Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дифференцированное использование музыки в коррекционном воздействии на детей дошкольного возраста с нарушениями речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коррекционно-педагогический процесс в логопедическом детском саду представляет сложную систему воздействий, состоящую из различных педагогических, психологических и специальных коррекционных методик. Одним из звеньев этой системы является музыка, резервы коррекционного воздействия которой используются недостаточно полно. Теоретический и практический интерес многих специалистов (психологов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема музыкального воздействия на детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 2. Возможности оптимизации психолого-педагогического процесса в условиях дошкольного рбразовательного учреждения
    • 1. 3. Музыка как средство коррекционного воздействия
    • 1. 4. Влияние музыки на развитие дошкольников с речевыми нарушениями
  • Глава II. Научно-теоретические основы и организация исследования
    • II. 1. Цель и задачи исследования
  • И.2. Методика психолого-педагогического исследования дошкольников с нормальным развитием и нарушениями речи
    • II. 3. Организация исследования и психолого-педагогическая характеристика детей
  • Глава III. Сравнительная характеристика неречевых психических функций дошкольников с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией
    • III. 1. Сравнительная характеристика психомоторного развития
    • 111. 2. Сравнительная характеристика когнитивного развития
    • 111. 3. Сравнительная характеристика обучаемости
    • 111. 4. Сравнительная характеристика личностных особенностей
    • 111. 5. Оценка креативного развития
    • 111. 6. Оценка сохранности эмоциональной сферы
  • Глава IV. Методика дифференцированного использования музыки в коррекционном воздействии на детей дошкольного возраста с нарушениями речи
    • IV. 1. Теоретические основы коррекционно-музыкального воспитания детей со стертой дизартрией
    • IV. 2. Характеристика экспериментальных групп, содержание и методики проведения экспериментальных программ
    • IV. 3. Результаты обучающего эксперимента

Дифференцированное использование музыки в коррекционном воздействии на детей дошкольного возраста с нарушениями речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разработка дифференцированных психолого-педагогических методов в коррекционной работе имеет важное теоретическое и практическое значение[38, 171, 172, 184].

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения и обоснования новых педагогических техник и приемов в работе с дошкольниками, в том числе имеющими нарушения речи. Новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи и др.) предъявляют повышенные требования к подготовке детей уже в дошкольных учебных заведениях, что с особенной остротой ставит вопрос о пересмотре методов подготовки детей специальных дошкольных учреждений, в частности логопедических детских садов.

Дети с нарушениями речевого развития имеют специфические особенности общего психического развития и формирования личности[32, 43, 78, 90, 91, 115], что предполагает качественно новые пути решения задач оптимизации педагогического процесса с учетом наличия у них речевого расстройства. У этой категории детей в ответ на психо-эмоциональные перегрузки особенно легко возникают различного рода декомпенсации в виде обострения заболеваний, неадекватного поведению и других нарушений.

В условиях массового дошкольного учреждения и в логопедических группах сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений, которые вместе с тем не только не ослабят их физическое и психическое здоровье, но будут способствовать его повышению.

Особый интерес представляет категория детей с таким сложным речевым расстройством центрального генеза как стертая дизартрия. Оно характеризуется комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи) [157, 162]. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией не однородна, что проявляется прежде всего в преобладании моторного или сенсорного компонентов, и требует осуществления дифференцированного подхода в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия [101, 102, 103, 112, ИЗ, 114, 120, 143].

Речевая и неречевая симптоматика в структуре общего недоразвития речи представлена большим количеством работ [10, 41, 66, 84, 159, 161, 170, 171], в то время как работы, посвященные исследованию неречевых психических функций при стертой дизартрии, являются единичными.

Аналогичным образом обстоит дело и с программами по развитию и подготовке этих детей к обучению. Такие программы разработаны для детей с общим недоразвитием речи [50, 184, 199] и практически отсутствуют для детей со стертой дизартрией.

Сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений, которые вместе с тем не только укрепят их физическое и психическое здоровье, но и будут способствовать его повышению.

Коррекционно-педагогический процесс в логопедическом детском саду представляет сложную систему воздействий, состоящую из различных педагогических, психологических и специальных коррекционных методик. Одним из звеньев этой системы является музыка, резервы коррекционного воздействия которой используются недостаточно полно. Теоретический и практический интерес многих специалистов (психологов, медиков, педагогов) к использованию музыки в качестве коррекционного метода не случаен. С помощью многих исследований показана психофизиологическая основа увеличения эффективности любого коррекционного воздействия при использовании музыки как своеобразного катализатора для различных возрастных категорий [33, 39, 40, 52, 54, 75, 76]. Работы по анализу возможностей использования музыки в отношении дошкольников, проходящих обучение в специализированных учреждениях, практически отсутствуют. Дифференциация методов музыкальной коррекции создает возможность оптимизации коррекционно-педагогического процесса специализированного дошкольного учреждения и повышения комплексной логопедической работы, что является актуальной проблемой специальной педагогики. Адекватность использования музыки для коррекционной работы с дошкольниками со стертой дизартрией, для которых характерна неоднородность речевого и других психических дефектов, обусловлена также тем, что различные музыкальные средства позволяют оптимизировать функционирование таких разнообразных психических компонентов как слуховое восприятие, психомоторика, интонация и ритмическое чувство.

В логопедической теории и практике до настоящего времени остаются недостаточно выясненными вопросы, связанные с определением соотношения неречевой симптоматики, в частности нарушений различных видов психической деятельности (когнитивного, эмоционально-аффективного и моторного развития), с речевыми нарушениями у детей, страдающих стертой дизартрии. Не определены возможные методы музыкальной коррекции и не разработана методика их коррекционного дифференцированного воздействия с учетом структуры дефекта.

В связи с необходимостью повышения эффективности коррекционного процесса, а также отсутствием дифференцированных методов музыкальной коррекции в работе с детьми в условиях специализированного дошкольного учреждения нами сформулирована проблема исследования. Она заключается в оптимизации коррекционно-педагогического процесса путем подбора дифференцированных методов музыкальной коррекции индивидуально для каждого ребенка.

Решение данной проблемы определяет цель исследования, которая сформулирована в педагогическом и коррекционном аспектах:

— разработка комплексной методики для системного изучения неречевых психических функций у детей дошкольного возраста;

— обоснование содержания дифференцированного музыкального воздействия на детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста в коррекционно-педагогическом процессе.

Объект исследования представляет процесс формирования неречевых психических функций дошкольников.

Предметом исследования является психолого-педагогическая коррекция неречевых психических функций у детей со стертой дизартрией средствами музыки.

Субъект исследования — дети дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если планомерно и систематически осуществлять дифференцированный подход в использовании различных музыкальных средств, подобранных с учетом структуры речевого дефекта (выраженности тех или иных психологических особенностей детей), то это позволит увеличить эффективность педагогического воздействия и оптимизировать коррекционный процесс в целом.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определение возможностей музыкального воздействия на различные неречевые психические функции и обоснование ведущих дифференцированных направлений коррекции комплексного педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Проведение дифференциально-диагностического исследования детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и детей с нормальной речью по следующим направлениям: обследование общей и мелкой моторики, мимических и речевых движений, определение физических качеств и навыков детей, состояния когнитивного развития (восприятия, внимания, памяти, воображения) — исследование обучаемости, сформированности учебной деятельности и индивидуально-личностных особенностей (самооценки, межличностных отношений в семье и в группе) — выявление сохранности эмоциональной сферы и работоспособности.

3. Разработка дифференцированного содержания музыкально-педагогической работы по развитию неречевых психических функций дошкольников со стертой дизартрией.

4. Определение эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми, проведенной по разработанным методикам.

Теоретическая значимость и научная новизна.

— определена и обоснована сущность дифференцированного музыкального воздействия в педагогическом процессе как катализатора всех видов деятельности детей дошкольного возраста;

— впервые использован системный подход для изучения неречевых психических функций дошкольников;

— выделены наиболее значимые неречевые особенности для развития детей шести лет со стертой дизартриейопределено место дифференцированных музыкальных методик в педагогическом процессе.

Практическая значимость:

— разработана комплексная методика исследования неречевых особенностей детей дошкольного возраста;

— созданы специальные дифференцированные методы и приемы по коррекции неречевых особенностей у детей со стертой дизартрией с использованием музыки;

— предложена нетрадиционная оценка эффективности коррекционных методик и всего педагогического процесса в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Использование правильно подобранных строго дифференцированных музыкальных средств способствует оптимизации педагогического процесса в дошкольном учреждении и повышению эффективности воздействия на каждого ребенка.

2) Системный подход в исследовании общего развития ребенка позволяет выявить выраженность отдельных психических функций и определить наиболее дефицитарные из них.

3) Разработка дифференцированных педагогических методик с использованием музыки осуществляется на основании данных о недостаточности отдельных психических функций дошкольников.

4) Наибольшую результативность в педагогическом процессе имеют целенаправленно разработанные дифференцированные методики, подобранные индивидуально для каждого ребенка, по сравнению с традиционной музыкальной методикой работы, применяемой в дошкольном детском учреждении.

3. Результаты исследования показали, что в общем коррекционно-педагогическом процессе развитие неречевых психических функций осуществляется неоднозначно под воздействием различных музыкальных методик. Развитие памяти на музыкальных занятиях наиболее продуктивно в процессе «Слушания музыки» — для коррекции общей моторики показана «Ритмика» — для совершенствования ручной моторики эффективен «Оркестр» — для артикуляторной моторики — «Пение» — уровень музыкальности повышается в «Психокоррекционных музыкальных играх» .

4. Дифференцированные музыкальные средства подобранные с учетом выраженности тех или иных неречевых психических функций могут быть использованы в качестве самостоятельных педагогических технологий в работе с дошкольниками. Комплексное педагогическое воздействие на ребенка наиболее эффективно при их планомерном и систематическом использовании.

5. Данные исследования продемонстрировали, что контроль работоспособности и утомляемости, анализ изменения средних величин измеряемых параметров может быть использован как критерий оценки эффективности методик и коррекционного процесса в целом.

6. Полученные результаты показали, что предложенная модель коррекционного дифференцированного музыкального воздействия является перспективной для развития дошкольников в норме и в условиях патологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование посвящено проблеме использования музыки для дошкольников со стертой дизартрией в коррекцинно-педагогическим процессе, его оптимизации путем подбора дифференцированных методов музыкальной коррекции индивидуально для каждого ребенка.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что при решении задач совершенствования коррекционного процесса в специализированном дошкольном учреждении музыка может быть использована для повышения эффективности этого процесса. Именно с помощью музыки возможна работа по формированию представлений об интонационной выразительности, по развитию моторики (общей, ручной, артикуляторной и мимической), а также профилактическая работа, направленная на повышение умственной работоспособности и нормализацию психического здоровья ребенка. При подборе конкретных музыкальных средств учитывались симптоматика и структура речевого дефекта при стертой дизартрии, возраст, индивидуально-психологические особенности ребенка.

Научно-теоретической основой исследования послужили теоретические положения и принципы, изложенные в трудах Л. С. Выготского [45], А. В. Запорожца [67], А. Н. Леонтьева [92], А. Р. Лурии [104], Д. Б. Эльконина [196]. о единстве обучения и развития, о зоне ближайшего развития, о системно-структурнм подходе, о структуре речевого дефекта.

Гипотеза диссертационного исследования заключалась в том, что планомерное и систематическое осуществление дифференцированного подхода в использовании различных музыкальных средств, подобранных с учетом структуры речевого дефекта (выраженности тех или иных его проявлений) и психологических особенностей детей, позволит оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.

На основе анализа литературы, научно-теоретического обоснования была отобрана батарея методик исследования, позволяющая изучить неречевые особенности дошкольников со стертой дизартрией.

В процессе исследования использовались организационные методы (комплексный, лонгитюдный, сравнительный), эмпирические (констатирующий и обучающий эксперименты, диагностические задания, различного вида анкетирование и тестирование, наблюдение), а также математико-статистические методы (количественный и качественный анализ экспериментальных данных с использованием факторного анализа, который производился при помощи статистической программы «Стадия» на персональном компьютере типа 1ВМ-376).

Методика исследования моторной сферы детей с нарушениями речи производилась по включенным в движение группам мышц: а) общая моторика, б) ручная моторика, в) мимическая моторика, г) артикулятор-ная моторика.

Исследование слуховой, зрительной и моторной памяти производилось по времени и продуктивности запоминания. Исследовались устойчивость, переюпочаемость, распределение, концентрация и объем внимания, а также основные параметры памяти (модальность, продуктивность, временные характеристики). Исследование индивидуально-личностных особенностей включало: определение самооценки детейвыявление сохранности эмоциональной сферыоценка работоспособностиизучение системы отношений детей (ребенок-родители, ребенок — воспитатели, ребенок — дети). Оценка музыкальности (как эмоциональной восприимчивости) производилась с помощью методики музыкальной инверсии, и традиционных методик оценки музыкальных способностей.

Экспериментальное исследование включало в себя констатирую-щий и обучающий эксперименты.

Констатирующий эксперимент включал исследование психического развития 118 детей со стертой дизартрией.

Анализ экспериментального материала, полученного в результате констатирующего эксперимента и представленного в третьей главе диссертации показал несформированность неречевых психических функций у детей со стертой дизартрией.

Исследование двигательной сферы показало, что по развитию физических качеств дети со стертой дизартрией отличаются от здоровых низким уровнем таких характеристик как ловкость и быстрота, а также низкой степенью сформированное&tradeдвигательных навыков, отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Сравнительный анализ движений по группам участвующих в них мышц выявил различную степень выраженности нарушений общей, ручной, мимической и артикуляторной моторики. Наибольшие нарушения выявлены в артикуляторной и общей моторике, в меньшей степени наблюдаются расстройтва мимической и ручной моторики. Диспропорциональность развития, незрелость на всех уровнях движений определяет различия во всех психомоторных актах и низкий уровень качества их выполнения.

У детей со стертой дизартрией наблюдается разная степень выраженности снижения уровня интеллектуального развития, низкая познавательная активность и отсутствие мотивации к познавательной деятельности. Отмечается слабость процессов анализа, сравнения и обобщения. Характерным проявлением интеллектуальной недостаточнос-ти для них является затруднение умственных действий с использованием одновременно нескольких признаков (например, классификация предметов по двум признакам: форма и ориентация в пространстве). Представляют сложность умозаключения по аналогии, дифференцировка существенных и второстепенных признаков.

Выявленная интеллектуальная недостаточность связана с дефицитом процессов восприятия и памяти, развитие которых в свою очередь обусловлено степенью сохранности интегративной деятельности мозга. У детей со стертой дизартрией в большей степени страдает слуховая и память, продуктивность ее хотя и имеет прогрессивный характер (нарастание по мере повторения), но отличается меньшим объемом запоминания. Перечисленным особенностям развития способствуют нарушения у этих детей внимания и произвольной регуляции действий. Отмечается рассеянность внимания, связанная с повышенной психической истощаемостью, ограниченность объема внимания, недостаточная концентрация и переключаемость.

Нарушения высших форм регуляции, связанные с особенностями внимания и воли, могут проявляться в неспособности к произвольной деятельности, ее программировании, осознанию цели и путей ее достижения. Для детей со стертой дизартрией характерны неустойчивость самоконтроля, ошибки в программировании деятельности.

У детей со стертой дизартрией развитие некоторых познавательных функций не соответствует возрастным нормам. Умственный возраст не соответствует биологическому, особенно по показателям невербального интеллекта. Анализ результатов выполнения теста Г. Вицлака показал, что суммарный показатель умственного развития детей со стертой дизартрией почти в два раза ниже суммарного показателя здоровых детей, что является признаком задержки психического развития [109].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 61 с.
  2. Л.З., Арупонян М. А. О влиянии пения на заикание // Дефектология. 1987,-№ 4.-С. 58−61.
  3. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л., 1973.
  4. Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. -Л., 1990.
  5. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
  6. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1978.
  7. БардиерГ., РомазанИ., Чередникова Т. Я хочу. -Спб., 1993.
  8. В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. М.: Знание, 1979. — 79 с.
  9. Белова-Давид P.A. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. В кн: Нарушение речи у дошкольников. М., 1969. — С. 10−47.
  10. Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. М., 1969. — С. 32 — 81.
  11. Н.Л. Оценки когнитивных иэмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопр. психол., 1997. № 1. — С. 19−26.
  12. .Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопр. психол., 1985, № 5. С. 94−100.
  13. И.Бернштейн H.A. О построении движений. М., Медгиз., 1947.
  14. Н.Бехтерев В. М. Коллективная рефлексолоия // Вопросы изучения и воспитания личности. 1928, Т.7. — № 2. — С. 41.
  15. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. — 64 с.
  16. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 11.-М., 1979. — С. 118−341.
  17. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: Просвещение, 1968.
  18. Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа М.: Сов. композитор, 1978. — 250 с.
  19. Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., — 1982. — С. 59−66.
  20. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с. 21 .Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии, — Ташкент, 1979.-С. 256−275.
  21. А.И. Ритмопластика. Спб., 1994.
  22. М.Е. Самовнушение и аутогенная тренировка. М., 1975.
  23. М.П. Психомоторика детей олигофренов. М., Пед., 1976.
  24. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
  25. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966.
  26. Д. Методика исследования интеллекта у детей. Спб., 1994.
  27. H.A., Кинеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.
  28. В. К. Психология эмоциональных явлений М., 1976 — 142с.
  29. E.H., Пулатов A.M. Дизартрия и ее диагностическое значе-ние в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1989. — С. 9−105.
  30. Г. Тест «Способность к обучению в школе» // Альманах психологических тестов. М. «КСП», 1995.
  31. Власенко И Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.
  32. H.A. Логопедическая ритмика и пение // Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками., М., 1959.
  33. Т.М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. М., 1989.
  34. .С., Волкова H.B. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.-С. 18−19.
  35. Г. А. Личностные и речевые особенности детей с ОНР, страдающих психической депривацией // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. Спб., 1991. — С. 86−95.
  36. Г. А. Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста // Нервно-психические и речевые нарушения. Сб. научн. трудов. Л., 1982.-С. 3−12.
  37. Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
  38. Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб., 1993. -С. 8−9.
  39. Г. А. Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М: Прометей, 1991. — С. 153−162.
  40. Г. А., Николаева И. Н. О логопедической работе воспитателя в речевой группе детского сада // Дошкольное воспитание, 1976. — № 11. — С. 21−27
  41. Г. А., Ярмакович М. А. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987.
  42. Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. М., 1960.
  43. Л.С. Собрание сочинений. Под ред. A.B. Запорожца. М., 1983. — Т. 3−5.
  44. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
  45. Б. А. Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику, в связи с особенностями нейродинамики // Вопр. психол., 1980 — № 1. — С. 94−100
  46. В.И., Манёров В. Х., Устинович Е. А. Факторно-аналитическое исследование личностного теста MMPI // Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. — С. 76 — 79.
  47. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.:1. Медицина, 1977. 272 с. К
  48. Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Автореф. канд. дисс. JI., 1987. -17 с.
  49. М.Г., Герман H.A. Воспитание у дошкольников правильной речи. -Чебоксары, 1971.
  50. Ю.З. Проблемы функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопр. психол., 1971, № 3 — С. 162−168.
  51. В.А. О генезе заикания у маленьких детей и о роли его для общего развития личности // Советская невропатология и психиатрия, Т. 1. -1932, вып. 9−10.
  52. И.А. Функциональная музыка. Пермь, 1968.
  53. В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.
  54. В.А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. М., 1941.
  55. Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопр. логопедии. М., 1978. — С. 27−37.
  56. Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982. — С. 67−78.
  57. Г. В., Маевская С И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981. -С. 103−114.
  58. У. Что такое эмоция // Психология эмоций. М.: Изд-во Московского университета, 1984.
  59. В.П. Коррекционно-физическое воспитание учащихся начальных классов школ для детей с ТНР. М., 1992.
  60. Дьяченко О М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопр. психол., 1988. -№ 16.
  61. Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. Спб., 1922. — 74 с.
  62. В.А. Дразнилки. Упражнения для блокфлейт в сопровождении орф-инструментов и ударных. Челябинск, 1997. — 111 с.
  63. В.А. Орф-уроки. Екатеринбург, 1995. — 91 с.
  64. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  65. A.B. Вопросы развития психики детей дошкольного возраста. М., 1955.
  66. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  67. A.B. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды. Т.2. — М., Педагогика, 1986. — 217 с.
  68. А.И. Детские неврозы СПб, 1995.
  69. А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб, 1995.71.3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.72.3олочевский С. А. Программа развития цветовосприятия для детей 6−7 лет. Методические разработки. СПб., 1993.
  70. Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. J1., 1984.
  71. A.C. Музыка в системе психопрофилактики // Проблемы профилактики нервных и психических расстройств, Л., 1976. С. 89.
  72. A.A. Влияние функциональной музыки на состояние ЦНС и работоспособность лиц умственного труда. Донецк, 1975.
  73. В.А. Внутренняя картина болезни при расстройствах речи и ее роль в диагностике и психотерапии. Дисс. докт. мед. наук. Спб., 1996. — 410 с.
  74. В.А. Основные свойства внимания у взрослых заикающихся // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. — С. 29 — 34.
  75. В. А. Киселева М.Н. Методика психологического тестирования заикающихся. Метод, рекомендации. Спб., 1992. — 15 с.
  76. . Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.
  77. Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкознания Сб. статей. — М. Музгиз, 1960.
  78. Я. Л. Данько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. М., 1988.
  79. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка // Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
  80. А.Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подростков с речевыми нарушениями // Психопатологические расстройства у подростков. -Л., 1987. С. 59−64.
  81. Е. Ф. Вариативность типов занятий музыкой, как условия активизации развития детей старшего дошкольного возраста М., 1988.
  82. И.И., Алексеева И В. Театрализованная, ритмопластика. Спб., 1993.
  83. И. Дифференцированная оценка психомоторного и речевого развития заикающегося дошкольника. М., 1986. — 18 с.
  84. Куницина В Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985. — 20 с.
  85. P.E. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
  86. P.E. Принципы анализа речевых нарушений у детей // Тр. Второй научной сессии по дефектологии / Под ред. А. И. Дьячкова и В. И. Лубовского. -М&bdquo- 1959.
  87. P.E., Никашина H.A. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
  88. Леонтьев, А Н. Вопросы детской психологии. М., 1948.
  89. А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1955.
  90. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1981.
  91. А.Н. Общее понятие о деятельности. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  92. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  93. М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Лишенные родительского попечительства. -М.: Просвещение, 1991.
  94. М.И. Формирование личности ребенка в общении // Пснхолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в дошкольном возрасте. М., 1980.
  95. А.Н. Изучение ИЗО деятельности детей в целях дифференциальной диагностики степеней умственной отсталости. Л., 1978.
  96. Л. В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии // Нарушение речи, методы изучения и коррекции Спб.: Образование, 1993 — С. 3−11.
  97. ЮО.Лопатина Л. В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляторной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987 — С. 33−37.
  98. Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология, 1986. № 2. С.64−71
  99. Ю2.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Развитие лексико грамматической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией — Спб, 1994. — С. 36−42.
  100. ЮЗ.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969.
  101. Ю4.Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи // Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.
  102. Лучшие психологические тесты. СПб.: Петроком. 1992.
  103. Л.Т. Методика воспитания коррекционных способностей у детей дошкольного возраста. Омск, 1988. — 19 с.
  104. Ю7.Манегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. Пер. с итал. Спб., 1992. — С. 87.
  105. А.К., Лидере А. Г., Яковлева ЕЛ. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте-Петразаводск, 1992.
  106. Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией. // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. — С.79 — 90.
  107. Ю.Мартынова Р. И. К вопросу о психическом развитии детей с моторной алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1973.
  108. Ш. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1963. — № 2. — С. 34−48.
  109. Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. М., 1967. — № 3. — С. 98 111.
  110. Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. — С. 79 — 90.
  111. Е.М. О расстройствах памяти детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 25−32.
  112. Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции ОНР у дошкольников // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991. — С. 4 — 18.
  113. Пб.Мастюкова Е. М., Жукова Н. С. О состоянии интеллекта у детей с ОНР. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1972. — № 9.
  114. Матейова 3., Машура С. Музыкотерапия при заикании. Пер. с чешского. -Киев. 1984.-303 с.
  115. ВВ. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
  116. И9.Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь дошкольников и ее исправления. М., 1964.
  117. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  118. Е. С. Восприятие музыки здоровыми людьми и лицами, находящимися в состоянии депрессии // Физиология человека. 1992. — Т. 18. -№ 6.
  119. В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психол. журнал, 1993, Т. 14. — № 1. — С. 18−31.
  120. Моторин, А Н. Об обследовании общедвигательной координации у человека // Теория и практика физической культуры. М., 1965. — № 12.
  121. B.C. Детская психология. М., 1986.
  122. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
  123. Мучник J1.C., Смирнов В. М. Психологический эксперимент в клинике // Труды НИИ им. В. М. Бехтерева. Л., 1969, — Т. 46. — С. 283 — 294.
  124. В. Н. Гостинец А. Л. Влияние музыки на человека по данным ЭЭГ и психических показателей // Вопр. психол., 1975. — № 1. — С. 54−67.
  125. Назайкинский Е В. О психологии музыкального восприятия. М. Музыка, 1972. — 380 с.
  126. Науменко С И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопр. психол., 1982. — № 5. — С. 85−94.
  127. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  128. Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека Психол. журн., 1984. — Т. 5. — № 6. — С. 79.
  129. Носуленко В Н. Психология слухового восприятия. М., Наука, — 1988.
  130. НА. Влияние физических упражнений на формирование двигательных способностей дошкольников. Л., 1980.
  131. Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л., 1972.135,Озерецкий Н. И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. -Гос. Мед. Изд., 1930. 112 с.
  132. И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. — В 3-х т. Т. 3. — М.-Л., 1953.-Кн. 2.-396 с.
  133. А. Музыка на производстве. М.: Экономика, 1968.
  134. . Избранные психологически труды. М., 1969.
  135. Ю.М., Богатырев O.A., Быченков O.E. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопр. психол., 1993., № 2. — С. 106 116
  136. Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  137. В. Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции. Автореф. канд. дис. Пермь, 1968. — 17с.
  138. О.В. Дизартрия // Логопедия. М., 1973. С. 91−149.
  139. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Под ред. Д. Н. Исаева, В. А. Кагана. СПб, 1991.
  140. О.П. Слушание музыки. М., 1990.
  141. С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968.
  142. В. Е. Руководство по психотерапии. М. Прогресс, 1993. -360 с.
  143. Романова Е С., Потемина О Ф. Графические методы по психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  144. ЕЮ. Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами // Принципы и методы коррекции нарушений речи. -Спб., 1997. С. 20−27.
  145. В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методик) // Психол. журн., 1992. — Т. 13, № 2. — С. 133−140.
  146. H.A. Состояние произвольной двигательной деятельности у заикающихся дошкольников. М., 1985. — 15 с.
  147. НС. Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста. Невропатология и психиатрия. М. 1939. Том 8. — № 10, с. 77−82.
  148. В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
  149. М.В. Методика массового исследования моторики. Методы изучения детей и подростков. М., 1960.
  150. Э.Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. Л., 1978. — С. 86−96.
  151. В.П. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  152. Т.И. Дифференцированная логопедическая работа с детьми при недоразвитии речи // Недоразвитие и утрата речи. / Под ред. Л. И. Беляковой. -М&bdquo- 1985.
  153. И.А., Иванова Н И., Лыщик A.A. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения. Методическое пособие. Спб, 1995. -С. 26−36.
  154. Е.Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи // Речевые и нервно-психичские нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. — С. 17−24.
  155. Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. — № 4. — С. 20−26.
  156. A.C. Профилактика детских неврозов // Комплексная психологическая коррекция. М., 1988.
  157. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1965. — 231 с.
  158. Субботский Е В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М.: Изд-во Моск. университета. — 1976.
  159. В.А. Сердце отдаю детям. М., 1972. — С. 52−54.
  160. К. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание, 1984. № 11. — С. 27−34.
  161. .М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. -М&bdquo- 1985.-Т. 1.
  162. JI.H. Использование функциональной музыки в учебном процессе // Вопросы внушающего воздействия в педагогике. Пермь. — 1972. — С. 150−162.
  163. Н.М. Приемы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 64−72.
  164. О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи // Дефектология. 1993. — №№ 2−7.
  165. Усанова О Н. Концепция сотрудничества в практическом консультировании // Психокоррекция: теория и практика. М., 1995. — С. 36−50.
  166. О.Н., Синякова Т. И. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи. В кн.: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. -М&bdquo- 1982.
  167. ПЗ.Усанова ОН., Шаховская С. Н. К проблеме психолого-педагогического изучения детей // Дефектология, 1995. № 3. — С. 23−27.
  168. А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981, — С. 69.
  169. A.A. Принцип доминанты / Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. M.-JI., 1925. — С. 60−66.
  170. Н.М. Гигиеническая оптимизация режима обучения в профильной школе (классах) при 5-дневной учебной неделе. М., 1994.
  171. Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летсОНР. -М&bdquo- 1991.
  172. Ю. А., Гринер В. А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия. Вопросы логопедии. — Харьков, 1941.
  173. М.Е. Логопедия. М. Учпедгиз, 1959. — 475 с.
  174. Т. П. Еремеева В. П. Лоскутова Т. Д. Эмоция, речь и активность мозга ребенка М. Педагогика, 1991. — С. 40−70.
  175. М.И. Психогимнастика. М., 1991.
  176. Е.В. Обоснование методики исследования психомоторики // Методы моделирования и разработки нормативов постнатального, соматического и психического развития. М., 1967.
  177. С.Н. Индивидуальный подход в коррекционно-логопедической работе // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. Спб., 1995. — С. 142−143.
  178. Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
  179. Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  180. Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. М., 1995. — С. 155−163.
  181. . Открой своего ребенка с помощью тестов. Тюмень, 1993
  182. Ю.А. Методика физического воспитания детей с ТНР. М., 1982.
  183. И.Г. Аутогенная тренировка. Киев, 1979.
  184. М.Б., Правдина-Винарская E.H. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959.
  185. Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  186. Эльконин Д Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. М., 1981.
  187. Эльконин Д Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  188. Эльконин Д Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопр. психол., 1971. — № 4.
  189. Эльконин Д Б. Особенности психического развития 6−7 лет возраста. М., 1988.
  190. Эльконин Д Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  191. Г. Страхи здоровых детей М., 1981.
  192. В.В., Ефименкова JI.H. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе детей дошкольников с ОНР // Дефектология, 1981. -№ 1.
  193. Alexander F.M. The use of the self. New York. Dutton, 1932.
  194. Behrendi W., Pasher W., Schmidt V. Motivation und Widerstand des Patienten bei der Diagnostik psychisch mitverursachter funktioneller Atimmstorungen. Erfahrungen aus der phoniatrischen Teamarbeit // Shuache-Stimme-Gehor. 1989. — Bd. 13. — S. 95 — 100.
  195. Bernstein P. Theory and methods in dance-movement therapy: A manual for therapists, students, and educators. Dubugue, Iowa: Kendall / Hunt, 1979.
  196. Binet A. et Courtier J. Influence de la musique sur la respiration, la coeur, et la circulation capillaire «L' fonetic psychol». 1896. — № 3.
  197. Bolton T.L. Rhythm // Amer. Journ. of Psychol., 1894, № 6.
  198. Brown, V. The new body psychotherapies. Psychotherapy: Theory, research, and Practice, 1973. Vol. 10. — p. 98−116.205 .Buck J. House-tree-person drawing technique // Contribution toward Medical Psychology. -N.Y., 1953.
  199. Chace M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children. Bulletin of the Menninger Clinic, 1953. Vol. 17. — p. 219−255.207.(Selye H.) Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. М., 1987. — 368 с.
  200. Denny, J. Techniques for individual and group art therapy. In E. Ulman & P. Dachinger (Eds), Art Therapy. New York. Schocken Books, 1975.
  201. Garai, J.E. Art therapy catalyst for creative expression and personality integration. In H.H.Grayson & C. Loew (Eds.), Chanding approaches to the new psychotherapies. Jamaica, N.Y. Spectrum, 1978.
  202. Goodenough G., Harris D.B. Steadies in psychology of children’s drawings. II 19 281 949 // Psychol. Bull. 1950. — Vol. 47.
  203. Harris D.B. Children’s drawings as measures of intellectual maturity. New York., 1963/
  204. S. «Dynamic play therapy- an integrative expressive arts approach to the family therapy of young children // The arts in Psychotherapy. 1995. — P. 239−246.
  205. Kramer, E. Art therapy in a children’s community. New York: Schocken Books, 1978.
  206. Legaspi A. De Arismendi Pedagogia preescolar education musical y cancines. Montevideo, Uruguay, 1989. P. 172.
  207. Legaspi A. de Arismendi. Algunos problemas de educacion musical de los preescolares. Montevideo: AULA, 1970.
  208. Legaspi A. de Arismendi. Teoria y practica de la educacion musical de los preescolares y cien canciones. Barselona, 1982.
  209. Luscher M. Luscher-Test. Basel- Test-Verlag. — 1949. — 115 p.
  210. McDougall R. The relation of auditory rhythm to nervous discharge // Psychol. Rev., 1902. -№ 9.
  211. Morley M.T. The development and disorder of speech in childhood. Chirchill Livingstone, 1957.
  212. Podolsky E. ed. Music therapy. N. Y., 1954.
  213. Rosen, E. Dance in psychotherapy. New York: Columbia University Press, 1974.
  214. Rozenzweig S. Further comparative data on repetition choice after success and failure as related to frustration tolerance. Journal of Genetic Psychology, 1945, 66.
  215. Schwabe Chr. Musikherapie bei Newrosen und fkt Storungen Zena: VEB Gustav Fischer Werl. — 1969.
  216. Seashore C. The psychology of musical talent. Leipzig, 1919.
  217. Tarkovsky Z. Jakanie wesmodzieciece. Warzawa, 1992. — 200 p.
  218. Tarkovsky Z. Jakanie zagadnienia etiologii, diagnozy terapii i prognozy. Warzawa, 1987. — 140 p.
  219. Vernv T. Personal communication. May. 31, 1979.
Заполнить форму текущей работой