Формирование технологической культуры у будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях гуманизации образования
Диссертация
Анализ нормативных документов, опыт работы ТЭФ ряда педагогических вузов России, констатирующий этап опытно-экспериментальной работы и многолетний личный опыт работы в качестве преподавателя общетехнических дисциплин педагогического университета показали, что технолого-экономический факультет в силу своей специфики (профессионально-творческая и прикладная деятельность студентов в течение всех лет… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 1. 1. Сущность гуманистической направленности подготовки будущего учителя в современной педагогической науке
- 1. 2. Теоретические предпосылки формирования технологической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства в условиях гуманизации образования
- 1. 3. Модель процесса формирования технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях гуманизации образования
- Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЭФ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Программа и методика опытно-экспериментальной работы по реализации модели процесса формирования технологической культуры студентов ТЭФ педвуза
- 2. 2. Педагогические условия совершенствования процесса формирования технологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства
Список литературы
- Абачиев С.К. К проблеме фундаментализации и гуманитаризации высшего образования // Университетская книга. — 2001. — № 1. — С. 16−22.
- Абрамова М.А. Социокультурная ситуация и образование // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 2. — С.4−8. •
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -335 с.
- Аверин A.M. Формирование технического мышления в процессе решения технических задач // Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду. Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1981. — С.24−28.
- Александров В.М. Воспитание политехнической культуры будущего инженера в условиях многоуровневого профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Елец, 2004. — 19 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностио-гуманная основа педагогического процесса. Минск: МГГГУ, 1990. — 560 с.
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреева М.К. Мировоззренческая направленность преподавания общетехнических предметов в профтехучилищах: Автореф. дис. канд. пед. наук (ЛГПИ им. А.И.Герцена). Л., 1989. — 21 с.
- Анисимов А.С. Технологизация: ее природа и социальная роль. -Харьков, 1989.-286 с.
- Анохина Г. М. Технология личностно-адаптированной системы обучения // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С.4519.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности ккультуре достоинств // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С.5−11.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика, 1976. 230 с.
- Атутов П.Р., Ахияров К. Ш., Тагариев Р. З. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1990.-287 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Бацаева Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: Дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 196 с.
- Баженов В.М. Педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 228 с.
- Бажина И.А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. -218 с.
- Баранников В.П. Гуманитарное и техницистское в техническом образовании: формирование личности в учебном процессе // Гуманитаризация образования в технических вузах. М., 1989. — С.26−32.
- Барсукова Т.В. Дидактические основы гуманитаризации биологического образования (на примере 6−7 классов): Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 18 с.
- Басуева Н.Ю. Инновационные формы гуманизации вузовского образования как фактор повышения духовной культуры личности: Автореф. дис. канд. социол. наук. Тюмень, 2003. — 29 с.
- Батыгов З.О. Совершенствование методики технологической подготовки будущих учителей трудового обучения: Дис. канд. пед. наук. М., 1990.- 196 с.
- Батышев С .Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
- Башкирова И.Ю. Дидактические условия формирования технологической культуры у будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. Тула, 2001. -233 с.
- Безрукова B.C., Малштейн Л. К., Зеер Э. Ф. и др. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования. Свердловск, 1990.-128 с.
- Белоус А.А. Формирование обобщенных конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1993.- 192 с.
- Беляева С.А. Единство фундаментализации и профессионализации знаний как принцип построения общетеоретической дисциплины в вузе на материале теоретической механики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985.- 17 с.
- Бердяев Н.А. Человек и машина: проблема социологии и метафизики // Вопросы философии. 1989. — № 2. — СЛ 8−24.
- Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. -М.: Совершенство, 1998. 192 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. В. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-141 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-С.12−13.
- Биктагиров К.Л. Технические средства и активизация познавательной деятельности обучаемых // Вопросы активности студентов. Казань:
- Изд-во Каз. Ун-та, 1982. С.30−37.
- Блинов В.М. Формы и методы подготовки «гуманистического учителя» в ФРГ. Свободное воспитание. -М.: ВЛАДИ, 1993. 148 с.
- Блонский П.П. Азбука труда. М.: Работник просвещения, 1992.48 с.
- Богоявленская Д.Б., Гинзбург М. Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления // Советская педагогика. 1977. — № 1. — С.12−16.
- Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. 2000. — № 4. -С.63−70.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. — 352 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 13.
- Бордовский Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки специалиста // Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования. СПб.: Образование, 1996.-С.З-6.
- Бордовский Г. А. Проблема мониторинга в процессе профессиональной подготовки специалиста образования // Подготовка специалиста в области образования. Анализ и оценка качества. СПб.: Образование, 1996. — С. З-6.
- Борзенко И.М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. — 390 с.
- Борзенков В.Г., Купцов В. И. Гуманитаризация современного образования // Коммунист. 1991. — № 7. — С. 33.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.9−17.
- Будик И.Б., Алексеева Н. Б. Модель формирования профессиональнозначимых качеств личности будущего педагога в условиях многоуровневой системы подготовки // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 1. — С.53−54.
- Буренок И.И. Подготовка учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология»: Дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998.- 196 с.
- Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 108−114.
- Быстрова Н.Б. Методические основы совместной технической творческой деятельности студентов индустриально-педагогического факультета и школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 17 с.
- Бычков А.В. Программы творчества: Образовательная область «Технология». М., 1999. — 48 с.
- Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 177−180.
- Васильев Ю.К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1979.-36 с.
- Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Волков Ю.Г. Личность и гуманизм // Социально-гуманитарные знания.-1999.-№ 1.-С.135−149.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 138 с.
- Воробьев С.В. Воспитание информационно-технологической культуры будущего специалиста экономического профиля: Автореф. дис. канд.пед. наук. Елец, 2003. — 21 с.
- Воробьева Е.П. Реализация гуманистической концепции образования П.Ф. Лесгафта в современной подготовке учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 21 с.
- Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада // Советская педагогика. 1991. — № 1. — С.124−130.
- Герасименко Т.К. и др. Вуз в системе профильного обучения // Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С.49−53.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Современник, 1997. — 608 с.
- Гилева Е.А., Егоров Ю. С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру // Школа и производство. 2001. — № 4. — С.25−28.
- Глебов А.А. Дидактические средства гуманитаризации технического образования // Специалист. 1997. — № 10. — С.23−24.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: ИПК МГПУП, 2000. — 24 с.
- Гречко П.К. Гуманитаризация: проблемы без перспективы? // Alma mater. 1998. — № 7. — С.30−32.
- Григорьев Г. Н., Максимов В. Г. Концептуальные основы совершенствования профессиональной подготовки учителей в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева // Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика. Чебоксары, 2000. — С.8−21.
- Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. -М.: Народное образование, 2001. -223 с.
- Гуманистические основы трудового воспитания современных школьников / Под общей ред. ПЛ. Атутова. Уфа: БГПИ, 1998. — 25 с.
- Гуманитаризация как педагогическая проблема // Alma mater.1993. № 3. — С.6−8.
- Гуманитаризация образования. Теория и практика / СПГУМ. СПб., 1994.-96 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Данильченко В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 236 с.
- Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма): Монография. Волгоград: Перемена, 1996. — 184 с.
- Девятова С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1995. — № 6. -С.107−115.
- Девятова С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. 1996. — № 1. -С.125−132.
- Дмитрик И.С. Теоретические основы обучения будущих учителей педагогической технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1989. -21 с.
- Долженко О.В. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования // Alma mater. 2000. — № 10. — С.24−30, 52.
- Дорошенко А.Г. Методические условия конструкторско-технологи-ческой подготовки будущих учителей технологии: Дис. канд. пед. наук. -Новокузнецк, 1999. 165 с.
- Евменова Т.И. Развитие мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе. СПб.: Нестор, 2003. — 175 с.
- Жаринова И.А. Диагностика сформированности конструкторско-технологических знаний и умений у будущего учителя технологии: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 221 с.
- Жучков В.М. Теория и практика проектирования инновационных педагогических технологий для педагогических вузов в предметной области «Технология»: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2001. — 414 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. -М.: Академия, 2001. 192 с.
- Закон РФ «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 1994. — 57 с.
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. — 445 с.
- Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера педагога. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. — 117 с.
- Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.- 18 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. — 383 с.
- Зинченко В.П. Гуманитаризация подготовки инженеров // Вестник высшей школы. 1986. — № 10. — С.23−31.
- Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988. — № 3. — С.96−104.
- Зинятулов М.В. Педагогические основы подготовки учителей технического труда и политехнических практикумов на примере обучения студентов педвузов станочной обработке материалов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1978. — 16 с.
- Иванова Л.В. Особенности педагогической практики на технолого-экономическом факультете // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2002.4(28). С. 107−109.
- Инженерное образование и гуманитаризация (по материалам «круглого стола») // Вестник высшей школы. 1988. — С.37−45.
- Каган М.С. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. -СПб., 1994. С.36−41.
- Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. JI.: Брокгауз-Ефрорн, 1926.-88 с.
- Кадиев Т.Т. Гуманизация образовательно-спортивной среды как условие формирования личности будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Махачкала, 2003. — 25 с.
- Казакевич В.М. Технологическое образование в век высоких технологий // Школа и производство. 2001. — № 1. — С.2−4.
- Калашникова О.Г. Формирование технологической культуры младших школьников в процессе проектного обучения. Ижевск, 2003. — 189 с.
- Калошина И.П. Проблемы формирования технического мышления. -М, 1974.-184 с.
- Кантор К.Т. Наука, техника, культура: Проблемы гуманизации и социальной ответственности: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1989.-№ 1.-С.23.
- Караваев А.Т. Подготовка будущих учителей технологии к руководству творческими проектами школьников: Дис. канд. пед. наук. Коломна, 2000. — 194 с.
- Карякина Т.И. Формирование готовности будущих учителей к использованию гуманитарно-ориентированных образовательных технологий. -Волгоград, 2003. 232 с.
- Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. № 2. — 1998. — С.17−22.
- Киселева Т.Г. Гуманизация образования гуманизация жизни // Научные и технические библиотеки. 2000. — № 1. — С.60−64.
- Князев В.Н. Человек и технология. Киев, 1990. — 194 с.
- Юб.Кобак В. А. Методические и технико-технологические задачи при организации производительного труда студентов // Проблемы методической подготовки инженеров педагогов. Свердловск: СИПИ, 1989. — С.72−78.
- Колесникова И.И. Интегративные основы современной педагогики. Гуманитарий. Ежегодник № 1. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — С.107−118.
- Кольцова В.А. Общение и познавательные процессы // Познание и общение. -М., 1988. -С. 12−14.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Академия, 2003. — 24 с.
- Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) // Школа и производство. 2000. — № 3. — С. 10−18.
- Концепция технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 2001−2005 гг. / Под ред. чл.-корр. РАО К. Ш. Ахиярова. Уфа, 2001. — 46 с.
- Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. 1999. — № 1. — С.5−12.
- ПЗ.Коняева JI.A. Гуманитаризация воспитательно-образовательного процесса университета как основа формирования ценностных ориентаций студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2004. — 23 с.
- Косов Б.Б., Крупнов А. И. Гуманизация системообразующий фактор // Высшее образование в России. — 1995. — № 3. — С.73−77.
- Косов Б.Б., Крупнов А. И. Гуманизация системообразующий фактор // Высшее образование в России, 1999. — № 3. — С.73−77.
- Котлобулатова Г. С. Системно-структурный подход к организации учебного материала и его влияние на активизацию мыслительной деятельности студентов на материале технических дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1980. — 22 с.
- Кохберг JI.K., Кузнецова И. В. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С. 107−120.
- Крутиков Г. И. Профессионально-педагогическая деятельность учителя технологии // Школа и производство. 1998. — № 5. — С. 24−26.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). -М.: Педагогика, 1975. 304 с.
- Кузнецов В.В. Антропологическое основание образовательной области «Технология». Оренбург, 2000. — 138 с.
- Кузнецова Н.И. Дидактические условия реализации гуманистической направленности инженерно-педагогического образования в педагогическом вузе: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
- Куприянов М.И., Околелов О. Д. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. — № 1.-С.124−126.
- Кураков Л.П. Модернизация системы образования важнейшее направление социально-экономического развития России. — М.: Вуз и школа, 2003.- 184 с.
- Куцев Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 12−23.
- Лаврикова Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно ориентированных технологий обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 19 с.
- Лебедева Л.И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 116−120.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: МПГУ, 1989. — 324 с.
- Леонтьева В.М. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С.33−38.
- Листунов О.Д. Междисциплинарная интеграция в подготовке будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2003. — 18 с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. М.: Творческий центр, 2004. — 142 с.
- Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: Чув. госпединститут, 1996. — 288 с.
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Академия, 2002. — 271 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Манжеева С.Н. Содержание технологической подготовки студентов будущих учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003.-20 с.
- Манько Н.Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С.33−41.
- Маргулис Е.Д. Обучение учащихся коллективной деятельности // Советская педагогика, 1986. -№ 7. С.23−25.
- Мартынова Е.А. Воспитание интеллигентности как проблема вузовского образования // Интеграция образования. 2002. — № 2−3. — С. 175−178.
- Матушанский Г. У. Информационно-технологическая подготовка преподавателей высшей школы как средство развития их профессионально важных качеств // Психологическая наука и образование. 2001. — № 3. -С.80−87.
- Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления // Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1980, — Вып. 1.-С.З-47.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Мельничук О.Г., Яковлева А. П. Модель специалиста: К вопросу о гуманизации образования // Высшее образование в России. 2000. — № 5. -С. 19−25.
- Методика обучения технологии / Под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск-Ишим, 1998. 296 с.
- Миронов А.И. Социально-гуманитарное знание и образование в новом измерении // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 1. — С.3−14.
- Молева Г. А. Совершенствование профессионально-педагогической переподготовки учителей технологии // Педагогическое образование и наука. -2004. -№ 1. С.17−18.
- Национальная доктрина образования в РФ // Бюллетень МО РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2000. — № 11. — С.3−13.
- Неменский Б.М. Приоритеты на путях гуманизации образования // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С.62.
- Никитин Г. А. Технологическое образование будущих учителей технологии ведущая стратегия кафедры МПТиП (технолого-экономический факультет) // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2002. — № 4(28). — С. 10−14.
- Николаев А.Н., Соловьева З. С. Системный подход в организации педагогической практики студентов технолого-экономического факультета // Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика. Чебоксары, 2000. — С. 107−110.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес, 2000. — 268 с.
- Новиков A.M. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? // Народное образование. 2001. — № 1. — С.8−14.
- Новиков A.M. Гуманизация профессионально-технического образования // Советская педагогика. 1988. — № 5. — С.23.
- Новиков A.M. Профессиональное образование в России. М.: Эгвес, 1997. — 119 с.
- Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 9. — С.26−31.
- Новиков A.M. Педагогические основы формирования трудовых умений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1989. — 38 с.
- Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения. М.: МГУ, 1996. — 240 с.
- Огородников Ю.А., Кожина О. А. Образовательная область «Технология» от философии к практике // Педагогика. 2001. — № 8. — С.21−25.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. Киев: Вища школа, 1988. — 203 с.
- Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. 2-ое изд. — М.: Высшая школа, 1977. — 504 с.
- Панченко А.И. Проблемы гуманитаризации математического и естественно-научного знания. М., 1981. — С.90.
- Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону, 2002. — 544 с.
- Педагогическая практика студентов технолого-экономического факультета: Учеб.-метод. пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 2003. — 64 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2002. — 528 с.
- Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. -2002. -№ 1. С. 14−16.
- Плиев Г. А. Дидактические условия управления качеством профессионального образования в вузе: Дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 165 с.
- Плотникова Е.К. Профессионально ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Alma mater. 2002. — № 7. — С.55−56.
- Повзун В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета. СПб.: Изд-во РГГГУ, 2003. -115 с.
- Подласый И.П. Учитель, рынок, технология: Технологизация образования: теория и опыт // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С.3−10.
- Позднякова O.K. Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета: Автореф. дис. канд.пед. наук. Самара, 2000. — 16 с.
- Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Акад. Проект, 2004. — 425 с.
- Программа модернизации педагогического образования. М.: Академия, 2003. — 31 с.
- Пугачева Е.Н. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С.41−45.
- Разумовский В.Г., Тарасов JI.B. Развитие высшего образования: интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика. 1988. — № 7. — С.41−46.
- Рахманин В.И. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Alma mater. 1997. — № 2. — С.3−7.
- Ретивых М.В., Симоненко В. Д. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития // Школа и производство. 1999. — № 5. — С.2−5.
- Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т.1. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. Т.2. — 672 с.
- Рыбачук Н.А. Педагогические условия гуманизации физического воспитания студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1999. -19 с.
- Рыжкин А.Н., Ефремова Н. Е. Современные измерители знаний: (Опыт тестирования) // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С.15−20.
- Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов: Книга для учителей технологии и предпринимательства. Брянск: БГПИ, 1995. — 92 с.
- Санкин JI.E., Тонконогая Е. В. Гуманистическая среда воспитания // Высшее образование в России. 2003. -№ 6. — С.44−51.
- Сапожников В.В. Подготовка к уроку технологии: Учеб.-метод, пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 2003. — 33 с.
- Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход. Волгоград: Перемена, 2003. -259 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
- Семкин Д.Н. О воспитательной работе в современном вузе // Вестник Чуваш, ун-та. 2000. — №½. — С. 183−192.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 240 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете // Педагогика. 2001. — № 5. — С.51−57.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. — С.40−46.
- Сериков В.В. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук. М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995. — 128 с.
- Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. М.: Изд-во БГПУ, 1998.-281 с.
- Симоненко В.Д. Технологическая культура в содержании образования // Педагогика. 1998. — № 8. — С.40−45.
- Симоненко В.Д. Основы технологической культуры: 10−11 классы.
- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. 284 с.
- Симоненко В.Д. Основы технологии. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. — 90 с.
- Симонов В.М. Дидактические основы естественно-научного образования: гуманитарная парадигма: Монография. Волгоград: Перемена, 2000. -301 с.
- Сластенин В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1997. -№ 3. — С.6−10.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э. Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань: КазГУ, 1989. — 111 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности советской школы в процессе его профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.
- Сластенин В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. -№ 9. — С.3−9.
- Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 1. — С.43−49.
- Сластенин В.А., Пустовойтов В. В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. М.: МПГУ, 2002. — 64 с.
- Сластенин В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя // Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996. — С.229−235.
- Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. -Белгород: Изд-во БГУ, 2000. 150 с.
- Соловьева З.С. Педагогические условия подготовки студентов тех-нолого-экономического факультета к творческой деятельности в процессе изучения технологии обработки ткани: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Йошкар-Ола, 2000. 22 с.
- Сорокина Н.О. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 116−119.
- Суслов А.В. Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза: (На примере машиновед, и технол. дисциплин): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 28 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики // Профессиональное образование. Казань, 1995. -№ 1. — С.3−46.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. — 46 с.
- Тангян С.А. Высшее образование в перспективе // Педагогика. -2000. № 2. — С.3−10.
- Технологии проектной деятельности в образовании / Под ред. A.M. Чурина. М., Киров, 2000. — 127 с.
- Трошин Д.Е. Через гармонию личности к гармонии действия: Гуманизация и гуманитаризация образования // Alma mater. 2003. -№ 11. -С.30−33.
- Усова А.В. Требования к подготовке учителя в свете концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 2. — С.4−7.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Пед. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1988. Т.5. — 386 с.
- Филатова М.Н. Гуманизация и мотивация: (Опыт учебно-воспитательной и внеаудиторной работы) // Студенчество. Диалоги о воспитании. -2002.-№ 6.-С. 10−15.
- Филиппов В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высшее образование в России. 2001. -№ 1. — С.5−15.
- Фишман Б.Е. Личность основополагающее понятие педагогического образования // Педагогика. 2004. -№ 5. — С.57−61.
- Французов Е.И. Система подготовки студентов к работе с техническими средствами обучения в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. Душанбе, 1978. — 183 с.
- Харченко Н.К. Технологическая модель профессиональной подготовки логопеда в педагогическом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2003. 21 с.
- Хотунцев Ю.А. Роль проектов в курсе «Технология» // Директор школы. 1994. — № 4. — С.3915.
- Хотунцев Ю.А. Образовательная область «Технология»: достижения и нерешенные проблемы // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 107−109.
- Черноярова О.А. Межпредметные связи в системе подготовки будущих учителей физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. — 16 с.
- Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5−9 классы. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002. — 125 с.
- Чистова И.В. Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования^ Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 2003. — 24 с.
- Чудинский P.M. Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности (на примере уроков физики): Дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2000. — 204 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -320 с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: ЯГУ, 1976.-97 с.
- Шаймарданов Р.Х. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка будущего учителя // Педагогическое образование и наука. 2003. -№ 3. — С.36−42.
- Широкова С.Ю. Подготовка будущих учителей технологии к руководству художественно-конструкторской деятельностью школьников: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1997. — 168 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.-Ставрополь: Mill У им. В. И. Ленина — Ставропольский госпединститут, 1991. — 206 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М.-Ставрополь: МПГУ им. В. И. Ленина — Ставропольский госпединститут, 1991. — 180 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С.80−84.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991. 34 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. -288 с.
- Щербакова Т.К. Современная модель профессиональной деятельности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 4. — С. 10−12.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.-234 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО, Ассоциация профессионального образования, 1998. — Т.1. — 568 с. — Т.2. — 440 с. — Т.З. — 488 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач: Автореф. дис. д-ра психол. наук. Л., 1974. — 38 с.
- Яблокова Л.В. Концептуальное осмысление содержания профессионально-педагогической подготовки учителя: необходимость обновления // Преподаватель. 2000. — № 4. — С. 19−22.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1980.-115 с.
- Ярлыкова З.П. Дидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ: Дис. канд. пед. наук. Липецк, 2000. — 176 с. 1. Программа
- Формирование технологической культуры студентов ТЭФ в условиях гуманизации образования"
- Основная цель Программы совершенствование учебной и воспитательной работы в условиях гуманизации педагогического образования.
- Сроки реализации Программы 2000−2004 годы.
- Мероприятия по реализации Программып/п Наименование мероприятия Сроки исполнения Исполнители
- Внедрить в учебный процесс факультета рейтинговую систему оценки знаний студентов в полном объеме 2004 Декан, заместитель декана по учебной работе
- Организовать факультетскую службу мониторинга качества подготовки специалистов 2003—2004 Деканат, заведующие кафедрами
- Внедрение в учебный процесс по обработке тканей компьютерных технологий в течение всего периода Заместитель декана по учебной работе, преподаватели спецдисциплин
- Совершенствование работы по подготовке студентов к профессионально-творческой деятельности путем внедрения в учебный процесс проектного метода обучения в течение всего периода Заместитель декана по учебной работе, заведующие кафедрами спецдисциплин
- Проведение встреч студентов старших курсов с членами гильдии ремесленников Чувашской республики ежегодно Заместитель декана по учебной работе, заведующие спецкафедрами
- Организовать работу по проведению комплексной оценки 2000−2004 Деканатдеятельности факультета
- Обновить и издать учебно-методические комплексы по дисциплинам реализуемых образовательных программ с учетом происходящей гуманитаризации образования в течение всего периода Декан факультета, заведующие кафедрами
- Принять участие в создании социологической службы сопровождения образовательного процесса в течение всего периода Заместитель декана по воспитательной работе, кураторы
- Разработать перспективный план развития научно-исследовательской работы студентов и реализовать его в практической работе 2000−2004 Заведующие кафедрами, заместитель декана по научной работе
- Принять активное участие в работе Совета молодых ученых и студентов в течение всего периода Заместитель декана по научной работе
- Проводить работу по рейтинговой оценке научно-исследовательской работы студентов, преподавателей кафедр ежегодно Заведующие кафедрами, заместитель декана по научной работе, Совет молодых ученых и студентов
- Организовывать в рамках факультетских «Дней науки» конкурсы, выставки, научно-практические конференции студентов ежегодно Заведующие кафедрами, заместитель декана по научной работе, Совет молодых ученых и студентов, студенческий актив
- Привлекать преподавателей и студентов к участию в международных конкурсах и выставках творческих работ, международных фестивалях и др. в течение всего периода Деканат факультета, заведующие кафедрами
- Организовать работу школы студенческого актива 2000−2004 Заместитель декана по воспитательной работе
- Принять активное участие в создании центра содействия временной занятости студентов 2000—2004 Студенческий совет факультета
- Привлекать студентов к участию в различных молодежных проектах (форумы, фестивали, конференции, круглые столы и др.) в течение всего периода Заместитель декана по воспитательной работе, студенческий актив
- Вовлечь студентов в работу молодежных объединений университета (дизайн-центр, педагогические отряды, молодежная волонтерская ассоциация, школа вожатского мастерства и др.) 2000−2004 Заместитель декана по воспитательной работе
- Проводить мониторинги «Воспитательный потенциал учебного занятия» ежегодно Заведующие кафедрами педагогики, социально-экономических дисциплин, философии, истории образования, эт-нопедагогики и яковле-воведения
- Проводить факультетские конкурсы профессионального мастерства (выставки, проекты и т. д.) ежегодно Заместитель декана по воспитательной работе, заведующие кафедрами
- Принимать участие в работе обучающих семинаров для заместителей деканов по воспитательной работе и кураторов учебных групп ежегодно Деканат, заведующие кафедрами
- Совершенствовать структуру управления воспитательной деятельностью факультета и контроль за ее функционированием в течение всего периода Заместитель декана по воспитательной работе, студенческий совет факультета
- Совершенствовать систему взаимодействия факультета с семьями обучающихся в течение всего периода Заместитель декана по воспитательной работе, кураторы
- Ввести в практику деятельности факультета проведение педагогической диагностики студентов ежегодно Заместитель декана по воспитательной работе, заведующий лабораторией педагогической диагностики, кураторы
- Активизировать общественно полезную и трудовую деятельность студентов в течение всего периода Заместитель декана по воспитательной работе, студенческий совет
- Совершенствовать формы сотрудничества с подшефными учреждениями 2000−2004 Заместитель декана по воспитательной работе, заведующие кафедрами
- Привлечь студентов к участию в разработке и реализации программы по обучению социальному проектированию в течение всего периода Заместитель декана по воспитательной работе, студенческий актив
- ПРОГРАММА спецкурса «Основы технологической культуры» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Современное общество характеризуется тем, что уходит в прошлое индустриальный этап развития научно-технического прогресса и наступает новый технологический этап общественно-экономического развития.
- Реализация цели и содержания технологической подготовки в школе зависит от уровня профессионально-педагогической подготовки учителя в области обучения школьников основам современной преобразовательной деятельности человека.
- Спецкурс предназначен для студентов 2−3 курсов технолого-экономического факультета.
- Содержание курса ориентировано на предоставление студентам возможности повысить уровень не только технологического образования, но и профессионального.
- Семинарские занятия предусматривают не только закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, но и выполнение целого ряда заданий, предусматривающих осуществление самоконтроля за качеством усвоения знаний, и т. д.
- Сущность и содержание технологической культуры 2 2
- Технологическая культура основа прогрес- 2сивного развития производства и общества
- Технологии основных форм жизнедеятельности человека 2 2
- Технологическая культура и профессиональная деятельность учителя 2
- Самореализующаяся личность в технологической среде 2 21. Итого: 10 6
- ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Сущность и содержание технологической культуры
- Технологическая культура: ее сущность и становление. Структура технологической культуры.
- Технологическая среда жизнедеятельности человека и общества. Способы преобразования деятельности. Технологический процесс. Объекты технологических процессов. Опасности технологической среды и защита от них.
- Тема 2. Технологическая культура основа прогрессивного развития производства и общества
- Архаичные технологии. Технологии земледелия и животноводства. Технологии ремесленного производства. Технологии индустриального производства. Технологии агропромышленного производства. Универсальные перспективные технологии. Арттехнологии.
- Тема 3. Технологии основных форм жизнедеятельности человека
- Технология трудовой деятельности. Технология познавательной деятельности. Технология игровой деятельности. Технология управленческой деятельности. Технология общения.
- Тема 4. Технологическая культура и профессиональная деятельность учителя
- Тема 5. Самореализующаяся личность в технологической среде
- СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Занятие 1. Технологическая культура: ее сущность, структура и становление1. Вопросы для обсуждения:
- Общее понятие о технологической культуре. Структура технологической культуры.
- Технологическая среда жизнедеятельности человека и общества.
- Технологический процесс. Объекты технологических процессов.
- Опасности технологической среды и защита человека от них.1. Вопросы и задания:
- Занятие 2. Технология основных форм — основа жизнедеятельности человека1. Вопросы для обсуждения:
- Технология трудовой деятельности.
- Технология познавательной деятельности.
- Технология игровой деятельности.4. Технология общения.1. Вопросы и задания:
- Занятие 3. Технологическая культура и профессиональная деятельность1. Вопросы для обсуждения:
- Сущность и содержание понятия «профессиональная деятельность».
- Сферы профессиональной деятельности.
- Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.
- Понятие «педагогическая культура».
- Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений.1. Вопросы и задания:
- Аверин A.M. Формирование технического мышления в процессе решения технических задач // Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду. Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1981. — С. 24−28.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Анисимов А.С. Технологизация: ее природа и социальная роль. -Харьков, 1989.-286 с.
- Атутов П.Р., Ахияров К. Ш., Тагариев Р. З. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1990. — 287 с.
- Баженов В.М. Педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 218 с.
- Баранников В.П. Гуманитарное и техницистское в техническом образовании: формирование личности в учебном процессе // Гуманитаризация образования в технических вузах. М., 1989.
- Безрукова B.C., Малштейн Л. К., Зеер Э. Ф. и др. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования. Свердловск, 1990.-128 с.
- Будик И.Б., Алексеева Н. Б. Модель формирования профессионально значимых качеств личности будущего педагога в условиях многоуровневой системы подготовки // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 1. — С. 53−54.
- Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 108−114.
- Гилева Е.А., Егоров Ю. С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру // Школа и производство. 2001. — № 4. — С. 25−28.
- Долженко О.В. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования // Alma mater. 2000. — № 10. — С. 24−30, 52.
- Евменова Т.И. Развитие мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе. СПб.: Нестор, 2003. — 175 с.
- Закон РФ «Об образовании». М.: МП Новая школа, 1994. — 57 с.
- Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988. — № 3. — С. 23−31.
- Казакевич В.М. Технологическое образование в век высоких технологий // Школа и производство. 2001. — № 1. — С. 2−4.
- Калашникова О.Г. Формирование технологической культуры младших школьников в процессе проектного обучения. Ижевск, 2003. — 189 с.
- Калошина И.П. Проблемы формирования технического мышления. -М., 1974.- 184 с.
- Концепция технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 2001−1005 гг. / Под ред. чл.-корр. РАО К. Ш. Ахиярова. Уфа, 2001. — 46 с.
- Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. 1999. — № 1. — С. 5−12.
- Косов Б.Б., Крупнов А. И. Гуманизация системообразующий фактор // Высшее образование в России. — 1995. — № 3. — С. 73−77.
- Кохберг JI., Кузнецова И. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. -№ 4. — С. 107−120.
- Кругликов Г. И. Профессионально-педагогическая деятельность учителя технологии // Школа и производство. 1998. — № 5. — С. 24−26.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
- Кузнецов В.В. Антропологическое основание образовательной области «Технология». Оренбург, 2000. — 138 с.
- Лебедева Л. И, Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 116−120.
- Манько Н.Н. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 23−25.
- Матушанский Г. У. Информационно-технологическая подготовка преподавателей высшей школы как средство развития их профессионально важных качеств // Психологическая наука и образование. 2001. — № 3. — С. 80−87.
- Методика обучения технологии / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск-Ишим, 1998. — 296 с.
- Молева Г. А. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителей технологии // Педагогическое образование и наука. -2004. -№ 1. -С. 17−18.
- Никитин Г. А. Технологическое образование будущих учителей технологии ведущая стратегия кафедры МПТиП (технолого-экономический факультет) // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2002. — № 4(28). — С. 10−14.
- Николаев А.Н., Соловьева З. С. Системный подход в организации практики студентов технолого-экономического факультета // Системное понимание педагогической технологии: история, теория, практика. Чебоксары, 2000. — С. 107−110.
- Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения. М.: МПУ, 1996. — 240 с.
- Огородников Ю.А., Кожина О. А. Образовательная область «Технология» от философии к практике // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 21−25.
- Окунева Н.К. Развитие технологической культуры. школьников // Технология 2001: Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладов / Под ред. Ю.Л. Хо-тунцева. М.: МИОО, 2001. — С. 14−17.
- Подласый И.П. Учитель, рынок, технология: Технология образования: теория и опыт // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 3−10.
- Ретивых М.В., Симоненко В. Д. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития // Школа и производство. -1999. -№ 5.-С. 2−5.
- Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов: Книга для учителей технологии и предпринимательства. Брянск: БГПИ, 1995. — 92 с.
- Сапожников В.В. Подготовка к уроку технологии: Учебно-методическое пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — 33 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. М.: Изд-во БГПУ, 1998.-281 с.
- Симоненко В.Д. Технологическая культура в содержании образования // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 40−45.
- Симоненко В.Д. Основы технологии. Брянск: БГПУ, 1999. — 90 с.
- Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 1. — С. 43−49.
- Сластенин В.А. Формирование личности советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А., Пустовойтов В. В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. М.: МПТУ, 2002. — 64 с.
- Технологии проектной деятельности в образовании / Под ред. A.M. Чурина. М.- Киров, 2000. — 127 с.
- Хотунцев Ю.А. Роль проектов в курсе «Технология» // Директор школы. 1994. — № 4. — С. 39−45.
- Хотунцев Ю.А. Образовательная область «Технология»: достижения и нерешенные проблемы // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 107−109.
- Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: 5−9 классы. М.: Просвещение, 2002. — 125 с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: ЯГУ, 1976.-97 с.
- Шаймарданов Р.Х. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка будущего учителя // Педагогическое образование и наука. 2003. -№ 3.- С. 36−42.
- Щербакова Т.К. Современная модель профессиональной деятельности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 4. — С. 10−12.
- Яблокова JI.В. Концептуальное осмысление содержания профессионально-педагогической подготовки учителя: необходимость обновления // Преподаватель. 2000. — № 4. — С. 19−22.
- ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
- Технологическая культура: ее сущность и становление.
- Технологическая среда жизнедеятельности человека.
- Технологический процесс и особенности его протекания в обучении и воспитании молодежи.
- Особенности технологии профессиональной деятельности учителя.
- Технология общения учителя и ученика.
- Технология педагогической культуры.
- Технологическая культура и профессиональная деятельность учителя технологии.
- Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности учителя технологии.
- Технологическая культура выпускника технолого-экономического факультета педвуза.
- Особенности деятельности учителя технологии по формированию технологической культуры у школьников.
- Психолого-педагогические условия эффективного формирования технологической культуры у учащихся разного школьного возраста.
- Критерии оценки уровня сформированности технологической культуры школьников.
- Формирование технологической культуры школьников в процессе проектного обучения.
- Формирование технического мышления школьников в процессе решения технических задач.
- Мировоззренческая направленность преподавания курса «Технология».
- Дидактические условия эффективного формирования технологической культуры в процессе преподавания курса «Технология».
- Особенности преподавания курса «Технология» в условиях гуманизации образования.
- Гуманитаризация содержания современного технологического образования молодежи.
- Методические основы технической творческой деятельности учащихся старших классов.
- Использование гуманистического подхода в курсе «Технология».
- Воспитание информационно-технологической культуры молодежи.
- Гуманистические основы технологического образования современных школьников.
- Развитие мотивации школьников к участию в проектной деятельности.
- Диагностика уровня сформированности технологической культуры школьников.
- Методика мониторинга высшего образования по индикатору «Индивидуально-психологическая направленность содержания образования»
- Индивидуально-психологическая направленность высшего образования.
- Наличие заданий для развития творческих способностей в учебных курсах по циклам:82.1. гуманитарных дисциплин-82.2. общих естественно-научных дисциплин-82.3. общепрофессиональных дисциплин-82.4. специальных дисциплин.
- Дайте определение термину «технологическая культура личности».
- Каковы, на Ваш взгляд, компоненты технологической культуры учителя технологии?
- Оцените уровень технологической культуры: — высокий- средний- низкий
- Считаете ли Вы, что технологическая культура понадобится в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности: — будет необходима- возможно будет необходима- не понадобится
- Как Вы считаете, формирует ли вуз необходимый уровень технологической культуры:-да- в какой-то степени- нет
- Используют ли преподаватели спецпредметов какие-либо средства для формирования у студентов Вашего факультета технологической культуры:-да- в какой-то степени- нет
- Занимаетесь ли Вы в вузе или самостоятельно техническим творчеством:-да- в какой-то степени- нет
- Участвуете ли Вы в работе НИРС: -да- нет1. Анкетадля учителей общеобразовательной школы
- Знакомы ли Вы с проблемой формирования технологической культуры у школьников: — хорошо знаком- в общих чертах- не знаком
- Какое содержание Вы вкладываете в понятие «технологическая культура личности»?
- Каковы, на Ваш взгляд, компоненты технологической культуры?
- Считаете ли Вы, что технологическая культура необходима в Вашей профессиональной деятельности:-да- нет- не знаю
- Пользуетесь ли Вы понятием «технологическая культура» для оценки деятельности учащихся:-да- иногда- нет
- Используете ли Вы возможности Вашего предмета в формировании технологической культуры учащихся: — использую постоянно- частично- не использую
- Считаете ли Вы необходимым формировать технологическую культуру у будущих учителей технологии:-да- в какой-то степени- нет
- Укажите трудности, которые встречаются у Вас в работе по формированию технологической культуры у школьников.
- Каковы новые средства, методы, формы Вы используете для формирования технологической культуры учащихся?1. Анкетадля преподавателей ТЭФ педвуза
- Знакомы ли Вы с проблемой формирования технологической культуры: — хорошо знаком- в общих чертах- не знаком
- Какое содержание Вы вкладываете в понятие «технологическая культура личности»?
- Каковы, на Ваш взгляд, компоненты технологической культуры?
- Считаете ли Вы, что технологическая культура необходима в Вашей профессиональной деятельности:-да- нет- не знаю
- Считаете ли Вы необходимым формировать технологическую культуру будущих учителей технологии и предпринимательства?
- Пользуетесь ли Вы понятием «технологическая культура» для оценки учебной и трудовой деятельности студентов:-да- иногда- нет
- На Ваш взгляд, ТЭФ формирует необходимый уровень технологической культуры студентов:-да- в какой-то степени- нет
- Оцените, используете ли Вы возможности Вашего предмета в формировании технологической культуры студентов: — использую постоянно- частично- не использую
- Каковы, на Ваш взгляд, основные недостатки в работе по формированию технологической культуры студентов?
- Укажите трудности, которые встречаются у Вас в работе по формированию технологической культуры у будущих учителей.
- Ваши предложения по улучшению работы формирования технологической культуры будущих учителей.
- Методика определения уровня сформированности компонентов технологической культуры студента (по оценкам экспертов)1. Оценочный лист
- Методика определения уровня сформированности компонентов технологической культуры студента (на основе самооценки)1. Оценочный лист
- Просим Вас оценить сформированность следующих знаний, умений и личностных качеств по следующей шкале: 1 да- 2 — в какой-то степени- 3 -нет1 2 3
- Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Отметьте каким-либо знаком, выбранный Вами вариант ответа либо напишите свой вариант. На один и тот же вопрос можно дать несколько вариантов ответов.
- Что, по Вашему мнению, включает в себя понятие «технологическая культура учителя»?
- Как Вы оцениваете уровень Ваших знаний спецдисциплин?- Высокий- Средний- Низкий
- Как Вы оцениваете уровень сформированности Ваших умений учитывать потребности и интересы учащихся- отбирать содержание, формы, методы и средства обучения в их оптимальном сочетании?- Высокий- Средний- Низкий
- Как Вы оцениваете уровень сформированности Ваших навыков самостоятельного решения поставленных проблем, поиска необходимой информации?- Высокий- Средний- Низкий
- Часто ли на занятиях применяются творческо-прикладные задания, учитывающие Вашу будущую профессиональную деятельность?- Всегда- Часто- Редко- Никогда
- Как Вы считаете, приобретаете ли Вы умения и навыки политехнического или технологического содержания в процессе обучения в вузе?-Да- Недостаточно- Никогда
- Как Вы считаете, учитываются ли преподавателями Ваши интересы, способности и психологические особенности?- Да, всегда- Да, часто- Да, редко- Никогда
- Какого стиля общения в основном придерживаются Ваши преподаватели?- Авторитарный- Демократический- «Попустительский (преподаватели подходят к выполнению своих обязанностей формально)»