольные общества, клубы и т. д.). Все это, как правило, социальные институты в той или иной интерпретации. Кроме этого, педагогические ресурсы и возможности социума могут быть в социальной деятельности и социальных отношениях различных групп и категорий людей, способных повлиять при определенных обстоятельствах на ход и исход социализации отдельной личности.

Подробное изложение всех составляющих социализации как системы в рамках социально-педагогического явления не представляется возможным и требует отдельного рассмотрения.

Социализация, в свою очередь, в зависимости от ее целей может носить временный, ситуативный характер или представлять более длительное сотрудничество в рамках проблемы личности. Она предъявляет определенные требования к этике действий его организаторов и исполнителей, предполагает более доверительные и конфиденциальные отношения между социальным педагогом и личностью. Как и любое другое явление, социализация подлежит оценке с точки зрения его эффективности.

Основными критериями такой оценки могут быть: полнота представляемой специалистом информации о педагогических ресурсах и возможностях социума, значимых для личности; реальность выбора варианта ресурсов, возможностей и способов их освоения; успешность, реалистичность использования избранных ресурсов; удовлетворенность личности по наличию позитивных изменений в ее проблеме; готовность личности к самостоятельному решению проблемы ресурсов и возможностей (к самоопределению в возможной трудной социальной ситуации).

Рассмотрение социализации как социально-педагогического явления позволяет представить ее в объемном виде, во всех ее проявлениях одновременно и при этом во взаимосвязи с педагогическим потенциалом социума, являющимся важнейшим средством разрешения ее проблем среди любой возрастной категории населения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой