Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Диссертация
Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой, выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Однако, исследований представлений детей дошкольного возраста об экологических системах на сегодняшний день не существует, как не существует и исследований, в которых изучалась бы эффективность тех или иных методов формирования… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема экологического обучения и воспитания детей
- 1. Методики ознакомления детей с природой в современной педагогике
- 2. Альтернативные подходы в ознакомлении детей с природой
- Глава II. Теоретическое обоснование метода моделирования в формировании экологических представлений у старших дошкольников
- 1. Применение принципов системного подхода к построению программ экологического обучения
- 2. Экологическая система как основа формирования у детей представлений о природе
- 3. Метод моделирования как средство формирования экологических представлений у старших дошкольников
- Глава III. Методики экспериментального исследования
- 1. Методики констатирующего эксперимента
- 2. Содержание и формы формирующего эксперимента
- Глава IV. Результаты экспериментального исследования и их анализ
- 1. Результаты констатирующего эксперимента
- 2. Ход и результаты формирующего эксперимента
- 3. Результаты контрольного эксперимента
Список литературы
- Активные методы обучения в природоохранном образовании / Под ред. Д. Н. Кавтарадзе. М., МГУ, 1982.
- Алексеева А.В. Чувственный опыт в формировании первоначальных понятий у первоклассника / / Дисс. канд. пед. наук. М 1977.
- Андерсон Дж. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек. Л.: Наука, 1985.
- Бобылёва Л Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе / / Дисс. канд. пед. наук. М., 1983.
- Васильев Н. Методологические проблемы формирования целостной системы экологического образования и воспитания. За гармонию взаимоотношений человека с природой // Под ред. Э. В. Герусова. М.- 1989, с. 152−154.
- Ветрова Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний / / Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987.- с. 37−43.
- Ветрова Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л 1973.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой М.: Педагогика, 1982- с. 112.
- Войткевич Г. В., Вронский В А. Основы учения о биосфере, 1989.160 с.
- Вопросы воспитания: системный подход / / Под ред. Л. И. Новиковой. М., Прогресс, 1981- 136 с.120
- Вопросы совершенствования экологического образования и природоохранной подготовки студентов (материалы п/р Иоганзен
- Б.Г., н-метод. конференция) Томск, 1983 168 с.
- Вопросы социоэкологии. (Материалы 1 Всесоюзной конференции «Проблемы социальной экологии») Львов.- 1987 351 с.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1 985 143 с.
- Второв П.П., Дроздов Н. Н. Рассказы о биосфере. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1976, — 128 с.
- Гальперин ПЛ. Развитие исследований по формированию умственных действий / / Психологическая наука в СССР. М., 1969, Т. 1.
- Гвишиани Д. Методологические основания системно-экологического моделирования // Система «Общества — природа»: проблемы и перспективы. М., 1983.- с. 5−10.
- Гиляров А.М. Популяционная экология. М., МГУ, 1990 191 с.
- Грехова JI. Опыт построения системы первоначальных представлений и понятий о неживой природе (1−3 классы) Дисс. канд. пед. наук. М., 1966.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986 240 с.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование.- Ереван, 1981- 220 с.
- Дажо Р. Основы экологии (пер. с фр.). М.: Прогресс, 1975.
- Дерябо СД. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. // Дисс. канд. пси-хол. наук. Даугавпилс.- 1993 151 с.
- Дювинью П. и Танг М. Биосфера и место в ней человека (экологические системы и биосфера). Пер. с фр. М., Прогресс, 1973 263 с.121
- Ельшин С.В. О понятиях «биогеоценоз» и «экосистема» // Биология в школе. 1989. № 4, с. 55−56.
- Игнаткина JI.C. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.- 1988.
- Игровая деятельность в практике экологического образования школьников / Ред. С.НЛингин. J1.- 1984.
- Иоганзен Б. Основы экологического образования / / Проблемы экологического образования и воспитания в ср. школе. Таллин-1980. Ч.1.- 223 с.
- Кавтарадзе Д. Имитационные игры и природоохранное образование / / Образование в области окружающей среды. Т. 1. Казань.-1990.-с. 31−43.
- Каталог имитационных игр по экологии и охране окружающей среды, разрабатываемых и применяемых в СССР. Пущи-но, 1988.
- Кашапов Р.Ш. Живая оболочка Земли. М.: Просвещение, 1984.96 с.
- Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе // Автореф. дисс. канд. пед. наук.1. М.- 1991.
- Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошк. возраста / / Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. JL, 1987, с. 20−27.
- Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошк. возраста / / Автореф. дисс. канд. пед. наук. JI 1986.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.574 с.122
- Литвинюк А. Сравнительный анализ деятельности детей дошкольного возраста в предметной ситуации и её схеме / / Психо-лого-педагогиечские проблемы обучения и воспитания / П/р. Давыдова В. В. и Фельдштейна Д.И.- Душанбе, 1974.- Ч. 1.-с. 124−139.
- Логинова В.И. Проблема умственного воспитания в советской дошкольной педагогике // Умственное воспитание детей в д/с.-Л.: ЛГПИ им. А-ИГерцена, 1981.- с. 5−25.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста // Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л.- 1984.
- Маневцова Л. Формирование у детей 6−7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений (в системе знаний о сезонных изменениях в природе) / / Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987, с. 12−20.
- Мищик Л. Формирование обобщённых представлений о неживо й природе у детей дошкольного возраста / / Дисс. канд. пед. наук. Киев.- 1976.
- Назарова Н. Развитие знаний о системе растительного мира / / Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.
- Никитин Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек М., Высш. шк., 1986.- 415 с.
- Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой / / Дошк. воспитание, 1982, № 4, с. 34−38.
- Николаева С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания // Автореф. дисс. канд. пед. наук М — 1979.
- Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей / / Дошк. воспит. 1988. № 12.- с. 51−54.123
- Николаева С.Н. Формирование динамических представлений о природе // Дошк. воспит. 1988. № 2- с.58−61.
- Николаева С.Н. Состояние, проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников / / Образование в области окружающей среды. Казань.- 1980 с. 82.-89.
- Одум Юджин II. Экология: В 2-х томах. М.: Мир, 1986. Т. 1. 328 с. Т. 2.376 с.
- Отношение школьников к природе / Под ред. ИД. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988 128 с.
- Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников // Дисс. канд. психол. наук. М 1991.
- Плохий З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5 и 6-го годов жизни (на материале животного мира) Дисс. канд. аед. наук. М., 1983.
- Плешаков АА. Курс «Природа и человек» в 1 классе: Программа и методич. рекомендации.- 35 с. М 1993.
- Плешаков, А А. Природоведение. Учебник для 3 класса четырёхлетней нач. школы / Под. ред. ИД.Зверева.- М.: Просвещение, 1992.- 159 с.
- Плешаков АА. Природоведение. Учебник для 4 класса четырёхлетней нач. школы / Под. ред. ИД.Зверева.- М.: Просвещение, 1993.- 190 с.
- Плохий З.П. Экологическое воспитание дошкольников / / Образование в области окружающей среды. Казань.- 1990 Т.2.- с. 11−13.
- Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвиашиани, И. Б. Новика, СА. Пегова. М.: Мыслъ, 1986.124
- Природоохранное воспитание и учебно-исследовательская деятельность школьников.: системный подход / К. Б. Ашаниди, А. П. Букин, С. С. Быховец и др. Пущино, 1984, с. 5.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. ДА. Венгер, ЕА. Агаева и др. М.: 1986.
- Рашидов А. Педагогические основы использования моделирования как средства наглядности в обучении // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Душанбе 1990.- 23 с.
- Решетова ЗА. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах. М 1986. С. 35−56.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976, — 222 с.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 288 с.
- Сетров М.И. Общие принципы организации систем и их методологическое значение. Л., 1971.- 119 с.
- Сидельковский А. Психологические основы отношений школьников к природе. М., 1987.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Педагогика, 1984.- 104 с.
- Содержание и методы умственного воспитания дошкольников./ Под. ред. Н. Н. Поддьякова, М.: Педагогика, 1980. н1
- Стручкова О. Роль экологического сознания в совершенствовании образа жизни и гармонизации отношений человека и природы / / За гармонию взаимоотношений человека с природой / Под ред. Э. В. Гирусова. М.: 1989 с. 150.125
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.-МГУ, 1984.- 327 с.
- Теория системы и биология / Под ред. В. И. Кринского. М&bdquo- 1971,128 с.
- Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.- 1980.
- Турчин А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышления // Автореф. дис.. канд. психол. наук. М-1986 14 с.
- Фарб П. Популярная экология. Пер. с англ. АД.Базыкина. М.: Мир. 1971.192 с.
- Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М 1987.
- Хайдурова И А. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о взаимодействии растений / / Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л.: 1987, с. 43−48.
- Хайдурова И А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5−6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире // автореф. дисс. канд. пед. наук. 1975.
- Холдгейт М. Предисловие / / Экологические системы / Под ред. К. С. Холинга. М.: Мир, 1981.- С. 7−10.126
- Христовская Т.В. Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений) / / Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1989.
- Чернова Н.М., Былова А. М. Экология. М.: Просвещение, 1 988 272 с.
- Шибанов АА. Моделирование в обучении / / Советская педагогика. М.: Просвещение, 1967, № 4, с. 158.
- Шрейдер Ю А., Шаров АА. Системы и модели. М.: Радио и связь.1982.- 152 с.
- Штофф В, А Гносеологические функции модели / / Вопросы философии. 1961.- № 12 с. 53−65.
- Усандро АА. Динамические модели как средство активации познавательной деятельности учащихся / / Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск 1992.
- Юдин ЭТ. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1 979 144 с.
- Левин ВА. Личностное отношение к природе у школьников / /
- Полнота знаний детей об обитателях экосистем1 серия (опытная группа)