Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предметный Портфолио как средство развития самооценки младшего школьника

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед… Читать ещё >

Содержание

  • ТЕЗАУРУС
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Понятие самооценки в психологии и педагогике
    • 1. 2. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Портфолио как средство развития самооценки младших школьников
    • 1. 4. Типы портфолио
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНОГО ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЕГО САМООЦЕНКИ
    • 2. 1. Пояснительная записка к проекту
    • 2. 2. Методические рекомендации по организации деятельности младших школьников с предметным портфолио
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Предметный Портфолио как средство развития самооценки младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ТЕЗАУРУС

Портфолио — рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся (4, с.51).

Предметное портфолио — это целенаправленная коллекция работ уча-щегося по определенному предмету, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях (7, с.32).

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, ка-честв и места среди других людей (22, с.87).

Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

В контексте идей личностно-ориентированного образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности обучающихся и их самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Проблема самооценивания и оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Дж. Брунер, Л. И. Божович, Л. С. Выгодский, Э. А. Голубева, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. Р. Лурия, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Согласно теории уебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Как отмечает А. И. Липкина у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей одного из основных компонентов самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражений отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его версия, оценочным суждением, отметкой.

Актуальность темы

исследования связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.

В начальной школе ведущая роль принадлежит предметно-информационному и деятельностно-коммуникативному блокам, что позволяет в полной мере освоить содержание ценностно-ориентационной составляющей приобретаемых знаний и навыков.

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

потребность в активной познавательной деятельности.

В ходе работы мы столкнулись со следующими противоречиями:

Между тем, что портфолио школьников все чаще применяется в образовательной практике, но его реализация почти не обеспечена методическим сопровождением;

Между тем, что использование портфолио школьников в образовательном процессе имеет большие возможности для развития личности ученика (в том числе и для развития самооценки, начиная с младшего школьного возраста) и тем, что эти возможности не используются субъектами образования, чаще всего превращая портфолио в «пакет» с документами.

Проблема: Каким должно быть содержание предметного Портфолио, чтобы работа над ним, организованная педагогом, развивала самооценку младшего школьника?

Цель курсовой работы разработать проект предметного портфолио по ИЯ для 3 класса как средство развития самооценки младших школьников.

Объектом исследования является самооценка младших школьников.

Предметом явился портфолио как средство развития самооценки младших школьников.

Для реализации цели мы поставили ряд задач:

1). Проанализировать литературу по данной теме.

2). Сформулировать теоретическое обоснование использования Портфолио в образовательном процессе.

3). Разработать макет портфолио для младших школьников по теме «Предметное портфолио как средство развития самооценки младших школьников».

4). Сформулировать выводы и разработать рекомендации субъектам образовательного процесса по использованию предметного портфолио.

В ходе работы мы пользовались трудами Д. Б. Эльконина, М. Н. Скаткина и других.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. С. 34.
  2. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.:
  3. Питер, 2001. С. 304.
  4. Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам (начальная школа, методическое пособие). — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. — С. 204.
  5. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. Вопросы психологии. 1991. — № 6. С. 45 — 49.
  6. В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004. — № 3. — С.32 36.
  7. В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. — М.: ACADEMA, 1999. — С.54.
  8. Л.Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: 2000. С. 67.
  9. А.И. Самооценка школьника. — М., 1976. С. 87.
  10. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной дея-тельности. — М.: 1968. С. 49 — 57.
  11. М.В. Психология младшего школьника. — М.: Просвещение, 1970. С. 127.
  12. Модель «портфолио» выпускника основной школы МОС Крапивин-ского района Кемеровской области // Управление школой. — 2004. — № 31. С. 45 — 47.
  13. Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. — 2004. — № 5. С. 56 59.
  14. Т.Г. Папка индивидуальных достижений — «портфолио» // Директор школы. -2004. — № 7. — С.45 48.
  15. Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. 2004. — № 2. — С.48−56.
  16. Педагогика/Под ред.П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство, 1995. С. 215.
  17. С. Дж. Учебное портфолио — новая форма конроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000. — № 1. С.65−67.
  18. И.П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. С. 245.
  19. Портфолио достижений ученика шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. — 2004. — № 5. С. 65 — 67.
  20. А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: практиче-ское руководство учителей и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 176.
  21. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2003. С. 320.
  22. И.Ф. Педагогика. — М.: Юристь, 1997. — С.46.
  23. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: 1974. — С.45.
  24. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. С. 554.
  25. И.Г. Портфолио. — Волгоград: Учитель, 2007. — С.124.
Заполнить форму текущей работой