Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Другие негосударственные учебные заведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, в конце XIX — начале XX в. российская «вольная» высшая школа постепенно превращалась в профессионально дифференцированную динамичную систему, по темпам развития обогнавшую государственную. Она усилила наиболее слабые профессиональные звенья последней (педагогические, медицинские, экономические, сельскохозяйственные), восполнила отсутствовавшие (музыка, искусство), была более восприимчивой… Читать ещё >

Другие негосударственные учебные заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Высшие учебные заведения для совместного обучения мужчин и женщин. Кроме сугубо женских, существовали учебные заведения, в которых допускалось (в отличие от государственных университетов) совместное обучение лиц обоих полов. Среди них одним из известнейших был Психоневрологический институт, основанный великим психиатром В. М. Бехтеревым в 1907 г., — неправительственное учебное заведение, действовавшее по университетской программе.
  • 2. Интересными по организационным формам высшими учебными заведениями университетского типа были однофакультетные частные университетские курсы естественных и медицинских наук в Юрьеве (1908), Новороссийский (в Одессе) высший международный институт (1914), Московский юридический институт (1915), Петроградские высшие географические курсы при Докучаевском почвенном комитете (1916).
  • 3. Новаторским типом учебных заведений, открывавшим путь к освоению университетской программы, явились народные университеты-, в Москве — А. Л. Шанявского (1908); в Томске — П. А. Макушина (1915); в Нижнем Новгороде (1916). Это были просветительские комплексы, объединявшие в цельную структуру высшую («академическое отделение») и многоотраслевую профессиональную (для усовершенствования и переподготовки «людей практики») школы. Среди студентов университета Шанявского был Сергей Есенин.

Народные университеты создавались на средства их основателей.

  • 4. Различные сектора в структуре негосударственной высшей школы. Специфическое положение в группе неправительственных высших учебных заведений университетского типа занимали археологические институты в Петербурге (1874) и Москве (1907), сочетавшие в себе качества высшей школы, научно-исследовательского института и научного общества. В институтах готовили «специалистов по русской старине» — архивистов, археографов, археологов для работы в архивах, музеях и библиотеках. В институты принимали мужчин и женщин, окончивших высшие учебные заведения. Не обладавшие таким цензом зачислялись вольнослушателями. По прохождении трехлетнего курса наук и после защиты диссертации слушатели получали звание «ученый-археограф», а в Московском институте еще и «ученый-архивист», и зачислялись в действительные члены институтов.
  • 5. Под эгидой общественных организаций находилось высшее музыкальное и театральное образование. В состав Русского музыкального общества входили и консерватории в Петербурге (1862), Москве (1866), Киеве (1912), Одессе (1913), Саратове (1912).

Готовил искусствоведов петроградский Институт истории искусств (1916) с трехлетним курсом обучения. Учившиеся в нем женщины и мужчины с высшим и средним образованием специализировались на отделениях русского и византийского искусства, древнего искусства, западноевропейского искусства, истории и теории музыки.

  • 6. Практическая Восточная академия Общества востоковедения (1910) предполагала трехлетний курс и выпускала специалистов с практическим знанием восточных языков и стран для административной, консульской и торгово-промышленной службы и деятельности.
  • 7. Российская «вольная» высшая школа имела народно-хозяйственный сектор, готовивший кадры для торговли, промышленности, сельского хозяйства. В начале XX в. в него входили 27 учебных заведений, 16 из них действовали до ноября 1917 г.

За исключением предназначенных для обучения мужчин и женщин Петербургских сельскохозяйственных курсов (1905) и Высших сельскохозяйственных курсов в Саратове (1913) сельскохозяйственные курсы были женскими. Среди них наиболее известны Стебутовские женские сельскохозяйственные курсы в Петербурге и Высшие женские сельскохозяйственные (Голицынские) курсы в Москве (1908).

К 1917 г. было пять инженерных учебных заведений (четыре женских и одно для совместного обучения мужчин и женщин).

В 1906 г. в Петербурге были открыты Высшие женские политехнические курсы.

Итак, в конце XIX — начале XX в. российская «вольная» высшая школа постепенно превращалась в профессионально дифференцированную динамичную систему, по темпам развития обогнавшую государственную. Она усилила наиболее слабые профессиональные звенья последней (педагогические, медицинские, экономические, сельскохозяйственные), восполнила отсутствовавшие (музыка, искусство), была более восприимчивой к организационным и методическим новациям, заполнила социальные пустоты в составе учащихся государственной высшей школы, искусственно создаваемые самодержавием. В этом ее главная заслуга.

Наличие 30 женских, 29 с «совместным» обучением высших учебных заведений было ответом на дискриминационный в отношении женщин курс официальной политики. Неправительственная высшая школа существовала в первую очередь во имя женского образования.

Позиции «вольной» высшей школы постоянно укреплялись под давлением объективных потребностей в кадрах. Женская высшая школа со временем обрела (по некоторым направлениям) ту же юридическую полноправность, что и государственные высшие учебные заведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой