Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игра как важнейшее средство воспитания и развития личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее если, в процессе занятия использовать дидактические игры. Дети гораздо меньше устают, а это важно и для последующего за этим другим занятии. Ребята более сближаются с педагогом, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с дошкольниками. У детей в процессе игры возникают положительные… Читать ещё >

Игра как важнейшее средство воспитания и развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система подбора дидактических игр для реализации цели воспитания

С целью практического изучения социального взаимодействия детей в группе был использован метод эксперимента. В обследовании участвовало 10 человек: Паша И, Саша Н., Кирилл А., Кирилл М., Максим К., Денис К., Настя Г., Ира М., Никита Г., Антон М. Возраст детей- 5 лет (старшая группа). Эксперимент проводился на базе МДС (к) ОУ детского сада № 2 «Россияночка». Обследование детей проводилось в индивидуальной форме.

Работа состояла из трех этапов: диагностического, коррекционного и контрольного.

На диагностическом этапе проводилось:

  • 1. Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок и его индивидуальные особенности». Анкета была составлена с опорой на опросники Л. Р. Давидович.
  • 2. Предварительное обследование детей (аутосоциометрия).
  • 3. Социометрическая проба «День рождения».

Вначале работы был применен метод анкетирования родителей, главной целью которого являлось выявить значимые индивидуальные психологические особенности ребенка; его предпочтения в социальном выборе.

Тема анкеты: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».

Уважаемые родители!

Ваши ответы помогут воспитателям и специалистам быстрее и лучше установить контакт с Вашим ребенком, лучше понять его. Выберите нужный вариант ответа. Заранее благодарим Вас.

  • 1. Ф.И.О. ребенка.
  • 2. Каков Ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
  • 3. Как ребенок сам оценивает себя (уверенный/ неуверенный, добрый/злой, сильный/слабый, храбрый/трусливый.)?
  • 4. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что ему разрешают или запрещают (единодушны, не всегда, нет)?
  • 5. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрение, наказание, внушение, объяснение)?
  • 6. Как ребенок реагирует на замечания, наказания?
  • 7. С кем ребенок больше всего любит играть (со сверстниками, с детьми помладше, любит играть один)?
  • 8. Взаимоотношения ребенка с взрослыми (кривляется, замкнут, естественен.)?
  • 9. Как ребенок реагирует на замечания, неудачи (спокойно, расстраивается, агрессивен, возбужден)?
  • 10. Какие качества Вашего ребенка Вы особенно цените (доброту, общительность, трудолюбие, послушание)?
  • 11. О каких еще особенностях вы еще хотите нам поведать?

Проанализировав анкеты, заполненные родителями на тему: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», были выявлены проблемы детей. К ним можно отнести:

  • 1. Неуверенность, замкнутость детей в контактах с взрослыми, и даже сверстниками.
  • 2. Боязнь детей сделать что-то не так, боязнь неудач.
  • 3. Склонность к преувеличению своих качеств (все дети считают себя самыми сильными, самыми умными, храбрыми).
  • 4. Чрезмерная расторможенность (вялость-реже) ребенка в игре.
  • 5. Стремление общаться только с несколькими детьми (не со всеми).

После проведенного анкетирования была проведена аутосоциометрия с целью практического изучения уровня социального взаимодействия в группе детей.

При проведении обследования был использован следующий материал:

  • 1. Детям было предложено 4 типа домов: королевский дворец, многоэтажный жилой дом, лесная изба, обычный сарай.
  • 2. Были использованы детские фотографии 3+4.

Фотографии согруппников были разложены на столе.

Инструкция: посели всех своих друзей в эти домики. Тех детей, которые тебе очень нравятся, с которыми ты дружишь — посели во дворец, с теми, которые тебе просто нравятся — в многоэтажный дом; тех, которые тебе не нравятся — посели в избу; тех, с которыми ты не хочешь общаться — в сарай.

После того, как детьми была проделана эта работа, они должны объяснить мотивы своего выбора. Для этого детям предлагается 10 качеств-схем (5 положительных и 5 отрицательных).

Положительные качества: добрый, веселый, красивый, умный, аккуратный.

Отрицательные качества: злой, грустный, некрасивый, глупый, неаккуратный.

Паша (№ 1) — отдал предпочтение только троим детям: Саше, Денису и Антону. В них он ценит доброту, красоту и юмор. Особое внимание уделил Саше (Паша пояснил, что Саша часто угощает его конфетами).

Саша (№ 2) — отдала предпочтение 5 детям. В них она ценит доброту и юмор. Самая большая привязанность у нее к Паше (Саша сказала, что Паша маленький и его нужно кормить). Очень плохо она относится к Кириллу А. (Саша сказала, что он очень драчливый и жадный).

Кирилл А. (№ 3) — отдал предпочтение только Насте. Она — его соседка, лучшая подружка. Всех остальных (за исключением Дениса) он считает глупыми, злыми и некрасивыми.

Кирилл М. (№ 4) — отдал предпочтение мальчикам. Пояснил, что не любит общаться с девочками, потому, что они очень слабые.

Максим К. (№ 5) — отдал предпочтение 6 ребятам. В них он больше всего ценит доброту, ум, аккуратность.

Денис К. (№ 6) — тоже отдал предпочтение 6 ребятам. В них он больше всего ценит доброту, ум, аккуратность. Денис пояснил, что любит нежадных детей.

Настя Г. (№ 7) — наибольшее внимание уделяет Кириллу А. Он — ее сосед (он добрый, умный, аккуратный, веселый). Насте еще нравятся 3 человека, но она почти с ними не общается.

Ира М. (№ 8) — отдала предпочтение 4 детям.

Никита (№ 9) — отдал предпочтение 4 детям. При характеристике детей больше обращал внимание на отрицательные качества. Считает себя самым умным.

Антон (№ 10) — одинаково хорошо относится ко всем детям. Только Кирилла А. считает очень злым. Про Сашу уточнил («Я поселю ее в дворец — она добрая, веселая, красивая, умная, аккуратная, но иногда бывает очень злой).

Таким образом, по результатам обследования видно что каждый ребенок приписывает себе только положительные качества, считает себя самым умным, красивым, веселым, добрым, аккуратным. Все дети с завышенной самооценкой.

В целом можно сделать вывод, что взаимодействие между детьми недостаточное, имеются дети, оторванные от группы, общающиеся только с одним-двумя детьми. В группе нет сплоченности, «чувства локтя», коллективизма. Имеются дети, желающие общаться с детьми, но не получающие внимания с их стороны.

Далее была проведена социометрическая проба «День рождения».

Цель — определить отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально в форме игры.

Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны? «(Около кружочка пишется имя, а в кружочке — порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных. Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок.

Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

После проведения этой пробы, был осуществлен анализ результатов. Было выявлено, что:

  • 1. Многие дети желают общаться в ограниченном кругу (на стульчики рядом с собой ребенок сажает ограниченное количество детей. Количество детей, посаженные на стульчика, рядом с экспериментируемым ребенком совпадает с количеством предпочитаемых для общения детей в предыдущей пробе.
  • 2. У большинства детей не сформирована потребность в общении — дети отдают предпочтение игрушкам, а не детям (на стульчик рядом с собой дети сажали любимую игрушку).
  • 3. Некоторые дети желают общаться только с детьми их пола.

Таким образом, по результатам этих трех проб были выявлены социальные проблемы: большинство детей показали себя замкнутыми, закрытыми, желающие общаться только с ограниченным кругом людей. Причем в этот круг входят в основном дети, а взрослые остаются за его рамками. Были выявлены дети, стремящиеся к общению с детьми, но не получающие ответа с их стороны. Причиназамкнутость, закрытость, страх неудач. Взаимодействие между детьми существует, но очень слабое. Поэтому дети данной группы нуждаются в социально-коррекционной помощи.

С целью решения данной проблемы, на коррекционном (формирующем) этапе была разработана система дидактических игр, которая использовалась в первой экспериментальной группе детей. Во второй группе занятие было проведено в традиционной форме. Длительность игровых занятий составляла 20−25 минут. Занятия проводились 1 раз в неделю.

Тема занятий — «Извинение, комплимент и ответ на них».

Цели занятия: учить способам общения между людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого общения). Развивать умения употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность; формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Далее было проведено сравнение между качеством усвоения материала в группе, в которой проводились игры, и в группе, в которой они проводились в меньшем объеме.

В первой группе дети активно участвуют в процессе занятия, им интересно. Уже в самом начале занятия узнав о том, что они будут играть, дети с нетерпением ждут этого момента. И хотя игровые моменты проходят в достаточно короткие промежутки времени, ребята живо реагируют на все действия педагога. Практически никто не отвлекается на посторонние раздражители. Что естественно привело к тому, что материал был хорошо усвоен. При следующем занятии установилось, что практически все дети запомнили пройденный материал и достаточно хорошо ориентируются в нем. Более того, и последующее, не такое интересное занятие они воспринимают с радостью и оживлением. Естественно процент положительных оценок очень высокий.

Во второй группе, где материал излагался сухо, с малым использованием игровых моментов, активность детей была ниже, чем в первой, материал усваивался сложнее. Как показало последующее занятие не все дети хорошо ориентировались в материале. Процент хорошо усвоивших материал был достаточно невелик.

Исходя из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее если, в процессе занятия использовать дидактические игры. Дети гораздо меньше устают, а это важно и для последующего за этим другим занятии. Ребята более сближаются с педагогом, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с дошкольниками. У детей в процессе игры возникают положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся, проводя дидактические игры), дети чувствуют себя на последующих занятиях более раскованно, избавляются от комплекса «ученика», что положительно влияет на их дальнейшею деятельность.

Опираясь на это, была разработана сетка занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Занятия были составлены с опорой на вышеназванные источники. Работа проводилась 3 месяца (с сентября по ноябрь). Главная цель занятий — обучение взаимодействию с детьми-одногруппниками, взрослыми (педагогами, воспитателями). Всего было проведено 10 занятий.

Наблюдение за детьми данной группы позволило выявить существенные изменения. Ребята стали более общительными, открытыми. Они начали тянуться к одногруппникам, прислушиваться к их мнению. Ни один заданный вопрос не оставался без ответа. Помимо этого, дети стали более добрыми, отзывчивыми: в речи ребят стали слышны добрые слова, комплименты, пожелания. Дети научились замечать плохие поступки, просить за них прощение. Таким образом, в группе стало осуществляться более тесное социальное взаимодействие между детьми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой