Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполнение учащимися практических заданий в туристско-краеведческих объединениях, их деятельности в рамках движения «Школа безопасности», процесс совершенствования знаний, умений и навыков способствуют формированию у них потребности к самообразованию, работе с дополнительной литературой. В процессе этой деятельности у них формируются правильные представления о принципах личной и коллективной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ подготовки детей к безопасному поведению в природной среде
    • 1. 1. Роль учебной и внеучебной деятельности в обучении детей безопасному поведению в природной среде
    • 1. 2. Анализ действующей методики обучения детей безопасному поведению в природной среде
  • Глава 2. Формирование— учебно-внеучебного комплекса обучения детей безопасному поведению в природной среде 2.1: Учебно-внеучебный комплекс обучения детей безопасному поведению в природной среде
    • 2. 2. Экспериментальная проверка эффективности учебно-внеучебного комплекса обучения детей безопасному поведению в природной среде
    • 2. 3. Пути и условия реализации учебно-внеучебного комплекса обучения детей безопасному поведению в природной среде

Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема обучения детей безопасному образу жизни имеет важное государственное значение. В сложной социально-экономической обстановке, в процессе~11еуклоннюи урбанизации подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает.

Осваивая в школьном курсе основы наук, ребенок не в силах самостоятельно приобрести и развить в себе навыки правильного, безопасного поведения в техногенной, криминогенной и природной средах.

Нельзя сказать, что вопросы обучения детей безопасному поведению не интересовали педагогов ранее. Содержание обучения детей в системе туристско-краеведческой деятельности предусматривает изучение вопросов обеспечения безопасности, охраны природы, подготовки к действиям в экстремальных условиях природного характера. Однако это происходило только в системе дополнительного образования детей.

Только в 1991 г. с введением в программу общеобразовательных учреждений курса «Основы безопасности жизнедеятельности» появилась возможность массового обучения детей безопасному поведению на природе, грамотным действиям при возникновении экстремальных ситуаций техногенного, криминогенного или природного характера.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности», как и другие учебные дисциплины, должен осуществлять следующие функции:

• образовательную (вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков).

• воспитательную (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции).

• развивающую (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета»).

• способствовать психологической подготовке к правильному поведению в современной техносоциальной среде:

Этот курс способствует формированию и развитию навыков оценки обстановки (ситуации) в экстремальных условиях, принятию целесообразных решений по действиям в такой обстановке и их выполнению.

В силу специфики своего содержания, индивидуальной и коллективной направленности, этот курс имеет реальные возможности формирования собственными методами и средствами системы специальных знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, которые необходимы для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также успеха в сложных, наиболее опасных видах деятельности, в том числе и военной службе.

Он должен способствовать формированию и развитию навыков быстрой оценки обстановки, принятия целесообразных решений и выполнения их.

В то же время эффективное усвоение материала, приобретение умений и навыков безопасного поведения можно сделать более эффективным при организации тесной взаимосвязи учебной (общее образование) и внеучебной (дополнительное образование) деятельности на принципах их комплексности, интеграции, системности и прием-ственности. При этом учебная и внеучебная деятельность выступают, как средства, взаимно дополняющие друг друга и качественно повышающие возможности обучения детей безопасному поведению в природной среде.

В создании комплекса программно-методического обеспечения и мероприятий процесса эффективного обучения детей безопасному поведению в природной среде в условиях учебной и внеучебной деятельности важное теоретическое и практическое значение имели труды Я. А. Коменского, К.Д. Ушинского3, Г1ФЛ Лесгафта. Они утвердили в педагогике принципы природосообразности, включили в неё термины «родиноведение» и «отчизноведение» и естественное стремление человека к движению. Следует отметить труды, посвященные социально-педагогическим основам воспитательно-образовательного процесса (А С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, и др.) — концепции сотрудничества педагогов и учащихся (Ш.А. Амонашви-ли, JI.B. Байбородова, Б. З. Вульфов, Н. И. Родионова и др.).

Важное значение при разработке материалов сыграли принципы личностно-деятельностного подхода в процессе обучения (М.Я. Ви-ленский, В. А. Кальней, С. Д. Неверкович, A.M. Новиков, С. Е. Шишов и др.), а также учёт жизненно важных интересов в развитии потенциальных возмолсностей личности и оздоровления человека (В.Г. Воло-вич, В. И. Жолдак, В. А. Кабачков, В. Д. Чепик и др.).

Анализ состояния учебно-методической базы, организационной поддержки, обеспеченности педагогическими кадрами преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях, обучения безопасному поведению в системе дополнительного образования показал-~что.

1. В России не существовало специальной системы мероприятий в процессе урочной и внеурочной деятельности школьников по обучению их безопасному поведению в природной среде за исключением системы детско-юношеского туризма. В этой системе получала образование лишь небольшая часть школьников.

2. На этот период ещё только началась разработка и производство учебников и учебных пособий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 классов.

3. Методические материалы для педагогов по организации внеурочной деятельности обучения детей безопасному поведению в природной среде, за исключением туристской литературы, практически отсутствовали.

Поэтому темой нашего исследования было избрано единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде.

Объект исследования — учебная и внеучебная работа с обучающимися.

Предмет исследования — учебно-внеучебная деятельность, как средство обучение детей безопасному поведению в природной среде.

Цель исследования — разработка учебно-внеучебного комплекса, способствующего выработке навыков и качеств безопасного поведения обучающихся в природной среде.

В соответствии с темой и целью исследований нами были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы и передового опыта организации туристеко-краеведческой работы определить наиболее эффективные содержание, формы и методы работы по обучению детей безопасному поведению в природной среде.

2. Создать учебно-внеучебный комплекс, способствующий формированию у школьников знаний, умений, навыков и качеств личности, способствующих безопасному поведению в природной среде.

3. Экспериментально проверить эффективность учебно-внеучебного комплекса по обучению детей безопасному поведению в природной среде и определить рациональные пути и условия его реализации. —¦————- ———.

В основу исследований была положена гипотеза о том, что эффективное обучение детей безопаснбмутюведёнШоПв природной среде возможно, если:

• учитывается возрастной принцип в отборе материала, форм и методов работы учащихся;

• используется в работе учебно-внеучебный комплекс, как средство эффективного обучения детей безопасному поведению в природной среде;

• формируется в процессе занятий морально-психологическая устойчивость детей к воздействию неблагоприятных факторов природной среды в экстремальных ситуациях на основе нравственного кодекса юного туриста-спасателя.

Методологической основой исследований являются положения о:

• тесном взаимодействии человека с окружающей природной средой;

• влиянии природной и социальной среды на развивающуюся личность;

• комплексности и интеграции.-интеллектуального, нравственного и физического воспитанияраскрытые в работах К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и др., системный подход к познанию явлений и процессов педагогической деятельности, получивший свое развитие в работах педагогов В. А. Горского, И. А. Дрогова, В.М. Ко-ротова, Б. Г. Лихачева, А.А. ОстапцаСвешникова и др.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ существующего програмно-методического-обеспечения по учебной и внеучебной деятельности учащихся и передового опыта организации туристско-краеведческойдеятельностиопрос специалистов, экспертов и анкетирование учащихся, педагогов-организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности», педагогов дополнительного образования, руководителей учреждений дополнительного образования детей, методы статистической обработки данных. Основным методом явились включённые наблюдения в процессе преобразующего эксперимента по апробации разработанного комплекса учебной и внеучебной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и туризму.

Разработка и экспериментальная проверка учебно-внеучебного комплекса обучения детей безопасному поведению в природной среде проводилась в несколько этапов в период 1982— 1999 гг.

На первом этапе (1982;1992 гг.) проведено изучение и апробация существовавших программ работы туристских объединений «Юные туристы», «Пешеходный туризм», «Юные туристы-лыжники», «Младшие инструкторы туризма». Отдельное внимание было обращено на изучение вопросов обеспечения безопасного поведения детей в природной среде в условиях автономного существования туристкой группы в различныхТематических зонах и в различное время года. Были изучены и проанализированы нормативные, теоретические отечественные и зарубежные источники по вопросам жизнедеятельности в экстремальных условиях природного характера, педагогический опыт по проблемам преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе, организация внеурочной работы по этому направлению деятельностиформулировались цели, объект, предмет исследования, отрабатывались основные теоретические подходы к проблеме.

На втором этапе (1993;1997 гг.)" разрабатывалась концепция взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности учащихся по курсу.

Основы безопасности жизнедеятельности", определялись основные составляющие форм и методов дополнительного образования. Началась разработка и экспериментальная проверка учебно-внеучебного комплекса обучения детей безопасному поведению в природной среде. На её основе производилось уточнение рабочей гипотезы, велась апробация организационно-педагогических условий, необходимых для проведения дополнительного образования детей, шёл основной этап эксперимента.

На третьем этапе (1997;1999;гг)^осуще-Ствлен анализ и обобщение данных экспериментальной работы и результатов исследования. Была завершена разработка содержания учебника для 6 класса и методических рекомендаций для педагогов — организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности», Временных правил подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности» и методического пособия по их подготовке и проведению, программ работы туристских объединений нового поколения, велось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• обоснована необходимость интеграции учебной и внеучеб-ной деятельности, как взаимодополняющих средств в формировании навыков безопасного поведения детей;

• создан учебно-внеучебный комплекс обучения детей безопасному поведению в природной среде;

• обоснованы психолого-педагогические условия формирования качеств и навыков безопасного общения с природой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе исследований удалось создать учебно-внеучебный комплекс, который можно применять как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей для обучения их безопасному поведению в природной среде, выработки у них умений и навыков правильных действий в экстремальных ситуациях.

В целом в результате исследования создан комплект учебных и методических материалов для обучения детей в процессе учебной и внеучебной деятельности безопасному поведению в природной среде, а также разработана система организационных форм деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» во внеучебное время.

Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась в ходе исследования в туристских объединениях Московской городской станции юных туристов, Центра детско-юношеского туризма Минобразования России и в других станциях и центрах юных туристовв объединениях, работающих в рамках Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности» в городах Москве, Ростове-на-Дону, Ярославле, Липецке и др. Эта работа проводилась также в ходе подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности», лагерей «Юный спасатель».

Она получила положительную оценку на Всероссийских совещаниях директоров станций и центров юных туристов в 1997, 1998 гг., на семинарах заместителей директоров станций и центров юных туристов и заведующих отделами туризма учреждений дополнительного образования 1997;99 гг., на Всероссийском семинаре организаторов детско-юношеского движения «Школа безопасности» в 1997 г., на Международном симпозиуме «Человеки катастрофы: проблемы обучения новым технологиям и подготовки населения и специалистов к действиям в чрезвычайных» в 1999 г.

Внедрение результатов исследований осуществлялось системой публикаций, чтением лекций, проведением практических занятий на семинарах работников станций и центров юных туристов, организаторов и судей соревнований «Школа безопасности».

Положения диссертации реализованы в программно-методическом обеспечении деятельности объединений туристско-краеведческого профиля и участников движения «Школа безопасности" — одобрены Министерством образбв^ия Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждают результаты экспериментальной проверки эффективности учебно-внеучебного комплекса обучения детей в различных условиях и формах проводимых мероприятий. Это подтверждают также результаты реализации комплекса в различных регионах России, и, особенно, в условиях соревнований Всероссийского масштаба.

На защиту выносятся:

1. Концепция единства учебной и внеучебной деятельности учащихся в подготовке их к безопасному поведению в природной среде.

2. Учебно-внеучебный комплекс обучения детей безопасному поведению в природной среде.

3. Пути и условия реализации учебно-внеучебного комплекса обучения детей безопасному поведению в природной среде.

I. Анализ подготовки детей к безопасному поведению в природной среде.

Заключение

.

Цель нашего исследования заключалась в разработке учебно-внеучебного комплекса, способствующего выработке навыков и качеств безопасного поведения обучающихся в природной среде.

Проведенный анализ программно — методического обеспечения, организационных форм деятельности в процессе обучения детей безопасному поведению в природной среде показал, что к середине 90-х годов в России кроме детско-юношеского туризма не существовало специальной системы мероприятий в процессе урочной и внеурочной деятельности школьников по обучению их безопасному поведению в природной среде. Но в системе детско-юношеского туризма (система дополнительного образования) обучается лишь небольшая часть школьников.

Результаты проведенных исследований и экспериментальной проверки подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что обучение детей безопасному поведению в природной среде возможно лишь при органичном соединения форм и методов учебной и вне-учебной деятельности, создании единства программно-методических и организационных основ, учете возрастного принципа в отборе материала, форм и методов работы с учащимися. Эффективность обучения достигается при условии формирования в процессе занятий морально-психологическая устойчивость детей к воздействию неблагоприятных факторов природной среды в экстремальных ситуациях на основе нравственного кодекса юного туриста-спасателя.

С учетом этих выводов были решены задачи исследования: • создан учебно-внеучебный комплекс обучения детей безопасному поведению в природной среде;

• определено наиболее эффективное содержание, формы и методы работы по обучению детей безопасному поведению в природной среде;

• экспериментально проверена эффективность учебно-внеучебного комплекса по обучению детей безопасному поведению в природной среде и определены^рациональные пути и условия его реализации и дальнейшего совершенствования.

Реализация Данного проекта включала в себя:

• разработку современного программного материала деятельности детских объединений как в системе детско-юношеского туризма, так и в системе внеурочной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

• создание методического обеспечения учебного процесса в учебное и внеучебное время;

• организацию внеучебных форм деятельности детей по закреплению и совершенствованию умений и навыков безопасного поведения в природной среде, действий в экстремальных ситуациях природного характера.

Использование основных положений концепции детско-юношеского туризма, современных педагогических технологий в области дополнительного образования, богатого практического опыта организации туристско-краеведческой деятельности, позволили нам создать программы нового поколения, в которых туризм и краеведение находятся в неразрывном единстве. Созданная общая программа нового поколения позволяет создавать программы по видам туризма и направлениям краеведения. Эта программа способна оказать эффективную помощь в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде.

При разработке модели опытно-экспериментальным путем установлено, что программно-методическое обеспечение процесса обучения детей безопасному поведению в природной среде должно отвечать принципам целостности и единства учебного процесса, предусматривающего:

• единство программно-методических основ и форм организации работы в рамках учебно-внеучебного комплекса обучения детей безопасному поведению в природной среде;

• создание предпосылок к педагогическому поиску, к разработке авторских программ с учетом региональных особенностей;

• раскрытие, активизацию индивидуальных особенностей руководителей объединений, повышение педагогического и профессионального уровня специалистов;

• создание устойчивых предпосылок к развитию индивидуальных особенностей учащихся, осознанности действий, формирование нравственности, чувства ответственности за личную и коллективную безопасность, патриотизма и коллективизма.

В ходе эксперимента отмечено, что выбранное содержание обучения, формы и методы её проведения способствуют приобретению учащимися знаний, формированию умений и навыков безопасного пребывания в природной среде, правильных действий в случае возникновения экстремальных ситуаций:

Выполнение учащимися практических заданий в туристско-краеведческих объединениях, их деятельности в рамках движения «Школа безопасности», процесс совершенствования знаний, умений и навыков способствуют формированию у них потребности к самообразованию, работе с дополнительной литературой. В процессе этой деятельности у них формируются правильные представления о принципах личной и коллективной безопасности, сознательной дисциплине, дружбе и взаимовыручке. В результате такой деятельности дети глубже понимают свою сопричастность к защите Родины от порой губительной, варварской деятельности человека по преобразованию природы. У них вырабатываются чувства гражданского патриотизма.

Дальнейшая работа по совершенствованию учебных материалов и методических пособий, широкое вовлечение школьников в туристско-краеведческую деятельность и деятельность движения «Школа безопасности» помогут решить основную задачу — массовую подготовку детей к безопасному поведению в природной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Что у вас ребята, в рюкзаках-?" // Основы безопасности жизнедеятельности. 1998. — № - 4. — С. 50−55.
  2. Г. А. и др. Общее охлаждение организма. М. Медицина, 1977, — 78 с.
  3. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов. Вып. 1./ науч. ред. И. В. Зорин.-М.: PMAT, 1997.-402 с.
  4. Р. Собрание сочинений. В 5-ти т. Ленинград. Изд-во Главсевморпути, 1937. — Т.1 -286 е.- T.2 — 312 с- T.3 — 292 с- T.4 — 328 с- Т.5 — 184 с.
  5. И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. М.: Медгиз, 1962.-98 с.
  6. В., Костин Б. Медаль Колумба. М.: Молодая гвардия, 1976. — 86 с.
  7. В.К. В дебрях Уссурийского края. -М.: Моск. рабочий, 1956.-242 с.
  8. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 368 с.
  9. С.В. Школа выживания, Прил. к журналу «Зарубежное военное обозрение». М.: Ч. 1 — 1992, — 140 с- Ч. 2 — 1994, — 164 с.
  10. К.В. Азбука туризма: Пособие для руководителей туристских походов в школе. М.: Просвещение, 1973. -203 с.
  11. А., Эдхолм О. Человек в условиях холода. М: Иностранная л-ра., 1957. — 198 с.
  12. А.А. Рассказы о смелых и мужественных. М: ДОСААФ, 1972. — 124 с.
  13. Н., Лисс О., Самсонов С. Мир зеленого безмолвия. -М.: Мысль, 1983.-254 с.
  14. А. Е. Грани риска. -М.: ФиС, 1973.- 128 с.
  15. А.Е. Юный турист. М.: ФиС, 1977.-254 с.
  16. Бетген J1. Погода в нашей жизни. М.: Мир, 1985.-124 с.
  17. .А., Хорн У. Л., Макдональд Г. А., Скотт Р. Ф. Геологические стихии. М: Мир, 1978. — 144 с.
  18. А. За бортом по своей воле. М.: Географгиз, 1963. -276 с.
  19. Е.П., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М.: Мысль, 1988. — 186 с.
  20. Бородина Ю Т. Воспитательные и образовательные проблемы детского горного туризма: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Фрунзе, 1974.-24 с.
  21. Н.Л. С удочкой на реке. М.: ФиС, 1973.-98 с.
  22. В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983, — 62 с.
  23. Г. А., Генкел П. А. Чем прокормиться в исключительных условиях в лесу. -М.: Молодая Гвардия, 1941, 146 с.
  24. И.А., Голицин С. М., Куликов В. М. Туризм в школе. Книга руководителя путешествия. ФиС, 1983. — 324 с.
  25. В.Г. Академия выживания. М.: ТОЛК, 1996, — 367 с.
  26. В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. М.: Знание, 1990.-237 с.
  27. В.Г. Проверено на себе.// Наука и жизнь. 1974. № 12. С. 24−32.
  28. В.Г. С природой один на один. М.: Воениздат, 1989, -250 с.
  29. В.Г. Человек в экстремальных ситуациях среды. М.: Мысль, 1980, — 188 с.
  30. В.Г., Бобровницкий И? П- Эколотиягчеловека при автономном существовании в экстремальных условиях природной среды.// Проблемы экологии человека. М.: Наука, 1985. С. 26−34.
  31. Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999, — 32 с.
  32. Всероссийские педагогические краеведческие чтения: Сборник докладов.: ЦДЮТур Минобразования России, 1997. — 95 с.
  33. Выживание в экстремальных условиях. М7: ИПЦ «„Русский раритет“, 1993. — 160с.
  34. Выживание. Сост. Коледа С. И., Драчев П. Н. Минск: ООО „Ла-зурак“, 1996.-464 с.
  35. А.Ф., Гром И. И. Дикорастущие лекарственные растения СССР. М.: Медицина, 1976. 266 с.
  36. Л.Г. Котелок над костром. М.: Изд. дом „Вокруг света“, 1994. — 128 с.
  37. Н.А., Голубчиков Ю.НТГоры.: М7: Мысль, 1987. --- 243 с.
  38. Государственный образовательный стандарт основного общего образования и общего (полного) среднего образования области
  39. ОБЖ.//Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — №-4. -С.59−62.
  40. И.А., Крылова И. Л., Тихонова В. Л. Дикорастущие полезные растения СССР. М.: Мысль, 1976. — 254 с.
  41. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровления подрастающего поколения России: Материалы Между н ар одной нау чн о пр акти ч е с к о й конференции, г- М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998. — 72 с.
  42. Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Материалы научно-практической конференции./ Под ред. Г. С. Усыскина. — СПб.: Комитет по образованию, 1998, — 202 с.
  43. Закон Российской Федерации „Об образовании“.
  44. В. Неделя ОБЖ./Юсновы безопасности жизнедеятельности. 1997. -№-2. -С.60−62.
  45. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. Москва-Афины, 1994. — 406 с.
  46. Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1971.- 176 с.
  47. Д.П. Дары русского леса. М.: Сельхозгиз, 1961. — 144 с.
  48. А.А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. -400 с.
  49. П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
  50. Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям/ Ю. Л. Воробьев, Н. И. Локтионов,
  51. М.И. Фалеев и др.- Под ред. Ю. Л. Воробьева.- М.: АСТ-ЛТД, 1997.- 256 с.
  52. В.А. Организация и развитие отечественного и иностранного туризма. М.: ЦРИБ „Турист“, 1987. — 110 с.
  53. Я., Ванчур Б. Грибы. Прага: Артия, 1984. — 268 с.
  54. Э.Н., Константинов Ю. С., Кузнецов Ю. А. Туристские слеты и соревнования. М.: Профиздат, Т984. -110 с.
  55. Д.И. Как ловить рыбу удочкой. М.: Моск. Рабочий, 4-е изд. доп., 1964. — 112 с.
  56. Я. Беседы о тайнах психики. Минск: Юнацтва, 1990.- 188 с.
  57. Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории 1918 1998 гг. — М., ЦДЮТур Минобразования России, 1998. — 176 с.
  58. Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1995. — 64 с.
  59. Ю.С. Туристские соревнования школьников. // Физкультура в школе. №-2. — 1986. — С 14−18.
  60. Ю.С., Кузнецов Ю. А. Подготовка судейских кадров по туристским соревнованиям. М.: ЦРИБ „Турист“, 1982.- 44 с.
  61. Ю.С., Подготовка судей соревнований по туризму. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998. — 94 с.
  62. П.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л-д.: Медицина, 1978. — 243 с.
  63. В.В. Пути и формы включения туризма в систему учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы: Авто-реф. Дис.. канд. Пед. Наук. М., 1973. — 22 с.
  64. С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1997. — 49 с.
  65. А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. М.: Пищ. пром-ть, 1980. — 164 с.
  66. Г. Весь шар земной. М.: Детская л-ра, 1986. — 262 с.
  67. Кук Ф. Мое обретение полюса. М.: Мысль, 1987. — 298 с. 66. куликов В.М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. M. f--ЦДЮТур Минобразования России, 1997.-72 с.
  68. В.М., Ротштейн J1.M. Школа туристских вожаков. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1997. — 102 с.
  69. П.Ф. Избранные труды. М.: ФиС, 1987. — 246 с.
  70. Д. Любовь к жизни. Архангельск: С.-З. кн. изд-во, 1977.-342 с.
  71. П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998.- 140 с.
  72. П.И. Зимние спортивные походы. -М.: ФиС, 1988.- 2-е изд., 190 с.
  73. . Проблемы безопасности в горах. М.: ФиС, 1981.- 190 с.
  74. А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся „Школа безопасности“». Методическое пособие, М.: ВЛАДОС, 1999.- 146 с.
  75. B.C. Загадки и резервы психики. Свердловск: Изд. Уральского у-та, 1990. — 236 с.
  76. С. Конкурс Робинзонов.//Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — №-10. — С. 21−24.
  77. П., Понд А., Аллен В. Один на один с природой. М.: Воениздат, 1965. — 118 с.
  78. С.В. В неизведанные края. М.: Молодая гвардия, 1964.-314 с.
  79. Обручев С В. Справочник путешественника и краеведа. М.: Географгиз, 1949. — 808 с.
  80. Организация и содержание соревнований учащихся, проводимых в рамках детско-юношеского -движения «Школа безопасно-сти». //Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. -№-10.-С. 52−53.
  81. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/ В. В. Полишко, Н. А. Буянов., В. А. Быстринина, Н. Ф. Федусенко / Под ред. В. В. Полишко. Смоленск.: Областной институт усовершенствования учителей, 1995,-218С.
  82. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие/под ред. В. Я. Сюнькова. М.: Центр инноваций в педагогике, 1996.-352 с.
  83. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общ -обр. учр. /Е.Н. Литвинов, А. Т. Смирнов, МП. Фролов и др./ М.: ACT, 1996.- 160 с.
  84. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общ-обр. учр. /А.Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук и др. М.: Дрофа- ДиК. 1999. — 192 с.
  85. Остапец-Свешников А.А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978 г.-94 с.
  86. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985 г. — 156 с.
  87. Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис.. док. пед. наук.-М., 1989.-32 с.
  88. Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростковГ Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. -26 с.
  89. A.M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. Вопросы безопасности. М.: ЦДЮтур Минобразования России, 1997.- 53 с.
  90. Параметры риска. Сост. Репин Л. М.: Молодая гвардия, 1987. — 124 с.
  91. Ю.П. Тайга СССР. М.: Мысль, 1985. — 286 с.
  92. К.Г. Грибы. // Наука и жизнь. -1965. -№-7. С. 86−9
  93. В.В. Безопасность человека в экстремальных условиях. -М.: Знание, 1992. 182с.
  94. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции./ Под ред. Г. С. Усыскина. -СПб.: городской Дворец творчества юных, 1995, 164 с.
  95. Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы научно-практической конференции. Ярославль: областной Центр детей и юношества, 1997. -84с.
  96. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1982.-352 с.
  97. B.C. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1989.- 198 с.
  98. Самодельное туристское снаряжение. Сост. П. И. Лукоянов. -М.: ФиС, 1986. 238 с. .
  99. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. / Сосг. Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999. -232 с.
  100. В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника. М.: Филол. общество «Слово», 1997. 445 с.
  101. Словарь-справочник школьника по основам безопасности жизнедеятельности: 5 9 кл. — М.: Дрофа-Дик, 1998. — 70 с.
  102. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5−6 кл. М.: Просвещение, 1999. 157 с.
  103. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры./ Сост. В. И. Ганопольский. М.: ФиС, 1987. -240 с. ~
  104. Туристско-краеведческий кружок в школе. / Под ред. В. В. Титова. М.: Просвещение, 1988. — 172 с.
  105. А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. -М.: Медицина, 1974.- 160 с.
  106. Г. Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. -«АНС», 1999.- 393 с.
  107. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: 1968.- 556 с.
  108. Ф.В. Дикорастущие пищевые растения. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. — 166 с.
  109. Г. Смерть меня подождет. М.: Молодая гвардия, 1964.-278 с. «1
  110. В.Ф., Стуков Г. А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1983. -52 с.
  111. Ю.А. Профилактика туристского травматизма. М.: ЦРИБ Турист, 1992,-96 с.
  112. Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные.-М.: ФиС, 1972, — 104 с.
  113. Энциклопедия туриста. -М.: Научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. 608 с.
Заполнить форму текущей работой