Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование волевой сферы индивидуальности студента в процессе овладения навыками иноязычной речевой деятельности в техническом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, первой задачей исследования было выявление сущ-9 ности категории воли, реально ли это существующее явление, или это теоретический конструкт, конгломерат разнородных психологических качеств, так как в последнее время не ослабевают попытки вывести понятие «воля» из научного употребления. Для этого был проделан исторический обзор различных точек зрения на волю и рассмотрены нынешние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СУЩНОСТЬ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Современные концепции воли
    • 1. 2. Воля как качество индивидуальности студента
    • 1. 3. Волевое усилие как средство решения учебного задания
    • 1. 4. Номенклатура волевых качеств, формируемых в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Учебная деятельность как фактор развития навыков иноязычной речевой деятельности и формирования воли индивидуальности студента
    • 2. 2. Специфика иноязычной речевой деятельности и иностранного языка как учебного предмета и его формирующий потенциал
    • 2. 3. Порождение иноязычного высказывания как интеллектуально-волевой процесс
    • 2. 4. Возможности иноязычной речевой деятельности и педагогических средств в формировании волевой сферы индивидуальности студента
    • 2. 5. Номенклатура целей формирования волевой сферы индивидуальности студента в учебном процессе
    • 2. 6. Результаты педагогического эксперимента и их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Формирование волевой сферы индивидуальности студента в процессе овладения навыками иноязычной речевой деятельности в техническом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ситуация, сложившаяся в современном российском обществе, пережившем за последние годы изменения, которые в корне поменяли социально-политическую обстановку в стране, поставили перед системой высшего образования задачу создания единой, целостной модели образования и воспитания, приемлемой практически для каждого молодого человека, независимо от его социальной принадлежности, интересов и мировоззрения. Очевидно, что решение указанной задачи лежит в плоскости формирования социально активной, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе, жизнеспособной индивидуальности.

В различные исторические эпохи общество предъявляло к индивидуальности разные требования. В наши дни обеспечивать жизнеспособность индивидуальности приходится в жестких условиях формирующихся рыночных отношений, отличающихся идеологической, социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью. В связи с этим одной из важнейших задач высшего образования становится подготовка современной критически мыслящей индивидуальности.

При поиске путей становления будущего профессионала, способного самостоятельно разбираться во все возрастающем объеме разноречивой информации и успешно интегрироваться в жесткую природную и социальную среду, ценностная ориентация на успех которой находилась бы в русле гуманистической философии, т. е. не входила бы в антагонистический конфликт со стремлением к успеху у других, мы подходим к пониманию необходимости формирования индивидуальности, овладевшей социальными нормами деятельности и поведения, с развитой волевой сферой и нравственностью. Понятия нравственности и воли взаимообусловлены, так как в силу неоднородности и сопротивления определённой части нравственного сознания, оно может регулироваться через деятельность, требующую волевого усилия.

Среди индивидуальных смыслов и целей основополагающими являются достижение определенного социального статуса, самосохранение, самоутверждение, самореализация. Одной из главных целей общества также является его самосохранение, поэтому нравственно то, что способствует его укреплению, а не то, что приводит к нарушению стабильности данного общества, делает его нежизнеспособным, что можно наблюдать в современном российском обществе. Следовательно, необходимо целенаправленно формировать и пробуждать у молодого человека потребность воспитывать в себе моральные качества и волю к соблюдению морали, норм нравственности, что, не идя вразрез с интересами общества, будет определять его жизнеспособность и успех в достижении целей.

Жесткость социальных отношений обусловила тот факт, что на первые курсы отечественных вузов теперь приходят юноши и девушки, освобождающиеся от инфантилизма, с пониманием необходимости знаний для достижения успеха в жизни. Важнейшим мотивом учебной деятельности студенческой молодежи стало достижение успеха в жизни и карьере. По данным А. Я. Савельева, идеального молодого россиянина наших дней характеризуют: а) стремление к успехуб) воля к победев) принятие ответственности за результат своей деятельности только на себяг) приверженность национальной идее. Системообразующий элемент всех ценностных ориентаций здесь — успех. Изменяться могут представления о средствах достижения успеха, но сам успех остается центром признанных устремлений. Данное явление является новым, так как стремление к успеху и богатству прежде было осуждаемым из-за иных общественных идеалов. Демократизация общества расширила возможности проявления социальной активности и способностей будущих специалистов, при возрастании значения индивидуальности и самоценности личности, поэтому вновь приобретает актуальность проблема совмещения интересов индивидуальности и общества, свободы воли и моральной ответственности за последствия результатов своей деятельности.

Между тем, явно повысившаяся мотивация учебной деятельности, в частности мотивационный потенциал овладения иноязычной речевой деятельностью не привел к массовому овладению этой деятельностью. По-прежнему иноязычной речевой деятельностью в технических вузах на достаточном уровне владеют лишь немногие. Данное явление тем более странно, что значительная часть молодежной субкультуры сегодня существует на базе английского языка, что может считаться существенным мотивом овладения иноязычной речевой деятельностью. Кроме того, знание иностранного языка на данном этапе, овладение иноязычной коммуникативной компетентностью, является важной мотивационной составляющей общей профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием. Необходимо также учитывать, что нынешняя молодежь стремится получить свободный доступ к информационным технологиям и глобальным информационным ресурсам, стать полноправным участником международного рынка труда. Осуществить это сегодня без знания иностранного языка невозможно. Всё это служит дополнительными мотивами овладения иноязычной речевой деятельностью.

Но, очевидно, одних мотивов для овладения всеми видами иноязычной речевой деятельности недостаточно. И дело, видимо, не только в том, что преподавание иностранного языка в техническом вузе сталкивается с большим количеством сложностей: загруженность студентов по основным для технических специальностей дисциплинам и обусловленный этим фактом дефицит времени у студентов для изучения языкаплохая базовая подготовка поступающихвысокие требования вузовской программы по иностранному языку и т. п.

Дело, с нашей точки зрения, в значительной степени в том, что практически все нынешние технологии языкового образования ориентированы преимущественно на одни только положительные эмоции, непроизвольное запоминание, использование подражательных игровых методов, методов суггестопедии. Тем не менее, из возрастной психологии известно, что «золотое» время этих методов обучения иностранному языку заканчивается в 10 — 12 лет (J1.C. Выготский, А. А. Крылов, А. Н. Леонтьев, А. В .Петровский, А.С. Сабуров), а преподаватель вуза имеет дело с молодежью, давно перешагнувшей этот возраст. Поэтому, к каким бы методическим приёмам мы ни прибегали, чтобы преобразовать отрицательные эмоции в положительный эмоциональный фон, от необходимости преодолевать значительные пролонгированные трудности уйти в педагогике не удастся. Следовательно, без значительного волевого усилия, без саморегуляции, без самоконтроля и самокоррекции, без мобилизации всех сущностных сил индивидуальности студента при овладении иноязычной речевой деятельностью не обойтись.

Проведенное нами анкетирование студентов-первокурсников свидетельствует о том, что уровень притязаний в освоении иностранного языка очень высок: 25% хотят знать язык, чтобы иметь возможность работать за рубежом- 70% рассматривают иностранный язык как средство овладения культурой англоязычных странсвыше 80% мечтают свободно общаться на языке.

Однако по ежегодным данным обследования студентов кафедрой иностранных языков Калининградского государственного технического университета, около 85% студентов поступивших на первый курс не владеют базовыми языковыми знаниями и навыками для формирования и формулирования целостного, законченного по смыслу высказывания на иностранном языке. Демонстрируемый уровень не позволяет преподавателям опираться на школьные знания и навыки первокурсников. Чтобы осуществлять продолжение языкового обучения в вузе на материале спецкурсов в соответствии с вузовскими требованиями, необходимы значительные усилия со стороны обучающихся и преподавателей. Преподавателю приходится выполнять специфические функции языковой реабилитации обучающихся, хотя обучение есть процесс двусторонний и не все зависит только от него. Показано, что студенты с низким уровнем волевой сферы, не привыкшие преодолевать трудности, с недостаточным уровнем самоконтроля остаются условно-начинающими, не овладевшими иностранным языком практически. Эта неудача приводит к психотравме, т.к. высокий уровень притязаний не обеспечивает достижение цели, удовлетворяющей исходную мотивацию. Переживаемое студентами состояние фрустрации не консолидирует их индивидуальность, не повышает уровень ее адапти-рованности к требованиям современного общества, а, напротив, приводит к ее эрозии и деструкции, дезадаптации в обществе.

Данные анализа НИИ Высшего образования Российской Федерации подтверждают, что иностранный язык на сегодня, пожалуй, единственная предметная дисциплина, которая признает наличие скрытого положительной оценкой факта, что среди вполне нормальных студентов существует большой процент тех, кого не удалось научить иностранному языку, несмотря на элитный рейтинг по предметам специальности. Противоречия между высокой мотивацией и неадекватными результатами в овладении иноязычной речевой деятельностью (ИРД) значительной частью студентов требуют изучения этой парадоксальной ситуации в плане как более внимательного рассмотрения мотивов и уровня притязаний в овладении ИРД у разных студентов, так и в плане ответа на вопросы:

1. Какова сущность категории воли и место волевой сферы в сгруктуре индивидуальности для уяснения номенклатуры педагогических целей формирования волевой сферы студента при обучении иностранному языку?

2. Каковы основные функции воли и факторы, влияющие на формирование волевой сферы индивидуальности студента при овладении ИРД?

3. Каковы возможности иностранного языка как учебного предмета в формировании волевой сферы индивидуальности студента, овладевающего навыками ИРД в процессе учебной деятельности в техническом вузе?

4. Как волевая сфера взаимодействует с другими сферами индивидуальности в овладении ИРД?

5. Какие педагогические средства необходимы для достижения выдвигаемых целей?

В этом суть решаемой автором данного исследования проблемы: каковы условия формирования волевой сферы индивидуальности студента в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью?

Цель исследования — решить обозначенную проблему, то есть, теоретически и экспериментально обосновать возможность формирования волевой сферы индивидуальности студента в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью на занятиях иностранным языком и в процессе специально организованного совместно с педагогами самостоятельного изучения языка, языкового самообразования.

Объект исследования теория и практика формирования волевой сферы индивидуальности студента.

Предмет исследования волевые аспекты речевой самоуправляемой активности студентов, педагогические изменения её характеристик в процессе овладения ИРД в техническом вузе (максимальная самостоятельность, учёт индивидуального опыта и интересов, развитие потребностей, мотивации, сознательной готовности к преодолению трудностей, навыков учебной деятельности).

Гипотеза исследования: если воля — это готовность и способность к целенаправленной, систематической и настойчивой активности для достижении отдалённой по времени цели, а процесс овладения навыками иноязычной речевой деятельности требует долговременных усилий, то в процессе терпеливого преодоления этих трудностей и достижения успеха данные психические состояния превращаются в волевые свойства индивидуальности студента при условии, что:

— процесс обучения и самообучения иностранному языку в качестве одной из главных целей рассматривает формирование компетентного специалиста и критически мыслящей, активной, жизнеспособной, нравственной индивидуальности;

— разработана педагогическая номенклатура целей формирования волевой сферы индивидуальности;

— выявлены специфика овладения навыками ИРД в процессе учебной деятельности, развивающие возможности предмета «Иностранный язык» и разработаны на этой основе педагогические средства для формирования волевой сферы студента.

Задачи исследования:

Определить сущность волевой сферы индивидуальности студента как педагогическую цель вуза.

