Теория и методика математического развития младших школьников в учебной деятельности
Диссертация
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигнута логической структурой построения научно-исследовательской деятельности по построении концепции математического развития в учебной деятельности и диагностике процесса обучения математикеметодологической обоснованностью теоретических положений, опорой на комплексно-системный, личностно-деятельностный и дифференцированный подход… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Проблема формирования и развития мышления младших школьников в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Теоретические основы формирования и развития математического мышления младших школьников
- 1. 3. Критерии и уровни развития математического мышления младших школьников
- 1. 4. Математическое развитие как процесс развития основных компонентов и качеств математического мышления
- Глава 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 2. 1. Развитие ученика как приоритетная цель учебной деятельности
- 2. 2. Проблемы развивающего обучения младших школьников
- 2. 3. Дифференциация обучения как принцип математического развития учащихся
- 2. 4. Методика выявления педагогических умений учителя, влияющих на математическое развитие
- 2. 5. Роль игровой деятельности в математическом развитии младшего школьника
- 2. 6. Стратегия и технология обучения математике младших школьников
- Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Концепция математического развития ребенка младшего школьного возраста
- 3. 2. Модель управления учебной деятельностью младших школьников на уроке математики
- 3. 3. Модели динамических игр преследования (ДИП) в математическом развитии младших школьников
- 3. 4. Методическое обеспечение математического развития младших школьников в учебной деятельности
- 3. 5. Организация и результаты экспериментальной работы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Мысль в действии (Психология мышления). М.: Политиздат, 1968. -208 с.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. -М.: Советское радио, 1970.
- Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред М. И. Моро, А. М. Пышкало. М., 1977. — 247 с.
- Александров А.Д. О геометрии // Математика в школе. 1980. № 3.
- Аммосова Т.П. 05олорго аан маннайгы математическай эйдэбуллэри сайыннарыы. Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1979.
- Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. — Якутск: Кн. изд-во «Бичик», 1994. 54 с.
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. — М., 1986.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные пси-хол. труды: в 2-х томах / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т. 2.-С. 128−268.
- Ю.Анисимова О. М., Трусов В. П. Самооценка и активность личности // Социальные и психологические проблемы ЦИПС / Под ред. В. П. Трусова. -Л.: ЛГУ, 1989.-С. 65−74.
- П.Атаханов Р. Психология развития математического мышления у школьников: Дисс. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. Душанбе, 1994. -365 с.
- Атаханов Р. Уровни развития математического мышления / Под ред. В. В. Давыдова. Душанбе, 1993. — 174 с.
- Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1966. 344 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников): Дисс. докт. пед. наук. — М., 1973. — 517 с.
- Бабанский Ю.К., Харковская В. Ф. Проблема оптимизации процесса обучения математике // Изучение возможностей школьников в усвоении математике. М., 1977. — С.3−28.
- Барахсанова Е.А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4−11 лет: Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1995.
- Барцевич Е.И. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению младших школьников на уроках математики // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 9.
- Башмаков М.И. Уровень и профиль школьного математического образования // Математика в школе. 1993. № 2. — С. 8, 9.
- Безрукова B.C. Педагогика: Уч. пос. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
- Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального образования: Дисс. докт. пед.наук. — М.: 2003. — 393 с.
- Бекбоев И. Задачи с практическим содержанием как средство содержательно-практического значения математики в восмилетней школе: Ав-тореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1966. — 30 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-695 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964. 547 с.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. произв. -М., 1961.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Белинский В. Г. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1982.
- Богословский В.В. Мотивы и их место в развитии личности школьника // Психология воспитания школьника. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.-С. 33−50.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии. 1962. № 4. С. 74−82.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология учения // Психологическая наука в СССР. Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. — С. 286−336.31 .Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Богуславский М.В. Идеальная школа XX века. Почему не получилось? // Мир образования. 1996. № 1. С. 12−16
- Бодалев А.А., Ломов Б. Ф., Матюшкин A.M. Психологическая наука реформе школы. // Вопросы психологии. 1984. № 3. — С. 12−14
- Бойко Е.И. Постановка проблемы умений и навыков в современной психологии. Советская педагогика. 1955. № 1. // Избр. пед. произв. -М., 1961.
- Болтянский В.Г. Элементарная геометрия: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Болтянский В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе. 1988. № 2 -С. 9−13.
- Болтянский В.Г., Волович М. Б., Семушин А. Д. Геометрия, VIII класс. Пробный учебник. М.: Педагогика, 1977.
- ЗВ.Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1962.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. 232 с.
- Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. — М.: Наука, 1982.387 с.
- Брушлинский А.В. Исследование направленности мыслительного процесса: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1964. 16 с.
- Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. — 400 с.
- Веккер Н.Б. Усвоение детьми систематизации внешних свойств предметов. Вопросы психологии. 1970. № 4. — С. 77−86.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение. — М.: Просвещение, 1969. 365с.
- Венгер JI.A. Об умственном развитии детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 1972. № 1. — С. 30−35.
- Венгер Н.Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов // Вопр. психологии. 1970. № 4. С. 77−86.
- Венгер Л.А., Тарунтаева Т. В. О развитии элементарных представлений у детей дошкольного возраста // Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова. М.: Педагогика, 1972. — С. 252−259.
- Венгер Л. Мухина В. Основные закономерности психологического развитие ребенка. Дошкольное воспитание. 1973. № 6. С. 32−39.
- Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развития познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика. 1986. — С. 518.
- Венгер Л.А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии. 1958. № 2. — С. 57−99.51 .Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошк. воспитание. 1982. № 3. С. 46−52.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопр. психологии. 1981. № 3. -С. 123−127.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопр. психологии. 1987. № 4.
- Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей //Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. -М.: Педагогика, 1985. С. 50−84.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Вернер A.JI. Вводные лекции по математике. Л. Д975. — 35 с.
- Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7 -11.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966. — 442 с.
- Воронова В.Я. Роль творческой сюжетно-ролевой игры в умственном развитии ребенка //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. -М., 1980.-С. 41−57.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников // Пособии для воспитателя детского сада. -М: Просвещение, 1981. 80 с.
- Вузовская психодиагностика: Метод, указ. Л.: ЛГУ, 1990. — 69 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 63−76
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте: Собр. соч. М.: Просвещение, 1982. Т.2. — С. 395−415.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1967. — 450 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. -М.: Педагогика, 1984.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопр. психологии. 1969. № 1. С. 15−26.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопр. психологии. 1982. № 5. С. 80−84.
- Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.-С. 98−100.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 236−277.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985.
- Гальперин П.Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
- Гарнец О.Н. Развитие гибкости мыслительных действий у школьников: Автореф. дис.канд. психол. наук. — Киев, 1979. — 24 с.
- Гаспарова Е.Н. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошк. возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985. — 22 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1968. — С. 433−456.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб.: Изд-воСПГУ, 1992.-154 с.
- Глейзер Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. -М.: Педагогика, 1978. 104 с.
- Глейзер Г. Д. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. -М.: Просвещение, 1985. 143 с.
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. — М.: Просвещение, 1985. 191 с.
- Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
- Говорова Р.И. Развитие схематизированных пространственных представлений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1975.- 19 с.
- Голант Е.А. О развитии самостоятельной и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Уч. зап. Казанского пединститута. Т.67. Сб.1. Часть 1. 1969.- С.32−44.
- Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу. Свердловск, 1988. — 72 с.
- Гончаров Н.К. О введении фуркации в старших классах СШ // Советская педагогика. 1958. № 6. С. 12- 37.
- Городская Н.В. Структурные изменения мышления в процессе усвоения системы понятий: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.: Киев, 1971. -С. 20.
- Губенка Т.А. Творческие игры, как фактор умственного воспитание детей дошкольного возраста: Дис. канд.пед.наук. М., 1970. — 251 с.
- Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Автореф. докт. дисс. — М., 1999. — 38 с.
- Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе // Математика в школе. 1990. № 4. С. 27−31.
- Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику. 4.1. — М.: Авангард, 1994. 168 с.
- Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Диссертация д-ра. пед. наук. — М., 1990.
- Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. Вербум-М. М., 2003. — 430 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении // Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогика, 1972.-424 с.
- Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. 1976. №−4.-С. 3−15.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. №−4.-С. 50−52.
- Давыдов В.В., Пушкин В. Н., Пушкина А. Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1972. № 6. — С. 124−132.
- Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: Учебно-методич. пособие по спецкурсу. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991.-С. 16−34.
- Денищева Л.О. Методика формирования приемов учебной работы при обучении началам анализа: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1982. -14 с.
- Диагностика результатов деятельности сельской школы комплекса в условиях нового содержания образования с национально-региональнымкомпонентом: Сб. статей и докл. по материалам опытно-экспериментальных работ / Под ред. Н. Д. Неустроева. Якутск, 1995.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1986. — 188 с.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М.:Просвещение. 1985. — 144 с.
- Долженко О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Метод, пос. М.: Высшая школа, 1990. -191 с.
- Дорофеев Г. В. Гуманитарно-ориентированный курс — основа учебного предмета «математика» в общеобразовательной школе // Математика в школе. 1997. № 4. С. 59−66.
- Дорофеев Г. В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности // Математика в школе. 1998. № 5. С. 70 -77.
- Дорофеев Г. Д., Кузнецова Л. В., Суворова СБ., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. № 4. -С. 15−21.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Пер. с нем. и англ. Под ред. А. М. Матюшина. 1965. -С. 138−176.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Гос. изд. РСФСР, 1922.-196 с.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.96 с.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. -М.: Знание, 1982. 96 с. — (Новое в жизни, науке технике. Сер. «Педагогика и психология», 1982, № 1).
- Занков JI.B. Вопросы обучения и развития учащихся. М.: Советская педагогика. 1955. № 5. — С. 55 60.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды: Дидактика и жизнь. Обучение и развитие. — М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
- Занков JI.B. (ред.) Развитие учащихся в процессе обучения. М.: Изд во АПН РСФСР. 1963. — 440 с.
- Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы, методы) // Дошк. воспит. 1977. — С. 30−34.
- Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. С. 81−102.
- Запорожец А.В. Развития мышления и психологии детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1964. С. 183−243.
- Иванкова Р.А. Сюжетно-ролевая игра и нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979. — С. 73−78.
- Иванова А.В. Математическое образование в регионах севера. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1996. 279 с.
- Иванова В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
- Ильенков Э.В. Что такое личность. -М., 1979. С. 183−237.
- Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. — 1984. № 2. С. 52−60.
- Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения как системное явление // Системное исследование индивидуальности: Тезисы докл. научн. конф. Пермь: ПГПУ, 1991.-С. 102−103.
- Истомина Н.Б. Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе: Диссертация в виде научного доклада на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. — М., 1995. 42 с.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.-М., 2000.-288 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знания и навыков школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
- Кабанова-Меллер.Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Каллаур Н.А. Обучение старшеклассников алгебре и началам анализа через задачи: Автореф. канд. пед. наук. Минск, 1986. — 17 с.
- Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников. // Советская педагогика, 1968. № 6. — С. 105−117.
- Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучаемости. // Советская педагогика. 1959. № 7. — С. 115−125.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Калмыкова З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения // Обучение и развитие. — М., 1966.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Канеканян Аршариф. Г. Адам. Изучение практических задач и элементов прикладной математики средней школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Ереван, 1984. — 18 с.
- Каплунович И. Я Гуманизация обучения математике: некоторые подходы // Педагогика, 1999. № 1. С. 44−50.
- Каплунович И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития // Педагогика. 2002. № 10.
- Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 60−68.
- Каплунович И.Я. Психологические закономерности генезиса математического мышления // Математика в вузе и школе: обучение и развитие. Тезисы 16 Всероссийского семинара преподавателей математики и методики ее преподавания. Новгород, 1997. — С. 106−107.
- Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек // Педагогика. 2001. № 10. С. 30−35.
- Каплунович И.Я. Пять подструктур математического мышления: как их выявить и использовать в преподавании.// Математика в школе. 1998. № 5. С. 45−48.
- Каплунович И.Я. Проблемы развивающего обучения в начальной школе. Беларуская пачатковая школа: праблемы i перспектывы развщия. Ма-тэрыялы IV М1жнароднай навукова-практычной канферэнцьп (17−18 кастрычшка 2002 г.).-Мазыр: УА «МДПУ», 2003.-255 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань, 1982. 223 с.
- Колга В. Играющий ребенок вместо игры ребенка // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания: Тезисы научно-практической конференции. Таллин, 1984. — С.29−40.
- Колмогоров А.Н. О профессии математика. 3-е изд., допол. — М.: Изд-во МГУ, 1960. — 30 с.
- Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии / Под ред. В. А. Успенского. -М., 1991.-221 с.
- Колмогоров А.Н. К проблеме развития математических способностей. Ответы на вопросы анкеты В. А. Крутецкого и комментарий. Из научного архива // Вопросы психологии, 2001. № 3. — с. 101−116.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике 4.2. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. -М.: Просвещение, 1977, -144 с.
- Колягин Ю.М. Отечественное образование: наша гордость и наша боль // Математика в школе.
- Колягин Ю.М., Ивашкина Т. А. Постановка преподавания математики в начальной школе Франции, — В кн.: Начальное обучение математике в зарубежных странах / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1976. — С. 72−100.
- Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л., Федорова Н. Е. О создании курса математики для школ и классов экономического направления // Математика в школе. 1993. -№ 3. — С. 43, 44.
- Колягин Ю.М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. 1990. № 4. С. 2126.
- Комарова Е.С. Особенности перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению в дошкольном возрасте // Всесоюзная на-уч.конф.по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросы подготовки детей к школе. М.: 1970. — 99 с.
- Концепция математического образования (в 12-летней школе) // Математика в школе. 2000. № 2. С. 13−19.
- Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. 1990. № 11. С. 2−13.
- К концепции школьного математического образования // Математика в школе. 1989. — № 2. — С.20−30.
- Концепция начального образования. Пышкало A.M., Давыдов В. В., Журова Л. Е. // Начальная школа. 1992. № 7−8. С. 62 -67.
- Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Проект // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 10.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во полит.лит., 1985. — С. 190.
- Крогиус Н.В. Личность в конфликте. — М.: Физк. и спорт, 1976.
- Крогиус Н.В. Психологическая подготовка к шахматам. — М.: Физк. и спорт, 1975. С. 2−27.
- Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. М.: Физк. и спорт, 1981.- 183 с.
- Крупская Н.К. Роль игры в детском саду: Пед.соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1980. Т.6.-С. 163−166.
- Крутецкий В.А. О математических способностях у дошкольников // Вопросы психологии личности / Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Учпедгиз, 1960.-С. 181−196.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968. -431с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-241 с.
- Крылова Г. Ф. Применение метода корреляционных плеяд при исследовании групп меньше 30 человек // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.4 / Под ред. А. А. Бодалева и др. Л.:ЛГУ, 1978.- 129 с.
- Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. — М.: Наука, 1977.
- Кузьмина Т.И., Томский Г. В. Эккирэтии элементарнай математи-ческай теорията. Якутск, 1991. — 44 с.
- Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика?. М., 1967. — 559 с.
- Кушнир А. Новая Россия подрастает // Народное образование, 1998. № 6.
- Ле Тхи Кхань Кхо. Динамика умственного развития младших школьников в разных условиях обучения: Дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. М., 1985. — 123 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.-М.: Педагогика, 1983. Т.1.-392 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Московский университет, 1972. — 575 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1961. С. 481−508.
- Леушина A.M. Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе: Дисс. докт пед. наук. Л., 1955. — 498 с.
- Леушина A.M. Обучение счету в детском саду. М., 1961. — 150 с.
- Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. -336 с.
- Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте. М.: Медгиз, 1949. — 76 с.
- Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания в детском саду: Сб. науч.тр. СПб.: Образование, 1992. — 114 с.
- Локк Д. Опыт о человеческом разуме. -М., 1898. 739 с.
- Ломова Н.В., Куколевская Г. И. Математика. Система развивающих упражнений. М.: УЦ «Перспектива», 1996. — 88 с.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977.
- Люблинская А.А. О понятии «умственное развитие детей» // Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. — Л., 1974. — С. 4−23.
- Люблинская А.А. Еще раз о преемственности в работе детского сада и школы // Дошкольное воспитание. 1982. № 8. С. 32 -34.
- Ляпина Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата: Изд. «Мектеп», 1978. — 64 с.
- Магомедибирова З.А. Содержание и организация профориентаци-онной работы учителя математики сельской восьмилетней школы: (на материале сел. школ. Дагестана): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — 1985. — 16 с.
- Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — С. 121 130.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Избр. пед. соч.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1977. Т.2. — С. 33−42.
- Майер Н. Мышление человека. // Психология мышления: Сб. Переводов с нем. и англ. / Под ред. А. М. Матюшина. М., 1965. — С. 234−269.
- Майерз Роберт. К созданию равных возможностей развития детей. М.: Издат. «Логос», 1992. — С. 27−62.
- Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. — № 2 — С. 57−65.
- Максимов Л.К. Развитие математического мышления младших школьников в условиях учебной деятельности: Автореферат дисс. доктора психол. наук. М., 1993. — 65 с.
- Максимов Л.К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников: Автореф. канд. пед. наук. — М., 1979. 18 с.
- Максимов Л.К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на математическом материале): Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1979.
- Максимов JI.К. Формирование математического мышления у младших школьников. М.: Знание, 1987.
- Маркова Т.А. Актуальные проблемы педагогики игры // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. — С. 27−32.
- Маркушевич А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе: Доклад на совещании-семинаре учителей математики. // Математика в школе. 1962. № 2. — С. 3−14.
- Маслоу А. Мотивация и личность // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. -С. 422−449.
- Математика 1. Ахсаан 1. Иванова А. В. Якутск: Издат. «Бичик», 1995.- 101 с.
- Математика 1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. -Якутск: Издат. «Бичик», 1996. 175 с.
- Медведева О.С. Решение задач комбинаторного характера как средство развития мышления учащихся // Математика в школе. 1990. № 1. -С. 49−51.
- Менджерицкая Д.В. Игра и детское творчество // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. — С. 51−58.
- Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада // Воспитание детей в игре. М., 1973. — С. 5−19.
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения // Вопросы организации и методов исследований знаний, умений и навыков учащихся. Материалы науч. конф. -М., 1973.
- Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие // Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966. — 231 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М.: Педагогика, 1989. 218 с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы преодоления неуспеваемости // Советская педагогика, 1970. № 11. С. 70−82.
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программа // Советская педагогика, 1968.-№ 6.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учебн. пос. Пермь: ПГПИ, 1988. — 80 с.
- Метельский Н.В. Пути совершенствования обучения математике // Проблемы современной методики математики. — М.: Университетское, 1989. 160 с.
- Метельский Н.В. Реализм основа перестройки школьного математического образования // Математика в школе. — 1989. № 3. — С. 23−30.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., 1984. — 255 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Колягин Ю. М. и др. М.:Просвещение, 1980. — 368 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособ. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.:ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Монахов В.М. Обоснование методической системы // Советская педагогика. 1989. № 11. — С. 28−33.
- Монахов В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 26−31.
- Монахов В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. № 8. — С. 42−47.
- Мордкович А.Г. Новая концепция школьного курса алгебры // Математика в школе. 1996. № 6. С. 28−33.
- Мордухай-Болтовский Д. Д. Психология математического мышления // Вопросы философии и психологии. Кн. IV. — М., 1908. 94 с.
- Непомнящая Н.И. Исследование процесса замещения предметных действий у дошкольников // Опыт системного исследования психики ребенка.-М., 1975.-С. 150−165.
- Неустроев Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на крайнем севере. Якутск, 1990. — С. 33−108.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. — С. 30−42.
- Новоселова C.JI. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельность // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. — С. 41−46.
- Новоселова C. JL, Зворыгина Е. В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979. — С. 38−43.
- Носатов В.Т. Об особенностях анализа при теоретическом обобщении // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии: Сб. научных трудов. вВып. 2. М., 1976. — С. 149−158.
- Носатов В.Т. Психологические особенности анализа как основы теоретического обобщения (на материале умственной деятельности младших школьниов) // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1978. № 1 (18).-С. 57−61.
- Носатов В.Т. Психологическая характеристика анализа как основы теоретического обобщения // Вопросы психологии 1978. № 4. — С. 46−54.
- Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления // Формирование элементов научного мышления у ребенка М.: МГУ, 1972. — 151 с.
- Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дисс.док. психол. наук. Якутск, 1988. — 33 с.
- Осинская В.Н. Формирование у старшеклассников приемов умственной деятельности в процессе обучения математике: Автореф. дис. на со-иск. уч. степ. канд. пед. наук. Киев, 1978. — 24 с
- Основы математической статистики / Под ред. В. С. Иванова. — М.: Физ. культура и спорт, 1990. 176с.
- Педагогическая энциклопедия.— Т. 1.-М., 1964.- 831 с.
- Педагогическая энциклопедия. Т. 2. — М., 1965. — 911 с.
- Петерсон JI.Г. Теория и практика построения непрерывного общего образования (на примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов основной школы): Дисс. докт.пед. наук. — М., 2002.
- Петрова Т.И. Саха тэрут культурата. — Якутск: Нац. кн. изд-во, 1992.
- Петросян Л.А., Томский Г. В. Геометрия простого преследования. -Новосибирск: Наука, 1983. 142 с.
- Петросян Л.А., Томский Г. В. Элементарные задачи преследования и убегания. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1989. 80 с.
- Петросян Л.А., Томский Г. В. Через игры к творчеству. — Новосибирск: Наука, 1991. — С. 125.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии, 1966. № 4.- С. 121−127.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды / Пер. с франц. М., 1969. — С. 58−231.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. М.- Л.: Учпедгиз, 1932.-410 с.
- Пиаже Ж. Структуры математики и операторные структуры мышления // Препод, математики / Пер. с фр. М., 1960. — С. 7−31.
- Пиаже Ж., Инальдер Б. Генезис элементарных логических структур классификаций и операции. М.: Ин. Л., 1960. — С. 55−62.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Поддъяков Н.Н. К вопросу о формировании наглядно-образного мышления у дошкольников // Всесоюзная науч.конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. -М.:АПН СССР. Т. 2.-118 с.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 160 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.- 463 с.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие — М.: Просвещение, 1967. 264 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 352 с.
- Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: Традиции и инновации. — Новосибирск, 1993.
- Портнягин И.С. Кут-сюр как форма обучения и подготовки будущих учителей по национальной культуре. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. — С. 612
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.- 152с.
- Потоцкий М.В. О педагогических основах обучения математике: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 200 с.
- Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
- Психология и педагогика игры дошкольника // Материалы симпозиума / Под ред.А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. -250 с.
- Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей / Сост. А. М. Пышкало. М., 1976. — 192 с.
- Проблемы стандарта подготовки учителя математики в педагогических вузах // Тезисы докладов XIV Всероссийского семинара преподавателей математики пед-вузов. — Орск, 1995. 167 с.
- Пуанкаре А. Наука и метод. 1910. 381 с.
- Пухов И.В. Олонхо-древний эпос якутов // Ньургун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос. Якутск: Якутск, книжн. изд., 1975. — С. 412−422.
- Пышкало A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М., 1973. — 208 с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). — М.: Педагогика, 1975.- 182 с.
- Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Личиной. М.: Просвещение, 1966. — 302 с.
- Репкин В.В. О понятии учебной деятельности, строении учебной деятельности, формировании учебной деятельности у младших школьников // Вестник Харьковского ун-та. 1976. № 132. — 1978. — № 171.
- Рогановский Н.М. Каким быть дифференцированному учебнику // Математика в школе. 1990. — № 3 — С. 11−12.
- Розов Н.Х. Дифференцированное обучение и проблема формирования «базисов в пространстве задач» // Математическое образование: традиции и современность. Тезисы федеральной научно-практич. конф. -Н.Новгород, 1997. С. 36−38.
- Розов Н.Х. Педагогическая компонента классического университетского образования // Вестник МГУ: Серия 20, педагогическое образование. 2002. №−1.-С. 24.
- Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании. М.: МАКС Пресс, 2007. — 80 с.
- Рубенштейн С.Л. О мышлении и путях его развития. М.: АН СССР, 1958. — 142 с
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1948. — 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Наука, 1946.536 с.
- Рубенштейн С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-30 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957, -328 с.
- Рухадзе И.Ш. Управление развитием математического мышления в процессе формирования геометрических преобразований: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М.: 1984. — С. 17.
- Рыбников К.А. К вопросу о дифференциации обучения // Математика в школе. 1988. № 5. — С. 15−19.
- Рякина С.В. Психологические особенности действия анализа у детей (На материале решения задач школьниками 8−11 лет): Дисс. на соиск. учен. ст. канд. психол. наук. -М., 1987.
- Саар А.Д. Педагогические условия развития познавательной сферы дошкольников в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1986.-23 с.
- Савельев В.А. Анализ структурных ошибок при решении мыслительных задач: Автореф. канд. пед. наук. Л., 1974. — 23 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504 с.
- Саранцев Г. И. Общая методика преподавания математики. Саранск: Красный Октябрь, 1999. — 208 с.
- Саха былыргы сэЬэннэрэ уонна кэпсээннэрэ. Березкин И. С. хомуй-ан онордо. — Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1975.
- Семенов Е.Е., Малиновский А. В. Дифференцированное обучение математике с позиций гуманизма // Математика в школе. 1991. — № 6. — С. 3−6.
- Скаткин М.Н. Принципы обучения. // Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М. Просвещение, 1982. — С. 48 -89.
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Методическое пособие. Киев: Радьянска школа, 1983. — 192 с.
- Словарь иностранных слов, 18-е изд. М.: Русский язык, 1989.624 с.
- Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М.: Наука, 1964. — С. 23−52.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 303 с.
- Смирнова И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Автореф.дис. докт.пед.наук. М., 1995. — 38 с.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.:Просвещение, 1987. — 96 с.
- Сочивко Д.В., Якунин В. А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях. Д.: ЛГУ, 1988. — 69 с.
- Столяр А.А. Педагогика математики 3-е изд. — Минск: Вышэй-шая школа, 1986.
- Стюарт Ян. Концепции современной математики. Минск: Вы-шэйшая школа, 1980.
- Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. T.l. -М., 1979.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Народное образование. 1967. № 7. — С. 34−42.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Теплицкая И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. — С. 111−116.
- Теплов Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Отв. ред. Б. М. Теплов. Т.З. М., 1963. — С. 3−45.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. —536 с.
- Тестов В.А. «Социокультурные истоки» в контексте развития новой образовательной парадигмы. Истоковедение. Том 7. — М., 2005. 320 с.
- Тестов В.А. Стратегия обучения математике. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1999. 303 с.
- Торндайк Э. Процесс учения у ученика. М.: Учпедгиз, 1935.160 с.
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии, (пер. с англ.). М.: Работник просвещения, 1926. — 235 с.
- Трегуб JI.C. Элементы современного введения в матанализ. Ташкент, 1973.-355 с.
- Туркина В.М. Методическая система установления преемственных связей в развивающем обучении математике. СПб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2003.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. Изд. 2. — М.: Просвещение, 1970.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1972.
- Федоров А.С. Эбугэлэрбит оонньуулара. Якутск, 1991.
- Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н. Ф. Талызиной.-М., 1995.-230 с.
- Фрадкина Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего возраста // Психология и педогогика игры дошкольника. 1966. С. 44−56.
- Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры в раннем возрасте // Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. — М.: Медгиз, 1949.-С. 41−73.
- Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. — М.: Мир, 1977.
- Фридман JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Фридман JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., 1977. — 207 с.
- Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математики в школе: Пособие для учителей, методистов и пед. высших учебных заведений. М., МПСИ, 1988.
- Хинчин А .Я. Педагогические статьи. — М.: Изд-во АПН РСФСР.204 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во ТГУ. — М.: Барс, 1997.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности: К проблеме психодиагностики // Вопросы психологии. 1988. № 2. — С. 54−59.
- Хофман Ф. Мудрость воспитания / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1979.
- Чиряев К.С. Истоки народной педагогики и проблемы современной школы. — Мирный, 1993. С. 7−11.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.- Народное образование, 1996. — 160 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. -М.: Столетие, 1995.
- Чуракова Р.Г. Формирование приемов мышления учащихся средней школы: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1971. — 23 с.
- Шадрина А.А. Якутские народные игры. — Якутск: ЯЛГП, 1990. -С. 22−49.
- Шацкий С.Т. Из курса лекций по педагогике // Пед. соч. Т. 3.
- Шварцбурд С.И. О развитии интереса, склонностей и способностей учащихся математике // Математика в школе. 1964. № 6. С. 32−37.
- Шилова З.В. Развитие математического мышления учащихся как одна из целей математического образования // Мат. Вестник педвузов Волго-Вятского региона Киров, 2002. — Вып.4. — С. 232−242.
- Шишмаренков В.К. Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения. Дисс. доктора пед. наук. Челябинск, 1996. — 270 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.
- Циген Т. Физиологическая психология. М., 1909. — 246 с.
- Эльконин Д.Б. Игра и ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. 1976. — № 5. — С. 41−46.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Насущные вопросы игры в дошкольном возрасте. // Игра и ее роль в развитии дошкольного возраста. М., 1978. — С. 7−21.
- Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
- Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989. — С. 212−243.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. — М.: Знание, 1974.-64 с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц: Книга для учителя. М.: Столетие, 1996.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. М., 1996. — 136 с.
- Юрцева JI. Я Особенности умственной деятельности учащихся в процессе решения задач алгебраическим и арифметическим способом: Автореф. канд. пед. наук. М.: 1971. — 17 с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника М.: Знание, 1985.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 95 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980. — 240 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1980.
- Янушевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая шк., 1996. — 133 с.
- Tomski Т. Le Systeme ЛР. Paris: FIDHP, 1996.
- Tomski Grigori. JIPTO et Creativite. ЛРТО International, 2005.
- Tomski Grigori et Tatiana. ЛРТО. Jeu de reflexion poir tous. Paris: ACL Edition, 1996.-95 p.