Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.
Цель исследования — определить роль использования нетрадиционных техник на занятиях рисованием в развитии творческого воображения.
Объект исследования — влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — процесс развития творческого воображения на занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник.
Задачи исследования:
- 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по выбранной теме;
- 2. Определить нетрадиционные техники рисования доступные для детей старшего дошкольного возраста;
- 3. Раскрыть особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, наблюдение, беседа); статистический метод обработки данных.
База исследования ГУО «Ясли-сад № 47 г. Минска».