Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы организации целостного педагогического процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации целостного педагогического процесса. Сама природа данного процесса с его заданной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг… Читать ещё >

Принципы организации целостного педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательной работы в вузе задачам формирования всесторонне развитой личности.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет принцип обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактнопросветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования, форм учебной и воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Данный принцип имеет отношение к методам педагогической деятельности и деятельности обучающихся. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности последних, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление со способами научной организации учебного труда. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора. Такое обучение позволяет обеспечить формирование у студентов умений наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и т. п.

При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в учебном процессе дастся материал, нс являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.

Научно обоснованное построение целостного педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако, как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. То есть реализация названного принципа в вузе требует организации деятельности, в которой обучающиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе приобретенных знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации целостного педагогического процесса. Сама природа данного процесса с его заданной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой