Дифференцированное использование музыки в коррекционном воздействии на детей дошкольного возраста с нарушениями речи
![Диссертация: Дифференцированное использование музыки в коррекционном воздействии на детей дошкольного возраста с нарушениями речи](https://westud.ru/work/2532074/cover.png)
Диссертация
Коррекционно-педагогический процесс в логопедическом детском саду представляет сложную систему воздействий, состоящую из различных педагогических, психологических и специальных коррекционных методик. Одним из звеньев этой системы является музыка, резервы коррекционного воздействия которой используются недостаточно полно. Теоретический и практический интерес многих специалистов (психологов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема музыкального воздействия на детей дошкольного возраста
- 1. 1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
- 1. 2. Возможности оптимизации психолого-педагогического процесса в условиях дошкольного рбразовательного учреждения
- 1. 3. Музыка как средство коррекционного воздействия
- 1. 4. Влияние музыки на развитие дошкольников с речевыми нарушениями
- Глава II. Научно-теоретические основы и организация исследования
- II. 1. Цель и задачи исследования
- И.2. Методика психолого-педагогического исследования дошкольников с нормальным развитием и нарушениями речи
- II. 3. Организация исследования и психолого-педагогическая характеристика детей
- Глава III. Сравнительная характеристика неречевых психических функций дошкольников с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией
- III. 1. Сравнительная характеристика психомоторного развития
- 111. 2. Сравнительная характеристика когнитивного развития
- 111. 3. Сравнительная характеристика обучаемости
- 111. 4. Сравнительная характеристика личностных особенностей
- 111. 5. Оценка креативного развития
- 111. 6. Оценка сохранности эмоциональной сферы
- Глава IV. Методика дифференцированного использования музыки в коррекционном воздействии на детей дошкольного возраста с нарушениями речи
- IV. 1. Теоретические основы коррекционно-музыкального воспитания детей со стертой дизартрией
- IV. 2. Характеристика экспериментальных групп, содержание и методики проведения экспериментальных программ
- IV. 3. Результаты обучающего эксперимента
Список литературы
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 61 с.
- Андронова Л.З., Арупонян М. А. О влиянии пения на заикание // Дефектология. 1987,-№ 4.-С. 58−61.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л., 1973.
- Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. -Л., 1990.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1978.
- БардиерГ., РомазанИ., Чередникова Т. Я хочу. -Спб., 1993.
- Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. М.: Знание, 1979. — 79 с.
- Белова-Давид P.A. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. В кн: Нарушение речи у дошкольников. М., 1969. — С. 10−47.
- Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. М., 1969. — С. 32 — 81.
- Белопольская Н.Л. Оценки когнитивных иэмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопр. психол., 1997. № 1. — С. 19−26.
- Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопр. психол., 1985, № 5. С. 94−100.
- И.Бернштейн H.A. О построении движений. М., Медгиз., 1947.
- Н.Бехтерев В. М. Коллективная рефлексолоия // Вопросы изучения и воспитания личности. 1928, Т.7. — № 2. — С. 41.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. — 64 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 11.-М., 1979. — С. 118−341.
- Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: Просвещение, 1968.
- Боренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа М.: Сов. композитор, 1978. — 250 с.
- Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., — 1982. — С. 59−66.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с. 21 .Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии, — Ташкент, 1979.-С. 256−275.
- Буренина А.И. Ритмопластика. Спб., 1994.
- Бурно М.Е. Самовнушение и аутогенная тренировка. М., 1975.
- Вайзман М.П. Психомоторика детей олигофренов. М., Пед., 1976.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966.
- Векслер Д. Методика исследования интеллекта у детей. Спб., 1994.
- Ветлугина H.A., Кинеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений М., 1976 — 142с.
- Винарская E.H., Пулатов A.M. Дизартрия и ее диагностическое значе-ние в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1989. — С. 9−105.
- Вицлак Г. Тест «Способность к обучению в школе» // Альманах психологических тестов. М. «КСП», 1995.
- Власенко И Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.
- Власова H.A. Логопедическая ритмика и пение // Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками., М., 1959.
- Власова Т.М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. М., 1989.
- Волков Б.С., Волкова H.B. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.-С. 18−19.
- Волкова Г. А. Личностные и речевые особенности детей с ОНР, страдающих психической депривацией // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. Спб., 1991. — С. 86−95.
- Волкова Г. А. Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста // Нервно-психические и речевые нарушения. Сб. научн. трудов. Л., 1982.-С. 3−12.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
- Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб., 1993. -С. 8−9.
- Волкова Г. А. Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М: Прометей, 1991. — С. 153−162.
- Волкова Г. А., Николаева И. Н. О логопедической работе воспитателя в речевой группе детского сада // Дошкольное воспитание, 1976. — № 11. — С. 21−27
- Волкова Г. А., Ярмакович М. А. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Под ред. A.B. Запорожца. М., 1983. — Т. 3−5.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
- Вяткин Б. А. Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику, в связи с особенностями нейродинамики // Вопр. психол., 1980 — № 1. — С. 94−100
- Галунов В.И., Манёров В. Х., Устинович Е. А. Факторно-аналитическое исследование личностного теста MMPI // Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. — С. 76 — 79.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.:1. Медицина, 1977. 272 с. К
- Гаркуша Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Автореф. канд. дисс. JI., 1987. -17 с.
- Геннинг М.Г., Герман H.A. Воспитание у дошкольников правильной речи. -Чебоксары, 1971.
- Гильбух Ю.З. Проблемы функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопр. психол., 1971, № 3 — С. 162−168.
- Гиляровский В.А. О генезе заикания у маленьких детей и о роли его для общего развития личности // Советская невропатология и психиатрия, Т. 1. -1932, вып. 9−10.
- Гольдварг И.А. Функциональная музыка. Пермь, 1968.
- Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.
- Гринер В.А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. М., 1941.
- Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопр. логопедии. М., 1978. — С. 27−37.
- Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982. — С. 67−78.
- Гуровец Г. В., Маевская С И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981. -С. 103−114.
- Джеймс У. Что такое эмоция // Психология эмоций. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
- Дудьер В.П. Коррекционно-физическое воспитание учащихся начальных классов школ для детей с ТНР. М., 1992.
- Дьяченко О М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопр. психол., 1988. -№ 16.
- Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. Спб., 1922. — 74 с.
- Жилин В.А. Дразнилки. Упражнения для блокфлейт в сопровождении орф-инструментов и ударных. Челябинск, 1997. — 111 с.
- Жилин В.А. Орф-уроки. Екатеринбург, 1995. — 91 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
- Запорожец A.B. Вопросы развития психики детей дошкольного возраста. М., 1955.
- Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Запорожец A.B. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды. Т.2. — М., Педагогика, 1986. — 217 с.
- Захаров А.И. Детские неврозы СПб, 1995.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб, 1995.71.3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.72.3олочевский С. А. Программа развития цветовосприятия для детей 6−7 лет. Методические разработки. СПб., 1993.
- Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. J1., 1984.
- Казаринова A.C. Музыка в системе психопрофилактики // Проблемы профилактики нервных и психических расстройств, Л., 1976. С. 89.
- Калашников A.A. Влияние функциональной музыки на состояние ЦНС и работоспособность лиц умственного труда. Донецк, 1975.
- Калягин В.А. Внутренняя картина болезни при расстройствах речи и ее роль в диагностике и психотерапии. Дисс. докт. мед. наук. Спб., 1996. — 410 с.
- Калягин В.А. Основные свойства внимания у взрослых заикающихся // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. — С. 29 — 34.
- Калягин В. А. Киселева М.Н. Методика психологического тестирования заикающихся. Метод, рекомендации. Спб., 1992. — 15 с.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.
- Кегхуашвили Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкознания Сб. статей. — М. Музгиз, 1960.
- Коломенский Я. Л. Данько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. М., 1988.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка // Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
- Корнев А.Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подростков с речевыми нарушениями // Психопатологические расстройства у подростков. -Л., 1987. С. 59−64.
- Корой Е. Ф. Вариативность типов занятий музыкой, как условия активизации развития детей старшего дошкольного возраста М., 1988.
- Крылова И.И., Алексеева И В. Театрализованная, ритмопластика. Спб., 1993.
- Кумала И. Дифференцированная оценка психомоторного и речевого развития заикающегося дошкольника. М., 1986. — 18 с.
- Куницина В Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985. — 20 с.
- Левина P.E. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
- Левина P.E. Принципы анализа речевых нарушений у детей // Тр. Второй научной сессии по дефектологии / Под ред. А. И. Дьячкова и В. И. Лубовского. -М&bdquo- 1959.
- Левина P.E., Никашина H.A. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
- Леонтьев, А Н. Вопросы детской психологии. М., 1948.
- Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1955.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1981.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Лишенные родительского попечительства. -М.: Просвещение, 1991.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Пснхолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в дошкольном возрасте. М., 1980.
- Лозовой А.Н. Изучение ИЗО деятельности детей в целях дифференциальной диагностики степеней умственной отсталости. Л., 1978.
- Лопатина Л. В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии // Нарушение речи, методы изучения и коррекции Спб.: Образование, 1993 — С. 3−11.
- ЮО.Лопатина Л. В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляторной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987 — С. 33−37.
- Лопатина Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология, 1986. № 2. С.64−71
- Ю2.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Развитие лексико грамматической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией — Спб, 1994. — С. 36−42.
- ЮЗ.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969.
- Ю4.Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи // Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.
- Лучшие психологические тесты. СПб.: Петроком. 1992.
- Майорова Л.Т. Методика воспитания коррекционных способностей у детей дошкольного возраста. Омск, 1988. — 19 с.
- Ю7.Манегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. Пер. с итал. Спб., 1992. — С. 87.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева ЕЛ. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте-Петразаводск, 1992.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией. // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. — С.79 — 90.
- Ю.Мартынова Р. И. К вопросу о психическом развитии детей с моторной алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1973.
- Ш. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1963. — № 2. — С. 34−48.
- Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1967. — № 3. — С. 98 111.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. — С. 79 — 90.
- Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 25−32.
- Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции ОНР у дошкольников // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991. — С. 4 — 18.
- Пб.Мастюкова Е. М., Жукова Н. С. О состоянии интеллекта у детей с ОНР. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1972. — № 9.
- Матейова 3., Машура С. Музыкотерапия при заикании. Пер. с чешского. -Киев. 1984.-303 с.
- Медушевский ВВ. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
- И9.Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь дошкольников и ее исправления. М., 1964.
- Мельников В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
- Михайлова Е. С. Восприятие музыки здоровыми людьми и лицами, находящимися в состоянии депрессии // Физиология человека. 1992. — Т. 18. -№ 6.
- Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психол. журнал, 1993, Т. 14. — № 1. — С. 18−31.
- Моторин, А Н. Об обследовании общедвигательной координации у человека // Теория и практика физической культуры. М., 1965. — № 12.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1986.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
- Мучник J1.C., Смирнов В. М. Психологический эксперимент в клинике // Труды НИИ им. В. М. Бехтерева. Л., 1969, — Т. 46. — С. 283 — 294.
- Мясищев В. Н. Гостинец А. Л. Влияние музыки на человека по данным ЭЭГ и психических показателей // Вопр. психол., 1975. — № 1. — С. 54−67.
- Назайкинский Е В. О психологии музыкального восприятия. М. Музыка, 1972. — 380 с.
- Науменко С И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопр. психол., 1982. — № 5. — С. 85−94.
- Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека Психол. журн., 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 79.
- Носуленко В Н. Психология слухового восприятия. М., Наука, — 1988.
- Ноткина НА. Влияние физических упражнений на формирование двигательных способностей дошкольников. Л., 1980.
- Огородное Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л., 1972.135,Озерецкий Н. И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. -Гос. Мед. Изд., 1930. 112 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. — В 3-х т. Т. 3. — М.-Л., 1953.-Кн. 2.-396 с.
- Перроте А. Музыка на производстве. М.: Экономика, 1968.
- Пиаже Ж. Избранные психологически труды. М., 1969.
- Плюснин Ю.М., Богатырев O.A., Быченков O.E. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопр. психол., 1993., № 2. — С. 106 116
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Полякова В. Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции. Автореф. канд. дис. Пермь, 1968. — 17с.
- Правдина О.В. Дизартрия // Логопедия. М., 1973. С. 91−149.
- Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Под ред. Д. Н. Исаева, В. А. Кагана. СПб, 1991.
- Радынова О.П. Слушание музыки. М., 1990.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968.
- Рожнов В. Е. Руководство по психотерапии. М. Прогресс, 1993. -360 с.
- Романова Е С., Потемина О Ф. Графические методы по психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
- Румянцева ЕЮ. Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами // Принципы и методы коррекции нарушений речи. -Спб., 1997. С. 20−27.
- Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методик) // Психол. журн., 1992. — Т. 13, № 2. — С. 133−140.
- Рычкова H.A. Состояние произвольной двигательной деятельности у заикающихся дошкольников. М., 1985. — 15 с.
- Самойленко НС. Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста. Невропатология и психиатрия. М. 1939. Том 8. — № 10, с. 77−82.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
- Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики. Методы изучения детей и подростков. М., 1960.
- Сизова Э.Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. Л., 1978. — С. 86−96.
- Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М., 1981.
- Синякова Т.И. Дифференцированная логопедическая работа с детьми при недоразвитии речи // Недоразвитие и утрата речи. / Под ред. Л. И. Беляковой. -М&bdquo- 1985.
- Смирнова И.А., Иванова Н И., Лыщик A.A. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения. Методическое пособие. Спб, 1995. -С. 26−36.
- Соботович Е.Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи // Речевые и нервно-психичские нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. — С. 17−24.
- Соботович Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. — № 4. — С. 20−26.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов // Комплексная психологическая коррекция. М., 1988.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1965. — 231 с.
- Субботский Е В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-во Моск. университета. — 1976.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1972. — С. 52−54.
- Тараеова К. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание, 1984. № 11. — С. 27−34.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. -М&bdquo- 1985.-Т. 1.
- Трегубова JI.H. Использование функциональной музыки в учебном процессе // Вопросы внушающего воздействия в педагогике. Пермь. — 1972. — С. 150−162.
- Уманская Н.М. Приемы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 64−72.
- Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи // Дефектология. 1993. — №№ 2−7.
- Усанова О Н. Концепция сотрудничества в практическом консультировании // Психокоррекция: теория и практика. М., 1995. — С. 36−50.
- Усанова О.Н., Синякова Т. И. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи. В кн.: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. -М&bdquo- 1982.
- ПЗ.Усанова ОН., Шаховская С. Н. К проблеме психолого-педагогического изучения детей // Дефектология, 1995. № 3. — С. 23−27.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981, — С. 69.
- Ухтомский A.A. Принцип доминанты / Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. M.-JI., 1925. — С. 60−66.
- Фальковская Н.М. Гигиеническая оптимизация режима обучения в профильной школе (классах) при 5-дневной учебной неделе. М., 1994.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летсОНР. -М&bdquo- 1991.
- Флоренская Ю. А., Гринер В. А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия. Вопросы логопедии. — Харьков, 1941.
- Хватцев М.Е. Логопедия. М. Учпедгиз, 1959. — 475 с.
- Хризман Т. П. Еремеева В. П. Лоскутова Т. Д. Эмоция, речь и активность мозга ребенка М. Педагогика, 1991. — С. 40−70.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1991.
- Шагинян Е.В. Обоснование методики исследования психомоторики // Методы моделирования и разработки нормативов постнатального, соматического и психического развития. М., 1967.
- Шаховская С.Н. Индивидуальный подход в коррекционно-логопедической работе // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. Спб., 1995. — С. 142−143.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
- Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. М., 1995. — С. 155−163.
- Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. Тюмень, 1993
- Штана Ю.А. Методика физического воспитания детей с ТНР. М., 1982.
- Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. Киев, 1979.
- Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская E.H. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
- Эльконин Д Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. М., 1981.
- Эльконин Д Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопр. психол., 1971. — № 4.
- Эльконин Д Б. Особенности психического развития 6−7 лет возраста. М., 1988.
- Эльконин Д Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
- Эмберлейн Г. Страхи здоровых детей М., 1981.
- Юртайкин В.В., Ефименкова JI.H. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе детей дошкольников с ОНР // Дефектология, 1981. -№ 1.
- Alexander F.M. The use of the self. New York. Dutton, 1932.
- Behrendi W., Pasher W., Schmidt V. Motivation und Widerstand des Patienten bei der Diagnostik psychisch mitverursachter funktioneller Atimmstorungen. Erfahrungen aus der phoniatrischen Teamarbeit // Shuache-Stimme-Gehor. 1989. — Bd. 13. — S. 95 — 100.
- Bernstein P. Theory and methods in dance-movement therapy: A manual for therapists, students, and educators. Dubugue, Iowa: Kendall / Hunt, 1979.
- Binet A. et Courtier J. Influence de la musique sur la respiration, la coeur, et la circulation capillaire «L' fonetic psychol». 1896. — № 3.
- Bolton T.L. Rhythm // Amer. Journ. of Psychol., 1894, № 6.
- Brown, V. The new body psychotherapies. Psychotherapy: Theory, research, and Practice, 1973. Vol. 10. — p. 98−116.205 .Buck J. House-tree-person drawing technique // Contribution toward Medical Psychology. -N.Y., 1953.
- Chace M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children. Bulletin of the Menninger Clinic, 1953. Vol. 17. — p. 219−255.207.(Selye H.) Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. М., 1987. — 368 с.
- Denny, J. Techniques for individual and group art therapy. In E. Ulman & P. Dachinger (Eds), Art Therapy. New York. Schocken Books, 1975.
- Garai, J.E. Art therapy catalyst for creative expression and personality integration. In H.H.Grayson & C. Loew (Eds.), Chanding approaches to the new psychotherapies. Jamaica, N.Y. Spectrum, 1978.
- Goodenough G., Harris D.B. Steadies in psychology of children’s drawings. II 19 281 949 // Psychol. Bull. 1950. — Vol. 47.
- Harris D.B. Children’s drawings as measures of intellectual maturity. New York., 1963/
- Harvey S. «Dynamic play therapy- an integrative expressive arts approach to the family therapy of young children // The arts in Psychotherapy. 1995. — P. 239−246.
- Kramer, E. Art therapy in a children’s community. New York: Schocken Books, 1978.
- Legaspi A. De Arismendi Pedagogia preescolar education musical y cancines. Montevideo, Uruguay, 1989. P. 172.
- Legaspi A. de Arismendi. Algunos problemas de educacion musical de los preescolares. Montevideo: AULA, 1970.
- Legaspi A. de Arismendi. Teoria y practica de la educacion musical de los preescolares y cien canciones. Barselona, 1982.
- Luscher M. Luscher-Test. Basel- Test-Verlag. — 1949. — 115 p.
- McDougall R. The relation of auditory rhythm to nervous discharge // Psychol. Rev., 1902. -№ 9.
- Morley M.T. The development and disorder of speech in childhood. Chirchill Livingstone, 1957.
- Podolsky E. ed. Music therapy. N. Y., 1954.
- Rosen, E. Dance in psychotherapy. New York: Columbia University Press, 1974.
- Rozenzweig S. Further comparative data on repetition choice after success and failure as related to frustration tolerance. Journal of Genetic Psychology, 1945, 66.
- Schwabe Chr. Musikherapie bei Newrosen und fkt Storungen Zena: VEB Gustav Fischer Werl. — 1969.
- Seashore C. The psychology of musical talent. Leipzig, 1919.
- Tarkovsky Z. Jakanie wesmodzieciece. Warzawa, 1992. — 200 p.
- Tarkovsky Z. Jakanie zagadnienia etiologii, diagnozy terapii i prognozy. Warzawa, 1987. — 140 p.
- Vernv T. Personal communication. May. 31, 1979.