1 Основные аспекты программы
Тезис о приоритетности философии в учении разумности вызывает немало разногласий. Многие уверены, что традиционное школьное образование всегда этим занималась и занимается. Это не совсем так, считает профессор М. Липман. Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления и рассуждения, необходимый для чтения, письма, общения, математических операций, эксперимента и слишком мало делает для развития умений высшего типа — рассуждать логично, критически, творчески, контекстуально, аргументированно, диалогически. В результате в мышлении происходит перекос. В США, например, везде слышно недовольство эффективностью использования выпускниками школ полученных знаний, их растерянность перед нестандартными жизненными ситуациями.
Конечно же, в конце обучения по школьной программе такие навыки разумного рассуждения все же приобретаются. И процесс их приобретения мог бы быть значительно упрощен и облегчен, если ее учить, во-первых, не опосредованно, а напрямую, во-вторых, в рамках дисциплины, специально заниматься принципами разумного мышления и иметь для этого эффективные и целесообразные методы и средства.
Основные принципы этой программы заключаются в следующем:
— Обучение философствованию, а не информации о философии;
— Проблемное рассмотрение философского знания;
— Преобразование группы детей в сообщество исследователей и организация урока по принципу сократического диалога;
— Предоставление детям философско-нагруженных сказаний вместо учебников [4].
Основываясь на научных разработках американских специалистов, отечественные исследователи основное внимание фокусируют на развитии у учащихся умений и навыков критического, толерантного и творческого мышления. К умениям и навыкам критического мышления, которые являются предметом «Философии для детей» можно отнести:
1. Общефилософские умения и навыки:
— Формулировки вопросов — вопросы, касающиеся проблематики обсуждения, без притворства к стереотипам в высказываниях, умение аргументировать (избегать непроверенных суждений и высказываний типа «Так поступают все»);
— Умение выстраивать гипотезы (предсказания);
— Умение проверять гипотезы (проверять, будет ли она действовать в различных ситуациях);
— Умение надстраивать (развивать не только собственные предсказания, но и чужие);
2. Открытость мышления, которая предполагает построение отношений сотрудничества, умение учитывать мнение других и предполагает стремление к:
— Принятию разумной критики (избегать позиции «глухой защиты», не отстаивать мнение только ради того, чтобы достичь одобрения);
— Не быть заложником единственного убеждения (не спешить, принять любой аргумент как единственно правильный);
— Уважению других и их прав (критиковать не человека, а ее точку зрения, принимать позицию другого, несмотря на негативное отношение к нему);