Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой, выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Однако, исследований представлений детей дошкольного возраста об экологических системах на сегодняшний день не существует, как не существует и исследований, в которых изучалась бы эффективность тех или иных методов формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема экологического обучения и воспитания детей
    • 1. Методики ознакомления детей с природой в современной педагогике
    • 2. Альтернативные подходы в ознакомлении детей с природой
  • Глава II. Теоретическое обоснование метода моделирования в формировании экологических представлений у старших дошкольников
    • 1. Применение принципов системного подхода к построению программ экологического обучения
    • 2. Экологическая система как основа формирования у детей представлений о природе
    • 3. Метод моделирования как средство формирования экологических представлений у старших дошкольников
  • Глава III. Методики экспериментального исследования
    • 1. Методики констатирующего эксперимента
    • 2. Содержание и формы формирующего эксперимента
  • Глава IV. Результаты экспериментального исследования и их анализ
    • 1. Результаты констатирующего эксперимента
    • 2. Ход и результаты формирующего эксперимента
    • 3. Результаты контрольного эксперимента

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время резко обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом, по данным современной психологии, является возраст до школы. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления — это основа для последующего экологического мировоззрения. О формировании научного мировоззрения можно говорить только тогда, когда знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают в качестве ориентировочной основы действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире (Г.Е.Залесский, 1982).

Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой, выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Однако, исследований представлений детей дошкольного возраста об экологических системах на сегодняшний день не существует, как не существует и исследований, в которых изучалась бы эффективность тех или иных методов формирования у дошкольников представлений о действии объективных законов природы. Поэтому данное исследование, посвящённое разработке содержания экологического обучения детей, адекватно отражающих объективные связи в природе, а также методов, делающих эти представления доступными для усвоения старшими дошкольниками, является актуальным .

Предметом исследования является содержание экологического обучения старших дошкольников.

Объектом исследования являются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений.

Цель исследования — выявление методов формирования у старших дошкольников экологических представлений, экологического отношения к миру, суть которого в полноте, связности и цельности представлении о связях и зависимостях в природе.

Гипотеза исследования — предположение о возможности формирования у старших дошкольников экологических представлений с применением в качестве ведущего метода моделирования. исследования: 1. Разработка содержания экологического обучения детей дошкольного возраста. 2. Разработка моделей экологических систем, обеспечивающих усвоение детьми представлений о связях и зависимостях в природе. 3. Выявление представлений детей об экологических системах: а) о связях организма и средыб) о взаимосвязи и взаимозависимости элементов экосистемв) о биологическом равновесии в природе. 4. Выявление различий в экологических представлениях у детей, обучающихся по традиционным методикам и экспериментальным программам (дошкольного и младшего школьного возраста).

Теоретическое значение работы заключается в разработке содержания экологического обучения детей через их ознакомление с экологическими системами в отличие от традиционного подхода к формированию у детей представлений о природе через ознакомление их с отдельными её элементами. В работе представлено теоретическое и экспериментальное обоснование применения метода моделирования как адекватного требованию усвоения детьми экологических представлений.

Практическое значение исследования заключается в разработке конкретной программы экологического обучения детей дошкольного возраста, которая может быть использована в практике ознакомления дошкольников с природойв разработке моделей экосистем в виде игр

Экологические кубики", «Экологическое лото», «Экологическое домино», «Экологическое путешествие» — в разработке методических рекомендаций для учителей и воспитателей с целью использования этой программы в детских садах и начальной школе.

Научная новизну исследования в том, что в нём разработано содержание экологического обучения детей старшего дошкольного возраста на основе выделения взаимосвязи и взаимозависимости между элементами экологических систем и между экосистемамивыявлены возможности старших дошкольников в усвоении представлений об экологических системахразработаны и апробированы модели экосистем в виде экологических игр, позволяющие формировать экологические представления о связях в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Положения, выносимые на зятиту.

1. Экологическими можно считать представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости: а) представления о связи организма со средой обитанияб) о взаимосвязи и взаимозависимости живых элементов экосистемв) о биологическом равновесии в природег) об экологическом значении природы в жизни человека и о роли человека в функционировании природы.

2. Возраст, в котором впервые могут быть усвоены экологические представления — шестой год жизни.

3. Моделирование является методом, с помощью которого можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста экологические представления о связях между элементами экосистем и между экосистемами.

4. Обучение детей дошкольного возраста по экспериментальной программе привело к изменению отношения детей к окружающей природе.

Апробация работы: материалы диссертационного исследования докладывались на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии Глуховского пединститута, на областной научно-практической конференции по дошкольному воспитанию, в Сумском институте усовершенствования учителей (1991, 1993), на международной конференции-семинаре по проблемам сравнительной педагогики (г. Новгород, 1994).

Внедрение: материалы диссертационного исследования использовались при разработке лекционного курса для студентов дошкольного факультета Глуховского пединститута, слушателей курсов повышения квалификации при Сумском институте усовершенствования учителей, слушателей института повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров при Российской академии образования, при проведении областного семинара по экологическому воспитанию дошкольников в Сумской области.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и приложений.

Список литературы

содержит 87 наименований. В тексте 14 таблиц, 18 рисунков. Объём текста 118 страниц.

ВЫВОДЫ:

1. Традиционное содержание программы представлений детей дошкольного возраста о природе, заключающееся в поэлементном изучении объектов природы, не соответствует объективной научной картине мира, принципам системного подхода к усвоению знаний и поэтому не ведёт к формированию у детей экологических представлений.

2. Экологическими можно считать только такие представления детей, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. Иными словами, представления детей о природе должны носить такой же системный характер, какой имеет сама природа. Они могут быть сформированы, если обучающая программа включает в себя: а) представления о связях организмов со средой обитанияб) представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых элементов экологических систем по цепям питанияв) представления о необходимости сохранения биологического hi равновесия в природег) представления об экологическом значении природы в жизни человека и о роли человека в функционировании природы.

3. Детям старшего дошкольного возраста доступно усвоение экологических представлений о природе при условии использования в обучении метода моделирования экологических систем как единиц природы. Использование в работе с детьми по ознакомлению с содержанием экологических представлений традиционных методов и приёмов (экскурсий в природу, наблюдений, бесед, рассматривание иллюстраций и т. п.) не обеспечивает его усвоения старшими дошкольниками и младшими школьниками.

4. Обучение детей дошкольного возраста по экспериментальной программе привело к изменению отношения детей к окружающей природе.

Заключение

.

В результате проведённого теоретического и экспериментального исследования была показана необходимость изменения и уточнения содержания экологических представлений у детей, приведения их в соответствие с научной картиной мира, с одной стороны, и обеспечения доступности их усвоения в старшем дошкольном возрасте, — с другой. В содержании экологических представлений должно отражаться действие объективных законов существования природы (закон влияния среды на организм, закон взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов, закон биологического равновесия), её значение в жизни человека и роль человека в функционировании природы. Для того, чтобы сделать экологические представления доступными для детей дошкольного возраста, традиционные методы и приёмы необходимо дополнить методом моделирования, который позволяет в материализованной форме воспроизвести внутренние существенные связи в природе. В нашем исследовании в качестве моделей экологических систем разработаны настольно-печатные игры: «Экологические кубики», в которых представлены в единстве элементы экологических систем, не встречающиеся в природе вместе одновременно- «Экологическое лото», в котором представлены обитатели экологических систем в единстве со средой обитания- «Экологическое домино», представляющее собой динамическую модель связей между живыми организмами по цепям питания- «Экологическое путешествие», где в материализованной форме детям представляется возможность воспроизвести связи как внутри экосистем, так и между экосистемами планеты Земля.

Констатирующее исследование, направленное на выявление экологических представлений детей, показало, что знания детей характеризуются неполнотой, неустойчивостью, неосознанностью и противоречивостью. Изменение содержания программы экологического обучения детей старшего дошкольного возраста, применение в ходе формирующей работы метода моделирования в опытной группе привели к формированию у большинства детей 6−7 годов жизни полных, осознанных и устойчивых экологических представлений. Взятые в качестве дополнительной контрольной группы дети десятого года жизни, показали низкий уровень развития экологических представлений как по критерию полноты, так и по критерию осознанности и устойчивости.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования в опытной и контрольных группах показывает прямую зависимость уровня развития экологических представлений детей как от содержания программы обучения, так и от тех методов, которыми осуществляется формирование у детей экологических представлений. Традиционное формирование представлений у детей о природе отдельных представителей флоры и фауны не приводит к развитию у них экологических представлений. Экологические представления могут быть сформированы только через изучение природных сообществ — экологических систем. Не способствует этому и применение традиционных методов ознакомления детей с природой. Например, экскурсия в естественные экосистемы, как показало наше исследование, не позволяет решить задачу формирования у детей представлений о связях и зависимостях в природе, т.к. они скрыты от непосредственного восприятия.

В перспективе результаты проведённого исследования могут послужить основой для разработки программы содержания экологических представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включая описание экологических моделей в сочетании с системой методов, таких как рассказ, беседа, целевая прогулка. Учитывая то, что не все дети сейчас посещают дошкольные учреждения, можно было бы использовать для формирования у них экологических представлений как основы последующего экологического образования в школе, серию игр и сборник рассказов к ним, представляющих доступное изложение действия в природе объективных законов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные методы обучения в природоохранном образовании / Под ред. Д. Н. Кавтарадзе. М., МГУ, 1982.
  2. А.В. Чувственный опыт в формировании первоначальных понятий у первоклассника / / Дисс. канд. пед. наук. М 1977.
  3. Дж. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек. Л.: Наука, 1985.
  4. Бобылёва Л Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе / / Дисс. канд. пед. наук. М., 1983.
  5. Н. Методологические проблемы формирования целостной системы экологического образования и воспитания. За гармонию взаимоотношений человека с природой // Под ред. Э. В. Герусова. М.- 1989, с. 152−154.
  6. Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний / / Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987.- с. 37−43.
  7. Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л 1973.
  8. Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой М.: Педагогика, 1982- с. 112.
  9. Г. В., Вронский В А. Основы учения о биосфере, 1989.160 с.
  10. Вопросы воспитания: системный подход / / Под ред. Л. И. Новиковой. М., Прогресс, 1981- 136 с.120
  11. Вопросы совершенствования экологического образования и природоохранной подготовки студентов (материалы п/р Иоганзен
  12. Б.Г., н-метод. конференция) Томск, 1983 168 с.
  13. Вопросы социоэкологии. (Материалы 1 Всесоюзной конференции «Проблемы социальной экологии») Львов.- 1987 351 с.
  14. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1 985 143 с.
  15. П.П., Дроздов Н. Н. Рассказы о биосфере. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1976, — 128 с.
  16. ПЛ. Развитие исследований по формированию умственных действий / / Психологическая наука в СССР. М., 1969, Т. 1.
  17. Д. Методологические основания системно-экологического моделирования // Система «Общества — природа»: проблемы и перспективы. М., 1983.- с. 5−10.
  18. А.М. Популяционная экология. М., МГУ, 1990 191 с.
  19. JI. Опыт построения системы первоначальных представлений и понятий о неживой природе (1−3 классы) Дисс. канд. пед. наук. М., 1966.
  20. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986 240 с.
  21. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование.- Ереван, 1981- 220 с.
  22. Р. Основы экологии (пер. с фр.). М.: Прогресс, 1975.
  23. СД. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. // Дисс. канд. пси-хол. наук. Даугавпилс.- 1993 151 с.
  24. П. и Танг М. Биосфера и место в ней человека (экологические системы и биосфера). Пер. с фр. М., Прогресс, 1973 263 с.121
  25. С.В. О понятиях «биогеоценоз» и «экосистема» // Биология в школе. 1989. № 4, с. 55−56.
  26. JI.C. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.- 1988.
  27. Игровая деятельность в практике экологического образования школьников / Ред. С.НЛингин. J1.- 1984.
  28. . Основы экологического образования / / Проблемы экологического образования и воспитания в ср. школе. Таллин-1980. Ч.1.- 223 с.
  29. Д. Имитационные игры и природоохранное образование / / Образование в области окружающей среды. Т. 1. Казань.-1990.-с. 31−43.
  30. Каталог имитационных игр по экологии и охране окружающей среды, разрабатываемых и применяемых в СССР. Пущи-но, 1988.
  31. Р.Ш. Живая оболочка Земли. М.: Просвещение, 1984.96 с.
  32. И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе // Автореф. дисс. канд. пед. наук.1. М.- 1991.
  33. Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошк. возраста / / Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. JL, 1987, с. 20−27.
  34. Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошк. возраста / / Автореф. дисс. канд. пед. наук. JI 1986.
  35. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.574 с.122
  36. А. Сравнительный анализ деятельности детей дошкольного возраста в предметной ситуации и её схеме / / Психо-лого-педагогиечские проблемы обучения и воспитания / П/р. Давыдова В. В. и Фельдштейна Д.И.- Душанбе, 1974.- Ч. 1.-с. 124−139.
  37. В.И. Проблема умственного воспитания в советской дошкольной педагогике // Умственное воспитание детей в д/с.-Л.: ЛГПИ им. А-ИГерцена, 1981.- с. 5−25.
  38. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста // Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л.- 1984.
  39. Л. Формирование у детей 6−7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений (в системе знаний о сезонных изменениях в природе) / / Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987, с. 12−20.
  40. Л. Формирование обобщённых представлений о неживо й природе у детей дошкольного возраста / / Дисс. канд. пед. наук. Киев.- 1976.
  41. Н. Развитие знаний о системе растительного мира / / Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.
  42. Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек М., Высш. шк., 1986.- 415 с.
  43. С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой / / Дошк. воспитание, 1982, № 4, с. 34−38.
  44. С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания // Автореф. дисс. канд. пед. наук М — 1979.
  45. С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей / / Дошк. воспит. 1988. № 12.- с. 51−54.123
  46. С.Н. Формирование динамических представлений о природе // Дошк. воспит. 1988. № 2- с.58−61.
  47. С.Н. Состояние, проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников / / Образование в области окружающей среды. Казань.- 1980 с. 82.-89.
  48. Одум Юджин II. Экология: В 2-х томах. М.: Мир, 1986. Т. 1. 328 с. Т. 2.376 с.
  49. Отношение школьников к природе / Под ред. ИД. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1988 128 с.
  50. Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников // Дисс. канд. психол. наук. М 1991.
  51. З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5 и 6-го годов жизни (на материале животного мира) Дисс. канд. аед. наук. М., 1983.
  52. АА. Курс «Природа и человек» в 1 классе: Программа и методич. рекомендации.- 35 с. М 1993.
  53. Плешаков, А А. Природоведение. Учебник для 3 класса четырёхлетней нач. школы / Под. ред. ИД.Зверева.- М.: Просвещение, 1992.- 159 с.
  54. АА. Природоведение. Учебник для 4 класса четырёхлетней нач. школы / Под. ред. ИД.Зверева.- М.: Просвещение, 1993.- 190 с.
  55. З.П. Экологическое воспитание дошкольников / / Образование в области окружающей среды. Казань.- 1990 Т.2.- с. 11−13.
  56. Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвиашиани, И. Б. Новика, СА. Пегова. М.: Мыслъ, 1986.124
  57. Природоохранное воспитание и учебно-исследовательская деятельность школьников.: системный подход / К. Б. Ашаниди, А. П. Букин, С. С. Быховец и др. Пущино, 1984, с. 5.
  58. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. ДА. Венгер, ЕА. Агаева и др. М.: 1986.
  59. А. Педагогические основы использования моделирования как средства наглядности в обучении // Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Душанбе 1990.- 23 с.
  60. ЗА. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах. М 1986. С. 35−56.
  61. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976, — 222 с.
  62. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  63. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 288 с.
  64. М.И. Общие принципы организации систем и их методологическое значение. Л., 1971.- 119 с.
  65. А. Психологические основы отношений школьников к природе. М., 1987.
  66. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Педагогика, 1984.- 104 с.
  67. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников./ Под. ред. Н. Н. Поддьякова, М.: Педагогика, 1980. н1
  68. О. Роль экологического сознания в совершенствовании образа жизни и гармонизации отношений человека и природы / / За гармонию взаимоотношений человека с природой / Под ред. Э. В. Гирусова. М.: 1989 с. 150.125
  69. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.-МГУ, 1984.- 327 с.
  70. Теория системы и биология / Под ред. В. И. Кринского. М&bdquo- 1971,128 с.
  71. Е.Ф. Формирование у детей 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.- 1980.
  72. А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышления // Автореф. дис.. канд. психол. наук. М-1986 14 с.
  73. П. Популярная экология. Пер. с англ. АД.Базыкина. М.: Мир. 1971.192 с.
  74. А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М 1987.
  75. Хайдурова И А. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о взаимодействии растений / / Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л.: 1987, с. 43−48.
  76. Хайдурова И А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5−6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире // автореф. дисс. канд. пед. наук. 1975.
  77. М. Предисловие / / Экологические системы / Под ред. К. С. Холинга. М.: Мир, 1981.- С. 7−10.126
  78. Т.В. Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений) / / Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1989.
  79. Н.М., Былова А. М. Экология. М.: Просвещение, 1 988 272 с.
  80. АА. Моделирование в обучении / / Советская педагогика. М.: Просвещение, 1967, № 4, с. 158.
  81. Шрейдер Ю А., Шаров АА. Системы и модели. М.: Радио и связь.1982.- 152 с.
  82. Штофф В, А Гносеологические функции модели / / Вопросы философии. 1961.- № 12 с. 53−65.
  83. АА. Динамические модели как средство активации познавательной деятельности учащихся / / Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск 1992.
  84. ЭТ. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
  85. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1 979 144 с.
  86. ВА. Личностное отношение к природе у школьников / /
  87. Полнота знаний детей об обитателях экосистем1 серия (опытная группа)
Заполнить форму текущей работой