Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий: на материале обучения студентов художественно-графического факультета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем, преподавание на художественно-графических факультетах строилось, как правило, на основе изучения возможностей отдельно взятых программ, хотя, на наш взгляд, интересно было бы с педагогической точки зрения рассмотреть взаимосвязь различных графических редакторов и создание графической информации в них разными способами. Это позволило бы сделать процесс обучения студентов компьютерной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты создания графической информации
    • 1. 2. Способы создания графической информации в редакторах векторной и растровой графики
    • 1. 3. Способы создания графической информации в программах трёхмерного моделирования
  • М.Способы взаимодействия векторной, растровой и трёхмерной графики при выполнении студентами практических заданий
    • 1. 5. Способы визуализации графических изображений
      • 1. 5. 1. Визуализация стандартными средствами
      • 1. 5. 2. Визуализация с помощью внешних рендеров
    • 1. 6. Способы создания анимированной графической информации
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПОСОБАМ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 2. 2. Ход экспериментального исследования обучения студентов
    • 2. 3. Анализ экспериментального исследования обучения студентов ХГФ способам создания графической информации
  • Выводы по главе 2

Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий: на материале обучения студентов художественно-графического факультета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и его актуальность. Современный мир предоставляет нам огромное количество информации совершенно разного характера и назначения. Большинство воспринимаемой нами информации является графической.

Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности в создании и представлении графической информации. В начале девяностых годов возможности нахождения способов создания графической информации были ограничены. Графические редакторы только начинали набирать обороты, а оснащенность вузов компьютерами была ничтожно мала. Начиная с середины девяностых, произошел качественный скачок во всей сфере компьютерных технологий. Результатом чего стало появление на рынке услуг большого числа графических редакторов, отвечающих многим методическим задачам. Стремительно развивались WEB-технологии, 3D графика, появились программы по созданию анимации: MacromediaFlash, AdobePremiere и т. д.

В настоящее время наблюдаются стремительные изменения в сфере компьютерных технологий, модернизируются многочисленные графические редакторы, что позволяет совершенствовать весь процесс создания графической информации на художественно-графических факультетах.

Это, в свою очередь, диктует педагогу необходимость применения новых методических приёмов на занятиях по компьютерной графике.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо определиться с термином «графическая информация».

Графическая информация — это сведения или данные, представленные в виде изображений, схем, графиков, диаграмм, рисунков, фотографий и т. д. Более 90% всей информации носит визуальный характер, и от её качества зависит правильность восприятия. Наибольшую значимость этот вопрос приобретает на художественно — графическом факультете, поскольку именно художник всегда находится в поиске создания художественных образов. Графическая информация на компьютере создаётся множеством способов, поэтому возникают два серьёзных вопроса:

— какими средствами компьютерных технологий отображается графическая информация;

— какие существуют способы создания графической информации средствами компьютерных технологий;

На художественно-графическом факультете данная тема будет особенно актуальна, поскольку требует постоянного развития и создания новых экспериментальных и методических разработок.

Актуальность данного исследования определяется недостаточностью применения способов создания графической информации средствами компьютерных технологий в обучении студентов художественно-графических факультетов, а также отсутствием целенаправленных исследований по этой проблеме.

В теоретической основе предлагаемого исследования лежат работы Б. С. Гершунского, В. П. Молочкова, И. С. Булатова, Р. Н. Храмышкина, Е. В. Дозорова, Н. Д. Куланина, И. В. Рожина, в которых затрагиваются вопросы способов создания графической информации.

Между тем, преподавание на художественно-графических факультетах строилось, как правило, на основе изучения возможностей отдельно взятых программ, хотя, на наш взгляд, интересно было бы с педагогической точки зрения рассмотреть взаимосвязь различных графических редакторов и создание графической информации в них разными способами. Это позволило бы сделать процесс обучения студентов компьютерной графике более насыщенным, раскрыть некоторые взаимосвязи между программными пакетами разного назначения и использовать их в создании графической информации.

Роль педагога в передаче графической информации средствами компьютерных технологий является приоритетной. Следует учитывать дидактические основы формирования готовности будущего специалиста к исследованию информационных технологий с целью нахождения необходимых способов представления и создания графической информации.

Нахождение способов создания графической информации может стать эффективнее, если рассматривать педагога как посредника между достижением необходимых результатов средствами компьютерных технологий и творческим подходом самих учеников к решению задач графического характера.

Способы создания графической информации постоянно меняются, совершенствуются, растет количество используемых графических программ, усложняются психолого — педагогические связи.

Следует обратить особое внимание на два подхода к определению информационной технологии обучения.

В первом из них её предлагается рассматривать как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в системы обучения модернизированных средств и методов обработки данных (методов обучения). Эти методы обучения представляют целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение графической информации с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности студентов.

Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.

От того, какие способы создания информации представит педагог на занятиях по компьютерной графике, зависит качество и скорость получения результата студентами и, соответственно, успешность всего педагогического процесса.

Очень сложно выбрать какую-нибудь конкретную методику для создания графической информации за основу, поскольку в различных вузах ставятся свои педагогические задачи, хотя, по нашему мнению, можно с уверенностью заметить, что эти способы должны учитывать изменения в компьютерных технологиях, опираться на них, отталкиваться от них и даже, в некоторой степени, помогать им развиваться.

Анализ состояния поставленной проблемы позволил выявить ряд противоречий: между высокими требованиями современного информационного общества, с одной стороны, и отсутствием систематизированного подхода в обучении студентов педвузов способам создания графической информации, с другой сторонымежду современными научно-теоретическими знаниями в области создания графической информации и отсутствием методических разработок по использованию комбинаций различных графических программ на занятиях по компьютерной графике в педвузахмежду требованиями к подготовке специалистов в области компьютерной графики и дизайна и уровнем применяемых компьютерных средств обучения.

Цель исследования — научно обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения студентов художественно-графических факультетов способам создания графической информации средствами компьютерных технологий.

Объект исследования — процесс обучения студентов художественно-графических факультетов компьютерной графике.

Предмет исследования — способы создания графической информации с помощью современных компьютерных технологий и целесообразность их использования в обучении студентов художественно-графических факультетов.

Гипотеза исследования — обучение студентов способам создания графической информации средствами компьютерных технологий будет осуществляться более эффективно, если:

— в основу процесса обучения будут положены различные графические программы (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, ArchiCAD, 3DSMax и т. д.).

— будет разработано содержание специальных курсов (на модульной основе) по совместному использованию двухмерной, трёхмерной и комбинированной компьютерной графики;

— в обучении будет использована специально разработанная система заданий, включающих пропедевтические, основные и специальные творческие задания.

Предусматривается решение следующих задач исследования:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы, относящейся к проблеме исследования.

2. Изучить способы создания графических средств информации с использованием современных компьютерных технологий.

3. Разработать экспериментальные курсы, содействующие изучению студентами художественно-графического факультета способов создания графических средств информации на базе компьютерных технологий.

4. Экспериментально апробировать содержание интегративных курсов и системы заданий по способам создания графической информации. Методологическую основу исследования составили: теоретические и практические положения психологии и педагогики о восприятии графической информации, создаваемой с помощью компьютера, её роли в формировании творческой личности и профессионального становления студентов художественно-графического факультета.

Методы исследования:

— изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по указанной проблеме;

— изучение и анализ компьютерных графических программ;

— тестирование и анкетирование студентов;

— наблюдение и анализ практической работы студентов;

— беседы со студентами с целью определения творческих способностей и уровня компьютерной грамотности;

— педагогический эксперимент, включающий комплекс заданий по созданию графической информации;

Основные этапы исследования. Исследование состояло из трёх взаимосвязанных этапов и проводилось с 2003 по 2006 годы.

Первый этап (2003;2004) — подготовительный. На этом этапе изучалась литература по компьютерным технологиям и педагогическая, вычленялась необходимая информация, выстраивалась предварительная концепция проведения занятий по компьютерной графике. Проводились беседы со специалистами в компьютерной области, с преподавателями и студентами.

Второй этап (2003;2004) — поисковый. На втором этапе разрабатывалась совокупность графических заданий и структура компьютерных курсов, отвечающих задачам и целям исследования. Проводилась проверка эффективности выбранных способов создания графической информации и готовности студентов к выполнению этих заданий. Полученные результаты анализировались и обобщались для разработки методики преподавания и корректировки данного исследования.

Третий этап (2004;2006) — экспериментальный. На третьем этапе проводился обучающий эксперимент, состоящий из комплекса курсов по созданию графической информации студентами. В процессе проведения занятий большой упор делался на самостоятельность студентов в нахождении способов создания графической информации и выборе необходимых программ. Результаты экспериментальной работы анализировались, а сделанные выводы были включены в данное исследование.

Научная новизна заключается в том, что:

1. Обучение способам создания графической информации решается на основе структурного единства, содержания интегративных курсов (на модульной основе), базирующихся на взаимодействии компьютерных графических программ.

2. Разработаны критерии отбора графических программ, в основу которых положено: наличие методической и технической базы для обучения способам создания графической информацииследование структурному единству и способам взаимодействия компьютерных графических программ при выполнении заданий различного уровня сложностисоответствие комплекса графических программ реальным возможностям обучающихся.

3. Способы создания графической информации рассматриваются через призму возможностей отдельно взятых программ векторной, растровой и трёхмерной графики с последующим изучением функциональных и художественных возможностей этих программ на интегрированной основе.

4. Разработана и экспериментально проверена система заданий по созданию графической информации средствами компьютерных технологий с учётом разного уровня подготовки студентов, включающая пропедевтические, основные и специальные творческие задания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесён вклад в теорию и методику обучения студентов способам создания графической информации средствами компьютерных технологий, стимулирующих развитие творческого потенциала обучающихся. Практическая значимость работы заключается в том, что: — полученные материалы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения студентов компьютерной графике;

— структура и содержание предложенных интегративных курсов по созданию графической информации повышает эффективность освоения студентами компьютерных графических программ.

На защиту выносятся:

— содержание системы заданий по созданию графической информации средствами компьютерных технологий, основанное на возможности взаимодействия компьютерных графических программ;

— обучение студентов способам создания графической информации через выполнение пропедевтических, основных и специальных творческих заданий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2003;2006 гг. в ходе проведения экспериментальной работы на художественно-графическом факультете в Московском педагогическом государственном университете.

В эксперименте участвовали студенты 2−5 курсов художественно-графического факультета Mill У специальности «Изобразительное искусство» и «Дизайн». Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педагогического государственного университета, заседания совета факультета, на научно-практических конференциях по итогам исследовательской работы МПГУ (2005;2007 гг.). Результаты исследования внедрены в практику работы кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна МПГУ, а также посредством публикаций автора.

Структура и объём диссертации:

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения на компакт-диске. Содержит 154 страницы основного машинописного текста, 4 таблицы, 27 рисунков.

Список литературы

насчитывает 100 наименований.

Результаты исследования полностью подтвердили исходную гипотезу.

Отобранные нами компьютерные графические программы отвечали содержанию интегративных курсов по совместному использованию двумерной, трехмерной и комбинированной компьютерной графики. Способы создания графической информации студентами художественно-графического факультета качественно возрастали по мере изучения возможностей компьютерных программ (Adobelllustrator, AdobePhotoshop, ArchiCAD, 3DSMax) и плагинов, призванных усовершенствовать процесс создания необходимой графической информации.

Прикладное значение исследования состоит в том, что оно ориентирует педагогическую науку и практику на поиск и применение средств развития творческого потенциала студентов.

Описанная методика может служить основой для дальнейших практических разработок и рекомендаций для преподавателей и студентов, изучающих компьютерные графические программы, и создание различной графической информации.

Заключение

.

Выполненная диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы.

Способы создания графической информации, безусловно, будут рассматриваются постоянно, обучение студентов компьютерной графике должно строиться с учетом изменений в сфере компьютерных технологий.

Приведенная нами структура интегративных курсов наглядно демонстрирует огромные возможности современной компьютерной графики, её художественный потенциал. Сегодняшний художник-дизайнер не может являться полноценным специалистом без освоения компьютерных графических программ, которые применяются во многих областях науки и искусства, и именно поэтому способы создания графической информации всегда будут актуальны. Система заданий, включающая пропедевтические, основные и творческие задания, имеет огромное значение в контексте информатизации образования. В наши задачи входило экспериментально апробировать содержание интегративных курсов и системы заданий. В связи с этим необходимо сделать следующие выводы:

1. Обучение студентов становится эффективнее при проведении экспериментального курса. Творческий потенциал студентов качественно изменился к концу исследования.

2. Выполнение творческих заданий по созданию графической информации показало, что студенты овладели теоретическими моментами компьютерных программ и могут самостоятельно находить различные способы создания графической информации.

3. Уровень графической подготовки студентов в конце экспериментального исследования изменился по сравнению с начальным, показатели выросли, что подтверждает правильность структуры заданий по созданию графической информации.

Необходимость применения программ двумерной, трехмерной и комбинированной компьютерной графики в рамках одного экспериментального исследования продиктована возрастающей мощью компьютерных технологий, их интегративностью. Рассмотрение таких важных и востребованных тем в современном обществе, как чертежи, дизайн, трехмерное моделирование, анимация построено на изучении способов их создания. Тем самым подчеркивается практическое значение данного исследования, стремление объединить совершенно разные (на первый взгляд) компьютерные программы в обучении студентов художественно-графического факультета. Это открывает широкие горизонты перед педагогом и студентами в их совместной творческой деятельности.

Можно с уверенностью предположить, что наметившаяся тенденция к взаимодействию компьютерных программ в дальнейшем позволит разрабатывать методические пособия по проблеме исследования и использовать их на занятиях по компьютерной графике. Важно отметить следующее:

1 .Разработанная экспериментальная методика активизирует учебную деятельность студентов благодаря своим характерным особенностям: а) методика направлена на создание и нахождение различной графической информации, и реализацию личностного потенциала студента в процессе освоения различных компьютерных графических программб) предложенные темы интегративных курсов предполагают овладение компьютерными графическими программами через создание графической информации;

2.Применение экспериментальной методики результативно на завершающем этапе создания графической информации.

3.Разнообразие и широта рассматриваемых компьютерных средств в обучении студентов художественно-графического факультета созданию графической информации позволили получить высокие результаты, отвечающие задачам, поставленным в исследовании.

Таким образом, доказана актуальность темы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования.

Результатами исследования подтверждено, что разработанные и апробированные нами экспериментальные курсы обеспечивают глубокое усвоение теоретического материала и способствуют формированию логического и пространственного мышления при создании различной графической информации.

Установлено, что при экспериментальной методике обучения студентов создание графической информации становится эффективнее, если учитываются индивидуально-психологические особенности обучаемых и исходный уровень сложившихся пространственных представлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. Методика обучения объектно-ориентированному проектированию студентов педагогических вузов. Дисс.. .канд.пед.наук.-2000
  2. Н.Г. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. — 216с.
  3. Г. З., Рудковская Л. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе.// Педагогика. 1995.№ 3. — с. 56−60.
  4. Т.Х. Формирование пространственных представлений методом моделирования при изучении проекционного черчения. Дисс. .канд.пед.наук.-1991.
  5. В.Н. Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов. Дисс.. канд.пед.наук.- Брянск, 2001
  6. Д.И., Альберт Е. Э. Самоучитель Macromedia FlashMX 2004.-СПб.: БХВ-Петербург, 2004.-624с.
  7. С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического СПб.: КАРО, 2004. — 176с.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974 г. 382с.
  9. В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В. Г. Асеев. -Иркутск: ИГПИ, 1989. 190 с.
  10. .Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Изд.-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — 272с.
  11. Е.В., Рочегова Н. А., Композиционная подготовка студента архитектора. Компьютерное моделирование.// Архитектура и строительство Москвы. № 2−3, 2002, С. 54−62.
  12. Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств в обучении. Ярославль, 1982−107с
  13. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский ун-т, 1977. -240с.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-215с.
  15. М.Б. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности. Дисс.канд. пед.наук. Саратов, 2004.
  16. Р. А. Развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности на основе межпредметных связей. Дисс.канд. пед.наук. -Саранск, 1983.- 176с.
  17. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Сов. Педагогика. 1991. — № 9. — с. 123−128
  18. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества// Исследование проблем психологии творчества/ под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182-.
  19. А.Д. Преобразование изображений в графической деятельности учащихся.// Школа и производство, 1973. № 7. с. 65−68
  20. Е.А. Методические основы создания и использования средств обучения графическим дисциплинам в школе и педвузах. Дисс. в виде научного доклада. доктора пед.наук. — М., 1993. — 39с.
  21. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев., 1985 — 174с.
  22. В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.* Педагогическое общество России, 2004. — 192с.
  23. В.Н. Исследование графической деятельности учащихся в процессе решения задач на построение изображений (на примере черчения): Дисс. .канд. пед.наук. -М., 1967
  24. Вопросы компьютеризации учебного процесса. М.: Просвещение, 1987.
  25. Е.А. Развитие визуального мышления на примере верстки web-страницы. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002
  26. П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. — 1982. — № 5.
  27. П.Я., Данилова B.J1. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. -1980. № 1.
  28. Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. Кемерово., 1999 141с.
  29. В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): Дисс. в виде научного доклада. доктора пед.наук. М., 1992.
  30. В.А. Творческие задачи по черчению. М.: Просвещение, 1991.
  31. В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. М.: Гуманитарный издательск. Центр ВЛАДОС, 1998.-144с.
  32. И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии, № 6,1998.
  33. К.А. Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров. Дисс. .канд. пед.наук. Воронеж, 2002
  34. Гудилина С. И. Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся (на примере курса «Техническая графика и основы дизайна»): Дисс. .канд. пед.наук. М- 1995. -168с.
  35. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Метод, пособие для преподавателей и студентов пед. ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 1999, 176с.
  36. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании// Педагогика. № 2. — 1998. — с. 8−12.
  37. ДжамбруноМ. Трёхмерная графика и анимация. М 2002
  38. Д. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. М.: Мир, 1976.-369 с.
  39. Д. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 316с.
  40. В.Я., Шедровинский Г. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. М.:МГУ, 1971- с. 19.
  41. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. -М.: Академический Проект, 2003. 304с.
  42. .П., Равкин З. И. Метод проектов / Б. П. Есипов, З. И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. М., 1965. — Т.2. — С. 806.
  43. А.И. Художественный авангард в решениях практических задач компьютерного дизайна. М., 2001
  44. Е.Ю. Компьютерная технология решения геометрических задач как средство формирования понятийного аппарата. Дисс. .канд.пед.наук.- Ярославский ГПУ, 1996
  45. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленингр. ун., 1991. -384с.
  46. В.Ф. Развитие познавательного интереса школьников средствами чертежной графики: Дисс. .канд. пед.наук. -М., 1990. -297с.
  47. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дисс. .док. пед.наук. 1994. -502с.
  48. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ Эксперимент -1995−176с
  49. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М., 1989. 196с.
  50. А.И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна. -М.: Прометей, 1991.- 273с.
  51. Е.Н. Теория и методика художественного профессионального образования. 2000.
  52. В.И. Модель специалиста учителя ИЗО. М. Прометей. 2001−207с.
  53. А.В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 300с.
  54. Е.И. Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета: автореф. дисс. .канд. пед.наук. 1992. — 196с.
  55. Е.И. Интерьер: Учебно-методическое пособие для студентов художественно-графических факультетов высших педагогических учебных заведений. М.:ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. — 48с.
  56. А.Н. Методика обучения компьютерной графике будущих учителей информатики на основе компетентности подхода. Дисс. .канд. пед.наук. -СПб., 2003
  57. Ю.В., Павлова А. А. Основы машинной графики. М.: Просвещение, 1993. 2541. с. 5 9. Кузнецова О. Н. Методика и алгоритмы процесса обучения построению изображений. Дисс. .канд.пед.наук., Авиационный институт, 2004 -202с.
  58. В.Д. Графический дизайн и реклама. М: ДМК, 2001
  59. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 391 е.- Т.2. — 316с.
  60. В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / Минск «Наука и техника» 1983 г. 120с.
  61. В.Ю. Логика в информатике: методическое пособие М: Лаборатория базовых знаний. 2001.-155с.
  62. М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности-.2002 146с.
  63. М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе. Дисс. .докт.пед.наук. М. 1998−244с.
  64. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? Пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-383с.
  65. В.Н., Радомский В. М. Основы научно-технического творчества. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 2004. — 320с.
  66. Модульно-уровневый подход в преподавании курса «Основы мультимедийных технологий"/ Браун Ю. С.- Кравцова А. Ю. М.: Образование информатика, 2002. — 27с.
  67. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496 с.
  68. A.M. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005. -176с.
  69. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифицир. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2000. — 272 с.
  70. Л.Я. Технология обучения студентов ХГФ компьютерной графике. Дисс. канд пед наук. МПГУ, М. 2000 218с
  71. . Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже. М., 1975. — Т. 5. — С. 15−110.
  72. О концепции реформирования системы образования РФ: Рек. парламент, слушаний // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 9−11.
  73. Л.В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике. МПГУ, автореф дкпн. Москва 2003 г.- 16с.
  74. Педагогика: учебное пособ. для студентов пед. институтов./ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин и др.- Под ред Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  75. Петрова Н. В. Анализ системы медиаобразования, 2004
  76. А.В. Реалистическое моделирование изображений освещения трёхмерных сцен на экране ЭВМ. Автореф. М.:2002
  77. Ю.Л. Компьютерные технологии в учебно-исследовательской деятельности учащихся. СПб., 1999. 79с.
  78. П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 112с.
  79. В.Ю. Основы педагогической технологии. 3-е изд. М.: Гном и Д, 2001.-192с.
  80. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др. Под ред. В. Д. Щадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142с.
  81. В.В., Полищук А.В. AutoCAD 2004. Практическое руководство. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. -512с.
  82. Проблема учебного процесса в инновационных школах. Вып. 5: Сб. науч. тр. / Под ред. О. В. Кузьмина. Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. — 142с.
  83. РоманычеваЭ.Т. Инженерная и компьютерная графика. М.: ДМК Пресс, 2001.
  84. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-415с.
  85. Н.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. СПб., 1995. — 80с.
  86. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224с.
  87. С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М.: Изд. цент «Академия», 2003,304с
  88. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач// Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 70−74.
  89. Г. С. Графический дизайн.:Феникс, 2002
  90. М.П. Исследование формирования пространственных представлений на примере некоторых графических задач., дисс. .канд.пед.наук, М 1980- 190с.
  91. Э.С. Как создать архитектурный проект в программе ArchiCAD 8.0/ Э. С. Фелистов. 3-е изд. — М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004. — 496с.
  92. Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Контакт — Альфа, 1995. — 384с.
  93. Формирование графических понятий на уроках черчения у учащихся средних профтехучилищ. Методические рекомендации. Отв.ред. В.В. Шапкин- Л- 1986- 58с.
  94. М.В. Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре. Дисс. .канд.пед.наук: СПб. -2003
  95. Д.В. Технология обучения и ее выбор / Д.В. Чернилевский// Энциклопедия профессионального образования в 3 т. -М., 1999.-Т. 2.-С. 248−249.
  96. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. -М.: Народное образование, 1996. 160с.
  97. Н.В. Методика применения информационных технологий на разных уровнях общеобразовательной подготовки учащихся. Дисс. .канд.пед.наук: МПГУ. -М., 1996. 196 с.
  98. Е.М. Компьютер в учебно-воспитательном процессе. Уч.-метод. пособие. Волгоград: Перемена, 1999 -131с.
Заполнить форму текущей работой