2. Выявить и рассмотреть специфику овладения ИРД в процессе учебной деятельности и потенциал иностранного языка как учебного предмета для формирования волевой сферы студента.

3. Разработать систему дидактического обеспечения работы преподавателя вуза по диагностике и преодолению трудностей при формировании компетентного уровня различных видов иноязычной речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму), в контексте которой происходит тренировка навыков волевого поведения и деятельности студентов.

4. Проверить экспериментально применимость предлагаемого дидактического обеспечения для деятельности преподавателя вуза и языкового самообразования студентов.

Методологической базой исследования являются принципы гуманистической педагогики, андрагогики, основные положения педагогики индивидуальности, диффенциальной дидактики высшей школы, которые выдвигают в качестве доминирующей задачи профессиональную компетентность специалиста на основе педагогического единства внешних и внутренних условий (Ю.К. Бабанский, И. П. Бим, О. С. Гребенюк, Т.Б. Гре-бенюк, Г. И. Ибрагимов, B.C. Ильин, ТА Ильина, И. Я. Лернер, М.И. Мах-мутов, А. К. Маркова, А. А. Миролюбов, Ю. М. Орлов, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков, A.M. Саранов, Г. И. Щукина, В.А. Якунин).

В исследовании также использовались концепции психологов (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, J1.C. Выготский,.

B.В. Давыдов, И. А. Зимняя, Е. Г1. Ильин, А. А. Крылов, Я. Л. Коломинский, А. И. Леонтьев, А. А. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. В. Петровский, А. А. Реан,.

C.Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Б. М. Теплов, В.Д. Шадриков), которыми применён принцип единства сознания и деятельности, рассмотрена ведущая роль социально-образовательного опыта в развитии индивидуальности человека, его основных сфер, взаимосвязи этого опыта с его природными данными и воспитывающими воздействиями.

Методы исследования: методы теоретического анализа проблемы и предмета исследования, системный и деятельностный подход, а также эмпирические методы: педагогический эксперимент, методы педагогических измерений, анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование, анализ результатов учебной деятельности студентов.

Исследования проводились в несколько этапов.

На первом этапе (1996;1997) — осуществлялось изучение научного отечественного и зарубежного знания, относящегося к проблеме, накопление и обобщение эмпирического материала. Проводились пилотажные эксперименты для проверки выдвинутой гипотезы.

На втором этапе (1997;1998) — была проработана методика разделения студентов в зависимости от выявления у них индивидуальных особенностей преодоления трудностей при выполнении учебных задач, отношения к иностранному языку как к учебному предмету и выбранной специальности для выяснения индивидуальных способов преодоления трудностей, мотивов изучения иностранного языка и общей мотивации учения. Были разработаны два учебных пособия с ключами для самоконтроля и самооценки и контрольные работы для каждого этапа спецкурса, получившие гриф Учебно-методического объединения.

На третьем этапе (1998;2000) проводились практические занятия с диагностированием индивидуального уровня развития волевой сферы в целом и отдельных волевых качеств, навыков ИРД, уровней коммуникативно-речевой активности, был проведен формирующий эксперимент и разработано теоретическое обоснование основных положений диссертационного исследования, подводились основные результаты экспериментального исследования.

Базой исследования являлись факультеты Калининградского государственного технического университета (ихтиологический, механико-технологический, автоматизации и управления).

Достоверность результатов обусловлена опорой на понятийно-терминологический аппарат исследования, многолетней апробацией его в вузах страны, опорой на современные психолого-педагогические концепции и длительную опытную педагогическую работу. Теоретические положения проверены и подтверждены результатами осуществленного автором педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрена сущность волевой сферы индивидуальности студента и доказана на основе научного подхода возможность её формирования в процессе овладения навыками иноязычной речевой деятельности при наличии соответствующего дидактического обеспечения учебной деятельности студента в логике анд-рагогического подхода к его обучению. Разработанная система педагогических и диагностических средств формирования волевой сферы студента в процессе овладения навыками ИРД выявила развивающие возможности ^ учебного предмета «Иностранный язык» в технических вузах.

Теоретическая значимость заключается в уточнении определения сущности волевой сферы, выявлении сущности формирования волевых качеств студента на практических занятиях английским языком, выявлении волевых аспектов иноязычной речевой деятельности, участия разных компонентов волевой сферы на разных уровнях иноязычного речевого акта и на разных этапах овладения ИРД, в уточнении определений возможностей иноязычной речевой деятельности в формировании волевой сферы студентов, в уточнении взаимодействия интеллектуальной и волевой сфер, а также волевого и мотивационного регулирования, в предложении метода диагностирования уровня сформированности волевой сферы студента с помощью теста самооценки причин, затрудняющих реализацию коммуникативно-речевой активности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены диагностические и педагогические средства формирования волевой сферы студента в процессе построения навыков ИРД, повышения коммуникативно-речевой активности за счёт создания дидактического обеспечения, применимость которого доказана экспериментально в процессе обучения студентов иностранному языку в технических вузах, установлена возможность повышения эффективности практических занятий иностранным языком в техническом вузе и облегчения самостоятельной работы студентов при овладении ИРД без дополнительных затрат времени и усилий со стороны преподавателя.

На защиту выносятся следующие положения: эффективность формирования волевой сферы индивидуальности студентов в процессе овладения ИРД на практических занятиях иностранным языком лежит в русле обеспечения переживания успеха от осознания эффективности своих усилий, что предопределяет высокую самооценку, рост уровня притязаний и мотивации достижения и, как результат, готовность к новым усилиям для повышения своей коммуникативно-речевой активности на основании реализации андрагогического подхода к обучению студента, а также системы дидактического обеспечения, которое включает:

— концептуальную номенклатуру педагогических целей, направленных на формирование волевых качеств на разных этапах процесса обучения студентов различным видам ИРД;

— специально структурированное, профессионально мотивированное содержание обучения ИРД, отражающее знание специфики учебного предмета «Иностранный язык» в техническом вузе и возможностей процесса овладения навыками ИРД для развития волевой сферы;

— комплекс педагогических средств и условий, способствующих эффективности совместной работы преподавателя и студента по формированию волевой сферы студента.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и психологии КалГУ (Калининград), кафедре иностранных языков КГТУ (Калининград), Международной научной конференции «Человек в техногенной цивилизации» (Калининград, 1998), Межвузовской городской научно-методической конференции КГТУ «Проблемы организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе» (Калининград, 1999), Международной научно-технической конференции «Балттехмаш» (Калининград, 1998, 2000), Международной научно-технической конференции, посвященной семидесятилетию Калининградского государственного университета (Калининград, 2000), Baltic Association of Mechanical Engineering Experts, 2001, Всероссийском семинаре «Вопросы лингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных языков» (Калининград, 2001).

В работе были приведены сокращения следующих понятий.

ИРД — иноязычная речевая деятельность;

КРА — коммуникативно-речевая активность;

ИЯ иностранный язык.

Структура диссертации: Первая глава — «Сущность волевой сферы индивидуальности студента как предмет педагогического исследования»:

— современные концепции воли;

— воля как качество индивидуальности студента;

— волевое усилие как средство решения учебного задания;

— номенклатура волевых качеств индивидуальности студента, формируемых в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью;

— выводы по первой главе.

Во второй главе «Педагогическая сущность формирования волевой сферы индивидуальности студента в процессе овладения навыками иноязычной речевой деятельности» рассмотрены:

— учебная деятельность как фактор развития навыков иноязычной речевой деятельности и формирования волевой сферы индивидуальности студента;

— специфика иноязычной речевой деятельности и иностранного языка как учебного предмета и его формирующий потенциал;

— порождение иноязычного высказывания как интеллектуально-волевой процесс;

— возможности иноязычной речевой деятельности в формировании волевой сферы индивидуальности студента;

— номенклатура целей формирования волевой сферы индивидуальности студентов в процессе построения навыков иноязычной речевой деятельности;

— результаты педагогического эксперимента и их интерпретация, выводы по второй главе;

— заключение.

Выводы по второй главе.

Изучение центральной проблемы нашего исследования показало, что в процессе овладения иноязычным способом формирования и формулирования мысли и его внешнего воплощения (ИРД) предоставляется благоприятная возможность овладения своим поведением, формирования воли, так как волевая регуляция имеет, в основном, вербальный характер. Волевая регуляция и иноязычная речевая деятельность близки, так как имеют сходную психофизическую природу. В основе иноязычной речи — произвольные движения, в основе волевого поведения — контроль, осуществляемый, в основном, речевыми способами, средствами языка.

Такой подход, когда развитие волевой сферы рассматривается как суперцель, достижение которой дает возможность решить весь комплекс вузовских и жизненных задач, обеспечивает создание благоприятных условий формирования предметных навыков ИРД.

Достижение такой суперцели возможно благодаря использованию специально структурированного, профессионально-мотивированного, информационно насыщенного материала, который стимулирует коммуникативно-речевую активность студентов (КРЛ), где сочетаются определенный уровень сформированности навыков ИРД и определенная степень сформированное&tradeволевой сферы, так как реализация иноязычной КРА требует помимо владения навыками ИРД проявления волевого усилия целого ряда взаимосвязанных волевых качеств. Таким образом, повышение уровня КРА служит одновременно и целью формирования навыков ИРД и средством повышения уровня волевой сферы студентов.

Помимо профессионально-мотивированного содержания обучения, для достижения цели использовались и другие педагогические средства: соответствующие методы и формы обучения, наглядные и аудиовизуальные средства, графики и схемы, профессиональные качества преподавателя, внешняя стимуляция, переходящая в привычку самостимуляции, а также возможности отношений и связей, существующих между студентами внутри групп. Каждое педагогическое средство было проанализировано с целью выявления в нем возможностей формирования волевой сферы.

В экспериментальной части исследования была осуществлена проверка специально разработанной системы средств и условий для формирования волевой сферы в единстве с формированием навыков ИРД в ходе обычных занятий иностранным языком в техническом вузе. Для этого в ходе эксперимента были проведены замеры интегрированного, суммарного уровня волевой сферы с помощью теста самооценки по методу Н.Н. Обо-зова. Результаты были сопоставлены с данными внешнего наблюдения признаков отдельных волевых качеств по методу А. И. Высоцкого. Были измерены также уровни КРА и навыков ИРД по видам. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу, который подтвердил, что использованные педагогические средства обеспечили рост признаков, свидетельствующих о положительной динамике волевой сферы и навыков ИРД, а также возрастании уровней реализованной КРА.

Данные эксперимента также свидетельствуют о повышении уровня навыков самостимуляции при преодолении трудностей, самостоятельной постановки целей, планирования, самоконтроля и самооценки, которые, будучи общими навыками любой произвольной деятельности, могут быть перенесены на изучение других предметов и всего круга задач, решаемых в вузе и будущей профессиональной деятельности.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Задачей данной работы была попытка выяснить возможности формирования волевой сферы студента в процессе построения навыков ИРД на практических занятиях иностранным языком и в ходе самостоятельной работы, выполняемой автономно по рекомендации преподавателя. Для этого потребовалось: во-первых, выявить сущность воли и особенности волевой сферы индивидуальности студента, и, во-вторых, выявить педагогические средства формирования данной сферы.

Таким образом, первой задачей исследования было выявление сущ-9 ности категории воли, реально ли это существующее явление, или это теоретический конструкт, конгломерат разнородных психологических качеств, так как в последнее время не ослабевают попытки вывести понятие «воля» из научного употребления. Для этого был проделан исторический обзор различных точек зрения на волю и рассмотрены нынешние подходы к данной проблеме. В результате, сущность категории воли была определена нами как действительно существующий специфический механизм сознания, который появляется в онтогенезе и вырастает из произвольности, функциональной задачей которого на вузовском этапе является стимулирование активности студента при осуществлении им учебной деятельности, связанной с преодолением трудностей, на основании им самим поставленной или принятой внешней цели. Для выполнения этой функции студент вырабатывает у себя в процессе жизнедеятельности ряд качеств, формирующихся из волевых процессов и волевых состояний. Эти качества, объединенные данной функцией, составляют вместе волевую сферу индивидуальности студента, определяющую его способность устранять препятствия при движении к цели.

Наличие данных качеств дает потенциальную возможность волевой деятельности, в которой эти качества проявляются в определенных признаках, что делает возможным их измерение с помощью специальных методик внешнего наблюдения, а также с помощью тестов самооценки, что предполагает определенный уровень сформированности рефлексии.

В ходе исследования выяснилось, что волевая сфера представляет собой систему функционально взаимосвязанных качеств, была составлена их номенклатура, в составе которой были выделены те качества, которые являются наиболее важными при формировании навыков ИРД, и каждое из них было подвергнуто анализу, который показал, что каждое волевое качество, имея свою специфику, является фенотипическим единством наследственного и приобретенного. В каждом из них представлены нейродинамические, наследственные, а также мотивационные и ценностные компоненты, складывающиеся в процессе жизнедеятельности, и собственно волевой компонент — волевое усилие, имеющее не до конца выясненную природу. Одно бесспорно, оно осуществляет энергетическое, материальное воплощение мотива или ценностной ориентации студента через учебную деятельность. При этом, волевое усилие подключается через рефлексию при столкновении с повышенным уровнем трудностей, что обеспечивает концентрированный динамический контроль для их преодоления. Наличие в каждом волевом качестве мотивационного компонента устраняет противоречие мотивированного и волевого поведения. Наличие воли обязательно предполагает наличие мотива, но наличие мотива еще не предполагает наличие воли, то есть возможности реализации предметного мотива или ценностной ориентации при практическом их воплощении. Именно это определяет тот факт, что наличие даже большого мотива или суммы разнообразных мотивов, побуждающих студента к деятельности по овладению ИРД, не всегда обеспечивает ее успех при отсутствии сформированной волевой сферы. Что определяет необходимость ее целенаправленного формирования в процессе овладения ИРД.

Если в структуре индивидуальности студента уровень сформированности волевой сферы недостаточен, что выражается в отсутствии готовности к преодолению трудностей и выработке более легких замещающих целей, то даже наличие положительных мотивов не всегда дает позитивные результаты.

Совершенно очевидно, что при изучении иностранного языка, которое заключается в овладении навыками всех видов ИРД и которое связано с длительным преодолением многочисленных трудностей, не обойтись без стимулирующей и сдерживающей функций воли. Для формирования достаточного уровня волевой сферы вместе с формированием компетентного уровня навыков ИРД необходим дидактически правильно построенный ф процесс обучения, заключающийся в разработке номенклатуры целей, где практические цели решаются вместе с образовательными и развивающими, а промежуточные и частные цели не упускают из вида стратегическую цель сформировать самостоятельно мыслящую индивидуальность, компетентного профессионала, в использовании профессионально-мотивированного, информационно насыщенного содержания обучения, его правильного структуривания и использования всей гаммы педагогических Ф средств, учитывающей структуру волевой деятельности, частным случаем которой является учебная деятельность и иноязычная речевая деятельность.

Поскольку ИРД и даже вся учебная деятельность — есть частный случай волевой, то есть преднамеренной и целенаправленной деятельности, задача формировать волю через овладение ИРД может считаться как суперцель, а потому оправдана, так как воля есть средство реализации любого мотива, решения всего класса учебных, профессиональных и жизненных задач, стоящих перед студентом, а также средством, цементирующим Ф целостность его самоопределяющейся индивидуальности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой