Педагогические условия подготовки студентов к инновационной деятельности в школе
Диссертация
Включение педагогического мониторинга в систему подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в школе обеспечивает активное изучение, непрерывное отслеживание и прогнозирование студентами инновационных процессов в классе, в школе, в учебных заведениях региона. Все это позволяет закрепить у студентов навыки научноисследовательской работы, развивает качества, необходимые в инновационной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Педагогические основы подготовки студентов к инновационной деятельности в школе
- 1. 1. Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя
- 1. 2. Теоретическое изучение основ инновационных процессов
- 1. 3. Моделирование объектов, логически связанных с подготовкой студентов к инновационной деятельности
- 1. 4. Обоснование педагогических условий подготовки студентов к инновационной деятельности в школе
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов к инновационной деятельности
- 2. 1. Педагогические условия как факторы повышения эффективности опытно-экспериментальной программы подготовки студентов к нововведению
- 2. 2. Характеристика выборочной совокупности
- 2. 3. Методики оценивания исследуемых характеристик, качеств, параметров
- 2. 4. Анализ результатов подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1984. -208 с.
- Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСИС, 1988. — 192 с.
- Аверин А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника: Дисс. канд. пед. наук. Ижевск: УдГУ, 1996. — 174 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-во СГПИ, 1993. — 212 с.
- Амирова С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Автореф. Дис. Докт. Пед. наук. Казань, 1995. — 27 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Педагогика, 1991. — 159 с.
- Андреев О.А., Хромов JI.H. Техника быстрого чтения. -М.: Прометей, 1990. 175 с.
- Ахиярова К.Ш., Правдин Ю. П. Формирование познавательной активности у студентов в процессе обучения. Уфа, 1988.
- Ахтариева Л.Г. Особенности психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. JT.: 1978. — 228 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Балакирев А. Ф. Затруднения учителей в инновационной де-ятельности: Автореф. дис. канд. пед.наук.- Шуя, 2 000. -20 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
- Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1990. -84 с.
- Болотов В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования//Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 49- 55.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры, упражнения. СПб: Служба доверия, 1994. — 314 с.
- Буглаев В., Горленко О. Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов//Высшее образование в России. 1996. — № 3.
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества.-М.: Просвещение, 1993. 94 с.
- Бургин М.С. Инновации и новизна в педагоги-ке//Советская педагогика. 1989. — № 12. — С.36- 41
- Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Веретенникова J1.K. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьника. Ижевск: УдГУ, 1996. — 134 с.
- Вишнякова Н.В. Креативная психодиагностика. Минск, 1995. 165 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Дис. докт. пед. наук. М., 1968.
- Вооглайд Ю. Проблемы инноватики и экспериментики.-Таллин: 1981. 86 с.
- Вузовск-ое обучение: проблемы активизации//Под. ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Минск: БГУ, 1989. — 110 с.
- Гаргай В. Б. Повышение квалификации учителей США: Социально- педагогический подход//Педагогика. 1992. № 8.- С. 102- 110
- Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. Учебн. пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 1992. — 154 с.
- Гирева Л.Д. Проблема роли учителя в обосновании теории и практики педагогики//Инновационные процессы в системе образования: Сб. научн. Тр./ Под. ред. Н. Р. Юсуфбековой. -М.: ИТИИП, 1992. С. 57- 59
- Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М.: Мир, 1996. 370 с.
- Грановская Р. Н. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1993.
- Громыко Ю., Давыдов И., Лазарев В., Рубцов В., Сло-бодчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года //Народное образование. 1993. — № 1. — С.17−27
- Дудченко B.C., Макаревич В. Н. Игровые методы в социологии. //Социологические исследования. 1990. — № 12. — С.103−112
- Дьюи Д. Школа и общество//Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Сост. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1971. — С.490−502
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 197 8. — 319 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально- педагогическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 169 с.
- Железовская Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры// Педагогика. 1995. — № 2. — С.55−61
- Жуковская З.Д. Методические основы технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1994.
- Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука//Инновационные процессы в системе образования: Сб. научн. тр./Под. ред. Н. Р. Юсуфбековой. -М.: ИТИИП, 1992. С. 24−25.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Зайцев М.П. О противоречиях в инновационных процессах в образовании//Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога/Научн. ред. Загвязинский. Тюмень: ТГУ, 1995. — С.4−5
- Захаров В., Хрящева Н. Социально- психологический тренинг. JT: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.
- Захарова Е.Я. Влияние нормативно- ценностных ориен-таций педагогов на успешность их деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1988. — 20 с.
- Иванов Ю.М. Психотреннинг и совершенствование// Энергия: экономика, техника, экология. 1991. — № 2.
- Иванова Ю.А. Об использовании инновационных педагогических задач в процессе профессиональной подготовки учителя //Инновационные процессы в системе образования: М.: ИТИИП, 1992. — С.59−63
- Игры, обучение, тренинг, досуг. //Под ред. В.В.Пет-русинского. М.: Новая школа, 1994. — 387 с.
- Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании"// Учительская газета. 1992. — 10 июля.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Прогресс, 1990. — 281 с.
- Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно педагогический аспект, -М.: Педагогика, 1984, 128 с.
- Катханов М.Н. Кафедра главное звено высшего учебного заведения. — М.: Высшая школа, 1982. — 143 с.
- Качалова Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических взглядов студентов//Педагогика. 2000. — № 9. — С.60−65
- Кваша В. П. Управление инновационными процессами в образовании: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1994.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995, — 176 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике//Педагогика.- 1994.- № 5.-С.104−109
- Климов Е.А. Путь в профессию. Д.: Лениздат, 1974, -192 с.
- Коломинский Я.Л. Человек: Психология. М.: Просвещение, 1980. — 224 с.
- Костюк Г. С. Движущие силы развития и воспитания// Бушканец М. Г. и др. Хрестоматия по педагогике. М.: Педагогика, 1976. — С. 45- 50
- Концепция развития национального образования. Коллегия министерства народного образования Удмуртской республики. Ижевск от 24.01.91.
- Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-ориентированное образование)//Вопросы психологии. 1995. — № 6. — С.9−20
- Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С.55−59
- Краткий толковый словарь русского языка//Под. ред
- B.П.Розановой. М.: Русский язык, 1988. — 255 с.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. -М.: Нез. фирма «Класс», 1993. 224 с.
- Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 79 с.
- Кузнецов В.В., Рындак В. Г., Соколова J1.B. Роль инновационных процессов в повышении эффективности педагогической науки//Инновационные процессы в системе образования. Сб научн. тр./Под ред Н. Р. Юсуфбековой.- М.: ИТИИП, 1992.1. C.39−43
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. — 166 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 118 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. J1.: знание, 1985. — 32 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.
- Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования//Педагогика. 2001. — № 3. — С.16−20
- Ларина В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы: Дис. канд. пед. наук. Киров, 1999. — 154 с.
- Лушников A.M. История педагогики. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994. 368 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Лицеи и гимназии Удмуртской республики//Отв. ред. Леошко А. Н. Ижевск: УдГУ, 1996. — 12 с. 7 9. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. М.: 1992.
- Макаренко А.С. Соч. в 7 т. Т.1. М.: Изд-во АПН, 1957. — 784 с.
- Максимов Ю.Г. Об особенностях формирования ядра профессиональных качеств, необходимых педагогам для осуществления инновационной деятельности//Тез. докл. Рос. унив. акад.научн.-практ. конф./Отв.Ред. Журавлев В.А.- Ижевск, УдГУ.-- 1995. С. 97- 98
- Максимов Ю.Г. Изучение истории родной школы как условие профессиональной подготовки будущего учителя//Актуальные вопросы школьной и вузовской педагогики: Материалы первых Есиповских чтений/Отв. ред. Шмыгина Л. Б. Глазов, 1994. -С. 15−16
- Максимов Ю.Г. Десять суждений об инноваци-ях//Психоло-го- педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя: Тез. докл. Респ. научн.-практ. конф./Отв. ред. Е. И. Исаев. Тула: ТГПИ, 1994, — С. 108- 110
- Максимов Ю.Г. Инновационные процессы в педагогике: Исторический аспект//История образования: наука и учебный предмет: Тез. докл. фед. научн.-практ. конф./Отв.ред. Фролов А. А. Нижний Новгород, НГПУ, 1996. — С.17−18
- Максимов Ю.Г. Инновационные школы//Актуальные проблемы вузовской и школьной педагогики: Вторые Есиповские чтения: Тез докл./Отв. ред. Мирошниченко А. А. Глазов, 1996.1. С.16−17
- Масленникова В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1996. — 32 с.
- Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе//Под. ред. М. Б. Челышковой. М., 1995. — 78 с.
- Миронец О.Г. Педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки организатора детского юнслие-ского движения: Дис. канд пед. наук. Ижевск: УдГУ, 1996. -239 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. -М.: Дело, 1994. 216 с.
- Морозов Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности//Советская педагогика, 1991. № 10. С.88−93
- Мухаммед B.C. Исследовательский компонент в структуре педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 214 с.
- Найн А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования//Педагогика, 1994. № 3. — С. 25−28
- Национальная школа Удмуртской республики. Комплексная программа. Ижевск, 1994.
- Научно- исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа//Под ред. И.Колесовой. J1.: ЛГУ, 1990. — 111 с.
- Новое качество высшего образования в современной России (концептуально- программный подход)//Под ред. Н.А.Селез-невой, А. И. Субетто. М., 1995. — 41 с.
- Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в об-разовании//Педагогика. 1996. — С.15−20
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Основы вузовской педагогики//Под ред. Кузьминой Н. В. Л.: ЛГУ, 1972. — 311 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы//Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 302с.
- Основы педагогического мастерства//Под ред. Зязюна И. А. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Педагогика и логика. Щедровицкий Г. П. и др. М.: Касталь, 1993. — 320 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: МГУ, 1982. 168 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982. 255 с. 10 6. Пойя Дж. Математика. Правдоподобные рассуждения. -М.: Наука, 1975. 240 с.
- Полонский В. Н. Научно- педагогическая информация. Словарь- справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1993. — 29 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики.- М.: Новая школа, 1993. 64 с.
- Поташник М.М., Хомерики О. Г. Структура инновационного процесса в образовательных учреждениях//Магистр. 1994.- № 5.
- Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения//Педагогика, 1995. — № 2. — С.20−2 6.
- Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия.- М.: Политиздат, 1989. 270 с.
- Проблемное обучение в педагогическом вузе. Методические рекомендации//Под ред. В. Б. Карпова. Вологда: Изд-во ВГПИ, 1983. — 47 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя//Под ред. Вершловского С. Г., Лесохиной Л. Н. М.: Педагогика, 1982. — 145 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: Научное издание//Под ред. Никифорова Г. С. СПб: СпбГУ, 1991. — 152 с.
- Пылаева B.C. Изучение курса «Инновационные технологии образования младших школьников»//Начальная школа. 1997. С.15−20
- Развитие познавательной активности студентов: Меж-вуз. научн. сб. Саратов: СГУ, 1982. — 113 с.
- Развитие творческой активности школьника.//Под ред. Матюшкина А. Н. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
- Разработка форм и методов активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. Межвуз. сб. -Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1982. 182 с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. -Ижевск: УдГУ, 1994. 81 с.
- Решетников П.И. Нетрадиционная технологическая сис-те-ма подготовки учителей. М.: Владос, 2000. — 304 с.
- Сеньков Ю.В. Формирование научного стиля мышления у учащихся в процессе обучения. М.: Знание, 1985. — 79 с.
- Середа Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: Дис. канд. психол. Наук. JI., 1987.12 9. Сериков В. В. Личностно- ориентированное образование// Педагогика. 1994. — № 5. — С.16−21.
- Сероштанов В.П. Анализ инновационных процессов в педагогической науке и практике как объект взаимодействия и развития образовательных структур СНГ//Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья. М., 1994 .
- Системные методы педагогического исследования//Под ред. Н. В. Кузьминой. М., 1982.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. -224 с.
- Слободчиков В.А. Такое небезопасное слово//Учитель-ская газета. 1994. — 13 сентября.
- Словарь иностранных слов/Научн. ред. А. Г. Спиркин. -М.: Русский язык, 1988. 606 с.
- Смирнов С. Д Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 270 с.
- Смирнова J1.В. Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1993.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Сохор A.M., Яковлев Н. М. Методика и техника уроков в школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с. 14 0. Стерледева Т. Д., Стерледев Р. К. Некоторые тенденции перестройки современных технологий обучения//Вестник Пермского университета. 1996. — Вып.З. — С.45−52
- Строкова Т.А. Директор школы и инновационная мотивация коллектива//Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: Тез. докл. научн.-практ. конф./Научн. рук. В. И. Загвязинский. Тюмень: ТГУ, 1995. — С.24−25
- Суд над системой образования: Стратегия на буду-щее//Под ред. Джонстона З. Д. М.: Педагогика, 1991. — 260 с. 14 3. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. Т. 4. -Киев: Радяньска школа, 1980. 670 с.
- Таланова Л.Н. Малая группа эффективная форма подготовки американского учителя // Педагогика, 1994. — № 3. -С.107−111
- Теоретические основы непрерывного образования//Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1997. — 207 с. 14 6. Теоретические основы процесса обучения в Советской школе//Под ред. Лернера И. Я., Краевского В. В. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
- Теория и практика высшего образования//Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1986. — 177 с.
- Трофимова Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2000. — 33 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
- Управление развитием школы//Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Утехина А.Н. Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования: Автореф. дис. докт. пед. наук.- Ижевск, 2000.- 40с.
- Учебно-исследовательская работа студентов в педву-зе//Сб. научн. тр. под ред. Э. П. Козлова. Ростов-на-Дону: гос.пед.институт, 1981. — 94 с.
- Формирование социально активной личности учите-ля//Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1985. — 164 с.
- Формирование учебной деятельности студентов//Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла//Под ред. Газма-на Л.Я., Леонтьева Д. А. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Халемский Г. А. Подготовка молодежи к изобретательской и рационализаторской деятельности. М.: Высшая школа, 1990. — 157 с.
- Харламов И.Ф. о педмастерстве, творчестве, новатор-стве//Педагогика, 1992. № 7−8. — С. 11−15
- Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения// Педагогика, 1993. № 2. — С.41−45
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа. — 1994. — 62 с.
- Худяков В.Л., Шапкин В. В. Педагогический поиск в процессе разработки методики. М.: Высшая школа, 1991. -79 с.
- Хадж X.А. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения: Дис. канд. пед. наук. Иваново, 1996. — 211 с.
- Черепанов B.C. экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Шанина Н.Н. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания: Дис. канд. пед. наук. Киров, 1998. -146 с.
- Шубинский B.C. Предмет, задачи и сущность педагогического творчества//Новые исследования в педагогических науках. 1987. — Вып.2. — С.58−69
- Шакуров B.C. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Щедровицкий П.Г. Новшества и инновации//Учительская газета. 1995. — 23 мая.
- Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. J1.: Просвещение, 1967. — 267 с.
- Юсуфбекова Н.Р. О педагогической инноватике//Совет-ская педагогика. 1991. — № 11. — С.21−25
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
- Якунин В.А., Линов Е. А. Психология педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1990. — 210 с.
- Ямбург Е.М. Запуск модели школы//Народное образование, 1991. № 2. — С.17−31.