Формирование правовой культуры старшеклассников
Диссертация
Наличие у подростков умений правильно вести себя еще не всегда обеспечивает привычные формы поведения, т.к. для этого недостаточно данных умений. Чтобы перенести правило на другие ситуации, полностью использовать приобретенные умения, важно сформировать и готовность к творческой деятельности. В процессе овладения правовыми знаниями, умениями, формирование готовности к творческой деятельности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблемы формирования правовой культуры в научной литературе
- 1. Содержание и структура правовой культуры
- 2. Сущность и специфика правовой культуры старшеклассников
- 3. Подходы к определению эффективности правового воспитания
- Глава II. Методика формирования правовой культуры старшеклассников
- 1. Задачи и организация опытно-экспериментальной работы. Общая характеристика эксперимента
- 2. Условия, способствующие формированию правовой культуры учащихся
- 3. Личностно ориентированный подход и его использование в формировании правовой культуры старшеклассников
- 4. Особенности формирования правовой культуры в процессе учебной деятельности
- 5. Формирование правовой культуры во внеурочной деятельности
- 6. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры
Список литературы
- Абрамов В.И. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в правовом воспитании старших подростков: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992. -147с.
- Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека. -М. :
- Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение правличности. -М.: Наука, 1988. -230с.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности.-М., 1992.-109с.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1996.- 216.
- Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск, 1995. — 205с.
- Алексеев С.С. Философия права.- М.: Норма, 1997.- 336с.
- Альхименко В.В., Козловский А. Б. Правовое воспитаниемолодого поколения. -М., 1985, -95с.
- Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних.- М.: Знание, 1982.-40с.
- Антропова М.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика.-1992.-№ 9−10.-с.47−52.
- Афанасович В.Е. «Недостаточность» права и морали/природа правонарушения. Проблемы качественного образования студентов юридических специальностей. // Тезисы докладов. -Тюмень, 1991. 199с.
- Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев: Радяньска школа, 1986.-127с.163
- Баженов В.Г., Баженова В.П.Правовое воспитание школьников в процессе внеклассной и внеурочной работы // Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы: Книга для учителя /Сост. А. Ф. Никитин. -М.:Просвещение, 1986.- 143с.
- Бараль Э.Ю. Некоторые приемы формирования правосознанияучащихся. /Нравственно-правовое воспитание учащихся/ М.: Просвещение, 1986. 143с.
- Белкин А.С. Внимание ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981. 126с.
- Белкин А.С. Дифференцированный подход к учащимся глазами психолога //Народное образование.- 1991.- № 11.-с.36−39.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993.- 382с.
- Бердяев Н.А. Судьба России.: Советский писатель, 1990.346с.
- Берман В.В. Воспитание социальной активности учащихся.
- Нравственно-правовое воспитание учащихся/ М.: Просвещение, 1986. 143с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.
- М.: Педагогика, 1989.- 191с.
- Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитаниестаршеклассников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 204с.164
- Боголюбов JI.H. Программа курса «Введение в обществознание». 8−9 классы // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1998.- 224с.
- Боголюбов Л.Н. Программа курса «Человек и общество».10.11 классы // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1998.- 224с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика, 1997, № 4, с.11−17.
- Бондаревская Е.В. Проблема формирования нравственногосознания личности старшего школьника // Советская педагогика, 1980, № 1, с 43.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания Личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, № 4.- с.30−3 2 •
- Бруннер Дж. Психология познания.М.:Мир, 1977.-193с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -280с.
- Вербицкий Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 1987. -17с.
- Водянский A.M. Историческое и обществоведческое образование : стратегия развития // Преподавание истории в школе, 1995, № 3, с.55−59.
- Возраст и индивидуальные особенности образного мышленияучащихся / Под ред. Якиманской И.С.- М., 1989.-145с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.1. М., 1956.-455с.165
- Выготский JI.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т.1. Т.4.-М., 1984.
- Гербеев Ю.В., Виноградова А. А. Система воспитательнойработы в детском доме: Пособие для воспитателя.-М., 1976.- 95с.
- Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. -Киев: Радяньска школа, 1985. 140с.
- Голубева Г. А. Взаимодействие нравственного и правовоговоспитания в социалистическом обществе. /Социально-философский анализ. -М.: Высшая школа, 1989. 158с.
- Голубева Л.М. Формирование правосознания несовершеннолетних. -Фрунзе: Мектеп, 1986. 86с.
- Гордин Л.Ю. На стыке педагогики и права // Народное образование. 1971, № 1,2.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.:Педагогика, 1977.-136с.
- Гулиев В.Е., Рудинский Ф. М. Демократия и достоинстволичности. М. :Наука, 1983.- 166с.
- Гурова Р.Г. Выпускник средней школы: Опыт сравнительного социолого-педагогического исследования.-М.: Педагогика, 1977.- 176с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.-М.:1. Педагогика, 1981.- 176с.
- Давыдов Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразоватеных школ: Дисс.. докт.пед.наук. -М.: 1985. 378с.
- Давыдов Г. П. Правовое воспитание в системе работы школы. М.:Педагогика, 1976.-48с.166
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе.1. М., 1960.-164с.
- Елхов И.Ю. Педагогические условия социально-правовойориентации учащихся старших классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 16с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.
- М.: Учпедгиз, 1961.- 239с.
- Загвязинский В.И. К вопросу о диалектике коллективногои индивидуального в учебном процессе / Ученые записки Казанского госуд. Пединститута, 1972, -Вып.102.
- Загвязинский В. И. Организация опытно-экспериментальнойработы в школе: Пособие для руководителей школ, учителей и воспитателей. -Тюмень, 1993.- 235с.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формированияубеждений. -М., 1982. -119с.
- Занков Л. В. Обучение и развитие.-М.:Педагогика, 1978.213с.
- Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. -М. :1. Наука, 1986. 240с.
- Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. Минск: Наука и техника, 1984.-128с.167
- Игошев К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа.
- Известнова Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1988. -16с.
- Ильин И.А. О сущности правосознания. -Мюнхен, 1956.
- Иоффе А.Н. Гражданское образование: цели, формы и методы работы // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1998, — 224с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.:Педагогика, 1981. -200с.
- Кантарь B.C. Правовое воспитание как средство активизации человеческого фактора: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. -Кишинев, 1989. -18с.
- Карташов В.Н. Введение в юриспруденцию // Основы государства и права.- 1998, № 1.- с.26−27
- Кашкарев Г. В. Система работы с несовершеннолетними попредупреждению правонарушений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Запорожье, 1991. -15с.168
- Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура : Методологические проблемы. -М.: Наука, 1983. -280с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности какпедагогическая проблема. Казань, 1982. -224с.
- Кистяковский Б. А. Реальность объективного права. Критико-методологический этюд. //Логос. Международный ежегодник по философии культуры. М., 1910. Кн. 2.
- Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1916,397с.
- Кларин М.В. Обучение на основе целостного личностногоопыта: стратегия гуманизации учебного процесса // Инновационная деятельность в образовании.- 1994.- № 2. с.14−15.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.
- М.: Просвещение, 1989.- 254с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника //Хрестоматия попсихологии. Под. ред. А. В. Петровского.-М.: Просвещение, 1987.- с.370−376.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1979.- 175с.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса : Учебное пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. институтов.-М.: Просвещение, 1983.- 223с.169
- Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Книга для учителя.-Самара: Самарский университет, 1994.- 136с.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников.- М.: Просвещение, 1981.- 208с.
- Котов А.К., Галочкин Н. Т. Организация правового воспитания в производственном коллективе. Алма-Ата, Казахстан, 1983.-65с.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников:
- Книга для учителя.- Минск: Нар. асвета, 1990.- 175с.
- Кочетов А.И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми:
- Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1986.- 160с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения.
- М.: Педагогика, 1977.- 264с.
- Круглов Л.Ю. Психологические особенности отношениястаршекласников к правовым нормам. Автор, дисс. псих. наук. М. 1978, с.15
- Крупская Н.К. К вопросу о хулиганстве // Пед. соч. в 11 т.- М, 1958.- т.5.- с.1−84
- Кузнецов Г. А. Взаимодействие нравственного и правовоговоспитания личности старшего подростка. М.: 1979.
- Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности.-М.: Педагогика, 1986.- 160с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия вмыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1971. -112с.
- Лазутова М. Н. Права человека: история и современность.-М., 1992.170
- Лейтис Н.С. Проблема общих способностей в возрастномаспекте. // Вопросы психологии.- 1969.-№ 2.-с.46−51.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.1. М.: Знание, 1976.- 64с.
- Лидеры XXI века. М.: Начала-Пресс, 1996. — 120с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика // Курс лекций. М., 1993.1. С. 277.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс.
- М.: Прометей, 1995.- 282с.
- Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.- 1993.- N2.- С.20
- Личность и уважение к закону. Социологический аспект.1. М.: Наука, 1979.- 285с.
- Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986.- 263с.
- Макаренко А.С. Сочинение, т.1, 576с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. Педагогическая наука реформы школы. -М., 1988. -145с.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Просвещение, 1985. -230с.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка.
- М.:Просвещение, 1970. -213с.
- Методика правового воспитания учащихся. Учебное пособиедля студентов педагогических институтов./под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. -М., 1982. -174с.
- Миньковский Г. М. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних .- Киев: Политиздат Украины, 1987.-215 с •171
- Миньковский Г. М., Мирзажанов К. Проблемы охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями.- Ташкент, Узбекистан, 1984.- 17бс.
- Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний.-М.: Педагогика, 1986.- 199с.
- Моносзон Э.И. Теоретические основы коммунистическоговоспитания школьников.-М.: Педагогика, 1983.- 320с.
- Морозова С.А. Учебно-правовые ситуации как средстваформирования правомерного поведения учащихся ПТУ: Дисс.. канд. пед. наук.- Ленинград, 1989.- 176с.
- Мурадьян Э.М. Правовое воспитание школьников. -М.:ние, 1975.- 45с.
- Мушинский В. О. Основы правоведения.- М.: Педагогика, 1994.- 160с.
- Мушинский В.О. Программа «Азбука гражданина» (Гражданское образование).8−9 классы //Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М:ЦГО, 1998.-224с.
- Нерсесянц B.C. Право и закон. История правовых учений.-М.: Наука, 1983. -366с.
- Никитин А.Ф. Об изучении прав человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.:ЦГО, 1998.- 224с.
- Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие для средних школ. -М., Новая школа, 127с.
- Никитин А. Ф. Программа курса «Право и политика» 9 класс
- Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.:ЦГО, 1998.- 224с.
- Никитин А.Ф. Программа факультативного курса «Права человека» // Преподавание истории в школе, 1992, № 3−4, с.28−31.172
- Никитин А.Ф. Формирование правовой культуры у школьников / / Нравственно-правовое воспитание учащихся. -М.: Просвещение, 1986.- 143с.
- Никитин А.Ф. Что такое правовая культура?: Книга дляучащихся старших классов. -М.: Просвещение, 1988.-112с.
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (Деловые советы).-М.: Издательство Ассоциация «Профессиональное образование», 1998.- 134с.
- Новикова Л.И. Пути оптимизации воспитания личностишкольника.- М., 1976.- 52с.
- Обухов В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1988. -32с.
- Обухов В.М. Правовое воспитание и социальный опытшкольников / / Нравственно-правовое воспитание учащихся. -М.: Просвещение, 1986.- 143с.
- Огурцов Н.Г. Формирование коммунистического мировоззрения : Работа со старшеклассниками при изучении гуманитарных предметов.- Минск: Нар. асвета, 1986.- 223с.
- Осипова Е.А. Методические принципы организации жизнишколы в духе «Всеобщей декларации прав человека».- Владимир, 1995.- 55с.
- Остапец-СвешниковА.А. Педагогика туристскокраеведческой работы в школе.- М.: Педагогика, 1985.-104с.
- Петражицкий Л. И.. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. С-Петербург.1908.- 107 с.
- Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи стеорией нравственности. С-Петербург, 1910. Т. II. 787с173
- Подзолков В.Г. Формирование правосознания старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1987. -16с.
- Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности.1. Л., 1972.- 97с.
- Пономарева В.П. Формирование готовности будущих учителей к правовому воспитанию школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. -17с.
- Правовая культура и вопросы правового воспитания ./Сборник научных трудов. -М., 1974.- 202с.
- Психология обучения / Под ред. Б. Ф. Баева. Киев.: Радяньска школа, 1972. -135с.
- Ратинов А.Р. Структура и функции правового сознания //
- Проблемы социологии права. Выпуск 1. Вильнюс, 1970.244с.
- Ролевые игры в преподавании прав человека /Сборник -М., 1. Мемориал", 1995. -96с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
- М.:Просвещение, 1946. 536с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.
- М.:Просвещение, 1976.- 466с.
- Рубинштейш М.М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей. -М.: Право и жизнь, 1925.- 183с.
- Рябко И. Ф. Основы правовой педагогики. Ростов-на-Дону:
- Издательство Ростовского университета, 1973.- 157с.
- Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание в советском обществе. Ростов: Издательство Ростовского университета, 1969.- 191с.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное обучение // Педагогика, 1994, № 5.- с.11−12.174
- Смирнов В. В. Драма российского закона.- М.: Издательство «Юридическая книга», ЧеРо, 1996. 144с.
- Соколов Я.В. Курс «Граждановедение» сегодня и завтра.//
- Преподавание истории в школе. 1992, № 1−2, с35−38.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1986.- 137с.
- Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Цит. по книге Смирнова В. В. Драма российского закона.- М.: Издательство «Юридическая книга», ЧеРо, 1996. -126с.
- Струков Э.В. Всестороннее развитие личности и право.//
- Советское государство и право. 1982, № 3, с. 3−12.
- Студеникин М.Т. и др. Повышение эффективности обученияосновам советского государства и права. -М.: Просвещение, 1989.- 223с.
- Суворова Н.Г. Формирование правовых ориентаций старшеклассников в процессе обучения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1983.- 21с.
- Сухомлинский В.А. Стать человеком //Комсомольская правда.- 1970.- 7 октября.
- Тарас А.Е. Правовое воспитание старшеклассников. Книгадля чтения. -Минск: Нар. асвета, 1988.- 72с.
- Татаринцева Е, В. Правовое воспитание / методология иметодика /.М.: Высшая школа, 1990. 175с.
- Тихомиров Д.Е. Правовое самовоспитание молодежи. Киев: Родяньска школа, 1991.- 32с.175
- Тишенко В.В. Теоретические проблемы правового воспитания в развитом социалистическом обществе. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1982.- 34с.
- Уледов А.Р. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968.-286с.
- Уманов Г. А., Парфенов В. А. Мы и наши дети.-Алма-Ата:1. Жалын, 1978.- 88с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогическойпсихологии: Избранные психологические труды.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 367с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.
- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в антогенезе.-М.: педагогика, 1989.- 208с.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток (Некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста).- Душанбе: «Ирфон», 1972.- 184с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. -М.: Педагогика, 1985.- 223с.
- Филонов Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личностив условиях развитого социализма.-М.: Педагогика, 1978.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ под.ред. И.В. Дубровиной- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. АПН СССР.-М.: Педагогика, 1987.- 192с.176
- Шамова Т.И. Педагогические технологии: что это такое икак их использовать в школе / Практико-ориентированная монография.- Москва-Тюмень, 1994.- 288с.
- Шеланков В.А. Социально-педагогические условия реализации прав ребенка в школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1993. -18с.
- Шингерей Т. А. Осознание старшеклассниками гражданскихправ и обязанностей как условие правового формирования личности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1980. -15с.
- Ширвиндт Б.Е. Лучший путь воспитать коммунаров.-М.: Знание, 1980.- 95с.
- Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека.
- М.: «Вита-Пресс», 1995.- 32с.
- Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка .-М.:Российское педагогическое агентство, 1997.-250с.
- Шуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материалдля работы с детьми.- М.: Новая школа, 1994.-96с.
- Элиасберг Н. И. Содержание правового образования.
- Преподавание истории в школе. 1996. -№ 4, 5.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.:Сентябрь, 1996.- 96с.
- Якиманская И.С. Требования к программам, ориентированнымна развитие. //Вопросы психологии.-1994.- № 2.-с.16−21.
- Gudrun Bottger Von Teddys, Tabak und anderen Gefuhlen.
- Einstieg in die Arbeit mit Kommunikations- und Rollens-pielen //Padagogik, 1994.- № 4.- s.6−9.
- Tibor R. Machan The Bill of Rights and Moral Philosophy
- The Freeman. Ideas on liberty. July, 1992.- p. 270−272.177