Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства и методы подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России является одной из важнейших задач, т.к. это способствует более эффективной профессиональнокоммуникативной деятельности. С помощью профессиональнокоммуникативной деятельности ими решаются профессиональные задачи по управлению подчиненными при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей, проведении противопожарных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПС МЧС РОССИИ
    • 1. 1. Сущность и характеристика коммуникативных способностей
    • 1. 2. Анализ содержания и структуры коммуникативных способностей, необходимых руководителю ГПС МЧС России для эффективной профессиональной деятельности.'
    • 1. 3. Анализ основных подходов к развитию коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПС МЧС РОССИИ
    • 3. 1. Факторы, определяющие эффективность профессиональной деятельности руководителей ГПС МЧС России
    • 3. 2. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС россии
    • 3. 3. психолого-педагогические условия, необходимые для. практической реализации модели профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГПС МЧС РОССИИ
    • 4. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Средства и методы подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Неотъемлемым компонентом государственной деятельности является обеспечение пожарной безопасности граждан. Пожарная безопасность граждан и социальных объектов достигается проведением единой государственной политики в данной области, реализацией системы мер экономического, организационного и иного характера. Управление деятельностью сотрудников противопожарной службы осуществляют руководители ГПС МЧС России.

В этой связи перед руководителями ГПС МЧС России ставится принципиально новая задача целенаправленного совершенствования профессиональной подготовки по всем направлениям деятельности (в том числе и по вопросам, связанным с продуктивной организацией коммуникативной' деятельности). Актуальность исследования указанной проблемы обусловлена, с одной стороны, требованиями общества, в котором роль руководителей ГПС МЧС России неизменно возрастает, а с другой стороны, потребностями структурных подразделений ГПС МЧС России в компетентных, высокопрофессиональных специалистах управленческого звена.

В этих условиях, очевидно, становится императивной необходимость анализа сущности профессиональнокоммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС России, особенностей совершенствования их подготовки к данной деятельности. Анализ научных работ по выбранной проблематике показал, что на фоне значительных успехов психологической и педагогической науки в определении путей совершенствования подготовки специалистов различного профиля, к профессионально-коммуникативной деятельности в соответствии с профессиональной функциональностью очевидны недочеты в реализации накопленных знаний в практике профессиональной подготовки и деятельности руководителей ГПС МЧС России.

Эффективность профессиональной деятельности руководителей ГПС МЧС России во многом определяется конструктивным сотрудничеством.

Конструктивное сотрудничество невозможно без профессиональнокоммуникативной деятельности. Качество профессиональнокоммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей (Ю.Г. Баскин, Е. П. Соловьева, 2006; Т. В. Илюшина, 2011; Е. Г. Капустина, 2010 и др.) — В этом аспекте развитие коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России является важнейшей стороной их профессиональной подготовленности, поскольку позволяет более качественно управлять подчиненным личным составом в различных условиях, в том числе и в чрезвычайных ситуациях. Такой подход обеспечивает коммуникативную компетентность, мобильность и профессиональную готовность руководителей ГПС МЧС России к эффективным действиям при ликвидации пожаров, их соответствие современным и перспективным требованиям.

В педагогической и психологической науке разрабатываются целостные концепции профессионального становления руководителей ГПС МЧС России (Ю.Г. Баскин, Е. П. Соловьева, 2006; Н. Г. Берденникова, Т. Н. Антошина, 2006; Г. В. Ваганова, A.C. Фошкин, 2009; Т. Б. Ванеева, 2009; Л. Б. Гапоненко, 2009; Ф. Ф. Гильманов, 2008; Б. Ю. Гогохия, 2008; C.B. Гундар, А. Н. Денисов, В. Б. Захаревский, 2009; А. Н. Зайцев, 2009; В. Е. Иванов, 2009; Е. Г. Капустина, 2010; И. В. Лаухина, 2009; Е. М. Проходимова, 2006; В. В. Романов, 2007; В.Б.Рондырев-Ильинский, 2005; H.H. Северин, 2005; И. Ю. Стригельская, 2003; Г. В. Талалаева, В. К. Симанович, 2009; Д. В. Тараканов, 2009; В. И. Ткачев, 2005 и др.). Наиболее важным достижением этих концепций является признание того факта, что формирование и развитие коммуникативных способностей обеспечивает эффективную управленческую деятельность руководителей ГПС МЧС России.

Развитие коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России является одной из важнейших задач, т.к. это способствует более эффективной профессиональнокоммуникативной деятельности. С помощью профессиональнокоммуникативной деятельности ими решаются профессиональные задачи по управлению подчиненными при ликвидации пожаров, спасении людей и материальных ценностей, проведении противопожарных мероприятий. Коммуникативные способности представляют собой важнейшую часть интеллектуального потенциала руководителей ГПС МЧС России. Однако, как отмечают в своих исследованиях А. В. Белозерских (2010), И. В. Лаухина (2009) в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения интеллектуального потенциала сотрудников ГПС МЧС России. По их мнению, основными причинами низкого уровня интеллектуализации сотрудников ГПС МЧС России являются:

— отсутствие педагогической теории формирования и развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки;

— недостаточный уровень мотивации к развитию коммуникативных способностей.

Проблеме развития коммуникативных способностей у разных специалистов’посвящены исследования многих ученых (A.B. Батаршев, 2001; Н. В. Белякова, 2005; Д. М. Гаджикурбанов, 2001; 3.3. Жамбеева, 2007; М. В. Иванова, 2007; Е. А. Кукуев, 2002; Ю. В. Мрякина, 1997 и др.).

В то же время, несмотря на обилие работ по развитию коммуникативных способностей у разных специалистов, практически отсутствуют исследования, связанные с обоснованием модели и психолого-педагогических условий, необходимых для развития коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России. До сих пор не нашли своего отражения вопросы, связанные с определением структуры коммуникативных способностей, необходимых руководителям ГПС МЧС России для эффективной профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью: повышения качественных характеристик профессиональной деятельности руководителей ГПС МЧС Россииопределения научно-педагогических направлений совершенствования подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессиональнокоммуникативной деятельности.

Все вышеизложенное, позволило сформулировать проблему исследования, направленную на обоснование и разработку модели профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России для улучшения их профессиональнокоммуникативной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что повышения эффективности в профессиональнокоммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС России можно достичь, если:

— организация их коммуникативной подготовки будет ориентирована на специфику профессиональной деятельности и спектр решаемых служебных задач;

— будет разработана соответствующая модель профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России, а также обоснованы психолого-педагогические условия для ее реализации.

Цель исследования — обоснование и разработка педагогически эффективной модели профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России.

Объект исследования — профессиональнокоммуникативная деятельность руководителей ГПС МЧС России.

Предмет исследования — средства и методы подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессиональнокоммуникативной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить факторы, определяющие эффективность профессионально коммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС России и трудности, которые они испытывают в процессе реализации профессиональных функций. г !

2. Разработать модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России и обосновать психолого-педагогические условия для ее реализации. «3. Экспериментально проверить эффективность, разработанной модели профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС I России.

Теоретической основой исследования явились: теория развития личности (А.Г.Асмолов, А. А. Бодалев, Д. Я. Кайгородский, А. В. Петровский, В. Д. Шадриков и др.) — теория и концепции развития общих и интеллектуальных способностей человека (Г.Ю.Айзенк, А. Анастази, В. Ф. Анурин, t Л. Н. Борисова, П. Я. Гальперин, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, М. А. Холодная и др.) — теория и концепции развития коммуникативных способностей (A.B. Батаршев, Н. В. Белякова, Д. М. Гаджикурбанов, 3.3. Жамбеева, М. В. Иванова, i.

Е.А. Кукуев, Ю. В. Мрякина, и др.) — теория педагогики и психологии профессиональной подготовки (В.П.Беспалько, А. А. Вербицкий, А. В. Петровский, М. Н. Платонова, А. А. Реан и др.) — теория и концепции профессионального образования сотрудников ГПС МЧС России (В.С.Артамонов, Ю. Г. Баскин,.

В.А.Гадышев, Т. Б. Ванеева, А. А. Грешных, Е. М. Проходимова, В. В. Романов, Н. Н. Северин, И. Ю. Стригельская, В. И. Ткачев, A.B. Чернов, и др.).

Научная новизна исследования заключается в разработке модели профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России, состоящей из четырех этапов: «предварительной подготовки», «приобретения первичных коммуникативных навыков», «углубленной коммуникативной специализации», «приобретения навыков коммуникативной деятельности в? чрезвычайной ситуации».

На первом этапе «предварительной подготовки» — уясняются задачи профессионально-коммуникативной подготовки, а также особенности коммуникации в профессиональной деятельности руководителей ГПС МЧС Россиина втором этапе «приобретения первичных коммуникативных навыков» — уясняется техника общения и ведения переговоровна третьем этапе «углубленной коммуникативной специализации» — уясняются тактика, приемы установления и развития контактов с подчиненными, себе равными и руководителями более высокого звенана четвертом — «приобретения навыков коммуникативной деятельности в чрезвычайной ситуации» уясняются основы получения информации, методы психологического воздействия на личность в чрезвычайной ситуации, а также тактика поведения во время ликвидации пожара и спасения людей.

Выявлены факторы, определяющие эффективность профессионально-коммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС России. К ним относятся: знание теории и практики профессиональной коммуникацииумение правильно выстраивать систему профессиональных контактовхорошо развитые управленческие навыки руководства подчиненными во время ликвидации пожара и спасения людейспособность внимательно выслушивать собеседника, быть выдержанным и принципиальнымумение четко высказывать свои мысли в чрезвычайных ситуацияхумение отстаивать свои позиции, но при этом считаться с мнением другихумение управлять собственной коммуникативной деятельностьюумение с помощью коммуникативной деятельности координировать действия партнеров при тушении пожаров и решении других профессиональных задач.

Определены трудности руководителей ГПС МЧС России в сфере профессионально-коммуникативной деятельности. Они связаны, в основном, с проблемой осуществления профессиональных коммуникаций в чрезвычайных ситуациях. Выявлен недостаточный уровень развития навыков управления и регуляции собственной коммуникативной деятельности в чрезвычайных ситуациях ликвидации пожаров и спасения людейкоординации с помощью коммуникативной деятельности действиями партнеров при тушении пожаров и решении других профессиональных задач.

Обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации разработанной модели профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России. К ним относятся: органическое сочетание коммуникативного и профессионального взаимодействия руководителей ГПС МЧС России во время занятийпрогнозирование развития межличностных отношений в процессе коммуникативного взаимодействия руководителей ГПС МЧС Россиисоздание условий для адекватного восприятия индивидуальности личности каждого руководителя ГПС МЧС Россииумение руководителя занятий располагать обучающихся к общениюиспользование всего многообразия форм общения с руководителями I.

ГПС МЧС России в процессе занятиймаксимальное использование средств профессионального общения в процессе профессиональнокоммуникативной I подготовки руководителей ГПС МЧС Россиисоблюдение психологоI педагогического такта в процессе профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС Россиигармонизация внутренних и внешних личностных проявлений руководителя занятий в процессе общения с обучаемыми.

Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной I модели профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России.

Теоретическая значимость исследования состоит в получении' новых — данных: о содержании модели профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС Россиио психолого-педагогические условиях, необходимых для практической ее реализациио факторах, определяющих эффективность профессиональнокоммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС Россиио трудностях, которые они испытывают в профессиональнокоммуникативной сфере деятельности.

Результаты исследования позволяют расширить научные представления о необходимости проведения профессиональнокоммуникативной подготовки с руководителями ГПС МЧС России в соответствии с их профессиональными приоритетами, что вносит значительный вклад в теоретические представления о личностном развитии руководителей ГПС МЧС России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и предложенные авторомметодические рекомендации непосредственно используются в процессе организации профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России. Разработанная модель профессиональнокоммуникативной подготовки' и методическое обеспечение ее реализации непосредственно используются в практике профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России:

Обоснованы и внедрены в практику профессиональной подготовки руководителей ГПС МЧС России критерии и показатели оценки уровня развития у них коммуникативных способностей.- Разработана и внедрена в практику программа профессиональнокоммуникативной' подготовки руководителей ГПС МЧС России к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Положения^ выносимые на защиту:

1. Факторы, определяющие эффективность профессионально-коммуникативной, деятельности руководителей ГПС МЧС России. Главными: являются: знание теории и практики профессиональной коммуникациихорошо развитые навыки управления собственной: коммуникативнойдеятельностью в чрезвычайных ситуацияхумения координировать действия подчиненных во время пушения пожаров с помощью коммуникативной деятельности.

2. Модель профессиональнокоммуникативной подготовки" руководителей ГПС МЧС России, состоящая, из четырех этапов: «предварительной подготовки», «приобретения первичных коммуникативных, навыков», «углубленной. коммуникативной специализации», «приобретения навыков коммуникативной деятельности в чрезвычайной ситуации».

3. Психолого-педагогические условия, необходимые: для практической реализации разработанной модели профессионально-1 коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России.

ВЫВОДЫ.

1. В результате опроса респондентов были выявлены факторы, определяющие эффективность профессионально-коммуникативной деятельности руководителей ГПС МЧС России. К ним относятся: знание теории и практики профессиональной коммуникации1 (ранговый показатель — 20,7%) — умение правильно выстраивать систему профессиональных контактов (18,5%) — хорошо развитые управленческие навыки руководства подчиненными во время ликвидации пожара и спасения людей (17,2%) — способность внимательно выслушивать собеседника, быть выдержанным и принципиальным (14,3%) — умение четко высказывать свои мысли в чрезвычайных ситуациях (10,7%) — умение отстаивать свои позиции, но при этом считаться с мнением других (7,8%) — умение управлять собственной коммуникативной деятельностью (6.5%) — умение с помощью коммуникативной деятельности координировать действия партнеров при тушении пожаров и решении других профессиональных задач (4,3%).

2. Проведенное исследование свидетельствует, что наибольшие трудности у респондентов связаны с проблемой осуществления профессиональных коммуникаций в чрезвычайных ситуациях. К ним относятся: управление собственной коммуникативной деятельностьюрегуляция коммуникативной деятельности в чрезвычайных ситуациях ликвидации пожаров и спасении людейкоммуникативная координация действий партнеров при тушении пожаров и решении других профессиональных задач.

3. В результате проведенного исследования была разработана модель профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России, состоящая из четырех этапов: «предварительной подготовки», «приобретения первичных коммуникативных навыков», «углубленной коммуникативной специализации», «приобретения навыков коммуникативной деятельности в чрезвычайной ситуации»:

— на первом этапе «предварительной подготовки» уясняются задачи профессиональнокоммуникативной подготовки, а также особенности коммуникации в профессиональной деятельности руководителей ГПС МЧС России;

— на втором этапе «приобретения первичных коммуникативных навыков» уясняется техника общения и ведения переговоров;

— на третьем этапе «углубленной коммуникативной специализации» уясняются тактика, приемы установления и развития контактов с подчиненными, себе равными и руководителями более высокого звена;

— на четвертом «приобретения навыков коммуникативной деятельности в чрезвычайной ситуации» уясняются основы получения информации, методы психологического воздействия на личность в чрезвычайной ситуации, а также тактика поведения во время ликвидации пожара и спасения людей.

4. В ходе исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации разработанной модели профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России. К ним относятся: органическое сочетание коммуникативного и профессионального взаимодействия руководителей ГПС МЧС России во время занятий (ранговый показатель 19,7%) — прогнозирование’развития межличностных отношений в процессе коммуникативного взаимодействия руководителей ГПС МЧС России (18,5%) — создание условий-для адекватного восприятия индивидуальности личности каждого руководителя ГПС МЧС России (15,3%) — умение руководителя занятий располагать обучающихся к общению (14,1%) — использование всего многообразия форм" общения с руководителями ГПС МЧС России в процессе занятий (10,9%) — максимальное использование средств профессионального общения в процессе профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России (9,7%) — соблюдение психолого-педагогического такта в процессе профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России (6,5%) — гармонизация внутренних и внешних личностных проявлений руководителя занятий в процессе общения с обучаемыми (5,3%).

5. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели профессиональнокоммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России. Так в экспериментальной группе по окончанию педагогического эксперимента преобладали лица с высоким (38.3%) и средним (42,0%) уровнем готовности к профессиональнокоммуникативной деятельности и лишь 19,7% респондентов находились на низком уровне. А в контрольной группе число респондентов с высоким уровнем готовности составило 24,0%, средним — 40,1% и низким — 35,9%.

6. Объективным показателем высокой эффективности разработанной модели развития коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России явились результаты, раскрывающие коммуникативный потенциал испытуемых. Так, по окончании педагогического эксперимента у испытуемых ЭГ показатели, характеризующие коммуникативные знания, умения и навыки были развиты в среднем лучше на 17−19%, по сравнению с испытуемыми КГ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Начальникам управлений ГПС МЧС России в процессе профессиональнокоммуникативной' подготовки руководителей ГПС МЧС России основные усилия сосредоточить: >

— на развитии коммуникативной активности у руководителей ГПС МЧС России- ' ' ¦

— на формировании у них коммуникативных способностей;

— на формировании у них умений: управления и регуляции собственной коммуникативной деятельностью в чрезвычайныхситуациях ликвидации пожаров и спасения людейкоординации с помощью коммуникативной деятельности действиями партнеров при тушении пожаров и решении других, профессиональных задач.

2. В ходе проведения занятий активнее применять основные методы развития коммуникативных способностей у руководителей ГПС МЧС России: проблемного обучения, деловые игры, методы «хмозгового штурма» и др.

3. В ходе практических занятий на полигонах, учебных центрах регулярно отрабатывать вопросы управления действиями подчиненных при тушении пожаров, используя разные варианты коммуникативного воздействия на них. ' ' • .

4. На занятиях шире практиковать проведение специального обучения руководителей ГПС МЧС России методам аутотренинга, позволяющего управлять собственным эмоциональным состоянием для эффективной коммуникативнойдеятельности влроцессе ликвидации пожаров и спасении людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд/ Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 111−131.
  2. , А.Н. Об экспериментальном внедрении модульной организации обучения в вузе/ А. Н. Алексюк. Киев: Высшая школа, 1993. — С. 242 -246.
  3. , Б.Г. О системе возрастной психологии/ Б.Г. Ананьев// Вопросы психологии.- 1957. -№ 5. -С. 12−21.
  4. , А. Психологическое тестирование: учебник/ А. Анастази, С.Урбина. СПб., 2001. — 688 с.
  5. , Г. М. Социальная психология: учебник/ Г. М. Андреева. — М., 1996.-376 с.
  6. , О.С. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие/ О. С. Анисимов, A.A. Деркач. М. — Новгород, 1995. — 272 с.
  7. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/П.К. Анохин. М., 1971.
  8. , В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологии интеллекта: Монография/ В. Ф. Анурин. Н. Новгород: изд-во Нижегородского университета, 1997. -436 с.
  9. , А .Я. Конфликтология: учеб. пособ./ А. Я. Анцупов, А.И. Ши-пилов.-М., 1996 156с.
  10. , С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований/ С. И. Архангельский. -М.: Знание, 1975.-43 с.
  11. , А.Г. Психология формирования и развития личности/ А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1984.-360 с.
  12. , А.Г. Личность как предмет психологического исследова-ния/А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 100−104.
  13. , Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России/ Ю. Г. Баскин, Е.П. Соловьева// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. 2006. -№ 4 (15). — С.35−38.
  14. Батаршев, А. В< Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности: учеб. по-соб./ A.B. Батаршев.- М.: Владос, 2001.- 174с.
  15. , A.B. Организаторские и коммуникативные качества личности/ A.B. Батаршев. —Талинн, 1998. 189 с.
  16. , С.Я. Блочно-модульное обучение: Учебное пособие/ С .Я. Ба-тушев. -М., 1997.-255 с.
  17. , С.Я. Профессиональная педагогика/ С. Я. Батышев. -М.: Педагогика, 1999. 504 с.
  18. , Н.В. Формирование невербально-коммуникативных способностей будущего специалиста (На материале среднего и высшего профессионального образования): Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Н. В. Белякова.- Владимир, 2005.- 23 с.
  19. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М: Педагогика, 1995. 294 с.
  20. , В.П. О критериях качества подготовки специалиста / В. П. Беспалько //Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 6−14.
  21. , A.A. Личность и общение/ A.A. Бодал ев — М.: Международная пед. Академия, 1995.-324с.
  22. , A.A. О коммуникативном ядре личности/ A.A. Бода-лев//Советская педагогика.-1990.- № 5.-С.77−81.
  23. , A.A. О предмете акмеологии/ А.А.Бодалев// Психологический журнал. -Т. 14, № 5. -1993.-С. 73−79.
  24. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения/ A.A. Бодалев. -М.: Флинта Наука, 1998. — 168 с.
  25. , Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук/Л.Н. Борисова- Ленинградский педагогический институт.- Л., 1990.- 25 с.
  26. , Н.В. Основы разработки модульной технологии обучения: Учебное пособие/ Н. В. Бородина, Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 87 с.
  27. , A.B. Психологический анализ мышления как прогнозирования: Автореф. дисс.. докт. психолл. Наук/ А. В. Брушлинский. М, 1977. — 58 с.
  28. , С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств/ С. С. Бубнова // Проблемы системогене-за деятельности. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1990. — С.67−83.
  29. , Л.П. Человек: деятельность и общение/ Л. П. Буева. — М., 1988 .278 с.
  30. , М.А. Основы теории коммуникации: учебник/ М.А.Василик-М.: Гардарика, 2003. -615с.
  31. , Г. С. Методика изучения коммуникативных свойств личности: монограия/ Г. С. Васильев.- Свердловск, 1983. 125с.
  32. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  33. , Н.Ф. Креативная акмеология: Психология развития творческой личности взрослого человека/ Н. Ф. Вишнякова. В 2-х томах. — Минск, 1998. -Т1.-239с.-Т2.-251с
  34. , A.M. Интеллектуальные качества и их развитие/ A.M. Воробьев. М.: ВПА, 1996. — 40 с.
  35. , А.Н. Влияние экстраверсии-интроверсиина взаимосвязь интеллекта и креативности/ А. Н. Воронин, C.B. Сафонцева // Психологический журнал. 2000. — Т. 21, № 5. — С. 56 — 64.
  36. , Д.М. Коммуникативные способности личности: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук/ Д. М. Гаджикурбанов.- Уфа, 2001. 23 с.
  37. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/П.Я. Гальперин// Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1985.-С. 236 — 277.
  38. , Дж. Три стороны интеллекта/ Дж. Гилфорд// Психология мышления/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433 — 456.
  39. , Ф.Ф. Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ Ф. Ф. Гильманов.- СПб., 2008, — 23с.
  40. , Б.Ю. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у сотрудников МЧС России: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ Б. Ю. Гогохия, — СПб., 2008.- 22 с.
  41. , Э.А. Способности и индивидуальность/ Э. А. Голубева. — М., 1993.-205 с.
  42. , Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход/ Д.С. Горбатов//Педагогика. 1995. -№ 4.-С. 38−42.
  43. , В.Г. Формула профессионализма/ В. Г. Горчакова.- Челябинск, 1997−157с.
  44. , О.С. Введение в деятельность педагога-исследователя: Научно-методическое пособие/ О.С.' Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград, 1998.-55 с.
  45. , М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие/ М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  46. , Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов/ Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А.П. Садохин- под ред. А. П. Садохина. -М.: ЮНИТИ, 2003. 352 с.
  47. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В. В Давыдов.— М.: Педагогика, 1986. 239 с
  48. , A.A. Акмеология: пути достижения-вершин профессионализма/A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М: РАУ, 1993. — 237 с.
  49. , A.A. Психология развития профессионала: учеб. пособие/ A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. -М.: Изд-во РАГС, 2000. -124 с.
  50. , A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека/т.2.: Акмеологические основы управленческой деятельности/ A.A.Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 536 с.
  51. , В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы/ В. Н. Дружинин — Саратов, 1990. 201 с.
  52. , В.Н. Психология общих способностей/ В. Н. Дружинин. -СПб., 1999.-368 с.
  53. , Н.П. Психология общения: учеб. пособие/ Н. П. Ерастов.— Ярославль, 1989. 145с.
  54. Жамбеева, 3.3. Коммуникативные способности как фактор личностного и профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. психол. наук/ 3.3. Жамбеева. М., 2007, — 23с.
  55. , Г. И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов: Автореф. дисс.. докт. пед. наук/ Г. И. Железовская. -Саратов, 1994.-368с.
  56. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении/ Ю. М. Жуков. -Киров, 1991.-267 с.
  57. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: метод. пособие/ Ю. М. Жуков, JI.A. Петровская, П. В. Растянников — Киров.: Энном, 1991.-95с.
  58. , Д.Н. Психологическая структура способностей/ Д.Н. За-валишина. -М., 1991. 165 с.
  59. , В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма/ В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: НИИВО, 1993. — 47 с.
  60. , М.М. Инженерное мышление (теория и инновационные педагогические технологии): Монография/ М. М. Зиновкина, — М.: МГИУ, 1996. -283 с.
  61. , E.H. Эффективное общение и конфликты/ Е. Н. Иванова. -СПб-Рига, 1997.-78 с.
  62. , М.В. Коммуникативные способности сотрудников правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. .канд. психол. наук/М.В. Иванова.- Иркутск, 2007.- 23с.
  63. , H.JI. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: Монография/ H.JI. Иванова, Е. В. Конева.- Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, Междунар. акад. психол. наук. Ярославль, 2003. — 131 с.
  64. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения/ В.А. Кан-Калик. М., 1995. -211 с.
  65. , В.Н. Основы психологии общения/ В. Н. Карандышев. -Челябинск, 1990. 92 с.
  66. , В.Р. Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации: Ав-тореф. дисс. .канд. пед. наук/В.Р. Келих.—СПб., 1998.—24с.
  67. , A.A. Коммуникативные способности и ее совершенствование/ A.A. Кидрон,-Л., 1991.- 85с.
  68. , К.Н. Формирование коммуникативной культуры сотрудников МЧС России/ К.Н. Киткин// III Межвед. науч.-практ. конф.: Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. -4.1'.- С. 177−179.
  69. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта/ М. В. Кларин. -Рига, 1995. 176 с.
  70. , Е.А. Психология профессионала/ Е. А. Климов. М.: ИЛИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  71. , В.И. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ В. И. Кочубей. — М., 1988. — 254 с.
  72. , Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук/ Е. А. Кукуев.- Новосибирск, 2002.- 25с.
  73. , Ю.Н. Развитие мышления/ Ю. Н. Кулюткин, Л.Н. Сухоб-ская. -М., 1994. -258с.
  74. , Г. В. Психолого-педагогические особенности подготовки сотрудников МЧС России к профессиональной деятельности/ Г. В. Курносов// Антитеррор. Проблемы глобальной безопасности.- 2008.- № 1.- С. 67−82.
  75. , И.В. Формирование личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в период профессионального становления: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ И.В.Лаухина- СПб ИГПС МЧС.- СПб., 2009.- 22с.
  76. , Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия/ Н. С. Лейтес. -М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.
  77. , A.A. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп.—М.: Нальчик, 1996.— 185с.
  78. , А.Н. Педагогическое общение/ А.Н. Леонтьев// Педагогика и психология, — 1979.- № 1. С. 45−48.
  79. , А.Н. Проблемы развития психики/ А. Н. Леонтьев. М.: Изд-воМГУ, 1981. — 584 с.
  80. , P.A. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук/ P.A. Максимова-М., 1991.-21с.
  81. , А.К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова. -М., 1996. 308 с.
  82. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: Автореф. дисс.. докт. психол. наук/ A.M. Матюшкин. з-М., 1974.-56 с.
  83. , М.И. Педагогические технологии развития мышления обучаемых: Учебное пособие/ М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. И. Чошанов. -Казань, 1993. 88 с.
  84. , Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ю. В. Мрякина.- Самара, 1997.- 24с.
  85. , A.B. Общение как педагогическая категория/ В кн.: Психолого-педагогические проблемы общения/ A.B. Мудрик — М., 1989 — С. 54−65.
  86. , В.Н. О связи склонностей и потребностей/ Мясищев В.Н./ В кн.:Психология отношений- Под ред. Бодалева A.A. — М., 1995. — С.313−325.
  87. , A.B. Учебный материал предметов естественно-математического цикла как средство развития креативности мышления у студентов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ A.B. Назаретова. Калининград, 1999. — 22 с.
  88. , А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера/ А. Ю. Панасюк. -М., 1983, — 145с.
  89. , В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис. .докт. психол. наук/ В. Н. Панферов. —Л., 1983.— 54с.
  90. , A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией/ A.M. Петрайтите//Вопросы психологии. — 1989. — № 6. С.12−18.
  91. , Л.А. Компетентность в общении/ Л. А. Петровская. — М., 1989.-216 с.
  92. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив/ A.B. Петровский. -М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  93. , А.Н. Применение модульного обучения/ А. Н. Пичугин // Специалист. -1997. -№ 6.-С. 28−29.
  94. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-286 с.
  95. , Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. — М.: Изд-во УРАО, 2002. -160 с.
  96. Полу эктова, Н. М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности/ Н. М. Полуэктова, Н. В. Яковлева. — Л., 1989. — 97 с.
  97. , А.Я. Знания, мышление и умственное развитие/ А. Я. Пономарев. М.: Просвещение, 1967. — 262 с.
  98. Ш. Пономарев, А. Я. Психология творчества/ А. Я. Пономарев. М.: Наука, 1976.-303 с.
  99. , Я.А. Этапы развития интеллекта как структурные уровни его организации и функциональные ступени решения творческих задач/ Я.А. Пономарев// Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. Алма-Ата, 1995. — С. 14−23.
  100. , Г. Г. Теория коммуникации/ Г. Г. Почепцов- М., 2001. — 135с.
  101. , Е.М. Особенности формирования личности специалиста в системе инженерно-технического образования/ Е.М. Проходимова// «Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, 2006, № 4.- С. 67−69.
  102. , A.C. Тренинг коммуникативных умений: метод, разработка/ A.C. Прутченков —М.: Новая школа, 1993 .-46с.
  103. Психологическая диагностика коммуникативных способностей /Под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996. — 149 с.
  104. Психологические тесты: учеб. пособие/ Под ред. A.A. Карелина Т.2.-М., 2002.-106 с.
  105. , Дж. Педагогическое тестирование, проблемы, заблуждения, перспективы/ Дж. Равен/ Пер. с анг. Москва: «Когито Центр», 2001. — 142 с.
  106. Развитие и диагностика способностей/Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991.-349 с.
  107. , А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие/ A.A. Реан. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  108. , В.В. Актуальность проблемы совершенствования компетентности курсантов вузов ГПС МЧС России на современном этапе / В.В. Романов// Вестник государственного университета управления. -№ 5(31). -Москва, 2007. С. 161−162.
  109. , C.JI. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии/ Рубинштейн С.Л.—М., 1997.- 463 с.
  110. , C.JI. Основы общей психологии: учебник/ С. Л. Рубинштейн. СПб., 1999. — 720 с.• 126. Рубинштейн, C.JI. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза, и обобщения/ С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.-153 с.
  111. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности/ С.Л. Рубинштейн// Вопросы философии. 1989. — № 4. — С. 94.
  112. , Г. Распознавание, мышление и обучение как информационные процессы/ Г. Саймон, Ц. Чинг// Психологический журнал. 1988. — Т. 9.- № 2.-С. 33−46.
  113. , H.H. Управление профессиональной подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности: монография/Н.Н. Се-верин.-Белгород, 2005, — 128с.
  114. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  115. , О.Я. Мышление: современное представление/ О. Я. Сивков.-М.: Б.И., 1997.-30 с.
  116. , А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии/ А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. -428 с.
  117. , М.И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ М. И. Скрыпко.- Челябинск, 2002, — 19 с.
  118. , Е.П. Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов в вузах ГПС МЧС России/ Е.П. Соловьева// Подготовка кадров в системе предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций: Мат.-лы VI
  119. Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербургский ГПС МЧС России, 2007.- С. 85−87.
  120. , JI.E. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента/ JI.E. Солянкина // Специалист. 1999. -№ 2. — С. 12- 15.
  121. , И.Ю. Учет психофизиологических особенностей деятельности сотрудников ГПС МЧС России в процессе подготовки в вузе/ И.Ю. Стригельская// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.-СПб., 2003.-С. 45−47.
  122. , С.Г. Основы применения математических методов в психологии: учебное пособие/ С. Г. Тарасов. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. — 116с.
  123. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий: учебное пособие/ Б. М. Теплов. -М., 1961. 189 с.
  124. , Н.К. Основы самоуправления учебной деятельностью: Учебное пособие/ Н. К. Тутушкин. Казаны Изд-во КГУ, 1984. — 120 с.
  125. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе: монография/Д.И. Фельдштейн- М., 1989- 234с.
  126. , Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей// В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности/ Дж. Фримен- Под ред. О. Б. Богоявленской. —М., 1997. — С.371−406.
  127. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: монография/ М. А. Холодная. —Томск, 1996. — 378 с.
  128. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие/ Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  129. , В. Д. Формирование подсистемы профессионально важных, качеств в процессе профессионализации/ В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин// В сб.: Проблемы психологии. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1989. — С. 125−129.
  130. , В.Д. Психология деятельности и способности человека/ В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 264 с.
  131. , Ф.И. Основы теории коммуникации/ Ф. И. Шарков.-М., Социальные отношения, 2002.-246с.1. На иностранном языке
  132. Gardner H. Creativity lives and creative work: a synthetic scintific approach // H. Gardner, R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1998. P. 29 — 40.
  133. Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education/ M. Goldschmidt // Higher Education. 1992. -M 2. — P. 15 — 32.
  134. Guilford J.P. Intellectual factors in Productive Thinkink/ J.P. Guilford// In: Explorations in Creativity. -N.- Y., 1997. 107 p.
  135. Knowles M.S. The modern Practice of Adult Education/ M.S. Knowles// From Pedagoot to Andragogy. Chicago, 1990. P. 7 — 19.
  136. Sternberg T. The nature of creativity/ T. Sternberg. Cambridge: Cambr. Press, 1998.-126 p.
  137. Taylor C.W. Various approaches to and definitions of creativity/ C.W. Taylor// The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1998.-P. 27−49.
  138. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing/ E.P. Torrance // The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1998.-P. 43−75.
  139. Watkins P. Modular approaches to the secondary curriculum/ P. Watkins// SCDC. -London, 1996.-P. 12−18.
Заполнить форму текущей работой