Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дебаты в педагогической практике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает опыт, дебаты могут быть не только интересной интеллектуальной игрой, эффективным образовательным методом на занятии, реализующим диалоговый подход, но и способом организации и проведения исследовательской, проектной деятельности, формой заседаний научных школьных и студенческих обществ, педагогических советов, методических объединений, творческих групп учителей-предметников… Читать ещё >

Дебаты в педагогической практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Применение технологии в образовании имеет большие возможности. В школьных условиях дебаты могут применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Практика показывает, что Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения выдвигают задачу более широкого применения активных и интерактивных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и политические процессы общественной жизни, вводящих юношество в систему духовно-нравственных ценностей и таких приоритетов, как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, достоинство. Одной из таких активных форм и является технология развивающего обучения «Дебаты». Интерактивная, развивающая технология «Дебаты» основана на активном взаимодействии с субъектом обучения (тьютором, руководителем, учителем). Другими словами, дебаты — это уход от традиционного обучения, это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов с обменом информацией. Переход от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения носит личностно ориентированный характер обучения и повышает ответственность школьников за результаты обучения. Дебаты как развивающая технология помогают обучающимся в формировании универсальных учебных действий (УУД): предметных, метапредметных, личностных.

Предметные: учащиеся определяют значения, понятия слов, входящих в рассматриваемый кейс, закрепляют умения работать с информацией, находят ее в интернете, в СМИ, расширяют и обогащают словарный запас; у учащихся формируется интерес к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы; вырабатываются навыки концентрации на сути рассматриваемой проблемы, установения логических связей между явлениями, анализа различных идеи и событий, оценки изучаемых событий в конкретных условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в результате изучения темы на занятиях.

Метапредметные:

  • познавательные: учатся собирать и анализировать материалы из различных источников, использовать словарь, учатся устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивают интеллектуальные способности;
  • коммуникативные: учатся работать в команде, развивают умения слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, сопереживать другим людям; формируют понимание и восприятие исторического, социального, культурного опыта выстраивать цепочку доказательств;
  • регулятивные: учатся выполнять учебные действия в речевой форме под руководством тьютора в период подготовки кейса, во время игры оценивать аргументацию своего кейса и оппонентов, различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, развить исследовательские и организаторские навыки, умения.

Личностные: учатся ориентироваться в фактах, приводимых в различных источниках; развивают интерес к учебе; формируют критическое мышление, делают обоснованные выводы; собирают доказательную базу и грамотно ею пользуются; получают навыки публичного выступления: уверенность в себе, четкое выражение своих мыслей, привлечение слушателей интонацией, жестами, мимикой; формируют гражданскую позицию: умение отстаивать собственные взгляды, точку зрения; оценивать идею, а не человека.

Как показывает опыт, дебаты могут быть не только интересной интеллектуальной игрой, эффективным образовательным методом на занятии, реализующим диалоговый подход, но и способом организации и проведения исследовательской, проектной деятельности, формой заседаний научных школьных и студенческих обществ, педагогических советов, методических объединений, творческих групп учителей-предметников и педагогов-воспитателей.

При использовании дискуссии в учебном процессе ребята собирают, сопоставляют, анализируют большой объем информации и выносят его на обсуждение. Обсуждение приобретает характер спора, диалога, который может дополнять друг друга либо противостоять один другому, сопоставлять различные мнения на один и тот же вопрос. На всех уроках возможно использование технологии «Дебаты». В главе 4 эти технологии будут подробно рассмотрены.

С другой стороны, технология прекрасно работает во внеурочной деятельности как способ проведения конференции школьного самоуправления, диспута, защиты социальных проектов. Технология игры имеет несколько форматов. Игры среди школьников проходят по формату Карла Поппера, Всемирному формату школьных дебатов, для них проводятся политические дебаты (полней), деловые игры, моделирование заседаний государственных и региональных парламентов. Став студентами вузов, большая часть школьных дебатеров продолжает участвовать в Парламентских дебатах, круглых столах, принимает участие в защите проектов в форме дебатов.

Особенность технологии состоит в том, что она ориентирована не только на подготовку школьников, студентов — участников игры «Дебаты», но и на подготовку широкого круга педагогов — тьюторов, лидеров молодежных организаций, общественных деятелей, людей с активной гражданской позицией. Все это и определяет специфику содержания, структуру и организацию этой технологии:

  • • ориентация на реальную, современную, востребованную педагогическую практику;
  • • направленность на обучение, раскрытие творческого потенциала участника и тьютора в процессе совместной деятельности;
  • • способность формировать социальную ответственность, социально ориентированное отношение к действительности, взаимообусловленность принципов и поступков;
  • • внедрение модульного курса «Избирательное право», «Избирательный процесс» через интерактивную игру, деловую игру, возможность применения технологии для создания и развития органов самоуправления в школе и вузе;
  • • внедрение игрового моделирования заседаний государственных структур, способствующих изучению их реальной деятельности, овладению навыками лоббирования стратегии, тактики, диалогического и группового общения, речевого этикета; обучению навыков оформления законопроектов, резолюций.

Технологический аспект «Дебатов» заключается в том, что это система структурных дискуссий, в которой две или более команд, в зависимости от формата, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса. Задача команд в дебатах — убедить судей и зрителей, но не оппонентов в своей точке зрения на данную проблему, а также умению отстаивать эти права.

Обсуждение происходит в соответствии с регламентом игры. Дебаты судит судейская коллегия или совет экспертов. По ходу игры судья заполняет судейский протокол, в котором фиксирует все аргументы и контраргументы команд, доказательность, логику построения речи и т. д. По окончании игры судьи принимают решение, какой команде отдать предпочтение, чьи аргументы и способ доказательства были более убедительны.

Обучение происходит в процессе совместной деятельности команды и тьютора. При необходимости привлекаются специалисты разных направлений, общественные деятели, депутаты.

Такая полифункциональность технологии «Дебаты» способствует бурному личностному росту участников дебатов, стимулирует активную познавательную деятельность. Значительно расширяет горизонты самопознания, развивает логико-синтетические, прогностические способности, прививает чувство автономии, ответственности, независимости личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой