Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование правовой культуры старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие у подростков умений правильно вести себя еще не всегда обеспечивает привычные формы поведения, т.к. для этого недостаточно данных умений. Чтобы перенести правило на другие ситуации, полностью использовать приобретенные умения, важно сформировать и готовность к творческой деятельности. В процессе овладения правовыми знаниями, умениями, формирование готовности к творческой деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы формирования правовой культуры в научной литературе
    • 1. Содержание и структура правовой культуры
    • 2. Сущность и специфика правовой культуры старшеклассников
    • 3. Подходы к определению эффективности правового воспитания
  • Глава II. Методика формирования правовой культуры старшеклассников
    • 1. Задачи и организация опытно-экспериментальной работы. Общая характеристика эксперимента
    • 2. Условия, способствующие формированию правовой культуры учащихся
    • 3. Личностно ориентированный подход и его использование в формировании правовой культуры старшеклассников
    • 4. Особенности формирования правовой культуры в процессе учебной деятельности
    • 5. Формирование правовой культуры во внеурочной деятельности
    • 6. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры

Формирование правовой культуры старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последние годы в России ознаменовались стремительными изменениями во многих сферах общества, трансформируется обществен ное сознание, пересматривается система ценностей, провозглашается курс на формирование правового государства и гражданского общества. Страна вступила на путь модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирования нового типа правовой системы, отвечающей новым требованиям и реалиям. Успех в этом может обеспечить, с одной стороны — совершенствование законодательства и государственного управления, а с другой стороны — субъективный фактор — подготовленность личности к жизни в новых условиях, принятие каждым и реализация принципа верховенства права, высокий уровень правовой культуры граждан.

Пока не удалось преодолеть правовой нигилизм. Граждане нередко произвольно понимают закон, неумело используют свое право, плохо оценивают свои и чужие поступки.

Признание естественных прав человека, обновление законодательства требует изменения подходов к формированию правовой культуры молодежи. На всех уровнях необходимо осознание того, что нельзя относиться к человеку как средству достижения государственных интересов. Общество должно создать условия для знакомства каждого с основными правами и обязанностями, научить их реализовывать и защищать в рамках закона, подготовить к самостоятельному решению жизненно важных правовых проблем.

Именно школа может помочь в осуществлении этих задач, став идеальным местом обучения и воспитания в духе демократии, основанной на равенстве, уважении, терпимости, поиске мирных решений конфликтов разного уровня.

Вместе с тем, в реальной жизни обнаруживается противоречие между требованиями общества к личности в условиях демократических преобразований и уровнем развития индивидуальной правовой культуры. Причины этого различны: еще очень мал опыт формирования правового сознания школьников через учебные курсы правового содержания, ощущается дефицит хороших учебников, пособий, подготовленных кадров учителей. Необходимо также совершенствование методики преподавания правовых курсов в школе.

В ранней юности происходит формирование ценностных ориентации выбор жизненного пути, профессиональное и социальное самоопределение. Именно на этом возрастном этапе можно говорить о том или ином уровне сформированности правовой культуры, или, о ее отсутствии.

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества и, в частности, учащихся школ внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя — практики.

О правовой культуре первыми заговорили философы Г. Риккерт и О. Шпенглер, их последователями были представители неогегельянской философии права.

Еще Б. А. Кистяковский, JI.И.Петражицкий отмечали в своих исследованиях взаимосвязь нравственности и права в формировании личности.

Решающую роль в формировании концепции правовой культуры сыграли социологи (такие как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис) и, особенно, социологи права. Среди них можно назвать в первую очередь французского социолога права Ж. Гурвича, который разрабатывал идеи: «социальной реальности права». Видный русский социолог, социолог права и культуролог П. Сорокин неоднократно обращался к теме «культура и право».

Анализу сущности правовой культуры, ее структуры посвящены работы юристов Е. В. Аграновской, Е. А. Зорченко, В. И. Каминской, А. Р. Ратинова.

Юристы включают в структуру правовой культуры правосознание. В. Н. Кудрявцев, Е. А. Лукашева, И. Е. Фарбер дают определение понятия правосознание, А. В. Мицкевич, Н. Я. Соколов характеризуют структуру правосознания,.

A.И.Долгова анализирует особенности правосознания различных категорий молодежи.

В работах С. С. Алексеева, В. С. Нерсесянца, И. Е. Фарбера определяется социальная ценность права, его личностное начало, что важно для осознания современных подходов к правовому воспитанию.

Проблемы правового воспитания рассматриваются в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаринцевой, В. В. Тишенко.

Методика измерения эффективности правового воспитания разработана В. В. Головченко.

Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения являются идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко.

Значимы для исследования работы Л. С. Выготского,.

B.А.Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

В работах О. С. Богдановой, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, Э. И. Моносзона, Г. Н. Филонова и других рассмотрены научно-педагогические основы формирования и развития личности несовершеннолетних, в частности, затронуты вопросы развития нравствен-його и правового сознания, культуры поведения.

Важными представляются выводы Т. Н. Мальковской о том, что интерес к труду, месту человека в обществе сопряжен с социальной позицией молодежи, их правовым, нравственным самосознанием.

Для анализа процесса правового воспитания полезно было обращение к работам И. С. Марьенко о механизме преобразования различного рода влияний, их преобразование в устойчивые убеждения и формы поведения, о роли и возможностях разнообразных форм учеб-• ной деятельности в нравственном воспитании.

Особенности старшего школьного возраста исследованы психологами И. С. Коном, Д. И. Фельдштейном.

Вопросы развития и воспитания элементов правовой куль туры рассматривались В. Г. Баженовым, В. В. Берманом,.

С. А. Морозовой, Н. Г. Огурцовым, В. Ф. Подгорным, Н. Г. Суворовой, Я. В. Соколовым, А. Е. Тарасом.

Особенно существенны для нашего исследования работы Г. П. Давыдова, А. Ф. Никитина, В. М. Обухова. Большой вклад в научное осмысление проблемы правового воспитания внес Г. П. Давыдов, им разработаны социально-педагогические основы правового воспитания, определен отбор юридических знаний, усвоение которых необходимо для формирования правовой культуры, формы внеклассной и внешкольной работы, условия эффективного функционирования системы правового воспитания. Важны исследования А. Ф. Никитина о формировании правовой культуры учащихся.

Формирование социально-правового опыта в целостном педагогическом процессе исследовалось В. М. Обуховым, осуществление правового воспитания и образования в школе рассматривалось в работах В. Г. Подзолкова, З. К. Шнекендорфа Этапы правового образования в школе, его стандарты определены Н. И. Элиасберг. Она также показала возможности повышения правовой культуры выпускников школы путем установления межпредметных связей обществоведения с курсами истории и права, охарактеризовала целесообразные приемы реализации межпредметных связей на уровне фактов, понятий и теоретических вьюодов о сущности права и его значение, в результате применения которых повышается уровень правовых знаний.

Дидактические аспекты нравственно-правового воспитания отражены в работах В. П. Беспалько, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, В. В. Краевского, И. Я. Лернера.

При выявлении условий, способствующих повышению эффективности правового воспитания, основывались на работах педагогов о роли практической направленности знаний на формирование познавательной активности учащихся, о содержании и методах обучения (И.Я.Лернер) .

Проблемы гражданского воспитания рассматриваются с учетом исследований Л. И. Новиковой, Ю. П. Сокольникова, Н. Г. Суворовой и др.

При анализе правовых аспектов педагогической запущенности, правонарушений несовершеннолетних, проблем профилактики были учтены исследования А. С. Белкина, Ю. В. Гербеева, Л. М. Зюбина, К. Е. Игошева, Н. Г. Кобец, А. И. Кочетова, Г. М. Минь ковского, А.А.Остапца-Свешникова, Г. А. Уманова и др.

Особенно близки к теме нашего исследования работы А. Ф. Никитина, В. М. Обухова, Я. В. Соколова, Н. Г. Суворовой, Н. И. Элиасберг.

Педагогами-практиками разработано немало интересных методик практической реализации нравственно-правового воспитания. Это проблемно-дидактический метод обучения и методы индуктивного и дедуктивного исследования, учебных дидактических игр, активные формы работы — Гражданский форум, конференция, семинар, турнир ораторов, интеллектуальный аукцион и другие.

Анализ вышеуказанных материалов позволил нам сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается исследование особенностей формирования правовой культуры старшеклассников .

Основной проблемой исследования является разрешение противоречия между традиционными подходами в правовом образовании к отбору содержания, форм, методов, системы работы и задачами развития личности в условиях демократического общества.

Дальнейшего совершенствования требуют формы и методы правового воспитания. Недостаточно изучены каналы получения учащимися правовой информации, уровень ее качества и усвоения, механизм трансформации полученных знаний в убеждения и соответствующее поведение. В дальнейшей теоретической разработке нуждается методика диагностики эффективности работы по формированию правовой культуры старшеклассников.

Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной научно-теоретической и практической разработанности, мы сформулировали тему исследования: «Формирование правовой культуры старшеклассников» .

Гобьеюгом исследования является гражданско-правовое образование учащихся школы.

Предмет исследования — процесс формирования правовой культуры старшеклассников в ходе учебной и внеучебной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования — определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.

Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников — длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры. Этот процесс будет более успешным, если:

— обеспечить оптимальную координацию учебной и внеучебной деятельности в сочетании с использованием средств массовой информации и информации, полученной от родителей;

— процесс гражданско-правового образования явится логическим продолжением изучения пропедевтических курсов;

— содержание правовых курсов будет сочетать в себе научность, доступность и эмоциональную наполненность.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Определить сущность и специфику правовой культуры старшеклассников.

2.Выявить оптимальные условия, способствующие формированию правовой культуры школьников старших классов.

3.Определить особенности формирования правовой культуры в процессе учебной и внеурочной деятельности.

4.Разработать практические рекомендации по организации в общеобразовательной школе работы в этом направлении.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции о ценностном подходе к человеку, признание общечеловеческой ценностью его прав и свобод, идея понимания личности как единства биологического, социального и культурного, об активной позиции личности в процессе ее формирования, об использовании личностно ориентированного подхода к процессу ее становления.

Поставленные задачи определили методы исследования. Ведущим методом являлся преобразующий эксперимент. В процессе исследования использовались различные методы: аналитические /анализ и обобщение философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследованияанализ процесса организации преподавания правовых курсов в старших классах средней школы/, эмпирические / изучение и обобщение передового опыта работы учителейразличные виды наблюденияопрос учащихся, их родителей, учителейизучение результатов деятельности учащихся (сочинения, контрольные и творческие работы) — метод диагностических ситуаций/.

Выделенный объект, предмет, цели, гипотеза и задачи исследования определили последовательность его этапов.

I этап (1994;95 гг.). Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме правовой культуры. Изучение передового опыта работы школ по правовому воспитанию. Анализ учебных пособий и программ. Разработка концепции, формулирование гипотезы, постановка цели, задач, основных теоретических положений исследования. Практический аспект исследования состоял в разработке программы опытно-экспериментальной работы.

II этап (1995;96 гг.). Теоретическое исследование сущности и особенностей правовой культуры старшеклассников на основе анализа бесед, сочинений, анкет. Отработка варианта программы правового курса «Основы правоведения» (5−11кл.). Определение объема и места экспериментальной работы. Подбор и отработка диагностических методик, позволяющих определить эффективность работы по правовому воспитанию /используемых форм работы/ в учебно-воспитательном процессе школы.

III этап (1996;97 гг.). Экспериментально — преобразующий.

Определение основных условий, позволяющих повысить эффективность влияния правовых знаний старшеклассников на уровень их правовой культуры, закономерностей использования определенных форм, методов работы в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Проверка выдвинутой гипотезы. Опробование программы курса и методик в школах.

IV этап (1997;99 гг.). Уточнение и корректировка программы правового курса. Систематизация и обобщение результатов исследования. Получение и анализ экспериментальных данных. Оформление диссертации в законченном теоретическом виде.

Научная новизна исследования состоит: в характеристике правовой культуры старшеклассников как педагогического феномена /его сущности, содержания, структуры/, в уточнении подходов к отбору содержания правового курса в средней школе: реализация принципа логичности /наращивания знаний/, научности, практической значимости для учащихся данного возраста, в определении педагогических условий, способствующих эффективному формированию правовой культуры старшеклассников, гражданских качеств личности, в совершенствовании методических приемов работы в старших классах по формированию правовой культуры, в основу которых положены личностно-ориентированныи подход, принцип уважения прав личности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендаций для учителей, использование которых позволит более эффективно организовать процесс формирования правовой культуры старшеклассников.

На запрягу выносится следующее положения:

1.Процесс формирования правовой культуры старшеклассников есть педагогически целесообразно организованное присвоение ими посильных для их возрастных возможностей элементов правовой культуры как объективного явления, существующего в обществе.

2. Успешность формирования правовой культуры старшеклассника обусловливается уровнем развития его общей культуры и наличием соответствующего правового поля в учебном заведении, которое предоставляет возможности для самореализации и творчества, ставит каждого ученика в позицию субъекта продуктивной учебной и внеучебной деятельности.

3. Развитие правовой культуры в процессе обучения осуществляется успешнее, приобретает отчетливо мировоззренческое значение, если содержание обучения включает в себя не только нормативную часть права, но и его принципы, а также историю и философские основы.

4. Формирование правовой культуры старшеклассников обеспечивается установлением связи воспитательной работы с правовыми отношениями в школе, когда значимую для учащихся роль играет укрепляющаяся в классе, школе обстановка уважения к нормам и требованиям внутришкольной жизни, Устава школы, нетерпимости к их нарушениям.

5. Реализация личностно ориентированного подхода к отбору содержания правового курса в соответствии с познавательными интересами, возможностями, личностным опытом учащихся обеспечивает успешное формирование правовой культуры старшеклассников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, использованием разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачам, репрезентативностью опытных данных и их сопоставимостью с массовой практикой, длительностью экспериментальной работы, соблюдением основных педагогических требований к организации эксперимента.

Основные положения и выводы исследования прошли апробацию в школах города Тюмени № 17, 4- ход, результаты исследования, их теоретическая и практическая значимость прошли проверку в форме выступлений и публикаций в ходе городских научно-практических конференций: «Культурологические традиции Российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия» (г.Тюмень 1997;1998), Всероссийской конференции «Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений» (1998г.), областном и Всероссийском конкурсах «Учитель года» (г.Тюмень, г. Москва 1994 г.), областной конференции «Права человека и будущее России» (г.Тюмень, 1998 г.), на заседаниях лаборатории феноменологии и развития личности Института развития личности РАО (г.Москва 1994;1998 гг.), Городского экспертного совета при управлении образования г. Тюмени (1997;1998гг.), а также на заседаниях педагогического совета школы № 17 г. Тюмени (1994;1999гг) — в различных формах обучения учителей в ходе Августовских совещаний г. Тюмень (1994;1998гг.), слушателей курсов для учителей истории и права Тюменского института повышения квалификации педагогических кадров (1994;1998 гг.).

выводы:

1.уровень сформированности показателей правовой культуры повысился, причем в экспериментальном классе он стал выше, чем в контрольном, хотя в начале эксперимента уровни были примерно одинаковы, а иногда и выше в контрольном классе 6Б (умения, отношение);

2.внедряемая система организации учебной и внеучебной деятельности с исполь зованием личностно-ориентированного подхода успешно влияет на формирование показателей правовой культуры старшеклассников, т.к. активизирует их мыслительную деятельность, создает оптимальные условия для развития их познавательных интересов и активности, которая приобретает общественно полезную направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование направлено на создание системы правового образования в старших классах общеобразовательной школы, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход. Любая педагогическая задача при всех ее особенностях решается на основе рационального и эмоционального постижения определенных идей и закрепления их в личном опыте воспитуемых, организации внутриколлективных отношений, а само решение направлено на приобретение определенных знаний, убеждений, умений, навыков и привычек. Поэтому, учебно-воспитательная работа должна насыщаться правовыми идеями и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Исследование подтвердило, что процесс правового воспитания личности складывается из усвоения ею правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят свое практическое применение. В результате формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые становятся мотивами правомерного поведения. Правовые нормы общества делаются собственным отношением личности к праву, ее личностными качествами, образуя побудительную сферу ее поведения и деятельности, т. е. правовые требования общества превращаются в требования личности к самой себе.

Вооружение подростков правовыми знаниями, овладение ими навыками и привычками правомерного поведения осуществляется в процессе взаимосвязанной учебной и внеучебной работы, которая предпологает последовательное, направленное влияние всех видов деятельности на гармоничное развитие личности, что повышает эффективность правового воспитания.

Сознательное обоснование выбора учащимися варианта правомерного поведения невозможно без овладения ими достаточным запасом правовых знаний, которые приобрели бы личностный смысл, стали личностно значимыми. Правовые знания служат основой осознания действительности, без них нельзя сформировать уважения к праву.

Чтобы знание превратилось в умение, необходимо узнанное, выученное действие повторять многократно, претворять в жизнь.

Наличие у подростков умений правильно вести себя еще не всегда обеспечивает привычные формы поведения, т.к. для этого недостаточно данных умений. Чтобы перенести правило на другие ситуации, полностью использовать приобретенные умения, важно сформировать и готовность к творческой деятельности. В процессе овладения правовыми знаниями, умениями, формирование готовности к творческой деятельности возникающие эмоции тормозят или подкрепляют этот процесс. Значение эмоционально-ценностного отношения к правовым фактам и явлениям, как элемента правовой культуры, заключается в своего рода настройке подростка на то, чтобы ожидаемое поведение стало обязательным, а поступки противоправные, аморальные — маловероятными. Благодаря разъяснению и показу целесообразности и необходимости для общества и для личности права как регулятора социальных отношений формируются правовые убеждения, а благодаря закреплению в практической работе правовых умений на их основе возникают правовые навыки. Весь этот механизм способствует выработке правильных и устойчивых способов повседневного правомерного поведения личности, т. е. в конечном итоге приводит к формированию правовых привычек.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и получить следующие результаты:

На основе анализа методической литературы и научных публикаций уточнена сущность и структура правовой культуры, ее особенности у старшеклассников;

Определены условия, способствующие более эффективному формированию правовой культуры старшеклассников;

Разработаны содержание и структура правового курса, методическая система работы: а) создана модель урока с использованием личностно-ориентированного подходаб) разработана система внеучебной деятельностив) созданы методические рекомендации для учителей;

Определены критерии и уровни правовой культуры, позволяющие сделать работу по правовому образованию и воспитанию более эффективной и целенаправленной;

Получено экспериментальное подтверждение эффективности предлагаемой методической системы и осуществлено ее внедрение в учебный процесс школ г. Тюмени № 17, 1, 4 и др.

В результате исследования выявлены имеющиеся в школьной практике недостатки и трудности при осуществлении работы по формированию правовой культуры старших подростков. Наиболее существенные из них: недостаточное осознание учителями значения формирования правовой культуры, отсутствие системы в работе, отрыв правового образования от правовой действительности. Объяснением этого является, преяоде всего, слабая методическая обеспеченность данной работы, правовой скептицизм и нигилизм, наблюдаемый у части учащихся и характерный вообще для данного периода развития нашего общества, а также пренебрежительное отношение к исполнению законов даже на уровне государственных органов и общественных организаций.

Проведенное исследование открывает возможности для углубленного педагогического осмысления процесса формирования правовой культуры учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в правовом воспитании старших подростков: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992. -147с.
  2. Ю.А. Правовые знания и культура человека. -М. :
  3. Е.В. Правовая культура и обеспечение правличности. -М.: Наука, 1988. -230с.
  4. Г. Ю. Проверьте свои способности.-М., 1992.-109с.
  5. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1996.- 216.
  6. Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск, 1995. — 205с.
  7. С.С. Философия права.- М.: Норма, 1997.- 336с.
  8. В.В., Козловский А. Б. Правовое воспитаниемолодого поколения. -М., 1985, -95с.
  9. Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних.- М.: Знание, 1982.-40с.
  10. М.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика.-1992.-№ 9−10.-с.47−52.
  11. В.Е. «Недостаточность» права и морали/природа правонарушения. Проблемы качественного образования студентов юридических специальностей. // Тезисы докладов. -Тюмень, 1991. 199с.
  12. В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев: Радяньска школа, 1986.-127с.163
  13. В.Г., Баженова В.П.Правовое воспитание школьников в процессе внеклассной и внеурочной работы // Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы: Книга для учителя /Сост. А. Ф. Никитин. -М.:Просвещение, 1986.- 143с.
  14. Э.Ю. Некоторые приемы формирования правосознанияучащихся. /Нравственно-правовое воспитание учащихся/ М.: Просвещение, 1986. 143с.
  15. А.С. Внимание ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981. 126с.
  16. А.С. Дифференцированный подход к учащимся глазами психолога //Народное образование.- 1991.- № 11.-с.36−39.
  17. Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993.- 382с.
  18. Н.А. Судьба России.: Советский писатель, 1990.346с.
  19. В.В. Воспитание социальной активности учащихся.
  20. Нравственно-правовое воспитание учащихся/ М.: Просвещение, 1986. 143с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии.
  22. М.: Педагогика, 1989.- 191с.
  23. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитаниестаршеклассников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 204с.164
  24. JI.H. Программа курса «Введение в обществознание». 8−9 классы // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1998.- 224с.
  25. Л.Н. Программа курса «Человек и общество».10.11 классы // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1998.- 224с.
  26. Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика, 1997, № 4, с.11−17.
  27. Е.В. Проблема формирования нравственногосознания личности старшего школьника // Советская педагогика, 1980, № 1, с 43.
  28. Е.В. Ценностные основания Личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, № 4.- с.30−3 2 •
  29. Дж. Психология познания.М.:Мир, 1977.-193с.
  30. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -280с.
  31. Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. -М., 1987. -17с.
  32. A.M. Историческое и обществоведческое образование : стратегия развития // Преподавание истории в школе, 1995, № 3, с.55−59.
  33. Возраст и индивидуальные особенности образного мышленияучащихся / Под ред. Якиманской И.С.- М., 1989.-145с.
  34. Л.С. Избранные психологические исследования.1. М., 1956.-455с.165
  35. JI.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т.1. Т.4.-М., 1984.
  36. Ю.В., Виноградова А. А. Система воспитательнойработы в детском доме: Пособие для воспитателя.-М., 1976.- 95с.
  37. В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. -Киев: Радяньска школа, 1985. 140с.
  38. Г. А. Взаимодействие нравственного и правовоговоспитания в социалистическом обществе. /Социально-философский анализ. -М.: Высшая школа, 1989. 158с.
  39. Л.М. Формирование правосознания несовершеннолетних. -Фрунзе: Мектеп, 1986. 86с.
  40. Л.Ю. На стыке педагогики и права // Народное образование. 1971, № 1,2.
  41. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.:Педагогика, 1977.-136с.
  42. В.Е., Рудинский Ф. М. Демократия и достоинстволичности. М. :Наука, 1983.- 166с.
  43. Р.Г. Выпускник средней школы: Опыт сравнительного социолого-педагогического исследования.-М.: Педагогика, 1977.- 176с.
  44. Р.Г. Социологические проблемы воспитания.-М.:1. Педагогика, 1981.- 176с.
  45. Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразоватеных школ: Дисс.. докт.пед.наук. -М.: 1985. 378с.
  46. Г. П. Правовое воспитание в системе работы школы. М.:Педагогика, 1976.-48с.166
  47. М.А. Процесс обучения в советской школе.1. М., 1960.-164с.
  48. И.Ю. Педагогические условия социально-правовойориентации учащихся старших классов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 16с.
  49. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.
  50. М.: Учпедгиз, 1961.- 239с.
  51. В.И. К вопросу о диалектике коллективногои индивидуального в учебном процессе / Ученые записки Казанского госуд. Пединститута, 1972, -Вып.102.
  52. В. И. Организация опытно-экспериментальнойработы в школе: Пособие для руководителей школ, учителей и воспитателей. -Тюмень, 1993.- 235с.
  53. Г. Е. Психологические вопросы формированияубеждений. -М., 1982. -119с.
  54. Л. В. Обучение и развитие.-М.:Педагогика, 1978.213с.
  55. А. Г. Потребности, интересы, ценности. -М. :1. Наука, 1986. 240с.
  56. Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. Минск: Наука и техника, 1984.-128с.167
  57. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа.
  58. Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1988. -16с.
  59. И.А. О сущности правосознания. -Мюнхен, 1956.
  60. А.Н. Гражданское образование: цели, формы и методы работы // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1998, — 224с.
  61. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.:Педагогика, 1981. -200с.
  62. B.C. Правовое воспитание как средство активизации человеческого фактора: Автореф. дисс.. канд. фил. наук. -Кишинев, 1989. -18с.
  63. В.Н. Введение в юриспруденцию // Основы государства и права.- 1998, № 1.- с.26−27
  64. Г. В. Система работы с несовершеннолетними попредупреждению правонарушений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Запорожье, 1991. -15с.168
  65. Н.М. Политическая и правовая культура : Методологические проблемы. -М.: Наука, 1983. -280с.
  66. А.А. Индивидуализация учебной деятельности какпедагогическая проблема. Казань, 1982. -224с.
  67. . А. Реальность объективного права. Критико-методологический этюд. //Логос. Международный ежегодник по философии культуры. М., 1910. Кн. 2.
  68. . А. Социальные науки и право. М., 1916,397с.
  69. М.В. Обучение на основе целостного личностногоопыта: стратегия гуманизации учебного процесса // Инновационная деятельность в образовании.- 1994.- № 2. с.14−15.
  70. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.
  71. М.: Просвещение, 1989.- 254с.
  72. Кон И. С. Психология старшеклассника //Хрестоматия попсихологии. Под. ред. А. В. Петровского.-М.: Просвещение, 1987.- с.370−376.
  73. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1979.- 175с.
  74. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса : Учебное пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. институтов.-М.: Просвещение, 1983.- 223с.169
  75. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Книга для учителя.-Самара: Самарский университет, 1994.- 136с.
  76. В.М. Самоуправление школьников.- М.: Просвещение, 1981.- 208с.
  77. А.К., Галочкин Н. Т. Организация правового воспитания в производственном коллективе. Алма-Ата, Казахстан, 1983.-65с.
  78. А.И. Организация самовоспитания школьников:
  79. Книга для учителя.- Минск: Нар. асвета, 1990.- 175с.
  80. А.И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми:
  81. Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1986.- 160с.
  82. В.В. Проблемы научного обоснования обучения.
  83. М.: Педагогика, 1977.- 264с.
  84. Л.Ю. Психологические особенности отношениястаршекласников к правовым нормам. Автор, дисс. псих. наук. М. 1978, с.15
  85. Н.К. К вопросу о хулиганстве // Пед. соч. в 11 т.- М, 1958.- т.5.- с.1−84
  86. Г. А. Взаимодействие нравственного и правовоговоспитания личности старшего подростка. М.: 1979.
  87. Л.В. Истоки гражданственности.-М.: Педагогика, 1986.- 160с.
  88. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия вмыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1971. -112с.
  89. М. Н. Права человека: история и современность.-М., 1992.170
  90. Н.С. Проблема общих способностей в возрастномаспекте. // Вопросы психологии.- 1969.-№ 2.-с.46−51.
  91. И.Я. Дидактическая система методов обучения.1. М.: Знание, 1976.- 64с.
  92. Лидеры XXI века. М.: Начала-Пресс, 1996. — 120с.
  93. . Т. Педагогика // Курс лекций. М., 1993.1. С. 277.
  94. .Т. Философия воспитания: Специальный курс.
  95. М.: Прометей, 1995.- 282с.
  96. .Т. Экология личности//Педагогика.- 1993.- N2.- С.20
  97. Личность и уважение к закону. Социологический аспект.1. М.: Наука, 1979.- 285с.
  98. Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986.- 263с.
  99. А.С. Сочинение, т.1, 576с.
  100. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. Педагогическая наука реформы школы. -М., 1988. -145с.
  101. И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Просвещение, 1985. -230с.
  102. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка.
  103. М.:Просвещение, 1970. -213с.
  104. Методика правового воспитания учащихся. Учебное пособиедля студентов педагогических институтов./под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. -М., 1982. -174с.
  105. Г. М. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних .- Киев: Политиздат Украины, 1987.-215 с •171
  106. Г. М., Мирзажанов К. Проблемы охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями.- Ташкент, Узбекистан, 1984.- 17бс.
  107. Э.И. Основы педагогических знаний.-М.: Педагогика, 1986.- 199с.
  108. Э.И. Теоретические основы коммунистическоговоспитания школьников.-М.: Педагогика, 1983.- 320с.
  109. С.А. Учебно-правовые ситуации как средстваформирования правомерного поведения учащихся ПТУ: Дисс.. канд. пед. наук.- Ленинград, 1989.- 176с.
  110. Э.М. Правовое воспитание школьников. -М.:ние, 1975.- 45с.
  111. В. О. Основы правоведения.- М.: Педагогика, 1994.- 160с.
  112. В.О. Программа «Азбука гражданина» (Гражданское образование).8−9 классы //Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М:ЦГО, 1998.-224с.
  113. B.C. Право и закон. История правовых учений.-М.: Наука, 1983. -366с.
  114. А.Ф. Об изучении прав человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.:ЦГО, 1998.- 224с.
  115. А.Ф. Права человека. Учебное пособие для средних школ. -М., Новая школа, 127с.
  116. Никитин А. Ф. Программа курса «Право и политика» 9 класс
  117. Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин.-М.:ЦГО, 1998.- 224с.
  118. А.Ф. Программа факультативного курса «Права человека» // Преподавание истории в школе, 1992, № 3−4, с.28−31.172
  119. А.Ф. Формирование правовой культуры у школьников / / Нравственно-правовое воспитание учащихся. -М.: Просвещение, 1986.- 143с.
  120. А.Ф. Что такое правовая культура?: Книга дляучащихся старших классов. -М.: Просвещение, 1988.-112с.
  121. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (Деловые советы).-М.: Издательство Ассоциация «Профессиональное образование», 1998.- 134с.
  122. Л.И. Пути оптимизации воспитания личностишкольника.- М., 1976.- 52с.
  123. В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1988. -32с.
  124. В.М. Правовое воспитание и социальный опытшкольников / / Нравственно-правовое воспитание учащихся. -М.: Просвещение, 1986.- 143с.
  125. Н.Г. Формирование коммунистического мировоззрения : Работа со старшеклассниками при изучении гуманитарных предметов.- Минск: Нар. асвета, 1986.- 223с.
  126. Е.А. Методические принципы организации жизнишколы в духе «Всеобщей декларации прав человека».- Владимир, 1995.- 55с.
  127. Остапец-СвешниковА.А. Педагогика туристскокраеведческой работы в школе.- М.: Педагогика, 1985.-104с.
  128. Л. И.. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. С-Петербург.1908.- 107 с.
  129. Л.И. Теория права и государства в связи стеорией нравственности. С-Петербург, 1910. Т. II. 787с173
  130. В.Г. Формирование правосознания старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1987. -16с.
  131. И.Ф. Формирование правосознания личности.1. Л., 1972.- 97с.
  132. В.П. Формирование готовности будущих учителей к правовому воспитанию школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. -17с.
  133. Правовая культура и вопросы правового воспитания ./Сборник научных трудов. -М., 1974.- 202с.
  134. Психология обучения / Под ред. Б. Ф. Баева. Киев.: Радяньска школа, 1972. -135с.
  135. А.Р. Структура и функции правового сознания //
  136. Проблемы социологии права. Выпуск 1. Вильнюс, 1970.244с.
  137. Ролевые игры в преподавании прав человека /Сборник -М., 1. Мемориал", 1995. -96с.
  138. С. Л. Основы общей психологии.
  139. М.:Просвещение, 1946. 536с.
  140. С. Л. Проблемы общей психологии.
  141. М.:Просвещение, 1976.- 466с.
  142. М.М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей. -М.: Право и жизнь, 1925.- 183с.
  143. И. Ф. Основы правовой педагогики. Ростов-на-Дону:
  144. Издательство Ростовского университета, 1973.- 157с.
  145. И.Ф. Правосознание и правовое воспитание в советском обществе. Ростов: Издательство Ростовского университета, 1969.- 191с.
  146. В.В. Личностно ориентированное обучение // Педагогика, 1994, № 5.- с.11−12.174
  147. В. В. Драма российского закона.- М.: Издательство «Юридическая книга», ЧеРо, 1996. 144с.
  148. Я.В. Курс «Граждановедение» сегодня и завтра.//
  149. Преподавание истории в школе. 1992, № 1−2, с35−38.
  150. Ю.П. Системный анализ воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1986.- 137с.
  151. П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Цит. по книге Смирнова В. В. Драма российского закона.- М.: Издательство «Юридическая книга», ЧеРо, 1996. -126с.
  152. Э.В. Всестороннее развитие личности и право.//
  153. Советское государство и право. 1982, № 3, с. 3−12.
  154. М.Т. и др. Повышение эффективности обученияосновам советского государства и права. -М.: Просвещение, 1989.- 223с.
  155. Н.Г. Формирование правовых ориентаций старшеклассников в процессе обучения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1983.- 21с.
  156. В.А. Стать человеком //Комсомольская правда.- 1970.- 7 октября.
  157. А.Е. Правовое воспитание старшеклассников. Книгадля чтения. -Минск: Нар. асвета, 1988.- 72с.
  158. Татаринцева Е, В. Правовое воспитание / методология иметодика /.М.: Высшая школа, 1990. 175с.
  159. Д.Е. Правовое самовоспитание молодежи. Киев: Родяньска школа, 1991.- 32с.175
  160. В.В. Теоретические проблемы правового воспитания в развитом социалистическом обществе. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1982.- 34с.
  161. А.Р. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968.-286с.
  162. Г. А., Парфенов В. А. Мы и наши дети.-Алма-Ата:1. Жалын, 1978.- 88с.
  163. Д.И. Проблемы возрастной и педагогическойпсихологии: Избранные психологические труды.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 367с.
  164. Д.И. Психология развивающейся личности.
  165. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512с.
  166. Д.И. Психология развития личности в антогенезе.-М.: педагогика, 1989.- 208с.
  167. Д.И. Трудный подросток (Некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста).- Душанбе: «Ирфон», 1972.- 184с.
  168. Г. Н. Воспитание личности школьника. -М.: Педагогика, 1985.- 223с.
  169. Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личностив условиях развитого социализма.-М.: Педагогика, 1978.
  170. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ под.ред. И.В. Дубровиной- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. АПН СССР.-М.: Педагогика, 1987.- 192с.176
  171. Т.И. Педагогические технологии: что это такое икак их использовать в школе / Практико-ориентированная монография.- Москва-Тюмень, 1994.- 288с.
  172. В.А. Социально-педагогические условия реализации прав ребенка в школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1993. -18с.
  173. Т. А. Осознание старшеклассниками гражданскихправ и обязанностей как условие правового формирования личности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1980. -15с.
  174. .Е. Лучший путь воспитать коммунаров.-М.: Знание, 1980.- 95с.
  175. З.К. Младшим школьникам о правах человека.
  176. М.: «Вита-Пресс», 1995.- 32с.
  177. З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка .-М.:Российское педагогическое агентство, 1997.-250с.
  178. Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материалдля работы с детьми.- М.: Новая школа, 1994.-96с.
  179. Н. И. Содержание правового образования.
  180. Преподавание истории в школе. 1996. -№ 4, 5.
  181. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.:Сентябрь, 1996.- 96с.
  182. И.С. Требования к программам, ориентированнымна развитие. //Вопросы психологии.-1994.- № 2.-с.16−21.
  183. Gudrun Bottger Von Teddys, Tabak und anderen Gefuhlen.
  184. Einstieg in die Arbeit mit Kommunikations- und Rollens-pielen //Padagogik, 1994.- № 4.- s.6−9.
  185. Tibor R. Machan The Bill of Rights and Moral Philosophy
  186. The Freeman. Ideas on liberty. July, 1992.- p. 270−272.177
Заполнить форму текущей работой