Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студентов педагогических факультетов университетов к внеурочной работе по химии в сельской школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается их согласованностью с фундаментальными положениями философии, психологии, дидактики и методики обучения химиимногоуровневой методологией исследованиямногосторонним качественным и количественным анализом фактического материала исследованиярезультатами констатирующего, поискового и формирующего этапов исследования, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ
    • 1. 1. Современные требования к подготовке будущего учителя к ведению внеурочной работы по химии в сельской школе
    • 1. 2. Возможности и практика реализации компетентностного подхода в подготовке учителя химии к работе в сельской школе
    • 1. 3. Учебные проекты в подготовке студентов к внеурочной работе по химии в сельской школе
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Теоретико-методологические основы профессионально-методической подготовки студентов к внеурочной работе в сельской школе
    • 2. 2. Реализация методической системы вузовской подготовки учителя к работе с учащимися сельских школ
    • 2. 3. Исследование эффективности авторской методической системы подготовки студентов к ведению внеурочной работы по химии в сельской школе

Подготовка студентов педагогических факультетов университетов к внеурочной работе по химии в сельской школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества характеризуется быстрыми социально-экономическими и политическими преобразованиями, переоценкой ценностей, изменением их иерархической системы.

Совокупность этих факторов, оказавших сильное влияние на функционирование и развитие системы образования, требует реализации таких образовательных процессов в вузе и школе, которые бы отвечали новым запросам общества. Решение задачи воспитания человека, способного эффективно действовать в новых социально-экономических условиях, находится в центре государственной образовательной политики России.

На преобразование общеобразовательной и профессиональной школы направлена модернизация школьного и вузовского образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-Р [81], образование выступает одним из решающих условий формирования системы социально значимых ценностей и общественных установок.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что:

1) в настоящее время в литературе отражено недостаточное количество исследований, посвященных разработке проблемы формирования компетенций студентов педагогических вузов в области внеурочной работы по химии в сельской школе;

2) в то же время существует общественная потребность в развитии внеурочной работы на селе, обусловленная социально-экономическими изменениями сельской жизни;

3) современная сельская школа готова воспринять 4 результаты исследований в области совершенствования внеурочной работы по химии, что доказывается высоким интересом сельских учителей к данной проблеме.

Проведение исследования обусловлено необходимостью разрешения следующих основных противоречий:

— между традиционными содержанием и методами внеурочной работы по химии и новыми задачами, стоящими перед отечественным образованием;

— между новыми задачами, стоящими перед внеурочной работой по химии на селе и недостаточностью её разработанного содержания и методического обеспечениямежду высокими требованиями к сельскому учителю и отсутствием системы его подготовки к внеурочной работе по химии в вузах.

Актуальность, неразработанность и нерешенность в теории и методике обучения химии указанных выше противоречий определили выбор темы исследования.

Цель исследования — разработка методики формирования компетенций студентов педагогических факультетов в области внеурочной работы по химии в сельской школе.

Объект исследования — процесс подготовки студентов педагогических факультетов’вузов к внеурочной работе по химии.

Предмет исследования — методические основы формирования у студентов педагогических факультетов вузов компетенций в области внеурочной работы по химии в сельской школе.

В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: процесс формирования у студентов педагогических факультетов вузов 5 компетенций в области внеурочной работы по химии будет эффективным, если в основу учебного процесса положить научно обоснованную модель структуры и содержания компетенций учителя в области внеурочной работы по химии в сельской школе.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы основные задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования компетенций студентов педагогических факультетов вузов в области внеурочной работы по химии в сельской школе.

2. Изучить практический опыт работы учителей сельской школы в области внеурочной работы по химии, а также вузов по подготовке студентов к проведению внеурочной работы по химии в сельской школе.

3. По результатам анализа практического опыта внеурочной работы по химии учителей сельской школы, а также теоретического анализа литературы выявить структуру и содержание компетенций, которыми должен обладать учитель для успешного проведения внеурочной работы в сельской школе.

4. Научно обосновать и сформулировать методическиеосновы подготовки студентов к проведению внеурочной работы по химии в сельской школе: концептуальные методические положения, ведущие принципы, систему специфических методов, методические условия.

5. Разработать теоретическую модель и на ее основе методику подготовки студентов к проведению внеурочной работы по химии в сельской школе.

6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности методики подготовки студентов к проведению внеурочной работы по химии в сельской школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие б теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической, химической, сельскохозяйственной литературы по проблеме исследования;

— анализ нормативной документации и программ для общеобразовательной школы и педагогических вузов;

— изучение и обобщение практического опыта подготовки студентов педвузов к внеурочной работе по химии;

— моделирование и проектирование;

— педагогический эксперимент как комплексный метод, включающий совместное использование методов наблюдения, анкетирования, диагностических работ, экспертной оценки и т. д.;

— методы качественного и количественного анализа полученных данных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, статистическая обработка результатов).

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— научные труды по проблемам высшего педагогического образования (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, A.A. Вербицкий, В. А. Сластёнин и др.);

— теории личностно-ориентированного подхода к обучению (Е.С. Заир-Бек, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.И. Божович, B.C. Ильин, А. Н. Леонтьев и др.), освещающих различные аспекты мотивации учения;

— теория формирования учебной деятельности и умственных действий (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н.Ф. Талызина);

— научные труды по проблеме компетентностного подхода (И.А. Зимняя, О. И. Мартынюк, Д. А. Махотин, Ю. Г. Татур, Ю. К. Чернова и др.);

— научные труды по проблеме учебных проектов (О.С. Аранская, В.В. 7.

Гузеев, Г. Л. Ильин, И. Ю. Малкова, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат и др.) — - педагогические исследования в области диагностики образовательного процесса (А.А. Кыверялг, Ю. В. Фролов, Ю. К. Чернова и др.).

Организация и ход исследования.

Исследование проводилось с 2002 по 2009 г. г. и включало три этапа.

Первый констатирующий этап исследования (2002;2004 г. г.) был посвящен изучению состояния подготовки студентов педагогических факультетов университетов к внеурочной работе по химии в сельской школе, выяснению трудностей и недостатков в формировании умений и навыков организации, проведения и анализа внеурочных мероприятий.

На втором поисковом этапе исследования (2004;2007 г. г.) осуществлялся анализ научной и учебно-методической литературы, обосновывалась актуальность и практическая значимость проблемы исследования, разрабатывался понятийный аппарат и формулировалась рабочая гипотеза. Создавалась модель методической системы подготовки студентов к внеурочной работе по химии в сельской школе. Формировалось и совершенствовалось содержание спецкурса, был расширен раздел, связанный с организацией и проведением учебных проектов химико-сельскохозяйственной ориентации.

Третий формирующий этап исследования (2007;2009 г. г.) был связан с апробацией модели методической системы подготовки студентов педагогических факультетов к внеурочной работе по химии в сельской школе, обработкой, анализом и обобщением экспериментальных данных, оформлением диссертации, подготовкой научно-методических рекомендаций, публикаций по теме исследования, изданием учебно-методических пособий.

Опытно-экспериментальная база исследования: Крестьянский государственный университет им. Кирилла и Мефодия, средние школы Лужского района: Волошовская, Городковская, Заклинская, Каменская, Оредежская, Скребловская, Толмачевская, Торошковская, а также Дивинская основная школа и основная школа села Вольная горка (всего 10 школ). В исследовании приняли участие 66 студентов 3, 4 и 5 курсов, 10 учителей и 150 учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. На основе идеи усиления практической ориентации методической подготовки в вузе теоретически обоснована концепция и построена модель системы вузовской методической подготовки будущих учителей сельских школ к внеурочной работе по химии. В основе реализации предложенной концепции лежат компетентностный и личностно-деятельностный подходы.

2. На основе методической интерпретации компетентностного подхода уточнено понятие «профессионально-методической компетентности учителя химии сельской школы в области внеурочной работы», обоснованы необходимые компетенции и определены условия их формирования в обучении студентов.

3. Разработана методика использования учебных проектов химико-сельскохозяйственного содержания для формирования компетенций студентов в области внеурочной работы по химии в сельской школе.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. В образовательную практику введена система методической подготовки будущего учителя сельской школы к внеурочной работе по химии.

2. Подготовлен и применен учебно-методический комплекс, включающий программу спецкурса, учебно-методические пособия, позволяющий широко реализовать предложенную методику подготовки студентов к внеурочной работе по химии в сельской школе.

3. На основе результатов исследования разработан и апробирован на базе методического кабинета г. Луги курс научно-методических семинаров для учителей химии сельских школ Ленинградской области.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается их согласованностью с фундаментальными положениями философии, психологии, дидактики и методики обучения химиимногоуровневой методологией исследованиямногосторонним качественным и количественным анализом фактического материала исследованиярезультатами констатирующего, поискового и формирующего этапов исследования, а также их качественной и количественной обработки и методического анализа.

На защиту выносятся:

1. Проектная деятельность студентов в рамках спецкурса способствует практикоориентированной методической подготовке будущих учителей сельской школы к внеурочной работе по химии.

2. Реализация концепции и теоретической модели формирования компетенций студентов в области внеурочной работы по химии в сельской школе способствует повышению эффективности обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр прикладной и биоорганической химии КУ им. Кирилла и Мефодия, методики обучения химии РГПУ им. А. И. Герцена, на методическом семинаре в МПГУ им. В.И. ЛенинаМеждународных научно-практических конференциях: СЬешца шокук1о]е (Каунас, 2008) — III ю.

Кирилло-Мефодиевских чтениях (Луга, 2003) — Всероссийских конференциях с международным участием: «Актуальные проблемы модернизации химико-педагогического и химического образования», «Актуальные проблемы модернизации многоуровневого химико-педагогического и химического образования», «Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук» (С.Петербург, 2000, 2003, 2005) — Всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования», «Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук», «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик», «Наука и высшая школа — профильному обучению» (С.Петербург, 1998, 2006, 2007) — Всероссийской конференции «Естественно-математическое образование в современной школе» (С.-Петербург, 2009).

По теме диссертации опубликованы две статьи в журналах «Химия в школе» [152, 153]- одна статья в, «Вестнике КГУ им. Н. А. Некрасова [151], изданы три учебно-методических пособия [128, 130, 148], опубликовано десять статей в материалах Международных, Всероссийских и региональных конференций [44−47, 144- 150].

Объем и структура диссертации.

Диссертационная работа изложена на 145 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии из 188 наименований. Содержит 13 таблиц, 7 рисунков, 1 диаграмму, 8 приложений.

Выводы по главе 11.

1. Обоснована необходимость создания новой концепции профессионально-методической подготовки студентов к внеурочной работе по химии в сельской школе в процессе вузовского обучения.

2. Сформулированы ведущие идеи концепции профессионально-методической подготовки студентов к внеурочной работе по химии в сельской школе: о взаимосвязи практики внеурочной работы по химии в сельской школе и методической подготовки будущего учителя в вузео необходимости обновления процесса вузовской подготовки студентов на основе компетентностного подхода к обучениюо понимании учебных проектов как средства переориентации образовательной практики на принципы компетентностного обучения.

3. В качестве ядра) концепции выделена система основных принципов подготовки студентов к внеурочной работе по химии в сельской школе: направленности (практико-ориентированной, гуманистической, аксиологической, экологической, экономической, эстетической и пр.) — единства интеграции и дифференциации при решении задач практикоориентированного химического образования, внутрии межпредметной интеграции содержания образования, воспитания и развитияи др.- непрерывности и преемственности, предусматривающей преемственное решение задач внутрии межпредметной интеграции химического и методического содержания на всех уровнях вузовского обучения.

4. В качестве методологических ориентиров построения системы методической подготовки студентов был применен комплекс подходов (компетентностный, личностный, деятельностный), системообразующим среди которых был компетентностный.

5. Выделенные идеи, закономерности и принципы реализуются и конкретизируются в положениях авторской концепции: о методической подготовке учителя химии к внеурочной работе в сельской школе как непрерывном и преемственном процессе прогрессивного профессионально-личностного развития студента, реализуемом в условиях информационно-образовательной среды, в которой созданы благоприятные возможности для его развития и творческой самореализациио теории и методике использования учебных проектов в обучении.

6. На основе новой концепции предложена теоретическая модель структуры и функционирования методической системы подготовки будущего учителя к внеурочной работе по химии в сельской школе.

7. Для целостной реализации в педагогической практике описанной модели методической системы был разработан авторский спецкурс «Организация и методика проведения внеурочной работы по химии в сельской школе».

8. В соответствии с рабочей гипотезой разработана методика экспериментального исследования, включающая констатирующий, поисковый и формирующий этапы и разработаны их задачи.

9. Отобраны средства и методы диагностики формируемых компетенций, необходимых для ведения внеурочной работы по химии в сельской школе.

10. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность предложенной методики для формирования компетенций, необходимых для ведения, внеурочной работы по химии в сельской школе.

Следовательно, рабочая гипотеза исследования подтверждена, а цель исследования достигнута.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования подтверждают справедливость выдвинутой гипотезы, правильность концептуальных положений и позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ и обобщение литературных источников свидельствует о том, что отсутствует научно обоснованная концепция формирования компетенций студентов педагогических факультетов вузов в области внеурочной работы по химии в сельской школе.

2. На основании изучения практического опыта работы учителей сельской школы в области внеурочной работы по химии, а также вузов по подготовке студентов к проведению внеурочной работы по химии в сельской школе выявлены структура и содержание компетенций, которыми должен обладать учитель для успешного проведения внеурочной работы в сельской школе.

3. Научно обоснована и сформулирована концепция подготовки студентов к проведению внеурочной работы по химии в сельской школе: концептуальные методические положения, ведущие принципы, система специфических методов, методические условия.

4. Разработана теоретическая модель и на ее основе методика подготовки студентов к проведению внеурочной работы по химии в сельской школе.

5. Осуществлена экспериментальная проверка методики подготовки студентов к проведению внеурочной работы по химии в сельской школе, которая показала ее эффективность.

Основное содержание исследования представлено в следующих публикациях автора:

1. Степанова Л. К. Система методической подготовки учителя к внеурочной работе по химии в сельской школе //Вестник КГУ имени H.A. Некрасова. Раздел педагогики, психологии и социальной работы. Выпуск 2. Сентябрь, 2009. -С.82−84. — 0,3 п.л.

2. Степанова JI.K. Химия в загадках // Химия в школе. -2006. — № 10. — С.23. — 0,1 п.л.

3. Степанова JIK. Химия в загадках // Химия в школе. — 2007. — № 6. -С.81. — 0,1 п.л.

4. Давыдов В. Н Степанова Л. Учебные проекты во внеурочной работе по химии в сельской школе // Chemija mokykloje — 2008: i.

Konfeencijos panesiu — Kaunas «Technologya», 2008. — C.49−53. — 0,4 п.л.

5. Давыдов В. Н. Степанова Л.К. Реализация конструктно-генетического подхода в учебной проектировочной деятельности в процессе внеурочнойработы по химии// Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик (материалы^ Четвертой Всероссийской научно-практической конференции 7−8 декабря 2006 года), — СПб, 2007. — С. 248−251. — 0,4 п.л.

6. Давыдов В. Н., Степанова Л. К. Учебные проекты во внеурочной работе по химии в сельской школе // Наука и высшая школа — профессиональному обучению (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17−18 октября 2006 года): В 2ч. Часть2. — СПб, 2007. — С.99−103. — 0,4 п.л.

7. Степанова Л. К. Подготовка студентов к внеурочной работе // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук: Материалы 53 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, 5−8 апреля 2006 г С.-Петербург. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — С.237−238. — 0,2 п.л.

8. Степанова Л. К. Значение внеаудиторных форм работы в подготовке студентов к организации внеурочной работы по химии с учащимися в школе // Актуальные проблемымодернизации химического образования и развития химических наук: Материалы 52 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, 6−9 апреля 2005 г. С.-Петербург. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С.173−174. — 0,1 п.л.

9. Степанова Л., Зачиняев Я. В. Научно-исследовательская работа студентов как средство подготовки' будущего учителя к внеурочной работе по химии и биологии в сельской школе // ПЬ Кирилло-Мефодиевские чтения: Сборник материалов международной научной конференции. 4.1. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. — С.17−19. -0,3 п.л.

10. Степанова Л. К., Зачиняев* ЯШ. Подготовка студентов к внеурочной работе в сельской школе// Актуальные проблемы модернизации многоуровневого химико-педагогического и химического образования: Материалы. 50• Всероссийской" научно-практической конференции химиков-педагогов с международным участием 9−12 апреля 2003., г. Санкт-Петербург. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С.230−232. — 0,3 п.л.

11. Степанова Л. К., Реховская М. И., Кузнецова Н. Е., Рябов В. П., Зачиняев Я: В. Использование регионального компонента во внеурочной работе по химии и биологии. // Актуальные проблемы модернизации химико-педагогического и химического образования: Материалы 49 Всероссийской научно-практической конференции химиков-педагогов с международным участием, 15−17 мая 2002' г. С.-Петербург. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И., Герцена, 2002. -С. 111−112.— 0,2 п.л.

12. Степанова JI.K. Использование загадок в процессе обучения химии // Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования: Материалы XLV Герценовских чтений (Всероссийской научно-практической конференции). 13−16 мая 1998. С.-Петербург — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена 1998. -С.57−58. — 0,2 п.л.

13. Давыдов В. Н., Степанова Л. О некоторых специфических особенностях внеурочной работы по химии в сельской школе. Естественно-математическое образование в современной школе. Сборник научных трудов Выпуск 2. — Санкт-Петербург: Изд-во «Сударыня», 2009. — С.89−91. — 0,2 п.л.

14. Степанова ЛК. Программа по спецкурсу «Организация и методика проведения внеурочной работы по химии в сельской школе» — Луга, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2003. — 11с. — 1,0 п.л.

15. Реховская МИ, Степанова Л. К. Занимательно о химии. -Луга: КГУ, 1996. — 63с. — 4 п.л.

16. Степанова Л. К. Химия в загадках. — Луга: КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2002. — 72с. — 4,2 п.л.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой