Заключение.
Связная речь у дошкольников с общим недоразвитием речи
По завершению эксперимента нами была составлена коррекционная программа по трем направлениям: коммуникация, познание и чтение художественной литературы. Программа предусматривает применение следующих форм коррекционной деятельности: беседа, свободное общение, дидактические и пальчиковые игры, рассматривание изображений, рассказ воспитателя, чтение и обсуждение художественных произведений. На наш… Читать ещё >
Заключение. Связная речь у дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме формирования связной речи у детей с ОНР, показали, что в настоящее время проблема развития связной речи: ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей и т. д. привлекает внимание многих специалистов.
В данной исследовательской работе мы рассмотрели особенности методики В. П. Глухова по формированию связной речи у детей с ОНР.
Для детей дошкольного возраста с ОНР, связная речь сохраняет свое значимое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития. Однако недостатки развития связной речи порождает у них и особенности поведения в общении.
Проведенный констатирующий эксперимент в дошкольных группах ГУО «Ясли-сад № 401 г. Минска» позволяет сказать следующее:
- 1. В результате исследования связной речи детей дошкольного возраста с ОНР было выявлено, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 54% детей с ОНР находятся на низком уровне успешности, на недостаточном уровне — 33%, на удовлетворительном уровне — 13%. При пересказе текста 60% детей находятся на низком и недостаточном уровне успешности, на удовлетворительном уровне — 40%. С хорошим уровнем успешности детей обнаружено не было.
- 2. Анализ исследования связной речи детей с нормальным речевым развитием показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 20% детей находятся на удовлетворительном уровне успешности, 80% - на хорошем уровне. С низким и недостаточным уровнем успешности детей обнаружено не было. При пересказе текста 27% детей находятся на удовлетворительном уровне успешности, на хорошем уровне — 73%. С низким и недостаточным уровнем успешности детей обнаружено не было.
- 3. Во время исследования осуществлялось наблюдение за детьми. Дети с ОНР в большинстве были замкнуты, некоторые шли на контакт, однако большинство не проявляло интерес к заданиям, не многие были ориентированы на совместную деятельность и проявляли активность во время выполнений заданий. Дети с нормальным речевым развитием охотно шли на контакт, общительны, проявляли интерес к выполнению заданий, были ориентированы на самостоятельную деятельность и проявляли активность.
- 4. Сравнительные результаты исследования уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и детей с нормальным речевым развитием показывают, что по уровню развития связной речи дети старшего дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от детей с нормальным речевым развитием.
- 5. Для детей с ОНР характерен низкий и недостаточный уровни (60%) сформированности связной речи, а также присутствуют дети с удовлетворительным уровнем развития связной речи (40%). Детей с хорошим уровнем в данной группе не обнаружено. Для детей с нормальным речевым развитием характерен хороший уровень (67%) сформированности связной речи, а также удовлетворительный уровень (33%). Детей с низким и недостаточным уровнями развития связной речи не обнаружено.
- 6. Для детей с ОНР характерны такие трудности связной речи как нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; стереотипность лексико-грамматических средств языка; ошибки и пропуски смысловых цепочек, повторы слов, длительные паузы, незавершенность смыслового выражения мысли; трудности в языковом выражении замысла; бедный словарь, необходимость в стимулирующей помощи.
Так, гипотеза исследования подтвердилась: процесс развития связных высказываний у дошкольников с ОНР характеризуется общими и специфическими особенностями, как внутреннего программирования, так и внешнего оформления связных высказываний. В результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о поисках более новых актуальных методов коррекционной работы с детьми ОНР.
По завершению эксперимента нами была составлена коррекционная программа по трем направлениям: коммуникация, познание и чтение художественной литературы. Программа предусматривает применение следующих форм коррекционной деятельности: беседа, свободное общение, дидактические и пальчиковые игры, рассматривание изображений, рассказ воспитателя, чтение и обсуждение художественных произведений. На наш взгляд, работа в данных направлениях позволит добиться успешной коррекции монологической речи дошкольников с ОНР.