Особенности использования метода моделирования в начальной школе
Особенность моделирования на уроках ознакомления с окружающим миром и природоведения состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность обучающихся. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы, чертят схемы… Читать ещё >
Особенности использования метода моделирования в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
Учителя начальных классов МАОУ СОШ № 11 г. Боровичи успешно применяют метод моделирования в своей педагогической деятельности.
Так, на уроках чтения для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения), мы применяем метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.
При составлении модели обложки, жанры обозначаются фигурами:
Сказка.
Стихотворение.
Рассказ Басня Темы чтения замещаются цветом:
о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.
Например, составим модель обложки к рассказу Е. Чарушина «Волчишко». Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок — синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим коричневым кругом. Готовая модель обложки будет выглядеть так:
Фамилия автора Тема и жанр (рассказ о животных) Заголовок Метод моделирования на уроках чтения мы используем при составлении схематического плана, в котором «заместителем» героев служит печатная буква, обведенная кружком. Например, заяц, медведь .
Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок» выглядит так:
По представленному плану легко понять, какие события происходили в сказке и в какой последовательности.
Моделирование на уроках математики используется на самых ранних этапах обучения детей. Так, обучающимся подготовительного класса мы предлагаем следующие задания:
Мы активно используем метод моделирования как основной прием анализа задачи, который помогает обучающимся увидеть задачу в целом и не только понять ее, но и самому найти правильное решение.
При решении текстовых задач действия должны пройти через 3 этапа:
- 1. Целенаправленно отрабатывается в операциях с объемным предметам или их заменителями;
- 2. Проговаривается, сначала громко, затем про себя;
- 3. Переход в умственные действия.
Используем следующие графические схемы.
Задача № 1.
Дети посадили у школы 6 лип и 4 березы. Сколько всего деревьев посадили дети у школы?
Задача№ 2.
В нашем доме 9 этажей, Это на 4 этажа больше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме?
Задания на выбор модели данной задаче (или наоборот) помогают ученику понять структуру задачи. Как правило, если обучающиеся справляются с данным заданием, то у них не возникает проблем в решении текстовых задач.
Например, мы предлагаем выбрать модель к задаче № 3 «На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке?».
Особенность моделирования на уроках ознакомления с окружающим миром и природоведения состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность обучающихся. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы, чертят схемы всевозможных связей. Основное назначение модели на уроке в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта. Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
В первом классе при изучении окружающего мира в работе с обучающимися мы используем модели светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус. На уроках обущающиеся изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие богатство и разнообразие природы нашей планеты (схемы). В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т. д.
В качестве примера предлагаем следующие задания:
Задание 1. Выбери и обозначь соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода — В (воздух — ВЗ, почва — П, свет — С): дождь, солнце, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.)
Задание 2.
Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.
На основе проделанной работы мы пришли к выводу, что использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний.