Университетские методы образования и воспитания
По окончанию обучения студента ждал итоговый экзамен, на котором он должен был выступить перед магистрами и деканами от каждого факультета. Экзамен проходил в форме диспута, на котором студент должен был ответить на все вопросы, тем самым доказав, что он читал все учебные книги и посещал все диспуты. Сдавшего экзамен ждала награда — степень бакалавра. Следующие два года он был ассистентом… Читать ещё >
Университетские методы образования и воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учебный год длился с 20 октября по 7 сентября. Сентябрь — Октябрь, а также Пасха и жаркие дни летом были каникулами, названными так, поскольку совпадали с появлением на небе созвездия Малого пса (от лат. canicula — собака, щенок), от чего и пошло слово «каникулы». Обучение в университете шло с раннего утра и до вечера (с 5 утра до 8 вечера). Основным методом обучения было чтение лекций, профессором, который параллельно делал свои комментарии. После окончания чтения лекций студенты воспроизводили их содержание. Однако из-за недостатка учебников, профессору приходилось по несколько раз зачитывать одну и ту же фразу, чтобы студенты её запомнили. Например в XVв. В парижском университете, на медицинском факультете имелось всего 12 книгСредневековая схоластика, образование и медицина — http://oldmedik.ru/istoriya-mediciny/8-srednevekovaya-sholastika-obrazovanie-i-medicina.html. Эта одна из причин такой длительности учёбы. Чтобы преодолеть книжный дефицит магистры делали сборники конспектов и фрагментов из книг — «Суммы», прообразы современных хрестоматий, которые помогали студентам при подготовки к экзаменам.
Все студенты обязаны были посещать все лекции, как дневные, так и вечерние. За непосещение лекций, со студентов взимался штраф. Лекции были двух видов: дневные (ординарные (обязательные)) и вечерние (экстраординарные (дополнительные)). Преподаватели не читали какой-либо курс по определённой науки (римскому праву, философии). Они читали просто какую-нибудь книгу. Те книги, которые считались более важными, читались днём, менее важные вечером. Лекции шли 1−2 часа. Перед началом каждой лекции преподаватель делал короткий пролог, в котором определял характер работы над книгой. Главная задача преподавателя в ходе лекции была смешать разные варианты текстов и прокомментировать. Просить повторить или медленнее читать, студентам было запрещено.
Также студенты должны были посещать еженедельные диспуты, где студенты при участии преподавателя и его помощника — бакалавра дискутировали на какую-либо тему. Практических занятий не было. Один-два раза в год проводились диспуты без какой-либо оговорённой темы, поэтому на этих диспутах обсуждались какие-нибудь мировоззренческие или научные вопросы. Диспуты носили явный демократичный характер, поскольку их участники вели себя развязно, перебивая выступление оратора освистыванием и криками, и были нацелены на выработку у студентов самостоятельности мышления — Средневековые университетыhttp://coolreferat.com/.
Отношения преподавателя и студента, во многом, напоминали отношения ремесленника и подмастерья, в раннее средневековье: студентами становились в 13−14 лет, записывались у профессора, который обучал и отвечал за своего студента, обучение шло 3−7 лет и оканчивалось получением бакалавра. Бакалавр мог уже посещать лекции других преподавателей, обучал новых студентов. Далее он мог, защитить перед членами факультета научную работу, после которой получал учёную степень (магистр, доктор и др.). Присуждение учёных степеней сопровождалось наделением почётных титулов (нап. Граф права), что, также напоминало, раннесредневековую традицию рыцарского воспитания — Средневековые университетыhttp://coolreferat.com/.
При этом, обучение в университетах было платным. Из-за чего в XIVв. В Европе появилось новое сословие студентов-бедняков (ваганты, голиарды), которые вели нищий образ жизни: жили в съёмных каморках, перебивались случайными заработками, странствовали из одного университета в другой. Но при этом, именно из этих людей, в будущем образовалось множество деятелей науки и образования. Ваганты прославились своей поэзией, представляющую смесь латинских церковных гимнов и народного фольклора. Ваганты писали про веселье, любовь, застольные песни. У них были странные отношения с церковью: с одной стороны они были клириками и потому не смели дурно отозваться о церкви или духовенстве, а с другой стороны они писали сатиры на монашество, пародии на церковные молитвы и библейские сюжеты. Большинство их трудов анонимны, так как авторы боялись столкновений с инквизицией — Поэзия вагантов /Отв. Ред. Ф. А. Петровский.- М.: Наука, 1975. 607 с.
По окончанию обучения студента ждал итоговый экзамен, на котором он должен был выступить перед магистрами и деканами от каждого факультета. Экзамен проходил в форме диспута, на котором студент должен был ответить на все вопросы, тем самым доказав, что он читал все учебные книги и посещал все диспуты. Сдавшего экзамен ждала награда — степень бакалавра. Следующие два года он был ассистентом у магистра, после чего становился — лиценциатом, то есть получал право на чтение лекций. Ещё спустя полгода он получал степень магистра. Новоиспеченный магистр должен был прочесть торжественную речь перед бакалаврами и другими магистрами, дать клятву и устроить пир.
Обычно университетского выпускника ждала хорошая карьера. Бывшие студенты становились юристами, нотариусами, писцами — Средневековые университетыhttp://coolreferat.com/.
Значение университетов
Университеты являлись альтернативной системой образования схоластической, которая к XIVв. Уже изжила себя, превратившись в «игру умными словами» и потому тормозившей научный прогресс. В то время как университеты стали центрами интеллектуальной жизни Европы. Их учителя и ученики (в разное время ими были Роджер Бэкон, Пьер Абеляр, Ян Гус, Николай Коперник, Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Вильям Оккам и др.) обогащали духовный мир, культуру, науку, просвещение. Университеты носили прогрессивный характер. Несмотря на все их недостатки, развитие университетов послужило основой для нового, гуманистического направления в воспитании и образовании, интеллектуального развития. Их появление приводило к оживлению торговли, общественных отношений, доходов. По этой причине, города, охотно содействовали открытию университетов. Любой университет был гордостью любого города, поскольку был оплотом свободы, куда бежали талантливые, мятежные люди.