Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Урок-практикум. 
Методика обучения обществознанию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Перечень документов и заданий к ним для урока по теме «Новые религиозныедвижения». № 1. Историческая справка. № 2. Российская калька. № 3. Письмо матери, дочь которой в августе 2008 г. уехала в ашрам Шамбалы. № 4. Выдержки из рекламного буклета Международной академии «Путь к счастью». № 5. Ответ сектантов на уголовные преследования. № б. Фрагменты писем бывших членов секты. № 7… Читать ещё >

Урок-практикум. Методика обучения обществознанию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Урок-практикум подразумевает организацию применения теоретических знаний — развитию умений, отработку навыков. Он состоит из сменяющих друг друга заданий, выстроенных в определенной логике — по освоению новых видов задний, увеличению степени их сложности, росту самостоятельности учеников. Урок-практикум может проводиться с учениками любого возраста после изучения теоретического материала. Например, это уроки по применению психологических знаний — ответы на психологические тесты и их обработка, решение юридических и экономических задач, выполнение тестовых заданий и т. д. Важно помнить, что на практических занятиях мы не только хотим получить правильный результат решения задач или выполнения заданий, но и отбор максимально эффективных способов действия по их выполнению.

Разновидностью урока-практикума является лабораторный урок. Для обществознания это, прежде всего, умения работать с социальной информацией, т. е. работа с текстами. Например, определить используемые в тексте СМИ приемы манипуляции сознанием. Наиболее эффективна эта форма урока при изучении права, на таких уроках организуется работа с нормативно-правовыми актами. Целесообразно применять эту форму урока при изучении рискованных тем, в которых учителю лучше не высказывать собственную однозначную позицию, предоставить возможность ученикам самим познакомиться с явлением с разных сторон и сделать выводы.

Пример[1][2][3][4]

  • 5
  • 5. Перечислите основные способы вербовки новых членов данной организации. На каких людей они рассчитаны? Какие аргументы оказались особенно подкупающими лично для вас?
  • 6. Вызвало ли у вас что-то подозрение: что и почему? Какую информацию, предоставляемую организацией, можно проверить и как? Почему люди этого не делают?
  • 7. Можно ли считать попадание людей в подобные организации добровольным?
  • 8. Какие две точки зрения по отношению к религиозным сектам вы можете сформулировать? Какой из них придерживаетесь вы и почему?
  • 9. Согласны ли вы с эпиграфом Р. Эмерсона «Секта или партия — незнакомец, выдуманный, чтобы спасти человека от мук размышления» в отношении сект?
  • 10. Объясните, почему в современном обществе главным богатством становится информация?
Домашнее задание

Сформулируйте правила, которые помогут вам и вашим близким не попасть в подобные организации.

чая экономические, юридические, коммерческие, управленческие. Из другой — по области деятельности — нас будут интересовать интеллектуальные, социальные и психологические игры. Из остальных классификаций на уроках обществознания могут использоваться все виды игр (табл. 15.1).

Таблица 15.1

Виды игр на уроках обществознания.

Вид.

Пример

По числу участников.

Индивидуальные.

Интеллектуальны игры — блиц-оирос с элементами игры; кто ответит на большее число вопросов, тот наберет больше баллов; урок-концерт с индивидуальными номерами и элементами конкурса в номинациях; например, в основной школе при изучении темы «Дополнительное образование» или «Полезный досуг».

Парные.

Понятийный «Элиас» в конце изучения любого тематического блока — кто успеет за одинаковое время объяснить своему партнеру больше обществоведческих терминов без их упоминания.

Групповые.

Ролевая игра «Семейный бюджет», где группа учащихся 2—7 человек представляет на конкурс бюджет своей импровизированной семьи.

Коллективные.

Урок-суд (ими тация судебного процесса, участниками которого являются все ученики класса при изучении процессуального права в 10—11 классах).

По этапу педагогического процесса.

Обучающие.

Решение юридических задач на время на основе использования различных нормативных документов.

Тренинговые.

При изучении тем «Гражданское общество» и «Правовое государство» в 10—11 классах — отработка способов защиты своих нарушенных прав. Каждая группа попадает в ситуацию нарушения различных прав, оценивается полнота и последовательность прохождения различных инстанций по их защите. В профильном классе можно добавить ссылки на соответствующие нормативноправовые акты.

Обобщающие.

Любой способ организации соревнования по ответам, а вопросы — объединяющие изученные темы, итоговое составление руководства к действию или кластера, но всей изученной теме.

Диагностические и контрольные.

В качестве входной диагностики можно провести кроссворд или блиц-опрос по новой теме, однако их нецелесообразно проводить в течение всего урока; формой контрольного урока в основной школе может быть брейн-ринг по изученной теме. Например, «Права человека и их защита» в 8-м классе.

По доминирующей цели.

Познавательные.

Интеллектуальные конкурсы при изучении нового материала, когда ответы на вопросы можно находить, используя учебник и другие источники информации.

Вид.

Пример

Воспитательные.

Тренинговые игры по правилам общения, разрешению конфликтов, нахождение выхода из этически сложной ситуации.

Развивающие.

Тренинговые игры на развитие памяти и запоминание информации По игровой среде.

Комнатные.

Проходят в помещении класса (большинство).

Рекреационные.

В игре «Выборы» имитация избирательного участка, которые обычно расположены в рекреационных зонах школ.

Уличные.

В игре «Политическое участие», где между участниками одиночного пикета должно быть нс менее 50 метров, а митинги, шествия и сходки можно проводить нс в любом месте.

На улице также можно провести социальный квест По характеру используемого материала.

Предметные.

В обществознании используются редко, поэтому остановимся на их возможностях подробнее. Это могут быть манипуляции с условными деньгами и ценными бумагами при изучении финансового рынка. Это может быть отбор документов при приеме на разные виды работы при изучении темы «Заключение трудового договора». Эго могут быть манипуляции с личными вещами при организации аукциона, при изучении гемы «Сирое и предложение». Это могут быть манипуляции с различными факторами производства (пшено, камень, древесина, молоток, диплом об образовании и т. д.) при изучении темы «Предпринимательская деятельность».

Настольные.

«Менеджер».

Компьютерные.

«Цивилизация».

Настенные.

«Своя игра».

Словесные.

«Принятие закона».

По степени эвристичности.

Репродуктивные.

«Своя игра» на тему «Рыночная экономика».

Продуктивные.

«Что? Где? Когда?» на тему «Рыночная экономика».

Творческие.

Урок-конкурс социального плаката По игровой методике.

Драматизации.

Постановка по определенному сценарию, где у каждого есть своя роль, которую он озвучивает. Например, игра «Гражданский процесс», где главное — не грамотная импровизация, а усвоение стадий и функций участников судебного процесса такого вида.

Соревнования.

Любая интеллектуальная игра, дебаты.

Вид

Пример

Деловые

Освоение определенной профессиональной или иной реальной деятельности от своего лица. Например, при изучении темы «Профессии в социально-гуманитарной сфере» в профильном классе

Ролевые

Наиболее распространенные. Ученики действуют в рамках определенно социальных ролей — министры на заседании правительства; социальные слои, составляющие наказы избирателей; носители определенной идеологии, составляющие программу политической партии; работники и работодатели на собеседовании, родители и дети в ситуации семейного конфликта и т. д.

Правила в игре могут устанавливаться очень жестко, могут быть рамочными, а могут быть свободными. В условиях урока, когда присутствует элемент соревнования и надо поставить оценку, надежнее выбирать игры с жесткими или хотя бы рамочными правилами. Оптимальный способ оценивания — накопительная распределительная система, когда каждый ученик получает число баллов, которые он сам может конвертировать в оценку сразу или накопив потом еще баллов; если общее число баллов получает вся команда, то она сама распределяет баллы между своими членами.

Игры служат повышению мотивации, формированию коммуникационных умений, интенсивному развитию способностей, создают возможности для самореализации учащихся.

  • [1] Перечень документов и заданий к ним для урока по теме «Новые религиозныедвижения». № 1. Историческая справка. № 2. Российская калька. № 3. Письмо матери, дочь которой в августе 2008 г. уехала в ашрам Шамбалы. № 4. Выдержки из рекламного буклета Международной академии «Путь к счастью». № 5. Ответ сектантов на уголовные преследования. № б. Фрагменты писем бывших членов секты. № 7. Психолого-психиатрическая экспертиза деятельности группы. № 8. Юридическая экспертиза деятельности группы. № 9. Религиоведческая экспертиза деятельности группы. № 10. Направления коммерческой деятельности группы Руднева. № 11. Сообщение в СМИ о задержании руководителя организации. № 12. Результаты социологического опроса, проведенного исследовательскойкомпанией «СОЦИС» среди жителей Ярославля на тему «религиозные секты». Вопросы к документам
  • [2] Какие основные философско-религиозные идеи проповедует данная организация? В чем состоит их привлекательность? Почему в реальности данное учениене является сочетанием всех религий, чем оно принципиально отличается от всехизвестных вам религий?
  • [3] Посчитайте количество источников доходов данной организации. Объяснитеслова Рона Хаббарда (основатель дианетики и саентологии): «Хочешь стать богатым — придумай свою религию». Можно ли считать деятельность данной организациипросто коммерческой деятельностью и почему?
  • [4] Какую позицию занимает данная организация в отношении социума? Почемуона проповедует именно такое отношение? Как вы думаете, может ли быть иначев организации такого типа? В чем состоят последствия для человека, принявшеготакое отношения к социуму?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой