Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. Основная задача… Читать ещё >

Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение и виды дидактических игр

Современному обществу необходимо гармоничное развитие личности, Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. — М., 1982 С. 67 поэтому к системе образования предъявляются новые требования. Необходимо обращаться к личности ребенка, развивать лучшие его качества. Эта задача, которая требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Мы должны обогащать ребенка знаниями, способствовать развитию умственной деятельности. Особое значение в воспитании и обучении детей отводится дидактическим играм. Значимость дидактических игр состоит в том, что они оказывают влияние на формирование математических представлений, развивают такие качества ума, как его подвижность и гибкость, способствуют развитию внимания, воображения, формируют волю.

Дидактические игры помогают развить такие качества, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность. Бесполезными становятся знания, усвоенные без интереса. Ребенок может читать, писать, отвечать на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Разумеется, ребенок что-то усваивает, но такое усвоение не может быть опорой прочных знаний, такое обучение не захватывает ребенка.

Развитие детей старшего дошкольного возраста происходит благодаря Воронова В. Я. Дидактические игры старших дошкольников. — М.: Просвещение, 1986. С. 78 разнообразной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками. Значительная роль здесь отводится игровой деятельности и дидактическим играм. Я стараюсь включать дидактические игры во все виды совместной деятельности, а также индивидуальной работы с детьми.

Основная задача дидактических игр — обучающая, но детей привлекает в игре не обучение, а возможность проявлять свою активность, выполнять какое — либо игровое действие и желание выиграть. Такие игры учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть.

Существуют разные классификации дидактических игр Крюкова Л. А. «Дошкольное воспитание.» М Просвещение .2000. С.43−57.

По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и авто-дидактические игры.

По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли, А. И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игрСоро-кина А.И. «Классификация дидактических игр». М.: Просвещение 2005.С. 3: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка, игра-беседа. Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия, если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М. Академия, 1997. С. 305.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Правила игры объясняются до ее начала.

Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению. Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.

Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой