Культуроведческие аспекты развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: На материале культуроведения Австралии
Диссертация
Результаты опытного обучения и проведения рейтинга разработанных заданий свидетельствую о том, что, во-первых, данные задания по уровню когнитивной сложности соответствует психофизиологическим особенностям студентовво-вторых, наибольшую легкость в выполнении представляют собой проблемные задания информативного типа, а наибольшую трудность вызывают упражнения интерактивного типав-третьих, система… Читать ещё >
Содержание
- Глава I.
- Теоретические основы культуроведческого обогащения коммуникативной практики студентов
- 1. 1. Культуроведение как культурологическая область научного знания
- 1. 2. Культуроведение как теоретико-прикладная область языковой педагогики и как учебный предмет в языковом вузе
- 1. 3. Роль и место англоязычной культуроведческой компетенции в структуре иноязычной коммуникативной компетенции
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- Глава II.
- Модели культуроведческого развития студентов в условиях иноязычного общения
- 2. 1. Социокультурный и методический анализ учебной литературы по страноведению/культуроведению англоязычных стран
- 2. 2. Опасности стереотипизации сознания студентов в условиях учебного иноязычного общения
- 2. 3. Современные подходы к культуроведческому обогащению коммуникативной практики студентов языковых вузов
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- Глава III.
- Дидактические условия культуроведческого обогащения иноязычной коммуникативной практики студентов языковых вузов
- 3. 1. Моделирование культуроведческого образования студентов в условиях учебного иноязычного общения
- 3. 2. Ключевые направления в тематике и методических доминантах построения спецкурса по культуроведению Австралии
- 3. 3. Основные формы социокультурного развития студентов на материале культуроведения Австралии
- ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Австралия и Океания: история, география, культура. М.: Наука, 1974.
- Австралия. Справочник. М., 1978.
- Австралия и Новая Зеландия. Лингвострановедческий словарь под рук. В. В. Ощепковой, А. С. Петриковской. М.: Рус. яз., 1998.
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999.
- Актуальные проблемы развития Австралии и Океании. М.: Наука, 1984.
- Александрова Г. П. Методическая эффективность страноведческой окрашенности бытовых тем устной речи. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1995.
- Александрова Е.Я., Быховская И. М. Культурологические опыты. М., 1997.
- Антонов В. И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации // Вестник МГУ, серия 7, философия, 2001, № 2, с. 50 59.
- Антология культурологической мысли. / Автор-составитель С. П. Мамонтов. М., 1996.
- Анурова И. В. Формирование функциональной социокультурной грамотности на среднем этапе обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка (на материале испанского языка). Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2001.
- Астафурова Т.Н. Стратеши коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: (лингвистический и дидактический аспекты).Автореф.дис. д. п. н. М., 1997.
- Арнольдов А. М. Введение в культурологию. М., 1994.
- Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.
- Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
- Ахиезер А. С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии, 2000, № 9, с. 29 45.
- Бабаскин В. С., Коржуев А. В., Самойленко П. И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика. М., 2000.
- Баженова Н. Г. Методика обучения невербальным средствам общения в курсе французского языка. Автореф. дис. к.п.н. М., 2000.
- Баукина С.А. Обучение коммуникативной тактике делового общения студентов экономического профиля (немецкий язык, неязыковой вуз): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000.
- Безденежных Н. Н. Психосемантические аспекты усвоения лингвострановедче-ских понятий в процессе обучения английскому языку. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1997.
- Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
- Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высш. шк., 1989.
- Библер В.С. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии, 1989, № 6, с. 31−43.
- Бим И. Л. Моделирование устной речи в методических целях. // Иностранные языки в школе, 1963, № 3, с. 39 50.
- Бим И. JI. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель её реализации. М., 1974.
- Бим И. JL, Маркова Т. В. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным языкам. // Иностранные языки в школе, 1992, № 1, с. 3 — 16.
- Бим И. J1. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): Учебное пособие. Обнинск: Титул, 2001.
- Бим И. J1. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ, 2001, № 4, с. 5 7.
- Бим И. J1. Языковой плюрализм веление времени // Преподаватель, 2001, № 1.
- Бим И. J1. Интеграция и дифференциация в школьном обучении иностранным языкам и подготовка учителя ИЯ / Интеграционные процессы в образовании и их роль в подготовке учителя. М.: Прометей, 2001, с. 3 — 10.
- Бим И. J1. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы // ИЯШ, 2002, № 2, с. 11 15.
- Бим И. Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // ИЯШ, 2002, № 3, с. 3 8.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов. Л., 1984.
- Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001.
- Введение в культурологаю. Под ред. Попова Е. В. М., 1996.
- Вергасов В. И. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Высш. шк., 1977.
- Верещагин Е.М. (ред) Роль и место страноведения в практике преподавания русского языка как иностранного: Сб. статей. М., 1972.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Е. Лингвострановедческий аспект преподавания русского языка как иностранного: Сб. статей. М., 1974.
- Верещагин Е.М. Словари и страноведение: Сб. статей. М., 1982.
- Верещагин Е.М., Горожанкина И. В. Принцип сопоставления двух культур и его реализация в страноведческом пособии на разговорной практике // Русс. яз. за рубежом, 1983, № 2, с. 115−116.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. (ред.) Из опыта создания лингвострановедче-ских пособий по русскому языку. М., 1977 (а)
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М., 1985.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1990.
- Витлин Ж.Л. Общие проблемы использования страноведения в зарубежных и отечественных курсах иностранных языков/Страноведение и регионоведение чужой и своей страны. СПб, 1996, с. 10 20.
- Воляновский Л. Материк, переставший быть легендой. Пер. с польского Л. С. Ульяновой. Послесл. К. В. Малаховского. М.: Наука, 1990.
- Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001, № 1, с. 64 72.
- Воробьев В. В. Культуролог ическая парадигма русского языка. М., 1994.
- Воробьев В. В. Теория описания языка и культуры во взаимодействии. М.: ИРЯП, 1994.
- Воробьев В. В. Теоретические и прикладные аспекты лингвокультуролог ии: Ав-тореф. дис. докт. филол. Наук. М., 1996.
- Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: РУДН, 1997.
- Воробьев В. В. Лингвокультурология в кругу других гуманитарных наук./Русс. яз. за рубежом. № 2, 3,1999.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
- Высоких Е. В. Влияние родной культуры на иноязычное общение студентов: психолого-педагогический анализ: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. М., 1999.
- Вятютнев М. Н. Модели для обучения иностранным языкам в работах Г. Пальме-ра, Ф. Френча, А. Хорнби, Г. Менона, Ч. Фриза и Р. Ладо. // Иностр. яз. в шк., 1963, № 3, с. 18−23.
- Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.М.: АРКТИ, 2000.
- Гарова В. Австралия: традиции обучения // Учитель, 2001, № 3, с. 89−93.
- Гарова В. Австралия: традиции колледжей // Учитель, 2001, № 6, с. 86 88.
- Гачёв Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.
- Глухов Б. А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1993.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Госкомитет РФ по высшему образованию. М.: Логос, 1995.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «21 800 — Теоретическая и прикладная лингвистика». М., 1996.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «22 600 — Лингвистика и межкультурная коммуникация». М., 1996.
- Гром E.H. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10−11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999.
- Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация. Лекционный курс для студентов РКИ. М.: Изд-во МГУ, 2000.
- Гурвич П. Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. Ч. 2. Владимир, 1974.
- Диалог цивилизаций: Восток Запад // Вопросы философии, 1998, № 2, с. 173 — 177.
- Диренко Л. А. Вопросы овладения страноведческой информацией учебных текстов. // Русс. яз. за рубежом. 1983, № 2, с. 72.
- Есин А. Б. Введение в культурологию. М., 1999.
- Ерасов Б. С. Социальная культурология: учебник для студентов высших учебных заведений. Изд-е 3-е., доп., перераб. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Железнов И., Лебедев И. Ещё одно открытие Австралии. М.: Мысль, 1989.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
- Жукова И.Н., Лебедько М.Г. American Quilt: A Reference Book on American Culture. (Американское «лоскутное одеяло»: справочник по американской культуре). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.
- Загорная Л. П. Совершенствование содержательной стороны устной иноязычной речи на основе системы учебных текстов на продвинутом этапе в языковом педагогическом вузе (на материале английского языка).: Автореф. дис.. к. п. н. М., 1984.
- Зайер Б. Лингвострановедение в преподавании русского языка. // Русс. яз. за рубежом. 1983, № 3, с. 78−82.
- Зимняя И.А. Психологая обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова H.A. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
- Зинченко В. П. Образование, культура, сознание, элементы философского образования для XXI века. М., 1993.
- Иностранные языки в высшей школе: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С. К. Фоломкиной. Вып. 20. М.: Высш. шк., 1987.
- Иностранные языки: примерные и авторские программы для системы высшего образования / МОПО РФ. М.: Юристь, 1998.
- Ионин Л. Г. Социология культуры. Учебное пособие для высшего образования. М&bdquo- 1996.
- Ишханян Н. Б. Пути формирования лингво-социокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения ИЯ (английский язык в неязыковом педагогическом вузе). Автореф. дис. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1996.
- Кавнатская Е.В. Социокультурные аспекты развития умений ирофессионально-делового общения специалистов в области обучения иностранным языкам: Авго-реф.дис.к. п. н. М., 1999.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1997.
- Караковский В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
- Карпенко М. А. Понятие «лингвокультурология», «лингвострановедение», «лин-гвокраеведение» и их соотношение // Язык и культура. Киев, 1997, № 3, с. 89 — 91.
- Китайгородская Г. А. Новые подходы к обучению иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 1998, № 1, с. 32−39.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для высш. и сред. пед. уч. завед. М., 2000.
- Кожанова Е. А. Лингвистические особенности терминологии нетрадиционной медицины английского языка (на материале фитотерапии): Автореф. дис.канд. фил. наук. Москва, 2001.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990.
- Комова Т.А. История, филология и культура (книга для чтения на английском языке). М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Комова Т.А. Основы сопоставительной культурологии. М.: Изд-во МГУ, 2000.
- Кондаков И. В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий // Общественные науки и современность, 2001, № 4, с. 138 148.
- Континенты, на которых мы живем. Австралия. М., 1978.
- Коростелев В. С., Пассов Е. И., Кузовлев В. П. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре // ИЯШ, 1988, № 2, с. 40 — 44.
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. Издание третье, испр. и доп. СПб.: «Златоуст», 1999. (Язык и время. Вып. I).
- Костомаров В.Г. Русский язык в современном диалоге культур. РЯЗР, 1999, № 4, с. 77−85.
- Круглова Л. К. Основы культурологии: Учебник. СПб, 1995.
- Кузьмина Л.Г. Социокультурные аспекты развития иноязычной письменной речи в послевузовском образовании: Автореф. дис.к. п. н. М., 1998.
- Кузьмицкая Ю. Н. Страноведческий потенциал речевого этикета и актуальные методические проблемы его изучения. РЯЗР, 1985, № 6, с. 15−19.
- Культура народов Австралии и Океании / Сборник музея антропологаи и этнографии. Л., 1974.
- Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987.
- Культурная среда и ее освоение. М., 1988.
- Культура: теории и проблемы. Учебное пособие. М., 1995.
- Культурология: экзаменационные вопросы с ответами. Экспресс-пособие для студентов вузов. Воронеж: Изд-во «Учитель», 1999.
- Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.
- Культурология. XX век.: Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1998.
- Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2001.
- Лапидус Б.А. Обучение второму иностранному языку как специальности. М.: Высш. шк., 1980.
- Лапин Н. И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии, 2000, № 6, с. З- 17.
- Лебедев И. А. Внешняя политика Австралии (1939 1974). М.: Наука, 1975.
- Левяш И. Я. Культурология: учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., стереотип. Минск: ТетраСистем, 2000.
- Лейфа И. И. Социокультурный аспект в формировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка: (нем. яз., младшие курсы): Дис. к. п. н: 13.00.02. М., 1995.
- Леонтьев A.A. Принцип коммуникативности и психологаческие основы интенсификации обучения иностранным языкам // Русский язык за рубежом. 1982, № 4, с. 48 52.
- Леонтьев A.A. Обучающие функции языковой среды и проблема интенсификации включенного обучения // Русс. яз. за рубежом. 1983, № 4, с. 60 62.
- Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Лилеева А. Г. Научно-методические основы комплексного лингвокультуро-ведческого спецкурса для зарубежных филологов-русистов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998.
- Лингвострановедение и текст: Сб. статей / Сост. Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Рус. яз., 1987.
- Литвинов С. В. Великобритания. Экзаменационные темы и тексты: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.: АРКТИ, 2001.
- Лобова Т. Г., Малинина И. И., Миньяр-Белоручева А. П. Английский язык. Экзаменационные тексты rio истории и кулыуре / Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. М.: Московский лицей, 1999.
- Лупач О. А. Социокультурный подход к методике преподавания иностранных языков в техническом университете. Автореф. дис. к.п.н. М., 2000.
- Малаховский К. В. Австралия: время перемен? М., 1988.
- Мартынов А. И., Русакова О. К. Австралия в международных отношениях XX века. М.: Мысль, 1979.
- Маслова В. А. Введение в лингвокультуролошю. М., 1997.
- Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Матюшкин А. М. Теоретические вопросы проблемного обучения. М., 1981.
- Матюшкин А. М., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. Вып. 4. В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М., 1981, с. 37 82.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., 1975.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1977.
- Мильруд Р. П. Порог ментальное&trade- российских и английских студентов при соприкосновении культур // Иностранные языки в школе. № 4. 1997, С. 17 22.
- Миньяр-Белоручев Р.К., Обремко О. Г. Лингвострановедение или «иноязычная культура»? // ИЯШ, 1993, № 6, с. 54.
- Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // ИЯШ, 2001, № 5, с. 11 14.
- Межкультурная коммуникация. Учебные программы. М., 1997.
- Межкультурная коммуникация. Сборник учебных программ. М.: Изд-во МГУ, 1999.
- Меркулова И. И. Проблемные задачи в обучении иноязычной речевой деятельности: (англ.яз., неяз., вуз): Автореф дис.к. п. н.: 13.00.02. М., 1991.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Морфология культуры. Структура и динамика. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1994.
- Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления. Автореф.дисс.д-рафилос. наук: 24.00.01. М., 1999.
- Мурзин Л. Н. О лингвокультурологии, её содержании и методах // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 7 13.
- Новые тенденции в развитии Австралии и Океании / Сборник статей. М.: Наука, 1971.
- Новые тенденции во внутреннем развитии и международных отношениях стран тихоокеанского бассейна. М.: Наука, 1985.
- Ольшанский И. Г. Лингвокультурология: Методологические основания и базовые понятия // Язык и культура. Вып. 2. М., 1999.
- Орлов Г. А. Современный английский язык в Австралии. М.: Высшая школа, 1978.
- Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека// Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
- Ощепкова В. В. Лингвострановедческая лексика английского языка Австралии: топонимы // Тезисы докладов XVIII научной конференции по изучению Австралии и Океании. М., 1987, с. 94 100.
- Ощепкова В. В. Культурологические, этнографические и типологические аспекты лингвострановедения.// Дисс. на соиск. учен. степ. д. ф. н. / М., 1995.
- Ощепкова В. В. Вкратце об Австралии Новой Зеландии. Книга для чтения на английском языке. Серия «Школа в клеточку». Изд. 2-е, испр. М.: Лист, 2000.
- Ощепкова В. В. О США кратко: Книга для чт. на англ. яз. М.: Иностранный язык, Оникс, 2000.
- Павловская А. В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вест. МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 1998, № 1, с. 94−105.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.
- Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 1998.
- Пассов Е. И. Концепция высшего профессионального педагогического образования (на примере иноязычного образования). Липецк, 1998.
- Пелипенко Л. А., Яковснко И. П. Культура как система. М., 1998.
- Петриковская А. С. Государство и развитие национальной культуры в Австралии (1945 1980). // Австралия и Океания в современном мире / Сборник статей. М.: Наука, 1982, с. 83- 107.
- Петрухина М.А. К вопросу содержания и методологии лекций по страноведению США (на английском языке). // Сб. тезисов межвузовской научно-методической конференции. Москва, 2000, с. 241 — 242.
- Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве. // Иностранные языки в школе, 2000, № 1, с.4−11.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе, 2000, № 2, № 3, с. 3 10.
- Полат Е. С. Новые педагогические технологии в системе образования. М.: Владос, 2001.
- Пономарев М. В. Гуманитаризация образования и концепция интегративного курса по страноведению // ИЯШ, 1996, № 2, С. 19 22.
- Попова Т. П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1-го курса заочного отделения языкового вуза. Автореф. дис.. к.п.н. М., 2000.
- Почепцова Л. Д. Австралийские флористические названия. К вопросу о специфике английского языка в Австралии. Киев, 1973.
- Проблемы страноведения: Научно-методический сборник / МИПКРО- Под ред. М. Н. Пономарева. М.: РТ-Пресс, 1999.
- Программа курса «История, культура и геофафия Великобритании». М.: Изд-во Московского Университета, 1982.
- Про1рамма курса «история, культура и география США. Для государственных университетов. М.: Издательство Московского Университета, 1982.
- Программа дисциплины «Английский язык». Для 1уманитарных неязыковых специальностей государственных университетов. М: Изд-во МГУ, 1987.
- Программа курса «История, культура и география Великобритании». М.: Издательство МГУ, 1987.
- Программа практического курса иностранного языка для факультетов и институтов иностранных языков. М.: Гос. комитет СССР по нар. обр., 1990.
- Программа дисциплины «Английский язык» для естественных факультетов университетов (Сост.: д.ф.н. В. В. Кулешов) // Программа дисциплины «Иностранные языки» для неязыковых фак-ов унив-тов и неязыковых вузов. М.: Изд-во МГУ, 1991.
- Программы и учебный план отделения теоретической и прикладной лингвистики. М., 1996.
- Программы теоретических и практических курсов по специальности «Английский язык» / Под обшей редакцией профессора О. В. Александровой. М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Программа. Вариативные программы, Москва, 1998.
- Программы общепрофессиональных дисциплин по специальности 22 600 — Лингвистика. Межкультурная коммуникация. Английский язык. Сборник. М.: Прометей, 2000.
- Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999 — 2001 годы // Воспитание школьника, 2000, № 1, с. 9.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 2010 годы // Преподаватель, 2000, № 3.
- Прохоров Ю. Е. Лингвострановедение страноведение — культуроведение (спорные размышления по спорным вопросам) / Русс. яз. за рубежом. № 3, 1990, с. 76.
- Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль при обучении русскому языку иностранцев. М., 1996.
- Профессионально-направленное обучение иностранному языку в педагогическом вузе / Под ред. С. Ф. Шатилова. Л.: Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1985.
- Прошлое и настоящее Австралии и Океании. М.: Наука, 1979.
- Прядко С. Б. Язык и культура: культурный компонент значения в лингвокуль-турологической лексике австралийского варианта английского языка (на примере аборигенных заимствований). Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1999.
- Пустовалова О. С. Методика культуроведческого обогащения иноязычной практики школьников 10−11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка (на материале культуроведения США). Автореф. дис. к. и. н. М., 2001.
- Пути развития Австралии и Океании. М.: Наука, 1981.
- Пучков П. И. Этническая ситуация в Океании. М.: Наука, 1983.
- Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку (на английском языке): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Я. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
- Розин В. М. Введение в культурологию: учебник для высшей школы. М., 1997.
- Розин В. М. Культурология: Учебник. ФОРУМ, ИНФРА-М, 1999.
- Рождественский Ю. В. Введение в культуроведене. М., 1996.
- Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1993.
- Роуз Д. Б. Экология и этика отношений с окружающей средой у коренных народов Австралии Н Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2001, № 2, с. 41 52.
- Рубцов Б. Б. Австралия государство и континент. М.: Наука, 1988.
- Рудницкий А. Ю. Двести лет австралийской истории: Концепции национального развития. М.: Наука, 1987.
- Сафонова В. В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для школ с углубленным изучением иностранных языков. 10−11 классы. М.: Просвещение, 2000.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высш.шк., Амскорт интернэшнл, 1991.
- Сафонова В.В. Культуроведение и социология в языковой педагогике. В.: Истоки, 1992.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
- Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. науч. трудов. М.: Еврошкола, 1998, с. 27 36.
- Сафонова В.В., Ханнен-Лэнг А. Пособие по культуроведению к учебнику английского языка для 10−11 классов школ с углубленным изучением английского языка. В 2ч. Часть 1. М.: Просвещение, 1996.
- Сафонова В.В., Твердохлебова И. П. Пособие по культуроведению к учебнику английского языка для 10−11 классов школ с углубленным изучением английского языка. В 2ч. Часть 2. М.: Просвещение, 1998.
- Сафонова В. В. Современные задачи культуроведческой подготовки студентов и возможные пути их решения в языковом вузе / Сб. тезисов межвузовской научно-методической конференции. М., 2000, с. 231 -234.
- Сафонова В. В. УМК по ИЯ в фокусе методически-ориентированного культуроведческого анализа // Иностранный язык в системе непрерывного образования: проблемы преемственности. Пермь, 2000, с. 196−202.
- Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М., 2001.
- Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования. ИЯШ № 3,2001, с. 17 24.
- Сафонова В. В. Культурно-языковая экспансия как социально-педагогическое явление в языковом образовании. // Материалы международной конференции. М.: Прометей, 2002, с. 7 18.
- Сафонова В. В. Культурно-языковая экспансия и её проявления в языковой политике и образовании // ИЯШ, 2002, № 3, с. 22 32.
- Смирнова Е. В. Развитие культуры иноязычного полилогического общения в послевузовском образовании преподавателей иностранного языка: Автореф. дис. к.п.н.М., 1999.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Смирнова Е. А. Профессионально-направленное формирование социокультурной компетенции в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка (на материале немецкого языка).: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001.
- Соколов Б. В. Британская метаэтническая общность за пределами британских островов. Автореф. дис.канд. истор. наук. М., 1985.
- Соколов Э. Ю. Культурология. М., 1994.
- Соколова Н.Г. Билингвальные аспекты методической подготовки студентов педагогического колледжа к межкультурному профессионально-ориентированному общению: Автореф. дис. .к. п. н. М, 1999.
- Соловова Е. Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // ИЯШ, 2001, № 4, с. 8 11.
- Соловова Е. Н., Сафонова В. В., Махмурян К. С. Аттестация преподавателей иностранного языка в контексте развития системы непрерывного педагогического образования (полная средняя и высшая школа). М.: Еврошкола, 2001.
- Соловова Е. Н. Развитие и контроль профессиональных умений учителя в ходе методической подготовки, организации и проведения педагогической практики / Современные проблемы языкового образования. Науч.-метод. сб. В 2 ч. Ч. 1. М.: Еврошкола, 2001, с. 32.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002.
- Соловьева И. Ю. Методические основы создания курса «Страноведение Британии» с использованием метода проектов: Автореф. дис. к. п. н. М., 2000.
- Сорокин Ю. А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. М., 1978.
- Специфика преподавания иностранных языков в вузе на современном этапе: Тезисы докладов. Ростов-на-Дону, 1998.
- Станкович Б., Чернявская Т. Н. Из истории лингвострановедческого подхода к преподаванию русского языка. / Русский язык за рубежом. 1978, № 6, с. 78.
- Степанова М. Д. Грамматическое моделирование (на материале современного немецкого языка). // Иностр. яз. в шк., 1963, № 3, с. 3.
- Стиль жизни личности. Киев, 1982.
- Страноведение и преподавание русского языка как иностранного./ Тезисы докладов и сообщений. М.: Изд-во МГУ, 1974.
- Страны Тихого Океана: Политика, экономика, этнография, культура. М., 1988.
- Сысоев П. В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка (для школ с углубленным изучением иностранного языка): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тамбов, 1999.
- Сысоев П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // ИЯШ, 2001, № 4, с. 12.
- Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2001.
- США: от Колумба до наших дней: Учебное пособие по англ. яз. / Сост. Н. В. Мурашова. М.: Издательство «Менеджер», 2002.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.
- Талызина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М., 1983, с. 3−37.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. псд. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Твердохлебова И. П. Методика обучения инициативной речи учащихся старших классов на занятиях по страноведению. Авгореф. .дис. к. п. н. М., 1992.
- Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингво-культурологический аспекты. М., 1996.
- Теоретические основы методики. М., 1983.
- Терехова О. В. «Счастливая страна» в поисках самопознания. Класс, статус, сознание — основные направления австралийской социологической мысли. М.: Наука, 1991.
- Тер-Минасова С. Г. Изучение ИЯ и культур на университетском уровне // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурна*- коммуникация. 1998, № 1, с. 22 — 26.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.
- Тимошенко В. Н. Внешняя политика Новой Зеландии и АНЗЮС в 80 годы. Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1989.
- Типы и содержание авторских программ по иностранным языкам: Сб. материалов научно-практ. конференции / Под ред. Ж. Л. Витлина. СПб., 1994.
- Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975.
- Томахин Г. Д. Понятие лингвострановедения. Его лингвистические и дидактические основы // Иностранные языки в школе. 1980, № 3, с. 77 — 81.
- Томахин Г. Д. Америка — через американизмы. М.: Высш. шк., 1982.
- Томахин Г. Д. Теоретические основы лингвострановедения (на материале лексических американизмов английского языка): Дис. д-рафилол. наук. М., 1984.
- Томахин Г. Д. Лингвистические аспекты лингвострановедения // Вопросы языкознания. 1986, № 6, с. 113 119.
- Томахин Г. Д. Реалии-американизмы. Пособие по страноведению: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. М.: Высш. шк., 1988.
- Томахин Г. Д., Никитенко 3. Н. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. 1993, № 3, с. 5 11.
- Томахин Г. Д. Американские праздники и народные поверья: Пособие по английскому языку. / Отв. ред. М. Я. Блох. М.: Стелла, 1994.
- Томахин Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. 1996, № 6, с. 22 27.
- Учебный курс по культурологии. Многоуровневое учебное пособие дня учащихся средних и высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1996.
- Федеральная прсмрамма «Система языкового образования в России» (проект). М., 1995.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
- Флиер А. Культурология в системе образования // Высшее образование в России, 1996, № 4, с. 39−46.
- Фридман J1. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса: Методические разработки/ АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии. М&bdquo- 1990.
- Функционально-содержательный подход в обучении иностранному языку в языковом педагогическом вузе: Межвуз. сборник науч. трудов / Отв. ред. Шатилов С. Ф. РГПУ им. А. И. Герцена. Л., 1987.
- Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведсние в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во Мордов. Унта, 1993.
- Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз). Автореферат дис.. д. п. н. М., 1994.
- Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и преподавание иностранных языков//Россия и Запад: диалог культур. Материалы 2-й международной конференции 28 30 ноября 1995 г. М., 1996.
- Халесва И. И. Основы теории понимания иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989.
- Харченкова JI. И. Этнокультурные и социолингвистические факторы в обучении русскому языку как иностранному: Дис.. д-ра пед. наук. Рос. пед. университет им. Герцена. Л, 1997.
- Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
- Человек и общество: культурология. / Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.
- Шатилов С. Ф., Саломатов К. И., Рабунский Е. С. Квалификационная характеристика учителя иностранного языка. М.: Минпрос. РСФСР, 1977.
- Шарипова 3. Г. Проблемные речевые задачи как средство активизации рече-мыслигельной деятельности сауденгов языкового педагогического вуза (английский язык, старшие курсы): Дис. канд. пед. наук. М., 1988.
- Шгульман Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Воронеж: ВГУ, 1971.
- Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000.
- Allport G.W. The Nature of pregudice. Garden City, 1958.
- Aston G. Role play and intercultural speech / S. Holden (ed.) Techniques of teaching. From theory to practice. ВС: Bologna, 1986. — p. 20−25.
- Australian English: the Language of a New Society. Queensland, 1989.
- A Glimpse of English Speaking Countries/ Академия наук СССР. Кафедра ИЯ / Составители: Власова Е. Л. и др. М.: Наука, 1969.
- Bassett, J. The Oxford Illustrated Dictionary of Australian History. Oxford, 1993.
- Beatley, Bill. A treasury of Australian Folk Talcs and traditions. Ward., 1960.
- British studies: Intercultural Perspectives / Ed. by A. Mountford and N. Wadham-Smith. Harlow: Longman, 2000.
- Brumfit, C.J. and KJohnson. (eds.) The Communicative Approach to Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1979.
- Buchanan W., Cantril H. How nations see each other. Urbana (111). 1953.
- Byram M. Cultural Studies in foreign Language Education. Clevedon: Multilingual Matters Ltd., 1989.
- Byram M., Esarte-Sarries V. Investigating cultural studies in foreign language teaching. Clevedon: Multilingual Matters, 1991.-Pp. 1−15.
- Byram M., Zarate G. Definitions, Objectives and Assessment of Socio-Cultural Competence. Strasbourg: Council of Europe (Council for Cultural Co-operation), 1994.
- Byram M. The intercultural dimension in «Language Learning for European Citizenship» // The sociocultural and intercultural dimension of language learning and teaching. EC CCC CE, 1997. — Pp. 17−20.
- Byram M. Language and Culture. Awareness in language learning/teaching for the development of «learner autonomy». 1997.
- Byram M. Teaching Foreign Languages for Intercultural Competence // Культуро-ведческие аспекты языкового образования: Сб. науч. трудов. М.: Еврошкола, 1998, с. 141−152.
- Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessing. Strasbourg: CUP, Council for Cultural Co-operation, Education Committee, Modern Language Division, 2001.
- Communication in the classroom: Applications and Methods for a Communicative Approach / Ed. by K. Johnson and K. Morrow. Harlow: Longman, 1981.
- Culture Bound. Bridging the Culture Gap in Language Teaching / Ed. by J.M.Valdes. Camb.: Camb. Univ. Press, 1986.
- Chan Ph. Developing Cultural Awareness in the EFL Classroom. // Современные проблемы языкового образования. Научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 1. М.: Еврошкола, 2001, с. 105 110.
- Davies A. Communicative Competence as Language Use // Applied Linguistics/ -1989. Vol. 10. — Iss.2. — Pp. 157−170.
- Dinges N.G., Licbcrman D.A. Intercultural Communication. Competence-Coping with Stressful Work Situation. // Intern. Journal Of Intercultural Relations. 1989. — Vol. 13. -Iss. 3, — Pp. 371−385
- Fried-Booth D.L. Project Work with Advanced Classes // ELT Journal. 1982. -Vol.: 36/2. Pp. 98−103.
- Grom E. Some Experience in Using Cultural Materials in the Russian Classroom. Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. науч. трудов. — М.: Еврошкола, 1998, — С. 113−123
- Gunther, J. Inside Australia and New Zealand. London, 1974.
- Haines S. Project for FLT classroom. Nelson, 1989.
- Hartley-Grattan, С. Introducing Australia. Sydney, 1985.
- Heinemann Australian Dictionary. Richmond (Vic.): Heinemann Educational Australia, 1978.
- Herring L. Another Look at American Values. // Современные проблемы языкового образования. Научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 1. М.: Еврошкола, 2001, с. 99- 105.
- Heyworth F. Discussions: Advanced Role Play for EFL. L.: Hodder and Stoughton, 1984.-80p.
- Holmes J., Brown D. Developing Sociolinguistic Competence in a Second Language // TESOL Quarterly. 1976. — Vol. 10. — Iss. 4. — Pp. 423−431.
- In the English-speaking World. Обнинск: Титул, 1998.
- Kramsch Dl. From Language Proficicncy to Interactional Competence // MLJ. -1986. Nr. 70. — Pp. 366 — 372.
- Kramsch, C. Context and Culture in Language Teaching. Oxford, 1994.
- Krasnick H. From communicative competence to cultural competence // TESOL'83. Washington, 1989. Pp. 209−221.
- Lado, Robert. Linguistics across Cultures. Michigan, 1958.
- Language Learning in Intercultural Perspective: Approaches through Drama and Ethnography. / Ed. by M. Byram and M.Fleming. Cambridge, 1998.
- Lippmann W. Public opinion. New York. L., 1965.
- Neuner G. The role of sociocultural competence in foreign language teaching and learning. Strasbourg: Council of Europe / Council for Cultural Co-operation (Education Committee), CC-LANG (94)2.
- Neuner G. Sociocultural framework for communicative teaching and learning of foreign languages at school level. Strasbourg: CE CCC, 1988.
- Saphonova V. On Socio-Cultural Interdisciplinary Analysis in Language Pedagogy: Korean linguistics and Korean Language Education in the USSR, Seoul, 1991. Pp. 571 583.
- Saphonova V. Integrating Planetary Globalize, Ethnic Cultures and Humanism in Language Pedagogy: The International Seminar. The State and Perspectives of Multilingual School Teaching before 21st century: Abstracts, Moscow, 1991. Pp. 39−40.
- Saphonova V. Dialogue of cultures as an ELT principles. / TESOL IN MAAL: Proceedings of International Conferences of Teachers of Other Languages Held by Moscow Association of Applied Linguistics. Moscow, Moscow State University, 1993. Pp. 67−68.
- Stern, H.H. Fundamental Concepts of Language Teaching. Oxford, 1983.
- Tarnopolsky O., Sklyarenko N. Lifestyle Communicative Behavioral Patterns in the USA. Kiev, 2000.
- The Australian Encyclopedia. 5th ed. Sydney, 1988.
- The Xenophobe’s Guide to the Aussies. Ken Hunt Ravette Books, 1993.
- Tomalin В., Stempleski S. Cultural awareness. OUP, 1993.
- Turner, G.W. The English Language in Australia and New Zealand. London, 1972.
- Wannan, Bill. The Australian Yarns, ballads, legends, traditions of the Australian People. Melbourne, Australasian Book Soc., 1959.