Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессионально-педагогический инжиниринг в деятельности современных образовательных учреждений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непрерывное образование личности — это вовсе не хронологически беспрерывное обучение на той или иной учебной скамье — в школе, в вузе и т. п. Наоборот, в понятие «непрерывное образование» входит прерывание обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую область, вплоть до смены профориентации и, самое главное, умелое сочетание теоретической, опытно-экспериментальной… Читать ещё >

Профессионально-педагогический инжиниринг в деятельности современных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вектором нового столетия, является трансформация представления о целях, смыслах и ценностях, изменения в человеке, структуре общества, жизнеобеспечивающих технологиях. Как правило, они сопровождаются процессами обновления парадигм, которые активизируют процессы становления общества, культуры, образования, формирования новых этапов их развития.

Вхождение России в мировое образовательное пространство предполагает сближение национальной системы образования с аналогичными системами европейских стран.

В образовательной политике нового столетия происходят инновационные процессы, которые коренным образом модифицируют всю систему отечественного образования.

Система образования призвана задавать определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима обществу, обеспечивать его восходящее развитие.

Одной из таких современных парадигм является профессионально-педагогический инжиниринг, наиболее полно осуществляющий становление личности педагога.

Современный педагог, на наш взгляд, — это яркая индивидуальность, творческая личность, способная к развитию личностной и интеллектуальной культуры, инновационному творческому мышлению, самопознанию и осмыслению, умеющая решать проблемные ситуации, а также заинтересовать и увлекать процессом саморазвития [1, С. 108].

В этой связи коренным образом изменяется само представление о непрерывном образовании — представление о хронологической его непрерывности.

Непрерывное образование личности — это вовсе не хронологически беспрерывное обучение на той или иной учебной скамье — в школе, в вузе и т. п. Наоборот, в понятие «непрерывное образование» входит прерывание обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую область, вплоть до смены профориентации и, самое главное, умелое сочетание теоретической, опытно-экспериментальной и практической деятельности. Строго говоря, непрерывное образование — это инновационно-непрерывное образование, которое можно определить, как развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность, прежде всего общественные, материальные, духовно-культурные отношения.

Под непрерывным образованием следует понимать не механическое движение личности от дошкольного к общему среднему, профессиональному (начальному, среднему, высшему), послевузовскому образованию, а гармоничный процесс цикличного обновления личности на каждом из указанных этапов развития.

В связи с переходом на новые стандарты особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, информационной, методологической, проектной, инновационной и личностной культурой.

Инновационное творческое мышление, на наш взгляд, это ориентированность педагога на саморазвитие и самообразование, объединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, нахождение новых, оригинальных решений профессиональных задач, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования [2, С. 52]. творческий социализация педагог образование.

Цель нововведения заключается в стремлении к овладению механизмами соединения трудовой деятельности индивида с требованиями новых организационных технологий.

Итак, главным условием успешного развития современной педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять педагогические находки и открытия.

Изменения алгоритма в сфере производства и управления, науки и культуры обусловливает образование новых процессов — становление личности в ее неповторимом многообразии.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность — проблема для большинства людей.

Как известно интеллектуалом не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для становления личности педагога, а также какой выбор он сделает сам.

«Становление» как научный термин наиболее часто употребляется в философии, психологии и педагогике.

Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.

Проблема становления личности в философии тесно связана с вопросом сущности человека. В трудах современных философов отмечено, что индивидуальное развитие личности включает в себя три процесса: социализацию — освоение социального опыта; индивидуализацию — формирование отличительных качеств одного человека от другого посредством взаимодействия природных задатков, социальных условий и культуры; персонализацию — формирование личности [3].

Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров рассматривают «становление», как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию [4, С. 52].

Становление личностных и личностно-деловых качеств педагога нашли свое отражение в исследования ученых С. Б. Елканова, Э. Ф. Зеера, В. Г. Маралова, Л. М. Митиной, Л. Ф. Обуховой и др.

Итак, на наш взгляд, становление личности педагога — непрерывный процесс развития личности в аспекте социализации, самопознание и самосовершенствование сущности «Я», вариативность преобразований векторов профессионального мастерства [5, С. 15].

В связи с этим, педагогу необходимо, осознав свою сущность через призму собственного «Я», отрефлексировать свою позицию в профессии. Решаемые при этом задачи принципиально индивидуализированы.

Амплификация (от лат. аmplificаtio — расширение, усиление, обогащение) самопонимания и самоконтроля является необходимым условием становления личности педагога.

На современном уровне развития отечественного образования труд педагога, вышедший далеко за рамки прямых, повседневных и нелегких обязанностей, имеет широкий спектр деятельности. К основным направлениям, составляющим ее основу, добавляются другие, отражающие новейшие тенденции развития — компьютеризация образования, педагогический менеджмент.

Анализ действий, необходимых для реализации менеджмента с позиции изменения роли педагога стал фактором целесообразности интеграции управленческой и педагогической деятельности. Формирование нового направления в педагогической деятельности стало основой педагогического менеджмента.

Педагогический менеджмент, по утверждению В. П. Симонова, — комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом [6, С. 56].

Так результатом работ Л. А. Горшуновой (1995), Е. И. Безрукова (1998), С. П. Понариной (1998), В. П. Симонова (1994, 2000) является процесс самосовершенствования содержания образования в педагогических образовательных учреждениях, а именно формированию и развитию педагогического менеджмента педагога.

М.М. Поташник считает, что процесс управления — непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия. Именно педагог планирует, организует, руководит и контролирует процесс обучения, воспитания и развития обучающихся [7].

Современному образованию уже не нужен учитель, привыкший действовать по инструкции и чаще всего неспособный к самостоятельному выбору. Обществу необходим педагог-менеджер, организатор учебного процесса, который способен облегчить процесс решения многих проблем, возникающих в процессе жизни и деятельности детей и молодежи; осуществляющий управление всесторонним развитием и оказывающий им помощь и поддержку.

Педагог-менеджер, на наш взгляд, — это интегративная личность, имеющая подготовку психолого-педагогической направленности, обладающая профессиональной и артистической культурой, инновационным творческим мышлением, компетентностью и имиджем, организаторскими и управленческими способностями, владеющая профессиональным мастерством и знаниями в области профессионально-педагогического инжиниринга [8, С. 16].

Система образования призвана задавать определенную траекторию развития человеческого потенциала, которая действительно необходима обществу, обеспечивает его восходящее развитие.

Кардинальные нововведения в содержание, структуре и организации системы образования, а именно возрождение интеллектуального генофонда страны, является актуальной задачей современной России.

В связи с этим основными направлениями инновационной деятельности современного образовательного учреждения, на наш взгляд, является профессионально-педагогический инжиниринг, благодаря которому осуществляется становление педагога, реализовывается системное проектирование моделей образовательного процесса. Компонентами профессионально-педагогического инжиниринга являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательный менеджмент (таблица 1) [9, С. 16].

Таблица 1.

Профессионально-педагогический инжиниринг Инжиниринг (англ. engineering) — управление, разработка, проектирование, технология.

интеллектуальные виды профессиональной деятельности педагога.

научно-образовательный менеджмент.

Итэр педагога Итэр (лат. iter) — путь, направление, развитие. (становление).

Менеджмент-маркетинговое пространство.

Паттерн Паттерн (англ. pattern) — модель, система, структура. инжиниринг.

Профессионально-педагогический инжиниринг мы понимаем как, совокупность интеграционных процессов, объединяющих интеллектуальные виды профессиональной деятельности (итэр педагога) и научно-образовательного менеджмента (менеджмент-маркетинговое пространство и паттерн инжиниринг), конечной целью которых является творческое применение научных методов и принципов в реализации инновационных проектов (создание флэш-кейса ресурсного поля и формирование механизмов взаимодействия внутри консорциума проекта) [10, С. 17].

Итак, компонентами профессионально-педагогического инжиниринга являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательный менеджмент.

Контент-анализ данной позиции позволяет выйти на иной уровень личностных профессиональных качеств педагога.

Таким образом, профессионально-педагогический инжиниринг предполагает не только видение определенной инновационной проблемы, но и умение творчески мыслить, модифицируя и чутко реагируя на все вокруг происходящее.

  • 1. Якушева С. Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в становлении личности педагога // «Инновации в науке»: Материалы X международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (16 июля 2012 г.); [по ред. Я.А. Полонского]. — Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — 150 с. — С.107−118. — ISBN 978−5-4−4379−0119−9
  • 2. Якушева С. Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308с. — ISBN 978−5-8429−1116−5.
  • 3. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. — 584с. — ISBN 5−85 178−9
  • 4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш и сред. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176с. — ISBN 5−76 955−0445−5
  • 5. Якушева С. Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308с. — ISBN 978−5-8429−1116−5.
  • 6. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. — М: Высшее образование, 2006. — 357с. ISBN 5−9692−0130−8
  • 7. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя современной школы: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, центр педагогического образования, 2011. — 448с. ISBN 978−5-93 134−410−2
  • 8. Якушева С. Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308с. — ISBN 978−5-8429−1116−5.
  • 9. Якушева С. Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308с. — ISBN 978−5-8429−1116−5.
  • 10. Якушева С. Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308с. — ISBN 978−5-8429−1116−5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой