Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников
Диссертация
Ускоренное развитие современного общества, усиление конкуренции между отдельными странами, предприятиями, фирмами предъявляют повышенные требования к качеству подготовки технических кадров. Эффективное воспроизводство научно-технической элиты нашей страны требует ежегодного выпуска из ВУЗов России примерно 500 максимально развитых в творческом отношении молодых исследователей. Для этого… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Социально-педагогические предпосылки необходимости создания педагогических условий для развития физико-технического творчества в основном и дополнительном образовании
- 1. 2. Сущность физико-технического творчества школьников в основном и дополнительном образовании
- 1. 3. Теоретические основы разработки педагогических условий развития физико-технического творчества школьников
- 1. 4. Анализ современного опыта организации физико-технического творчества в основном и дополнительном образовании
- ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 1
- ГЛАВА 2. ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
- 2. 1. Психолого-педагогическое обоснование двухступенчатой развития физико-технического творчества школьников. схемы
- 2. 2. Вторая ступень развития физико-технического творчества школьников
- ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ
- 3. 1. Организация системы «Школа — учреждения дополнительного образования — ВУЗ» по развитию физико-технического творчества учащихся
- 3. 2. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
Список литературы
- Адам М. Дреер Преподавание в средней школе США / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1983.-288с.
- Аитов Н.А., Мавлютов P.P., Назарова З. М. Непрерывное образование и ВУЗ. М.: Знание, 1989. — 64с.
- Альтшуллер Г. С. Справка «ТРИЗ 88». — Баку: 1988. — 22с.
- Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 1986.- 128 с.
- Асмолов А.Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород: Новгород, 1993. — С. — 24
- Бабаев В.Г., Корнеева Т. П., Юносов Е. Н. и др. Турнир юных физиков. -М.: МГУ, 1987. 35с.
- Бабаев В.Г., Корнеева Т. П., Юносов Е. Н. и др. Турнир юных физиков. -М.: МГУ, 1987.-78с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
- Балясная J1.K. Воспитание школьников во внеурочное время. М.: Просвещение, 1980. — 188 с.
- Барышников Е.Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание. // Современные подходы к методологии и технологии воспитания. С.-П., 1997 — С. 68−75
- Бежев В.А., Щукин И. А., Самойлов Е. А. Экспериментальные задачи по физике /методические рекомендации/. Самара, 1993. — 36с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. Ф. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1 — С.3−8
- Блудов М.И. Беседы по физике. М.: Просвещение, 1984. — 207с.
- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./Гл. ред. A.M. Прохоров. М.:Сов. Энциклопедия, 1991. — Т.2 — 768с.
- Броневщук С.Г., Машевский Н. Д. Самостоятельные работы по физике в 6−7 классов. -М.: Просвещение, 1978
- Бударный А.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Сов. педагогика. 1995. — № 7 — С. 38−47
- Вербицкая Н.О., Бодряков В. Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление. М.: Сентябрь, ж. Дир. шк. — 1998. — № 8 — 128с.
- Вестник образования, 2001. — № 23 — С. 3−4
- Внеурочная работа по физике / Под ред. Кабардин О. Ф., Браверманн Э. М., Глущенко Г. Р. и др. — М.: Просвещение, 1983. 223с.
- Воробьев А.П. Организация и проведение брейн-ринга по физике в средней школе (Методическое пособие). Н. Новгород: ВГИПА, 2002. -17с.
- Воробьев А.П. Темы курсовых работ по физике (Методическое пособие).- Н. Новгород: ВГИПА, 2002. 54с.
- Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск. / Сост. Баженова И. Н. М.: Педагогика. — 1988. — 472с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982- 144с.
- Волковыский Р.Ю., Темкина Д. А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике. М.: Просвещение, 1993. — 175с.
- Время искать: Сборник / Сост. В.Захаренко. М.: Молодая гвардия, 1990.- 254с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. С. 92
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. С.-П.: Союз, 1997. — 92с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988ю-464с.
- Гин А. А. Зоопарк творческих задач. // ж. Школьная технология. 2000. -№ 5-С. 218−220
- Глазунов А.Т., Дик Ю.И., Игошев Б. М. и др. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1985. — 159с.
- Горский В.А. Техническое творчество школьников. М.: Просвещение, 1981.-96с.
- Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. — М.: ДОСААФ, 1980.- 144с.
- Горский В.А., Комский Д. М., Раздымалин И. Ф. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству. М.: Просвещение, 1985.- 176с.
- Демидюк В.А. Современная школа и педагогика за рубежом // Проблемы совершенствования содержания и организации образовательного процесса. Выпуск 3. часть 1. Н. Новгород, ВГИПИ, 1999. — С.79−88
- Дидактика средней школы / Под. ред. М. А. Данилова и М. К. Скаткина. М.: Просвещение, 1975
- Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 210с.
- Доцоев Л.Я., Кузнецова Т. Н. Стратегический потенциал науки Челябинска / ж. Внешкольник. 2001. — № 13 — С. 13−14
- Дурандина Т.В. Дополнительное техническое образование в общеобразовательном учреждении как компонент непрерывногопрофессионального образования // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н. Новгород, 2002. — С. 38
- Закатова И.Н., Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Организация внеурочной деятельности школьников по самосовершенствованию // ж. Школьная технология. 1999. — № 1 — С. 77−88
- Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980.- 121 с.
- Иванов С.А. Методические особенности и возможности реализации принципа соответствия при обучении физике. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Самара, СГПУ, 1999. — С. 15
- Иванов С.А. Дополнительное образование пространство для творчества и самореализации личности школьника // Непрерывное образование. -Орехово-Зуево, 2001. — 185с.
- Иванов Ф.И., Лукин М. А. Интаграция образовательного процесса по физике на этапе школа-университет // Школа и ВУЗ: достижения и проблемы непрерывного физического образования. Екатеринбург, УГТУ, 2000.-С. 99−100
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: МПСИ, Флинта, 1998. — 191с.
- Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика // Статьи и выступления. -4-е изд. М.: Наука, 1987. — 496с.
- Кечнев Л. и др. Техническое творчество и новые информационные технологии // ж. Внешкольник. 1999. — № 7,8 — С. 28−30
- Коваль М.Б. Современные подходы к критериям эффективности управления учреждениями дополнительного образования // ж. Внешкольник. 1999. — № 1 — С. 3−4
- Козырева А.Ю. Лекция по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-339с.
- Колотилов В.В., Рузаков В. А., Иванов Ю. И. техническое моделирование и конструирование. М.: Просвещение, 1983. — 255с.
- Космодемьянский А.А. Воспитывать подвижников научно-технического прогресса // ж. Физика в школе. 1984. — № 3 — С. 32−37
- Крылова Н., Леонтьева О. Образование, ориентированное на свободу и самоопределение ребенка // ж. Директор школы. 2001. — № 2 — С. 6576
- Кушко А. За рамки традиционных программ // ж. Директор школы. -1998.-№ 4-С.67−71
- Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М.: Просвещение, 1991. — 223с.
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. М.: Просвещение, 1977. -224с.
- Ланина И.Я., Тряпицына А. П. Раздвигая границы привычного. -Лениздат, 1990. 109с.
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. — М.: Наука, 1979.- 128с.
- Ландау Л.Д., Китайгородский А. И. Физика для всех. М.: Наука, 1978. -208с.
- Лихтштейн И.Е. Теория и практика формирования целостного отношения школьников к физическим знаниям. Автореферат дисс. канд. пед. наук. С.-П., РГПУ им. Герцена, 2000. — 40с.
- Логвинов И.И. Общеобразовательная школа: совершенствование структуры в учебных планах // Сов. педагогика 1989. — № 1 — С. 4651
- Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор среды становление общеобразовательной среды для младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 254с.
- Маковецкий П.В. Смотри в корень. М.: Наука, 1991. — 352с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 192с.
- Меерович М., Шрагина JI. Пора спускать лодку на воду // ж. Директор школы. 1996. — № 5 — С. 60−68
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М.: Просвещение, 1989.- 160с.
- Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996. -240с.
- Методическое пособие для школьного конструкторского кружка / Под ред. М. К. Тесленко. Владимир, 1975. — 82с.
- Можаев В.В., Чешев Ю. В. Московский физико-технический институт // ж. Физика в школе. 2001. — № 1 — С. 68−75
- Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1989. 192с.
- Низамов И.М. Задача по физике с техническим содержанием. М.: Просвещение, 1980. — 96с.
- Никулин С.К. Основа достижения образовательные технологии // ж. Внешкольник. — 2001. — № 4 — С. 23−24
- Никулин С.К., Степамчикова М. А. Инженер профессия творческая // ж. Внешкольник. — 2001. — № 4 — С.25
- Одияк Б.П. Совершенствование форм и методов контроля знаний по физике в средней школе Франции // ж. Физика в школе. 1991. — № 4 -С.74−79
- О межвузовском центре воспитания и развития талантливой молодежи в области естественных наук «Физтех-центр» (Приказ Министерства образования РФ от 22 сент. 1999 г. № 367) // ж. Вестник образования. -2000. № 9 — С.8−10
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991.- 287с.
- Орлов Е.В. Образовательное пространство и педагогические технологии // Высокие технологии в пед. процессе. Т.1. Н. Новгород, ВГИПА, 2002. -С. 117−118
- Осиповский М., Степанов Н. Способность к принятию себя и другого // ж. Директор школы 1998. — № 1 — С.63−69
- Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по своему // ж. Директор школы. 2000. — № 2 — С. 67−72
- Панов В. Не только дар, но и испытание // ж. Директор школы. 2000. -№ 3 — С. 56−62
- Передреева О.Б. Педагогические условия формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании. Дисс. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002. — 182с.
- Перельман Я.И. Занимательная физика.- М.: Наука, 1976. 224с.
- Педагогическая энциклопедия / Гл. ред.: И. А. Каиров и др. Т.1−4. М.: Советская энциклопедия, 1966
- Пейп С. Дж., Чошанов М. А. учебные портфолио- новая форма контроля и оценки достижений учащихся // ж. Директор школы. 2000. — № 1 — С. 7582
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Под. ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224с.
- Пиявский С.А. Математическое моделирование развития научно-технических способностей. Автореферат дисс. .д.т.н. Самара, 2001. -30с.
- Поволяева М.Н. Творчество педагога творчество ребенка // ж. Внешкольник, — 2000. — № 11 — С. 2−4
- Правда и домыслы о Российском образовании // ж. Вестник образования. -2001. № 9-С. 3−21
- Пурышева Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. -М.: Прометей, 1993. 161с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1975. 182с.
- Разумовский В.Г. творческие задачи по физике М.: Просвещение, 1966. — 153с.
- Разумовский В.Г. Гипотеза как объект изучения и метод учебного познания физики // Проблема определения концепции образовательного стандарта по физике. М.: МПУ, — 1995. — С. 59−61
- Ремизова О.А. Исследовательская деятельность в научном обществе учащихся как начальный этап становления будущего специалиста // Актуальные вопросы развития образования и производства. -Н.Новгород, 2002. С. 64
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. — 239с.
- Рональд де Грот Дифференциация в образовании // ж. Директор школы, -1994. № 5 — С. 12−18- № 6. — С.2−5
- Сазонов В. Каждый нужен, каждый незаменим // ж. Народное образование, 1996. — № 10 — С.36−41
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1990. -240с.
- Сахаров А.В. развитие познавательного интереса учащихся к изучению физики на основе экспериментальных задач по экологической направленности. Автореферат дисс. канд.пед.наук. Арзамас, АГПИ, 2000. — 24с.
- Синева H.JI. Теория решения изобретательских задач и уроки технического творчества в учреждениях начального и среднего профессионального образования // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н. Новгород, 2002. — С.48−49
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып.7. Инноватор Bennet colledge. — М.: 1997. -С. 177−184
- Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспектива. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
- Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонстона: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1991. 264с.
- Технология. Трудовое обучение (Учебное издание), М.: Просвещение, 2002. — 230с.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.-240с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264с.
- Усова А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 158с.
- Фадеева А.А. Проблемы школьного курса физики. Автореферат д.п.н. М.: РАО, 2000. — 70с.
- Фадеева А.А. Теория и практика интеграции естественнонаучных знаний в курсе физики общеобразовательной школы. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 1998. — 88с.
- Фабрикант В.А., Глазунов А. Т., Разумовский В. Г., Физика и научно-технический прогресс. -М.: Просвещение, 1988. С. 176
- Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач ТРИЗ // ж. Школьная технология, — 2000. — № 5 — С. 215−218
- Хролович В.И. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроках физики.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. 86с.
- Чеков М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции // ж. Внешкольник, 2000. — № 10 — С.8−9
- Честных Ю.Н. Открыть человека. М.: Просвещение, 1991. — 206с.
- Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // ж. Директор школы, 2000. — № 4 — С. 56−61
- Чулошникова P.M., Никитин В. Н. Один из путей развития изобретательских умений // ж. Физика в школе, 1996. — № 3 — С. 38−41
- Шкунова А.А. Развивающие возможности образовательной среды учебного заведения // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н. Новгород, 2002. — С. 30−31
- Шкунова В.К. Личностно-ориентированное образование: теория и практика // Высокие технологии в педагогическом процессе. Т.1. -Н.Новгород: ВГИПА, 2002. -С. 70−71
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1997. — 224с.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии, 1989. — № 6 — С. 5−13
- Янковский Л.А. В добрый путь. М.: Машиностроение, 1989. -160с.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование, 2000. — № 2 — С. 16−22