Средства и методы подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности
Диссертация
Развитие коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России является одной из важнейших задач, т.к. это способствует более эффективной профессиональнокоммуникативной деятельности. С помощью профессиональнокоммуникативной деятельности ими решаются профессиональные задачи по управлению подчиненными при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей, проведении противопожарных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПС МЧС РОССИИ
- 1. 1. Сущность и характеристика коммуникативных способностей
- 1. 2. Анализ содержания и структуры коммуникативных способностей, необходимых руководителю ГПС МЧС России для эффективной профессиональной деятельности.'
- 1. 3. Анализ основных подходов к развитию коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПС МЧС РОССИИ
- 3. 1. Факторы, определяющие эффективность профессиональной деятельности руководителей ГПС МЧС России
- 3. 2. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС россии
- 3. 3. психолого-педагогические условия, необходимые для. практической реализации модели профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России
- ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПС МЧС РОССИИ
- 4. 1. Организация педагогического эксперимента
- 4. 2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
Список литературы
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд/ Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 111−131.
- Алексюк, А.Н. Об экспериментальном внедрении модульной организации обучения в вузе/ А. Н. Алексюк. Киев: Высшая школа, 1993. — С. 242 -246.
- Ананьев, Б.Г. О системе возрастной психологии/ Б.Г. Ананьев// Вопросы психологии.- 1957. -№ 5. -С. 12−21.
- Анастази, А. Психологическое тестирование: учебник/ А. Анастази, С.Урбина. СПб., 2001. — 688 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник/ Г. М. Андреева. — М., 1996.-376 с.
- Анисимов, О.С. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие/ О. С. Анисимов, A.A. Деркач. М. — Новгород, 1995. — 272 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/П.К. Анохин. М., 1971.
- Анурин, В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологии интеллекта: Монография/ В. Ф. Анурин. Н. Новгород: изд-во Нижегородского университета, 1997. -436 с.
- Анцупов, А .Я. Конфликтология: учеб. пособ./ А. Я. Анцупов, А.И. Ши-пилов.-М., 1996 156с.
- Архангельский, С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований/ С. И. Архангельский. -М.: Знание, 1975.-43 с.
- Асмолов, А.Г. Психология формирования и развития личности/ А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1984.-360 с.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследова-ния/А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 100−104.
- Баскин, Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России/ Ю. Г. Баскин, Е.П. Соловьева// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. 2006. -№ 4 (15). — С.35−38.
- Батаршев, А. В< Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности: учеб. по-соб./ A.B. Батаршев.- М.: Владос, 2001.- 174с.
- Батаршев, A.B. Организаторские и коммуникативные качества личности/ A.B. Батаршев. —Талинн, 1998. 189 с.
- Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение: Учебное пособие/ С .Я. Ба-тушев. -М., 1997.-255 с.
- Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика/ С. Я. Батышев. -М.: Педагогика, 1999. 504 с.
- Белякова, Н.В. Формирование невербально-коммуникативных способностей будущего специалиста (На материале среднего и высшего профессионального образования): Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Н. В. Белякова.- Владимир, 2005.- 23 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М: Педагогика, 1995. 294 с.
- Беспалько, В.П. О критериях качества подготовки специалиста / В. П. Беспалько //Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 6−14.
- Бодалев, A.A. Личность и общение/ A.A. Бодал ев — М.: Международная пед. Академия, 1995.-324с.
- Бодалев, A.A. О коммуникативном ядре личности/ A.A. Бода-лев//Советская педагогика.-1990.- № 5.-С.77−81.
- Бодалев, A.A. О предмете акмеологии/ А.А.Бодалев// Психологический журнал. -Т. 14, № 5. -1993.-С. 73−79.
- Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения/ A.A. Бодалев. -М.: Флинта Наука, 1998. — 168 с.
- Борисова, Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук/Л.Н. Борисова- Ленинградский педагогический институт.- Л., 1990.- 25 с.
- Бородина, Н.В. Основы разработки модульной технологии обучения: Учебное пособие/ Н. В. Бородина, Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 87 с.
- Брушлинский, A.B. Психологический анализ мышления как прогнозирования: Автореф. дисс.. докт. психолл. Наук/ А. В. Брушлинский. М, 1977. — 58 с.
- Бубнова, С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств/ С. С. Бубнова // Проблемы системогене-за деятельности. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1990. — С.67−83.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение/ Л. П. Буева. — М., 1988 .278 с.
- Василик, М.А. Основы теории коммуникации: учебник/ М.А.Василик-М.: Гардарика, 2003. -615с.
- Васильев, Г. С. Методика изучения коммуникативных свойств личности: монограия/ Г. С. Васильев.- Свердловск, 1983. 125с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология: Психология развития творческой личности взрослого человека/ Н. Ф. Вишнякова. В 2-х томах. — Минск, 1998. -Т1.-239с.-Т2.-251с
- Воробьев, A.M. Интеллектуальные качества и их развитие/ A.M. Воробьев. М.: ВПА, 1996. — 40 с.
- Воронин, А.Н. Влияние экстраверсии-интроверсиина взаимосвязь интеллекта и креативности/ А. Н. Воронин, C.B. Сафонцева // Психологический журнал. 2000. — Т. 21, № 5. — С. 56 — 64.
- Гаджикурбанов, Д.М. Коммуникативные способности личности: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук/ Д. М. Гаджикурбанов.- Уфа, 2001. 23 с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/П.Я. Гальперин// Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1985.-С. 236 — 277.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта/ Дж. Гилфорд// Психология мышления/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433 — 456.
- Гильманов, Ф.Ф. Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ Ф. Ф. Гильманов.- СПб., 2008, — 23с.
- Гогохия, Б.Ю. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у сотрудников МЧС России: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ Б. Ю. Гогохия, — СПб., 2008.- 22 с.
- Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность/ Э. А. Голубева. — М., 1993.-205 с.
- Горбатов, Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход/ Д.С. Горбатов//Педагогика. 1995. -№ 4.-С. 38−42.
- Горчакова, В.Г. Формула профессионализма/ В. Г. Горчакова.- Челябинск, 1997−157с.
- Гребенюк, О.С. Введение в деятельность педагога-исследователя: Научно-методическое пособие/ О.С.' Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград, 1998.-55 с.
- Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие/ М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
- Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов/ Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А.П. Садохин- под ред. А. П. Садохина. -М.: ЮНИТИ, 2003. 352 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В. В Давыдов.— М.: Педагогика, 1986. 239 с
- Деркач, A.A. Акмеология: пути достижения-вершин профессионализма/A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М: РАУ, 1993. — 237 с.
- Деркач, A.A. Психология развития профессионала: учеб. пособие/ A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. -М.: Изд-во РАГС, 2000. -124 с.
- Деркач, A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека/т.2.: Акмеологические основы управленческой деятельности/ A.A.Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 536 с.
- Дружинин, В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы/ В. Н. Дружинин — Саратов, 1990. 201 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/ В. Н. Дружинин. -СПб., 1999.-368 с.
- Ерастов, Н.П. Психология общения: учеб. пособие/ Н. П. Ерастов.— Ярославль, 1989. 145с.
- Жамбеева, 3.3. Коммуникативные способности как фактор личностного и профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. психол. наук/ 3.3. Жамбеева. М., 2007, — 23с.
- Железовская, Г. И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов: Автореф. дисс.. докт. пед. наук/ Г. И. Железовская. -Саратов, 1994.-368с.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении/ Ю. М. Жуков. -Киров, 1991.-267 с.
- Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: метод. пособие/ Ю. М. Жуков, JI.A. Петровская, П. В. Растянников — Киров.: Энном, 1991.-95с.
- Завалишина, Д.Н. Психологическая структура способностей/ Д.Н. За-валишина. -М., 1991. 165 с.
- Зазыкин, В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма/ В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: НИИВО, 1993. — 47 с.
- Зиновкина, М.М. Инженерное мышление (теория и инновационные педагогические технологии): Монография/ М. М. Зиновкина, — М.: МГИУ, 1996. -283 с.
- Иванова, E.H. Эффективное общение и конфликты/ Е. Н. Иванова. -СПб-Рига, 1997.-78 с.
- Иванова, М.В. Коммуникативные способности сотрудников правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. .канд. психол. наук/М.В. Иванова.- Иркутск, 2007.- 23с.
- Иванова, H.JI. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: Монография/ H.JI. Иванова, Е. В. Конева.- Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, Междунар. акад. психол. наук. Ярославль, 2003. — 131 с.
- Кан-Калик, В. А. Грамматика общения/ В.А. Кан-Калик. М., 1995. -211 с.
- Карандышев, В.Н. Основы психологии общения/ В. Н. Карандышев. -Челябинск, 1990. 92 с.
- Келих, В.Р. Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации: Ав-тореф. дисс. .канд. пед. наук/В.Р. Келих.—СПб., 1998.—24с.
- Кидрон, A.A. Коммуникативные способности и ее совершенствование/ A.A. Кидрон,-Л., 1991.- 85с.
- Киткин, К.Н. Формирование коммуникативной культуры сотрудников МЧС России/ К.Н. Киткин// III Межвед. науч.-практ. конф.: Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. -4.1'.- С. 177−179.
- Кпарин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта/ М. В. Кларин. -Рига, 1995. 176 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала/ Е. А. Климов. М.: ИЛИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
- Кочубей, В.И. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ В. И. Кочубей. — М., 1988. — 254 с.
- Кукуев, Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук/ Е. А. Кукуев.- Новосибирск, 2002.- 25с.
- Кулюткин, Ю.Н. Развитие мышления/ Ю. Н. Кулюткин, Л.Н. Сухоб-ская. -М., 1994. -258с.
- Курносов, Г. В. Психолого-педагогические особенности подготовки сотрудников МЧС России к профессиональной деятельности/ Г. В. Курносов// Антитеррор. Проблемы глобальной безопасности.- 2008.- № 1.- С. 67−82.
- Лаухина, И.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в период профессионального становления: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ И.В.Лаухина- СПб ИГПС МЧС.- СПб., 2009.- 22с.
- Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия/ Н. С. Лейтес. -М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.
- Леонтьев, A.A. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп.—М.: Нальчик, 1996.— 185с.
- Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение/ А.Н. Леонтьев// Педагогика и психология, — 1979.- № 1. С. 45−48.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А. Н. Леонтьев. М.: Изд-воМГУ, 1981. — 584 с.
- Максимова, P.A. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук/ P.A. Максимова-М., 1991.-21с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова. -М., 1996. 308 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: Автореф. дисс.. докт. психол. наук/ A.M. Матюшкин. з-М., 1974.-56 с.
- Махмутов, М.И. Педагогические технологии развития мышления обучаемых: Учебное пособие/ М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. И. Чошанов. -Казань, 1993. 88 с.
- Мрякина, Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ю. В. Мрякина.- Самара, 1997.- 24с.
- Мудрик, A.B. Общение как педагогическая категория/ В кн.: Психолого-педагогические проблемы общения/ A.B. Мудрик — М., 1989 — С. 54−65.
- Мясищев, В.Н. О связи склонностей и потребностей/ Мясищев В.Н./ В кн.:Психология отношений- Под ред. Бодалева A.A. — М., 1995. — С.313−325.
- Назаретова, A.B. Учебный материал предметов естественно-математического цикла как средство развития креативности мышления у студентов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ A.B. Назаретова. Калининград, 1999. — 22 с.
- Панасюк, А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера/ А. Ю. Панасюк. -М., 1983, — 145с.
- Панферов, В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис. .докт. психол. наук/ В. Н. Панферов. —Л., 1983.— 54с.
- Петрайтите, A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией/ A.M. Петрайтите//Вопросы психологии. — 1989. — № 6. С.12−18.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении/ Л. А. Петровская. — М., 1989.-216 с.
- Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив/ A.B. Петровский. -М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Пичугин, А.Н. Применение модульного обучения/ А. Н. Пичугин // Специалист. -1997. -№ 6.-С. 28−29.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-286 с.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. — М.: Изд-во УРАО, 2002. -160 с.
- Полу эктова, Н. М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности/ Н. М. Полуэктова, Н. В. Яковлева. — Л., 1989. — 97 с.
- Пономарев, А.Я. Знания, мышление и умственное развитие/ А. Я. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 262 с.
- Ш. Пономарев, А. Я. Психология творчества/ А. Я. Пономарев. М.: Наука, 1976.-303 с.
- Пономарев, Я.А. Этапы развития интеллекта как структурные уровни его организации и функциональные ступени решения творческих задач/ Я.А. Пономарев// Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. Алма-Ата, 1995. — С. 14−23.
- Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации/ Г. Г. Почепцов- М., 2001. — 135с.
- Проходимова, Е.М. Особенности формирования личности специалиста в системе инженерно-технического образования/ Е.М. Проходимова// «Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, 2006, № 4.- С. 67−69.
- Прутченков, A.C. Тренинг коммуникативных умений: метод, разработка/ A.C. Прутченков —М.: Новая школа, 1993 .-46с.
- Психологическая диагностика коммуникативных способностей /Под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996. — 149 с.
- Психологические тесты: учеб. пособие/ Под ред. A.A. Карелина Т.2.-М., 2002.-106 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование, проблемы, заблуждения, перспективы/ Дж. Равен/ Пер. с анг. Москва: «Когито Центр», 2001. — 142 с.
- Развитие и диагностика способностей/Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991.-349 с.
- Реан, А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие/ A.A. Реан. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
- Романов, В.В. Актуальность проблемы совершенствования компетентности курсантов вузов ГПС МЧС России на современном этапе / В.В. Романов// Вестник государственного университета управления. -№ 5(31). -Москва, 2007. С. 161−162.
- Рубинштейн, C.JI. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии/ Рубинштейн С.Л.—М., 1997.- 463 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: учебник/ С. Л. Рубинштейн. СПб., 1999. — 720 с.• 126. Рубинштейн, C.JI. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза, и обобщения/ С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.-153 с.
- Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности/ С.Л. Рубинштейн// Вопросы философии. 1989. — № 4. — С. 94.
- Саймон, Г. Распознавание, мышление и обучение как информационные процессы/ Г. Саймон, Ц. Чинг// Психологический журнал. 1988. — Т. 9.- № 2.-С. 33−46.
- Северин, H.H. Управление профессиональной подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности: монография/Н.Н. Се-верин.-Белгород, 2005, — 128с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сивков, О.Я. Мышление: современное представление/ О. Я. Сивков.-М.: Б.И., 1997.-30 с.
- Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии/ А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. -428 с.
- Скрыпко, М.И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ М. И. Скрыпко.- Челябинск, 2002, — 19 с.
- Соловьева, Е.П. Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов в вузах ГПС МЧС России/ Е.П. Соловьева// Подготовка кадров в системе предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций: Мат.-лы VI
- Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербургский ГПС МЧС России, 2007.- С. 85−87.
- Солянкина, JI.E. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента/ JI.E. Солянкина // Специалист. 1999. -№ 2. — С. 12- 15.
- Стригельская, И.Ю. Учет психофизиологических особенностей деятельности сотрудников ГПС МЧС России в процессе подготовки в вузе/ И.Ю. Стригельская// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.-СПб., 2003.-С. 45−47.
- Тарасов, С.Г. Основы применения математических методов в психологии: учебное пособие/ С. Г. Тарасов. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. — 116с.
- Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий: учебное пособие/ Б. М. Теплов. -М., 1961. 189 с.
- Тутушкин, Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью: Учебное пособие/ Н. К. Тутушкин. Казаны Изд-во КГУ, 1984. — 120 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе: монография/Д.И. Фельдштейн- М., 1989- 234с.
- Фримен, Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей// В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности/ Дж. Фримен- Под ред. О. Б. Богоявленской. —М., 1997. — С.371−406.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: монография/ М. А. Холодная. —Томск, 1996. — 378 с.
- Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие/ Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
- Шадриков, В. Д. Формирование подсистемы профессионально важных, качеств в процессе профессионализации/ В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин// В сб.: Проблемы психологии. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1989. — С. 125−129.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека/ В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 264 с.
- Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации/ Ф. И. Шарков.-М., Социальные отношения, 2002.-246с.1. На иностранном языке
- Gardner H. Creativity lives and creative work: a synthetic scintific approach // H. Gardner, R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1998. P. 29 — 40.
- Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education/ M. Goldschmidt // Higher Education. 1992. -M 2. — P. 15 — 32.
- Guilford J.P. Intellectual factors in Productive Thinkink/ J.P. Guilford// In: Explorations in Creativity. -N.- Y., 1997. 107 p.
- Knowles M.S. The modern Practice of Adult Education/ M.S. Knowles// From Pedagoot to Andragogy. Chicago, 1990. P. 7 — 19.
- Sternberg T. The nature of creativity/ T. Sternberg. Cambridge: Cambr. Press, 1998.-126 p.
- Taylor C.W. Various approaches to and definitions of creativity/ C.W. Taylor// The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1998.-P. 27−49.
- Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing/ E.P. Torrance // The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1998.-P. 43−75.
- Watkins P. Modular approaches to the secondary curriculum/ P. Watkins// SCDC. -London, 1996.-P. 12−18.