Постановка оперативных целей обучения
К оперативной цели относятся развивающие цели обучения — формирование необходимых механизмов психики (восприятие, мышление, речь, память, психомоторные умения), формирование творческих умений.
Для проектирования дидактических материалов необходимо, опираясь на стратегические и тактические цели обучения, сформировать оперативные цели; соблюдая их, подобрать учебнои научно-техническую литературу с необходимой информацией по теме; проверить ее на соответствие требованиям и трансформировать в учебный предмет. Оперативная цель обучения должна быть сформулирована в форме знаний и умений. Которые необходимо сформировать у будущего специалиста в процессе изучения темы.
Согласно теории В. П. Беспалько, существует четыре уровня усвоения учебного материала:
Первый уровень: ученик не только воспринимает информацию, но у него формируется общее представление об объекте деятельности, появляется познавательный интерес. Для этого уровня характерно решения простых задач, на нахождение некоторого объекта в числе других, узнавать на слух и по изображению (обозначению) данных элементов и так далее.
Второй уровень: характеризует алгоритмический деятельность по памяти или возможность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения задач по заданному алгоритму.
Третий уровень: характеризует этап продуктивной деятельности. На этом уровне ориентировочная основа деятельности устроена таким образом, что сформированы действия идеализированные и ученик способен выполнять их в уме. Он решает нестандартные задачи по отношению к конкретной ситуации и объекта. Переход к этапу умственной деятельности приводит к формированию творческого мышления, одной из составляющей которой является умение решать конструкторские задачи, приводит к формированию новых знаний и ученик делает «открытие для себя. Но он еще не делает ничего нового для общества «.
Четвертый уровень: характеризует продуктивное действие, выполняемая путем самостоятельного конструирования новой ориентировочной основы деятельности. На этом этапе приобретается новая информация, и этот уровень характеризует научную деятельность.