Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этический кодекс социального педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку все эти средства, при всей их необходимости, не являются достаточными, так как не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно, постольку появилась необходимость в разработке и введении системы контроля, более гибко и действенно отражающей глубинную сущность профессионально выполняемой социальной работы. Такой системой… Читать ещё >

Этический кодекс социального педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Феномен профессиональной этики проявляется в труде любого профессионального работника как наиболее типичном и всеобъемлющем примере его практической деятельности. Термин «профессиональная этика» понимается нами, с одной стороны, как обобщенное нравственное самосознание определенной профессиональной группы, ее психология и идеология. С другой стороны, это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

Профессиональная этика, лежащая в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, является составной частью общественной морали, которая, с свою очередь[1], является одним из самых древних регуляторов поведения и действий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональной сфере. Культура поведения, действий и общения специалистов основывается на знании, понимании ими как профессиональных, так и общих этических норм и правил морали.

В настоящее время особые требования предъявляются к той профессиональной деятельности, которая направлена на решение все усложняющихся проблем отдельных индивидов, социальных и профессиональных групп и общества в целом, более других подверженных негативному воздействию рыночных отношений. Одним из действенных факторов, оказывающих благотворное влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность граждан, является институт социальной работы[2].

Этика социальной работы представляет собой совокупность принципов, правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных организаций и между клиентами и социальными работниками. Цель этики социальной работы — обеспечение и поддержание социально одобряемых моделей профессиональной деятельности на основе следующих ее профессиональных ценностей:

  • • гуманизм и безусловное уважение к человеку;
  • • обостренное чувство профессионального долга;
  • • обостренное чувство добра и справедливости;
  • • добросовестность, вежливость и терпимость;
  • • честность и порядочность.

Их антиподами выступают: бюрократизм и волокита, черствость и равнодушие к личности, несправедливость, высокомерие, взяточничество, коррупция [Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб, пособие / отв. ред. А. А. Козлов. — М. — С. 98].

С учетом перечисленных выше ценностей профессиональной социально-педагогической деятельности рассмотрим психологический портрет, личностную характеристику социального педагога, субъекта этой деятельности — специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность». Несмотря на то что каждый человек — неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты.

Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям социального педагога как профессионала.

Несомненная трудность в определении профессионально значимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика — новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. Тем не менее, ряд ученых исследуют личностные характеристики социальных педагогов, определяя их социально-психологические особенности и специальные способности.

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию, рефлексию и самоконтроль. Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость.

Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря — умение общаться. Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек — человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Социально-педагогическая деятельность — многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности не работал социальный педагог, ему придется работать с людьми, и в первую очередь с детьми. Его профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома эмоционального выгорания, выдерживать большие нагрузки в социально-терапевтических и других специфических процессах. Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенность «Я-образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости. Достаточно трудно из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии из выбора профессии, в связи с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? Чем измерить его альтруизм, гуманизм? Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные, креативные, организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

  • • гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства);
  • • психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
  • • психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
  • • психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость).

В связи с формированием в России принципиально новой системы социальной защиты и обслуживания населения, отвечающей новым условиям развития российского общества, появилась потребность в соответствующих методических разработках и кадрах социальных работников новой формации. В начале 90-х гг. в стране стала создаваться адекватная материально-техническая база и система подготовки кадров для социальной работы. Специальность «социальная работа» была введена в апреле 1991 г., и в этом же году «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе». В практике социальной работы действует система правового регулирования отношений между участниками процесса — Конституция Российской Федерации, законодательство России в сфере социальной политики, указы Президента РФ, распоряжения региональных и местных органов власти, а также система административного регулирования (уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п.). Предусмотрена также система административного контроля за деятельностью социальных учреждений и отдельных социальных работников.

Поскольку все эти средства, при всей их необходимости, не являются достаточными, так как не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно, постольку появилась необходимость в разработке и введении системы контроля, более гибко и действенно отражающей глубинную сущность профессионально выполняемой социальной работы. Такой системой контроля стал Этический кодекс социального работника, играющий важную роль в формировании основных принципов профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.

Профессионально-этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г., под названием «Этика социальной работы: принципы и стандарты», который состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». Следует отметить, что «Международные этические стандарты социальной работы» содержат 5 групп стандартов: стандарты этического поведения, взаимоотношения с клиентами, взаимоотношения с агентствами и организациями, взаимоотношения с коллегами, отношение к профессии.

В 2003 году на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников был разработан Кодекс этики социального работника, представляющий собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодекса этики социального работника» — определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

В первом разделе Кодекса содержится характеристика основных этических норм и правил, которыми должны руководствоваться в своей работе социальные работники и социальные педагоги.

Во втором разделе дано определение термину «социальная работа», в соответствии с которым социальная работа — это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.

Третий раздел Кодекса посвящен ценностям социальной работы, которая была сформирована на идеалах гуманизма и демократии, являющихся базовыми в отношении равенства, значимости и достоинства каждого человека. Мотивацией и юридическим обоснованием социальной работы выступают права человека и социальная справедливость. Социальные работники и социальные педагоги стараются преодолеть бедность, помочь уязвимым и угнетенным, способствуют повышении социальной включенности каждого человека.

Четвертый раздел содержит принципы социальной работы, а пятый — стандарты этического поведения.

На основе «Кодекса этики социального работника» администрация учреждения (организации) может разработать свой Кодекс, учитывающий особенности данного учреждения, как это, например, сделали в Челябинске.

  • [1] Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильноми неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этихпредставлений.
  • [2] Социальная работа — один из видов профессиональной деятельности, где заботао благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественныхотношений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой