Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кружевоплетение" — б) принципы, формы, методы и приемы обучения и развития творческих способностей на занятиях по кружевоплетению в детских художественных школахв) средства обеспечения всех учебных и развивающих процессов (технические средства обучения, наглядные пособия и др.), и которая обладает следующими ценными качествами: разработаны специальные упражнения и задания, основанные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и исторические предпосылки методической системы обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением
    • 1. 1. История становления и развития кружевного промысла
    • 1. 2. Научно-методические основы обучения учащихся детских художественных школ и развития их творческих способностей на занятиях кружевоплетением
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением
  • Глава 2. Методические основы обучения и развития творческих способностей на занятиях кружевоплетением учащихся детских художественных школ
    • 2. 1. Структура и содержание занятий
    • 2. 2. Учебно-материальная база проведения занятий по кружевоплетению
    • 2. 3. Методические основы организации и проведения занятий
    • 2. 4. Экспериментальное обоснование методической системы обучения учащихся детских художественных школ и развития их творческих способностей на занятиях кружевоплетением

Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народное искусство является неоценимым средством для эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения. Изучение исконно русских художественных промыслов на сегодняшний день очень актуально. Рост национального самосознания граждан России является причиной увеличения интереса к своим традициям, восстановлению и развитию народных художественных ремесел и промыслов. Многие исследователи, педагоги и искусствоведы отмечают важность использования декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов для воспитания и развития школьников. Декоративно-прикладное искусство — результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и разнообразно по роду деятельности, связанной с созданием изделий, которые являлись для людей необходимыми в быту предметами, выполняя утилитарные функции, и одновременно были произведениями искусства. Творческое начало в них было связано с воплощением мечты народа о прекрасном, гармонии и совершенстве мира. Развитие промыслов осуществлялось на основе преемственности и традицийсохранение всего лучшего с одновременным совершенствованием благодаря творческому поиску мастеров.

Произведения народного искусства своей выразительной формой, приемами обработки материала, функциональным назначением несут информацию о времени и месте своего происхождения, о среде, в которой им было предназначено жить. Через эти признаки раскрывается соотнесенность произведения с целостной системой предметного мира данной эпохи и народа. В предметах народного искусства нашли отражение нравственно-эстетические идеалы народа, его религиозные представления, особенности национальной психологии и быта. Эти факторы с древних времен способствовали формированию общности художественных вкусов каждого народа в создании произведений искусства: бытовых предметов, костюма, жилища и интерьера, музыки и устного народного творчества, которые в сумме дают наиболее полное представление о культуре и мировоззрении народа. Поэтому^ наряду с изучением отдельных произведений или отдельных видов искусства необходимо комплексное исследование ансамблей, естественно сложившихся в той или иной среде.

Развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития каждого ребенка. Развитие свободной творческой личности является одним из приоритетных направлений деятельности системы дополнительного образования. Развитие одаренных детей решает задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Проблема обучения учащихся прикладным художественным работам всегда была актуальна в художественной педагогике. В начале 20 В. к ней обращались А. В. Бакушинский, Н. Н. Бахтин, Н. Я. Брюсова, Г. А. Рошаль. Вопросы теории и практики эстетического воспитания и образования средствами декоративно-прикладного искусства рассматривали в своих работах А. Д. Алехин^Г. В. Беда} Г. Г. Воробьев, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев^ Б. В. Нешумов, С. Н. Новиков, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов, Б. П. Юсов и др.

Психологической основой для исследования сущности механизмов творческого мышления служат работы JI. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

Большое значение имеют диссертационные исследования по ряду проблем художественного образования детей, проведенные Т. Ю. Баутрук, С. Э. Маркуцкой, С. М. Мурзиной, Е. А. Филипповой и др.

В этих исследованиях недостаточно полно раскрыта специфика ряда видов декоративно-прикладного искусства, в частности кружевоплетения, недостаточно научно обоснованных программ и методических рекомендаций по данной теме.

Проблема исследования: анализ опыта преподавания кружевоплетения в Детских художественных школах показал, что данный раздел преподается слабо: уделяется недостаточно внимания истории / промысла, изучению образцов народного искусства, мало занятий посвящается разрг (ботке эскизов и собственных сколков. В значительном числе рассмотренных и изученных нами научных исследований специфике кружевоплетения уделено недостаточно внимания, научно-методические основы обучения данному виду искусства являются малоисследованной проблемой, отсутствуют научно обоснованные программы и методические рекомендации по данной теме. В методической литературе отсутствует четкая система обучения учащихся кружевоплетению на каждом этапе, отсутствуют рекомендации по созданию условий, способствующих более эффективному усвоению материала и развитию творческих способностей учащихся посредством кружевоплетения в условиях детских художественных школ. Отсутствие научно-методического обоснования системы преподавания кружевоплетения ведет к тому, что работа преподавателей недостаточно эффективна, результаты занятий оказываются слабыми. Таким образом, тема исследования формулируется как «Научнометодическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением».

От нерешенности проблемы страдает качество обучения и уровень развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением. В этом заключается актуальность проблемы. Необходима теоретическая разработка, экспериментальная проверка и научно-теоретическое обоснование методической системы обучения кружевоплетению учащихся детских художественных школ, определение форм и методов организации занятий по кружевоплетению, направленных на обучение и развитие творческих способностей детей.

Цель исследования.: разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методической системы обучения и развития творческих способностей учащихся Детских художественных школ на занятиях кружевоплетением.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся Детских художественных школ кружевоплетению.

Предметом исследования является методика, содержание, теоретические основы обучения кружевоплетению в работе современных внешкольных детских учебных заведений.

Для успешного решения проблемы обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением мы выдвигаем следующую гипотезу исследования• если разработать эффективную методическую систему обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением, которая будет включать в себя:

1) цели и задачи обучения, отвечающие требованиям современного общества;

2) содержание обучения, включающее в себя специальные упражнения и задания по кружевоплетению на развитие творческих способностей и опирающиеся на основные достижения психолого-педагогической науки;

3) принципы, формы, методы и методические приемы, направленные не только на передачу знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей;

4) технические средства обучения и наглядные пособия, обеспечивающие обучение и развитие творческих способностей, то мы получим наиболее высокие результаты обучения кружевоплетению и развития творческих способностей учащихся, потому что данная система обладает следующими ценными качествами: разработаны специальные упражнения и задания, основанные на соблюдении всех основных принципов обучения: принципа воспитывающего обучения, научности, систематичности, доступности обучения, наглядностииспользуются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и исследовательские методы и приемы обучения, а также нетрадиционные формы обучения (экскурсии на предприятия народных промыслов, уроки-лекции в музее) — подготовлен дидактический материал, что должно способствовать эффективному обучению и развитию творческих способностей учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на занятиях кружевоплетением в Детских художественных школах.

Задачи исследования:

1. Изучить историю развития кружевного промысла и его место в декоративно-прикладном искусстве России, определить теоретические основы преподавания кружевоплетения.

2. Проанализировать программно-методические публикации по предмету.

Изучить современное состояние обучения кружевоплетению в учреждениях дополнительного образования.

Разработать и экспериментально проверить методическую систему обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением. Выявить эффективность влияния данного курса на обучение и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения кружевоплетению. Методологическая и теоретическая основа исследования:

• Труды в области педагогики, психологии, методики.

• Теория деятельности.

• Теория художественного образования.

• Теория личностно-ориентированного образования.

Методы, применяемые в данном исследовании:

• Теоретический анализ искусствоведческой, исторической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

• Анализ учебных программ и пособий по предмету.

• Обобщение данных по проблематике.

• Изучение и описание педагогического опыта.

• Метод сравнительного анализа, направленный на поиск оптимальных путей обучения кружевоплетению в учреждениях дополнительного образования.

• Анализ продуктов деятельности учащихся.

• Общенаучные методы.

Опытно-экспериментальной базой были: Детская художественная школа и Школа кружевниц города Мценска Орловской области, Дом творчества детей и подростков города Орла, Центр социального здоровья детей и подростков города Ельца Липецкой области.

Периоды исследования:

Первый период (1998;2000г.) — носил теоретический характер. На этом этапе велось изучение психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, труды отечественных и зарубежных ученых. Был проведен анализ современного состояния обучения учащихся кружевоплетению. Определялась и уточнялась проблема исследования, и осуществлялись первичные наблюдения. Была сформулирована гипотеза, намечены цели и задачи, определены методы исследования. Был проведен констатирующий эксперимент, в котором были определены исходные уровни творческого развития учащихся.

Второй период (1999;2000г.) — включал в себя поисковый эксперимент. На этом этапе был проведен анализ методической и специальной литературы, происходил поиск содержания, методов, форм и приемов обучения кружевоплетению, разработана методика обучения кружевоплетению, рассчитанная на развитие творческих способностей в совокупности с приобретением трудовых умений и навыков. Было осуществлено наблюдение, проведено контрольное исследование процесса обучения и развития творческих способностей учащихся.

Третий период (2000;2002г.) — включал проведение сравнительного и обучающего эксперимента на базе школы кружевниц г. Мценска. На этом этапе анализировались работы учащихся, систематизировался и обобщался полученный материал, обрабатывались полученные результаты исследования, проверялись выводы и методические рекомендации, разработанные в ходе исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система обучения учащихся и развития их творческих способностей на занятиях по кружевоплетению в детских художественных школах, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание учебного предмета.

Кружевоплетение" — б) принципы, формы, методы и приемы обучения и развития творческих способностей на занятиях по кружевоплетению в детских художественных школахв) средства обеспечения всех учебных и развивающих процессов (технические средства обучения, наглядные пособия и др.), и которая обладает следующими ценными качествами: разработаны специальные упражнения и задания, основанные на соблюдении всех основных принципов обучения: принципа воспитывающего обучения, научности, систематичности, доступности обучения, наглядностииспользуются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и исследовательские методы и приемы обучения, а также нетрадиционные формы обучения (экскурсии на предприятия народных промыслов, уроки-лекции в музее) — подготовлен, А дидактический материал, что должно способствовать эффективному обучению и развитию творческих способностей учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на занятиях кружевоплетением в Детских художественных школах.

2) Определены условия, в которых процесс обучения кружевоплетению будет проходить наиболее эффективно. Это зависит от учета последовательности предлагаемых заданий на основе психологических и возрастных особенностей учащихся, которые позволяют корректировать творческую деятельность учащихся в процессе их выполнения.

Теоретическая значимость результатов исследования. Внесен вклад в разработку и научное обоснование подхода к решению проблемы обучения и развития творческих способностей учащихся Детских художественных школ в процессе занятий кружевоплетением. Результаты исследования могут быть использованы при проведении исследований по смежным проблемам.

Практическая значимость. Разработаны направления, содержание и формы обучения кружевоплетению и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ, основанной на учете индивидуальных, возрастных и психических особенностях детей, подборе творческих заданий и упражнений, разработан дидактический материал, обеспечивающий успешное обучение учащихся детских художественных школ и развитие их творческих способностей. Результаты исследования могут быть использованы при разработке или корректировке новых учебных программ, учебных планов и создании учебных пособий.

Апробация и внедрение результатов исследования:

• Материалы исследования обсуждались на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского Государственного Университета.

• Основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов:

1. Борисова Е. А. Формы и методы организации внеклассных занятий по кружевоплетению в малокомплектной сельской школе./ По материалам Всероссийской научно-практической конференции.

Современные тенденции в развитии содержания подготовки специалистов для сельской МКШ". / Под ред. Авдеева Ф. С./ ОГУОрел-2001. С.15−18.(0,25п.л.).

2. Борисова Е. А. Эстетические, нравственные и трудовые аспекты занятий по кружевоплетению как досуговой деятельности школьников./ Эстетические и нравственные ценности отечественной культуры и высшее профессиональное образование: современное состояние и перспективы. Материалы региональной и практической конференции./Орел.- 17−18 апреля 2001 г. — Орел, 2001. — С.42−43. (0,13 п.л.).

3. Борисова Е. А. Некоторые аспекты развития творческих способностей учащихся сельских малокомплектных школ на занятиях кружевоплетением./ Сборник научных трудов ОГУ, посвященный проблемам сельской малокомплектной школы. — Орел, 2002. — С.36−37. (ОДЗп.л.).

• Результаты исследования внедрены в практическую работу учителей Детской художественной школы и Школы кружевниц города Мценска Орловской области, Центров детского творчества городов Орел и Елец.

На защиту выносится:

Разработанная, научно-методически обоснованная и экспериментально проверенная система обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ, которая включает в себя:

— цели, задачи и содержание учебного предмета «Кружевоплетение»;

— принципы, формы, методы и приемы обучения и развития творческих способностей;

— средства обеспечения всех учебных и развивающих процессов (технические средства обучения, наглядные пособия).

Структура и объем диссертации

:

Диссертационная работа (теоретическая часть — 184 страницы, 20 рисунков, 5 таблиц, 3 диаграмм, 12фотографий) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Список литературы

насчитывает 253 наименования научных трудов, из них на иностранных языках (английский и немецкий — 3).

4) Результаты исследования полностью подтвердили исходную гипотезу.

Данное исследование не является исчерпывающим, но может служить основой для продолжения изысканий по проблеме обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением, а также при проведении исследований по смежным проблемам. Диссертационное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса.

В заключении следует отметить, что проблема настолько обширна, что требует дальнейшего исследования и разработки.

Заключение

.

Обобщая полученные результаты диссертационного исследования, мы пришли к следующим выводам:

1) Отсутствие научно-методически обоснованной системы преподавания кружевоплетения приводит к тому, что работа преподавателей недостаточно эффективна, результаты занятий оказываются слабыми, на них недостаточно внимания уделяется истории кружевного промысла, изучению правил композиции, знакомству с видами орнамента, истории кружевного промысла, созданию эскизов кружевных изделий и сколков по этим эскизам. Это влияет на развитие творческих способностей учащихся.

2) Разработанная и экспериментально проверенная методическая система обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением способствует повышению качества обучения и развития творческих способностей учащихся. Предложенная последовательность заданий, обеспечивает наибольшую эффективность обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением.

3) Выявлена эффективность влияния данного курса на обучение и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения кружевоплетению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях художественным плетением. Дне. .лсанд пед. наук. — Ростов н/Д., 1996.-223с.
  2. Альбом плетеных кружев. М., 1928.
  3. Андреев EJHL Кустарная промышленность в России. СПб., 1882. — 31с.
  4. Антология вышивки. Выпуск 11. Вышивка по тюлю. Спб., 1993. -66с.
  5. Антология вышивки. Выпуск12. Филейная вышивка. -Спб., 1993. -66с.
  6. Антология вышивки. Выпуск13. Ирландское кружево.-Спб., 1993. 66с.
  7. Антология педагогической мысли России второй половины 19 В. -начала 20 В. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 608с.
  8. Антология педагогической мысли России первой половины 19 В. (до реформ60-хгг.)/ Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. 560с.
  9. .И. Искусство и производство. М., 1926. — 132с.
  10. Е.С. Изучение ДПИ Казахстана в общеобразовательных школах и пединститутах республики. Дне. .канд. пед наук. М., 1985. -267с.
  11. П.Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. -М., 1922.
  12. А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М., 1925.
  13. А. В. Народное искусство СССР в народных промыслах. М., 1940.
  14. Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7−11кл. (на примере нижегородских промыслов). Дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. -188с.
  15. Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981.
  16. Белье и вышивки. Журнал рукоделий. СПб., 1909−1917.
  17. .М. Несколько соображений в связи с проблемой «искусство и Этнос». // Советское искусствознание.-78. М., 1979. -С.274−279.
  18. .М. Традиция и канон. Два парадокса.// Советское искусствознание-80(2). М., 1981. — С. 112−153.
  19. Л. Преподавание прикладного искусства в ДХШ: учебное пособие по курсу «Методика для художественных учебных заведений». М., 1978. — 58с.
  20. Н.Ю. Западноевропейские кружева 16−19 веков в коллекции Эрмитажа. Л., 1959. — 68с.
  21. П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. -544с.
  22. П. Г. Традиция и импровизация в народном творчестве. -М., 1964.
  23. И. Традиции народных художественных промыслов и проблема сувениров. // Советское ДИ 77/78. М., 1980. — с. 116−122.
  24. И. Древние мотивы русской народной вышивки. -Л., 1973.- 169с.
  25. И. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. -Л., 1981. С. 16−43.
  26. Е. А. И кружев тоненький узор./ Мценский край. 31 авг. 1999 г. № 104.
  27. И. И. О народном искусстве Орловского края. В кн. Изобразительное искусство Советской России глазами критиков: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, декоративное искусство театра и кино. М., 1979.
  28. А.В. Программы творчества: Образовательная область «Технология».-М., 1999.- 19с.
  29. Г. К. О единой теории народного искусства. // ДИ. № 9. -М., 1973. — С.27−31.
  30. Г. К. О природе народного искусства. // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. — С.32−38.
  31. М.А. Методика рукоделий. СПб., 1914. — 204 с.
  32. Е. Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству. Дис.. .канд.пед.наук. Краснодар, 1998. — 226с.
  33. В. М. Народное творчество. Избранные труды о народном творчестве 10−20 В.в. М., 1974.
  34. Вестник кустарной промышленности: Ежемес. ж-л изд. -Пг., 1912−1918.
  35. Вестник моды. Журнал мод и рукоделий для всей семьи. Пг., 1885−1914.
  36. С. А. Низшая профессиональная школа России, что от нее требуется и что она дает.// Труды Всероссийского торгово-промышленного съезда. СПб., 1896. — Вып.9. — С.42−51.
  37. В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: учебно-методич. пособие. СПб., 1997. — 5п.л.
  38. Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания.// Мир образования. 1997. — № 2. — С.66−71.
  39. Вологодское кружево. (Альбом. Авт. вступит, статьи и сост. И. П. Работнова.). М., 1962.
  40. Н. В. Народное? Искусство? //ДИ СССР. 1981. — С.16−19.
  41. Выбор методов обучения в средней школе./ Под.ред. Ю. К. Бабанского. М., 1981. — 176с.
  42. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. М., 1991. — 93с.
  43. Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -М., 1997. 416с.
  44. Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1984.
  45. А. Плетение кружев. М., 1948.
  46. М. В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Дис. .канд.пед.наук. М., 1999. — 205с.
  47. Т.В., Влияние истории и культуры на формирование костюма: учебное пособие. Челябинск, 1998. — 5,35п.л.
  48. П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985.-45с.
  49. Ю. 3., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников. Киев, 1987.
  50. Ю. В. Художественное образование в Англии. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.
  51. И.В. Городские ремесла Галитчины и Волыни 16−17в.в.: (Исследование процессов историко-художественного развития). Дис. .канд. искусствоведения. СПб., 1993. — 236с.
  52. Н. А., Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5кл. Общеобразовательных учреждений. М., 2000. — 176с.
  53. Е. И. Генезис и эволюция народных промыслов и ремесел: региональный историко-культурологический аспект. -Тамбов, 1999.- 287с.
  54. А. М. Рукоделие в начальных классах. М., 1985. — 192с.
  55. В.А. Русские художественные промыслы 1920-х г.г. -Л., 1985. 160с.
  56. Л.Н. Искусство и этнос.//ДИСССР.-М, 1972.-№ 1 С37.
  57. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.:Педагогика. -1986.-240с.
  58. С.А. Руководство для преподавания рукоделия в школе. -СПб., 1887.
  59. С. А. Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое, статистическое. -СПб., 1892.
  60. С.А. Русское кружево. Узоры и сколки. СПб., 1909. — 50с.
  61. С.А. Кружевная промьплленностъ в России. СПб., 1910. — 40с.
  62. С.А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Вологодской. — СПб., 1886. 158с.
  63. С.А. Руководство для преподавания рукоделия в школах. -СПб., 1903.- 126с.
  64. И. А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся ДХШ. Авгорефдис.. .каццледлаук. М., 1989. -16с.
  65. Диалектика и теория творчества./ Под.ред. С. С. Гольдеррихта, А. М. Коршунова. М.: МГУ. — 1987. — 198с.
  66. Дидактика технологического образования. Кн. для учителя. Часть 1./Под.ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО. — 1997. — 203с.
  67. P.JI. Проблемы трудового воспитания и обучения в прогрессивной русской педагогике (кон. 19- нач.20 В.). // Советская педагогика. 1978. — № 2. — С. 105−113.
  68. Дополнительное образование детей в РФ./ Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995.
  69. Ю.И. Формирование теории обучения ручному труду как самостоятельному школьному предмету в русской педагогике кон.19-нач.20 В.в. Дис. .канд.пед.наук. Владимир, 1995.
  70. Елецкое кружево. (Альбом. Авт.вступит.статьи и сост. И.П.Работнова). М., 1962.
  71. JI. В. И не смолкает звон коклюшек. // Народное творчество. 1998. — № 1. — С.35.
  72. JT.B., Русская вышивка и кружево: собрание ГИМ. -М., 1985. 255с.
  73. Н. В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук: (13.00.02.) М., 1995. — 17с.
  74. Живой мир искусства: (Программы полихудожественного развития школьников 1−4кл). Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений./ Л. Г. Савенкова, Т. Н. Сухова, Б. П. Юсов. М., 1999. — 40с.
  75. Закономерности развития искусства народных промыслов. Сб.науч. трудов. -М., 1991. 150с.79.3убова Т. Д. Изучение народного искусства в 20−30-х г. г. (В.С.Воронов, А. И. Некрасов, А.В. Бакушинский). Дис. .канд.искусствоведения. М., 1977. — 209с.
  76. Ибрагимова Р. Т Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя ИЗО в процессе профессиональной подготовки в пед. университете. Дис. .канд. пед. наук. М., 1998. — 237с.
  77. А. В. Психология трудового воспитания. Минск, 1988.
  78. Ф. И. Труд и развитие личности школьника: книга для учителя. М., 1987. — 92с.
  79. Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. (Изд. 2-е, доп.) М., 1961. — 223с.
  80. С. Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: (в условиях кружковой работы). Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 1982.-264с.
  81. И.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.- 260с.
  82. Изделия народных художественных промыслов в современном интерьере. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М., 1989.
  83. К.В. Плетение кружев. М., 1958. — 86с.
  84. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искустве 18 201 890-х г. г.: материалы междунар.конф./науч.ред.Н. Ю. Бирюкова и др. -СПб., 1996.- 124с.
  85. М.С. Искусство в системе культур (к постановке проблемы). // Советское искусствознание-78. Вып.2. М., 1979. — с. 239−273.
  86. В.И. Кустарные промыслы Орловской губернии. Исследования 1890 г.// Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. СПб, 1892. — Т. 1. -С.305−316.
  87. Кашкарова-Герцог Е. Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. М., 1999. — 64с.
  88. О.А. Историко-художественный анализ вятского народного промысла: (по образцам дымковской игрушки). Дис.канд. искусствоведения. М., 1996. — 167с.
  89. Кировское кружево. Кружева СССР. Альбом из 20 таблиц с вступит. статьей и аннотациями Е. И. Прибыльской. -М., 1948.
  90. Е. В. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1−2 кл. посредством приобщения к русскому религиозному искусству. Дис. канд.пед.наук. -М., 1998. 239с.
  91. М. Как самой плести кружева. СПб., 1913. — 23с.
  92. Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево: (Учебное пособие для учащихся художественно-промышленых училищ и училищ прикладного искусства). -М., 1993. 222с.
  93. Кокина J1.M. Развитие народных художественных промыслов в системе промкооперации 1917−1927г.г. Дис. .канд.ист.наук. -М., 1993.
  94. А. Кустарный вопрос в России. Опыт объективного исследования. СПб., 1905. — 141с.
  95. Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров народных художественных промыслов. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М., 1986.
  96. Т. С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в дет. саду и в школе. / Т. С. Комарова. М.: Столетие, 1998. — 140с.
  97. Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: Для педагогов дошкольных учреждений, нач. шк., худож. студий и кружков. М.: Рос.пед.агентство, 1998. — 105с.
  98. Т. С. Народное искусство в воспитании детей. М., 2000.
  99. Композиции кружев и кружевных изделий Мариинской школы кружевниц. СПб, 1915.
  100. А.А. Кружево в современном костюме.-М, 1967. 46с.
  101. В. В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения. (На материалах занятий по токарной обработке древесины в 6−7 классах). Дис. .канд.пед.наук.: (13.00.02): М., 1986. -181с.
  102. А.К. О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства (кустарной и домашней промышленности) в Западной Европе и России. М., 1861. — 311с.
  103. Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской общеобразовательной школе кон 19-нач20в.в. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1997.
  104. Критерии и суждения в искусствоведении. (Сб.статей.). -М., 19 8 6. -448с.
  105. Кружево русское и иностранное. Отпечатки на светочувствительной бумаге. НИИХП. 463л. В папке.
  106. Кружево русское, старинное (кружево Вологодское, Вятское, Ростовское, Ярославское и др.). НИИХП. 25 л. фото в папке.
  107. В. С. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1981.
  108. В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. для студ. средн. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов. / В. С. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Агар, 1998. — 334с.
  109. В. С. Психология: (Учебник для средних специальных учебных заведений). 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Агар, 1997. -303с.
  110. Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках С. А. Давыдовой, Е. Н. Половцевой, К. И. Беренс и Е. О. Свидерской. -СПб., 1913.- 440с.
  111. Кустарные художественные изделия на Международной выставке в Нью-Йорке. М., 1939.
  112. Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  113. Е. В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Дис.. канд. пед.наук. М., 2000. — 162с.
  114. А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 1983.
  115. М.Т. Рекомендации по оснащению и оборудованию кабинета изобразительного искусства и художественного труда. -М., 1990. 30с.
  116. Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.97с.
  117. К.А. Из творческого наследия. М., 1998. — 155с.
  118. Н.Н. Художественные ремесла и промыслы Сергиева Посада (15−20 в.в.): к проблеме возникновения и развития русских художественных промыслов. Дис.канд. искусствоведения. -М., 1998.
  119. Мариинская практическая школа кружевниц. Краткий исторический очерк и указатель юбилейной выставки МПКШ 18 831 908. -СПб., 1908. -68с.
  120. Мариинской практической школы кружевниц краткий очерк 1883−1913.-СПб., 1913.- 44с.
  121. А. К. Психология обучения подростка. М., 1975.
  122. С.Э. Методические основы обучения учащихся 5−7кл. прикладным художественным работам в образовательной области технология. Дис.канд.пед.наук. М., 1998. — 235с.
  123. И. В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену. Дис. .канд.пед.наук. М., Б.г.
  124. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
  125. Методическое пособие по декоративной композиции для абитуриентов ХГФ. Магнитогорск, 1997. — 1,75 усл.п.л.
  126. А.А. Свод материалов по кустарной промышленности в России. СПб., 1874. 630с.
  127. JI. С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях ДПИ. Дис. .канд.пед.наук. -М, Б.г. 183с.
  128. Модный курьер. Журнал мод и рукоделий. СПб., 1899−1908.
  129. Моды и рукоделия. Журнал. СПб., 1874−1880.
  130. Г. Н. Народно-художественные промыслы Рязанского края как объект историко-кулыурного исследования.-СПб., 1995. 255с.
  131. С. М. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области. Дис. .канд.пед.наук. Орел, 2000.- 261с.
  132. Народное декоративное искусство и окружающий мир: Программы (1−3 и 1−4кл.). Воронеж, 1998. — 22с.
  133. Народное искусство. Исследования и материалы. Сб.статей. -М., 1996. 205с.
  134. Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность М., 1991.
  135. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. М., 1996. — 256с.
  136. Незабвенному В. В. Стасову. СПб., 1910. — 289с.
  137. М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика М., 1983.
  138. М.А. За ученичество и наглядность в обучении.// ДИ СССР. М., 1979. — № 8. — с.17−19
  139. С.Н. Художественная обработка природного растительного материала: (Внеклассная работа в начальных классах сельской школы). Дис. .канд.пед.наук. М., 1986.
  140. С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских МКШ средствами народного ДЛИ. Дис. .докт.пед.наук. Орел, 1995.
  141. О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов. Указ президента РФ. // Встреча. 1995. — № 1. — С.8.
  142. О специфике современного этапа развития народных художественных промыслов РСФСР. Сб.науч.трудов. М., 1989.
  143. Обзор детельности земств по кустарной промышленности. -СПб., 1913. т.1−3.
  144. Обзор деятельности Министерства Земледелия и Государственных имуществ. СПб., 1895−1905.
  145. Обзор деятельности правительства на пользу кустарной промышленности. СПб., 1888−1902.
  146. Образцы старинных кружев. (Фотоальбом). НИИХП Роспромсовета. М., 1953. — ч.1−3.
  147. Одаренные дети. Концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. / Составитель: В. А. Горский и др. -М., 1998. 60с.
  148. Орловский календарь. -Орел, 1903.
  149. Орнаменты русского стиля. Издание художественно-промышленного музея в Москве. -М., 1872.
  150. Основы декоративного искусства в школе./ Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. — 175с.
  151. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей: Практ. пособие для руководителей школьныхкружков./ Под.ред. В. А. Барадулина., О. В. Тангус. М.: Просвещение, 1979.
  152. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. -М, 1998.
  153. Отчет Главного комитета по устройству кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке 1900 г. В Париже. -М., 1901.
  154. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. СПб., 1894−1907. т.2−8
  155. Парижская мода. Журнал. СПб., 1893−1905,1915−1916.
  156. Пересторонина. Вятские кружева. Волго-Вятское книжное издательство, 1982.
  157. . Избранные психологические труды. М., 1994.
  158. Ф. Н. Кружевной промысел в Ельце и уезде. // Вестник Всероссийских съездов деятельности по кустарной промышленности. Спб., 1913 — № 3. — с.76.
  159. А.Я. Новые приемы кружевоплетения. М., 1964. — 48с.
  160. Полная энциклопедия женских рукоделий. Пер. с французского. -М., 1901.-611с.
  161. Прекрасное своими руками./Сост.С. С. Газарян.-М, 1979. — 158с.
  162. Н.А. Русские кружева. -М., 1944. 51с.
  163. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов: 5−11 ют. М., 1992. -160с.
  164. Е. Н. Плетение кружев на коклюшках. -Калининград, 1988.
  165. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство: 5−9кл./ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. -М., 1999. 316с.
  166. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство: Нач.шк./ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. М., 1999. -223с.
  167. Программно-методические материалы. Технология: 5−11кл./Сост. А. В. Марченко. М., 1999. — 190с.
  168. Программы педагогических институтов. Практикум в учебных мастерских и технология кшструкционных материале". Для специальности № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд». М, 1984. — 36с.
  169. И.А. Русская академическая школа декоративно-прикладного искусства в кон.18-перв.пол.19 В.в. -М., 1968.
  170. Н.А. Изучение народного искусства на ХГФ: (на примере традиционного искусства Липецкой области). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед.наук: (13.00.02) Липецк, 1998. — 21с.
  171. А.Г. Материалы для истории и статистики Орловской губернии. Орел, 1877. — т.1.
  172. И.П. Русское народное кружево. Лекция. Фотоальбом. М., 1960. 51с. — Текста, 51л. — Фото.
  173. Т.М. О профессионализме народного искусства: специфика прикладного искусства. Эстетическая природа ремесла.
  174. Народное искусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество. -М., 1985. 191с.
  175. O.K. Методические основы обучения студентов ХГФ народному искусству в педуниверситете. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1997.
  176. РехачевМ.В. Вологодские кружева. -Вологда, 1955.
  177. А. Цветное кружево. // Мир женщины. -1998. № 2. — с.48−49.
  178. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная дорожная книга русских людей./ Под.ред. В. П. Семенова. СПб., 1902.
  179. Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М., 1983.
  180. Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. / Ростовцев Н. Н. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Агар, 1998.-250с.
  181. Рубинштейн ММ Эстетическое воспитание детей. -М., 1924. 118с.
  182. Рукоделие: Популярная энциклопедия. Гл.ред. И. А. Андреева. -М., 1992.
  183. Русская художественная культура кон. 19-нач.20 В.в. М., 1980.
  184. Русские художественные промыслы 19−20 В.в. и город. Социальные основы искусства. Сб. науч. трудов под ред. ТМ Разиной. М, 1883. — 168с.
  185. Русский кустарный отдел на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.-СПб., 1900.
  186. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке. Пг., 1914.
  187. А.А. Изучение кустарной промышленности и исследовательский институт. М., 1926. — 5с.
  188. А.А. Мелкая промышленность России. Сельская ремесленно-кустарная промышленность до войны. М., 1923. — 113с.
  189. А.А. Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий.-М., 1913. 174с.
  190. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьника в учреждениях дополнительного образования. Дис. .канд.пед.наук. М., 1996. — 238с.
  191. А.А. Методика подготовки учителей-художников по профилю местных художественных промыслов (на примере Киргизской ССР). Дис. .канд.пед.наук. М., 1985. — 230с.
  192. Свод данных о числе кустарей и ремесленников в волостях и уездах Орловской губернии по производствам. Орел, 1913.
  193. Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М., 1988.
  194. Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искуства в школе как средство формирования творческих способностей учащихся. Дис. .канд.пед.наук. М., 1973. — 277с.
  195. Собрание русской старины В.П.Сидамон-Эристовой и Н. П. Шабельской. М., 1910. — Вып.-1.
  196. Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 19 171 932. Общ.ред. М. А. Некрасовой и С. М. Тимерина. М., 1986. -Усл.п.л. 18.705.
  197. В.А. Программа по трудовому обучению (девочек) в 5−9кл. с углубленным изучением основ русской культуры. -СПб., 1996.- 80с.
  198. М.С. Активизация творческой деятельности студентов ХГФ в процессе освоения росписей Урала и Приуралья. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1995. 187с.
  199. Соломенникова. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1997. 233с.
  200. М. А. Вологодское кружево. 1998.
  201. М. А. Современное кружево. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей под ред. И. Я. Богуславской. Л., 1981. — с.278−303.
  202. М. А. Кружева России. Вологодское кружево. Альбом. -М., — 2001. 128с.
  203. Справочный указатель кустарных производств и кустарных мастеров. СПб., 1892−1902.
  204. В.В. Русский народный орнамент. СПб., 1872.
  205. В.В. Разбор сочинения С.А. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое, статистическое». СПб., 1886. — 28с.
  206. Л.В. Профессиональные художники и народное искусство в России конца 19 начала 20 в.в. Дис.канд.искусствоведения. -М., 1971.
  207. Н. А. Кружок филейно-гипюрной вышивки: Пособие для руководителей кружков. -М, 1981. 79с.
  208. Твердова-Свавицкая 3. М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М., 1916.
  209. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. СПб., 1885. — т.15.
  210. Труды съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербкрге. СПб., 1902. т. 1 -2.
  211. Труды съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербурге. СПб., 1910. — т. 1−2.
  212. JI.H. Формирование творчества студентов педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки. Дис. .канд.пед.наук. М., 1998. 255с.
  213. В.А. Русское плетеное кружево. JI., 1983. — 326с.
  214. Е. А. Художественно-прикладное творчество учащихся как средство подготовки их к труду: (В условиях Центра творчества.) Дис. .канд.пед.наук. М., 1999. — 180с.
  215. А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель (Учебно-методическое пособие). М., 1996. — 150с.
  216. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. Сб.науч.трудов. М., 1990.
  217. В. Кружевной промысел в Вологодской губернии. К столетию существования. Вологда, 1926. — 34с.
  218. Е. Под звон коклюшек. И Очаг. 1995. — № 2. — С.2−4.
  219. С. В. Эстетическое воспитание школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна: (На материале работ кружков технической эстетики). Дис. .канд.пед.наук. -Рязань, 1999. 146с.
  220. А.С. Система профессиональной подготовки по труду на ХГФ пединститутов (деревянная мозаика). Дис. .канд.пед.наук. -М., 1967. -312с.
  221. Художественное проектирование. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Б. В. Нешумов, Е. Д. Щедрин, Г. Б. Минервин и др.- под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М., 1979. — 175с.
  222. Художественные промыслы России. Сб. науч. трудов. -М, 1992. 231с.
  223. JI. В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся. Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1999. — 20с.
  224. К. Ю. Памятная записка о введении ручного труда. -СПб., 1910. 70с.
  225. Э.Д. Художественная промышленность и народные ремесла Грузии кон19-перв.пол20вл:(Творческая и учебно-педагогическая практика). Дис. .канд.искусствоведения. М., 1985. -151с.
  226. Е. М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников. Дис. .канд.пед.наук. Казань, 1998. — 156с.
  227. Чистов К. В, Записки фольклориста.// Декоративное искусство СССР.-1978.- № 10.-С.24.
  228. Чистов К. В, Народные традиции и фольклор. Очерки теории. -Л., 1986.
  229. И. И. Образцы русской народной вышивки на обрядовых полотенцах 19−20в.в. М., 1975.
  230. Г. Г. Кустарная выставка и съезд кустарей в Петербурге. -СПб., 1913.
  231. Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. -М., 1990. 288с.
  232. Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. / Е. В. Шорохов. М., 1977. -112с.
  233. Е. В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд». -М., 1979.-303с.
  234. Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд. — М., 1986.
  235. Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -М., 1979. 192с.
  236. Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней школе. (Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации). Дис.. .докт. пед. наук. М., 1988. — 346с.
  237. Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1986.
  238. О. Э. Реализация педагогических идей М.К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе. Дис.. .канд.пед.наук. Смоленск, 1999. — 200с.
  239. Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев для профессиональных школ и мастерских. М., 1913. — 16с.
  240. Эстетические основы народного искусства и народных промыслов. -М., 1992.-227с.
  241. Юбилейный земский сборник. СПб., 1914. — 467с.
  242. П. Кустарный музей Москвы. М., 1911.
  243. . П. Актуальные проблемы совершенствования методики подготовки учителей изобразительного искусства. // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М.:МГПИ им. Ленина, 1980. — С.127−137.
  244. Die Spitze: Ein Lexikon zur Spitzenkunde / G. Graff Hofger -Munchen: Callwey, 1983. 259s.
  245. Cook, Bridget M. Russian Lace making. / Bridget M. Cook. London: Batsford, 1993. — 144p.
  246. Palliser, Bury F. History of lace. London, 1875.
Заполнить форму текущей работой