Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание учебно-познавательной компетенции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в отечественном образовании наиболее обоснованный набор ключевых компетенций предложил А. В. Хуторской. В работе «Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного образования» А. В. Хуторской дает определение ключевых компетенций и рассматривает иерархию компетенций по месту формирования и применения. В своей классификации он выделяет учебно-познавательную… Читать ещё >

Содержание учебно-познавательной компетенции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение целей образования предопределили появление в жизни терминов компетентность, компетенция, компетентностный подход, и неизбежность появления в педагогической теории и практике компетентностного подхода стала очевидной. Задача формирования компетенций учащихся в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования.

Введение

ключевых компетенций в практику образовательного процесса позволяет решить проблему и формирования личности, способной самореализоваться в современном обществе.

Актуальность формирования и значение учебно-познавательной компетенции можно представить в следующих аспектах. Учебно-познавательная компетенция учащихся, являясь ключевой, актуальна как:

  • 1. Фактор, формирующий методы и способы познавательной деятельности.
  • 2. Фактор, влияющий на возрастание мотивации и познавательной активности.
  • 3. Фактор позволяющий заниматься самообразованием в течение всей жизни.
  • 4. Готовность к продуктивной практической деятельности.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что, проблема формирования учебно-познавательной компетенции в учебном процессе имеет глубокий философский смысл и рассматривается в работах, как зарубежных, так и отечественных педагогов (П.П. Блонский, В. П. Вахтеров, А. Дистервег, Д. Дьюи, П. Ф. Катерев, Я. А. Коменский, В. А. Лай, И. Песталоцци, К. П. Победоносцев, К. Д. Ушинский, и др.).

К сожалению, в педагогической литературе рассматривается вопрос о ключевых компетенциях на уровне лишь их определения, без необходимых разъяснений, конкретизации применительно к точному содержанию и раскрытию сущности. Чтобы перейти к вопросу рассмотрения сущности учебно-познавательной компетенции необходимо определить ее место в классификации компетенций, определенной выдающимися теоретиками современности в области педагогики и выделить ее структурные компоненты.

В настоящее время в отечественном образовании наиболее обоснованный набор ключевых компетенций предложил А. В. Хуторской. В работе «Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного образования» А. В. Хуторской дает определение ключевых компетенций и рассматривает иерархию компетенций по месту формирования и применения. В своей классификации он выделяет учебно-познавательную компетенцию, как ключевую компетенцию, направленную на приращение знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитие определенных умений и навыков в образовательной деятельности, развитие творческого мышления и самостоятельности в учебной деятельности.

За основу определения учебно-познавательной компетенции мы взяли определение А. В. Хуторского: учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения, организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а так же овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Итак, учебно-познавательная компетенция — интегрированное качество личности, функционально-поисковый алгоритм реализации познавательных потребностей учащегося в ходе мотивированной, активной познавательной деятельности, направленный на приращение знаний, умений и навыков реализующихся в практической деятельности.

Определим структуруучебно-познавательной компетенции, через анализ понятий, входящих в ее определение по А. В. Хуторскому. В этом определении главным звеном является познавательная деятельность, рассматриваемая как процесс познания явлений действительности, а формирование компетенций — проявление определенных качеств личности (знания, умения, способы целеполагания, рефлексия), сформированных на основе функционально-поискового алгоритма деятельности, направленного на готовность личности к самостоятельной учебно-познавательной деятельность, интегрированной в практическую.

Определим сущность учебно-познавательной компетенции как ее внутреннюю основу, содержание, смысл. А. В. Хуторской, раскрывает сущность учебно-познавательной компетенции через представление ее в деятельностной форме:

— умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  • — организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • — задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • — ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
  • — выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • — иметь опыт восприятия картины мира.

Анализируя вышесказанное, сущностью учебно-познавательной компетенции, на наш взгляд, являются:

  • — предметные знания, отраженные в обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования;
  • — общеучебные умения: познавательные (владеть навыками работы с различными источниками информации, проводить наблюдения, и др.),

учебно-интеллектуальные умения, организационно-оценочные;

— самообразование, самостоятельная познавательная деятельность.

Выявив сущность и структуру учебно-познавательной компетенции, можно заметить, что эффективность ее формирования ставит задачи развития познавательного интереса и устойчивой мотивации учащихся на познавательную деятельность, отработку общеучебных умений и навыков и способов деятельности. Мы отмечаем, что формирование учебно-познавательной компетенции учащихся происходит в познавательной деятельности как поэтапном и комплексном процессе развития личностных качеств учащегося, общеучебных умений и навыков практической деятельности, направленное на создание образовательных продуктов, отражающих применение знаний на практике.

Обобщенные данные, полученные в результате анализа научнометодической литературы, являются теоретической основой для проведения опытно-практического исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой