Заключение.
Учебная деятельность, ее структура
Структура учебной деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов учебной деятельности в педагогической психологии до сих пор нет единого мнения. По мнению В. В. Давыдова, в структуру учебной деятельности входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки. В концепции учебной деятельности (в отличие… Читать ещё >
Заключение. Учебная деятельность, ее структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
" Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников.
Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии — принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина)[8].
В концепции учебной деятельности (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований.
Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению. В. В. Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение авторы называют развивающим[1].
Согласно Д. Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории учебной деятельности, учебная деятельность является: общественной по своему содержанию; общественной по своему смыслу; общественной по форме своего осуществления[9].
Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т. е. ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Структура учебной деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов учебной деятельности в педагогической психологии до сих пор нет единого мнения. По мнению В. В. Давыдова, в структуру учебной деятельности входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.
Становление учебной деятельности — это:
совершенствование каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов;
совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения;
превращение ученика в субъекта осуществляемой им учебной деятельности;
необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов учебной деятельности.
Формирование учебной деятельности есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления учебной деятельности школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает:
отработку у школьника каждого компонента учебной деятельности;
взаимосвязь компонентов учебной деятельности;
постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.
Структура учебной деятельности формируется у детей младшего школьного возраста. В этом возрасте учебной деятельности является главной и ведущей среди других видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.).
Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах.