Становление субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа
![Диссертация: Становление субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа](https://westud.ru/work/3683663/cover.png)
Диссертация
Теоретический анализ, обобщение и систематизация научных подходов к исследуемому личностному образованию, изучение передового педагогического опыта, личный опыт работы позволили определиться в подходах к построению модели профессионально-педагогической подготовки, способствующей становлению субъектной позиции будущего педагога. Модель отражает закономерности, механизмы и условия развития… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы становления субъектной позиции будущего учителя в инновационном образовании
- 1. 1. Сущностные характеристики субъектности
- 1. 2. Становление субъектной позиции будущего учителя как объект исследования
- 1. 3. Возможности инновационной деятельности образовательного учреждения для становления субъектной позиции будущего учителя
- 1. 4. Модель профессионально-педагогической подготовки, способствующая становлению субъектной позиции будущего учителя
- Глава II. Экспериментальное исследование становления субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа
- 2. 1. Диагностика сформированности субъектной позиции студентов педагогического колледжа
- 2. 2. Инновационная деятельность педагогического колледжа как условие становления субъектной позиции будущего учителя
- 2. 3. Оценка эффективности образовательной среды для становления субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа
Список литературы
- Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм/ Перевод с итал. А. Л. Зорина. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 334с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 299с.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990.- 141с.
- Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1973. -45с.
- Айнштейн В., Серафимов Л. Линейность и нелинейность в мышлении, познании мира и образовании // Вестник высшей школы. 1998.- № 3 — С.39−45.
- Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 43с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманные основы педагогического процесса. Минск, 1990.
- Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000.- № 2.- С. 11−16.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. — 339с.
- Н.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х том. М.:1. Педагогика, 1980. 232с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. — 159с.
- Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования: Монография /Под ред. д-ра экон. наук, проф. В. М. Зуева. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 141с.
- Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование: региональный аспект // Среднее профессиональное образование. 1995. — № 2,3. — С.2−3.
- Анцыферова J1.И. Психологические закономерности развития взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — 32.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993.- № 2.- С.3−16.
- Артемьева ЕЮ. Психология субъективной семантики. М: МГУ, 1980. — 126с.
- Аршинов В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур // Высшее образование в России. 1994.- № 4. — С. 13−16.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996, — 768с.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии.-1990.-№ 2.-С.83−86.
- Байденко В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования). Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1999.-38с.
- Балакирев А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Шуя, 2000. — 20с.
- Барышников Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб.: Центр пед. инф., 1996. — 122с.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. -№ 3.-С. 103−109.
- Бахтин М.М. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. -М., 1994. Т.1.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Перевод с англ. Гнедов-ский М.Б., Ковальчук М. А., под ред. Пилиповского В. Я. М.: Прогресс, 1986.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996.- № 1.- С.9−11.
- Беспалько В Л Слагаемые педагогической технологии. -М: Педагогика, 1989.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М., 1990.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996.- № 1.- С.3−8.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М.: Изд-во У РАО, 1998.- 116с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 64с.
- Богачинская Ю.С. Назначение диалога в обучении педагогическим дисциплинам // Обучение студентов педагогике. Аспект технологий: Сб. науч. ст.- Волгоград: Перемена, 1996.- С.29−38.
- Богуславский М.В. Синергетика и педагогика // Магистр 1995.- № 2.- С.89−95.
- Бодал ев А. А. Об одаренности человека как субъекта общения// Мир психологии. 1998.- № 4. — С.272−275.
- Болотов В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования // Педагогика. 1992.- № 7−8.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика.1997.- № 4.- С.66−72.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997.- № 4.- С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. В защиту «живой» методологии // Педагогика.1998.- № 2.- С.102−105.
- Братусь Б.С. Первый учебник по психологической антропологии // Вопросы психологии 1997.- № 2.- С.134−136.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997.-№ 5.- С.3−19.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1991. — 204с.
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- С.76−90.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии 1993.- № 5.- С.99−105.
- Буякас Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997.- № 5.- С.44−56.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998.-№ 4.- С. 12−18.
- Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. -СПб.: «Лань», 1999.- 480с.
- Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии 1994.- № 3.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991. — 204с.
- Вербицкий А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2000. — 200с.
- Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб.: СПб государственный университет педагогического мастерства, 1994. — С.5−14.
- Виненко В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога. Автореф. дис.. .д-ра пед наук. — Тольятти, 2001. 42с.
- В начале была концепция. Регионализация и развитие образования (пакет концепций) // Россия 2010. — 1994. — № 5. — С. 151−180.
- Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога. Автореф. дис.. канд. псих. наук. — М., 1992. 17с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520с.
- Гагин Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъекта педагогического процесса в образовании и спорте. Дис. д-ра пед. наук. — СПб, 1996.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики // Хрестоматия по философии М.: «Проспект», 1998.- С.353−357.
- Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования. Содержание гуманистического образования. Выпуск 2, — М.: Инноватор, 1995.
- Галактионова Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа. Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 211с.
- Геращенко И. Методологические программы в педагогике // Высшее образование в России. 1997.- № 2.- С. 126−129.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.- 448с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии 1994.- № 3.- С.43−52.
- Гмурман В.Е. Внедрение достижений педагогики в практику школы. -М., 1981.-С. 137.
- Гоголева И.И. Основы дидактической модели учебных занятий по педагогическим дисциплинам // Среднее профессиональное образование 1997. -№ 11.- С.34−37.
- Гоголева И.И. Основные аспекты подготовки социального педагога // Среднее профессиональное образование 1998. — № 4. — С. 16−19.
- Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 1997.- 125с.
- Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учебное пособие по спецкурсу. Л.: ЛГПУ, 1991. — 77с.
- Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 2000.-38с.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.- 184с.
- Гуманизация образования. Теория. Практика. /Науч. ред. В. Г. Воронцова. СПБ: СПГУПМ, 1994. — 96с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
- Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1996.
- Додонова Л.А. Организация и содержание учебно-воспитательной деятельности многофункционального колледжа. Дис. .канд. пед. наук. М., 1998.- 126с.
- Жураковский В.М. Концепция государственной региональной политики Российской Федерации в области высшего и среднего профессионального образования // Регионология. 1994. — № 2,3. — С.72−78.
- Зайцев В.В. Личностная свобода как приоритетная цель современного начального образования // Начальная школа: плюс минус 2000.- № 1.- С.58−62.
- Зайцев В.В. Концепция и технология развития личностной свободы учащихся в начальной школе// Начальная школа: плюс — минус 2000.- № 2.- С.67−73.
- Игнатова В.А. Синергетика как метод познания природы и общества // Экология и жизнь. 1999. — № 2.
- Исаев И.Ф. Культурологический подход как методологическое основание разработки содержания педагогического образования// Преподаватель -1999.-№ 5.- С.41−43.
- Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. 2001. -М.: Изд-во МГУП, 2001. 168с.
- Инновационные процессы в образовании / Под ред. В. И. Загвязинского.-Тюмень, 1990.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328с.
- Каган М.С. Философские теории ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-319с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М., 1998.-319с.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).- СПб: Петербург XXI век, совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.- 160с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества). Дис. .докт. пед. наук. Грозный, 1985.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании// Педагогика. -1999.- № 7.- С.73−84.
- Каргиева З.К. Теоретические основы формирования профессиональной устойчивости преподавателей в условиях региона. СПб., 1996.
- Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа. Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2000.- 19с.
- Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. Мн., 1994. — 153с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−20
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Хабаровск, 2000. -39с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994.-№ 4.-С.31−36.
- Колесникова И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПУ, 1988. — 83с.
- Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. 1988. -№ 8.-С.56−62.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека// Вопросы психологии- 1995.- № 1.- С.5−12.
- Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома// Вопросы психологии 1995.- № 5.- С. 77.
- Краевский В.В. Сам себе Архимед? (О «чужом» и «своем» в педагогике) // Педагогика. 1997.- № 5.- С. 115−121.
- Крещенко М.А. Дмитровский образовательный комплекс // Среднее профессиональное образование. 1996. — № 7−8. — С. 29−31.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
- Крылова Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики// Новые ценности образования. Культурные модели школ. Выпуск 7.- М.: Инноватор.- 1997.- С. 185−203.
- Кузнецова А .Г. Системный подход в отечественной педагогике конца 60-х 80-х годов XX века. — Хабаровск, 2000. — 250с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: НИЦ развития твор. молодежи, 1993. — 32с.
- Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-воХГПУ, 1997.-315с.
- Куликова JI.H. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. — 333с.
- Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. 1997.- № 5.- С. 108−115.
- Культурология: Учебник для студ.техн.вузов /Под ред. Н. Г. Багдасарьян М.: Высш.шк., 1998.- 511с.
- Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии 1988.- № 2.- С.87−95.
- Лазарев B.C., Коноплина Н. В. Деятельный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика. 1999.- № 6.- С.12−18.
- Лазарев B.C. Проблемы понимания психологического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии. 1999. -№ 3. — С. 18−27.
- Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 16с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-304с.
- Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. -1994.- № 2.- С.35−40.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994.
- Мажар Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. — 33с.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя М.: Просвещение, 1993.
- Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- С.37−53.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии 1998.- № 1.- С.44−53.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии 1997.-№ 4 — С.28−38.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992. — 32с.
- Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980.
- Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. М.: «Академия», 1999.- 304с.
- Морозов Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991.- № 10.- С.88−93.
- Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М.: Педагогика, 1994. — 104с.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С.142−155.
- Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общей психологии /Под ред. В. Н. Колбановского, В. Ф. Поршнева. -М.: Мысль, 1965. С.273−285.
- Найн А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика 1994.- № 3.- С.25−28.
- Наливайко Т.Е. Непрерывная многоступенчатая система подготовки специалистов // Современные подходы к подготовке будущих учителей: опыт, проблемы, перспективы. Сб. науч. трудов Комсомольск-на-Амуре, 1998.-109с.
- Наливайко Т.Е. Системообразующая роль личностного уровня (фактора) в развитии интегральной индивидуальности учителя // Современные подходы к подготовке будущих учителей: опыт, проблемы, перспективы. Сб. науч. трудов Комсомольск-на-Амуре, 1998.-109с.
- Наумченко И. Образование и наука на путях интеграции (региональная практика) // Высшее образование в России. 1998. — 32. — С. 10−14.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2001 г. № 751
- Невзоров М.Н. Школа жизни (антропоориентированный педагогический процесс). Учеб. Пособие. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.- 108с.
- Никитенко В.Н. Теория и практика в профессии учителя: Учеб. пособие к спецкурсу. Хабаровск: ХГПИ, 1988.- 88с.
- Никитенко В.Н., Гоголева И. И. Условия развития творческого отношения к педагогической деятельности у будущего учителя // Вопросы формирования основ педагогического мастерства будущего учителя. Иркутск, 1993. — Вып.2. — С.4−6.
- Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.- 896с.
- Новиков A.M. Принципы построения непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С.
- Новиков П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. — М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости России, 1996.- 136с.
- Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус // Педагогика 1999.- № 7.- С.60−68.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии 1995.- № 2.- С.5−19.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. М.. 1995.
- Орлова Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений М.: МШ’У, 1997.- 317с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии 1996.- № 1.- С.5−19.
- О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации: Постановление правительства РФ от 23 мая 1995 г.
- Педагогика /Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. М.: Школа-Пресс, 1998.- 512с.
- Педагогика сотрудничества: Истоки. Принципы. Перспективы /Сост. И. Н. Тимченко. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.- 104с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998.- 512с.
- Педагогические училища в системе непрерывного образования // Материалы научно-практической конференции. Часть I. СПб., 1996. — 146с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1993.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512с.
- Пилипенко Г. П. Формирование субъектной позиции преподавателя в процессе развития экономической культуры учащихся. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001. — 23с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Рос-педагенство». 1997.- 176с.
- Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). СПб.: Образование, 1994. — 210с.
- Подымова JI.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1995. — 395с.
- Поляков С.Д., Резник А. И., Морозова Г. В., Егорова И. Г. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. М.: «Сентябрь», 1999.
- Пономаренко Б.Г. Реформирование профессиональной школы: история, опыт, проблемы. М.: Знание, 1994. — 235с.
- Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика.-1994, — № 3.- С. 13−18.
- Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М., 1989.
- Пригожин И., Стенгерс И., Порядок из хаоса // Хрестоматия по философии. М.: «Проспект», 1998.- С.492−503.
- Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы // Приказ МО РФ № 305 от 01.02.2000.
- Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. сб. статей. /Сост. Э. Н. Алферова, Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: РИПКРО, 1992.
- Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л. В. Куликов.- СПб: Изд-во «Питер», 2000.- 480с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Учебное пособие по спецкурсу. Л.: ЛГПУ, 1989. — 83с.
- Развитие образования в России. Федеральная программа. М.: НИИВО, 1993.-43с.
- Реан А.А., Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Решетников П.Е. Обучение профессиональной деятельности студентов педколледжа // Педагогика. 1997.- № 4.- С.78−82.
- Рогова А.В. Философия и история образования: Учеб. пособие. -Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000.- 140с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И.- М.: Прогресс, 1994.- 480с.
- Родионова В.А. Подготовка учителя начальных классов в условиях многоуровневого педагогического образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1996.- 16с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения // Таинственнее, чем мир./ Сост. В. М. Кларин, В. М. Петров. М., 1991, — С.41−42.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Высшая школа, 1992. — 58с.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. — 712с.
- Сагатовский В.Н. Философские основы педагогической деятельности // Вестник высшей школы. 1987. — № 1. — С. 12−19.
- Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 7. — С.27−31.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.-256с.
- Семенов В.Д. Педагогическая идея: специфика и пути реализации // Магистр. 1995.-№ 1.-С.45−51.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высш. шк., 1990.- 192с.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории): Монография. СПб. — Волгоград: Перемена, 1997.- 166с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.- 152с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.- 272с.
- Сидоркин А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы // Педагогика. 1996. — № 2. — С.48−53.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 216с.
- Сластенин В, А Гуманитарная культура специалиста // Магистр. -1991. № 1.
- Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.- 224с.
- Сластенин В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования // Преподаватель. 1999.- № 5.- С.3−9.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психологические условия введения студентов в профессиональную педагогику // Вопросы психологии. — 1996. -№ 4.-С. 72−80.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии 1998.- № 6.- С.3−17.
- Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Изд-во Российское педагогическое агентство, 1997. — 174с.
- Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: Моск. пси-холого-соц. ин-т: Флинта, 1999.- 272с.
- Столярова И.В. Системно-методическое обеспечение инновационной направленности естественнонаучного образования в вузе. Автореф.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. — 20с.
- Сулима И.И. Диалог времен и культур // Народное образование. -1998.-№ 9,-С. 117−124.
- Сулима И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. 1999.-№ 1. С.36−43.
- Сухобская Г. С. Диалог с директором школы. СПб: Ун-т пед. мает., 1997.
- Сухорукое А.С. К проблеме отношений общей психологии и методологического движения: «значение» и «смысл» как системообразующие уровни деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 1998.- № 1.- С.3−8.
- Таинственнее, чем мир./Сост. В. М. Кларин, В. М. Петров. М.: Знание, 1991.- 80с.
- Теория и практика личностно ориентированного образования. «Круглый стол» // Педагогика. 1996.- № 5.- С.72−80.
- Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск. Волгоград: Перемена, 1997.- 191с.
- Тряпицына А.П. Педагогической сопровождение. — СПб, 1999.
- Управление развитием школы /Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995. 464с.
- Учитель, которого ждут: Из опыта Полтавского института им. В. Г. Короленко / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1988. — 152с.
- Учитель крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб, 1994.
- Учитель. Школа. Общество / Под ред. Е. Э. Смирновой. СПб.: ГУПМ, 1995.-224с.
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии — 1998.- № 1.- С.5−11.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.- 244с.
- Фомичева И.Г. Теоретико-методологические основания структуризации педагогического знания // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 11−19.
- Франкл В. Человек в поисках смысла/ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.- 368с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1994.
- Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М.: NB Магистр, 1992. 159с.
- Хмара С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя. Автореф. дис.канд. пед. наук. Хабаровск, 1996.- 25с.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПБ: Изд-во «Питер», 1999.- 608с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Ин-терпракс, 1995.- 288с.
- Человек в зеркале культуры и образования / Под ред. ИА.Бирич. М., 1988.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эманси-пированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. -1995.-№ 2.- С.15−25.
- Чудновский В.Э. Личностная модель труда учителя // Вопросы психологии 1999.- № 2.- С. 107−109.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Высшая школа, 1993. — 98с.
- Шамова Т.И., Малинин А. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М., 1993.
- Шевелева С.С. Теория самоорганизации и образование // Самоорганизация, организация, управление. -М., 1994.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. 1991.- № 9.- С. 80−84.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999.- 288с.
- Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. 1990.- № 12.- С.60−65.
- Шукшунов В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Через развитие образования к новой России. — М.: Педагогика, 1993. — 128с.
- Щедровицкий П.Г. Проблемы рефлексии в теории деятельности и СМД // Вопросы методологии. 1991. — № 2. — С. 47−66
- Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.- 111с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.- 112с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии 1995.- № 2.- С.31−42.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии- 1999.- № 3.- С.39−47.
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии 1997.- № 4.- С.20−27.
- Ямбург Е.А. Педагогическая философия адаптивной модели школы // Мир образования 1996.- № 6.- С.46−53.