Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия подготовки студентов к инновационной деятельности в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Включение педагогического мониторинга в систему подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в школе обеспечивает активное изучение, непрерывное отслеживание и прогнозирование студентами инновационных процессов в классе, в школе, в учебных заведениях региона. Все это позволяет закрепить у студентов навыки научноисследовательской работы, развивает качества, необходимые в инновационной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Педагогические основы подготовки студентов к инновационной деятельности в школе
    • 1. 1. Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя
    • 1. 2. Теоретическое изучение основ инновационных процессов
    • 1. 3. Моделирование объектов, логически связанных с подготовкой студентов к инновационной деятельности
    • 1. 4. Обоснование педагогических условий подготовки студентов к инновационной деятельности в школе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов к инновационной деятельности
    • 2. 1. Педагогические условия как факторы повышения эффективности опытно-экспериментальной программы подготовки студентов к нововведению
    • 2. 2. Характеристика выборочной совокупности
    • 2. 3. Методики оценивания исследуемых характеристик, качеств, параметров
    • 2. 4. Анализ результатов подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности

Педагогические условия подготовки студентов к инновационной деятельности в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время отчетливо прослеживаются тенденции инновационного развития образования. Они обусловлены сменой парадигмы обучения и воспитания школьников, поиском новых основ и ценностей, которые бы доминировали в педагогическом процессе. Для реформирования образования обществу требуются учителя, умеющие ориентироваться в педагогических нововведениях, творчески переносящие их в свой опыт, находящиеся в поиске новых элементов в обучении и воспитании, улучшающие результаты педагогического процесса. Однако, механизмом создания, освоения и внедрения нового учителям приходится овладевать на практике в лучшем случае под руководством опытных наставников, а зачастую самостоятельно. В связи с этим возникает потребность в воспроизводстве инновационности на более ранних стадиях становления педагога.

Анализ учебной деятельности и педагогической практики студентов свидетельствует о том, что они видят необходимость в нововведениях, стремятся вносить в работу элементы нового, но испытывают затруднения в их поиске и в применении в собственном опыте. Заметим, что студенты отмечают трудности в инновационной деятельности, но не владеют способами их нивелирования.

Выше изложенное определяет не только важность инновационной подготовки, но и сложности, возникающие в ходе данного процесса. Обозначенная проблема является многосторонней и многофакторной. Она существует в области педагогики высшей школы и, решая ее, нельзя не учитывать теоретических и практических положений, отраженных в работах.

А.А.Вербицкого, Ф. Н. Гоноболина, В. И. Загвязинского,.

Н.В.Кузьминой, В.А. Слас-тенина, В. А. Сластенина,.

A.И. Щербакова и др.

Содержательно теория воспроизводства инновационности опирается на теорию инновационных процессов. На ее развитие оказали влияние исследования А. А. Арламова,.

Ю.К. Бабанского, В. Е. Гмурмана, П. И. Карташова и др. по внедрению достижений науки в педпрактикутруды Г. В. Воробъева,.

B.И. Журавлева, М. М. Поташника, М. Н. Скаткина и др. по обобщению педагогического опытаисследования В.И. Загвя-зинского, В.А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, Я. А. Пономарева, JI.K. Веретенниковой по разработке теоретических основ творчества в деятельности учителейнаучные поиски М. С. Бургина, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинского, Н. Р. Юсуфбековой в области инноватики.

Проблема подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности решалась в нескольких направлениях. В исследованиях С. Д. Полякова акценты сделаны на создании, освоении и внедрении нововведений в сфере воспитания школьников. В трудах B.C. Лазарева, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, О. Г. Хомерики и др. обоснованы условия эффективного управления инновационными учебными заведениями. Разрабатывалась данная проблема и в дидактической, методической, общепедагогической сферах такими учеными, как К. Ангеловски, М. В. Клариным, В. Я. Ляудис, З. Р. Сафиной и др. Фундаментальное исследование по ней проведено В. А. Сластениным и JT.C. Подымовой: Теоретический анализ показывает, что изучение подготовки специалистов к ИД (инновационной деятельности) осуществлялось в различных аспектах. Однако, недостаточное внимание уделялось разграничению типов подготовки студентов к инновационной деятельности в зависимости от масштабов и потенциала ИД. Недостаточно изучены педагогические условия, приводящие к эффективности подготовки такой категории специалистов, которые получают высокие результаты в работе за счет внесения модификационных нововведений в процесс обучения и воспитания школьников в масштабах класса и школы.

Анализ изученной литературы и школьной практики позволил выделить ряд противоречий:

— между потребностями общества в педагогах, способных на практике осуществлять изменения, преобразования, улучшая учебно-воспитательный процесс в школе, в классе, делая его более эффективным, и реальной практической деятельностью учителей, уровень которой отстает от этих потребностей;

— между потребностями современного педагогического сообщества в учителях, способных вносить в учебно-воспитательный процесс в школе, в классе элементы новизны и уровнем подготовки педагогов в вузе;

— между потребностью личности учителя проявить свои возможности, самореализоваться в процессе обучения и воспитания школьников, совершенствуя при этом программы, технологии, добиваясь лучших результатов и отсутствием у нее прочных систематических знаний, опыта работы по-новому.

Таким образом, социальная значимость и названные противоречия позволили выделить проблему исследования: каковы педагогические условия подготовки студентов педвузов к инновационной деятельности в масштабах школы? Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор и формулировку темы исследования «Педагогические условия подготовки студентов к инновационной деятельности в школе». Решение выше названной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности.

Гипотеза. В результате подготовки к ИД студенты проявят характеристики учителя инновационного типа, если реализуются следующие педагогические условия:

— будет создана обучающая среда, актуализирующая, стимулирующая инновационную деятельность, способствующая проявлению творчества, самосовершенствования, содержащая необходимую информацию;

— подготовка к ИД будет моделировать процесс управления распространением нововведений;

— система подготовки студентов будет охватывать все основные виды работ, предусмотренные на теоретических, практических занятиях, НИРс, педпрактике;

— подготовка к ИД будет включать в себя педагогический мониторинг инновационных процессов в образовании.

В качестве экспериментальной гипотезы выдвинуто предположение о том, что важнейшими инновационными характеристиками личности являются: интеллектуальное развитие, креативность, мотивация инновационной деятельности и организаторские способности.

Для достижения цели исследования поставлены задачи:

— выявить, что представляет собой инновационная деятельность, определив для этого ее структурные и функциональные компоненты;

— руководствуясь типологией воспроизводства инновацион-ности, разработать теоретические основы подготовки студентов к созданию модификационных нововведений в масштабах школы и класса;

— определить педагогические условия формирования специалистов инновационного типа в области образования;

— выявить параметры изучения инновационной деятельности и проверить их развитие в процессе экспериментальной работы.

Методологической основой исследования явились: личност-но-деятельностный подход к обучению, базирующийся на теории о деятельности как факторе развития личности, разработанной Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др.- системно-деятельностный подход к подготовке, согласно которому, для выявления главных характеристик и функций, деятельность рассматривается как система, в данной части исследования мы опирались на работы А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, В. Д. Шадрикова.

В построении модели инновационной деятельности краеугольным камнем явилась теория педагогических систем, разработанная Н. В. Кузьминой и В. А. Якуниным.

Теоретической основой явились:

— положения о закономерностях процесса формирования специалиста-педагога, обоснованные в работах О. А. Абдуллиной, Ю. К. Бабанского, В. И. Журавлева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.;

— теоретические положения о готовности специалистов к определенному виду деятельности, изложенные в трудах В. П. Бездухова, М. И. Дьяченко, JT.А.Кандыбович, В. Ш. Масленниковой, О. Г. Миронец, М. Д. Ягафовой и др.;

— положения о закономерностях подготовки к инновационной деятельности, определенные В. И. Загвязинским, М. В. Клариным, JT.C. Подымовой, С. Д. Поляковым, М. М. Поташником В.А. Сластениным;

— разработанные К. Ангеловски, А. И. Пригожиным, Н. Р. Юсуфбековой и другими учеными вопросы теории педагогических и социальных нововведенческих процессов.

Методы исследования: методы теоретического анализа, моделированиеэмпирические — анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический экспериментметоды статистической обработки данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована типология инновационной деятельности и соответствующая ей совокупность типов подготовки к ИД. На основании этого были разработаны педагогические основы процесса подготовки студентов к созданию, освоению и внедрению моди-фикационных нововведений в классе и в школе.

Новизна исследования заключается в том, что разработан поэтапный процесс научного осмысления и повышения эффективности воспроизводства инновационности:

— определена сущность педагогической инновационной деятельности как системы, состоящей из структурных и функциональных компонентов и, обеспечивающей реализацию стадий инновационного цикла;

— разработана дидактическая модель подготовки студентов к ИД, в основе которой лежат компоненты инновационной готовности и виды деятельности, в которых происходит их формирование;

— выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки студентов к инновационной деятельности;

Практическая значимость исследования состоит в следующем :

— создана и реализована опытно-экспериментальная программа подготовки студентов к инновационной педагогической деятельностиподобраны, сконструированы и апробированы диагностики, показывающие уровень подготовленности студентов к инновационной деятельности;

— разработаны методические пособия для студентов.

Таким образом, результаты исследования могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки специалистов в области образования, при чтении лекции по проблемам вузовской педагогики.

Основные этапы исследования.

1 этап (1994;1995 гг.) Изучение и анализ источников по проблемам педагогической инноватики, педагогики высшей школы. Обоснование темы и составление плана исследования.

2 этап (1995;1996 гг.) Построение теоретической модели подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности. Составление программы эксперимента и проведение пилотажного исследования.

3 этап (1996;1998 гг.) Проведение опытно-экспериментальной работы, теоретическое обобщение результатов эксперимента. Оформление диссертации, разработка методического пособия для студентов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Удмуртском государственном университете, на факультетах искусств и психолого-педагогическомв Глазовском государственном педагогическом институте на факультете педагогики и методики начального обученияв школах города Глазова.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные идеи и результаты работы обсуждались на аспирантских семинарах УдГУ, а также нашли отражение в тезисах конференций, прошедших в гг. Москве, Туле, Казани, Н. Новгороде, Ижевске, Глазове.

Положения, выносимые на защиту:

1. Инновационно-педагогическая деятельность, как процесс создания, освоения и внедрения нового в практику с позитивными результатами, представляет собой систему с функциональными и структурными компонентами.

2. Дидактическая модель подготовки студентов к инновационной деятельности реализуется через виды, формы обучения в вузе и обеспечивает готовность будущих педагогов к преобразованию учебно-воспитательного процесса в школе.

3. Комплекс педагогических условий подготовки студентов к инновационной деятельности в школе осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе в вузе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В приложении представлено методическое обеспечение подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности.

ВЫВОДЫ.

1. Показано, что нововведенческая деятельность строится как научное исследование. Установлено, что существует прямая зависимость между уровнем научно-исследовательских умений и уровнем наличия (владения) инновационного компонента в педагогической деятельности.

2. Максимальные результаты получены по формированию у студентов знаний инновационных процессов, а минимальные по формированию мотивов к инновационной деятельности. Мотивы являются более сложным новообразованием чем знания. Их количественные и качественные изменения не столь динамичны.

3. Инновационная подготовка по-разному повлияла на отдельные характеристики, свойства, умения студентов. Наиболее высокий уровень принадлежит следующим умениям: организовать деятельность, критически и конструктивно подходить к новому, видоизменять и комбинировать. За ними следуют умения: организовать инновационный эксперимент, использовать мозговой штурм для создания новых идей, владеть технологиями внедрения .

Среди мотивов инновационной деятельности наиболее развитыми являются: желание к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, стремление к самосовершенствованию, стремление к работе, содержащей новизну. Развиты, но несколько в меньшей степени мотивы: необходимость стимулирования инновационной деятельности, стремление к изучению инноватики, установки на нововведение, активность при внедрении нового.

4. В ходе учебной инновационной деятельности количество студентов с низким уровнем владения инновационным компонентом сократилось, а с высоким уровнем — увеличилось.

5. Наличие у студентов высокого уровня интеллектуального развития, креативности, мотивации к осуществлению нововведений, организаторских способностей позволяет судить о предрасположенности студентов к инновационной педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ результатов научно-исследовательской работы позволил сделать следующие выводы:

1. Инновационная деятельность в зависимости от инновационного потенциала, эффективности и масштаба подразделяется на множество типов, начиная от радикальной очень эффективной в масштабах страны, и, заканчивая модификационной малоэффективной в масштабах класса. Данная типология нововведений позволила обосновать и разработать теоретические основы и педагогические условия подготовки будущих учителей к созданию модификационных нововведений эффективных в масштабах класса и школы.

2. Система подготовки студентов охватывает все основные виды работ, предусмотренные учебным планом на лекциях, семинарах, практикумах, НИРС, УИРС, педпрактике, индивидуальных занятиях. Виды обучения являются переходным звеном между педагогической концепцией воспроизводства инновационности и практикой подготовки студентов к инновационной деятельности. Эффективность подготовки определяется тем, что она осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе в вузе, а не в отдельных видах обучения.

3. В подготовке студентов к инновационной деятельности существует единство стратегий, принципов и методов обучения. Оно состоит в направленности на мотивацию нововведенческой деятельности, ориентации на освоение и внедрение инноваций, устремленности на совершенствование личности. Совокупность стратегий, принципов, методов обучения представляет собой дидактический аппарат формирования готовности студентов к инновационной деятельности.

4. Включение педагогического мониторинга в систему подготовки будущих учителей к инновационной деятельности в школе обеспечивает активное изучение, непрерывное отслеживание и прогнозирование студентами инновационных процессов в классе, в школе, в учебных заведениях региона. Все это позволяет закрепить у студентов навыки научноисследовательской работы, развивает качества, необходимые в инновационной деятельности. Студенты как организаторы мониторинга становятся субъектами нововведений.

5. Формирование специалистов инновационного типа в области образования происходит в процессе изучения среды нововведения, проектирования инновационных элементов в зависимости от потребностей в них учебного заведения, моделирования процесса нововведения, внедрения под научным руководством авторских проектов и программ. Данные этапы управления нововведением претворяются на лекционных, семинарских занятиях, спецкурсе, консультациях и других формах обучения в вузе. Таким образом, подготовка студентов к инновационной педагогической деятельности моделирует процесс управления нововведением. б. Обучающая инновационная среда претворяется в практику подготовки студентов к ИД комплексом социально-педагогических и психолого-педагогических факторов. К социально-педагогическим факторам относятся следующие положения: стимулирование инновационной деятельноститворческое взаимодействие участниковналичие в коллективе образцов креативного поведениясоздание ситуаций неопределенностиположительное отношение в колллективе к нововведениямпрактическое руководство освоением новшествинформационная обеспеченность нововведенийподдерживающие методикинаправленность на проведение самостоятельной ИД.

Психолого-педагогические факторы подготовки выражены в следующих положениях: гибкости студентов в учебной инновационной деятельностиположительным отношением педагогов к нововведениямрефлексии своей деятельности с позиций инновационного подходаоткрытости передовому педагогическому опытуразвитием гностических уменийпроявлением студентами творчества в деятельности.

7. Индикаторами подготовленности являются наиболее важные характеристики, взятые из профессиограммы учителя инновационного типа, которые подразделены на: знания инновационных процессов, мотивы инновационной деятельности, умения, необходимые в инновационном процессе, и свойства, присущие учителю инновационного типа.

Критериями успешности ИД являются: интеллектуальное развитие, креативность, мотивация инновационной деятельности и организаторские способности.

На практике степень готовности показывает инновационный компонент в педагогической деятельности, который характеризуется использованием новинок в работеучастием в инновационном эксперименте в школе и в классеапробацией результатов работы на научных конференциях, методических объединенияхпроявлением творчества в педдеятельностисовершенствованием учебно-воспитатенльного процесса в школе.

На основании проделанной работы можно сделать выводы, что поставленные в диссертационном исследовании задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена полностью.

Работая над данной проблемой, мы затронули ряд других, которые требуют более глубокого исследования и являются актуальными. К ним, по нашему мнению, относится управление педагогическими нововведениями инновационным центром. Внимания заслуживают условия хранения информации в нем, проведение образовательного мониторинга, реализация обучающих технологий, руководство внедрением инноваций в практику, взаимосвязь инновационного центра с высшими и средними учебными заведениями. Актуальным является внесение разработанных в данном исследовании способов, условий подготовки к ИД в деятельность инновационных центров, высших педагогических заведений и учреждений по повышению квалификации педагогических кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1984. -208 с.
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСИС, 1988. — 192 с.
  3. А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника: Дисс. канд. пед. наук. Ижевск: УдГУ, 1996. — 174 с.
  4. Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара: Изд-во СГПИ, 1993. — 212 с.
  5. С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Автореф. Дис. Докт. Пед. наук. Казань, 1995. — 27 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  7. К. Учителя и инновации. М.: Педагогика, 1991. — 159 с.
  8. О.А., Хромов JI.H. Техника быстрого чтения. -М.: Прометей, 1990. 175 с.
  9. К.Ш., Правдин Ю. П. Формирование познавательной активности у студентов в процессе обучения. Уфа, 1988.
  10. Л.Г. Особенности психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. JT.: 1978. — 228 с.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  12. Балакирев А. Ф. Затруднения учителей в инновационной де-ятельности: Автореф. дис. канд. пед.наук.- Шуя, 2 000. -20 с.
  13. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
  14. В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1990. -84 с.
  15. В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования//Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 49- 55.
  16. В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры, упражнения. СПб: Служба доверия, 1994. — 314 с.
  17. В., Горленко О. Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов//Высшее образование в России. 1996. — № 3.
  18. В.А. Алгоритмы педагогического творчества.-М.: Просвещение, 1993. 94 с.
  19. М.С. Инновации и новизна в педагоги-ке//Советская педагогика. 1989. — № 12. — С.36- 41
  20. А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  21. Веретенникова J1.K. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьника. Ижевск: УдГУ, 1996. — 134 с.
  22. Н.В. Креативная психодиагностика. Минск, 1995. 165 с.
  23. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Дис. докт. пед. наук. М., 1968.
  24. Ю. Проблемы инноватики и экспериментики.-Таллин: 1981. 86 с.
  25. Вузовск-ое обучение: проблемы активизации//Под. ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Минск: БГУ, 1989. — 110 с.
  26. В. Б. Повышение квалификации учителей США: Социально- педагогический подход//Педагогика. 1992. № 8.- С. 102- 110
  27. В. И. Основы теоретической педагогики. Учебн. пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 1992. — 154 с.
  28. Л.Д. Проблема роли учителя в обосновании теории и практики педагогики//Инновационные процессы в системе образования: Сб. научн. Тр./ Под. ред. Н. Р. Юсуфбековой. -М.: ИТИИП, 1992. С. 57- 59
  29. . Что такое психология. Т.2. М.: Мир, 1996. 370 с.
  30. Р. Н. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1993.
  31. Ю., Давыдов И., Лазарев В., Рубцов В., Сло-бодчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года //Народное образование. 1993. — № 1. — С.17−27
  32. B.C., Макаревич В. Н. Игровые методы в социологии. //Социологические исследования. 1990. — № 12. — С.103−112
  33. Д. Школа и общество//Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Сост. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1971. — С.490−502
  34. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 197 8. — 319 с.
  35. Ю.Н. Активное социально- педагогическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 169 с.
  36. Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры// Педагогика. 1995. — № 2. — С.55−61
  37. З.Д. Методические основы технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1994.
  38. В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
  39. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука//Инновационные процессы в системе образования: Сб. научн. тр./Под. ред. Н. Р. Юсуфбековой. -М.: ИТИИП, 1992. С. 24−25.
  40. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  41. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  42. М.П. О противоречиях в инновационных процессах в образовании//Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога/Научн. ред. Загвязинский. Тюмень: ТГУ, 1995. — С.4−5
  43. В., Хрящева Н. Социально- психологический тренинг. JT: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.
  44. Е.Я. Влияние нормативно- ценностных ориен-таций педагогов на успешность их деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1988. — 20 с.
  45. Ю.М. Психотреннинг и совершенствование// Энергия: экономика, техника, экология. 1991. — № 2.
  46. Ю.А. Об использовании инновационных педагогических задач в процессе профессиональной подготовки учителя //Инновационные процессы в системе образования: М.: ИТИИП, 1992. — С.59−63
  47. Игры, обучение, тренинг, досуг. //Под ред. В.В.Пет-русинского. М.: Новая школа, 1994. — 387 с.
  48. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  49. Закон Российской Федерации «Об образовании"// Учительская газета. 1992. — 10 июля.
  50. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  51. Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Прогресс, 1990. — 281 с.
  52. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно педагогический аспект, -М.: Педагогика, 1984, 128 с.
  53. М.Н. Кафедра главное звено высшего учебного заведения. — М.: Высшая школа, 1982. — 143 с.
  54. Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических взглядов студентов//Педагогика. 2000. — № 9. — С.60−65
  55. В. П. Управление инновационными процессами в образовании: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1994.
  56. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995, — 176 с.
  57. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике//Педагогика.- 1994.- № 5.-С.104−109
  58. Е.А. Путь в профессию. Д.: Лениздат, 1974, -192 с.
  59. Я.Л. Человек: Психология. М.: Просвещение, 1980. — 224 с.
  60. Г. С. Движущие силы развития и воспитания// Бушканец М. Г. и др. Хрестоматия по педагогике. М.: Педагогика, 1976. — С. 45- 50
  61. Концепция развития национального образования. Коллегия министерства народного образования Удмуртской республики. Ижевск от 24.01.91.
  62. .Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-ориентированное образование)//Вопросы психологии. 1995. — № 6. — С.9−20
  63. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С.55−59
  64. Краткий толковый словарь русского языка//Под. ред
  65. B.П.Розановой. М.: Русский язык, 1988. — 255 с.
  66. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. -М.: Нез. фирма «Класс», 1993. 224 с.
  67. В. Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  68. В.В., Рындак В. Г., Соколова J1.B. Роль инновационных процессов в повышении эффективности педагогической науки//Инновационные процессы в системе образования. Сб научн. тр./Под ред Н. Р. Юсуфбековой.- М.: ИТИИП, 1992.1. C.39−43
  69. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. — 166 с.
  70. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 118 с.
  71. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. J1.: знание, 1985. — 32 с.
  72. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.
  73. Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования//Педагогика. 2001. — № 3. — С.16−20
  74. В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы: Дис. канд. пед. наук. Киров, 1999. — 154 с.
  75. A.M. История педагогики. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994. 368 с.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  77. Лицеи и гимназии Удмуртской республики//Отв. ред. Леошко А. Н. Ижевск: УдГУ, 1996. — 12 с. 7 9. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. М.: 1992.
  78. А.С. Соч. в 7 т. Т.1. М.: Изд-во АПН, 1957. — 784 с.
  79. Ю.Г. Об особенностях формирования ядра профессиональных качеств, необходимых педагогам для осуществления инновационной деятельности//Тез. докл. Рос. унив. акад.научн.-практ. конф./Отв.Ред. Журавлев В.А.- Ижевск, УдГУ.-- 1995. С. 97- 98
  80. Ю.Г. Изучение истории родной школы как условие профессиональной подготовки будущего учителя//Актуальные вопросы школьной и вузовской педагогики: Материалы первых Есиповских чтений/Отв. ред. Шмыгина Л. Б. Глазов, 1994. -С. 15−16
  81. Ю.Г. Десять суждений об инноваци-ях//Психоло-го- педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя: Тез. докл. Респ. научн.-практ. конф./Отв. ред. Е. И. Исаев. Тула: ТГПИ, 1994, — С. 108- 110
  82. Ю.Г. Инновационные процессы в педагогике: Исторический аспект//История образования: наука и учебный предмет: Тез. докл. фед. научн.-практ. конф./Отв.ред. Фролов А. А. Нижний Новгород, НГПУ, 1996. — С.17−18
  83. Ю.Г. Инновационные школы//Актуальные проблемы вузовской и школьной педагогики: Вторые Есиповские чтения: Тез докл./Отв. ред. Мирошниченко А. А. Глазов, 1996.1. С.16−17
  84. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1996. — 32 с.
  85. А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  86. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе//Под. ред. М. Б. Челышковой. М., 1995. — 78 с.
  87. О.Г. Педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки организатора детского юнслие-ского движения: Дис. канд пед. наук. Ижевск: УдГУ, 1996. -239 с.
  88. JI.M. Учитель как личность и профессионал. -М.: Дело, 1994. 216 с.
  89. Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности//Советская педагогика, 1991. № 10. С.88−93
  90. B.C. Исследовательский компонент в структуре педагогической деятельности преподавателя высшей школы: Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 214 с.
  91. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования//Педагогика, 1994. № 3. — С. 25−28
  92. Национальная школа Удмуртской республики. Комплексная программа. Ижевск, 1994.
  93. Научно- исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа//Под ред. И.Колесовой. J1.: ЛГУ, 1990. — 111 с.
  94. Новое качество высшего образования в современной России (концептуально- программный подход)//Под ред. Н.А.Селез-невой, А. И. Субетто. М., 1995. — 41 с.
  95. А.А. Мониторинг инновационных процессов в об-разовании//Педагогика. 1996. — С.15−20
  96. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  97. Основы вузовской педагогики//Под ред. Кузьминой Н. В. Л.: ЛГУ, 1972. — 311 с.
  98. Основы педагогики и психологии высшей школы//Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 302с.
  99. Основы педагогического мастерства//Под ред. Зязюна И. А. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  100. Педагогика и логика. Щедровицкий Г. П. и др. М.: Касталь, 1993. — 320 с.
  101. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: МГУ, 1982. 168 с.
  102. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982. 255 с. 10 6. Пойя Дж. Математика. Правдоподобные рассуждения. -М.: Наука, 1975. 240 с.
  103. В. Н. Научно- педагогическая информация. Словарь- справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  104. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1993. — 29 с.
  105. С.Д. В поисках педагогической инноватики.- М.: Новая школа, 1993. 64 с.
  106. М.М., Хомерики О. Г. Структура инновационного процесса в образовательных учреждениях//Магистр. 1994.- № 5.
  107. М.М. Управление развитием образовательного учреждения//Педагогика, 1995. — № 2. — С.20−2 6.
  108. А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия.- М.: Политиздат, 1989. 270 с.
  109. Проблемное обучение в педагогическом вузе. Методические рекомендации//Под ред. В. Б. Карпова. Вологда: Изд-во ВГПИ, 1983. — 47 с.
  110. Профессиональная деятельность молодого учителя//Под ред. Вершловского С. Г., Лесохиной Л. Н. М.: Педагогика, 1982. — 145 с.
  111. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: Научное издание//Под ред. Никифорова Г. С. СПб: СпбГУ, 1991. — 152 с.
  112. B.C. Изучение курса «Инновационные технологии образования младших школьников»//Начальная школа. 1997. С.15−20
  113. Развитие познавательной активности студентов: Меж-вуз. научн. сб. Саратов: СГУ, 1982. — 113 с.
  114. Развитие творческой активности школьника.//Под ред. Матюшкина А. Н. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  115. Разработка форм и методов активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. Межвуз. сб. -Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1982. 182 с.
  116. А.А. Психология педагогической деятельности. -Ижевск: УдГУ, 1994. 81 с.
  117. П.И. Нетрадиционная технологическая сис-те-ма подготовки учителей. М.: Владос, 2000. — 304 с.
  118. Ю.В. Формирование научного стиля мышления у учащихся в процессе обучения. М.: Знание, 1985. — 79 с.
  119. Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: Дис. канд. психол. Наук. JI., 1987.12 9. Сериков В. В. Личностно- ориентированное образование// Педагогика. 1994. — № 5. — С.16−21.
  120. В.П. Анализ инновационных процессов в педагогической науке и практике как объект взаимодействия и развития образовательных структур СНГ//Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья. М., 1994 .
  121. Системные методы педагогического исследования//Под ред. Н. В. Кузьминой. М., 1982.
  122. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  123. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. -224 с.
  124. В.А. Такое небезопасное слово//Учитель-ская газета. 1994. — 13 сентября.
  125. Словарь иностранных слов/Научн. ред. А. Г. Спиркин. -М.: Русский язык, 1988. 606 с.
  126. Смирнов С. Д Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 270 с.
  127. Смирнова J1.В. Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1993.
  128. В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект Пресс, 1995.
  129. A.M., Яковлев Н. М. Методика и техника уроков в школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с. 14 0. Стерледева Т. Д., Стерледев Р. К. Некоторые тенденции перестройки современных технологий обучения//Вестник Пермского университета. 1996. — Вып.З. — С.45−52
  130. Т.А. Директор школы и инновационная мотивация коллектива//Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: Тез. докл. научн.-практ. конф./Научн. рук. В. И. Загвязинский. Тюмень: ТГУ, 1995. — С.24−25
  131. Суд над системой образования: Стратегия на буду-щее//Под ред. Джонстона З. Д. М.: Педагогика, 1991. — 260 с. 14 3. Сухомлинский В. А. Избранные произведения. Т. 4. -Киев: Радяньска школа, 1980. 670 с.
  132. Л.Н. Малая группа эффективная форма подготовки американского учителя // Педагогика, 1994. — № 3. -С.107−111
  133. Теоретические основы непрерывного образования//Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1997. — 207 с. 14 6. Теоретические основы процесса обучения в Советской школе//Под ред. Лернера И. Я., Краевского В. В. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  134. Теория и практика высшего образования//Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1986. — 177 с.
  135. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2000. — 33 с.
  136. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
  137. Управление развитием школы//Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  138. А.Н. Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования: Автореф. дис. докт. пед. наук.- Ижевск, 2000.- 40с.
  139. Учебно-исследовательская работа студентов в педву-зе//Сб. научн. тр. под ред. Э. П. Козлова. Ростов-на-Дону: гос.пед.институт, 1981. — 94 с.
  140. Формирование социально активной личности учите-ля//Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ, 1985. — 164 с.
  141. Формирование учебной деятельности студентов//Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240с.
  142. В. Человек в поисках смысла//Под ред. Газма-на Л.Я., Леонтьева Д. А. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  143. Г. А. Подготовка молодежи к изобретательской и рационализаторской деятельности. М.: Высшая школа, 1990. — 157 с.
  144. И.Ф. о педмастерстве, творчестве, новатор-стве//Педагогика, 1992. № 7−8. — С. 11−15
  145. О.Г. Инновации в практике обучения// Педагогика, 1993. № 2. — С.41−45
  146. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа. — 1994. — 62 с.
  147. В.Л., Шапкин В. В. Педагогический поиск в процессе разработки методики. М.: Высшая школа, 1991. -79 с.
  148. X.А. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения: Дис. канд. пед. наук. Иваново, 1996. — 211 с.
  149. B.C. экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  150. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  151. Н.Н. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания: Дис. канд. пед. наук. Киров, 1998. -146 с.
  152. B.C. Предмет, задачи и сущность педагогического творчества//Новые исследования в педагогических науках. 1987. — Вып.2. — С.58−69
  153. B.C. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  154. П.Г. Новшества и инновации//Учительская газета. 1995. — 23 мая.
  155. А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. J1.: Просвещение, 1967. — 267 с.
  156. Н.Р. О педагогической инноватике//Совет-ская педагогика. 1991. — № 11. — С.21−25
  157. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
  158. В.А., Линов Е. А. Психология педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1990. — 210 с.
  159. Е.М. Запуск модели школы//Народное образование, 1991. № 2. — С.17−31.
Заполнить форму текущей работой