Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные потребности личности и социально-педагогические условия их удовлетворения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационные потребности личности есть совокупность внутренних побуждений, вызванных необходимостью эффективной адаптации и самореализации в сигнально-знаковой и символическо-культурной сферах жизнедеятельности, и выступают как мета-потребности, поскольку их удовлетворение служит условием реализации других основных потребностей личности социокультурного порядка (в признании, в социальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования информационных потребностей личности и социально-педагогических условий их удовлетворения
    • 1. 1. Мировые тенденции перехода к постиндустриальному информационному обществу
    • 1. 2. Возвышение и удовлетворение информационных потребностей личности как закономерность социокультурной и образовательной политики
    • 1. 3. Методологические подходы в исследовании информационных потребностей личности
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. Информационные потребности личности: сущность, содержание, структура, уровни
    • 2. 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности
    • 2. 2. Структурно-функциональный анализ информационных потребностей личности
    • 2. 3. Критерии и уровни развития информационных потребностей личности
  • Резюме
  • ГЛАВА 3. Моделирование и реализация социально-педагогических условий удовлетворения информационных потребностей личности
    • 3. 1. Образовательные технологии удовлетворения информационных потребностей личности
    • 3. 2. Социально-психологическое обеспечение распространения средств массовой коммуникации
    • 3. 3. Динамика развития и удовлетворения информационных потребностей личности

Информационные потребности личности и социально-педагогические условия их удовлетворения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аюуальность исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы человеческой жизни. Возрастает потребность общества в информации, носящей разносторонний и всеобъемлющий характер, что обеспечивает необходимую открытость и «прозрачность» общества, прежде всего для самого человека. История и практика построения демократического общества убедительно указывают на ведущую роль средств массовой коммуникации в формировании информационных потребностей и раскрепощении сознания людей. Право на достоверную и разностороннюю информацию становится сегодня неотъемлемым атрибутом цивилизованного мира. Вместе с тем растет и ответственность СМИ перед обществом за достоверность информации.

Пресса, выступая частью средств массовой информации, представляет массовые периодические печатные издания, публикующие в первую очередь сведения о текущих событиях, а также обзорно-аналитические материалы. Через прессу индивид отождествляет себя с обществом, она помогает ему ощущать себя гражданином, членом профессиональной или иной социальной группы, формирует чувство сопричастности к общественной жизни.

Символический характер воздействия прессы заключается в ее непосредственной апелляции к сознанию человека как потребителя информации, поскольку основным знаковым элементом коммуникации выступает печатное слово, которое, отражая определенный смысл события, требует рефлексивной его переработки.

На социально-психологическом уровне пресса выступает как важная часть общественного сознания, представляя собой язык публичного общения, в котором отражается и кристаллизуется социальный опыт, менталитет. Выражая и формируя определенные вкусы, ценности, мировоззрение пресса образует целую коммуникативную культуру и особую деятельность, в которой заняты тысячи людей.

Фундаментальное значение в области исследования социальнопсихологических проблем массовых коммуникаций и общения имеют труды Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В. М. Бехтерева, JI.C. Выготского, В. Н. Мясищева, А. А. Потебни, а также В. Вундта, Г. Гербнера, Е. Катца, Дж.Т. Клэппера, П. Ф. Лазарфельда, Г. Д. Лассуэлла, Г. Лебона, К. Левина, У.Дж. Мак-Гайра, Л. В. Марфи, С. Московичи, Т. Ньюкомба, Г. Тарда, Г. Тэджфела, JI. Фестингера, Ф. Хайдера, Р. Харре, К. И. Ховланда, Р. Хоггарда, М. Шерифа, У. Шрамма и др.

В российской науке сложился методологический подход, представляющий массовые коммуникации как специфическую систему социального взаимодействия., особую форму общения разнотипных социальных групп (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, C.JI. Рубинштейн, Ю. А. Шерковин, Е. В. Шорохова и др.). В этой связи специфика социально-психологических исследований массовой коммуникации определяется социальным контекстом и, прежде всего, включением коммуникатора и реципиентов в различные социальные и социально-психологические группы (Н.Н. Богомолова, Т. М. Дридзе, С. К. Рощин, П.Н. Шихи-рев и др.).

Методологические аспекты изучения массовой коммуникации с точки зрения познавательных, информационных и психолингвистических особенностей общения освещены в работах А. А. Бодалева, Ю. М. Забродина, С. В. Кондратьевой, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Ю. М. Лотмана, В. П. Трусова, Ю. А. Шерковина и др. Исследованы особенности психологической включенности в массовые коммуникации различных социальных и возрастных аудиторий (Ю.А. Асеев, Ю.В. Воог-лайд, Н. Е. Ефимова, Г. С. Лопатин, О. Т. Манаев, О. М. Маслова, О. Т. Мельникова, А. В. Мудрик, Б. М. Фирсов и др.), а также личности реципиента (К.А. Абульхано-ва-Славская, П. С. Гуревич, Т. Петев, А. У. Хараш, В. Я. Ядов и др.).

Среди наиболее эмпирически разработанных механизмов социального восприятия выделяются идентификация, каузальная атрибуция, аттракция, эмпатия, социально-психологическая рефлексия и некоторые другие (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, Т. П. Гаврилова, Т. М. Дридзе, И. С. Кон, К. Муздыбаев, F. Heider, Н. Tajfel, J. Tohey и др.).

Проблемы психологии влияния средств массовой коммуникации представлены в работах Е. Беккера, Л. Войтасика, К. С. Гаджиева, Б. А. Грушина, Я. Н. Засурского, С. Г. Корконосенко, М. М. Назарова, Н. Орнстейна, А. Ослона, В. П. Пугачева, Г. Г. Почепцова, Д. Уилхелма, Д. Уэбстера, В. Энтина и др. Особой актуальностью в этом направлении отличаются исследования психологических особенностей прессы и массовых коммуникаций как сферы паблик рилейшнз (С.А. Белановский, В. Т. Ганжин, Т. Ю. Лебедева, Г. С. Мельник, И. Соколов, Г. И. Туль-чинский, А. Н. Чумиков и др.).

В рамках различных направлений проведены исследования проблем:

— восприятия и понимания сообщений массовой коммуникации (А.А. Бруд-ный, Т. М. Дридзе, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е. Е. Пронина, Н. А. Рубакин, Б. М. Фирсов, Т. Н. Ушакова, Ю. А. Шерковин, Е. Bettinghaus, C. Hovland, Е. Katz, Н. Kelley, Н. Kelman, G. Miller, G. Weimann и др.);

— роли социальных установок в процессе информационного воздействия (П.А. Вихалемм, Ю. С. Крижанская, М. Лауристин, Ш. А. Надирашвили, Д. Чар-квиани, С. Hovland, R. Petty, М. Sherif и др.);

— манипуляции сознанием потребителей информации (Л. Вайткунене, Р. Е. Гудин, Е. Л. Доценко, Э. Кассирер, У. Б. Кей, В. Х. Рикер, П. Фрейре, Г. Шиллер и др.);

— психосемантики массовой коммуникации, (В.Ф. Петренко, Е. Е. Пронина, B.C. Собкин, А. Г. Шмелев и др.);

— коммуникативных особенностей сообщений и ответных психологических реакций (Г.М. Кондратенко, И. Г. Торсуева, А. У. Хараш, Ю. А. Шерковин, С. Hovland, J. Klapper, К. Krippendorf, I. Janis и др.);

— социальной направленности массовой информации и ориентаций определенных групп аудитории (Н.Н. Богомолова, П. А. Вихалемм, М. Й. Лауристин, R. Arnheim, J. Gerbner, A. Tan и др.);

— механизмов знакового общения в социальной коммуникации («смысловых ножниц» и диалога как «смыслового контакта») (Т.М. Дридзе);

— влияния социально-психологических факторов на эффективность информационного воздействия (Ш.А. Надирашвили, Д. Чарквиани, Ю.А. Шерковин);

— влияния социально-психологических характеристик аудитории на ее вкусы, интересы, потребности в отношении информации (Ю.В. Вооглайд, В. В. Герасимов, О. Т. Мельникова, X. Шейн и др.);

— влияния социально-психологических характеристик читателей прессы (социальных установок) на общую оценку передаваемой информации (П.А. Вихалемм, М.Й. Лауристин).

Среди перспективных тенденций отмечается интеграция лингвосемиотиче-ского и социально-психологического знания в единую семиосоциопсихологиче-скую теорию социальной коммуникации, в которой, в частности, текст рассматривается не как статическая единица лингвистики, а как динамическая единица коммуникативного процесса (Т.М. Дридзе).

Сегодня отмечается острая необходимость совершенствования системы распространения прессы. Непрекращающийся рост тиражей ежедневных газет и журналов, конкуренция со стороны электронных СМИ обусловливают необходимость создания эффективной системы их распространения. Последняя выступает ключевым звеном рынка прессы как ситуационного процесса, обеспечивая непосредственную доставку продукции читателю-потребителю.

Создание национальных систем распространения периодической печати связано с решением следующих задач: своевременность и оперативность доставки, адекватность объемов поставки реальному спросу, экономичность затрат. Темпы создания подобных систем и диапазон их действия зависят от развития свободной прессы и общей экономической ситуации, которые обусловливают спрос и рыночную активность субъектов распространения.

В Польше подобные условия возникли только в результате перелома, наступившего в 1989 г., а национальная система распространения нуждается в серьезной концептуальной разработке с точки зрения современных гуманитарных технологий массовых коммуникаций.

Проблемы организации распространения прессы все активнее освещаются в исследованиях польских авторов, в частности в трудах С. Гжезяка, А. Клосков-ской, Г. Ковальчика, И. Красицки, Е. Микуловски-Поморски, Б. Михальского, Я. Николаева, М. Пакулы, В. Писарека, Я. Рудницки, X. Сивека, Г. Сивки, А. Спри-хи, Т. Сталевски, А. Суваловской и др.

В этих и других исследованиях проблема распространения прессы анализируется на фоне и в связи с социальными и экономических изменениями. Что касается социально-педагогических аспектов, то они остаются без должного внимания. Последнее характерно и для фундаментальной работы польского ученого П. Штомпки, посвященной динамике происходящих социальных изменений.

Вместе с тем отмечается, что одним из существенных условий эффективности распространения прессы выступает повышение её ориентации на конкретного потребителя, его психологические особенности, уровень ожиданий, стереотипы, ценности, культуру.

Теория и практика распространения прессы сегодня нуждаются в разработке социально-психологических и социально-педагогических подходов, поскольку специфика рынка периодической печати заключается в его сильной зависимости от социальных отношений, в чувствительности к волеизъявлению читателя, его вкусам, настроениям, взглядам, убеждениям, мировоззрению, сознанию в целом.

Ключевой проблемой организации сферы массовой коммуникации сегодня выступает проблема удовлетворения информационных потребностей личности.

Растущая актуальность данной проблемы обусловлена трансформациями современной культуры в условиях перехода к информационному обществу (Д.Белл, 3. Бжезинский Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, Г. Маркузе, М. Маклюэн, Мануэль Кастельс, Э. Тоффлер, JT. Троу, Ф. Фукуяма и др.).

Растущее влияние информационной среды на отдельную личность и общество в целом неизбежно вызывает необходимость научной рефлексии и осмысления этого процесса. Понимание сущностных аспектов феноменологии личности в современных условиях уже немыслимо вне контекста расширяющихся информационных воздействий, их проникающих влияний на макрои микроуровнях существования современного человека в культуре и социуме.

В этой связи информационные потребности человека становятся сегодня предметом все более пристального изучения и анализа в самых различных отраслях знания, выдвигаясь в приоритетные сферы исследования, как со стороны естественнонаучного корпуса знания, так и в рамках гуманитарного, психологопедагогического спектра наук (Н.В. Алексеенкова, Э. П Бережная, Дж. Бернал, Э. С. Бершпгейн, Д. Е. Блюменау, В. И. Бородыня, А. Высоцкий, Р. С. Гиляровский, В. И. Журавлев, С. Е. Злочевский, Л. Б. Истомина, Л. Д. Квиртий, С. Д. Коготков, ЮЛ. Косгромов, М. С. Мириманова, Л. Н. Склянина А.В. Соколов, В. М. Чистяков, Э. Л. Шапиро, Д. Е. Шехурин и др.).

Глобализирующиеся сетевые информационные процессы вызывают к жизни невиданные темпы роста потребности в различной информации, изменяют образ и стиль жизни человека, его мышление, мироощущение и мировоззрение.

Осуществленный к началу третьего тысячелетия информационный прорыв в области коммуникаций высвободил веками скованную творческую потенцию человеческого интеллекта к самотрансценденции, преодолению различных препятствий на пути свободного обращения с миром и к миру в созидательном взаимодействии. Сегодня воплощается в жизнь, пожалуй, одно из самых жгучих и драматических человеческих желаний — стремление знать и быть услышанным.

Гармоничное формирование личности в современных условиях требует повышения роли средств массовой коммуникации и системы образования в развитии информационной культуры человека за счет утверждения гуманистических, духовно-нравственных ценностей в построении информационной и образовательной политики (Ч. Куписевич, В. Оконь, В. Османьска-Фурманек, В. В. Рубцов, В. А. Сластенин и др.).

Вместе с тем на фоне растущих информационных возможностей отмечается снижение роли образовательных систем в формировании и регулировании информационного пространства. Образование сегодня во многом теряет свои ведущие позиции в сфере информационного культурообразующего воздействия на личность.

Анализ современной информационной ситуации в сфере развития подрастающего поколения обнажает основное противоречие между растущими информационными потребностями личности и возможностями их адекватного и культу-росообразного удовлетворения в условиях образовательных систем и в сфере массовых коммуникаций.

С учетом выделенных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических и социально-психологических условий, обеспечивающих продуктивное удовлетворение информационных потребностей личности?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — информационные потребности личности.

Предмет исследования — процесс формирования информационных потребностей личности.

Задачи исследования:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования информационных потребностей личности и социально-педагогических условий их удовлетворения.

2. Дать феноменологическое описание информационных потребностей личности.

3. Вскрыть и экспериментально обосновать педагогические и социально-психологические условия эффективности формирования и удовлетворения информационных потребностей личности.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию педагогического обеспечения информационных потребностей личности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования и удовлетворения информационных потребностей как одной из составляющих мотивационной сферы личности детерминирован следующими социально-педагогическими и социально-психологическими условиями:

— концептуальное осмысление социокультурных возможностей самореализации личности в пространстве информационного общества на основе обращения к фундаментальным исследованиям изменяющейся динамики психической жизни современного человека в логике формирования информационной культуры;

— рассмотрение феноменологии развития информационных потребностей в логике формирования разноуровневого плана информационной активности субъекта (организмического, индивидного, личностного) регулируемой соответствующими мотивациями: мотивации адаптации, мотивации компетентности, мотивации самоактуализации и экзистенциальной потребности смысла;

— реализация социально-когнитивной теории личности, в которой утверждается действие когнитивных процессов как мотивационных факторов (ожидания-убеждения, компетентности-навыки, цели), когда информационные потребности могут формироваться за счет стимулирования компетентности, убеждения в самоэффективности, поддержания внутренних стандартов и самоподкрепления;

— повышение культурообразующего потенциала системы распространения прессы за счет осмысления её социокультурных начал и придания ей большей социально-ориентированной направленности с учетом особенностей социальной перцепции личности потребителя, мотивации обращения к источникам информации, особенностей сознания потребителя и его ментальной активности;

— социально-педагогическое и социально-психологическое обеспечение распространения прессы на основе следующих требований: 1) обратная связь от потребителей, 2) приближение сферы распространения и синхронизации её ритма с жизнедеятельностью массы потребителей, 3) социально-психологическая компетентность персонала распространения;

— ориентация на комплексное сочетание социокультурного стимулирования информационных потребностей в лице распространения прессы и формирования образовательной среды, стимулирующей активную информационную деятельность обучаемых;

— утверждение аксиологических основ образовательного процесса, направленных на: 1) формирование ценностно-смыслового отношения к информации и обучению в целом, 2) преодоление прерогативы утилитарнопрактических целей обучения в пользу фундаментально-профессиональных целей, 3) формирование самостоятельной познавательной деятельности и повышение информационно-творческой активности студентов.

Общую методологию исследования составляют системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных взаимосвязанных характеристик изучаемых фактов и явленийкомплексный подход к построению методов и способов изучения и преобразования явлений действительностипринципы единства сознания и деятельности, детерминизма, субъектности деятельности и коммуникаций в социокультурном процессе.

Теоретической основой исследования выступают:

— положения культурно-исторической теории о знаково-символической природе и смысловой структуре социально-психологических явлений;

— теория диалога и субъект-субъектный подход в представлении процессов социального взаимодействия и культурных коммуникаций;

— личностный подход к построению теории практики социально-психологического взаимодействия;

— феноменологический и гуманитарно-аксиологический подходы к исследованию социально-экономических процессов, разработке технологий информационного обеспечения.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования. Теоретические методы: категориальный синтез, комплексный теоретический анализ, метод исторического анализа, моделирование. Опытно-экспериментальные: методы социально-педагогической и организации и построения системы распространения прессы. Эмпирические методы: обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение), диагностические (тестирование, анкетирование, беседа), интерактивные (метод фокус-группы), формирующие (педагогический экспериримент). Методы математический статистики: сравнительный анализ данных, процентное соотношение, анализ достоверности различия.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали социологические и экономические факультеты Высшей гуманитарной школы и Западнопомор-ской школы бизнеса г. Щецина (Польша). Отдельные разработки проведенного исследования внедрены в деятельность ряда польских предприятий оптового распространения печати: Поморское отделение АО «Рух», АО «Колпортер», АО «Ярдпресс», «Ролькон», «Гармонд».

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (1994;1995) изучалось состояние проблемы в теории и практике социально-педагогических и психолого-педагогических исследований, проводился теоретический анализ проблемы, формулировались цель, задачи, гипотеза, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1996;1998) осуществлена опытно-экспериментальная работа по внедрению социально-ориентированной образовательной технологии распространения прессы в деятельности польских предприятий оптовой торговли периодической печатью, проходила опытно-экспериментальная проверка основных положений выдвинутой гипотезы.

Третий этап (1999;2000) был связан с разработкой и осуществлением педагогического формирующего эксперимента на базе Высшей гуманитарной школы, осуществлялись качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретической интерпретация, выработка на их основе научно-практических рекомендаций по решению проблемы исследования.

На четвертом этапе (2000;2002) выполнен заключительно обобщающий анализ итогов исследования, апробированы полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проведено литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:

— сконструирована модель феноменологии информационных потребностей субъекта с учетом уровневого характера активности человека как организма, социального индивида и личности;

— выявлены исторические и социокультурные детерминанты развития сферы распространения прессы с точки зрения методологии решения проблемы индивидуального (личностного) и общего (социального) в культурогенезе, определена роль прессы в образовании литературного национального языка и удовлетворении информационных потребностей личности;

— раскрыта сущность социально-педагогического и социальнопсихологического обеспечения распространения прессы как сферы удовлетворении информационных потребностей личности (социально-топографическое обеспечениемотив ационное обеспечениеориентация на сознание потребителя);

— определена структура сознания потребителя прессы (в единстве иерархического и топографического компонентов), его социальная сущность (ориентация на референтный источник), функции (отражающе-регулирующая, конституирующая, конструирующая) и формы влияния на рынок прессы (потребительский спрос, потребительские ожидания, позиция потребителя);

— выявлены типы потребителей газетной продукции на основе их ментальной активности (активные избирательные и активные неизбирательные читателичитатели-«середняки», пассивные требовательные и пассивные невзыскательные читатели);

— разработана модель социально-ориентированного распространения прессы, её основные функции (распределения, реализации, популяризации, регулирования, организации, информационная и консультационная) и принципы (доступности, нейтральности, паритетности прав распространения, ответственности и контроля, обратной связи, идентификации, стандартизации);

— установлены уровни развития информационных потребностей студентов в процессе обучения: 1) уровень ценностно-смыслового обращение к информации- 2) уровень практическо-утилитарного обращения к информации- 3) уровень внешне-мотивированного обращения к информации- 4) уровень пассивного обращения к информации- 5) уровень безучастного обращения к информации;

— обоснована аксиологическая технология развития информационных потребностей студентов, обеспечивающая: 1) проектирование активной информационной среды традиционного образовательного пространства- 2) выделение информационных лидеров в учебных группах- 3) использование форм и методов активного обучения- 4) использование рейтинговой технологии обучения- 5) насыщение информационного потенциала студентов, посредством разностороннего обращения к системе научно-педагогической и профессионально значимой информации.

Практическая значимость исследования. Она определяется тем, что оно ориентировано на практическое решение как социально-педагогических проблем совершенствования системы развития и удовлетворения информационных потребностей личности, так и на повышение социальной адресности, культуры потребления информации и её распространения, оперативности получения актуальной информации о происходящих событиях.

Представленные в исследовании материалы создают предпосылки для стимулирования ценностно-смысловых основ удовлетворения информационных потребностей личности, формирования информационной культуры обучающихся.

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров работы, связанных с субъект-субъектным, феноменологическим и гуманитарно-аксиологическим подходами, использованием методов, релевантных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационные потребности личности есть совокупность внутренних побуждений, вызванных необходимостью эффективной адаптации и самореализации в сигнально-знаковой и символическо-культурной сферах жизнедеятельности, и выступают как мета-потребности, поскольку их удовлетворение служит условием реализации других основных потребностей личности социокультурного порядка (в признании, в социальных связях, в знании, в самоактуализации и др.). Вместе с тем, отражая глобальный характер и бесконечность человеческого стремления к постижению себя и мира, информационные потребности в своей целостности представляются ещё и как мега-потребности.

2. Феноменология информационных потребностей описывается их сложной уровневой организацией как самостоятельной потребностной сферы, структура которой определяется уровнями активности субъекта: как организма, стремящегося к ориентации и адаптации в среде (ориентировочно-познавательная потребность) — как социального индивида, стремящегося к социальной идентичности (потребность в компетентности и признании) — как личности, стремящейся к самореализации (потребность в смысле и творчестве).

3. Существует тесная функциональная связь информационных потребностей личности с познавательной потребностью, нравственной, эстетической потребностью, потребностью самоуважения. Обобщающее значение информационных потребностей феноменологически проявляется в их действии как абсолютных, вспомогательных и спонтанных потребностей, а также в том, что они образуются как совокупность коммуникативных, мнемических, регулятивных и эстетических потребностей, которые способна удовлетворить социокультурная информация.

4. Распространение прессы есть социально-ориентированная деятельность по удовлетворению информационных потребностей общества и отдельных его членов, которая исторически складывается на фоне смены социальных отношений, в эпоху перехода к свободному рынку и формирования первых демократических обществ, когда на исторической авансцене появляется личность как единичный субъект экономической деятельности. В этом процессе пресса играет роль нового связующего, объединительного фактора распадающегося (атомизирующего-ся) социума, образуя новое коммуникационное единство различных слоев общества в сфере информационной жизни и обеспечивая достижение необходимой социокул ьтурной идентичности ее членов.

5. Распространение прессы как социокультурный процесс входит в «культурное русло» общего процесса формирования литературного национального языка, выступая средством нормативизации, обновления и демократизации последнего. Такое влияние прессы обусловлено рядом ее существенных характеристик: массовость, регулярность, способность быстро проникать в самые отдаленные районы, территориальная неограниченность, актуальность, информативность и разнообразие тематики, возможность апелляции к самой широкой аудитории, отсутствие социальных ограничений и социальная престижность.

6. Специфика обеспечения информационных потребностей в лице прессы состоит в том, что социально-психологические особенности потребителей на массовом и индивидуальном уровнях (мотивы, особенности сознания и социальные ориентации) выступают в качестве определяющих механизмов организации системы распространения периодической печати.

7. Центральным звеном в структуре социально-психологического обеспечения информационных потребностей выступает ориентация на сознание потребителя, которое представляется как сложно организованная система установочно-смысловых связей и отношений личности к текущим событиям микрои макросреды существования, отличающееся такими свойствами как: адресность, избирательность, валюативность, пристрастность, константность, произвольность обращения к различной информации.

8. Педагогическое обеспечение развития и удовлетворения информационных потребностей личности связано с повышением аксиологической направленности содержания и методики образования, последовательным и многосторонним стимулированием потребностной сферы учащихся как субъектов учебно-познавательной деятельности, активизацией коллективно-самостоятельных и индивидуально-самостоятельных форм активно-творческой и поисковой информационной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в четырех монографиях, научных статьях, докладах и тезисах выступлений. Они обсуждались и получили одобрение на международных и национальных конференциях по проблемам массовых коммуникаций и формирования информационной культуры личности. Материалы исследования используются в курсах лекций по основам маркетинга, менеджмента, социологии и экономической психологии Высшей гуманитарной школы г. Щецина и Щецинского университета (Польша). Основные идеи исследования внедрены в учебный процесс Высшей гуманитарной школы г. Щецина (Польша) внедрены в учебный процесс.

Результаты работы показывают перспективность решения проблемы настоящего исследования в логике развертывания двух самостоятельных линий эмпирического поиска: 1) социально-психологическое обеспечение информационных потребностей личности посредством распространения прессы- 2) педагогическое обеспечение удовлетворения и формирования информационных потребностей личности в процессе обучения.

Выделение социально-психологической составляющей обусловлено необходимостью социокультурного стимулирования информационных потребностей личности посредством создания внешнесредовых условий их адекватного удовлетворения. Это достигается применением интегрального подхода к распространению прессы, включающего: 1) социально-топографическое обеспечение- 2) моти-вационное обеспечение- 3) ориентация на сознание потребителя.

Социально-топографическое обеспечение предполагает ориентацию распространения прессы на особенности восприятия потребителя окружающей среды, ее топографического и психологического ландшафта, особенности индивидуального и массового поведения в среде, а также демографические, общественнокультурные, экономические, правовые, организационные, экологический и др. факторы.

Мотивационное обеспечение процесса распространения прессы предполагает выявление психологически побудительных аспектов обращения к периодическим изданиям потребителя.

Ориентация на сознание потребителя прессы предполагает учет таких особенностей как: адресность, избирательность, валюативность, пристрастность, константность, произвольность обращения личности к различной информации, которые обусловлены её связью с референтным источником или владельцем информационных услуг, с которым идентифицируется личность в силу его способности отражать и выражать субъективно-значимые смыслы, ценности и идеалы потребителя.

В ходе проведенного обследования были установлены следующие типы потребителей газетной продукции на основе их ментальной активности: I — активные, избирательные читателиII — активные неизбирательные читателиIII — читатели-«середняки» (отличаются низкой активностью, критически оценивают практическую полезность газеты) — IV — пассивные требовательные читателиV пассивные и невзыскательные читатели,.

В исследовании выявлено, что эффективная деятельности предприятия по распространению периодики может сложиться в рамках построения и внедрения модели социально-ориентированного распространения прессы, которая основывается на учете следующих функций: распределения, реализации, популяризации, регулирования, организаторская функция, информационная, консультативная. Реализация данной модели обеспечивается следующим принципами распространения прессы: доступности, нейтральности, концессионный принцип, принципы идентификации, стандартизации и др. Успешность распространения прессы во многом определяется социально-психологической компетентностью персонала розничного звена распространения, что вызывает необходимость его специальной практической подготовки на курсах по психологии общения с потребителем, обучению техникам активного слушания, установления контакта, конструктивного диалога, предупреждения конфликтов.

Педагогический план практического решения выдвинутой в исследовании проблемы заключается в построении формирующей среды развития информационных потребностей личности. Такая возможность достигается в условиях применения аксиологической технологии приобщения студентов Высшей гуманитарной школы к научно-педагогической информации. В ее основе лежит выработка ценностно-смыслового отношения к информации и обучению в целом за счет трансформации утилитарно-практических целей в план профессиональнотеоретических целей, формирования самостоятельной познавательной деятельности, повышения информационной активности студентов.

Механизм аксиологической технологии состоит в следующем: 1) педагогическое руководство информационной активностью в логике смысловой ориентации- 2) актуализация имеющихся осознанных и устойчивых информационных потребностей- 3) преодоление информационных барьеров.

В содержательно-методическом плане эффективность формирования информационных потребностей студентов обеспечивается активными формами И методами обучения, такими как проблематизация учебных занятий, формы коллективно-совместного обучения, дискуссии, ролевые игры, выполнение творческих самостоятельных работ.

В исследовании показано, что формирование информационных потребностей сопряжено с готовностью к информационной деятельности, которая складывается из трех компонентов: нравственно-волевого, динамического и процессуального.

В целом, результаты опытно-экспериментальной работы дают основание констатировать следующее. Педагогический процесс по формированию информационных потребностей студентов будет проходить интенсивнее, если в его организации реализуется следующая совокупность основных педагогических условий:

— проектирование активной информационной среды традиционного образовательного пространства;

— выделение информационных лидеров в учебных группах;

— использование форм и методов активного обучения;

— использование рейтинговой технологии обучения;

— насыщение информационного потенциала студентов, посредством разностороннего обращения к системе научно-педагогической и профессионально значимой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гармоничное формирование личности в современных условиях требует повышения роли средств массовой коммуникации и системы образования в развитии информационной культуры человека за счет утверждения гуманистических, духовно-нравственных ценностей в построении информационной и образовательной политики.

Обеспечение социокультурных и аксиологических основ формирования информационных потребностей подрастающего поколения выдвигается в качестве приоритетного направления сферы образования третьего тысячелетия.

Повышение культуросозидающего потенциала системы образования и воспитания сегодня определяется перестройкой педагогической науки и практики в русле поиска путей расширения педагогического влияния и утверждения педагогических ценностей в сфере массовых информационных коммуникаций. Вместе с тем, образовательная и социальная политика призвана обеспечить наиболее адекватные пути и средства подготовки личности к овладению информационными технологиями и процессами как способам самореализации и творческой жизни в условиях информационного общества.

Решение этих задач должно послужить утверждению реальной социокультурной основы поступательного цивилизационного развития личности и общества в целом.

В проведенном в данной работе исследовании информационных потребностей установлено, что они выражают сущностный, онтологический план существования личности в современном мире, представляя сферу исходных внутренне побудительных образований, обеспечивающих ориентировочную основу процесса самореализации в системе социокультурных связей и отношений.

В условиях складывающегося информационного общества информационные потребности выдвигаются в авангард потребностно-мотивационной сферы современной личности и выступают как мета-потребности, поскольку их удовлетворение служит условием реализации основных потребностей личности социокультурного порядка (в признании, в социальных связях, в познании, в самоактуализации и др.). Вместе с тем, отражая глобальный характер и бесконечность человеческого стремления к постижению себя и мира, информационные потребности в своей целостности представляются ещё и как мега-потребности.

Переход к информационному обществу связан с информатизацией образования, что ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

Одним из существенных факторов обеспечения развития информационных потребностей выступает построение адресной, потребительско-ориентированной системы распространения прессы на базе привлечения социальнопсихологических знаний и технологий.

Одним из значительных социокультурных и педагогических условий формирования информационной культуры является проектирование открытой, динамичной, разнообразной информационной среды образовательного пространства высшей школы, входя в которую каждый студент, присваивая её материальное и духовное воплощение, развивает и формирует свои личностнои профессионально-значимые информационные потребности.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют сформулировать следующие научно-практические рекомендации.

1. Формирование информационных потребностей студентов следует осуществлять поэтапно, ориентируясь на все структурные компоненты информационных потребностей и их составляющие с учетом специфики дисциплин педагогического цикла.

2. В процессе работы по формированию информационных потребностей студентов необходимо постоянное развитие информационной среды традиционного образовательного пространства, что позволит преодолеть узкоспецифическую направленность информационных потребностей студентов и создаст условия для расширения и изменения объектов и способов их удовлетворения.

3. С целью повышения уровня сформированное&tradeинформационных потребностей студентов необходимо учитывать механизмы их возникновения и развития, индивидуально-психологические характеристики студентовпотребителей научно-педагогической информации.

4. Для формирования информационных потребностей студентов необходимо использование, в рамках предметов педагогического цикла, мини-лекций, содержащих информацию об основных центрах, выпускающих научно-педагогическую литературу, видах и типах педагогических источников информации и раскрывающих методику их поиска.

5. Целесообразно, в процессе формирования информационных потребностей студентов, шире использовать возможности системы самостоятельной работы, в основу построения которой положено изменение характера познавательной задачи. Конечной целью системы самостоятельной работы студентов должно являться решение студентами познавательно-исследовательских задач, при котором самостоятельная познавательная деятельность переходит в информационнотворческую.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. Педагогические условия формирования познавательно-профессиональных потребностей у студентов младших курсов технического вуза. Челябинск: ЧТУ, 1987. — 21с.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
  3. .Г. Познавательные потребности и интересы. — Л.: ЛГУ, 1969. -217с. Сер. «Филос. науки" — Вып. 16.
  4. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). — М., 1978.
  5. Г. М. Социальная психология, 2-е доп. изд. — М., 1988.
  6. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М&bdquo- 1969.
  7. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. — М., 1999.
  8. В.И. Синергетической познание в контексте проблемы двух культур //Высш. образ, в России. 1994. — № 4. С.13−16.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Высш. шк., 1984- 108с.
  10. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  11. П., Теодору В. Изучение информационных потребностей // НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы- 1986-№ 12.-С.15−19.
  12. З.О., Бронюкайтис Р. К. Изучение информационных потребностей специалистов высшей школы // Автоматизация информационныхбиблиотечных процессов в высшей школе: Сб. науч. тр./ НИИВШ. — М., 1989. -С.68−75.
  13. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. — М, 1986.
  14. Ю.К. Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. -560с.
  15. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. — М., 1984.
  16. . А. Исследование социогенных потребностей в качестве системных объектов// Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред. Ш. Н. Чхартшпвили. — М, 1981−012−131.
  17. С.Н. Информационные потребности студентов как фактор профессионального и личностного развития: На материале цикла педагогических дисциплин: Дис. канд. пед. н. — СПб., 1999. -197с
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М: Academia, 1999.
  19. Э.С. Об информационных потребностях и качественном преобразовании информации// НТИ. Сер.2. Информ. процессы и системы. — 1967.-№ 6.-С.6−11.
  20. Д.И. Информация и информационный сервис. -М.: Наука, 1989.
  21. Д.И. К уточнению исходных понятий теории информационных потребностей // НТИ. Сер.2. Информ. процессы и системы. 1986. — № 2. -С.7−12.
  22. Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
  23. Н. Н. Массовая коммуникация как общение больших социальных групп // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
  24. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991.-127с.
  25. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  26. В.И. Информационные потребности, их виды и основные свойства. -Киев, 1970. 27 с. (Знание. Заочн. семинар).
  27. В.И. Исследование информационных потребностей различных категорий специалистов в УССР/ На примере использования источников НТИ: Ав-тореф. дисс. канд.пед.наук. М., ВИНИТИ. 1970. -20с.
  28. В.И. Книжно-журнальный поток научно-технической информации основное средство удовлетворения информационных потребностей специалистов. -Киев, 1971. -18с.
  29. В.И. Об информационных потребностях различных категорий специалистов//НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. — 1970. -№ 5. -С.5−9.
  30. Г. М. Межчитательское общение старшеклассников как условие руководства их чтением в библиотеке: Дисс. канд. пед. наук. Л., JUL ИК. 1982.-186с.
  31. А.Н. Пути моделирования информационных потребностей // Информационная потребность, методы ее исследования и удовлетворения. — Киев, 1975. -С.6−9.
  32. А.Г. Разработка метода определения информационной потребности: Дисс. канд. техн. наук. — Вильнюс, ЛИТ НИИНТИ. 1982. — 182с.
  33. Т.А., Алексеев Н. Г. Информационные потребности ученых АН СССР и перспективы их удовлетворения // Оптимизация научных исследований в области библиотековедения и библиографии. М., 1989. — С.33−36.
  34. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. -М.: Высш. шк., 1989. -176с.
  35. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В. П. Тихомирова, А. В. Хорошилова. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  36. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М.: Высш. шк., 1991. -208с.
  37. В.Н. О сущности живой материи. — М.: Мысль, 1971.
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.-288с.
  39. А.А. Стиль массовой коммуникации и общественно-языковая практика. М., 1982.
  40. JI.C. Вопросы теории и истории психологии // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1.
  41. JT.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. В 6 т. -М.: Педагогика, 1984. Т.З.
  42. JT.C. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. -Т.6.
  43. А. Потребности специалистов в научной информации: Общая характеристика состояния исследования // НТИ. Сер.1. Орг. и методика ин-форм. работы. -1968. -№ 3. -С.3−8.
  44. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. -М.: Мысль, 1977.
  45. Р.С., Маркусова В. А., Черный А. И. Научные коммуникации и проблема информационной потребности // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. -1993. -№ 9. -С. 1−7.
  46. В.М. Основы безбумажной информации. 2-е изд., испр. -М.: Наука, 1987. -552с.
  47. А.В., Викторов А. Е. К методике изучения информационных потребностей //НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. 1975. -№ 6. -С.З-10.
  48. О.И. Информационные потребности в области педагогики и народного образования на современном этапе и пути их оптимального обеспечения: Сб. науч. тр. / Ред. JI.H. Склянина. -М, 1992- С.24−31.
  49. Г. И. Научно-информационная деятельность: Практика и проблемы. -М.: Радио и связь, 1987. -164с.
  50. A.JI. Изучение информационных потребностей специалистов в области гуманитарных наук в информации // Сов. библиотековедение. — 1971. -Вып. 51. -С.36−50.
  51. В.И., Гусева Т. И. Анализ документальных информационных потоков и изучение запросов потребителей информации. -М.: ИПКИР, 1977. — 26с.
  52. Н.В. Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства (Проблемы и методика изучения): Дисс. канд. пед. наук. СПб. ГАК, 1996. — 218с.
  53. А.И. Некоторые методологические и методические аспекты изучения информационных потребностей НИР и ОКР // Информационные потребности специалистов. -Киев, 1972. -С. 13−24.
  54. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. — М: Наука, 1984.
  55. .А. Массовое сознание. — М., 1987.
  56. ГуменюкН.П., Гончаров В. Д., Филиппов С. С. Информация в сфере физической культуры. Киев, 1982. -112с.
  57. Т.Н. Изучение информационных потребностей научных исследований: Некоторые вопросы методики // Информационное обеспечение научных исследований: Сб. науч. тр./ Под ред. Л. П. Крайзмера. Л., 1990. — С.39−49.
  58. Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. -1976. -№ 9. -С.30−43.
  59. И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. -Киев: Лыбидь, 1990.
  60. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопр. психол. -1984. -№ 4.
  61. Т.М. Тестовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. -М: Наука, 1984. 267с.
  62. Е. А. Проблемы информационной потребности субъекта// НТИ Сер.2. Информ. процессы и системы. -1989. -№ 6. -С. 2−4.
  63. Емельянова J1.К. Формирование потребности в научно-педагогической информации // Сов. педагогика. -1987. -№ 2. -С. 17−26.
  64. А.И. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. -М.: Наука, 1985.
  65. JI.A. Анализ информационных потребностей ученых, занятых фундаментальными исследованиями // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 1992. -№ 2. -С. 17−18.
  66. А.О. Информационное обслуживание в высших учебных заведениях// НТИ. Сер 1. Орг. и методика информ. работы. -1982.- № 11.- С. 1924.
  67. И.А. Педагогическая психология. -М., 1999.
  68. С.Е. Информационные потребности специалистов при организации и проведении научно-исследовательских работ. — Киев, 1971. 51 с.
  69. М.П. Информационные потребности преподавателей и студентов педагогических вузов// Педагогическая информация: Теория и практика: В 2-х ч. 4.1 / Ред. JI.H. Склянина. -М, 1993. -С.99−104.
  70. Г. В., Хрыкина Г. В. Информационное обеспечение учителей: Состояние и перспективы // НТИ. Сер 1. Орг и методика информ. работы. — 1986. № 9. -С. 15−18.
  71. Г. В., Хрыкина Г. В. Опыт изучения информационных потребностей учителей средних общеобразовательных школ // Актуальные проблемы совершенствования системы научно-педагогической информации: Сб. науч. тр. -М, 1985. № 5.-С. 40−45.
  72. А.В. Формирование разумных потребностей у старших школьников// Сов. педагогика. 1986. — № 10. -С. 38−46.
  73. B.JI. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. М., 1999.
  74. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. -М.: Логос, 2000.
  75. Информатика: данные, технология, маркетинг / В. П. Божко, В. В. Брага и др. М.: Финансы и статистика, 1992.
  76. Информатика: Учебник. 3-е перераб. изд. / Под ред. Н. В. Макаровой. -М: Финансы и статистика, 2000.
  77. Информационные потребности в области педагогики и народного образования на современном этапе и пути их оптимального обеспечения: Сб. науч. тр. / Ред. Л. Н. Склянина. -М, 1992- 120с.
  78. Информационные ресурсы России. М.: Росинформресурс, 1992−1996.
  79. ЮМ., Яковенко Ю. И. Введение в социальную когнитологию. Киев: Наукова думка, 1992.
  80. Я. Коммуникация в условиях новой модели передачи информации на примере распространения прессы. -Щецин, 1999.
  81. Я. Коммуникация и современна личность. -М. — Щецин, «Социум», 2001.
  82. Я. Человек и пресса. -М.: МГСА «Социум», 2001.
  83. И.К. Информационные потребности // Информационные потребности: Изучение-удовлетворение. Л., 1982. -С.8−26.
  84. Е.Н. Одиссея научного разума: Синергетическое видение научного прогресса. М.: ИФ РАН, 1995.
  85. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидиение: диалог с И. Пригожиным //Вопр. философии. -1992. -№ 2. С.4−5.
  86. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высш. образ, в России. — 1994. № 4. -С.31−36.
  87. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. -№ 2. -С. 38−51.
  88. А.Г. Психология личности. М., 1969. -390с.
  89. В.З. Маршрут в страну информологию. -М.: Наука, 1985. 160с.
  90. В.З., Уханов В. А. Человек: Информация, потребность, деятельность. -Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. — 192с.
  91. С.Д. Некоторые вопросы теории информационных потребностей // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. -1979. № 2. -С. 1−8.
  92. С.Д. Формирование информационных потребностей // НТИ. Сер.2. Информ. процессы и системы. -1986. № 2. -С. 1−6.
  93. А.А. Информационный рынок: продукция, услуги, цены и ценообразование. -М.: Коринф. 1992.
  94. Ю.Л., Истомина Л. Б. Об информационной потребности и некоторых свойствах информации: Обзор // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. -1983. -№ 11. -С.6−13.
  95. Н.Ю. Сравнительный анализ методов изучения информационных потребностей в фундаментальной науке: Сб. науч. тр. / ГП НТВ СО АН СССР.-Новосибирск, 1990. -С.59−71.
  96. Э. Основания трансдисциплинарной единой теории // Вопросы философии. 1997. -№ 3.
  97. М. Опыт и проблемы изучения эффективности районных газет // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. — Тарту, 1986.
  98. В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. 304с.
  100. А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983. — Т.1.
  101. В.Е. Информационные потребности личности // информационная культура личности: Прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конференция. Краснодар-Новороссийск, 11−14 сент. 1996. Тезисы докл. Краснодар, 1996.
  102. С.М. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. -М.: Финансы и статистика, 1993.
  103. Мануэль Кастельс. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ. под научн. ред. О. И. Шкаратана. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608с.
  104. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.
  105. К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М., Т.23. -1960. -907с.
  106. Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции / Под ред. Б. М. Фирсова. Л., 1981.
  107. И.С. Рынок электронных информационных продуктов и услуг в России: состояние и тенденции развития // НТИ. Серия 1. — ВИНИТИ. — 1994. -№ 2.
  108. М.С. Информационная потребность как психологическая проблема//НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. 1981.-№ 1.-С.26−29.
  109. И.Е. Становление автопоэтического наблюдателя энергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000.
  110. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии// Психология и педагогика. Л., 1957. -С.3−24.
  111. Никитаев В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности //Высш. образование в России. -1996. -№ 2. -С.87−96.
  112. Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1986.
  113. К. Психология влечений человека: Пер. с пол. В.И. Могилева- Под ред. и с послесл. Б. М. Сегала. -М.: Прогресс, 1972. 247с.
  114. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1987.
  115. Османьска-Фурманэк В. Новые информационные технологии как средство оптимизации профессиональной ориентации учащихся (на материалах республики Польша): Дисер. докт. пед. наук. -М., 1995.
  116. А.И. Методика изучения информационных потребностей научно-технических работников в территориальных ЦНТИ // НТБ. -1981. № 4. -С.8−14.
  117. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. 3 изд. — М., 2000.
  118. Педагогическая информация: Теория и практика: В 2-х ч. Ч. 1. / Ред. Л. Н. Склянина. М.: ИГЛ и MHO РАО, 1993. — 202с.
  119. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. -М., 2001. -607с.
  120. Г. Массовое общение и личность. София, 1984.
  121. В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.
  122. А.В. Личность в психологии. Ростов н/Д, 1996.
  123. К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1974.
  124. Г., Голдстайн Б. Информационная технология — миллионные прибыли. М.: Экономика, -1990.
  125. И.Р. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989.- № 8.
  126. Е.Е. Категориальная структура восприятия телевизионных передач: Автореф. канд. дис. М., 1987.
  127. Е. П. Методологические основы социологического подхода к журналистике // Социология журналистики. М., 1981.
  128. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / Под ред. А. А. Леонтьева. -М, 1974.
  129. Л.А. Уайта по культурологии. М., 1996.
  130. И.И. Мировой рынок информационных услуг: электронная, деловая и коммерческая информация. -М.: Малое предприятие «Данные, информация, знания», 1991.
  131. С. Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973.
  132. Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. 1989. —№ 5.
  133. М. Происхождение жизни. — М.: Мир. 1973.
  134. Ю.В. Конструктивная роль случая // Вопросы философии. 1988.-№ 5.
  135. С.С. Современные информационные технологии. —М.: Радио и связь, 1989.
  136. В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. — Л., 1983.
  137. СеменюкЭ.И. Информатика: достижения, перспективы, возможности. -М.- Наука, 1988.
  138. П.В. Эмоции и их воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоции) // Вопр. философии. -1981. № 5.
  139. Синергетике — 30 лет. Интервью с процессором Г. Хакеном // Вопросы философии. -2000. -№ 3. -С.53.
  140. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция. -2000.
  141. Л.Н. Методические разработки по выявлению информационных потребностей различных категорий потребителей в области педагогики и народного образования / АПН СССР- НИИ теории и истории педагогики. — М., 1992.-32с.
  142. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001. -480с.
  143. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / Под ред. Т. М. Дридзе и А. А. Леонтьева. М., 1976.
  144. В. С., Шмелев А. Г. Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых стереотипов //Вопр. психологии. 1986. -№ 1.
  145. Современные методы исследования средств массовой коммуникации. -Таллинн, 1983.
  146. Е.Н. Программные и внепрограммные информационные потребности студентов педагогических вузов// Информатизация педагогической науки и практики: Межвуз. сб. науч. тр. / МОПИ. -М., 1991. -С.46−51.
  147. СтруковаН.Л. Информационные потребности предпринимателей: Проблемы изучения и обеспечения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Новосибирск, РАН Сиб. отд. ГПНТБ., 1997. 16с.
  148. А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988.
  149. В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  150. Тейяр де Шарден. Феномен человека. -М., 1965.
  151. А.В. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений : Дис. докт. психол. н. -М., 1994.
  152. Э. Смещение власти: знание богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.
  153. А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учебное пособие. -М., 1990.
  154. К. Происхождение жизни. -М.: Мир, 1982.
  155. И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. -М., 1987.
  156. JT. У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопр. психологии. 1977. -№ 4.
  157. Ю.В. Междисциплинарность современного эволюционизма // Концепции самоорганизации и исторической перспективе. М.: Наука, 1994.
  158. JI.H. Опыт психолингвистического исследования информационных потребностей / На материале научного лексикона языка экономики: Дисс. канд.филос.наук. -М., АН СССР- Ин-т языкознания, 1981. 212с.
  159. Э.Л. О проблеме информационных потребностей и запросов //НТИ. Сер.2. Информ. процессы и системы. 1986. -№ 10. -С. 1−4.
  160. К.А. Философия и воспитание. -М., 1993.
  161. Ю. А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость // Прикладные проблемы социальной психологии. — М., 1983.
  162. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. -М., 1973.
  163. Д.Е. Информационные потребности и их воспитание // Воспитательные функции научно-технических библиотек: Сб науч. тр. / ЛГИК им. Н. К. Крупской. Т.59. -Л., 1981. -С.3−21.
  164. Д.Е. Природа и сущность информационных потребностей // НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. 1970. -№ 6. -С.3−9.
  165. Ю.А. Информация и культура // НТИ. Сер.2 Информ. процессы и системы. -1991. -№ 8. -С. 1−9.
  166. Г. И. Информация и познавательные потребности. — Минск: Изд-во БГУ, 1983. -160с.
  167. Г. А. Общая теория жизни: диалектика формирования. — М.: Мысль, 1986.
  168. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.
  169. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения и человека. М., 1969.
  170. Arces H.R., Garske J.P. Psychological theories of motivation. Monterery, 1982.
  171. Balding T. Tendencje na swiatowym rynku czasopism. -Zurych, 1999.
  172. Ball-Rokeach S.J., De Fleur M.L. A dependency model of mass media effects // Communication Research, -vol.3, 1976.
  173. Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies. In A. Bandura (Ed.), Self-efficacy in changing societies (pp. 1−45). -N.Y., 1995.
  174. Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning. In R. Scwarzer (Ed.), Self-efficacy: Thought control of action, (pp. 335−394). Washington, 1992.
  175. Bandura A. Self-regulation of motivation through anticipatory and self-reactive mechanisms //Nebraska Symposium of Motivation, 1990, 38, P. 69−164.
  176. Bartz В.: Determinanty polityki ksztalcenia zawodowego we Wspolnocie Europejskiej, w. Kwartalnik Pedagogiczny, Nr 3−4,1992.
  177. Bauman Z., Hermeneutics and social science. -N.Y., 1978.
  178. Bell D. The Coining of Post-Industrial Society. N.Y., 1976.
  179. Berelson B. Communications and public opinion. Urbana, 1948.
  180. Bettinghaus E. P. Persuasive communication. -N.Y., 1972.
  181. Bindra D. Motivation: a systematic reinterpretation. N.Y., 1959.
  182. D., Stewart J. (eds.). Motivation. Selected readings. Baltimore,
  183. Brandt R.B. The philosophy of Schleiermaher. -N.Y., 1968.
  184. Brzezinski Zb. Between Two Ages. -N.Y., 1970.
  185. Buck R. Human motivation and emotion. -N.Y., 1976.
  186. Buck R. Prime theory: an integrated view of motivation and emotion // Psychol, rev. 1985. — V. 92. -№ 3.
  187. Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts / Interim Report. January, 1996.
  188. Christopher M. Strategia zarz^dzania dystrybucj^. Agencja Wyd. Placet. -Warszawa, 1996.
  189. CzubataF. Dystrybucja produktow.-Warszawa, PWE, 1996.
  190. Dance M. Towards a New Model of Communication // American Journal of Sociology, № 3,1967.197a. Denek K. EfektywnoSc nauczania programowanego w szkole wyzszej. — Poznan, 1971.
  191. Diltey W. Ideen under eine beschreibende und zergliedernde Psychologie. -Berlin, 1894.
  192. Dominick J. R. Dynamics of mass communication. -N.Y., 1983.
  193. Drucker P. F The Next Information Revolution // Forbes ASAP, August 24, 1998.
  194. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. Harper Business, 1993. — 232 p.
  195. Drucker P.P. The Age of Discontinuity. Guidelines to Our Changing Society. -New Brunswick (US) London, 1994. -371p.
  196. Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P.: F. Alcan, 1912.
  197. Encyklopedia wiedzy о prasie. Red. J. Maslanka. Zaklad Narodowy im. Ossolinskich. -Wroclaw-Warszawa-Krakow- Gdansk, 1976.
  198. Europe and the global information society // Recommendations to the European Council, -May, 1994.
  199. Festinger L., Maccoby N. On resistance to persuasive communication // Journ. Abnorm., and Soc. Psychol. 1964. -Vol. 68. -№ 4.
  200. Frankl V. The doctor and the soul. -N.Y., 1955.
  201. Fukuyama F. Social Capital and Global Economy // Foreign Affairs 75 (September / October 1995), 89−103.
  202. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. L. — N.Y., 1992.
  203. Fukuyama F. The End of History? // The National Interest 16 (Summer 1989), P. 3−13.
  204. Gadamer H.-G. Wahrheit und Methode. -Lpz., 1960.
  205. Globan-Klas T. Komunikowanie masowe. Krakow, 1978. 212a. Gurbiel E., Krupicka H., Pioski Z.: Programowanie i LOGO.
  206. Uniwersytet Wroclawski, 1987.
  207. Green Paper. Living and Working in the Information Society: People First. -European Comission, Belgium, 1996.213a. Harper D. Logo: Theory Practics. Pacific Grove, Brooks/Cole, 1989.
  208. H. (Hg.) Fahigkeit und Motivation in erwartungswidriger. — Schulleistung Gottin gen, 1980.
  209. Heckhausen H. Achievement motivation and its construct A cognitive model // Motivation and Emotion, 1977.
  210. Heckhausen H. Motivanion und Handeln. Berlin, N.Y. 1980.
  211. Heckhausen H. Motivation Kognitionspsycholo gische Aufspaltung eines summarischen Konstrukts // Psychologische Rundschau, 1977.
  212. Heckhausen H. Selbstbewertung nach erwar tungswidngem Leistungsverlauf EinfluB von Motiv, Kausalattribution und Zielsetzung // Zeitschrifit fur Entwicklungspsychologie und Padagogische Psychologie, 1978, 10.
  213. Heidegger M. Sein und Zeit, 7-te unvetand Hufl. Tubingen, Niemeyer, 1953. -267s.
  214. Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y., 1955.
  215. Honigman J. Culture and Personality. N.Y., 1954.
  216. Hovland C.I., Janis I.L., Kelley H.H. Communication and Persuasion: Psychological Studies of Opinion Change. New Haven, 1953.
  217. J^drzycki W.: Humanizacjapracy. FHP. Warszawa 1991.
  218. J^drzycki W.red.: Czlowiek, praca, post? p spofeczny.- Warszawa, PWE.
  219. Kania J, Niepewna przyszlosc polskiego kolportazu // Rynek Prasowy, 1995, nr. 6., (18).
  220. Kania J. Berlinski kolportaz // Rynek Prasowy, 1994, nr. 5.
  221. Kania J. Norweski kolportazowy raj // Rynek Prasowy, 1995, nr. 61. (18).
  222. Kania J. Uniwersalne zasady kolportazu prasy // Zeszyty Prasoznawcze, 1996, nr. 3−4, (147−148).
  223. Kania J. Zasady systemu dystrybucji prasy // Rynek Prasowy, 1993, nr. 410.
  224. Katz E., Gurevitch M., Haas H. On the use of mass media for important things // Am. Soc. Review. 1973. -Vol. 36. -№ 1.
  225. Kloskowska A. Kultura masowa. -Warszawa, PWN, 1974.
  226. Kolportaz prasy w Niemczech zasady systemu. Oprac. Redakcyjne // Rynek Prasowy, 1992, nr.2.
  227. Konarzewski K. Podstawy oddziaiywan wychowawczych- Warszawa, PWN, 1992.
  228. Koordiniertes Vertriebsmarketing. Gemeinsamer Leistungsrahmen Fur Grosso und Verlage. VDZ, Presse- Grosso. BDZV, 1993.
  229. Kowalczyk G. Prywatne firmy kolporterskie w Polsce — czytelnik w sieci // Rzeczpospolita, 1995, nr. 144 (4097).
  230. Krasicki I. Prasajako towar i przedsi? biorstwo. RSW «Prasa-Ksiqzka-Ruch». -Krakow, 1973.
  231. Kupisiewicz С.: О potrzebie i koncepcji reformy systemu szkolnego w Polsce. -Warszawa 1987, UW.
  232. Kupisiewicz С.: Paradygmaty i wizje reform oswiatowych. -Warszawa, 1985, PWN.
  233. Kupisiewicz C.: Przemiany edukacyjne w Swiecie. Warszawa, 1980, WP.
  234. Kupisiewicz C.: Zarys koncepcji przebudowy oswiaty w Polsce. — Warszawa, 1988, PWN.
  235. Kwiatkowski S.M.: Cele i treSci ksztaJcenia zawodowego wobec przemian spoleczno-gospodarczych. w. Edukacja, № 2/1992.
  236. Kwiatkowski S.M.: Ksztalcenie informatyczne w kontekscie reformy edukacji zawodowej i potrzeb rynku pracy, w. Edukacja zawodowa w Swietle reformy szkolnictwa i potrzeb rynku pracy. Warszawa-D^be 1992.
  237. Lasswell G. Social communication. -N.Y., 1965.
  238. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in society. The Communication of Ideas (Ed.by Bryson). N. Y., 1948.
  239. Lazarsfeld P. F. Communication Research II Current Trends in Social Psychology. Pittsburgh, 1949.
  240. Lazarsfeld P. F., Berelson В., Gaudet H. The people’s choice. N. Y., 1948.
  241. Lewin K. Field Theory in Social Science. -N.Y., 1951.
  242. Lewin K. Group decision and social change // Readings in social psychology. -N.Y., 1947.
  243. Lewowicki Т.: W strong paradygmatu edukacji podmiotowej // Edukacja, Nr 1/1991.
  244. Linton R. The Cultural Background of Personality. N.Y., 1945.
  245. Lippman W. Public Opinion. -N.Y., 1922.
  246. Maletzke G. Psychologie der Massen-Kommunikation. Theorie und Systematik. -Hamburg, 1963.
  247. Marcuse H. One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society. -L.} 1991. P. 53.
  248. Maslow, A.H. Motivation and personality. N.Y., 1954.
  249. Maslow, A.H. The father reaches of human nature. -N.Y. 1971.
  250. Maslow, A.H. Toward to psychology of being. Princenton, N.J. 1968.
  251. McLuhan M. The medium is message. -N.Y., 1967.
  252. McQail D. Mass communication theory. An introduction. Bristol, 1983. Nielsen Report//Broadcasting. 1985. № 12.
  253. McQail D., Gurevitch M. Explaining audience behavior // Blumler J., Katz E. (eds.). The uses mass communication. Beverly Hills, 1974.
  254. Mischel W. Personality and assesment. -N.Y., 1968.
  255. Murray H. A. Proba analizy sil kierunkowych osobowosci // J. Reykowski (red.). Problemy osobowosci i motyyacji w psychologii amerykanskiej. Warszawa, 1964.
  256. Networks for People and their Communities. Making the Most of the Information Society in the European Union // First Annual Report to the European Commission from the Information Society Forum. June, 1996.
  257. Nikolajew J. Badania czytelnictwa prasy i prognozowanie sprzedazy // Materialy z konferencji Kolportaz prasy. Nowoczesne techniki i technologie. — Szczecin, 1997.
  258. Obuchowski K. Kody orientacji i struktura procesow emocjonalnych. — Warszawa, 1970.
  259. Obuchowski K. Zaleznosc mi? dzy orientacja w otoczeniu a stanami emocjonalnymi // Przegl^d psychol. 1970. -№ 20.
  260. Obuchowski K. Adaptacjatworcza. Warszawa, 1985.
  261. Окой W. Wprowadzenie do dydaktyki ogolnej. Warszawa, 1987, PWN.268a. Okon W. U podstaw problemowego uczenia sie. Warszawa, 1965.
  262. Osgood Ch, E., Suci G. J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. Urbana, 1957.
  263. Osmanska-Furmanek W. Cywilizacja informacyjna a koncepcje ksztalcenia, w. Orientacje mlodziezy w warunkach gospodarki rynkowej, pod red. Z. Wolka, Zielona Gora 1995, s.103−108.
  264. Pisarek W. Prasa nasz chleb powszedni. Ossolineum. Wroclaw-Warszawa-Krakow -Gdansk, 1978.
  265. R., Chipuer H.M., & Loelilin J. C. Behavioral genetics and personality. In L. A. Pervin (Ed.), Handbook of personality: Theory and research (pp. 225— 243). -N.Y.- Guilford Press, 1990.
  266. Plomin, R. Genetics and experience: The interplay between nature and nurture. -Newbury Park, Calif.: Sage, 1994.
  267. Projekt programu: Dobra i nowoczesna szkola kontynuacja przemian edukacyjnych. — Warszawa, MEN, 1993.
  268. Raport о stanie i kierunkach rozwoju edukacji narodowej w PRL // Komitet Ekspertow ds. Edukacji Narodowej pod przewodnictwem C. Kupisiewicza. — Warszawa, 1989.
  269. Reykowski J. Motywacja: postawy prospoleczne a osobowosc. — Warszawa, 1979.
  270. Reykowski J. Procesy emocjonalne. Motywacja. OsobowoSc. Warszawa, PWN, 1992.
  271. Reykowski J. Z zagadnien psychologii motywacji. — Warszawa, 1970.
  272. Ricoeur P. Hermeneutik und Psychoanalyse. -Munch., 1974.
  273. Riley J.W., Riley M.W. Mass communication and the social system. In: Merton R.K., et al. (eds.), Sociology Today. N.Y., 1959.
  274. Rogers C.R. On becoming of person. Boston. 1961.
  275. Schramm W. The nature of communication between humans // The process and effects of mass communication. Urbana, 1972.
  276. W., Roberts D.F. (eds.) The Process and Effects of Mass Communication. Univ. of Illinois Press, 1974.
  277. Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N.Y., 1971.
  278. Sherif M.} Hovland C. Social judgement: assimilation and contrast effects in communication and attitude change. New Haven — London, 1961.
  279. Siwek H. Optymalne formy kolportazu. OSrodek Badan Prasoznawczych w Krakowie. Krakow, 1983.287a. Skrzydlewski W.: Technologia ksztalcenia. Przetwarzanie informacji. Komunikowanie. Poznan, 1990.
  280. Sprycha A. Konkurencja kolportazu w Polsce // Rynek Prasowy, 1995, nr.61.).
  281. Sprycha A. Marketing w kolportazu prasy. Ruch. Spolka Akcyjna. — Warszawa, 1995.
  282. Sumner W., Keller A. The Science of Society. New Haven, 1927. 290a. Strykowski W., Szaleniec H.: Badania nad wykorzystaniem komputeroww szkolnictwie srednim. Krakow, 1990.
  283. Tan A.S. Mass Communication Theories and Research. Ohio, 1981. 291a. Taylor R.: The Computer in the school. Tutor, tool, tutee. Teachers
  284. College Press.-N.Y., 1980.
  285. The process and effects of mass communication. Revised edition / Ed. by W. Schramm and D. F. Roberts. Urbana, 1972.
  286. Tnurcline A. The Post-Industrial Society. Tomorrow’s Social History: Classes, Conflicts and Culture in the Programmed Society. -N.Y., 1974.
  287. Toffler A., Toffler H. Creating a New Civilisation. The Politics of the Third Wave. -Turner Publishing, Inc. Atlanta, 1995.
  288. Toffler, A. Powershift, Wealth and Violence at the Edge the 21st Century. N. Y: Basic Books, 1990. — XXII, 586p.
  289. Toffler A. The Third Wave. 12th print. — Toronto etc: Bantam Books, 1987. — XV, 537p.296a. Tomaszewski T. Wstep to psychologii. Warszawa, 1964.
  290. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review, 1959, 66., P. 297−333.
Заполнить форму текущей работой