Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовное воспитание студентов средствами физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общенаучными и частнопедагогическими подходами, эффективно используемыми в практике духовного воспитания студентов средствами физической культуры, явились: культурологический, системный, комплексный, синергетический, аксиологический, акмеологический, информационный, личностный, личностно-деятельностный. Будучи примененными к исследованию и преобразованию педагогической системы в вузе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Духовное воспитание студентов средствами физической культуры как научно-педагогическая проблема
    • 1. 1. Проблема духовного воспитания студентов средствами физической культуры в современной научно-педагогической литературе
    • 1. 2. Сущность и содержание духовного воспитания студентов
    • 1. 3. Функциональные возможности физической культуры в процессе духовного воспитания студентов
  • Выводы
  • Глава 2. Практика духовного воспитания студентов средствами физической культуры
    • 2. 1. Модель духовного воспитания студентов средствами физической культуры
    • 2. 2. Педагогические условия реализации предложенной модели воспитания
    • 2. 3. Основные результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Духовное воспитание студентов средствами физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Масштабность социально-экономических изменений в России, их сложность, противоречивость и недостаточная научная обоснованность объективно обусловливают необходимость изменения образовательной стратегии высших учебных заведений. Россия переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: меняется общественно-политический строй, экономический уклад. Деформируется прежняя система духовных ценностей и ориентиров, а новые — еще не выработаны. Распространяется/система ложных ценностей: «массовой» культуры и субкультур: потребительстваразвлечения, культа силы, агрессии, свободы без ответственности, упрощенчества.

Процесс перестройки экономики России постепенно приводит в движение ее культурообразующие и гуманитарные функции, реализации которых, в первую очередь, зависит от личности специалиста, участвующего в социально — экономическом взаимодействии, от его профессионализма, общекультурного развития, активной духовно — нравственной позиции, образа жизни.

В обществе сложилась противоположная ситуация. Произошло отчуждение специалистов от общества, культуры, возник дефицит духовности, интеллигентности, отрыв его от национально — культурных традиций, обогащенных общечеловеческим и интернациональным содержанием.

Заметная роль в духовном развитии студентов принадлежит физической культуре как учебной дисциплине и как одной из подсистем целостного педагогического процесса;

В настоящее время акцентируется внимание исследователей — педагогов на значимости воспитания в вузе. Ряд исследователей обращает внимание на воспитание духовности, духовных качеств и способностей человека (А.А. Бодалев, В. И. Мурашов, В. Д. Шадриков, Н. Е. Щуркова и др.).

В последние годы появились работы, авторы которых рассматривают влияние физической культуры на духовный, нравственный уровень личности, повышение общей и профессиональной культуры молодежи. Так, Г. Н. Демерза, В. П. Иванченко рассматривают физическую культуру в социально — философском аспекте. В. В. Дудоров исследовал процесс формирования ценностных ориентаций в сфере физическойкультуры, с социально-педагогических позиций. Проблеме воспитания физической культурой как интегративного качества личности студентов различных вузов посвящены работы М. Я. Виленского, В. И. Ильинича, С. Д. Шамрая.

Однако научные исследования, посвященные духовному воспитанию студентов посредством физической культуры, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы. Дискуссии о духовном воспитании молодежи, широко охватившие научно-педагогическую общественность, практически не затронули решение этой проблемы с позиции возможностей физической культуры.

Отсюда вытекают следующие противоречия.

Во-первых, с одной стороны, современное общество сегодня испытывает острый социально-духовный кризис, с другой стороны — система образования не готова к решению этой проблемы на всех уровнях образования, в том числе высшего профессионального, учебные предметы, в своем большинстве, построены обезличенно, этически нейтрально.

Во-вторых, с одной стороны, физическая культура имеет существенный потенциал в области духовного воспитания студентов, с другой стороны — этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке проблемы духовного воспитания студентов средствами образовательных дисциплин, в том числе физической культуры.

В третьих, с одной стороны, стандарты профессиональной подготовки специалистов носят название «образовательные стандарты», с другой — они содержат только учебную составляющую и не содержат воспитательной, что противоречит определению понятия «образование». Можно констатировать, что существует разрыв между учебными и воспитательными целями.

Попытки решения проблем духовного воспитания молодежи методом проб и ошибок приводят к «топтанию на месте». Необходима стратегия, опирающаяся на устойчивые положения философии образования. Необходим механизм реализации постулата о государственной ценности духовного воспитания посредством системы образования и обоснование технологии воспитательной работы в данном направлении, включая духовное воспитание посредством физической культуры.

Таким образом, возникает научная проблема выявления и анализа педагогических условий, способствующих духовному воспитанию студентов посредством физической культуры.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объест исследования: процесс воспитания студентов в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия духовного воспитания студентов средствами физической культуры.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы в педагогической науке и практике.

2. Определить структуру, содержание, уточнить сущность духовного воспитания студентов в современных условиях.

3. Разработать педагогическую модель духовного воспитания студентов средствами физической культуры, включающую содержание, формы, методы и условия ее реализации.

4. Выявить и экспериментально обосновать систему педагогических условий, способствующих духовному воспитанию студентов средствами физической культуры.

5. Разработать учебно-методические материалы для преподавателей вузов по использованию средств физической культуры в духовном воспитании студентов.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс духовного воспитания студентов средствами физической культуры будет существенно улучшен:

— при построении процесса духовного воспитания в соответствии с потребностями современного общества, закономерностями и тенденциями развития социума;

— активном использовании разнообразных форм и методов в направлении духовного воспитания студентов;

— усилении воспитательной составляющей учебного процесса в вузе;

— применении идей общенаучной и междисциплинарной интеграции при формировании содержания педагогической модели воспитательного процесса;

— опоре педагогической модели духовного воспитания на обучение в деятельности, самообучение, формирование внутренней духовной мотивации личности;

— актуализации готовности студентов к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению.

Методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность образования как всеобщей формы развития личности и общества, теории человеческой деятельности и общенияисторико-логический, акмеологический, системный, комплексный, культурологический, информационный, синергети-ческий подходы к процессу личностного становления студента в вузеведущие идеи зарубежных и отечественных специалистов в области духовного воспитания личностиисследования по педагогике высшей школы.

Теоретической основой исследования являются положения: о духовном начале современной педагогики (В .И. Андреев, Е. П. Белозерцев, В. Г. Воронцова, Б. С. Гершунский, B.C. Кукушкин, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, В. Шубкин и др.) — о духовно-нравственном воспитании и совместной деятельности в образовательном процессе высшей школы (А.Г. Бисько, С. Д. Лаптенок Т.К. Селевко, М. И. Старов, Д. В. Чернилевский, и др.) — об общественном, биологическом бытие, духовнойкультуре (Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, О. Д. Волчек, С. И. Гессен, Ф. М. Достоевский, М. И. Дробжев, В. В. Кузин, А. Ф. Лосев, Б. А. Никитюк и др.) — о влиянии физической культуры на духовный, нравственный уровень личности (М.Я. Виленский, Г. Н^ Демерза, В. ВДудоров, В. П. Иванченко, В. И. Ильинич, С. Д. Шамрай и др.) — о методологических подходах к формированию содержания физкультурного воспитания (Е.В: Александрова, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, Р. В. Картушев, Л.П. МатвеевН.И. Пономарев, В. И. Столяров и др.) — закономерности образовательного процесса в вузе (А.И. Арнольдов, Л. С. Выготский, Б. С. Гершунекий, В. В. Давыдов, И. Ф. Исаев, И. А. Зимняя, P.M. Куличенко, А. Н. Леонтьев, Л. Н. Макарова, М. И. Старов, М. С. Чванова и др-) — идеи гуманистических отношений (М.А. Вейт, М.И. Старов) — Методологическую функцию в исследовании реализовали также общенаучные подходы к познанию и преобразованию практики.

В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в Интернете. Среди них: электронные каталоги диссертационного зала РГБ, электронная документация на сервере Министерства образования Российской Федерации «Информика», материалы международных, Российских и региональных сетевых конференцийразмещенных в Интернете по проблеме исследования.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опытаопытно-экспериментальная работа, наблюдения, беседы, анкетирование, моделирование ситуации, метод самооценки.

Автоматизированная обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерных средств: автоматизированных анкет самооценки, систем обработки числовой, текстовой и графической информации, пакетов математической статистики и др.

Опытно-экспериментальная база исследования: Липецкий государственный педагогический университет, общеобразовательные школы г. Липецка, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, школа «Добра и мужества» Липецкого государственного педагогического университета.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе (1998;1999 гг.) проводилось накопление эмпирического материала, определялись методологические и методические подходы к решению проблемы.

На втором этапе (1999;2000 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт работы. На этом этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.

На третьем этапе (2001 -2003 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы была разработана: и уточнена методика исследования: организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой проводилось уточнение рабочей гипотезы, разработаны методические рекомендации и организовано проведение: теоретического обобщения результатов опытно-экспериментальной работы,.

Научная новизна исследования состоит в том, что определена структура и содержание, уточненасущность духовного воспитания студентов средствами физической культурыобоснованы критерии сформированное&tradeличностных качеств, определяющих уровень духовного воспитания студентовразработана педагогическая модель духовного воспитания студентов средствами физической культурыразработаны учебно-методические материалывыявлены и обоснованы социально-педагогические условия, способствующие духовному воспитанию будущих специалистов в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена модель духовного воспитания студентов неспортивного профиля средствами физической культуры, включающая содержательный блок, сформированный на основе междисциплинарной интеграции, и ряд педагогических условий, способствующих духовному воспитанию студентов;

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в исследовании практические положения и выводы могут способствовать повышению уровня* духовного воспитания в процессе обучения студентов в вузе. Работа содержит научно обоснованные рекомендации для преподавателей и администрации вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. К настоящему времени сложились предпосылки совершенствования процесса духовного воспитания студентов средствахми физической культуры, обусловленные потребностями общества, семьи, личности, среди которыхнеобходимость повышения общекультурного уровня студентов, формирования' внутренней духовной мотивации и приоритета общечеловеческих интересов, необходимость создания условий для духовного саморазвития личности.

2. Духовное воспитание студентов средствами физической культуры — это:

1) целенаправленныйпрогресс, который и в содержательном, и в организационном аспекте зависит от поставленных целей .и ожидаемых результатов, подчиненных целям формирования готовности к здоровой, полноценной жизнедеятельности и профессиональной деятельности в современных условиях и участия в ее преобразовании, формирования способности к самореализации на основе удовлетворения личностных, общественных и государственных потребностей;

2) результат, фиксирующий факт присвоения государством, обществом и усвоения личностью всех 1(енностей, порожденных этим процессом, которые важны для их экономического, нравственного, интеллектуального состояния;

3) фактор изменения личностных качеств будущего специалиста, среди которых: коллективизм, целеустремленность, смелость, решительность, способность к сотрудничеству, потребность в здоровом образе жизни и другие.

3. Педагогическая модель духовного воспитания средствами физической культуры базируется на обучении в деятельности, самообучении, требованиях к знаниям, умениям, навыкам, личностным качествам и представляет собой интеграции различных областей знаний, способствующих духовному воспитанию посредством физической культуры. Модель включает содержание, формы, методы, условия, способствующие духовному воспитанию студента.

3. Педагогические условия, способствующие духовному воспитанию студентов неспортивного профиля средствами физической культуры, включают:

1) усиление воспитательной составляющей учебного процесса в области духовного воспитания личности;

2) построение процесса духовного воспитания в соответствии с потребностями и тенденциями развития социума;

3) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды, активном использовании разнообразных форм и методов, способствующих духовному воспитанию личности;

4) создание условий актуализации готовности студентов к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению, формирование внутренней духовной мотивации;

5) подготовку педагогических кадров в направлении духовного воспитания студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. В исследовании нашел отражение многолетний опыт педагогической работы, автора в педвузе. Опытно-экспериментальной базой явился: Липецкий государственный педагогический университет. Экспериментальная часть исследования осуществлялась по единому замыслу и методике, предусматривала создание нового опыта в специально организованных условиях. Автор является организатором и создателем школы «Добра и мужества» Липецкого государственного педагогического университета, в которой более 350 воспитанников.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на VI региональной научно-практической конференции (Липецк, 2001), на международной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование: состояние, тенденции, перспективы развития» (Липецк, 2000), на общероссийских конференциях (Тамбов, 2001, 2002, 2003).

Материалы исследования внедрены в учебный процесс в форме различных учебно-воспитательных мероприятий.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса эмпирических теоретических методов, соответствующих целям и задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики, комплексным характером опытно-экспериментальной работы и применением в процессе обработки ее результатов методами математической статистики.

Структура диссертационнойработы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

148 Выводы.

Педагогический процесс духовного воспитания студентов средствами физической культуры основывается на совокупности принципов: принцип ориентации на ценности и ценностные отношениипринцип субъективностипринцип целостностипринцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесногопринцип свободосообразностипринцип культуросообразностипринцип деятельного подходапринцип вариативности и многообразияпринцип оптимизациипринцип интеграции валеологического знания в курс физического воспитанияпринцип субъективного.

Определение полноты системы принципов духовного воспитания средствами физической культуры делает предлагаемый перечень принципов отнюдь не конечным теоретическим обобщением. Принципы указывают на необходимые условия формирования и развития позиции личности студента. Это означает, что соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, так как он зависит от других условий, однако нарушение требований принципа, скорее всего, может привести к неудачам.

Диагностика реализации целей духовного воспитания осуществлялась с помощью интегративных критериев, под которыми понимается совокупность признаков, характеризующих уровень сформированное&tradeу студентов духовной культуры.

С учетом того, что стратегические воспитательные цели духовного воспитания средствами физкультурного образования реализуются в ряде элементов (направлений) воспитания, в диагностике воспитания в процессе обучения выделяли и использовали компонентные критерии — признаки, характеризующие уровень развития отдельных свойств личности, проявляющихся в воспитанности. В качестве компонентных критериев использовали совокупность основных признаков, раскрывающих норму, высший уровень развития соответствующего качества личности студента.

Духовное воспитание тесно1 взаимосвязано с другими видами воспитания, поэтому при определении компонентных критериев, так или иначе отражающих состояние (уровень) духовной воспитанности, были отобраны те из них, которые наиболее ярко отражают сформированность элементов духовного воспитания средствами физической культуры: нравственная воспитанность гуманистическая воспитанностьвалеологическая воспиатнностьэстетическая воспитанностьпатриотическая воспитанностьтрудовая воспитанностьэкологическая воспитанность.

Выделено три уровня воспитанности, характеризующихся устойчивостью признаков, регулярностью и интенсивностью проявления— высокий, средний, низкий.

Содержание, средстваи методы духовного воспитания посредством физической культуры образуют систему механизмовнаправленных на реализацию поставленных целей. Основные функции воспитательной системывообще и одной из ее подсистем — духовного воспитания студентов средствами физической культуры: интегрирующаярегулирующаяразвивающая.

Ядром воспитательной системы являетсяколлектив — единство' педагогического и студенческого коллективов. Студенческий коллектив является: не только объектом педагогического воздействия, но и субъект собственного* развития. По отношению к педагогическому коллективу он постоянно выступает в роли субъекта, существенно коррегирующего, а зачастую и преобразующего его влияния.

Воспитательное пространство рассматривается на нескольких уровнях. Первый уровень — личностный. Чтобы само пространство стало воспитывающим, необходимо его принятие самой личностью. Второй уровень — уровень вуза. Любой вуз стремиться «создать свое лицо». Третий уровень — городской. Такое воспитательное пространство гарантирует выпускнику вуза «безболезненный переход» в среду жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

Содержание духовного воспитания составляют духовные ценности внутреннего мира личности, которые определяют отношения человека к внешнему миру, способы общения и деятельности, используют систему средств и методов педагогического воздействия.

Методы духовного воспитания: лекции, беседы, диспуты, личный пример и др. Они сочетаются с такими средствами, как научная и художественная литература, периодическая печать, другие знаковые средства национальной и мировой культуры. Отображение общественного сознания в индивидуальное осуществляется воспитанием с помощью общения и совместной деятельности. Методы организации воспитательной деятельности: педагогическое требование, управление и самоуправление студенческой группой, общественное мнение, приучение, упражнениясоздание воспитывающих ситуаций и др. Эти методы должны сочетаться с такими средствами воспитания, как режим, дисциплина, коллектив.

Основными формами являются учебные занятияфизической культуры в вузе, спортивные тренировки в клубах, секциях. Большую роль играют спортивные праздники, соревнования, спортивные игры, туристические походы.

В качестве интегратора личностного, вузовского, городского уровней воспитательного пространства в опытно-экспериментальной работе нами предложена «Школа Добра и Мужества», организованная в Липецком государственном педагогическом университете на факультете экономики и информатики.

С учетом направленности учебно-воспитательного процесса на духовное воспитание студентов была пересмотрена система подготовки специалистов средствами физической культуры, пересмотрены программы курсов «Физическая культура», разработаны программы спецкурсов и внеучебных мероприятий, ориентированных на духовное воспитание студентов.

В ходе эксперимента проводилось анкетирование студентов в соответствии с указанным критериальным аппаратом. В опросе участвовали студенты факультета экономики и информатики Липецкого государственного педагогического университета (250 человек). На основании анализа результатов анкетирования, наблюдения за работой студентов нами были скорректированы организация и содержание учебного процесса. Положительная динамика результатов опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу.

Заключение

.

1. На основе анализа состояния проблемы в философской, психолого-педагогической, научно-методической литературе на общепедагогическом и частнопредметном уровнях выявлено:

— в настоящее время существует ряд противоречий между потребностями общества в преодолении острого социально-духовного кризиса и реальным состоянием образовательного процесса в вузе;

— физическая культура имеет существенный потенциал в области духовного воспитания студентов, который не реализован в силу неразработанности в педагогической науке данной проблемыобразовательные стандарты в вузе содержат только учебную составляющую и не содержат воспитательной, что противоречит определению понятия «образование».

— существует разрыв между учебными и воспитательными целями.

2. Общенаучными и частнопедагогическими подходами, эффективно используемыми в практике духовного воспитания студентов средствами физической культуры, явились: культурологический, системный, комплексный, синергетический, аксиологический, акмеологический, информационный, личностный, личностно-деятельностный. Будучи примененными к исследованию и преобразованию педагогической системы в вузе, обеспечивают комплексирование научно-познавательной и научно-преобразовательной деятельности по духовному воспитанию средствами физической культуры, рассматривая его как сложное, многоплановое, целостное явление.

Научно-познавательная деятельность по духовному воспитанию студентов средствами физической культуры, основанная на комплексном применении данных подходов, позволяет вскрыть сущность духовного воспитания на разных уровнях как ценности (государства, общества, личности) — как процессакак результатакак фактора изменения личностных качеств студентов.

Таким образом, был сделан вывод о том, что духовное воспитание студентов средствами физической культуры — это целенаправленный процесс, зависящий от поставленных целей иожидаемых результатоврезультат, фиксирующий факт присвоения государством, обществом и усвоения личностью всех ценностей, порожденных этим процессомфактор изменения личностных качеств студента.

Научно-преобразовательная деятельность по духовному воспитанию студентов средствами физической культуры, основанная на комплексном применении данных подходов, позволила определить стратегию преобразования данной системы: цели, задачи, направления: и условия: ее развития.

3. Педагогическая модель духовного воспитания средствами физической культуры базируется на обучении в деятельностисамообучении, требованиях к знаниям, умениям, навыкам, личностным качествам и представляет собой интеграции различных областей знаний, способствующих духовному воспитанию посредством физической культуры. Модель включает содержание, формы, методы, условия, способствующие духовному воспитанию студента.

4. Педагогические условия, способствующие духовному воспитанию студентов средствами физической культуры, включают:

1) усиление воспитательной составляющей учебного процесса в области духовного воспитания личности;

2) построение процесса духовного воспитания в соответствии с потребностями и тенденциями развития социума;

3) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды, активном использовании разнообразных. форм и методов, способствующих духовному воспитанию личности;

4) создание условий актуализации' готовности студентов к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению, формирование внутренней духовной мотивации;

5) подготовку педагогических кадров в направлении духовного воспитания студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.С. Методы определения уровня физического развития коллективов / М. Ц. Абрамов // Гигиена и санитария 1985. — № 5. — С. 47−50.
  2. , М.С. Окружающая среда и физическое состояние населения. /М.С. Абрамов / Ташкент.: Медицина, 1984. — 230 с.
  3. , М.С., Современные походы к оценке уровня физического развития — важного показателя общественного здоровья / М. С. Абрамов., А. И. Рыбалко // Гигиена и санитария 1983. — № 6. — С. 69−71.
  4. , Н.А. Адаптация и резервы организма. / Н. А. Агаджанян. М.: ФиС., 1983 — 176 с.
  5. , Н.А. Критерии адаптации и экопортрет человека / Н. А. Агаджанян // Бюлл. СО АМН СССР. 1981. № 6. — С. 35−40.
  6. , Н.А. Ритмы жизни и здоровье. / Н. А. Агаджанян -М.:3нание, 1975.-96 с.
  7. , В.У. Физическое образование в России. / В. У. Агеевец.-СПб, 1996.-31 с.
  8. , Т.И. Биологические аспекты изучения адаптации человека /Т.И. Алексеева // Антропология 70-х годов. М., 1972. — С. 103 129.
  9. , Н.М. Раздумья о здоровье 3-е изд. / Н. М. Амосов.-М.: ФиС., 1987 — 64 с.
  10. Ю.Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. / В. И. Андреев — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с. (С. 362).
  11. П.Анчугин, Б.А., Биоклимат и физическое развитие детей школьного возраста Тюмени и Сургута / Б. А. Анчугин, О. В. Соромотина II Гигиена и санитария. 1982. — № 7. — С.88−89.
  12. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин.-М.:ФИС, 1978.-223 с
  13. Баевский, P.M.,. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебн.-метод. Пособие- В 2 ч./ Р. М. Баевский, А. П. Барсенева, A.JI. Максимова. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  14. , Б.Н. Оценка воспитательной работы на уровне ее представленности в вузе. / Б. Н. Байденко.- С. 61.
  15. , Б.Н. Оценка воспитательной работы на уровне ее представленности в вузе / Б. Н. Байденко // Организация воспитательной деятельности в вузах.- М., 2002.- С. 59:
  16. , В.И., Современная технология повышения психофизиологических резервов ментальный тренинг / В. И. Баландин, П. В. Бундзен // Тенденции развития спорта высших достижений: Матер. Всероссийской научн.-практ. конф .- М., 1997.- С. 12−17.
  17. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого. / В. К. Бальсевич.- М.: ФиС, 1988.
  18. , В.К.- Физическая культура: молодежь и современность /В.К. Бальсевич, В.И. Лубышева//Теория и практика физической культуры.-1995. № 9. С. 83.
  19. , П.Н. К вопросу о понятии «Физическое развитие человека» / П. Н. Башкиров // Вопросы антропологии. 1964. — Вып. 18. — С. 20−35.
  20. , П.Н. Некоторые теоретические вопросы о конструкции человека. / П. Н. Башкиров // Сов. антропология 1958 — Т.2 — № 3. — С. — 9−20.
  21. , П.Н. Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкиров М.: Изд-во МГУ, 1962. 340 с.
  22. , П.Н. Физкультурная антропометрия, ее задачи и связь с антропологией / П. Н. Башкиров // Вопросы антропологии 1960. — Вып. 4 -С. 9−20.
  23. , М.С. Экология, демографические процессы и здоровье населения / М. С. Бедный // Экология человека. Основные проблемы: Сборник трудов. М.: Наука, 1988. — С. 138−144.
  24. , Д.П. Индивидуальная анатомическая изменчивость органов, систем и форм тела человека / Д. П. Беков: Под ред. Д. Б. Бекова. Киев.: Здоровье, 1988.-224 с.
  25. , Н.А. Судьба человека в современном мире. Статьи, письма/Н:А. Бердяев//Новый мир.- 1990. № 1.- С. 207−232.
  26. , Н.А. Воля к жизни и воля к культуре / Н. А. Бердяев // Слово.- 1990. № 1.-С. 10.
  27. , Е.Ю. Образование в контексте критериев духовности / Е. Ю. Бикметов // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа, 1997. — С.86−88.
  28. , А. Г. Совершенствование совместной деятельности педагога и учащегося в современной общеобразовательной школе / А. Г. Бисько Тамбов: ТОИПКРО, 2002. — 290 с
  29. , А. Г. Совершенствование совместной деятельности педагога и учащегося в современной общеобразовательной школе. / А-Г. Бисько Тамбов: ТОИПКРО, 2002. — 290 с
  30. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1.-С. 17−24.
  31. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания. / Е. В: Бондаревская // Педагогика. — 2001. № 1.-С. 17−24.
  32. , И.И. Валеология наука о здоровье. / И. И. Брехман М., 1990.-206 с.
  33. , И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. / И. И. Брехман JL: Наука, 1987. — 125 с.
  34. , И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И. И. Брехман // Вопросы философии. 1982. № 2!.- С. 48−53.
  35. , B.C. Основные признаки физического развития в их возрастной динамике. /B.C. Бродовская М., 1934.
  36. , В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии человека и его типах / В. В. Бунак // Ученые записки МГУ. М., 1940. — Вып. 34.- С. 7−57.
  37. , Я.С. Гигиена физического воспитания. / Я. С. Вайнбаум -М.: Просвещение, 1986. 173 с.
  38. , Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. / Ю. В. Верхошанский М.: ФиС, 1985. — 176 с.
  39. , О.Д. Отражение природных циклов в интегративной биосоциальной антропологии./О.Д. Волчек/ / Кузин В.В.и Б. Никитюк Б. А. Интегративная биосоциальная антропология./О.Д. Волчек. М.: ФОН, 1996, -С. 172−215.
  40. , В. Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблемы гуманизации образования / В. Г. Воронцова // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994 — С. 19.
  41. Воспитательное пространство малого города /Под ред. А. В. Гаврилинаи М.В. Корешкова. -Владимир: Владимирская школа., 1999.- 124 с
  42. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». / П. Я. Гальперин М.: Просвещение, 1965.- 127 с.
  43. , Б.С. Философия образования для XXI века. / Б. С. Гершунский М.: Совершенство, 1998 — С. 41.
  44. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / С. И. Гессен — М.: Школа-Пресс, 1995. с. 433.
  45. , JI.H., Соматотипические особенности спортсменов и лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы / Л. Н. Гоголева, И. И. Мистюкевич // Новости спортивной и медицинской антропологии М., 1990. -Вып. .1.-С. 145−146.
  46. , Е.З., Экология и рост: влияние окружающей среды на процессы роста и полового созревания человека / Е. З. Година, Н. Н. Миклашевская // Итоги науки и техники. Серия Антропология. — ВИНИТИ. 1989. № 3.- С. 77−134.
  47. , В.Н., Философия образования в условиях духовного обновления России. / В. Н. Гончаров, В. Н. Филлипов.- Барнаул: Изд-во Барнаул, гос. пед. ун-та, 1994. 376 с.
  48. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 .-М., 1992.-158 с.
  49. , В.О. О методике исследования физического развития детей / В. О. Готлиб // Здравоохранение Росс.Федерации.-1966.-№ 9.- С.13−14.
  50. , Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. / Н. Д. Граевская -М.:Медицина, 1975.-278 с.
  51. , Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. / Г. Гримм М.: Медицина, 1967. — 291 с.
  52. , Л.П. Общечеловеческие ценности и образование / Л. П. Грифанова, Ю.И. Юричка/ / Вестн. Башкир, гос. пед. ун-та. Сер. гуманит. наук. Уфа, 1996. — N 1. — С. 19−24.
  53. , Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. / Н. Н' Данилова, А. Л. Крылова М.: Изд-во МГУ, 1989. — 399 с.
  54. , Е.Б. Физическое развитие и состояние здоровья студентов медицинского института / Е. Б. Демко, Н. А. Дехнич, В. Н. Кочтюченко и др. // Гигиена и санитария. 1982. — № 7. — С.87−88.
  55. , Л.П. Конституция, биологический возраст и физическое развитие детей / Л. П. Додонова // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тезисы докл.- Красноярск, 1992, — С. 4.
  56. , М.Г. Духовная деятельность в сфере образования как процесс становления духовной культуры личности / М. Г. Домбинская // Образование в Сибири. Томск, 1996. — N 1. — С. 190−191.
  57. , О.М. Психофизиологический анализ субъективной интенсивности физических нагрузок / О. М. Евдокимова // Физиология человека. 1994. Т. 20. № 2.- С. 67−68.
  58. , Ю.И. Физическая культура. / Ю. И: Евсеев- Ростов н/Д: Феникс, 2002:-384:с.
  59. , Ю.И. Физическая культура. Серия: «Учебники, учебные пособия». / Ю. И. Евсеев.- Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
  60. Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. М.:Медицина, 1990.- 336 с.
  61. , Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние). / Е. П. Ильин М.: Просвещение, 1980. — 195 с.
  62. , В.П. Адаптация и конституция человека. / В. П. Казначеев., С. В. Казначеева Новосибирск, 1986. — 120 с.
  63. , С.В. К вопросу о роли конституции человека в процессе адаптации // С. В. Казначеев /Бюллетень СО АМН СССР. 1985. № 2. — С. 4954.
  64. , С.В. Использование конституционального подхода при оценке состояния здоровья / С. В. Казначеев., С. В. Удалова // Физиология человека. 1986. — Вып. 12. — № 3. — С. 489−494.
  65. Физическое развитие один из важнейших показателей здоровья детей и подростков / В. Н. Кардашенко., Е. П. Стромская., Л. П. Варламова и др.7/ Гигиена и санитария. — 1980. № 10. — С. 33−35!
  66. , Р.В. Методологический аспект общегуманитарного исследования физической культуры. / Р. В. Картушов // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. 2002. № 2, С.46−56.
  67. , В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX вв. / В. М. Кларин., В.М.Петрова— М.: Библиогр., 1996. — 124 с.
  68. , В.В. Интегративная педагогическая антропология. / В. В. Кузин., Б. А. Никитюк.- М.: ФОН, 1996. 180с.
  69. , В.В. Интегративная педагогическая антропология. / В. В. Кузин., Б. А. Никитюк.- М.: ФОН, 1996. 180с.
  70. , В.В. Интегративная педагогическая антропология. / В. В. Кузин., Б. А. Никитюк.- М.: ФОН, 1996. 180с.
  71. Кузнецов, С. Л- Морфофункциональные закономерности- адаптации скелетной мышечной ткани к изменяющимся физиологическим нагрузкам (экспериментально-гистохимическое исследование): Автореф. дисс. докт. мед. наук. / СЛ. Кузнецов.- М., 1989. 40 с.
  72. , В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В. С. Кукушкин- Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. С. 46 — 47.
  73. , B.C. О путях возрождения духовности. / B.C. Кукушкин., А. О. Селиванов II Культура. Образование. Православи: мат.
  74. Науч.-практ. конф. /Ярославль (май 1996 г.) // Высш. образование в России. -М., 1997. N 2. — С.39−45.
  75. , С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ / С. Д. Лаптенок. — Мн.:Амалфея, 2001. 176 с.
  76. , Д. А. Методы изучения ценностных ориентаций. / Д. А. Леонтьев М., 1992.- Вып. 5 — 218 с.
  77. , Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. / Б. Т. Лихачев.- Самара: Изд. СГУ, 1997. — 128 с.
  78. , Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. / Б. Т. Лихачев.-Самара: Изд. СГУ, 1997. — 128 с.
  79. , Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. / Б. Т. Лихачев.— М.: Просвещение, 1982. 190 с.
  80. , Г. С. Морфологические особенности организма высокорослых людей: Автореф. дисс. канд. мед. наук. / Г. С. Логачева.-Новосибирск, 1995. — 19 с.
  81. , А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А. Тахо-Годи- общ. ред. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М: Мысль, 1993.-959 с.
  82. , А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев /Сост. А.А. Тахо-Годи- общ. ред. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М.: Мысль, 1993.-С. 10.
  83. , Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996. № 1.- е. 11−18.
  84. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников. Научный анализ, проблемы, находки. / В. И. Лях., Л. Б. Кофман., Г. Б. Мейксон., Ю. А. Копылов.- М.: РАО, МГФСО, 1992. 97 с.
  85. , А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / А. С. Макаренко / Под ред. A.M. Коротова, Б. Т. Лихачева М: Педагогика, 1977. Т 1−2:-С. 14.
  86. , Т.М. Соотношение показателей физического развития населения и распространенности патологии / Т. М. Максимова // Советское здравоохранение.-1991. № 3. -С. 38 41.
  87. , Т.М. Физическое развитие детей в условиях формирования новой социальной структуры населения / Т. М. Максимова // Проблемы социал. гигиены и история медицины.- 1998. № 2.- С. 14−18.
  88. Марев, Иван. Методологические основы дидактики / Пер. с болг.- Предисловие И. Я. Лернера. / Иван. Марев.- М.: Педагогика, 1987. 224 с.
  89. Методические рекомендации к анализу педагогических результатов в процессе аттестации учителей / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб., 1994. — С. 7.
  90. , В.П. Проблема аналитической оценки качества и эффективности учебного процесса в школе. / В. П. Мизинцев.- Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1979.- 107 с.
  91. , A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя.- 2-е изд., перераб. и доп. / A.M. Новиков.- М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. 112 с.
  92. , A.M. Российское образование в новой эпохе. / A.M. Новиков // Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  93. , JI.E. Потребность человека в пищевых веществах и энергии в условиях Сибири и Севера / Л. Е Панин //Бюллетень СО АМН СССР. -1985. № 3. — С. 69−71.
  94. , JI.E. Энергетические аспекты адаптации / JI. E Панин. -Л.: Медицина, 1978. 191 с.
  95. , Н.Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. / Н. Е. Панферова М.: Наука, 1977.- 259 с.
  96. , Н.Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. / Н. Е. Панферова М.: Наука, 1977. — 258 с.
  97. , Е.В. Биология старения. / Е. В. Парина, Л. Н. Богатская -Л.:Наука, 1982.- 616 с.
  98. , А.В. Основы теоретической психологии. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с:
  99. , Е.А. Совершенствование физического состояния человека. / Е. А. Пирогова Киев: Здоров’я, 1989. — 168 с.
  100. , С.Н. Качество высшего образования. / С. Н. Плаксий М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — 654с.
  101. , К.К. Структура и развитие личности. / К. К Платонов М., 1988.
  102. , Н.А. Проблемы современной биометрии. / Н. А. Плохинский М.: Медицина, 1981. — 167 с.
  103. , С.М. с соавт. Возрастная динамика компонентов тела у мальчиков, занимающихся и не занимающихся спортом. / С. М. Погудин // Теория и практика физической культуры. 1979. — № 9. — С. 34−37.
  104. Подласый, И., П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн.- Кн. 2. Процесс воспитания. / И. П. Подласый М: Владос, 2001. — 255 с.
  105. ИЗ. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн.- Кн. 2. Процесс воспитания. / И. П. Подласый М.: Владос, 2001. — 255 с.
  106. , Т.И. К вопросу акселерации детей в школьном возрасте. / Т. И. Покровская, А. Б. Рыскулова // Здравоохранение Киргизии. -1981. № 2. — С.12 — 17.
  107. , JI.E., О статистических методах оценки физического развития населения. / JI.E. Поляков, Н. Н. Таранда, Д. М. Малиновский // Сов. здравоохранение. 1972. -№ 2.- С. 17−22.
  108. , Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура. / Н. А. Пономарев. Теория и методика физической / подготовки. -СПб, 1994.-С. 117−126.
  109. , Т.В. Оздоровительные психофизические упражнения. / Т. В. Попова.// Физическая культура, спорт и здоровье нации: Материалы международного конгресса. СПб, 1996.- С. 177.
  110. Методические основы создания автоматизированной информационной системы физического развития детей в связи с. воздействием факторов окружающей среды. / В. М. Прусаков, Н. Н. Зарубин, В. А. Минченко и др. // Гигиена и санитария.-1988.- № 9.- С. 31−37.
  111. , А.Ц. Психологические основания физического образования по П.Ф. Лесгафту. / А. Ц. Пуни //Очерки по истории физической культуры. 1949- - Вып. 4. — С. 103−118.
  112. , С. Л. Бытие и сознание. / С. Л. Рубинштейн — Ml: Политиздат, 1957. 320 с.
  113. , К.Б. Социальная микросреда и физическое развитие человека. / К. Б. Сеглениеце Рига.: Зинатне, 1978. — 175 с.
  114. , Г. К. Социально-воспитательные технологии. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Народное образование, 2002.- С. 102.
  115. , Г. К. Социально-воспитательные технологии. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко М.: Народное образование, 2002.- С. 104- 105.
  116. , Г. К. Социально-воспитательные технологии. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко М.: Народное образование, 2002.- С. 105.
  117. , Г. К. Социально-воспитательные технологии. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко М.: Народное образование, 2002.- С. 9.
  118. , Л.П. Влияние наследственных и средовых факторов на особенности телосложения человека. / Л. П. Сергиенко. // Новости спортивной и медицинской антропологии. М., 1990. — Вып. 1. — С. 133.
  119. , И.Н. Здоровье человека как философская проблема. / И. Н. Смирнов. //Вопросы философии. — 1985. № 7. — С. 81−93.
  120. Советский энциклопедический словарь. М., 1984. — С.447.
  121. , В. Д. Влияние социально-гигиенических факторов на показатели физического развития детей и подростков. / В. Д. Соколов // Сов. здравоохранение. 1984. № 10. — С. 18−21.
  122. , М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. / М. И. Старов. М. — Тамбов: ЛГУ им. Г. Р. Державина, 1996. — 214 с.
  123. , Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. / Н. Ф. Талызина, T. Bj Габай. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  124. , И.Б. Физические упражнения и сердечно-сосудистая система. / И. Б. Темкин. М., 1984.-190 с.133- Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. / С. Б. Тихвинский. Л.: Знание, 1988. -32 с.
  125. , А. Духовность образования и трансценденция. / А. Трубников // Alma mater. М., 1998. — N 8. — С.8 -13.
  126. , Г. С. Телосложение и спорт: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. / Г. С. Туманян. М., 1972. — 39 с.
  127. , Г. С. Телосложение и спорт. / Г. С. Туманян, Э. Г. Мартиросов М.: ФиС, 1976. — 239 с.
  128. , Т.В. Конституция, одаренность и здоровье детей на разных этапах онтогенеза. / Т. В. Тюрина //Конституция и здоровье человека: Тезисы докладов. JI., 1991. — С. 63−64.
  129. , И.Б. Проблемы образования и научные парадигмы XXI века. / И. Б. Федоров, В. Н. Волченко // Философия образования. М., 1996.-С. 227−245.
  130. , О.М. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов. / О. М. Филатов, А. Г. Щедрина //Гигиена и санитария. 1996. — № 6. — С. 29−32.
  131. , Л.И. Проведение научных исследований и педагогический процесс. / Л. И. Филиппов. М.: МЭИ, 1987. — 86 с.
  132. , Г. Н. Воспитание личности школьника. / Г. Н. Филонов — М.: Просвещение, 1985. 224 с.
  133. Философия образования для XXI века // Сборник статей. / Исслед. центр по пробл. управления качеством подготовки спец-ов. М., 1992.-208 с.
  134. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 227−228.
  135. , Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: Дис.. д-ра пед. наук. / Л. И. Фишман.- С.- Пб, 1994.-С. 36.
  136. , B.C. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма. / B.C. Фомин //Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. — С. 18−23.
  137. , М.С. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика. / М. С. Чванова, И. А. Липский М. — Тамбов: Изд-во ТГУ — 512 с.
  138. , Д.В. Духовно-нравственное воспитание в современной высшей школе. / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов, В. В. Князев. М.: Изд-во МГТА, 2003. — 122 с.
  139. , М. И. Мониторинг процесса воспитания школьников. / М. И: Шилова.// Педагогика. 2001. № 5. — С. 40−45.
  140. , М. И. Мониторинг процесса воспитания школьников. / М. И. Шилова. // Педагогика. 2001. № 5. — С. 40−45.
  141. , В. Трудное прощение. / В. Шубкин. // Новый мир. — 1989. № 4.-С. 175.
  142. , В. Трудное прощение. / В. Шубкин.// Новый мир. — 1989. № 4. С. 175.153. Щуркова, Н. Е. Там же
  143. , Н.Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000-С. 415−423.
  144. , И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 4-е изд., испр.: Моногр. / И. И. Юзвишин. М.: Междунар. изд-во Информациология, 1996.— С. 37
Заполнить форму текущей работой