Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состав и структура электронного словаря ошибок «В стране невыученных уроков»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результатом такого предложения стал, в частности, индивидуальный словарь ошибок Сафиуллина Тимура, ученика 6б класса МОБУ СОШ № 10, приведенный в Приложении Б. Структура и название словаря не поменялись, не изменился и принцип работы, иначе стали выглядеть иллюстрации к словарю. Ученик отказался от героев мультипликационных фильмов, заменив их «образами» вполне реальных учителей и учеников… Читать ещё >

Состав и структура электронного словаря ошибок «В стране невыученных уроков» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Электронный словарь ошибок «В стране невыученных уроков», представленный в Приложении А, — это коллективный проект, который включает три раздела:

  • — орфографические ошибки;
  • — пунктуационные ошибки;
  • — речевые ошибки.

Подача материала в словаре строится на диалоговой основе, для каждого раздела избраны определенные действующие лица: «ученики» и «наставники».

Так, в разделе орфографических ошибок Незнайку берутся обучить грамотности волшебные феечки; в разделе пунктуационных ошибок веселые смешарики занимаются образованием Буратино.

Учитывая увлечения современных детей компьютерными технологиями, мы можем предположить, что использование такого электронного словаря стимулирует интерес к изучению русского языка. Благодаря ярким рисункам и возможностям проектора даже самый незаинтересованный школьник будет вовлечен в столь необычный процесс обучения. Электронный словарь ошибок «В стране невыученных уроков» не только интересен, но и удобен в использовании, и это во многом отличает его от книжных и рукописных вариантов.

Технические возможности словаря, оснащенного кнопками управления, позволяют с легкостью перемещаться из раздела в раздел (,), а также «вызвать» комментарии к ошибкам (). Слайдовая структура позволяет пополнять содержание словаря, при этом, не нанося ущерба его внешнему виду, а также допускается корректировка текстового и иллюстративного материала с учетом возрастной категории учащихся.

После чего учитель предлагает отыскать неверно написанные слова, проставить недостающие знаки препинания или устранить лишние. При этом необходимо спросить, какими правилами они руководствуются. Также можно попросить привести несколько примеров на эту орфограмму или пунктограмму. Предположения учеников проверяются благодаря использованию «кнопки» со знаком вопроса на слайде. Проиллюстрируем сказанное на конкретных примерах: ученикам предлагается изучить содержание текстовой информации на представленной слайд-страничке, обнаружить и устранить ошибки, вспомнив соответствующие орфограммы/пунктограммы Затем сравниваются ответы учащихся с комментарием к ошибке, приведенным на следующей слайд-страничке (рис. 1.3.2):

Слайд №16.

Рисунок 1.3.2 — Слайд № 16.

Комментарии, содержащиеся в словаре различны по характеру и содержанию:

— комментарии с использованием правил из школьных учебников (рис. 1.3.3):

Слайд №17.

Рисунок 1.3.3 — Слайд № 17.

— ироничные, шутливые комментарии в форме замечаний (рис. 1.3.4):

Слайд №44.

Рисунок 1.3.4 — Слайд № 44.

— комментарии воспитательного характера (рис. 1.3.5):

Слайд №38.

Рисунок 1.3.5 — Слайд № 38.

— комментарии, побуждающие учеников заглянуть в орфографический словарь и запомнить слово (рис. 1.3.6):

Создание словаря увлекательный, но кропотливый труд, требующий много времени. Поэтому в его состав вошли не все собранные учениками ошибки. Встречалось множество однотипных ошибок (например, отсутствие знаков препинания при вводных словах, обращениях и однородных членах предложения). В таких случаях выбирался только один пример на каждую пунктограмму.

Всего учениками было собрано 150 ошибок, их которых только 40 вошло в состав коллективного электронного словаря. Ученикам было предложено продолжить разработку проекта самостоятельно, используя ошибки, которые не были включены в первоначальный вариант словаря. Также предлагалось попробовать усовершенствовать словарь.

Результатом такого предложения стал, в частности, индивидуальный словарь ошибок Сафиуллина Тимура, ученика 6б класса МОБУ СОШ № 10, приведенный в Приложении Б. Структура и название словаря не поменялись, не изменился и принцип работы, иначе стали выглядеть иллюстрации к словарю. Ученик отказался от героев мультипликационных фильмов, заменив их «образами» вполне реальных учителей и учеников.

Объясняются такие перемены тем, что он планирует на протяжении всех учебных лет заниматься пополнением словаря, поэтому герои детских мультфильмов его смущают.

Другая особенность словаря — это размещение на его страницах афоризмов о важности учения и знаний. Этот компонент словаря, на наш взгляд, вполне оправдан с методической точки зрения.

Афоризмы можно использовать при организации работы над развитием связной речи учащихся. Например, можно с учащимися побеседовать о том, как они понимают значения приведенных высказываний, согласны ли они с данными мыслями, знают ли что-либо об авторе афоризма? Если информации мало, то можно предложить, одному из учеников, подготовить короткое сообщение по заинтересовавшему вопросу к следующему уроку.

Таким образом, главными достоинствами электронного словаря ошибок являются: открытая структура, которая может легко пополняться новыми слайдами; простота и полифункциональность в использовании; наглядность; возможность для каждого ученика продолжать коллективный проект как индивидуальный. Использование такого словаря в процессе обучения русскому языку, на наш взгляд, не только стимулирует интерес учеников к предмету, но и позволяет значительно развить орфографическую и пунктуационную зоркость школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой