Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика профессионального взаимодействия в социально-педагогической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высший уровень — исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием, т. е. таким уровень взаимодействия, при котором субъекты осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Сочетание эмоционального (установление атмосферы доверия личностной безопасности) и рационального… Читать ещё >

Специфика профессионального взаимодействия в социально-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная цель социально-педагогического взаимодействия — оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

  • — увеличение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • — создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности;
  • — адаптацию или реадаптацию клиента в обществе.

Все формы и методы взаимодействия социального педагога можно разделить на две группы: 1) работа с проблемой клиента; 2) работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, классифицируются различные виды социального взаимодействия. К первой группе, например, относятся вопросы о характере проблемы клиента (потеря работы, развод, инвалидность и т. п.), с одной стороны, и об особенностях клиента — с другой. Важным компонентом социального взаимодействия выступают профессиональные умения и навыки социального педагога, в частности степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации. Взаимодействие социального педагога и клиента составляет часть целенаправленного процесса практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

Сущностные характеристики социально-педагогического взаимодействия:

  • активное участие клиента в целеполагании, в определении желаемых результатов и задач совместной работы;
  • сочетание эмоционального (установление атмосферы доверия личностной безопасности) и рационального (поиск рациональных способов решения проблемы в вербальной форме и отслеживание результативности деятельности по ее решению) компонентов во взаимодействии.

Специалисты выделяют следующие уровни динамики социального взаимодействия:

  • 1. Начальный уровень — простейшие первичные контакты. Здесь имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее физическое влияние людей друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимодействие в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития. Успех первичных контактов зависит в первую очередь от принятия или непринятия друг друга партнерами по взаимодействию. При этом последние не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием-сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции, т. е. подтверждения взаимных ролевых ожиданий, полного взаимопонимания, единого резонансного ритма, созвучности переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего являются снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.
  • 2. Средний уровень — продуктивная совместная деятельность. Содержание социального взаимодействия определяется исходной проблемой в том виде, как она заявлена клиентом или обнаружена социальным педагогом. В связи с этим основная задача социального педагога состоит в организации и структурировании ситуации взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь эффективных результатов социальной помощи. На этом этапе происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по взаимодействию. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний выступают механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений социального педагога изменяются мнения, отношения клиента.
  • 3. Высший уровень — исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием, т. е. таким уровень взаимодействия, при котором субъекты осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели.

Среди форм взаимодействия можно выделить:

  • 1) непосредственный контакт между социальным педагогом и клиентом;
  • 2) опосредованные формы, предполагающие целый ряд связующих звеньев и механизмов (посреднические услуги, координация ресурсов микросоциума и др.).

В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитация, адаптация, восстановление социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным педагогом и клиентом для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление клиенту возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал.

В современной практике социально-педагогической деятельности особую значимость приобретают технологии взаимодействия социального педагога и клиента, разработка основных этапов и возможных способов его реализации, установление контактов для выполнения совместной работы, активизация возможностей клиента для решения проблемы, стремление выразить и получить расположение, сопереживание.

Основой процесса взаимодействия социального педагога и клиента является процесс общения, воплощающийся в практике профессиональной деятельности в довольно широком спектре конкретных методов и способов. Выбор того или иного варианта общения зависит от типа клиента, характера его ситуации, специфики ситуации взаимодействия, перспективных целей взаимодействия и т. п.

Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться с учетом принципов:

  • • психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;
  • • соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;
  • • оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.

На начальном этапе взаимодействия практически с любым клиентом ведущей является технология интервьюирования, позволяющая наладить первый контакт с человеком, определить в общих чертах характер проблемы и пути возможного сотрудничества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой