Урок-практикум.
Методика обучения обществознанию
![Реферат: Урок-практикум. Методика обучения обществознанию](https://westud.ru/work/6451497/cover.png)
1] Перечень документов и заданий к ним для урока по теме «Новые религиозныедвижения». № 1. Историческая справка. № 2. Российская калька. № 3. Письмо матери, дочь которой в августе 2008 г. уехала в ашрам Шамбалы. № 4. Выдержки из рекламного буклета Международной академии «Путь к счастью». № 5. Ответ сектантов на уголовные преследования. № б. Фрагменты писем бывших членов секты. № 7… Читать ещё >
Урок-практикум. Методика обучения обществознанию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Урок-практикум подразумевает организацию применения теоретических знаний — развитию умений, отработку навыков. Он состоит из сменяющих друг друга заданий, выстроенных в определенной логике — по освоению новых видов задний, увеличению степени их сложности, росту самостоятельности учеников. Урок-практикум может проводиться с учениками любого возраста после изучения теоретического материала. Например, это уроки по применению психологических знаний — ответы на психологические тесты и их обработка, решение юридических и экономических задач, выполнение тестовых заданий и т. д. Важно помнить, что на практических занятиях мы не только хотим получить правильный результат решения задач или выполнения заданий, но и отбор максимально эффективных способов действия по их выполнению.
Разновидностью урока-практикума является лабораторный урок. Для обществознания это, прежде всего, умения работать с социальной информацией, т. е. работа с текстами. Например, определить используемые в тексте СМИ приемы манипуляции сознанием. Наиболее эффективна эта форма урока при изучении права, на таких уроках организуется работа с нормативно-правовыми актами. Целесообразно применять эту форму урока при изучении рискованных тем, в которых учителю лучше не высказывать собственную однозначную позицию, предоставить возможность ученикам самим познакомиться с явлением с разных сторон и сделать выводы.
- 5
- 5. Перечислите основные способы вербовки новых членов данной организации. На каких людей они рассчитаны? Какие аргументы оказались особенно подкупающими лично для вас?
- 6. Вызвало ли у вас что-то подозрение: что и почему? Какую информацию, предоставляемую организацией, можно проверить и как? Почему люди этого не делают?
- 7. Можно ли считать попадание людей в подобные организации добровольным?
- 8. Какие две точки зрения по отношению к религиозным сектам вы можете сформулировать? Какой из них придерживаетесь вы и почему?
- 9. Согласны ли вы с эпиграфом Р. Эмерсона «Секта или партия — незнакомец, выдуманный, чтобы спасти человека от мук размышления» в отношении сект?
- 10. Объясните, почему в современном обществе главным богатством становится информация?
Сформулируйте правила, которые помогут вам и вашим близким не попасть в подобные организации.
чая экономические, юридические, коммерческие, управленческие. Из другой — по области деятельности — нас будут интересовать интеллектуальные, социальные и психологические игры. Из остальных классификаций на уроках обществознания могут использоваться все виды игр (табл. 15.1).
Таблица 15.1
Виды игр на уроках обществознания.
Вид. | Пример |
По числу участников. | |
Индивидуальные. | Интеллектуальны игры — блиц-оирос с элементами игры; кто ответит на большее число вопросов, тот наберет больше баллов; урок-концерт с индивидуальными номерами и элементами конкурса в номинациях; например, в основной школе при изучении темы «Дополнительное образование» или «Полезный досуг». |
Парные. | Понятийный «Элиас» в конце изучения любого тематического блока — кто успеет за одинаковое время объяснить своему партнеру больше обществоведческих терминов без их упоминания. |
Групповые. | Ролевая игра «Семейный бюджет», где группа учащихся 2—7 человек представляет на конкурс бюджет своей импровизированной семьи. |
Коллективные. | Урок-суд (ими тация судебного процесса, участниками которого являются все ученики класса при изучении процессуального права в 10—11 классах). |
По этапу педагогического процесса. | |
Обучающие. | Решение юридических задач на время на основе использования различных нормативных документов. |
Тренинговые. | При изучении тем «Гражданское общество» и «Правовое государство» в 10—11 классах — отработка способов защиты своих нарушенных прав. Каждая группа попадает в ситуацию нарушения различных прав, оценивается полнота и последовательность прохождения различных инстанций по их защите. В профильном классе можно добавить ссылки на соответствующие нормативноправовые акты. |
Обобщающие. | Любой способ организации соревнования по ответам, а вопросы — объединяющие изученные темы, итоговое составление руководства к действию или кластера, но всей изученной теме. |
Диагностические и контрольные. | В качестве входной диагностики можно провести кроссворд или блиц-опрос по новой теме, однако их нецелесообразно проводить в течение всего урока; формой контрольного урока в основной школе может быть брейн-ринг по изученной теме. Например, «Права человека и их защита» в 8-м классе. |
По доминирующей цели. | |
Познавательные. | Интеллектуальные конкурсы при изучении нового материала, когда ответы на вопросы можно находить, используя учебник и другие источники информации. |
Вид. | Пример |
Воспитательные. | Тренинговые игры по правилам общения, разрешению конфликтов, нахождение выхода из этически сложной ситуации. |
Развивающие. | Тренинговые игры на развитие памяти и запоминание информации По игровой среде. |
Комнатные. | Проходят в помещении класса (большинство). |
Рекреационные. | В игре «Выборы» имитация избирательного участка, которые обычно расположены в рекреационных зонах школ. |
Уличные. | В игре «Политическое участие», где между участниками одиночного пикета должно быть нс менее 50 метров, а митинги, шествия и сходки можно проводить нс в любом месте. На улице также можно провести социальный квест По характеру используемого материала. |
Предметные. | В обществознании используются редко, поэтому остановимся на их возможностях подробнее. Это могут быть манипуляции с условными деньгами и ценными бумагами при изучении финансового рынка. Это может быть отбор документов при приеме на разные виды работы при изучении темы «Заключение трудового договора». Эго могут быть манипуляции с личными вещами при организации аукциона, при изучении гемы «Сирое и предложение». Это могут быть манипуляции с различными факторами производства (пшено, камень, древесина, молоток, диплом об образовании и т. д.) при изучении темы «Предпринимательская деятельность». |
Настольные. | «Менеджер». |
Компьютерные. | «Цивилизация». |
Настенные. | «Своя игра». |
Словесные. | «Принятие закона». По степени эвристичности. |
Репродуктивные. | «Своя игра» на тему «Рыночная экономика». |
Продуктивные. | «Что? Где? Когда?» на тему «Рыночная экономика». |
Творческие. | Урок-конкурс социального плаката По игровой методике. |
Драматизации. | Постановка по определенному сценарию, где у каждого есть своя роль, которую он озвучивает. Например, игра «Гражданский процесс», где главное — не грамотная импровизация, а усвоение стадий и функций участников судебного процесса такого вида. |
Соревнования. | Любая интеллектуальная игра, дебаты. |
Вид | Пример |
Деловые | Освоение определенной профессиональной или иной реальной деятельности от своего лица. Например, при изучении темы «Профессии в социально-гуманитарной сфере» в профильном классе |
Ролевые | Наиболее распространенные. Ученики действуют в рамках определенно социальных ролей — министры на заседании правительства; социальные слои, составляющие наказы избирателей; носители определенной идеологии, составляющие программу политической партии; работники и работодатели на собеседовании, родители и дети в ситуации семейного конфликта и т. д. |
Правила в игре могут устанавливаться очень жестко, могут быть рамочными, а могут быть свободными. В условиях урока, когда присутствует элемент соревнования и надо поставить оценку, надежнее выбирать игры с жесткими или хотя бы рамочными правилами. Оптимальный способ оценивания — накопительная распределительная система, когда каждый ученик получает число баллов, которые он сам может конвертировать в оценку сразу или накопив потом еще баллов; если общее число баллов получает вся команда, то она сама распределяет баллы между своими членами.
Игры служат повышению мотивации, формированию коммуникационных умений, интенсивному развитию способностей, создают возможности для самореализации учащихся.
- [1] Перечень документов и заданий к ним для урока по теме «Новые религиозныедвижения». № 1. Историческая справка. № 2. Российская калька. № 3. Письмо матери, дочь которой в августе 2008 г. уехала в ашрам Шамбалы. № 4. Выдержки из рекламного буклета Международной академии «Путь к счастью». № 5. Ответ сектантов на уголовные преследования. № б. Фрагменты писем бывших членов секты. № 7. Психолого-психиатрическая экспертиза деятельности группы. № 8. Юридическая экспертиза деятельности группы. № 9. Религиоведческая экспертиза деятельности группы. № 10. Направления коммерческой деятельности группы Руднева. № 11. Сообщение в СМИ о задержании руководителя организации. № 12. Результаты социологического опроса, проведенного исследовательскойкомпанией «СОЦИС» среди жителей Ярославля на тему «религиозные секты». Вопросы к документам
- [2] Какие основные философско-религиозные идеи проповедует данная организация? В чем состоит их привлекательность? Почему в реальности данное учениене является сочетанием всех религий, чем оно принципиально отличается от всехизвестных вам религий?
- [3] Посчитайте количество источников доходов данной организации. Объяснитеслова Рона Хаббарда (основатель дианетики и саентологии): «Хочешь стать богатым — придумай свою религию». Можно ли считать деятельность данной организациипросто коммерческой деятельностью и почему?
- [4] Какую позицию занимает данная организация в отношении социума? Почемуона проповедует именно такое отношение? Как вы думаете, может ли быть иначев организации такого типа? В чем состоят последствия для человека, принявшеготакое отношения к социуму?