Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этап планирования. 
Основы методики развития речи учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующий этап порождения речи — этап реализации — связан с ее озвучиванием. Работа речевого аппарата управляется моторной зоной коры головного мозга. Моторная реализация высказывания протекает следующим образом. Мысль (смысловой комплекс) зашифровывается в звуковые комплексы — слова, которые с помощью речевого аппарата «отправляются» в виде акустических сигналов (если речь устная). Если же форма… Читать ещё >

Этап планирования. Основы методики развития речи учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На этом этапе происходит определение темы высказывания (о чем говорить) и основной мысли (что именно об этом говорить). Кроме того, определяется и план высказывания (текста) в целом, его структура, композиция. На этом этапе мысль существует во внутренней речи в виде «смысловых сгустков»[1], она еще не выражена словами.

Этап реализации высказывания.

Оценив речевую ситуацию, осознав или неосознанно получив мотив речи, определив ее цель и наметив план высказывания, человек сначала выбирает средства для реализации речевого акта во внутренней части и лишь затем осуществляет речевое действие вовне.

Таким образом, этап реализации состоит из двух частей:

  • а) лексическое и грамматическое структурирование (во внутренней речи),
  • б) моторная реализация высказывания (во внешней речи).

Лексическое и грамматическое структурирование протекают одновременно. Лексическое структурирование — это выбор слов для данного высказывания. Осуществляется оно путем извлечения из памяти говорящего сначала частей речи, а затем внутри частей речи происходит отбор тематической лексики, т. е. слов, соответствующих теме данного высказывания и избранному стилю речи.

Одновременно с механизмом выбора слов работает и механизм грамматического конструирования высказывания. Грамматическое конструирование — это расположение отобранных слов в нужной последовательности и их грамматическое связывание (по правилам грамматики). При этом слово, несущее основной смысл, обычно ставится в конец предложения. Это вытекает из теории актуального членения предложения, согласно которой предложение состоит из темы (того, что известно) и ремы (того нового, что сообщается об известном). Так, в предложении Зима пришла слово зима — тема, а слово пришла — рема. (Зима пришла, наступила, а не закончилась.) В предложении же Пришла зима слово пришла — тема, а рема — зима. (Пришла зима, а не лето и не осень).

Механизм конструирования высказывания связан с оперативной памятью, которая одновременно может учитывать, удерживать только 7 ± 2 элемента, т. е. ее объем у взрослого человека составляет от 5 до 9 знаменательных слов. У ребенка объем оперативной памяти значительно меньше. В пределах этого количества обычно и строится речевое высказывание.

Следующий этап порождения речи — этап реализации — связан с ее озвучиванием. Работа речевого аппарата управляется моторной зоной коры головного мозга. Моторная реализация высказывания протекает следующим образом. Мысль (смысловой комплекс) зашифровывается в звуковые комплексы — слова, которые с помощью речевого аппарата «отправляются» в виде акустических сигналов (если речь устная). Если же форма речи письменная, то акустические сигналы перекодируются еще и в графические знаки.

  • [1] См.: Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой