Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку
Диссертация
Определяя психологическую характеристику студенческого возраста, следует отметить, что именно в этом возрасте происходит эффективное развитие духовных качеств личности. Поэтому, формирование поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе вузовского обучения становится актуальным и способно повлиять па становление нравственных отношений с субъектами их будущей профессиональной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку
- 1. 1. Поликультурность как педагогическая проблема
- 1. 2. Сущность поликультурной компетентности будущих педагогов и методологический базис к решению проблемы её формирования в процессе обучения иностранному языку
- 1. 3. Теоретические положения педагогической модели формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию поликультурной компетентности будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку
- 2. 1. Анализ педагогических условий эффективной реализации модели формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в ходе эксперимента
- 2. 2. Особенности оптимизации технологии формирования поликультурной компетентности в процессе обучения иностранному языку в ходе экспериментальной апробации авторской модели
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова, Н.К. Смена ориентиров в современной системе образования / Н. К. Абрамова // Духовно-культурные процессы в современной России. М., 1998. — С.92−97.
- Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин СПб.: Златоуст, 1999.
- Айнштейн, В. О проблеме воспитания в вузе / В. Айнштейн // Высшее образование в России. 1998. — № 3.
- Алексеева, Л.П. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности / Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина М.: НИИВО, 1994.
- Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО „Модек“, 1998. — 544с.
- Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 20−25.
- Андреева, Г. А. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности / Г. А. Андреева // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987.
- Андронкина, Н.М. Когнитивно-деятельностный подход в обучении иностранному языку как специальности / Н. М. Андронкина // Ж.: „Наука. Культура. Образование“. -2002. — № 12.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-метод. пособие / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асмолов, А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в.России: от парадигмы конфликта — к парадигме толерантности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 2003. — № 4. С. 3 -12.
- Асмолов, А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002 -416 с.
- Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном! сознании России. М., 1998. -135 с.
- Балыхина, Т.М.» Структура и-содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Научное издание / Т. М. Балыхина М.: Изд-во МГПУ, 2000. — 400с.
- Бауман, 3. Мыслить социологически / 3. Бауман. М., 1996.
- Бахтин, Л.М. Два способа изучать культуру / Л. М. Бахтин // Вопросы философии. 1986. — № 12.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин М.: Искусство, 1986.-444с.
- Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие / Г. В. Безюлева М.: Московский соц.- психологич. ин-т, 2005. -152 с.
- Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур / А. А. Велик. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. — 241с.
- Белицкая, Г. Э. Социальная компетенция личности / Г. Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
- Белогуров, А.Ю. Проблемы развития эти ©-региональных образовательных систем / А. Ю. Белогуров // Педагогика. 2003. -№ 1. — С. 98−104.
- Белогуров, А.Ю. Цивилизационный принцип в концепции построения модели современного поликультурного образования / А. Ю. Белогуров // Мир на СК. Сим.№ 13. Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. 2004.
- Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. — М.: Педагогика, 1996.
- Бельчиков, Ю.А. Культуроведческий аспект филологических дисциплин / Ю.А. Бельчиков//Филологические науки.-1998. № 4. -С.48−56.
- Берулава, М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С.9−11.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: ВГУ, 1977 — 304 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Библер, B.C. На гранях логики культуры / B.C. Библер // Книга избранных очерков.-М., 1997.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике-культуры / B.C. Библер. М.: Наука, 1991 -296с.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культур. Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Бим, И.JI. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса / И.Л. Бим//Иностранные языки в школе. -1996. № 1. С.45−51.
- Блауберг, И.В. Некоторые методологические проблемы исследования истории системного подхода / И. В. Блауберг. М.: ВНШСИ, 1980. — Вып:7. -70 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг. М.: Наука, 1973. — 269 с.
- Богатырева, Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Богатырева. М., 2002.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — с. 814.
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1991. — 174 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 2000.
- Борисенков, В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи современной науки / В. П. Борисенков. Режим доступа: htpp://image. websib.ru
- Братченко, С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С. Л. Братченко // Психология с человеческим лицом: гуманистические перспективы в постсоветской психологии. М., 1997.
- Буланкина, Н.Е. Концептосфера учителя-гуманитария / Н. Е. Буланкина // Сибирский учитель. 2000. — № 2. — С. 27—31.
- Буланкина, №Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательномшространстве / Н. Е. Буланкина. -М.: АПКиПРО, 2002 -208 с.
- Василик, М.А. Основы теории коммуникации / М. А. Василик. М., 2003.
- Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие / под ред. Бондаревской Е. В. Ростов-на-Дону: РГПУ. 1995. — 172с.
- Веденина, Л.Г. Межкультурное обучение как полилог языков.и культур / Л. Г. Веденина // Межкультурная коммуникация: Тез. докл. Иркутск, 1993.
- Вербицкая, Л. А*. Проблемы гуманизации современного образования / Л. А: Вербицкая // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. СПб., 1994. — Вып.2. — С.37.
- Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л. П. Владимирова // Иностранные языки в школе 2002 — № 3. С.3941.
- Воловикова, М.Л. Отражение идей* гуманистической педагогики и психологии в теории поликультурного образования / М. Л. Воловикова // Мир на" СК. Сим.№ 13. Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование, 2004.
- Волович, Л.А. Воспитательная работа в регионе / Л. А. Волович. М.: Ассоциация Профессиональное образование, 1992. -212с.
- Востриков, А.А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель: монография / А. А*. Востриков. — Изд-во «Продуктивная педагогика», Томск, 2006 218 с.
- Востриков, А.А. Особенности разработки школьных образовательных комплексов на основе компетентностного подхода: монография- / А. А. Востриков. Изд-во «Продуктивная педагогика», Томск, 2007 — 211 с.
- Выготский, JI.С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. М., Воронеж, 1996. — 512с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Тезисы. Культурно-историческая теория развития поведения и психики / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983.- 145 с.
- Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком /• Т. П. Гаврилова // Теоретические и. прикладные проблемы психологии,* познания людьми друг друга /• под. ред. Бодалёва А. А. — Краснодар, 1975. 128 с.
- Гаганова- O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основысодержание / O.K. Гаганова // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 88−92.
- Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебс-метод. пособие / Е. О. Галицких. — М.: Академический' проект, 2004.-240 с.
- Гальскова, Н: Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения, иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе.-2004. -№ 1.
- Гасанов, З.Т. Формирование готовности к межнациональному диалогу в многонациональном регионе / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 1994. № 5. — С. 12−15.
- Гез, Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н. И. Гез // Коммуникативные единицы языка. М.: Изд-во МГПНИЯ им. М. Тореза. 1984. — С.43.
- Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации / Л. К. Гейхман // Вестник МГУ. 2003. — № 3.
- Гершунский, Б.С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы / Б.'С. Гершунский // Магистр. -1991.
- Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. — 2002.-№ 7. С. 3−12.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поискахпрактико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.', Изд-во «Совершенство», 1998.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — 235с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.
- Грачев, А.А. К истории формирования взглядов на предмет этнопсихологии / А. А. Грачев // В кн. Вопросы истории общей и прикладной психологии: сборник статей. Ростов-на-Дону. РГПИ, 1978, — С. 118−132.
- Грушевицкая, Т.Г. Основа межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. М.: Юнит, 2002. — 352с.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
- Гусинский, Э.Н. Образование личности. Личность Формирование -Культура — Философские проблемы / Э. Н. Гусинский. — М., 1994.
- Давыдов, Ю.С. Цивилизация и поликультурное образование (на примере Северного Кавказа) / Ю. С. Давыдов, Б. Б. Лазарев, Л. Л. Супрунова // Известия АПСН / Под. ред. С. К. Бондыревой. Выпуск 4. М.-Воронеж, 2000. — С. 2837.
- Давыдов, Ю: С. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации / Ю. С. Давыдов, Л. Л. Супрунова. Пятигорск, 2003.
- Девятова, С.В. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования / С. В. Девятова, В. И. Купцов // Соц.-полит. журн. М., 1996. — № 1. — С.125−132.
- Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. 2001. № 1.
- Демократия: конфликтность и- толерантность / Под. ред. B.C. Рахманинова. — Воронеж, 2002. 402 с.80- Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И. Б, СПб., 2002 — С.80−84:
- Джуринский, А.Н. Воспитание- в России и за . рубежом: методическое пособие / А. Н. Джуринский. М., 2004.
- Джуринский, А. Н- Поликультурное воспитание: сущность и- перспективы развития / А.Н. Джуринский-// Педагогика. 2002.-№ 10. — С.93−95.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитириев. -Народное образование М., 1999. — 208 с.
- Дмитриев-. Г. Д. Многокультурность как дидактический- принцип / Г. Д: Дмитриев // Педагогика. 2000. -j"1. — С. 71−73. ,
- Дмитриев- Г. Д. Поликультурное образование: Программы и. методы / Г. Д. Дмитриев, Т. Б. Мен екая // Общество и образование в современном^ мире: Сб. Материалов из зарубежного опыта. Вып. 2. — М., 1993.
- Дмитириенко, В.А. Концептуальные- основы общей теории науки / В. А. Дмитиренко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. — 297 с.
- Домбинская, М-Г. Духовная деятельность в сфере образования как процесс становления духовной культуры личности / М. Г. Домбинская.// Образование в Сибири. Томск, 1996. — №Г. — С Л 90−191.
- Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М. И- Еникеев. М., 1999.
- Ершов, В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся- средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Ершов. М-, 2000.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2005. — 206 с.
- Занков, JI.B. Избранные педагогические труды / JI: B. Занков. М.: Педагогика, 1990.-424 с.
- Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Ф. Зеер // Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций: материалы конф. Уральское отделение РАО. — Екатеринбург, 2005.
- Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука, 2002. № 2.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация' профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк, Москва- Московский психолого-социальный институт, 2005. -216 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. -С. 34−42.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Учебное издание / И. А. Зимняя // Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 220с.98: Зиновьев, Д. В. Социокультурная толерантность — ее сущностные характеристики / Д. В. Зиновьев // Парадигма. 1998. — № 1. — С. 55−61.
- Золотухин, В.М. Две концепции толерантности / М. В. Золотухин. -Кузбас. гос. техн. ун-т. Кемерово, 1999. — 63 с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
- Иванова, И.Н. Социологический аспект понимания ценностей культуры / И. Н. Иванова //Диалог в культуре. М., 1989, — Вып.5. — С. 52−58.
- Игнатьева, Г. Деятельностное содержание образования: современная дискуссия / Г. Игнатьева // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 65−74.
- Ищенко, В.В. Об опыте ГОС ВПО с использованием компетентностного подхода. Материалы к третьему заседанию методологического семинара / В. В. Ищенко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 17 с.
- Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган.-М., 1988.
- Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. -Л.: ЛГУ, 1991.-384 с.
- Киселёва, Т.Г. Глобализация общества и культура мира / Т. Г. Киселёва. -М., 2002.
- Китайгородская, Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская // Иностранные языки в школе 1988. — № 6. -С.3−8.
- Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. М.: Академический проект, 2004. — 173 с.
- Ковтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Ковтарадзе. М., 1998. — С. 30−38.
- Козлова, О.Н. Новая парадигма образования и ее социокультурные детерминации / О. Н. Козлова // Соц.-полит. журн. М., 1995. — № 2. — С.214−219.
- Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под. ред. В. А. Козыревой, Н. Ф Радионовой. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. Изд. 2-ое, С.-Петербург, 2005. 392 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
- Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / сост. В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвистического университета, 1999.- 14 с.
- Коржуев, В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры: Учеб. практ. пособие / А. В. Коржуев, Н. Ю. Кудзиева. — М.: Просвещение, 2000.
- Коханович, Л.И. Гуманизация и гуманитаризация в современном вузе / Л. И. Коханович // Интеллигенция и нравственность. М., 1993. — С.234−244.
- Краевский, В.В. Воспитание или образование / В. В. Кревский // Педагогика. 2001. — № 3.
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. заведений / В. В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -534 с.
- Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. М., 2002.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
- Крылова, Н.Б. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов- Вып.1 / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: РФФИ-ИПИ, 1995.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
- Кузьмин, В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологическое обоснование / В. П. Кузьмин // Системные исследования. Ежегодник. 1984. -М.: Наука, 1984. 384 с. — С.41−51.
- Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 510.'
- Кузьмина, Н.В.: Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М., 1990.
- Кузьмина, Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований / Н. В. Кузьмина / ред.А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. — 165 с. -С.82−117.
- Кукушин, B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Пособие для учителя / B.C. Кукушин. Ростов н/Д.: ГинГо, 2001. -404 с.
- Куликова, JI.H. Гуманизация образования как средство реализации идей гуманизма / JI.H. Куликова // Проблемы гуманизации образования. -Петропавловск-Камчатский: ПКГПИ, 2000.-250 с. С.5- 21.
- Ларин, А.Е. Воспитание творческой активности учащихся ПТУ / А. Е. Ларин. — М.: Высшая школа, 1990. 206 с.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование. 2004.- № 3. — С.95−100.
- Лебедева, Н. Трудная наука диалога, или почему так важно изучать культуру соседей по планете / Н Лебедева // Поиск. 2003. — № 7.
- Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учебн. пособие / Н. М. Лебедева. М.: «Ключ-с», 1999. — 224 с.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
- Леднев, B.C. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. М., 2002.
- Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 45 — 53.
- Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А. А. Леонтьев. М.: МПСИ, 2004. — 534 с.
- Леонтьев, А.А. Языкознание и психология / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1966.-80с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лисовский, В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: Науч.-попул. / В. Т. Лисовский. М.: Высш.шк., 1990. — 304с.
- Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб: «Искусство-СПб», 2000. -704с.
- Луковицкая, Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности психологическое определение / Е. Г. Луковицкая. -Новгород, 1996.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
- Макаев, В.В., Малькова, З.А., Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы /В.В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 4−10.
- Малькова, З.А. Разорванное образовательное пространство / З. А. Малькова // Педагогика. 1999. — № 5.
- Манжасова, Ю.А. Система межэтнического образования в- США: генезис и современное состояние: автореф. дис.. канд.пед.наук / Ю. А. Манжасова. Курск, 2004.
- Мартынова, М.Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования / М. Ю. Мартынова // ЭО. 2004. — № 1. — С. 40−50.
- Межуев, В.М. Актуальные проблемы теории культуры / В. М: Межуев. -М., 1983.-С.146.
- Менская, Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы / Т. Е. Менская // В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., — М., 1993.
- Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. — 2004. № 7. — С. 30−35.
- Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. — 2000 № 4. — С.19−14.
- Миттер, Вольфганг. Многокультурное образование и междисциплинарный подход / В. Миттер // Перспективы. 1993. — № 1. — С. 37−48.
- Монахов, В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований / В. М. Монахов // Школьные технологии. — 2001. — № 5. — С.75−89.
- На пути к-толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000.-255 с.
- Наушабаева, С.У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике / С. У. Наушабаева // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 104−110.
- Национальная доктрина образования в РФ. М., 2001.
- Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. М., 1998. — № 3. — С.3−10.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник. 1999.
- О’Коннор, Джозеф, Макдермотт, Иан, Искусство системного мышления: Небходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт — Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.
- Палаткина, Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. 2002. — № 5.-С. 41−46.
- Палаткина, Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. В. Палаткина. М., 2003. — 37 с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223с.
- Пашина, Л. А. Феномен социальной агрессивности: сущность и формы проявления: дис. канд. филос. наук / Л. А. Пашина. — Кемерово, 2006.
- Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш*. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 512 с.
- Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура / Т. Н. Персикова. М.: Изд-во Логос, 2002. — 223с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. М., 1989.
- Петрунева, Р. О главной цели образования / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. 1998. — № 3.
- Пехлецкий, И.Д. Количественный анализ и структурные модели в процессе обучения: Учеб. пособие / И. Д. Пехлецкий. — Л.- Пермь, 1983. 58 с.
- Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе 2001 — № 2. — С. 14−19.
- Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе — № 2. С.3−10.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалиф.пед.кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. -224 с.
- Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы международной науч.- пр. конф., 30−31 мая 2000 г. Махачкала-Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. — 342 с.
- Попков, В.А. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Попов, Л. Воспитание без этики? / Л. Попов // Высшее образование в России, 1996. -№ 3.
- Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2001 -С.486−490.'
- Рогова, А.В. Идеи становления человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX -начало XX вв.): Монография / А. В. Рогова. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. -146 с.
- Рот, Ю. Встречи на грани культур / Ю. Рот, Г. Коптельцева. Калуга, 2001 -С.94−96.
- Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е. В. Руденский. -М., 1999.
- Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. -М.: Высш.шк., 2005. 310 с.
- Санжиева, Я.Б. Гуманизация и диалог культур в школьном образовании: учеб. пособие / Я. Б. Санжиева. Усть-Ордынский ИПКРО, 2000. — 144 с.
- Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Изд-во Истоки, 1996.-237с.
- Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: Современные подходы к многоуровнему описанию в методических целях / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2005. — № 3. — С. 108.
- Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. -С. 18.
- Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореф. дисс.. д-ра пед. наук / В. В. Сафонова. -М., 1991 -35с.
- Селевко, Г. К. Педагогические компетенции и компетентность / Г. К. Селевко // Сельская школа. 2004. — № 3. — С. 29−32.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
- Семенюк, JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие / JI.M. Семенюк. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. — С. 6−17.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16 — 1.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 2000.- 148 с.
- Сериков, Г. Н. Педагогические системы обучения: Учебное пособие / Г. Н. Сериков / Под ред. Н. А. Томина. Челябинск: ЧГПИ, 19 890. — 4.1 — 100 е.- 4.2 — 80 с.
- Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. — 477 с.
- Соколов, В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // СоцИс, 2003. -№ 8.
- Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1998.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
- Супрунова, Л'. Л. Диалог культур как принцип поликультурного образования / Л. Л. Супрунова // Поликультурное образование на Сев. Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: материалы междунар. науч. -практ. конф. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. — С. 22.
- Суходольский, Г. В., Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г. В. Суходольский. — Л.: ЛГУ, 1976.
- Сыродеева, А.А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие / А. А. Сыродеева. М.: МИРОС, 2001. — 192 с.
- Сысоев, П.В. Языковое поликультурное образование / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2006 — № 4.
- Таланов, В. Образование и культура толерантности / В: Таланов // Высшее образование в России. 2001.- № 3. — С. 150−152.
- Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка / О. В. Теслина // Иностранные языки в школе. 2002 — № 3. — С.41−46.
- Ткаченко- Е. Гуманизация российского образования / Е. Ткаченко // Народное образование. 1995. — № 6. — С.4−8.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория- и практика): сб. науч.-метод. ст.- отв. ред. С. К. Бондырева. М.: Издательство Московского психолого-социального, института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 368 с.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М!} 1994. -726 с.
- Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н. В. Туркина // Иностранные языки в школе. 2002 — № 3. — с.46−48.
- Федотова, Е.Е. Компетентностный подход в зарубежном образовании: проблемы формирования нового1 содержания образования / Е. Е. Федотова // Образовательный вестник. Томск: Дельтаплан, 2002. — № 27. — С 22−27.
- Фетискин- Н. П. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., 2002. С.263−265.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. -Изд-во Института Психотерапии М., 2002 — С. 157−158.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галперина и др. М.: Пед. общество России, 2004. — 240 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской. // Народное образование. 2003. — № 2, — С. 58−64.
- Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 — 383 с.
- Цели обучения иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения ИЯ», № 2).
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способность (Программа «Обновление гуманитарного образования в России») / В. Д. Шадриков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. — 287с.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2003.-№ 8. — С. 26.
- Шафрикова, А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: автореф. дисс. .канд. пед. наук / А. В. Шафрикова. Казань, 1999.- 18 с.
- Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебн. пособие для педагог, вузов / М. И. Шилова. -Красноярск, 1998.
- Шишов, G.E. Компетентностный подход- к, образованию как необходимость / С. Б. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования образование в мире. -2001. -№ 4.-С. 8- 16.
- Штейнберг, В.Э. Технологизация" образования теория и опыт / В-Э. Штейнберг // Школьные технологии:20 001 № 2. — С. 3−23.
- Bachman. L.E. Fundamental- Consideration in Language Testing / L.F. Bachman. Oxford: Oxford University Press, 1990.
- Baetens, B: H- Multilingual education? in Europe: Theory and practice7 B. H: Baetens. -In THe Korean5Society of Bilingualism, 1990- p. 107−129.
- Baker, G.G. Planning and Organizing, for Multicultural Instruction / G.C. Baker. Addison-Wesley Publishing Company. USA.- 1994- - 217 p.
- Banks, J. Cultural Diversity and Education: Foundation- Curriculum and Teaching / J., Banks. Boston- 2001.
- Bennet, M. Basic concepts of intercultural communication / M. Bennet. -Selected Readings. Yarmouth, 1998: — 102 p.
- Brislin, R.W. Intercultural Communication Training / R.W. Brislin, T. Yoshida. An Introduction Thousand Oaks, 1994. — 123 p.
- Cole, M., Teaching and Learning about Racism: A Critique of Multicultural Education in Britain / M. Cole. 1986.
- Conche, M. La tolerance francaise et sa signification universelle / M. Conche // Document de travail pour le 19 Congres mondial de philosophic. (Moscou 22 -28 aout. 1993. UNESCO division de la philosophic de 1 etique Paris aout. 1993. P.-78.
- Cushner, K. Intercultural interactions / K. Cushner, R.W. Brislin. London, 1995.
- Darling-Hammond, L. Inequality and access to knowledge: Handbook on multicultural education / L. Darling-Hammond / In J.A. Banks & C.A. McGee Banks (Eds.). New York: Macmillan, 1995. — 465p.
- Gaitanides, St., Interkulturelles Lernen in einer multikulturellen Gesellschaft / St. Gaitanides // Informationsdienst z. Auslanderarbeit, 1994, H. 2. — S. 24−36.
- Gay, G. Educational equality for students of color / G. Gay. New York, 1997.-280 p.
- Gopfert, H. Auslanderfeindlichkeit durch Unterricht. Konzeptionen und Alternativen fiir Geschichte, Sozialkunde und Religion / H. Gopfert. Diisseldorf, 1985.
- Hohmann, M. Interkulturelle Erziehung als Herausforderung fur allgemeine Bildung? / M. Hohmann // Erziehung in der multikulturellen Gesellschaft. VE-Info.- 1987.-Nr. 17.-S. 98.
- International Dictionary of Education. Vol. 7. Oxford, 1994. — P.3963.
- Kalantzis, M. Multicultural Education: Transforming the Mainstream / M. Kalantzis, B. Cope // Critical Multiculturalism. Rethinking Multicultural and Antiracist Education. L., 1999.
- Pommerin, G. Migrantenliteratur und ihre Bedeutung fur die interkulturelle Erziehung / G. Pommerin // Zielsprache Deutsch. H. 3. — S. 41.
- Sandfuchs, U. Lehren und Lernen mit Auslanderkindern / U. Sandfuchs. -Bad Heilbrunn, 1986.
- Schmidt, U. Interkulturelle Kommunikation und interkulturelles Lernen / U. Schmidt // Jahrbuch «Padagogik: Dritte Welt». Kulturelle Identitat und Universalitat. Frankfurt a.M. — 1987.
- Taylor, Ch., Multikulturalismus und die Politik der Anerkennung / Ch. Taylor. Frankfurt a.M., 1993.