Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением
![Диссертация: Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением](https://westud.ru/work/3139507/cover.png)
Диссертация
Кружевоплетение" — б) принципы, формы, методы и приемы обучения и развития творческих способностей на занятиях по кружевоплетению в детских художественных школахв) средства обеспечения всех учебных и развивающих процессов (технические средства обучения, наглядные пособия и др.), и которая обладает следующими ценными качествами: разработаны специальные упражнения и задания, основанные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и исторические предпосылки методической системы обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением
- 1. 1. История становления и развития кружевного промысла
- 1. 2. Научно-методические основы обучения учащихся детских художественных школ и развития их творческих способностей на занятиях кружевоплетением
- 1. 3. Психолого-педагогические аспекты обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением
- Глава 2. Методические основы обучения и развития творческих способностей на занятиях кружевоплетением учащихся детских художественных школ
- 2. 1. Структура и содержание занятий
- 2. 2. Учебно-материальная база проведения занятий по кружевоплетению
- 2. 3. Методические основы организации и проведения занятий
- 2. 4. Экспериментальное обоснование методической системы обучения учащихся детских художественных школ и развития их творческих способностей на занятиях кружевоплетением
Список литературы
- Алексеева И.В. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях художественным плетением. Дне. .лсанд пед. наук. — Ростов н/Д., 1996.-223с.
- Альбом плетеных кружев. М., 1928.
- Андреев EJHL Кустарная промышленность в России. СПб., 1882. — 31с.
- Антология вышивки. Выпуск 11. Вышивка по тюлю. Спб., 1993. -66с.
- Антология вышивки. Выпуск12. Филейная вышивка. -Спб., 1993. -66с.
- Антология вышивки. Выпуск13. Ирландское кружево.-Спб., 1993. 66с.
- Антология педагогической мысли России второй половины 19 В. -начала 20 В. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 608с.
- Антология педагогической мысли России первой половины 19 В. (до реформ60-хгг.)/ Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. 560с.
- Арватов Б.И. Искусство и производство. М., 1926. — 132с.
- Асылханов Е.С. Изучение ДПИ Казахстана в общеобразовательных школах и пединститутах республики. Дне. .канд. пед наук. М., 1985. -267с.
- П.Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. -М., 1922.
- Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М., 1925.
- Бакушинский А. В. Народное искусство СССР в народных промыслах. М., 1940.
- Баутрук Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7−11кл. (на примере нижегородских промыслов). Дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. -188с.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981.
- Белье и вышивки. Журнал рукоделий. СПб., 1909−1917.
- Бернштейн Б.М. Несколько соображений в связи с проблемой «искусство и Этнос». // Советское искусствознание.-78. М., 1979. -С.274−279.
- Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса.// Советское искусствознание-80(2). М., 1981. — С. 112−153.
- Бибикова Л. Преподавание прикладного искусства в ДХШ: учебное пособие по курсу «Методика для художественных учебных заведений». М., 1978. — 58с.
- Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские кружева 16−19 веков в коллекции Эрмитажа. Л., 1959. — 68с.
- Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. -544с.
- Богатырев П. Г. Традиция и импровизация в народном творчестве. -М., 1964.
- Богуславская И. Традиции народных художественных промыслов и проблема сувениров. // Советское ДИ 77/78. М., 1980. — с. 116−122.
- Богуславская И. Древние мотивы русской народной вышивки. -Л., 1973.- 169с.
- Богуславская И. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. -Л., 1981. С. 16−43.
- Борисова Е. А. И кружев тоненький узор./ Мценский край. 31 авг. 1999 г. № 104.
- Борисова И. И. О народном искусстве Орловского края. В кн. Изобразительное искусство Советской России глазами критиков: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, декоративное искусство театра и кино. М., 1979.
- Бычков А.В. Программы творчества: Образовательная область «Технология».-М., 1999.- 19с.
- Вагнер Г. К. О единой теории народного искусства. // ДИ. № 9. -М., 1973. — С.27−31.
- Вагнер Г. К. О природе народного искусства. // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. — С.32−38.
- Вагнер М.А. Методика рукоделий. СПб., 1914. — 204 с.
- Вакуленко Е. Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству. Дис.. .канд.пед.наук. Краснодар, 1998. — 226с.
- Василенко В. М. Народное творчество. Избранные труды о народном творчестве 10−20 В.в. М., 1974.
- Вестник кустарной промышленности: Ежемес. ж-л изд. -Пг., 1912−1918.
- Вестник моды. Журнал мод и рукоделий для всей семьи. Пг., 1885−1914.
- Владимировский С. А. Низшая профессиональная школа России, что от нее требуется и что она дает.// Труды Всероссийского торгово-промышленного съезда. СПб., 1896. — Вып.9. — С.42−51.
- Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: учебно-методич. пособие. СПб., 1997. — 5п.л.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания.// Мир образования. 1997. — № 2. — С.66−71.
- Вологодское кружево. (Альбом. Авт. вступит, статьи и сост. И. П. Работнова.). М., 1962.
- Воронов Н. В. Народное? Искусство? //ДИ СССР. 1981. — С.16−19.
- Выбор методов обучения в средней школе./ Под.ред. Ю. К. Бабанского. М., 1981. — 176с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. М., 1991. — 93с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -М., 1997. 416с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1984.
- Галактионова А. Плетение кружев. М., 1948.
- Галкина М. В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Дис. .канд.пед.наук. М., 1999. — 205с.
- Галкина Т.В., Влияние истории и культуры на формирование костюма: учебное пособие. Челябинск, 1998. — 5,35п.л.
- Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985.-45с.
- Гильбух Ю. 3., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников. Киев, 1987.
- Голобоков Ю. В. Художественное образование в Англии. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.
- Голод И.В. Городские ремесла Галитчины и Волыни 16−17в.в.: (Исследование процессов историко-художественного развития). Дис. .канд. искусствоведения. СПб., 1993. — 236с.
- Горяева Н. А., Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5кл. Общеобразовательных учреждений. М., 2000. — 176с.
- Григорьева Е. И. Генезис и эволюция народных промыслов и ремесел: региональный историко-культурологический аспект. -Тамбов, 1999.- 287с.
- Гукасова А. М. Рукоделие в начальных классах. М., 1985. — 192с.
- Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х г.г. -Л., 1985. 160с.
- Гумилев Л.Н. Искусство и этнос.//ДИСССР.-М, 1972.-№ 1 С37.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.:Педагогика. -1986.-240с.
- Давыдова С.А. Руководство для преподавания рукоделия в школе. -СПб., 1887.
- Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое, статистическое. -СПб., 1892.
- Давыдова С.А. Русское кружево. Узоры и сколки. СПб., 1909. — 50с.
- Давыдова С.А. Кружевная промьплленностъ в России. СПб., 1910. — 40с.
- Давыдова С.А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Вологодской. — СПб., 1886. 158с.
- Давыдова С.А. Руководство для преподавания рукоделия в школах. -СПб., 1903.- 126с.
- Даги И. А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся ДХШ. Авгорефдис.. .каццледлаук. М., 1989. -16с.
- Диалектика и теория творчества./ Под.ред. С. С. Гольдеррихта, А. М. Коршунова. М.: МГУ. — 1987. — 198с.
- Дидактика технологического образования. Кн. для учителя. Часть 1./Под.ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО. — 1997. — 203с.
- Доватор P.JI. Проблемы трудового воспитания и обучения в прогрессивной русской педагогике (кон. 19- нач.20 В.). // Советская педагогика. 1978. — № 2. — С. 105−113.
- Дополнительное образование детей в РФ./ Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995.
- Дорошенко Ю.И. Формирование теории обучения ручному труду как самостоятельному школьному предмету в русской педагогике кон.19-нач.20 В.в. Дис. .канд.пед.наук. Владимир, 1995.
- Елецкое кружево. (Альбом. Авт.вступит.статьи и сост. И.П.Работнова). М., 1962.
- Ефимова JI. В. И не смолкает звон коклюшек. // Народное творчество. 1998. — № 1. — С.35.
- Ефимова JT.B., Русская вышивка и кружево: собрание ГИМ. -М., 1985. 255с.
- Ефремичева Н. В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук: (13.00.02.) М., 1995. — 17с.
- Живой мир искусства: (Программы полихудожественного развития школьников 1−4кл). Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений./ Л. Г. Савенкова, Т. Н. Сухова, Б. П. Юсов. М., 1999. — 40с.
- Закономерности развития искусства народных промыслов. Сб.науч. трудов. -М., 1991. 150с.79.3убова Т. Д. Изучение народного искусства в 20−30-х г. г. (В.С.Воронов, А. И. Некрасов, А.В. Бакушинский). Дис. .канд.искусствоведения. М., 1977. — 209с.
- Ибрагимова Р. Т Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя ИЗО в процессе профессиональной подготовки в пед. университете. Дис. .канд. пед. наук. М., 1998. — 237с.
- Иващенко А. В. Психология трудового воспитания. Минск, 1988.
- Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника: книга для учителя. М., 1987. — 92с.
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. (Изд. 2-е, доп.) М., 1961. — 223с.
- Игнатьев С. Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: (в условиях кружковой работы). Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 1982.-264с.
- Игнатьева И.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.- 260с.
- Изделия народных художественных промыслов в современном интерьере. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М., 1989.
- Исакова К.В. Плетение кружев. М., 1958. — 86с.
- Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искустве 18 201 890-х г. г.: материалы междунар.конф./науч.ред.Н. Ю. Бирюкова и др. -СПб., 1996.- 124с.
- Каган М.С. Искусство в системе культур (к постановке проблемы). // Советское искусствознание-78. Вып.2. М., 1979. — с. 239−273.
- Каталей В.И. Кустарные промыслы Орловской губернии. Исследования 1890 г.// Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. СПб, 1892. — Т. 1. -С.305−316.
- Кашкарова-Герцог Е. Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. М., 1999. — 64с.
- Квасова О.А. Историко-художественный анализ вятского народного промысла: (по образцам дымковской игрушки). Дис.канд. искусствоведения. М., 1996. — 167с.
- Кировское кружево. Кружева СССР. Альбом из 20 таблиц с вступит. статьей и аннотациями Е. И. Прибыльской. -М., 1948.
- Кликунова Е. В. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1−2 кл. посредством приобщения к русскому религиозному искусству. Дис. канд.пед.наук. -М., 1998. 239с.
- Климова М. Как самой плести кружева. СПб., 1913. — 23с.
- Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево: (Учебное пособие для учащихся художественно-промышленых училищ и училищ прикладного искусства). -М., 1993. 222с.
- Кокина J1.M. Развитие народных художественных промыслов в системе промкооперации 1917−1927г.г. Дис. .канд.ист.наук. -М., 1993.
- Колкотин А. Кустарный вопрос в России. Опыт объективного исследования. СПб., 1905. — 141с.
- Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров народных художественных промыслов. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М., 1986.
- Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в дет. саду и в школе. / Т. С. Комарова. М.: Столетие, 1998. — 140с.
- Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: Для педагогов дошкольных учреждений, нач. шк., худож. студий и кружков. М.: Рос.пед.агентство, 1998. — 105с.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. М., 2000.
- Композиции кружев и кружевных изделий Мариинской школы кружевниц. СПб, 1915.
- Кораблева А.А. Кружево в современном костюме.-М, 1967. 46с.
- Корешков В. В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения. (На материалах занятий по токарной обработке древесины в 6−7 классах). Дис. .канд.пед.наук.: (13.00.02): М., 1986. -181с.
- Корсак А.К. О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства (кустарной и домашней промышленности) в Западной Европе и России. М., 1861. — 311с.
- Котряхов Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской общеобразовательной школе кон 19-нач20в.в. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1997.
- Критерии и суждения в искусствоведении. (Сб.статей.). -М., 19 8 6. -448с.
- Кружево русское и иностранное. Отпечатки на светочувствительной бумаге. НИИХП. 463л. В папке.
- Кружево русское, старинное (кружево Вологодское, Вятское, Ростовское, Ярославское и др.). НИИХП. 25 л. фото в папке.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1981.
- Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. для студ. средн. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов. / В. С. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Агар, 1998. — 334с.
- Кузин В. С. Психология: (Учебник для средних специальных учебных заведений). 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Агар, 1997. -303с.
- Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках С. А. Давыдовой, Е. Н. Половцевой, К. И. Беренс и Е. О. Свидерской. -СПб., 1913.- 440с.
- Кустарные художественные изделия на Международной выставке в Нью-Йорке. М., 1939.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Леонова Е. В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Дис.. канд. пед.наук. М., 2000. — 162с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 1983.
- Ломоносова М.Т. Рекомендации по оснащению и оборудованию кабинета изобразительного искусства и художественного труда. -М., 1990. 30с.
- Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.97с.
- Макаров К.А. Из творческого наследия. М., 1998. — 155с.
- Мамонтова Н.Н. Художественные ремесла и промыслы Сергиева Посада (15−20 в.в.): к проблеме возникновения и развития русских художественных промыслов. Дис.канд. искусствоведения. -М., 1998.
- Мариинская практическая школа кружевниц. Краткий исторический очерк и указатель юбилейной выставки МПКШ 18 831 908. -СПб., 1908. -68с.
- Мариинской практической школы кружевниц краткий очерк 1883−1913.-СПб., 1913.- 44с.
- Маркова А. К. Психология обучения подростка. М., 1975.
- Маркуцкая С.Э. Методические основы обучения учащихся 5−7кл. прикладным художественным работам в образовательной области технология. Дис.канд.пед.наук. М., 1998. — 235с.
- Марченко И. В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену. Дис. .канд.пед.наук. М., Б.г.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
- Методическое пособие по декоративной композиции для абитуриентов ХГФ. Магнитогорск, 1997. — 1,75 усл.п.л.
- Мещерский А.А. Свод материалов по кустарной промышленности в России. СПб., 1874. 630с.
- Мизикина JI. С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях ДПИ. Дис. .канд.пед.наук. -М, Б.г. 183с.
- Модный курьер. Журнал мод и рукоделий. СПб., 1899−1908.
- Моды и рукоделия. Журнал. СПб., 1874−1880.
- Москвина Г. Н. Народно-художественные промыслы Рязанского края как объект историко-кулыурного исследования.-СПб., 1995. 255с.
- Мурзина С. М. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области. Дис. .канд.пед.наук. Орел, 2000.- 261с.
- Народное декоративное искусство и окружающий мир: Программы (1−3 и 1−4кл.). Воронеж, 1998. — 22с.
- Народное искусство. Исследования и материалы. Сб.статей. -М., 1996. 205с.
- Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность М., 1991.
- Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. М., 1996. — 256с.
- Незабвенному В. В. Стасову. СПб., 1910. — 289с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика М., 1983.
- Некрасова М.А. За ученичество и наглядность в обучении.// ДИ СССР. М., 1979. — № 8. — с.17−19
- Новиков С.Н. Художественная обработка природного растительного материала: (Внеклассная работа в начальных классах сельской школы). Дис. .канд.пед.наук. М., 1986.
- Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских МКШ средствами народного ДЛИ. Дис. .докт.пед.наук. Орел, 1995.
- О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов. Указ президента РФ. // Встреча. 1995. — № 1. — С.8.
- О специфике современного этапа развития народных художественных промыслов РСФСР. Сб.науч.трудов. М., 1989.
- Обзор детельности земств по кустарной промышленности. -СПб., 1913. т.1−3.
- Обзор деятельности Министерства Земледелия и Государственных имуществ. СПб., 1895−1905.
- Обзор деятельности правительства на пользу кустарной промышленности. СПб., 1888−1902.
- Образцы старинных кружев. (Фотоальбом). НИИХП Роспромсовета. М., 1953. — ч.1−3.
- Одаренные дети. Концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. / Составитель: В. А. Горский и др. -М., 1998. 60с.
- Орловский календарь. -Орел, 1903.
- Орнаменты русского стиля. Издание художественно-промышленного музея в Москве. -М., 1872.
- Основы декоративного искусства в школе./ Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. — 175с.
- Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей: Практ. пособие для руководителей школьныхкружков./ Под.ред. В. А. Барадулина., О. В. Тангус. М.: Просвещение, 1979.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. -М, 1998.
- Отчет Главного комитета по устройству кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке 1900 г. В Париже. -М., 1901.
- Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. СПб., 1894−1907. т.2−8
- Парижская мода. Журнал. СПб., 1893−1905,1915−1916.
- Пересторонина. Вятские кружева. Волго-Вятское книжное издательство, 1982.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
- Пилюгин Ф. Н. Кружевной промысел в Ельце и уезде. // Вестник Всероссийских съездов деятельности по кустарной промышленности. Спб., 1913 — № 3. — с.76.
- Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения. М., 1964. — 48с.
- Полная энциклопедия женских рукоделий. Пер. с французского. -М., 1901.-611с.
- Прекрасное своими руками./Сост.С. С. Газарян.-М, 1979. — 158с.
- Прибыльская Н.А. Русские кружева. -М., 1944. 51с.
- Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов: 5−11 ют. М., 1992. -160с.
- Приходько Е. Н. Плетение кружев на коклюшках. -Калининград, 1988.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство: 5−9кл./ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. -М., 1999. 316с.
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство: Нач.шк./ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. М., 1999. -223с.
- Программно-методические материалы. Технология: 5−11кл./Сост. А. В. Марченко. М., 1999. — 190с.
- Программы педагогических институтов. Практикум в учебных мастерских и технология кшструкционных материале". Для специальности № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». М, 1984. — 36с.
- Пронина И.А. Русская академическая школа декоративно-прикладного искусства в кон.18-перв.пол.19 В.в. -М., 1968.
- Прямкова Н.А. Изучение народного искусства на ХГФ: (на примере традиционного искусства Липецкой области). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед.наук: (13.00.02) Липецк, 1998. — 21с.
- Пупарев А.Г. Материалы для истории и статистики Орловской губернии. Орел, 1877. — т.1.
- Работнова И.П. Русское народное кружево. Лекция. Фотоальбом. М., 1960. 51с. — Текста, 51л. — Фото.
- Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: специфика прикладного искусства. Эстетическая природа ремесла.
- Народное искусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество. -М., 1985. 191с.
- Рашидов O.K. Методические основы обучения студентов ХГФ народному искусству в педуниверситете. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1997.
- РехачевМ.В. Вологодские кружева. -Вологда, 1955.
- Рожкова А. Цветное кружево. // Мир женщины. -1998. № 2. — с.48−49.
- Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная дорожная книга русских людей./ Под.ред. В. П. Семенова. СПб., 1902.
- Ростовцев Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М., 1983.
- Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. / Ростовцев Н. Н. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Агар, 1998.-250с.
- Рубинштейн ММ Эстетическое воспитание детей. -М., 1924. 118с.
- Рукоделие: Популярная энциклопедия. Гл.ред. И. А. Андреева. -М., 1992.
- Русская художественная культура кон. 19-нач.20 В.в. М., 1980.
- Русские художественные промыслы 19−20 В.в. и город. Социальные основы искусства. Сб. науч. трудов под ред. ТМ Разиной. М, 1883. — 168с.
- Русский кустарный отдел на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.-СПб., 1900.
- Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке. Пг., 1914.
- Рыбников А.А. Изучение кустарной промышленности и исследовательский институт. М., 1926. — 5с.
- Рыбников А.А. Мелкая промышленность России. Сельская ремесленно-кустарная промышленность до войны. М., 1923. — 113с.
- Рыбников А.А. Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий.-М., 1913. 174с.
- Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьника в учреждениях дополнительного образования. Дис. .канд.пед.наук. М., 1996. — 238с.
- Сарбагышев А.А. Методика подготовки учителей-художников по профилю местных художественных промыслов (на примере Киргизской ССР). Дис. .канд.пед.наук. М., 1985. — 230с.
- Свод данных о числе кустарей и ремесленников в волостях и уездах Орловской губернии по производствам. Орел, 1913.
- Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М., 1988.
- Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искуства в школе как средство формирования творческих способностей учащихся. Дис. .канд.пед.наук. М., 1973. — 277с.
- Собрание русской старины В.П.Сидамон-Эристовой и Н. П. Шабельской. М., 1910. — Вып.-1.
- Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 19 171 932. Общ.ред. М. А. Некрасовой и С. М. Тимерина. М., 1986. -Усл.п.л. 18.705.
- Соколова В.А. Программа по трудовому обучению (девочек) в 5−9кл. с углубленным изучением основ русской культуры. -СПб., 1996.- 80с.
- Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов ХГФ в процессе освоения росписей Урала и Приуралья. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1995. 187с.
- Соломенникова. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1997. 233с.
- Сорокина М. А. Вологодское кружево. 1998.
- Сорокина М. А. Современное кружево. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей под ред. И. Я. Богуславской. Л., 1981. — с.278−303.
- Сорокина М. А. Кружева России. Вологодское кружево. Альбом. -М., — 2001. 128с.
- Справочный указатель кустарных производств и кустарных мастеров. СПб., 1892−1902.
- Стасов В.В. Русский народный орнамент. СПб., 1872.
- Стасов В.В. Разбор сочинения С.А. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое, статистическое». СПб., 1886. — 28с.
- Супрун Л.В. Профессиональные художники и народное искусство в России конца 19 начала 20 в.в. Дис.канд.искусствоведения. -М., 1971.
- Тазова Н. А. Кружок филейно-гипюрной вышивки: Пособие для руководителей кружков. -М, 1981. 79с.
- Твердова-Свавицкая 3. М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М., 1916.
- Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. СПб., 1885. — т.15.
- Труды съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербкрге. СПб., 1902. т. 1 -2.
- Труды съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербурге. СПб., 1910. — т. 1−2.
- Устененко JI.H. Формирование творчества студентов педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки. Дис. .канд.пед.наук. М., 1998. 255с.
- Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. JI., 1983. — 326с.
- Филиппова Е. А. Художественно-прикладное творчество учащихся как средство подготовки их к труду: (В условиях Центра творчества.) Дис. .канд.пед.наук. М., 1999. — 180с.
- Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель (Учебно-методическое пособие). М., 1996. — 150с.
- Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. Сб.науч.трудов. М., 1990.
- Фролов В. Кружевной промысел в Вологодской губернии. К столетию существования. Вологда, 1926. — 34с.
- Фролова Е. Под звон коклюшек. И Очаг. 1995. — № 2. — С.2−4.
- Харитонов С. В. Эстетическое воспитание школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна: (На материале работ кружков технической эстетики). Дис. .канд.пед.наук. -Рязань, 1999. 146с.
- Хворостов А.С. Система профессиональной подготовки по труду на ХГФ пединститутов (деревянная мозаика). Дис. .канд.пед.наук. -М., 1967. -312с.
- Художественное проектирование. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Б. В. Нешумов, Е. Д. Щедрин, Г. Б. Минервин и др.- под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М., 1979. — 175с.
- Художественные промыслы России. Сб. науч. трудов. -М, 1992. 231с.
- Цветкова JI. В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся. Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1999. — 20с.
- Цируль К. Ю. Памятная записка о введении ручного труда. -СПб., 1910. 70с.
- Цицишвили Э.Д. Художественная промышленность и народные ремесла Грузии кон19-перв.пол20вл:(Творческая и учебно-педагогическая практика). Дис. .канд.искусствоведения. М., 1985. -151с.
- Чибирева Е. М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников. Дис. .канд.пед.наук. Казань, 1998. — 156с.
- Чистов К. В, Записки фольклориста.// Декоративное искусство СССР.-1978.- № 10.-С.24.
- Чистов К. В, Народные традиции и фольклор. Очерки теории. -Л., 1986.
- Шангина И. И. Образцы русской народной вышивки на обрядовых полотенцах 19−20в.в. М., 1975.
- Швиттау Г. Г. Кустарная выставка и съезд кустарей в Петербурге. -СПб., 1913.
- Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. -М., 1990. 288с.
- Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. / Е. В. Шорохов. М., 1977. -112с.
- Шорохов Е. В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд». -М., 1979.-303с.
- Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд. — М., 1986.
- Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -М., 1979. 192с.
- Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней школе. (Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации). Дис.. .докт. пед. наук. М., 1988. — 346с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1986.
- Эрдман О. Э. Реализация педагогических идей М.К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе. Дис.. .канд.пед.наук. Смоленск, 1999. — 200с.
- Эрихсон Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев для профессиональных школ и мастерских. М., 1913. — 16с.
- Эстетические основы народного искусства и народных промыслов. -М., 1992.-227с.
- Юбилейный земский сборник. СПб., 1914. — 467с.
- Юницкий П. Кустарный музей Москвы. М., 1911.
- Юсов Б. П. Актуальные проблемы совершенствования методики подготовки учителей изобразительного искусства. // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М.:МГПИ им. Ленина, 1980. — С.127−137.
- Die Spitze: Ein Lexikon zur Spitzenkunde / G. Graff Hofger -Munchen: Callwey, 1983. 259s.
- Cook, Bridget M. Russian Lace making. / Bridget M. Cook. London: Batsford, 1993. — 144p.
- Palliser, Bury F. History of lace. London, 1875.