Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства этнопедагогики и их характеристика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд. Например, русская игра-комедия «Пахомушка». Подобные представления послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы. Кроме театра живых актеров постепенно развивается театр кукол, который часто назывался по имени героя представления… Читать ещё >

Средства этнопедагогики и их характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Во все времена основной целью воспитания являлась забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Для решения данной задачи в народной педагогике использовались различные средства.

Основными средствами народной педагогики являются: устное народное творчество; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники.

Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Богатство видов и жанров обусловлено разнообразием его социальных, бытовых, психотерапевтических и педагогических функций. Народные афористические изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.) не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Предельно короткие по форме и безгранично глубокие по смыслу, они охватывают фактически все темы, затрагивая жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении.

С рождения ребенка сопровождает поэзия пестования: колыбельные, пестушки, прибаутки, докучные сказки. Затем ребенок знакомится с бытовым устным народным творчеством: приговорками, поговорками, считалками, детскими сказками, страшилками. В его жизнь входит потешный фольклор: потешки, молчанки, голосянки, поддевки, сечки, небылицы, перевертыши, скороговорки.

Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые, например, рабочий фольклор.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции:

  • — дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа;
  • — вероисповедания помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;
  • — вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;
  • — способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуру речи;
  • — сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.

Наблюдая и участвуя в народных календарно-обрядовых праздниках, ребенок знакомится с календарно-обрядовой поэзией, которая тесно связана с пением и музыкой. Календарно-обрядовая поэзия классифицируется на основе сезонных циклов: зимняя (колядки, щедровки, овсени, подблюдные), весенняя (веснянки, заклички, масленичные, волочебные, семицко-троицкие), летне-осенняя (купальские, петровские, покосные, жатвенные, или жнивные).

Песенно-музыкальное народное творчество делится на вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное. Песенное народное творчество подразделяют на жанры (колыбельные, пестушки, свадебные, плачи-причитания, позднее лирические и частушки), которые выполняют разнообразные функции в жизни человека.

Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Изначально это могли быть ритмические притопывания, хлопки во время весеннего пробуждения земли-матушки или движения животных, на которых планировалась охота, полет или противоборство птиц (орла, сокола) и т. д. Возникновение хороводов в русской культуре связано с солнечным божеством Хоросом (Хорсом), что подчеркивается круговыми движениями исполнителей. Развиваясь и постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Так, возникают танцы на темы труда: якутский танец оленеводов, гуцульский — дровосеков, латышский — жнецов, эстонский — сапожников, белорусский — ленок. В народном танце, особенно в исполнении мужчин, часто воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.), отражается воинский дух, доблесть, героизм.

Большое значение танец имеет для физического развития ребенка — позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.

Особым средством воспитания в народной педагогике является театр. Народный театр возник на основе обрядовых действ, в которых содержались элементы перевоплощения человека в тотемное животное и другие образы. Театрализация всегда присутствовала в народных обрядах и праздниках, где постепенно развивалась, усиливая творческое, игровое начало. Народный театр органически связан с устным народным творчеством, музыкой и песнями, танцами, декоративно-прикладным искусством (создание театральных реквизитов, костюмов). Ряженные и скоморохи — яркие представители народного театра. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.).

В процессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд. Например, русская игра-комедия «Пахомушка». Подобные представления послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы. Кроме театра живых актеров постепенно развивается театр кукол, который часто назывался по имени героя представления: Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.

Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (перчаточные, пальчиковые, теневые, тростевые, марионетки — куклы на нитках и др.). Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк, в котором использовались движущиеся картинки в сопровождении драматизированного текста (зарождение киноискусства).

Педагогические функции народного театра проявляются в формировании у ребенка чувства юмора, безопасного поведения, сопереживания, интереса к народным формам творчества, развивают память, художественно-образное восприятие и мышление, знакомят с устным народным творчеством, песенно-музыкальным, танцевальным и игровым.

Синкретичность (нерасчлененность, соединение) видов искусства, единство различных жанров раскрывается в народных праздниках, обрядовых действах, в которых соединялись в единое целое устное народное творчество, песня, музыка, танец, игра, театр, декоративное искусство (например игрушки, маски, вышивка) и т. д. Подготовка к народным праздникам и сам ход праздников содержат в себе фактически всю систему средств воспитания и образования подрастающего поколения.

Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. этнопедагогика культура образование Этнопедагогическим средством воспитания являются народные подвижные игры, которые сопровождаются игровым фольклором: считалками и жеребьевками. Народные игры и состязания всегда занимали особое место в традиционном физическом воспитании всех народов во все времена. Необходимо отметить, что игры разных народов внешне похожи в некоторых компонентах содержания, правилах, но в то же время имеют свои особенности, связанные с природно-климатическими условиями, с национальной физической культурой. Игры не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к хозяйственной деятельности. Народная педагогика выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения.

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность. В процессе знакомства с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. Крестьянские дома, юрты, чумы, яранги отражали систему мироздания через архитектурную конструкцию, резьбу, роспись, а также внутреннее содержание и убранство помещений (полотенца с вышивками, люльки и кровати с резьбой, ковры, берестяные туеса и кузова, керамические кувшины с росписью и тиснением и т. д.), создавая неразделимое целое.

Вместе с опытом трудовой деятельности, который был направлен, прежде всего, на удовлетворение важных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище, детям передавался и опыт народного художественного мастерства. Мастера народных промыслов, декоративно-прикладного искусства создают свои изделия из разнообразных материалов.

Наиболее распространенными являются: художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др.

Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства могут пользоваться в быту. Народные умельцы во все времена очень ценились.

Особенности своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца к сыну или от матери к дочери. Дети с раннего возраста приобщались к освоению ремесел, что способствовало воспитанию трудолюбия, сохранению и развитию промыслов, народного декоративно-прикладного искусства.

Во всех средствах народной педагогики заложены основы формирования культуры безопасного поведения человека, где использовались очень разнообразные методы воспитания. Это могли быть: убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнения, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверье, завет, зарок, раскаянье, покаяние, запрет, угроза, проклятье, брань, наказание.

Правила обучения и воспитания детей, передаваясь от поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до наших дней, подтверждая понимание предками значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания своего этноса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой