Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игровые методы и упражнения как средство коррекции эмоциональной регуляции подростков с интеллектуальными нарушениями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кошки-мышки. Участники образуют замкнутый круг, взявшись за руки. Два участника остаются вне круга. Один — кошка, другой — мышка. Мышка убегает от кошки, может пробегать через круг, кошка пытается поймать мышку, она может быть только за границами круга. Участники помогают мышке тем, что опускают или поднимают руки, чтобы мышка могла спрятаться или выйти из круга. При разработке этой программы… Читать ещё >

Игровые методы и упражнения как средство коррекции эмоциональной регуляции подростков с интеллектуальными нарушениями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ходе формирующего этапа эксперимента коррекция эмоциональной регуляции подростков с интеллектуальными нарушениями осуществлялась через систему специальных игровых занятий и упражнений, проводимых как с целым классом, так и индивидуально. Проведение этих занятий было обусловлено типологическими и индивидуальными особенностями детей с интеллектуальными нарушениями.

Нами была предложена программа коррекционно-развивающих игровых занятий направленных на коррекцию эмоциональной регуляции подростков с интеллектуальными нарушениями.

При разработке этой программы мы исходили из того, что уровень развития эмоционально-волевой сферы подростков с интеллектуальными нарушениями во многом определяет успешность их обучения в школе. Обучаясь в школе, им необходимо будет выполнять задания, требующие волевых усилий при сосредоточении внимания и запоминании необходимой информации.

В ходе реализации коррекционно-развивающей программы ставились и решались задачи подтвердить выводы, полученные в ходе теоретического анализа особенностей эмоциональной регуляции подростков с интеллектуальными нарушениями.

Целевая аудитория — те же 10 подростков с нарушением интеллекта, которые принимали участие на первом этапе констатирующего эксперимента.

Было проведено 12 занятий. Периодичность занятий — 2 раза в неделю (вторник, пятница). Продолжительность занятий — 30 минут. Место проведения — учебный класс.

Коррекционно-развивающая работа проводилась в три этапа.

Первый этап — вводный. Его цель — формирование благоприятных условий для работы группы, установление позитивного эмоционального контакта через создание условий для раскрепощения учащихся в группе. (2 занятия).

Второй этап — реконструктивный. (9 занятий).

Третий этап — закрепляющий. Его задача — помочь детям поверить в собственные силы и оценить их достижения.

Содержание коррекционных занятий.

ЗАНЯТИЕ № 1.

Цель: установление контакта с участниками, создание доверительной атмосферы, дружелюбного и безопасного настроя, знакомство участников группы с правилами занятий.

Оборудование: крупные стикеры, листы бумаги А4, карандаши, фломастеры, информационные листы с правилами участия в группе, цветные жетоны, коробка.

1. Организационный момент.

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Спасибо, что пришли. На этих занятиях мы будем с вами играть, рисовать, а также делать много увлекательных упражнений. Вы будете приходить ко мне два раза в неделю по вторникам и пятницам. Для того, что бы у нас хорошо проходили занятия, нам нужно соблюдать некоторые правила поведения:

А теперь давайте познакомимся!".

Примерный перечень правил:

  • — Активная работа на занятии каждого участника.
  • — Не опаздывать на занятия.
  • — Внимательность к говорящему.
  • — Доверие друг к другу.
  • — Недопустимость насмешек.
  • — Право каждого на своё мнение.
  • — Отсутствие предвзятости.
  • — Помогать и принимать помощь.
  • 2. Основная часть.

Знакомство с целью занятий, обсуждение и принятие правил участия в группе.

«Здравствуйте, это я».

Цель: знакомство с участниками, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

Приветствие: Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).

Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем» .

Дети превращаются в маленький росточек (сворачивается в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

Упражнение «Доброе утро…» .

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля… и т. д., которые нужно пропеть.

Упражнение «Что я люблю ?» .

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Упражнение «Качели» .

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

Упражнение «Угадай по голосу» .

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

Упражнение «Лягушки на болоте» .

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

Упражнение «Художники-натуралисты» .

Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей» .

Прощание.

Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.

3. Заключительный этап Ведущий говорит детям: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат громко, а потом становятся все сильнее и сильнее». Один ребенок начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к другому участнику группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему аплодируют все.

ЗАНЯТИЕ № 2.

Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе.

Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.

  • 1) Знакомство с передачей мяча друг другу.
  • 1) Участник называет свое имя и передает мячик соседу, который тоже называет свое имя и передаёт мячик дальше, пока не представятся все участники.
  • 2) Участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору.
  • 3) Участник называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.
  • 2. Обсуждение правил: не обижать друг друга и не обсуждать ни с кем занятия.
  • 3. Поменяться местами по какому-либо признаку. Все сидят на своих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого… (например, в одежде есть синий цвет)», те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремится занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают повторяться.
  • 4. Лишний стул.
  • 5. «Что я люблю» с запоминаем других. Каждый участник говорит, что он любит. Затем другие участники должны вспомнить, кто что любит.
  • 6. Один начинает предложение, другой его заканчивает. Например, первый участник говорит: «Сегодня утром…», сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например: «Сегодня утром шел снег», затем он говорит свое начало фразы, его сосед ее заканчивает.
  • 7. Путаница.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Цель: повышение психологической безопасности участников группы.

1. Слон. Каждый из участников выбирает, кем он будет: слоном, креветкой, бегемотом или др. Слон изображается так: одной рукой участник берет себя за нос, другая рука «продевается» в образовавшееся кольцо, эта рука «помахивает» как хобот слона; крокодил изображается двумя вытянутыми вперед руками, которые то соединяются, разъединяются, как пасть крокодила; бегемота изображают с помощью локтей: кисть правой руки кладется на левое плечо, другая рука также сгибается в локте, кисть ее оказывается в подмышечной впадине, для изображения бегемота локти сходятся и расходятся; жирафа можно изобразить с помощью поднятой вверх руки, кисть становится головой жирафа и поворачивается в разные стороны; креветка делается с помощью двух кулаков, приставленных к глазам, большой палец помещается между указательным и средним пальцами, движения таких кулаков напоминают движения глаз; лягушка — это кулак; ритмично «шлепающийся» на развернутую ладонь другой руки. Когда все решат, кто они, водящий показывает, кто он и затем — кого он выбирает, кто будет следующим водящим. Этот участник также сначала показывает, кто он и затем — кого он выбирает. Все участники внимательно следят за происходящим, чтобы не пропустить момент, когда выберут их.

  • 2. Пианино. Каждый из участников кладет правую ладонь на бедро соседа справа, а левую ладонь — на бедро соседа слева, при этом руки участников оказываются перекрещенными. Задание для группы заключается в том, чтобы хлопать ладонью по ноге строго по очередности расположения ладоней, ладони — как клавиши пианино. (Для участников это означает, что хлопает он, затем двое его соседей, затем снова он,.
  • 3. Поменяться местами. См. встречу 1, упр.3
  • 4. Молекулы. Освобождается пространство. Участники прижимают согнутые в локтях руки к своему телу, ладони «разворачивают» вовне. Задание выполняется с закрытыми глазами. По сигналу участники движутся то быстро, то медленно, по команде открывают глаза и находят себе пару или образуют группы из заданного количества участников.
  • 5. «Что я не люблю» с запоминанием других. Каждый участник говорит, что он не любит, затем все вспоминают, что назвал каждый из участников.
  • 6. Колечко.
  • 7. Совместный рисунок. Каждый участник рисует на доске или на листе бумаги линию, «закорючку», делается это в порядке очередности. В результате получается какой-то общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунка, дать имя, если получился персонаж.

ЗАНЯТИЕ № 4.

Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.

  • 1. Жмурки. Требуется свободное пространство. Водящему завязывают глаза. Участники двигаются поблизости от водящего. Он должен поймать участника и назвать его имя, тогда участник становится водящим.
  • 2. Добрый — злой мяч. Участники становятся в широкий круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» — трудно. Научившись кидать добрый — злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи, тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».
  • 3. Бросать друг другу мяч с любым вопросом «о тебе». Вопросы могут быть самыми разными — об увлечениях, семье, о том, что делал сегодня. Получивший мяч дает ответ на вопрос, затем кидает мяч другому участнику со своим вопросом.
  • 4. «Кто я такой». Участники по кругу называют относящиеся к ним понятия (ученик, сын, пассажир и т. д.), стремясь дать их как можно больше.
  • 5. Рассказать про себя что-нибудь хорошее. Каждый участник рассказывает о своих навыках, умениях, качествах, событиях жизни, в случае затруднений ему оказывается помощь.
  • 6. Совместный рисунок: «Мое настроение».

ЗАНЯТИЕ № 5.

Цель: Дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.

  • 1. Кошки-мышки. Участники образуют замкнутый круг, взявшись за руки. Два участника остаются вне круга. Один — кошка, другой — мышка. Мышка убегает от кошки, может пробегать через круг, кошка пытается поймать мышку, она может быть только за границами круга. Участники помогают мышке тем, что опускают или поднимают руки, чтобы мышка могла спрятаться или выйти из круга.
  • 2. Дарить друг другу (вооражемые) подарки. Подарки изобража-ются движениями без слов. Участники угадывают, что это такое.
  • 3. Что у меня не получается и что у меня получается? Участники по кругу выполняют это задание, все внимательно слушают, при необходимости задают уточняющие вопросы, следят, соответствует ли действительности то, о чем говорится.
  • 4. Совместная история из отдельных предложений. Каждый участник по кругу говорит свое предложение. Следующий добавляет к предложениям свое, между ними должна быть смысловая связь.
  • 5. Драматизация рассказанной истории. Участники распределяют роли и разыгрывают историю, затем проводится обсуждение.

Содержание всех коррекционно-развивающих занятий представлено в приложении. (См. приложение № 4).

Анализ результатов эффективности занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальными нарушениями мы представим в следующем параграфе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой