Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод проектов. 
Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На последних этапах проектирования и учащийся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании «метода проектов» существует, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных… Читать ещё >

Метод проектов. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проект, означающий «брошенный вперед», является прототипом какого-либо объекта либо вида деятельности [134]. Как пишут Н. В. Матяш и В. Д. Симоненко, включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует пз адекватную самооценку [134. С. 4]. Метод проектов является довольно эффективным средством выработки самостоятельного творческого мышления учащихся. Тематика проектов, выполняемых учащимися сегодня, довольно обширна: если раньше слово «проект» имело узкотехническое значение, то сегодня это понятие приобрело более широкое значение. Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Существуют социальные и гуманитарные проекты, проекты в области экологиии и природопользования, телевизионные и театральные проекты. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социально-культурной среде.

Проектный метод в школьном образовании нередко рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Это не означает возврата к опыту 20—30-х годов, где познание строилось лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств [97].

Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным и надпредметным (не требующим для своей реализации специальных предметных знаний). Монопредметные и межпредметные проекты позволяют часть содержания учебного курса изучить этим методом. Отметка за выполнение проекта при этом может иметь значительный вес при выставлении итоговых отметок по предметам.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов — организация этой деятельности, а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформировать 15—20 индивидуальных или групповых тем на класс. Желательно дифференцировать темы по степени сложности (уровню абстракции, степени креативности). Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности. Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделение алгоритма проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

При реализации метода проектов учитель выступает в роли консультанта. Заместитель директора Васильевской средней школы Ростовского района Ярославской области В. Н. Баранова в творческой работе, посвященной методу проектов, пишет: «Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся „идут не туда“. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникшие у школьников вопросы». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников. В процессе проектирования учащийся выполняет целый ряд интеллектуальных действий, на которые и должен ориентироваться консультирующий детей педагог:

  • — намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • — искать пути их решения, выбирая оптимальный, при этом оценивая и альтернативные пути;
  • — осуществлять и аргументировать выбор;
  • — предусмотреть последствия выбора;
  • — действовать самостоятельно (без подсказки);
  • — сравнивать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • — объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Метод проектов позволяет формировать и целый ряд личностных качеств. Прежде всего, это качества субъектности, позволяющие ученику выступать в качестве организатора собственного обучения и проявляющиеся в умении планировать, исполнять и контролировать учебную деятельность, а также в критическом отношении к существующим теориям и взглядам. Если творчество над проектом осуществляется в группе, то вырабатываются социальные качества личности: эмпатия (умение понимать своего товарища), умение разрешать деловые разногласия, ответственность за выбор решения, способность анализа вклада каждого члена группы в результаты деятельности и умение подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «Это — верно, а это — неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т. п. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микрои макросоциуме.

При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Тем не менее, педагог не должен упускать общее руководство проектом. Для этого В. Н. Баранова предлагает использовать таблицу с наименованием этапов проектной деятельности и определения содержания каждого этапа.

Этапы.

Задачи.

Деятельность учащихся.

Деятельность педагога.

1. Начинание.

Определение темы, уточнение целей, исходного положения.

Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию.

Обсуждают задание.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

2. Планирование.

Анализ проблемы. Определение источников информации.

Постановка задач и выбор критериев, оценка результатов.

Распределение ролей в команде.

Формируют задачи.

Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.

3. Принятие решения.

Сбор и уточнение информации.

Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта.

Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследования.

Наблюдает.

Консультирует.

4. Выполнение.

Выполнение проекта.

Выполняют исследования и работают над проектом.

Оформляют проект.

Наблюдает. Советует (по просьбе).

5. Оценка результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).

6. Защита проекта.

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.

Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке проекта.

На последних этапах проектирования и учащийся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании «метода проектов» существует, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект.

Вторая составляющая оценки результата — это собственно та видимая часть «айсберга», которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Выполненный проект может быть оценен по следующим параметрам.

  • 1. Обоснованность актуальности темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
  • 2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
  • 3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
  • 4. Качество представленных письменных материалов: аккуратность оформления, соответствие стандартным требованиям, структура текста, качество схем, таблиц, рисунков, полнота библиографии.
  • 5. Качество доклада: композиция, полнота теоретических и практических подходов, результатов, обоснованность, объем тезауруса, убедительность.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой