Дидактические основания отбора содержания образования в профильных классах: На материале дисциплин естественнонаучного цикла
Диссертация
Сейчас в школе наряду с коррекционно — развивающими, гимназическими, классами с углубленным изучением отдельных предметов распространены профильные и спрофилированные на вуз классы. Профильное обучение организовано в специально сформированных на основе интересов, способностей и профессиональных намерений учащихся классах по различным учебным планам. Наиболее широко распространены гуманитарные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы определения дидактических оснований отбора содержания образования в профильных классах
- 1. Проблема отбора содержания образования в теории и практике дифференциации
- 2. Дидактические подходы к отбору и структурированию содержания образования естественнонаучных дисциплин в профильных классах
- 3. Характеристика процесса отбора естественнонаучного образования применительно к разным профилям
- Выводы по главе 1 83 '
- Глава 2. Опытная проверка разработанных дидактических оснований
- 1. Показатели и критерии результативности опытной работы
- 2. Поисковые и констатирующие этапы опытно-экспериментальной работы
- З.Обучающий и контрольно-оценочный экспериментальной работы
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Библиография
- Приложения этапы опытио
Список литературы
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — 88 с.
- Актуальные вопросы построения образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях с естественно-математической специализацией: Тез. докл. науч.-практ. конф. — Бугульма: Ин-т повышения квалификации работников образования РТ, 1996. — 96 с.
- Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла: Метод. Рекомендации. Л.: Изд-во Ленингр. Ин-т усоверш. Учителей, 1991.-90 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 175 с.
- Артюхов М.В. Дифференцированное обучение учащихся в условиях про-мышленно-развитого региона: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новокузнецк, 1996. — 20 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологическогоанализа М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104с.
- Балашов М.М., Гусинский Э. Н., Злотник Г. Л. и др. Концепция школьного естественно-научного образования. М/.ВНИК «Школа», 1989. — 24 с.
- Барабаш В.П. Индивидуальный подход к учащимся в условиях проблемно-поисковой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1975. -26 с.
- Барабаш В.П. Исследования индивидуальных особенностей учащихся, определяющих успех решения проблемных задач //Новые исследования в педагогических науках. 1974. — № 10. — 43 с.
- Барсукова Т.В. Дидактические основы гуманитаризации биологического образования (на примере 6−7 классов): Диссертация. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 169 с.
- Берулава М.Н., Берулава Г. А. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования. Сочи: НОЦ РАО, 1997. — 34 с.
- Блонский П.П. Педология.-М.: Работник просвещения, 1925−318 с.
- Боброва Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 18 с.
- Богданова Т.Л. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. -М.: высш. шк., 1991. 350 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
- Болотина Г. К. Соотношение базисного и вариативного компонентов предметов естественнонаучного цикла профессионального лицея: диссертация. канд. пед. наук. Тюмень, 1996. — 153 с.
- Болотова Е.Л. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педвуза: Диссертация. канд. пед. наук. —1. М., 1999.- 185 с.
- Болтянский В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе. — 1998. № 2. — С. 9−13.
- Брунер Дж. Процесс обучения: Пер с англ. Тихомирова О. А. / Под ред. Лурия А. Р. М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1962. — 84 с.
- Бударный А. Какой урок можно считать современным? //Народное образование. 1975.-№ 2. — С. 118−127.
- Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении //Советская педагогика.-1965.- № 7.-С. 70−83.
- Бутакова М.В. Педагогические условия дифференциацированного обучения в общеобразовательной школе: Диссертация. канд. пед. наук. Вологда, 1999.-173 с.
- Вариативные программы. — М.: Новая шк., 1995. — 69 с.
- Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения: (Из истории советской школы) // Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 78−86.
- Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект. Пособие для студентов педвузов и учителей /Под общ. ред. Турбовско-гоЯ.С.-М., 1993.-193 с.
- Волкова М.В. Организация дифференцированного обучения старшеклассников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф дис.. канд. пед. наук Чебоксары, 1997. — 20 с.
- Вопросы методов и организации процесса обучения: Сб. науч. тр. — М.: АПН СССР, 1982.-96 с.
- Воронина Г. А. Отбор содержания образования естественнонаучных дисциплин в профильных гуманитарных классах //Современное образование: философско-педагогические и дидактические поиски. Владимир, 2002. -С. 72−78.
- Воронина Г. А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах //Школа. 2001. — № 2/47. — С.84−86.
- Воронина Г. А. Проблемы отбора содержания образования естественнонаучных дисциплин в профильных классах //основные тенденции развития современного образования. (Материалы конференции в двух томах) — М.:ИТОП1. РАО, 2002.-С. 171−175.
- Воронина Г. А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ //Школа. 2001. — № 6/45. — С.84−86.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 284 с.
- Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 204 с.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП и МИО, 1993. — 160 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк.-Пресс, 1995. — 447 с.
- Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях: АПН СССР. Материалы к науч. конф. -М., 1971.-24 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
- Турина Т.А. Технология обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля: Диссертация. канд. пед. наук. -М., 2001. — 221 с.
- Данильчук В.А. Гуманитаризация физического образования в средней школе. СПб.- Волгоград: Перемена, 1996. — 185 с.
- ЧМ 46. Дворяткина С. Н. Межпредметные связи и прикладная направленностьшкольного курса математики в классах биологического профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 20 с.
- Деревенец М. В, Станишевская Е. М. Химия и профессия. Кн. для учителя. Минск: Нар. Асвета, 1987. — 64 с.
- Дидактика современной школы / Под ред. В. А. Онищука. Киев: Ра-дянська школа, 1987. — 350 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. Скаткина М.Н.— М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дидактические проблемы построения базового содержания образования. Сб. науч. тр./ Под ред. Лернера И. Я., Журавлева И. К. — М.:Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993.-210 с.
- Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917−1947 гг. -М., Л., 1947. Вып.1 и 2.
- Дифференциация в обучении математике /Дорофеев Г. В., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. // Математика в школе. 1990. — № 4. — С. 15−21.
- Дифференциация как система / Науч. метод, об-ние «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа». — М.:Б.и., 1992. 65 с.
- Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей // Когнитивное обучение: Современное состояние и перспективы. — М.: Ин-т психологии РАН, 1997. С. 55 — 62.
- Дьякова Е.А. Методика преподавания физики в классах гуманитарного профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.
- Емельянова О.Я. Профессиональная ориентация учащихся в курсе физики средней школы в условиях дифференцированного обучения: Автореф.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 15 с.
- Журавлев И.К. Дидактические основы построения учебного предмета общеобразовательной школы. Автореф. .д-ра пед. наук в форме научного доклада. — М., 1990. — 59 с.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. — 1979. № 1.- С. 18−23.
- Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Средн. Урал. кн. изд., 1971. — 183 с.
- Захаров В.Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология: Учеб. для 1011 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2001. — 624 с.
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. — М.: «Знание», 1976.-64 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. -М.: РАО, 1993.-163 с.
- Зорина Л.Я. Нужно ли учителю знание методологии науки?// Дидактика в предчувствии III тысячелетия. (Материалы педагогических чтений памяти И. Я. Лернера в двух частях) Владимир, 2000. — С. 36−40.
- Иванова Т.А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: Автореф. дис.. д-ра пед наук. Н. Новгород, 1998. -41 с.
- Иванова Т.В. Методические основы развития общебиологических понятий в курсе биологии на базе естествознания: Автореф. дис.. д-ра пед наук. -М&bdquo- 1999.-44 с.
- Иванова Т.В., Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Общая биология: Учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2000. — 189 с.
- Ильин Н.И. Формирование гуманитарных знаний у учащихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 18 с.
- Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Д. Днепрова и др. М.: Парсифаль, 1997. — 413 с.
- Искакова Г. М. Методическое обоснование содержания физического образования в гуманитарной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1996.- 18 с.
- История педагогики и образования: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Пискунова А. И. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 509 с.
- Калашникова Т.А. Дидактические основания дифференцированного обучения школьников младшего подросткового возраста: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1994. — 135 с.
- Каменский А.А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000. — 304 с.
- Каспржак А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М.: Мирос, 1994. — 142 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. -224с.
- Киселев А.Ф., Шадриков В. Д., Поляков В. А., Дик Ю.И. 12-летняя школа структура, содержание, перспективы // Известия РАО. — 1999. — № 4. — С. 29 -36.
- Киселева З.С., Мягкова А. Н. Генетика: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся X кл. М.: Просвещение, 1983. — 175 с.
- Кпарин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. 222 с.
- Климашкина Л.В. Дидактические условия естественнонаучной подготовки учащихся гуманитарных классов: Диссертация. канд. пед. наук. — М., 2000.-184 с.
- Ковалева Т.М. О возможных подходах к позиции педагога-исследователя в школем //Материалы научно-практической конференции по итогам работы Института в 1998 г.-М.: ИТОиП РАО 1999.-е. 123−125.
- Колишев Н.С. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. -16 с.
- Колягин Ю.М. Как мы понимаем профильное обучение математике в средней школе // Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» 1993. -№ 21−22.
- Колягин Ю.М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация математике //Математика в школе. 1990. — № 4. — с. 21 -27.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед соч. (в 2-х т.) т.1. М.: Педагогика, 1982. — С.242 — 476.
- Комиссаров Б.Д. Самостоятельные и лабороаторные работы по общей биологии: Учебное пособие для СПТУ. М.: Высш. шк., 1988. — 143 с.
- Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). (Проект) // Известия РАО. 1999. — № 4. — С. 37 — 46.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917 -1920 гг. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 551 с.
- Краевский В.В. Методология педагогической науки. — М.: Центр «Школьная книга», 2001. 248 с.
- Краевский В.В. Три измерения педагогики // М. Н. Скаткин и современное образование (материалы конференции в двух томах). т. 1. — М.: Ин-т теории образ, и пед-ки РАО, 2000. — С. 7 -23.
- Краевский В.В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Волгоград, 2001. — 323 с.
- Критика современных буржуазных концепций обучения и воспитания. Сб. науч. тр. / Под ред. Мальковой З. А., Вульфсона Б. Л. М.: НИИ ОП, 1977. -94 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.-431 с.
- Кузнецова А .Я. Педагогические основы гуманизации естественнонаучного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. — 22 с.
- Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. 4.1.
- Таллин: Изд-во «Валгус», 1971. 134 с.
- Лавринович К.В. Гуманизация обучения дисциплинам физико-математического цикла в старших классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1994. — 21 с.
- Левина М.М. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Биология в школе. 1968. — № 3. — С. ЗО — 34.
- Левина М.М. Процесс обучения на уроке. Учеб. пособие. М., 1976. — 79 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Изд-во Высш. шк., 1991. — 223 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. т.1. -М., 1983.-391 с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании // Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. — с. 72 — 221.
- Максимова В.Н. Структура и принципы отбора содержания профильных образовательных программ // Профилирование школ: разработка учебных планов. Материалы международного семинара. — СПб., 1996. С. 83 — 91.
- Малькова З.А. Двенадцатилетняя американская школа: организация и особенности учебно-воспитательной деятельности, их результаты. М.: Ин-т теории образ и пед-ки РАО, 2000. — 54 с.
- Мамонтов С.Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.:Дрофа, 2000. -288 с.
- Марчукова С.М. Изучение истории науки как средство гуманитаризации естественнонаучного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб, 1996.- 18 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Божович Е. Д. М. -Воронеж: Изд-во Ин-т практ. психологии, НПО «МОДЭК», 1998.-443 с.
- Мендель А.В. Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 19 с.
- Минченков Е.Е. Научно-методические основы отбора содержания и структурирования школьного курса химии: Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1987.-39 с.
- Моисеев А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Народное образование. — 1997. № 4.- С. 47 — 53.
- Монахов В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе. // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 42 — 47.
- Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учащихся IX X классов. — М.: Просвещение, 1972. — 315 с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. — 1990.-№ 9.-С. 41−47.
- Николаева В.В. Использование технологии дифференцированного обучения химии в классах нехимического направления (на материале темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева»): Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1997.- 14 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Новикова Т.Г. Дифференциация обучения в общеобразовательных учебных заведениях. -М.: Б. и., 1994. — 56 с.
- Онищенко А.Т. Управленческие аспекты организации дифференциро-. ванного обучения в общеобразовательных учреждениях нового типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 28 с.
- Об образовательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы // Вестник образования. 1995. —№ 11.-С. 30−85.
- Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ министра образования РФ) //Народное образование. 2002. — № 9. — С. 29 — 40.
- Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. шк. с углубл. изучением биологии / Под ред. А. О. Рувинского. М., 1993. — 544 с.
- Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Под ред. В. К. Шумного и др. М.: Просвещение, 1999. — 544 с.
- Общая биология: Учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. учеб заведений / Под ред. Беляева Д. К., Дымшица Г. М., Рувинского А. О. М.: Просвещение, 2001.-287 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997. 939 с.
- Осмоловская И.М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе. — Диссертация. д-ра пед. наук. -М., 2002.-314 с.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998. — 160 с.
- Осмоловская И.М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации // Школа. 1996. — № 6. — С. 45−50.
- Оценка качества выпускников основной школы по биологии. М.: Дрофа, 2001.-96 с.
- Панова В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе: Диссертация. канд. пед наук. — Ростов-на Дону, 1996.-176 с.
- Певцова Е.А. Дифференциация обучения в педагогической теории и практике общеобразовательных учреждений (период 1917 — 1944). Дис.. канд. пед. наук. -М., 1994.- 172 с.
- Педагогика: Совместный труд АПН СССР и АПН ГДР / Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. — 368 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Сласте-нин В.А. и др. М.: Шк.-Пресс, 2000. — 512 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998. -638 с.
- Педагогический словарь. В 2-х т. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Перминова JI.B. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Диссертация. д-ра пед. наук. — М., 1995. — 415 с.
- Планирование обязательных результатов обучения математике / Сост. Фирсов В. В. М.: „Просвещение“, 1989. — 237 с.
- Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. — М.: Изд-во „Приобье“, 2000. — 368 с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. 144 с.
- Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 3 — 11.
- Практико-ориентированная дидактика в образовании. Сб. статей и тези-^ сов. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. 1998. 110 с.
- Преподавание дисциплин естественно-математического цикла. — СПб: Спец. Лит, 1999.-93 с.
- Программы средних общеобразовательных учебных заведений. Биология V XI. — М.: Просвещение, 1998. — 282 с.
- Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. биология 5 —11 кл. М.: Дрофа, 2002. — 224 с.
- Программа „Экология“. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
- Профилирование школ: разработка учебных планов: Материалы Меж-дунар. семинара СПб: Образование, 1996. — 185 с.
- Психология. Словарь /Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М.Г.
- Пурышева Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1995. — 42 с.
- Ростовцев А.Н. Содержание общего образования как философско-методологическая проблема: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1992.-37 с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самост. учеб. деятельности). — М.: Педагогика, 1975.-182 с.
- Руссо Ж—Ж. Эмиль, или О воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. — С. 203 — 236.
- Садеков И.К. Содержание и методика преподавания курсов физического образования в гимназиях естественнонаучного направления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 15 с.
- Сальникова О.Е. Пути и условия отбора содержания образования в куль-туросообразных дидактических системах: Дриссертация. канд. пед. наук. -Тула. 1999.-187 с.
- Связь обучения с трудом в средней школе с дифференцированным обучением / Под ред. М. А. Мельникова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.-244 с.
- Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М.: Знание, 1986.-80 с.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1992. — 175 с.
- Смирнова И.М. Каким должен быть курс стереометрии в гуманитарных классах // Математика. Еженедельное приложение к газете „Первое сентября“. — 1995.-№ 10.
- Смирнова И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Диссертация. д-ра пед. наук. — М., 1994.-346 с.
- Современная дидактика: теория — практике. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1994.-288 с.
- Ставский П.И. Объект и предмет дидактического исследования. М.: Акад. Пед. наук СССР. Ин-т повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. вузов СССР, 1969. — 17 с.
- Структура и учебно-воспитательный процесс в 12-летней школе западноевропейских стран // Под ред. Мальковой З. А. М.: ИТОиП РАО, 2001. -94 с.
- Ступени педагогического творчества: (Научно-методический комплект для учителя). М.:ИТОиП РАО, 2001. — 315 с.
- Сушкова Ф.Б. О функциях прикладного материала в процессе обучения школьников // Новые исследования в пед. науках. 1986. — № 2. — С. 22- 25.
- Темербекова А.А. Дифференцированное обучение как средство формирования профессиональной направленности личности школьника (на материалах школьного курса математики): Диссертация. канд. пед. наук. -Томск, 1996.- 179 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера-М.: Педагогика, 1983. 352 с.
- Теплов Б.М. Психология: Учебник для ср. школы. М.: Учпедгиз, 1954. -256 с.
- Турбовской Я.С., Провоторов В. П. Диагностические основы целепола-гания в образовании. М.:Изд-во ИТОиП РАО, 1995. — 116 с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-188 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация учебных заданий и ее эффективность: (на материалах 5−8-х классов): Дис.. д-ра пед. наук. Тарту, 1975. — 393 с.
- Уроки общей биологии: пособие для учителя / Корсунская В. М., Миро-ненко Г. Н., Мокеева З. А., Верзилин Н. М. М.: Просвещение, 1986 — 288 с.
- Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: Диссертация. д-ра пед. наук. М., 1998. — 363 с.
- Утешинский Д.Д. Дифференциация биологического образования в школах России // Биология в школе. 1993. — № 4. — С. 23−30.
- Урутина М.А. Методические основы преподавания физики в классах биолого-химического профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. -16 с.
- Федеральная программа развития образования // Известия Российской Академии Образования. 1999. — № 4. — С. 2 — 28.
- Фирсов В.В. базисный уровень образования //Веч. ср. школа. 1994. -№ 3. — С. 5−9.
- Фишер М.И. Социально-педагогические основания дифференциации общего среднего образования: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.- 203 с.
- Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении (Метод, рекомендации). М., 1989. — 65 с.
- Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. — С. 269 296.
- Шестакова Л.Г. Некоторые вопросы преподавания математики в дифференцированных классах. Соликамск: Изд-во СГПИ, 1998. 56 с.
- Эткина Е.В. Методика преподавания физики в гимназии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000 — 176 с.
- Ямбург Е.А. школа для всех: Адапт. модель: (Теоретич. основы и практ. реализация) — М.: Новая школа, 1996. 346 с.
- Dubelle Stanley Т. Effective teaching: Crit. skills. Lancaster- Basel: Tech-nomic hubl со., 1989. — 141 p.
- Sayer John. Secondary schools for all? Strategies for special needs. London: Cassele, 1987. — 176 p.
- Research into guidance in secondary edecation: The British experience / By Sh. M. Stoney. Strasbourg, 1993. — 21 p.1. Анкета № 1
- Работали Вы в профильных старших классах (математических, гуманитарных, экономических, естественнонаучных и др.)1. Да Нет
- Вносите Вы изменения в содержании учебного материала в процессе преподавания непрофильных дисциплин в профильных классах (например, физика для гуманитариев)1. Да Нет
- В чем заключаются изменения для учащихся: а) гуманитарных классовб) сов математических класв) сов естественнонаучных клас
- Должен ли существовать инвариант (неизменяемая часть) в содержании образования учебного предмета для всех учащихся?1. Да Нет
- Возможно ли изменение последовательности прохождения тем для классов разных профилей, Да Нет
- Какие темы (разделы или вопросы) преподаваемого Вами предметалучше усваиваются учащимися а) гуманитарных классовб) математических классовв) естественнонаучных классовь.
- Нужны ли общеобразовательные предметы в профильных классах?
- Что Вам представляется наиболее интересным в биологии?
- Какой материал из общей биологии вызывает наибольшие затруднения?
- Какие источники информации Вы используете в качестве дополнительного материала по биологии?
- Какие способы деятельности для Вас наиболее результативны? (Например, решение задач, составление планов и рефератов, практические работы, участие в конференциях и др.)
- Где пригодится Вам знакомство с основами биологии?
- Выберите из предложенного и подчеркните, какой материал учебник Вас привлекает больше (рисунки и фотографии, графики и чертежи, исторические справки об учёных, таблицы, теоретический материал, задачи, формулы и формулировки законов).1. Анкета № 3
- Отвечая на вопросы, поставьте цифры по возрастанию степени важности (наименьшее значение принимает 1).
- Какие составляющие преподаваемого предмета Вы считаете наиболее важными (от 1 до 4): — научные знания.- способы деятельности.- эмоционально-ценностные отношения.- творческую деятельность.
- Что из комплекса вспомогательных знаний чаще используется на уроках (от 1 до б): — логические. историко-научные.- методологические. философские.- межпредметные. оценочные.
- Каков объём применяемого Вами учебного материала (от 1 до 4): — теоретический. естественнонаучный.- прикладной. гуманитарный.
- Какие способы деятельности Вы предлагаете учащимся (от 1 до 6): — работа с текстами. решение задач.- практикум. составление планов и рефератов- заполнение таблиц и схем. послеурочная деятельность.1. Анкета № 4А
- Какие естественнонаучные предметы (биология, химия, физика) являются для Вас: а) профильными. б) непрофильными.
- Используете ли Вы знания, полученные по профильным предметам, на других уроках.1. Примеры.
- Интересны ли Вам сведения из истории науки? Почему?
- Нужно ли изучать структуру научного знания? Почему?
- Какие аспекты научного знания для Вас ценны? Примеры.
- Ваше представление о творческой деятельности по профильному предмету.1. Анкета № 4 Б
- В чем смысл изучения непрофильных общеучебных предметов (развития общего кругозора, развитие логики мышления, ориентация в потоке информации, возможность смены профессии .
- Можно ли знания из биологии, химии применить на других уроках? Примеры.
- Интересны ли Вам историконаучные сведения? Почему?
- Нужно ли обсуждение философских проблем на этих уроках?
- Какие аспекты научного знания для Вас ценны?
- Ваше представление о необходимости творческой деятельности по этим предметам. Примеры.1. Класс
- Перечислите предметы, вызывающие у Вас наибольший интерес.1. Объясните свой ответ.
- Укажите предметы, которые Вы выбрали для экзаменов в школе. Почему?
- Что Вы делаете для освоения этой области знаний?
- Какие предметы Вы будете сдавать в качестве вступительных испытаний?
- Собираетесь ли Вы продолжить обучение и по какому профилю?
- Предполагаемый выбор профессии.
- Есть ли общеобразовательные (непрофильные) предметы, которые Вы считаете важными (интересными) для себя. Поясните ответ.
- Успешно ли Вы учитесь в школе?
- Сколько времени (в среднем) Вы тратите на изучение профильных и общеобразовательных дисциплин: а) в качестве домашних заданий-б) на другие виды деятельности (курсы, кружки и другие).
- Укажите 2 числа через дробь (1- профильные дисциплины, 2- общеобразовательные дисциплины)
- Предложите свой вариант распределения учебной нагрузки расписание на неделю. Можно включать новые дисциплины или объединять ныне существующие. Аргументируйте свою точку зрения.
- Задания для вводной контрольной работы.1.вариант.
- Дайте определения терминам и понятиям: а) Аллельные геныб) Фенотипв) Рецессивные геныг) Гетерозиготные организмы
- В чем отличие гамет от других клеток?
- У кролика черный мех. Сколько генотипов данной аллели и какие именно могут быть у кроликов такого фенотипа? А если мех белый?1. вариант.
- У человека карие глаза. Сколько генотипов данной аллели и какие именно могут быть у человека такого фенотипа? А если глаза голубые?
- Задания для вводной лабораторной работы.
- Описание фенотипов комнатных, дикорастущих или сельскохозяйственных растений.
- Цель: изучить генетические термины „генотип“, „фенотип“, продолжить формирование навыка работы с живыми объектами. Ход работы.
- Выберите интересующий Вас объект исследования (комнатные растения или гербарные экземпляры).
- Вспомните термины „фенотип“, „генотип“.
- Выберите из перечисленных вами фенотипических признаков те, формирование которых зависит только от генотипа.
- Задания для итоговой контрольной работы. Вариант для математического класса.
- Гетерозиготную черную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определите численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
- Докажите математически сколько и каких гамет можно ожидать у гетерозиготной по трем признакам особи. (Например морская свинка с черным длинным вихрастым мехом).
- Объясните, к какому выводу можно прийти, сравнив следующие данные.1. Организмы 2 S1. Человек 49 512. Лошадь 48 523. Овца 51 494. Голубь 50 50
- Вариант для гуманитарного класса.
- Вопросы одинаковы для всех профилей.z.
- Могут ли белые кролики быть нечистопородными (гетерозиготными) по окраске шерсти? Почему?
- Каково значение генетики в современности? Ответ обоснуйте.
- Вариант для естественнонаучного класса. 1Л Вопросы одинаковы для всех профилей.2J3. Решите задачу.
- Решите и объясните задачу.
- Трехцветную кошку скрестили с рыжим котом. Как пойдет расщепление гибридов по генотипу и фенотипу (по окраски шерсти и полу)? Почему?
- Какая из схем правильнее отражает взаимосвязь генов и признаков в организме? Почему? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.1. Ген Признак Ген Признак1. А-А1. В→в в-^—1. С>С C-^lS^C
- Вариант для общеобразовательного класса. 1.1 Вопросы одинаковы для всех профилей.2.J
- Сформулируйте и докажите первый закон Г. Менделя.
- Какие виды доминирования генов Вам известны. Приведите конкретные примеры.
- Объясните положения хромосомной теории Т. Моргана.
- Задания для итоговой лабораторной работы.
- Статистический характер модификационной изменчивости».
- Цель: изучить закономерности модификационной изменчивости, совершенствовать умение работы с объектами живой природы, формирование умения обработки и представления экспериментальных данных.
- Оборудование: комнатные растения, гербарные экземпляры, линейки, калькуляторы. Ход работы. Основное задание*
- Выберите из предложенных объект исследования.
- Проанализируйте изменчивость листьев по длине и ширине, измеряя 1015 листьев, не обрывая их. Данные занесите в Таблицу 1.1. Показатели N листьев1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 151. Длина Ширина
- Составьте вариационный ряд (по возрастанию длины — Таблица 2 и шири