Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система демонстрационного физического эксперимента в учебном процессе подготовки студентов физических и радиофизических специальностей университетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История развития демонстрационного эксперимента уходит в далёкое прошлое — когда физические законы и открытия утверждались убедительностью демонстрации правильно проведённых опытов. Длительное 4 время физическое образование в России основополагалось на экспериментальном методе обучения, изучалась т. н. приборная физика. Практически любой из издававшихся учебников по физике содержал описание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Содержание и методика демонстрационного физического эксперимента университетского курса физических и радиофизических специальностей
    • 1. 1. Развитие демонстрационного эксперимента в методике преподавания физики
    • 1. 2. Анализ общей ситуации демонстрационного физического эксперимента, применительно к вузу
    • 1. 3. Система демонстрационного физического эксперимента
    • 1. 4. Обзор имеющихся демонстрационных опытов по разделам курса общей физики «Электромагнитные поля», «Колебания и волны», «Оптика»
  • Глава 2. Разработка и создание демонстрационных опытов и установок
    • 2. 1. Визуализация линий электромагнитного поля в средах с резкими границами
      • 2. 1. 1. Преломление силовых линий электрического поля на границе двух диэлектриков
      • 2. 1. 2. Визуализация линий магнитного поля на границе двух магнетиков
      • 2. 1. 3. Особенности структуры магнитного поля в нелинейном магнетике
    • 2. 2. Опыты по колебательным процессам
      • 2. 2. 1. Многоцелевая демонстрационная установка по колебательным процессам в линейных системах с одной и двумя степенями свободы.,
      • 2. 2. 2. Многофункциональная установка с применением компьютерных технологий для демонстрации вынужденных колебаний в нелинейном колебательном контуре
    • 2. 3. Опыты с поверхностными волнами
      • 2. 3. 1. Демонстрация эффекта Доплера на поверхностных волнах
      • 2. 3. 2. Интерференция вторичных волн на поверхности воды (прямая демонстрация принципа Гюйгенса-Френеля)
      • 2. 3. 3. Демонстрация нелинейных проявлений гравитационно-поверхностных волн
    • 2. 4. Моделирование интерференционных опытов с помощью муаровых структур
    • 2. 5. Поляризационные эффекты при отражении электромагнитных волн от диэлектрических и металлических поверхностей
      • 2. 5. 1. Отражение света от диэлектрических и металлических поверхностей
      • 2. 5. 2. Поляризационные эффекты в опыте с зеркалом Ллойда
  • Глава 3. Методика применения разработанных демонстрационных установок. Педагогический эксперимент по оценке эффективности применения лекционных демонстраций
    • 3. 1. Методика применения авторских установок в учебном процессе при обучении физике в высшей школе
    • 3. 2. Педагогический эксперимент по оценке эффективности использования системы физического эксперимента-в учебном процессе

Система демонстрационного физического эксперимента в учебном процессе подготовки студентов физических и радиофизических специальностей университетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебный предмет «Физика», представляющий собой педагогически адаптированную совокупность физических знаний и умений, выполняет важнейшие образовательные и воспитательные функции. Проблемой создания целостной системы физического образования подрастающего поколения, удовлетворяющей запросам научно-технического прогресса, интенсивно занимается большое количество преподавателей физики, учёных-педагогов, психологов, методистов как у нас в стране, так и за рубежом. Эта проблема затрагивает такие актуальные вопросы, как содержание школьного и вузовского физического образования, соотношение эксперимента и теории в обучении, воспитание творческого мышления, изучение основных физических понятий, использование истории и методологии физической науки в преподавании, создание учебников и учебных пособий и целый ряд других.

В преподавании физики, в формировании естественнонаучного мировоззрения студентов важную роль играет экспериментальная основа физической науки, в которой эксперимент служит источником познания материального мира и критерием истинности теоретических положений. Эксперимент, являясь одним из основных методов исследования в науке, при обучении физике выступает как объект изучения и одновременно и как метод обучения. Методически обоснованной постановкой эксперимента, раскрывающего научные основы изучаемых теорий и обеспечивающего результативную познавательную деятельность обучаемых, может быть достигнута надлежащая эффективность учебного процесса в подготовке современных специалистов. Весьма большую и очень важную часть учебного эксперимента составляют лекционные демонстрационные опыты, имеющие специфические дидактические задачи и методику проведения.

История развития демонстрационного эксперимента уходит в далёкое прошлое — когда физические законы и открытия утверждались убедительностью демонстрации правильно проведённых опытов. Длительное 4 время физическое образование в России основополагалось на экспериментальном методе обучения, изучалась т. н. приборная физика. Практически любой из издававшихся учебников по физике содержал описание опытов, наглядно подтверждающих явления природы, процессов, свойства физических объектов. Многочисленны и специальные публикации, посвященные физическим демонстрациям. Многие классические демонстрационные эксперименты стали своеобразной базой для становления современных организационных форм научного и учебного эксперимента в нашей стране. Отметим в то же время, что повышенный интерес к демонстрационным экспериментам для высшей школы со стороны педагогики наметился к 50 годам XX века. Систематическими исследованиями в этом направлении является труд под редакцией проф.

B.И. Ивероновой «Лекционные демонстрации по физике», большой вклад в это дело внесли А. Б. Млодзиевский, Б. Ш. Перкальскис, Н. М. Шахмаев, Н. Я. Молотков, Н. И. Калитиевский, Б. Б. Кудрявцев, В. В. Майер и многие другие. Значительное внимание лекционному эксперименту уделено в монографиях «Колебания и волны» Г. С. Горелика, «Физическая оптика» Р. Вуда, «Волновая оптика» Н. И. Калитиевского, учебниках «Электричество».

C.Г. Калашникова, «Курс общей физики» Д. И. Сивухина и т. д. Большое количество монографий, публикаций в журналах и научно-методической литературе по физическому эксперименту, несомненно, подтверждают его значимость в учебном процессе.

Следуя за развитием науки, преподавание непрерывно меняет сложившиеся формы и традиции, ведёт поиск новых методов обучения. Появление новых, более сложных разделов физики требует изучения ряда явлений, эффектов и в курсе общей физики, для чего необходимы демонстрационные эксперименты. Отсутствие соответствующих наглядных демонстраций приводит к математической формализации курса, «меловой» физике, снижая интерес к изучаемой дисциплине. Лекционный эксперимент, как неотъемлемая часть вузовского физического образования, на 5 современном этапе развития научно-технического прогресса требует как модернизации имеющихся установок, так и разработки новых на основе современных компьютерных технологий. Необходима соответственно и разработка новых методик использования демонстрационных экспериментов в учебном процессе. Немаловажное значение при этом имеют высказывания и мнения со стороны профессорско-преподавательского состава, читающих курс физики. Пожелания, сформулированные с их стороны относительно ряда физических явлений, процессов, для демонстрации которых целесообразно разработать новые лекционные опыты, должны приниматься во внимание в первую очередь.

На основе проведённого анализа современных учебников, диссертационных исследований (Перкальскис Б.Ш., Ларин B. JL, Сотириади Г. Н., Егоров Г. С., МайерВ.В., Селиверстов A.B., Якута A.A., Чирков А. Е. и др.) и научно-методической, технической литературы по демонстрационному эксперименту, требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебных программ по подготовке выпускника по специальности Радиофизика (01.38.00) и специальности Физика (01.04.00) на наш взгляд можно выделить следующие противоречия:

1. Между современными требованиями подготовки студентов физических и радиофизических специальностей, задачами изучения сложных вопросов современной физики (нелинейные колебания и волны, электромагнитные поля, оптика, оптика металлов, и т. д.), и существующим содержанием и методикой учебного демонстрационного эксперимента курса физики.

2. Между необходимостью формирования экспериментального базиса для наглядного представления важнейших понятий и законов университетского курса физики и отсутствием соответствующих демонстрационных установок и методики их использования в учебном процессе. Поэтому учебно-методический комплекс общей физики в классическом университете не является завершённым в ряде разделов курса, не охватывает содержание современной подготовки специалистов.

3. Между требованиями к современному учебному процессу в высшей школе (активность, творческое применение знаний, самостоятельное развитие и применение учебного материала лекций) и существующими стереотипами в постановке демонстрационных экспериментов и организации учебного процесса.

4. Между потребностью в новых приборах и отставанием разработчиков в их изготовлении — несвоевременным и неэффективным поступлением в учебный процесс новых образовательных технологий (в т.ч. и цифровых).

Поэтому актуальной является проблема разработки новой системы демонстрационного эксперимента для изучения ряда сложных современных вопросов университетского курса физики в подготовке студентов физических и радиофизических специальностей. Эта система должна включать в себя новые устройства, соответствующие способы, технику их применения в учебном процессе и методику изучения демонстрируемых физических процессов и явлений, методику применения физического содержания демонстрационных экспериментов в дальнейшем учебном процессе.

Объект исследования данной диссертационной работы — учебный процесс изучения физики в классическом университете (физические и радиофизические специальности).

Предмет исследования — система демонстрационного физического эксперимента в процессе изучения современных разделов курса общей физики — «Электромагнитные поля», «Линейные и нелинейные колебательные и волновые процессы», «Оптика».

Цель исследования — разработка системы демонстрационного физического эксперимента для физических и радиофизических специальностей классических университетов, для разделов и тем общего курса физики, не обеспеченных им в должной мере.

Гипотеза исследования: создание и использование системы демонстрационного эксперимента для изучения современных разделов курса общей физики классического университета позволит повысить качество усвоения сложного учебного материала студентами средствами учебно-методического комплекса подготовки физиков и радиофизиков в классическом университете.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ учебной, методической, технической литературы по демонстрационному эксперименту, современных учебников по физике и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и учебных программ по подготовке выпускника по специальностям «физика» и «радиофизика» выявить темы современной физики, не обеспеченные в полной мере соответствующим демонстрационным экспериментом.

2. Разработать установки для демонстрации важных и наиболее проблемных явлений и законов курса общей физики по выявленным современным темам и разделам: «Электромагнитные поля», «Линейные и нелинейные колебательные и волновые процессы», «Оптика».

3. Разработать методику применения созданных демонстрационных установок.

4. Определить методические условия эффективного использования созданных установок в учебном процессе при подготовке физиков и радиофизиков.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что учебно-методический комплекс современной подготовки физиков и радиофизиков в классическом университете дополнен разработанной системой физического демонстрационного эксперимента по новым и сложным разделам курса общей физики, включающей новые демонстрационные опыты, установки и методику их применения в учебном процессе. ч.

Теоретическая значимость:

1. Показана необходимость и возможность расширения экспериментальной базы в ряде разделов и тем университетского курса физики для создания полноценного учебно-методического комплекса в подготовке физиков и радиофизиков. Определены профессионально-направленные темы и разделы курса физики классического университета, требующие разработки нового демонстрационного эксперимента.

2. Разработана система демонстрационного физического эксперимента для эффективной подготовки современных специалистовфизиков на основе дидактических и методических принципов, применяемых в высшей школе.

3. Описаны методические условия эффективного использования разработанных демонстрационных установок в учебном процессе.

Практическая значимость:

Разработано 10 оригинальных демонстрационных установок, с помощью которых возможно показать более 40 демонстрационных опытов, внедрённых в учебный процесс ННГУ. Описаны методические рекомендации по использованию разработанных установок и устройств в учебном процессе.

Достоверность и обоснованность:

Целесообразность применения разработанной системы демонстрационного эксперимента и достоверность результатов исследования подтверждается экспертными оценками и результатами педагогического эксперимента. Необходимость использования предлагаемых установок и устройств обосновывается созданием полноценного учебно-методического комплекса курса общей физики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение чтения лекций по физике на физическом, радиофизическом и др. факультетах ННГУ, имеющих естественнонаучные дисциплины, на базовом факультете ИПФ РАН — высшей школы общей и прикладной физики. Основные результаты диссертации докладывались на научно-методических 9 семинарах кафедры общей физики радиофизического факультета ННГУ, семинаре «Современные методы активизации творческой способности в процессе подготовки инженеров» (Севастополь, 1991), на 5 научных конференциях по радиофизике (Н.Новгород, ННГУ — 1998, 2002, 2003, 2004, 2006 г. г.), научнометодических конференциях «Курсу физики — технические средства поддержки» (Екатеринбург, У ПИ, 1992) и IX региональной «Оптимизация учебного процесса» (ННГУ, 1994), III Всероссийской конференции «Управление и информатизация» (Н.Новгород. 1994), VI Всероссийской научнотехнической конференции «Методы и средства измерений физических величин» (Н.Новгород, НГТУ, 2002), Международной научно-практической конференции «Образовательные, научные и инженерные приложения в среде ЬаЬУ1Е? и технологии N1» (Москва, 2005), Международной научно-практической конференции Герценовские чтения «Актуальные проблемы обучения физике в средней и высшей школе» (С.П-б, РГПУ 2009).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Внедрение разработанной системы позволило существенно дополнить учебно-методический комплекс подготовки физиков и радиофизиков в классическом университете. Разработанная в ходе исследования система демонстрационного эксперимента содержит новые устройства, модернизированные и усовершенствованные установки, технику и методику их применения в учебном процессе, что позволяет полноценно представить содержание проблемных разделов и тем курса общей физики.

2. Разработанная система демонстрационного физического эксперимента успешно реализует общедидактические принципы научности и наглядности обучения, принцип необходимости внутрипредметных связей и генерализации обучения, обеспечивает методическую вариативность учебного процесса.

3. Разработанная система демонстрационного эксперимента поддерживает полноценный учебный процесс по профессинально-направленным разделам.

10 университетского курса физики: «Электромагнитные поля», «Колебания и волны», «Оптика», обеспечивая мотивацию учебной деятельности, активизацию познавательной деятельности обучаемых в ходе демонстрации, предполагает активное использование результатов эксперимента в ходе семинарских, практических, лабораторных занятий.

Диссертационная работа общим объёмом 199 стр, включающая введение, три главы, заключение, библиографию и приложение, содержит основного текста 186 стр., библиографии 167 наименований, таблиц 6, рисунков 82, приложение 13 стр.

Основные выводы, результаты исследования.

1. В ходе исследования выявлены разделы и темы курса общей физики, в которых отсутствие полноценного демонстрационного эксперимента не позволяет иметь завершённый учебно-методический комплекс, что существенно снижает эффективность учебного процесса подготовки современных физиков и радиофизиков.

2. Разработана система демонстрационного эксперимента по следующим разделам и темам курса общей физики: «Электромагнитные поля», «Линейные и нелинейные колебательные и волновые процессы», «Оптика».

3. Элементами данной системы являются разработанные и внедренные в практику преподавания курса общей физики в классическом университете устройства, методика и техника эксперимента, методические указания по эффективному применению созданных установок и устройств в учебном процессе. В диссертации описано 10 оригинальных демонстрационных установок, с помощью которых можно показать более 40 серий демонстрационных опытов.

4. Определены методические условия эффективного применения лекционных демонстраций для организации результативной познавательной деятельности обучаемых.

5. В ходе проведённого педагогического эксперимента показана необходимость включения разработанной системы в учебный процесс подготовки физиков и радиофизиков, а также её методическая эффективность и возможность организации на основе разработанной системы результативной познавательной деятельности студентов.

Благодарности.

Выражаю свою глубокую признательность моему научному руководителю, профессору кафедры общей физики радиофизического факультета ННГУ Николаю Сергеевичу Степанову — за руководство работой, за инициирование деятельности по созданию многих демонстраций, многочисленные плодотворные обсуждения, советы, критические замечания и помощь, оказанную мне на всех этапах выполнения исследования.

Также выражаю большую благодарность профессору кафедры экспериментальной физики физического факультета ННГУ Игорю Васильевичу Гребеневу — за научные консультации по вопросам дидактики физики, теории и практики создания учебно-методического комплекса, оказание всесторонней помощи при оформлении работы, любезное предоставление авторских методических разработок в целях интенсификации диссертационных исследований. Я также благодарен: заведующему кафедрой общей физики радиофизического факультета ННГУ, профессору М. И. Бакунову — за поддержку, создание условий для завершения диссертационного исследования, за идею одного из экспериментов и помощь в его реализациидоценту кафедры общей физики С. Н. Менсову — за помощь в разработке и постановке нескольких демонстрацийруководителю Центра физических демонстраций доценту кафедры общей физики Н. Ф. Услугину — за внимание, всестороннюю помощь и поддержку в постановке демонстрационных экспериментоввыпускнику радиофизического факультета ННГУ В. Н. Илютину — за помощь в реализации компьютерных программ и некоторых экспериментальных установоквсем сотрудникам демонстрационного кабинета ЦФД ННГУ, из доброжелательного общения с которыми я почерпнул много полезных предложений и советов по методике проведения опытов.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , M. Теория электричества / М. Абрахам, Р. Беккер. — J1. — М.: ОНТИ, 1936.-282 с.
  2. , В.А. Лазеры в лекционном эксперименте / В. А. Алешкевич, Д. Ф. Киселев, В. В. Корчажкин. М.: МГУ, 1985.
  3. , Л.И. Практикум по методике и технике физического эксперимента / Л. И. Анциферов, И. М. Пищиков. М.: Просвещение, 1984.-255 с.
  4. , М.И. Поляризационные эффекты в опыте с зеркалом Ллойда / М. И. Бакунов, С. Б. Бирагов, П. В. Казарин //Труды шестой научной конференции по радиофизике, 7 мая 2002 г./ Ред. A.B. Якимов. -Н. Новгород: ТАЛАМ. С. 191−192. ISBN 5−93 496−021−0.
  5. , М.И. Математическое моделирование в образовании. Программные средства 2 / М. И. Бакунов, С. Н. Жуков // Межвузовский тематический сборник научных трудов. Под ред. Р. Г. Стронгина. Н. Новгород: ННГУ, 1994. — С. 88−94.
  6. , В. Волны и пляжи. Динамика морской поверхности / В. Баском. Л.: Гидрометиздат, 1966. — 372 с.
  7. , М.В. Техника и методика лекционного эксперимента по курсу физики / М. В. Беженцев. Л.-М.: ОНТИ НКТП СССР, 1938.-282 с.
  8. , В.И. Практикум по методике преподавания физики / В. И. Богдан, В. М. Ворочаев, Д. И. Кульбицкий. -Мн.: Высш. школа, 1979. -160 с.
  9. , Б. М. Свечение Вавилова Черенкова / Б. M Болотовский. -М.: Наука, 1964. -95 с.
  10. Большой энциклопедический словарь. Физика. М.: -Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. — С. 184. ISBN 5−85 270−306−0 (БРЭ).
  11. , М. Основы оптики / М. Борн, Э. Вольф.- М.: Наука, 1973 855 с.
  12. , В. История электромагнетизма / В. Брэгг. М.: — Огиз, 1947.- 36 с.
  13. , А.И. Методика преподавания физики в средней школе /А.И. Бугаев. -М.: Просвещение, 1981. —288 с.
  14. Ванина, ЕЛО. Технологии мультимедиа в учебном процессе / Е. Ю. Ванина, H.A. Леонтьев // Высшее образование сегодня, 2008. № 2.
  15. , М.Б. Теория волн / М. Б. Виноградова, О. В. Руденко, Ф. П. Сухоруков М.: Наука, 1979. — 184 с.
  16. Вуд, Р. Физическая оптика / Р. Вуд. М.: ОНТИ, 1936. — 859 с.
  17. , В. Л. Оптические свойства металлов / В. Л. Гинзбург, Г. П. Мотулевич // УФН, 1955. Т. 55, вып. 4. С. 469−535.
  18. , В.Л. Излучение равномерно движущихся источников / В.Л. Гинзбург// УФН, 1996. № 10. — С. 1033.
  19. , Г. С. Колебания и волны /Г.С. Горелик. М.: ГИФМЛ, 1959, -572 с.
  20. , E.H. Методика и техника школьного физического эксперимента / E.H. Горячкин, С. И. Иванов, A.A. Покровский. М.: -Учпедгиз, 1940. 260 с.
  21. , E.H. Методика и техника школьного физического эксперимента / E.H. Горячкин, В. П. Орехов. М.: Просвещение, 1964. -482 с.
  22. Государственный образовательный стандарт высшего проф. образования. Специальность 13 800 Радиофизика и электроника, утвержден прик. № 686 Мин. образов. РФ от 02.03.2000. М.: 2000.-21 с.
  23. Государственный образовательный стандарт высшего проф. образования. Специальность 10 400 Физика, утвержден прик. № 686 Мин. образов. РФ от 02.03.2000. М.: 2000. 18 с.
  24. , М.А. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 2. Механика жидкостей и газов / Под ред. А.Б., Млодзеевского- М. -Л.: ОГИЗ, «Гостехиздат», 1948. 160 с.
  25. , М.А. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 3. Магнетизм / Под ред. А.Б., Млодзеевского- М. -Л.: ОГИЗ, «Гостехиздат», 1949. 268 с.
  26. М.А. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 7. Колебания и волны / Под ред. А.Б., Млодзеевского- М. -Л.: ОГИЗ, «Гостехиздат», 1952. 232 с.
  27. , М.А. Каталог лекционных демонстраций по общему курсу физики, практикуемых в МГУ/ М. А. Грабовский, А.Б., Млодзеевский, С. И. Усагин. М.: МГУ, 1959. — 144 с.
  28. , И.В. Дидактика физики как основа подготовки преподавателя в университете / И.В. Гребенев// ФССО: Труды VII Международной конференции. СП б: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — Т2. — С. 147−150. ISBN 978−5-8064−0713−6.
  29. , Г. Г. Демонстрационные опыты по физике / Г. Г. Громыко. -Н.Новгород: ВГИПА, 2002. 98 с. ISBN — 5−88 820−110−3.
  30. , Г. Г. Демонстрационные опыты по физике / Г. Г. Громыко, A.A. Червова. Н. Новгород: ВГИПА, 2004, — 205 с. ISBN-5−88 820−194−4.
  31. , Р.В. Разработка методики оценки эффективности демонстрационного эксперимента: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Даминов Рустем Валеевич. Москва, 1991 г. — 18 с.
  32. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе / Под ред. A.A. Покровского. Т.2. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  33. Ден-Гартог, Дж. П. Механические колебания: Перевод с четвертого американского издания А. Н. Обморшега / Дж. П. Ден-Гартог. — М.: Наука, 1960. 674 с.
  34. .С., Левин Ю. И., Трубецков Д. И., Шараевский Ю. П. Физическое образование в современном университете // ФССО: Материалы IX Международной конференции — Т1. — СП б: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. С.63−65. ISBN 978−5-8064−1223−3.
  35. , Г. С. Демонстрация резонансной кривой нелинейного колебательного контура / Г. С. Егоров, Н. С. Степанов // Сборник научно-методических статей по физике. М.: Высшая школа. 1983. — Вып. 10. -С. 61−63.
  36. , Г. С. Компьютерный эксперимент в качестве лекционных демонстраций / Г. С. Егоров, П. В. Казарин, A.A. Семериков, Н. С. Степанов // 3-я Всероссийская конференция: «Управление и информатизация». Н. Новгород, 1994. — С. 199−201.
  37. , Г. С. Электричество. Магнетизм. Методические указания к лекционным демонстрациям по физике / Г. С. Егоров, П. В. Казарин, Н. С. Степанов. Н. Новгород: ННГУ, 1990. — 48 с.
  38. , Г. С. Несколько лекционных демонстраций по нелинейным и параметрическим явлениям в колебательном контуре / Г. С. Егоров, А. Н. Сатинов, Н. С. Степанов // Сборник научно-методических статей по физике. М.: Высшая школа. 1984. — Вып. 11. — С. 50−54.
  39. , Г. С. Обсуждение особенностей нелинейных осцилляторов в курсе общей физики / Г. С. Егоров, П. В. Казарин, В. В. Лебедев, Н. С. Степанов // Вестник РУДН. Серия: Фундаментальное естсствонаучное образование. 1996, — № 2 (1- 2). С. 82- 90.
  40. , Г. С. Цикл лекционных опытов по колебательным и волновым процессам: автореф. дис. канд. ф.-м. наук: 01.04.03 / Егоров Геннадий Степанович. Горький, 1985. — 15 с.
  41. , A.B. Интегративный подход как теоретическая основа осуществления школьного физического эксперимента: дис. док. пед. наук: 13.00.02: защищена 26.06.07/ Ельцов Анатолий Викторович. — Рязань, 2007. 342 с.
  42. , A.B. Основные направления использования средств информационных технологий в школьном эксперименте по физике/ A.B. Ельцов // Информатика и образование. 2007.- № 3. — С. 110−113.
  43. , Ф.П. Использование виртуальных инструментов Lab VIEW / Ф. П. Жарков, В. В Каратаев, В. Ф. Никифоров, B.C. Панов. М.: Радио и Связь, 1999.- 268 с. ISBN — 5−93 455−023−3.
  44. , В.А. Радиооптика / В. А. Зверев М.: Сов. радио, 1975.- 304 с.
  45. , П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе. Монография / П. В. Зуев. Екатеринбург: Уральский ГПУ, 2000.- 153 с.
  46. , Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  47. , Б. Б. Волны вокруг нас / Б. Б. Кадомцев, В. И. Рыдник. — М.: Знание, 1981.- 152 с.
  48. , П.В. Демонстрация принципа Гюйгенса-Френеля в лекционных опытах / П. В. Казарин, С. Н. Менсов, Н. С. Степанов // Физическое образование в вузах. МФО, 1999. Т. 5, № 3. — С. 161−165.
  49. , П.В. Лекционные опыты по демонстрации нелинейных эффектов с волнами на воде / П. В. Казарин, Н. С. Степанов, Н. Ф. Услугин // Физическое образование в вузах. МФО, 2005. Т. 11, № 1. — С. 59−67.
  50. , П.В. Лекционные опыты по колебательным процессам в линейных системах с одной и двумя степенями свободы / Г. С. Егоров, П. В. Казарин, Н. С. Степанов // Вестник Верхне Волжского отд. АТН РФ. — 1997. Вып. 1, № 1. С. 205−211.
  51. , П.В. Многоцелевая демонстрационная установка по колебательным процессам в линейных системах с одной и двумя степенями свободы / Г. С. Егоров, П. В. Казарин, Н.С. Степанов- ННГУ. -Н. Новгород, 1990. 7 с. — Деп. в ВИНИТИ 21.01.90, № 5975-В90.
  52. , П.В. Об одном опыте по демонстрации структуры магнитного поля в нелинейных магнетиках / П. В. Казарин, Н. С. Степанов //Изв вузов. Физика. 1994. — Т. 37, № 10. — С. 122−123.
  53. , П.В. Опыты по демонстрации структуры магнитного поля в средах с резкими границами / П. В. Казарин, Н. С. Степанов // Физическое образование в вузах. МФО, 1997. Т. 3, № 3.- С. 82−89.
  54. , П.В. Установка для демонстрации структуры магнитного поля в средах с резкими границами / П. В. Казарин, Н. С. Степанов // Вестник Верхне-Волжского отделения АТН РФ, 1998. Вып. 1. Ч 2. — С. 137−141.
  55. , С.Е. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. — М.: Академия, 2000. — 368 с.
  56. , С.Г. Электричество. Учебное пособие / С. Г. Калашников. -М.: Наука, 1985.- 576 с.
  57. , Н.И. Волновая оптика. Учеб. Пособие для университетов / Н. И. Калитеевский. М.: Высш. школа, 1978. — 384 с.
  58. , А.Ю. Учебный физический эксперимент как средство организации учебного и научного познания при изучении основ физической оптики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Канаева Анна Юрьевна. Киров, 2004 г. — 18 с.
  59. , Н.М. Методическая разработка учебного физического эксперимента / Н. М. Каринкин.-Горький: ГГПИ им. М. Горького, 198 643 с.
  60. , А.Н. Лекционные демонстрации по физике и их роль в подготовке учителей физики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Козлова А. Н. Москва, 1971 г. — 15 с.
  61. Колебания. Методические указания к лекционным демонстрациям по физике / Под ред. Н. С. Степанова / Г. С. Егоров, П. В. Казарин.
  62. Н. Новгород: ННГУ, 1992. 46 с.
  63. , Ф. Волны. Берклеевский курс физики. Т. З/ Ф. Крауфорд. М.: Наука, 1976.- 528 с.
  64. , A.A. Методы экспериментального исследования в содержании лекций по курсу общей физики/ A.A. Лагутина// ФССО: Труды VII Международной конференции. СП б: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -Т2. — С. 228−331. ISBN 978−5-8064−0713−6.
  65. , В.Л. Развитие экспериментальной основы курса физической оптики (разработка приборов и опытов): автореф. дис. канд. ф.-м. наук: 01.04.05 / Ларин Виталий Лаврентьевич. Томск, 1983 г.- 20 с.
  66. , А.Н. Структура и содержание гос. стандарта профессионального образования / А. Н. Лейбович. М.: Просвещение, 1994.
  67. Лекционные демонстрации по физике / Под ред. В. И. Ивероновой. М.: Наука, 1972. — 640 с.
  68. Лекционные эксперименты по оптике / Под ред. Н. И. Калитеевского — Л.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 1981. 160 с.
  69. , А.П. Физический эксперимент в обучении физики / А. П. Лешуков. Вологда: — ВГПИ, 1992. — 86 с.
  70. , М.В. Полное собрание сочинений. Т1. Труды по физике и химии. 1738−1746 г./М.В. Ломоносов-М.-Л.:. АН СССР, 1950.-620 с.
  71. , H.H. Разработка перечня технических средств и методического обеспечения демонстрационного эксперимента по курсу «Физика» / H.H. Лукьянова, Ф. А. Николаев, В.В. Светозаров// Сборник научно-методических статей. 1988.- Вып. 14 — С. 91−102.
  72. , В.В. Демонстрация акустического эффекта Доплера / В. В. Майер //УФН.- 1991.-№ 3.-С. 149−153.
  73. , В.В. Приборы для демонстрации эффекта Доплера / В. В. Майер, Р. В. Майер // Радио. 1994.- № 3. — С.26−28.
  74. , В.В. Элементы учебной физики как основа организации процесса научного познания в современной системе физического образования: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.02 /Майер Валерий Вильгельмович. Москва, 2000 г. — 44 с.
  75. , H.H., Козлова, А.Н. Лекционные демонстрации по курсу общей физики / М.: МГПИ им. Ленина, 1973−1984 г. г. Под ред. H.H. Малова, в четырёх выпусках: 1 вып. 1973. — 75 е.- 2 вып. — 1978. — 83 е.- 3 вып. -1978. — 80 е.- 4 вып. — 1984. — 70 с.
  76. , A.A. Практикум по школьному физическому эксперименту. Для студентов физ.-мат. факультетов педагогических институтов / A.A. Марголис, Н. Е. Парфентьева, Л.А. Иванова/ М.: Просвещение, 1977. -304 с.
  77. , А.Н. Электричество и магнетизм / А. Н. Матвеев. М.: Высш. школа, 1983.-464 с. 87. «Минимальный перечень демонстраций, необходимый для оснащения физических кабинетов университетов». Минвуз СССР, 1974.
  78. , Ю.П. Демонстрация тонких физических эффектов и их роль в методике преподавания волновой теории: автореф. дис.к. п. н: 13.00.02 / Михайличенко Юрий Павлович. Москва, 1980 г.— 16 с.
  79. , А.Б. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 1. Молекулярная физика и термодинамика / А. Б. Млодзеевский М. -Л.: ОГИЗ. «Гостехиздат», 1948. — 172 с.
  80. , А.Б. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 4. Оптика/ А. Б. Млодзеевский — М. -Л.: ОГИЗ, «Гостехиздат», 1 949 100 с.
  81. , А.Б. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 5. Оптика / А. Б. Млодзеевский, М. П. Шастокольская — М.-Л.: ОГИЗ, «Гостехиздат», 1950. — 88 с.
  82. , А.Б. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 8. Строение атома и ядерные процессы / А. Б. Млодзеевский, Р. В. Телеснин.— М.-Л.: ОГИЗ, «Гостехиздат», 1959. 264 с.
  83. Молотков, Н. Я Использование сантиметровых электромагнитных волн в демонстрационном эксперименте по оптике: автореф. дис. канд. ф.-м. наук: 13.00.02 / Молотков Николай Яковлевич. Москва, 1971 г. — 15 с.
  84. Н.Я. Радиоволны в демонстрационном эксперименте по оптике. Учебное пособие. Киев: Вища школа, 1981. — 104 с.
  85. , Дж. Б. Общая физика с биологическими примерами: Пер. с англ. / Под ред. А. Д. Суханова / Дж. Б. Мэрион.- М.: Высш. шк., 1 986 623 с.
  86. , JI. А. Нерезонансные параметрические явления в распределённых системах (обзор) / Л. А. Островский, Н. С. Степанов // Изв. вузов. Радиофизика. 1971. — Т. 14, № 4. — С. 489.
  87. , Н.В. Фоточувствительные приборы и их применение / Н. В. Пароль, С. А. Кайдалов. М.: Радио и связь, 1991. — 112 с.
  88. , Э. Электричество и магнетизм. Берклеевский курс физики. Т.2 / Э. Парселл. М.: Наука, 1975. — 440 с.
  89. , Г. Физика колебаний и волн/ Г. Пейн. М.: Мир, 1979. -389 с. 102. «Перечень лекционных демонстраций по курсу „Физика“ втузов». Минвуз СССР, 1978.
  90. , Б.Ш. Волновые явления и демонстрации по курсу физики/ Б. Ш. Перкальскис. Томск: ТГУ, 1984. — 28 с.
  91. , Б.Ш. Демонстрации с электронным осциллографом в курсе физики / Б. Ш. Перкальскис. М: — Высшая школа, 1960. — 48 с.
  92. , Б.Ш. Зонная пластина с обращением фазы для физических демонстраций / Б. Ш. Перкальскис, В. В. Ларин // Изв. вузов. Физика. -1963. № 3. — С.188−191.
  93. , Б.Ш. Использование некоторых современных научных и технических средств в физических демонстрациях: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Перкальскис Вениамин Шепшелевич. Москва, 1969 г. — 13 с.
  94. , Б.Ш. Методика демонстраций по общей теории колебаний и волн и их роль в курсе физики: автореф. дис.,. докт. ф.-м. наук: 01.04.05 / Перкальскис Вениамин Шепшелевич. Томск, 1974 г. — 27 с.
  95. , Б.Ш. Использование современных научных средств в физических демонстрациях / Б. Ш. Перкальскис.- М.: Наука, 1971.- 208 с.
  96. , Б.М. Электродинамика и распространение радиоволн / Б. М. Петров М.: Горячая линия — Телеком, 2003.- 558 с. ISBN 5−93 517−073−6.
  97. , В.В. Динамика поверхностных гравитационных волн. Лабораторная работа/В.В. Петров. Н. Новгород: ННГУ, 1995. — 22 с.
  98. , A.A. Оборудование физического кабинета / A.A. Покровский. М.: — Учпедгиз, 1958. — 424 с.
  99. , P.B. Механика, акустика, и учение о теплоте / Р. В. Поль. — М.: ГИТТЛ, 1957.-484 с.
  100. Проспект учебно-наглядных пособий для технических кабинетов учебных заведений и предприятий. Л.: — Техучпособие, 1938. — 144 с.
  101. И.Рабинович, М. И. Введение в теорию колебаний и волн: Учебное пособие/М.И. Рабинович, Д. И. Трубецков М.: Наука, 1984.-432 с.
  102. , В.Г. Проблемы общего образования школьников и качество обучения физике/ В. Г. Разумовский // Педагогика. 2000. — № 8.
  103. , Л.И. Методика преподавания физики в средней школе / Л. И Резников, Э. Е. Эвенчик и др. М.: изд. АПН РСФСР, т. 1−4, 1958−1962.
  104. , Л.И. Физическая оптика в средней школе / Л. И Резников. М.: Просвещение, 1971. — 263 с.
  105. Руководство к лабораторным занятиям по физике / Под ред. Л. Л. Гольдина. М.: Наука, 1964/ - 580 с.
  106. , Г. А. Лекционные опыты по теории электромагнитного поля / Г. А. Рязанов. М.-Л.: ГТИ, 1952, — 216 с.
  107. , Г. А. Опыты и моделирование при изучении электромагнитного поля / Г. А. Рязанов. М.: Наука, 1966, — 191 с.
  108. , И.В. Курс общей физики. Т. 2 / И. В. Савельев. М.: Наука, 1982.-496 с.
  109. , В.Д. Роль учебного эксперимента в профессиональной методической подготовке студентов/ В. Д. Самарская, Т.В. Нилова// (ФССО-07): Материалы девятой международной конференции. Т.1. СП б.: РГПУ им А. И. Герцена, 2007. — С. 462−463.
  110. , Н.М. О некоторых недостатках экспериментальной подготовки будущих учителей физики / Н. М. Саяпина // Физика в системе современного образования: Труды VII Международной конференции.
  111. СП б.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. Т2. — С.200−202. ISBN 978−5-80 640 713−6.
  112. , A.B. Использование устройств видеозахвата в лекционном эксперименте/ A.B. Селиверстов, М. С. Дунин // Физическое образование в вузах. Серия «Б». МФО, 2002. — Т.8, № 3. — С. 97−102.
  113. , A.B. Современные лекционные демонстрации по разделу «Волновая оптика» курса общей физики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Селиверстов Алексей Валентинович. Москва, 2005 г. — 24 с.
  114. Н.Г. Мультимедийные курсы лекций в инженерно-технич. образовании // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 115−117.
  115. , Д.В. Электричество. Общий курс физики. Т. З / Д. В. Сивухин. -М.: Наука, 2002. 656 с. ISBN 5−9221−0223−3.
  116. , Д.В. Оптика. Общий курс физики. Т.4 / Д. В. Сивухин. М.: Физматлит: МФТИ, 2002. — 792 с. ISBN 5−9221−0228−1.
  117. , А. В. Оптические свойства металлов / A.B. Соколов. М.: Фмгиз, 1961.-464 с.
  118. , Г. Н. Развитие основ физического эксперимента по общей теории колебаний и волн: автореф. дис. канд. ф.-м. наук: 01.04.03- 13.00.02 / Сотириади Георгий Николаевич. Томск, 1989 г. — 18 с.
  119. , Н. С. Волны в нестационарных и неоднородных средах / Н. С. Степанов. Горький: ГГУ им. Н. И. Лобачевского, 1986. — 88 с.
  120. , Н. С. Демонстрационные эксперименты на лекциях как способ повышения эффективности учебного процесса (на примере курса общей физики) / Н. С. Степанов, П. В. Казарин, Н. Ф. Услугин // Высшее образование сегодня. 2008. — № 9. — С. 36−39.
  121. , Н. С. Демонстрация эффекта Доплера на поверхностных волнах / Степанов Н. С., Казарин П. В., Д. Ю. Чернышенко. // Труды (десятой) научной конференции по радиофизике. 7 мая 2006 г. / Ред. A.B. Якимов. Н. Новгород: ТАЛАМ, 2006. — С. 194−195.
  122. , Н.С. Лекционный эксперимент в университетском курсе общей физики состояние, тенденции, проблемы / Н. С. Степанов, Г. С. Егоров, В. В. Лебедев // Физическое образование в вузах. Серия «Б». МФО, 1996. — Т.2, № 3. — С. 30−40.
  123. , Н.С. Некоторые результаты исследования отражения света от проводящих сред / Н. С. Степанов, П. В. Казарин, К. Г. Кислякова // Труды (восьмой) научной конференции по радиофизике, 2004 г. / Ред. A.B. Якимов. -Н. Новгород: ТАЛАМ, 2004. С. 136−137.
  124. , Н. С. Об использовании компьютерных технологий в демонстрационном физическом эксперименте. / Н. С. Степанов, П. В. Казарин, Н. Ф. Услугин // Вестник ННГУ им. Н. И Лобачевского. Сер. Радиофизика, 2004.- Вып. 1(2). С. 154−160.
  125. , Н.С. Опыты по демонстрации структуры магнитного поля в нелинейных магнетиках / Н. С. Степанов, П. В. Казарин // Оптимизация учебного процесса. Тезисы докладов IX региональной научно-методической конференции. Н. Новгород: ННГУ, 1994. С. 6.
  126. , Дж.Дж. Волны на воде. Математическая теория и приложения / Дж.Дж. Стокер. М.: ИЛ, 1959. — 617 с.
  127. , Р.В. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 6. Электричество / Под ред. Млодзеевского А. Б. — М.-Л.: ОГИЗ, «Гостехиздат», 1952. 248 с.
  128. , В.А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. — Ижевск: Удмуртия, 1981.- 296 с. 145. «Физико-Механикъ и Оптикъ». Каталог «Физика». Ф. Швабе. Москва, Кузнецкш мостъ, 1900.- 368 с.
  129. Физический практикум: Учебное пособие/ Под ред. К. А. Горониной, А.Г., Любиной. Горький: ГГУ, 1974. — 168 с.
  130. Физический эксперимент в школе. 6-ти томное изд./ Под ред. Д. Д. Галанина, С. Н. Жаркова / E.H. Горячкин, С. Н. Жарков и др. М.: Учпедгиз, 1934−1941.
  131. , С.А. Техника и технология демонстрационного эксперимента / С. А. Хорошавин. М.: Просвещение, 1978. — 183 с.
  132. , А.Е. Современные элементы учебной физики для формирования фундаментального понятия относительности механического движения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13,00.02 / Чирков Андрей Евгеньевич. — Киров, 2006 г. 19 с.
  133. , А.Е. Система учебного физического эксперимента как средство формирования фундаментального понятия электромагнитной волны, автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Чирков Алексей Евгеньевич. -Глазов, 2006 г. -23 с.
  134. , H. М. Демонстрационные опыты по разделу «Колебания и волны» / H. М. Шахмаев. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
  135. , H. М. Демонстрационные опыты по электродинамике / H. М. Шахмаев, С. Е. Каменский. — М.: Просвещение, 1978 352 с.
  136. , М.П. Акустические кристаллы / М. П. Шастокольская. -М.: Наука, 1982.-632 с.
  137. В. Ф. О первоочередных мерах по материально—техническому обновлению кабинета физики // Учебная физика. 2000.-№ 4. — С. 39−54.
  138. , А.Ф. Возможности ПЭВМ для совершенствования натурного эксперимента/ А. Ф. Шиян, A.A. Шиян, Д. А. Саватеев // Физика в школе и в вузе. Межвузовский сборник научных статей. — СП б.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004 С. 287−289.
  139. , A.A. Электричество / A.A. Эйхенвальд. Л.-М.: ГТТИ, 1933. — 784 с.
  140. Экспериментальная радиооптика / Под ред. В. А. Зверева, Н. С. Степанова. М.: Наука, 1979. — 256 с.
  141. , К.П. Лекционные демонстрации по физике. Вып. 9. Колебания и волны / Под ред. А.Б., Млодзеевского- М.-Л.: ОГИЗ, «Гостехиздат», 1952.-142 с.
  142. Drynski, Т. Doswiadczenie Pokosowe z Fizyki/ Т. Drynski- Warszawa: P.W. N., 1964.-642 s.
  143. General Catalogue Pysics. Каталог демонстрационного оборудования компании Leybold Didactic GmbH. FRG, 1992.- 504 p.
  144. Franson, M. Experiments in Physics Optics/ M. Franson, N. Krausman. I.P. Vathien, N. May/N-Y, London, Paris: Gordon Breach Copyright, 1970/-271 p.
  145. LabVIEW DAQ VI Reference for Windows / National Instruments Corp., 1994,-546 p.
  146. Mainers, H. F/Physics Demonstration Experiments: V. l-2/d/ by N.F. Mainers. -New York: Ronald Press Company, 1970, V. 1. 654 p., V. 2. — 652 pi
  147. Palmer, C. Optics experiments and demonstrations/C. Palmer. -Baltimore, John Hopkins Press, 1962.-312 p.
  148. PIRA 200. http://www. wfu.edu/physics/pira200/ pira200. htm
  149. Physics und E-Measure Catalog. Каталог демонстрационного оборудования компании Pasco Scientific. Roseville, California, USA, 2000. — 252 p.
Заполнить форму текущей работой