Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с основополагающими позициями данного подхода, в центре педагогического процесса находится ученик, инициативность и творческую реализацию которого необходимо стимулировать, прибегая не к формальным приемам, а к обращению к его внутренним мотивам. Таким образом, важнейшими личностными аспектами обучающегося становятся его мотивы, цели обучения, возрастная и психологическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основания организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в хореографических училищах
    • 1. 1. Понятие «народно-сценический танец» как учебная дисциплина в хореографических училищах
    • 1. 2. Организационно-педагогические условия развития дисциплины народно-сценического танца
    • 1. 3. Принципы организации учебного процесса на занятиях по народно-сценическому танцу в старших классах хореографических учебных заведений
  • Глава 2. Совершенствование организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на основе личностно-деятельностного подхода
    • 2. 1. Личностно-деятельностный подход к разработке модели организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических учебных заведений
    • 2. 2. Совершенствование педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на оснований литаостно-деятельТгостногоподхода
    • 2. 3. Совершенствование организационных условий преподавания ^ народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на основании личностно-деятельностного подхода

Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Народно-сценический танец в системе хореографического образования является одним из важнейших, основополагающих элементов обучения, наряду с дисциплинами классического, дуэтного, историко-бытового и современного танца. Будучи не только учебной дисциплиной, но и совокупной живой традицией сценических интерпретаций танцев разных народов, это направление хореографического искусства соединяет в себе многочисленные художественно-педагогические приемы и техники, манеры и стили танца, что делает освоение народно-сценического танца одной из наиболее многогранных и сложных задач, встающих перед будущими артистами-исполнителями и хореографами. Красота и культурная ценность данного направления непреходящи, и народно-сценический танец был и остается в числе центральных звеньев хореографического образования России.

В современных условиях развития отечественного образования потребность в совершенствовании организационных и педагогических условий преподавания народно-сценического танца ставит новые задачи в этой образовательной отрасли. Хореографическая деятельность, искусство и творчество в танце,-не-терпят профессионального несоответствия, и качественный от- — бор обучающихся, стимулирование развития подлинного призвания к хореографии являются обязательными условиями обучения артистов балета. Но даже у способных от природы и обладающих выраженными задатками к хореографической деятельности учеников, далеко не всегда хватает прилежания, дисциплины и внутренней мотивации к обучению сложным дисциплинам специализации.

Художественное мастерство, профессионализм, выразительность, актерские данные — это те характеристики, которые всегда требовались от артиста балета в полной мере и которые следует всемерно развивать в хореографических училищах в оптимальных организационно-педагогических условиях. Однако главной проблемой являются организационные условия учебно-творческого процесса, которые автоматически оказывают влияние на педагогические. Среди организационных проблем в настоящее время наиболее ощутимое влияние оказывает несоответствие требований, заложенных в государственном образовательном стандарте, возможностям применения в преподавании прогрессивных педагогических подходов, в первую очередьличностно — деятельностного. Другая проблема — организация музыкального сопровождения на занятиях при преподавании народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ. Эти проблемы остаются актуальными уже длительное время.

Таким образом, совершенствование преподавания народно — сценического танца остается своевременной задачей, не обеспеченной в полной мере как концептуальными, так и организационными основаниями. Применение новых, эффективных подходов к повышению качества обучения по такой сложной, требующей самоотдачи дисциплине, как народно-сценический танец, будет способствовать укреплению профессиональной компетентности будущих артистов балета.

В соответствии с описанной проблемной ситуацией, целесообразным является-применениеличностно-деятельностных—принципов-обучения как основания совершенствования организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ.

Искусство народно-сценического танца требует от учащихся хореографических училищ внутренней мотивации, выявления и развития способностей, которые носят личностный, индивидуальный источник.

Поэтому актуальность исследования вытекает из противоречия между:

— острой потребностью общества в подготовке специалистов народно-сценического танца и отсутствием на практике оптимальных организационно-педагогических условий, способных обеспечить решение этой задачи;

— многоаспектным характером преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ и отсутствием научно разработанных организационно-педагогических условий, способных удовлетворить профессорско-преподавательский состав хореографических училищ;

— огромным разнообразием форм, средств и методов педагогического воздействия и однообразием использования их в процессе учебных занятий, что зачастую приводит к невысоким педагогическим результатам.

Решение данных противоречий может обеспечить более эффективное развитие творческой индивидуальности в хореографическом призвании будущих артистов, и на данный момент не обеспечено соответствующей теоретической и практической базой, что определяет своевременность и актуальность темы настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема совершенствования преподавания народно-сценического танца в хореографических училищах в целом рассматривалась в специальной литературе с позиций применения классических методик преподавания и искусствоведческогоанализа этого—вида искусства. Проблемамнародно-сценического (характерного) танца как направления искусства и сферы педагогической деятельности посвящены труды таких авторов, как A.B. Лопухов, A.B. Ширяев, А. И. Бочаров, Ю. И. Слонимский, Е. К. Фарманянц, А. Г. Богуславская, JI.K. Алексютович, Г. Ф. Богданов, A.A. Борзов, К. Е. Василенко, H.H. Вдовенко, Н. М. Стуколкина, A. JL Андреев, С. М. Гребенщиков, Г. П. Гусев, Т. М. Дубских, К. А. Есаулова, К. С. Зацепина, A.A. Климов, К. Б. Рихтер, Н. М. Толстая, P.A. Исламова, A.A. Касимов, М. Мардарь, Н. П. Сингач, Н. И. Смолянинова, Н. Б. Тарасова, Т. С. Ткаченко, Т. А. Устинова, К. Г. Фатхудинова, Ю. М. Чурко и других, многогранно раскрывших специфику преподавания этой дисциплины.

Вопросы совершенствования хореографического образования и научных подходов в хореографической педагогике многогранно освещены в исследованиях таких ученых и педагогов-практиков и хореографов, как Д. Н. Абрамян, A.A. Алферов, Н. П. Базарова, A.A. Безикова, Г. В. Беляева-Челомбитько, Ю. В. Богачёва, М. С. Богословская, Е. В. Бочарникова, А. Н. Брусницына, А. Я. Ваганова, Е. П. Валукин, В. В. Ванслов, М. Видмер, А. Л. Волынский, М. М. Габович, A.M. Гафт, К .Я. Голейзовский, С. Н. Головкина, Е. Г. Гуренко, H.A. Догорова, И. Г. Есаулов, Р. В. Захаров, B.C. Костро-вицкая, В. М. Красовская, М. К. Леонова, Л. Ф. Майстрова, С. Е. Марченко, A.M. Мессерер, В. А. Мей, Г. А. Олейникова, А. А. Писарев, P.C. Попов, O.A. Рындина, H.H. Серебренников, П. А. Силкин, Н. И. Тарасов, A.A. Черноштан,.

• и других, сформировавших комплекс практико-ориентированных представлений о хореографическом образовании, его педагогических формах и методах.

При исследовании проблем совершенствования педагогического процесса в хореографических училищах важным представляется использование теоретических и методологических наработок ученых, изучавших вопросы —личностно-деятельностного образования—В подобном-контексте значимым являются исследования В. В. Белякова, Е. Р. Блиновой, Л. И. Божович, А. Л. Гройсмана, Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцева, Л. П. Качаловой, В. А. Колесникова,.

А. Г. Кузнецовой, И. М. Лахтиной, Л. И. Смолькиной, E.H. Шиянова и других, создавших целостную систему научно-теоретических представлений о личностной учебно-творческой деятельности в системе образования.

Для раскрытия темы настоящего диссертационного исследования представлялось необходимым использовать результаты теоретических исследований художественного образования в вузах культуры и искусств — Н. К. Баклановой, А. Ю. Бутова, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, С. М. Оленева, B.C. Садовской и других, определивших особенности развития различных видов художественного образования в современных условиях.

Таким образом, при всей ценности педагогических работ вышеуказанных исследователей, потребность в теоретической разработке и практической реализации организационно-педагогических условий процесса совершенствования преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на основе личностно-деятельностного подхода специально не рассматривалась, что и обусловило ее актуальность.

Объект исследования — процесс преподавания народно — сценического танца в старших классах хореографических училищ.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия совершенствования преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на основе личностно-деятельностного подхода.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что для повышения эффективности преподавания народно-сценического танца в хореографических учебных заведениях необходимо внедрить в систему организационно-педагогических условий принцип личностно-деятельностного подхода, способного результативно повышать мотивированность старшекласс-—ников~к выполнению учебного-плана,-максимально-эффективному использо-— ванию урочного и внеурочного времени, выполнению индивидуальных педагогических заданий и т. д.

Цель исследования — определить теоретические основы совершенствования организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на основании личностно-деятельностного подхода и внедрить их в практику.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

— выявить ведущие теоретико-методологические основания современной хореографической педагогики в области преподавания народно-сценического танца;

— исследовать народно-сценический танец как направление искусства и область хореографической педагогики;

— определить специфику организации учебно-творческого процесса на занятиях по народно-сценическому танцу в старших классах хореографических училищ;

— сформировать педагогическую модель преподавания народно — сценического танца в старших классах хореографических училищ на основании личностно-деятельностного подходаопределить педагогические условия преподавания народно-сценического танца в хореографических учебных заведениях на основании личностно-деятельностного подхода;

— апробировать результативность экспериментальных данных, полученных в процессе совершенствования организационно — педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ и внедрить их в практику. в.

Методы исследования:

—- ——теоретическийанализ опубликованных—источников—по проблемам— преподавания хореографических дисциплин и народно-сценического танца в частности, проблем современной хореографической педагогики, методологический анализ современных идей в области научно-педагогических подходов;

— педагогическое моделирование учебного процесса в хореографических учебных заведениях;

— опытно-экспериментальная педагогическая работа, включающая следующее: наблюдение, экспертные оценки, собеседования, проблемно-творческие задания, количественный статистический анализ полученных результатов;

— источниковедческие, предполагающие работу с опубликованными и неопубликованными источниками, включая архивные материалы Московской государственной академии хореографии.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые данная тема была рассмотрена в педагогической науке. Это доказано:

— выявлением потенциала совершенствования процесса преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на основании личностно-деятельностного подхода;

— определением системы организационно-педагогических условий лич-ностно — деятельностного подхода к раскрытию творческих способностей учащихся старших классов хореографических училищ в процессе преподавания дисциплины народно-сценического танца;

— раскрытием критериев, характеризующих современное состояние обучения народно-сценическому танцу в старших классах хореографических училищ и заключающихся в недостаточном раскрытии творческого потенциала учащихся, недостаточной их мотивированности к учебно-творческой деятельности и понимания своего призвания к хореографическому творчеству;

— научным обоснованием организационно-педагогических условий совершенствования учебно-творческого процесса-в старших-классах-хореогра—-фических училищ в преподавании народно-сценического танца на основании личностно-деятельностного подхода, заключающихся в многоаспектном рассмотрении личностно-психологических качеств ученика, индивидуальном его мотивировании, включении оптимальных организационно-педагогических условий, стимулировании его творческого потенциала;

— разработкой модели совершенствования преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на основе личностно-деятельностного подхода.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в настоящем исследовании:

— раскрыты новые теоретические положения по совершенствованию организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ;

— доказана теоретическая значимость личностно-деятельностного подхода к совершенствованию организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца старших классах хореографических училищ;

— расширено теоретическое представление о личностно-деятельностном подходе к решению педагогических задач совершенствования организационно — педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ;

— разработаны теоретические принципы личностно-деятельностного подхода как наиболее эффективного в совершенствовании преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ;

— сформулированы организационно-педагогические условия адаптации личностно — деятельностного подхода к совершенствованию преподавания народно — сценического танца в старших классах хореографических училищгеорет-ичееки-обоснована педагогическая-модель-совершенствования— преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ на основании принципов личностно — деятельностного подхода.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются выбором доказательной базы и научной методологии, использованием комплекса современных методов педагогического исследования, адекватных его целям и задачам, опорой на принципы личностно-деятельностной методологии педагогики, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью данных, полученных в результате статистической обработки материалов опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования заключается в применимости его результатов в совершенствовании преподавания народно-сценического танца в хореографических учебных заведениях, повышении квалификации преподавателей народно-сценического танца и иных хореографических дисциплин в специальных учебных заведениях хореографического профиля, учреждениях дополнительного образования детей и учреждениях социально — культурной сферы.

Положения, выводы и результаты исследования могут быть использованы преподавателями в процессе подготовки учащихся хореографических училищ и в вузах культуры и искусств по дисциплине «народно-сценический танец».

Апробация работы осуществлялась в следующих формах:

— в выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Московской государственной академией хореографии: «Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусства» (2-я межвузовская научно-практическая конференция 21-го апреля 2011 г.) — III Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусств (16 апреля 2012 г., Москва) — — - публикациях-тезисов,-статей- — ——- — — — - — — —.

— в процессе обмена педагогическим опытом на международных смотрах, конкурсах, фестивалях, семинарах: Международный конкурс «Midanza dance idol» (2011), Международный фестиваль хореографических училищ и школ в г. Казани (2012);

— в процессе преподавания дисциплины «народно-сценический танец» в Московской государственной академии хореографии;

— диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

База исследования — Московская государственная академия хореографии, учащиеся СПО 2005 — 2010 годов выпуска.

Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе создания оптимальных организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах СПО Московской государственной академии хореографии.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2002 — 2012 гг. в три этапа.

На первом этапе (2002 — 2005 гг.) была сформулирована тема исследования, выбраны ее основные теоретические приоритеты, был осуществлен сбор литературы по теме. На этом же этапе была определена методика опытно-экспериментальной работы с учащимися хореографических училищ по совершенствованию преподавания народно — сценического танца, и проводилась начальная часть опытно-экспериментальной работы с учащимися хореографических училищ. Суммировался опыт классической модели преподавания народно — сценического танца.

На втором этапе (2006 — 2010 гг.) осуществлялась работа над теоретическим материалом, совершенствовалась разработка путей совершенствования методики опытно-экспериментальной работы. Была написана основная часть теоретических— материаловпо теме—диссертационного-исследования, легших в основу первой главы диссертации. На этом же этапе осуществлялась часть работ по педагогическому эксперименту с экспериментальной группой по совершенствованию организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в хореографических училищах.

На третьем этапе (2011 — 2012 гг.) осуществлялось сведение и обобщение результатов опытно-экспетиментальной работы по совершенствованию организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в хореографических училищах, формировался окончательный текст диссертационного исследования, формулировались выводы по работе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Народно-сценический танец является одной из наиболее комплексных и сложнейших дисциплин в образовательном процессе российских хореографических училищ, что требует обеспечения преподавания данной дисциплины эффективными и современными научно-педагогическими подходами.

2. Важнейшими организационно-педагогическими условиями при обучении народно-сценическому танцу, являются точное, доскональное планирование времени и факторов, в которых талант или развитые способности, выразительность исполнения, музыкальность, призвание к хореографическому творчеству, интегративность творческих качеств, работоспособность, ответственность при выполнении заданий могут быть раскрыты. Организационно-педагогические условия способствуют развитию профессионально-личностных качеств, обеспечивая применение эффективных научно-исследовательских подходов в преподавании народно-сценического танца.

3. Ведущей педагогической задачей совершенствования преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ является раскрытие таланта и основных профессионально-личностных-качеств учащихся, развитие их актерского мастерства, мотивированности на учебно-творческую хореографическую деятельность, что определяет необходимость включения в систему преподавания народно-сценического танца принципов личностно-деятельностного подхода.

4. Личностно-деятельностный подход как эффективное методологическое основание современной педагогики, ориентированное на развитие личностной мотивированности учащихся, стимулирование их самостоятельности и инициативности в освоении материала, развитие творческого потенциала, является наиболее адекватным базисом совершенствования преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ.

5. Совершенствование организационно-педагогических условий преподавания народно-сценического танца в старших классах хореографических училищ предусматривает предоставление учащимся возможностей инициативного сознательного включения в организацию и содержание занятий, расширения их самостоятельности в аспекте проявления собственных творческих способностей, изыскание средств и способов выявления личностных мотиваторов учащихся к саморазвитию в хореографической деятельности и стимулирование их естественного стремления к достижению высших результатов.

6. Реорганизация процесса преподавания народно-сценического танца на основании личностно-деятельностного подхода в старших классах хореографических училищ требует от педагога высокой психологической компетентности, включающей в себя эмпатию к ученикам, способность к выявлению их мотивов, настроений, отношения к учебной и творческой деятельности, и использования полученных сведений в стимулировании учебно-творческой деятельности учеников и раскрытии их призвания.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа,-заключения, списка использованной-литературы-и приложений^—.

Заключение

.

Преподавание народно-сценического танца в хореографических учи' 1 ," лищах — неотъемлемая составная часть процесса формирования личностных-и профессиональных качеств артиста балета в прославленной отечественной традиции. Российский балет, известный во всем мире высочайшим профессионализмом и творческим потенциалом своих деятелей, нуждается в сохранении накопленного культурного наследия и постоянном качественном росте новых кадров исполнительского искусства. В подобном контексте совершенствование процесса преподавания хореографических дисциплин — важная задача повышения качественного уровня российского хореографического образования.

Народно-сценический танец как направление хореографического искусства — сокровищница шедевров сценической интерпретации танцев разных народов, и его изучение требует значительно больших усилий, чем любые другие хореографические дисциплины: техника, резко различающаяся от народа к народу, разнообразие манер и стилей исполнения, насыщенность репертуара — все это делает изучение дисциплины «народно-сценический танец» в хореографических учебных заведениях сложной задачей, предусматривающей наличие подлинного призвания у учащихся. А само понятие призвания уже включает в себя осознание глубинных личностных мотиваций к творческой хореографической деятельности, наличие настоящих способностей и дисциплины.

Учащиеся хореографических учебных заведений в процессе обучения сталкиваются со все нарастающей сложностью изучаемого материала, им требуется высокая работоспособность, как физическая, так и интеллектуальная, ответственность при выполнении заданий, а также — ряд совершенно особых качеств, не встречающихся ни к какой другой деятельности, помимо искусства танца. Это — такие качества, как техника исполнения, выразительность, музыкальность, естественная объединенность (интегративность) исполнительских качеств и, наконец, само, е главное, по нашему мнению — подлинное ощущение призвания, что лучше всего выразить словами: влюбленность в профессию.

Формирование у учащихся названных качеств в условиях формального осуществления учебного процесса в принципе невозможно. Создать профессионала, творческую личность — задача, не сводимая к некоему технологическому процессу: творческая личность должна возрастать из самой себя, а педагог должен только способствовать этому росту, создавая оптимальные организационно-педагогические условия.

Именно поэтому в настоящей работе в качестве доминирующего концептуального основания совершенствования организационно — педагогических условий преподавания народно-сценического танца в хореографических учебных заведениях был выбран личностно-деятельностный подход.

В соответствии с основополагающими позициями данного подхода, в центре педагогического процесса находится ученик, инициативность и творческую реализацию которого необходимо стимулировать, прибегая не к формальным приемам, а к обращению к его внутренним мотивам. Таким образом, важнейшими личностными аспектами обучающегося становятся его мотивы, цели обучения, возрастная и психологическая специфика. Ученика необходимо мотивировать к учебно-творческой деятельности, опираясь на верное понимание его внутренних потребностей, задатков и способностей. Деятельностные мотивы становятся определяющими факторами учебно-творческой деятельности, и постановка целей и коррекция мотивов требуют особо глубокого и многогранного педагогического целеполагания, насыщающего учебный процесс смыслом.

Личностно-деятельностный подход предусматривает эмоциональную насыщенность и подлинную осознанность учебно-творческой деятельности, что ставит во главу угла профессиональные и психологические компетенции педагога.

Педагогу требуется конкретизировано мотивировать каждого ученика, давая ему увидеть свои перспективы в профессии, раскрывая значимость каждого элемента учебного процесса.

Построенная на основании личностно-деятельностного подхода педагогическая модель, была реализована в практике преподавания дисциплины «народно-сценический танец» в Московской государственной академии хореографии. На протяжении всех лет испытания педагогической модели, нами были сформулированы требования к совершенствованию преподавания народно-сценического танца в хореографических учебных заведениях. Среди этих требований наибольшее значение имеют следующие:

— организация учебного процесса должна обладать адаптивностью, позволяющей индивидуализировать учебно-творческую мотивацию учащихся;

— ученикам необходимо предоставлять возможность активно влиять на некоторые аспекты содержания и формы учебного процесса, как то: участвовать в создании комбинаций и композиций, активно участвовать в выборе репертуара, участвовать в восстановлении хореографического текста образцов классического наследия и современных постановок народно-сценического жанра, осуществлять помощь своим младшим товарищам в качестве наставников;

— педагогу следует поддерживать и развивать глубокий эмоциональный контакт с учениками, и поощрять его внутри группы самих обучающихся;

— педагог также обязан постоянно развивать собственную психологическую компетентность, чтобы иметь возможность многоаспектно взаимодействовать с учащимися, помогая им раскрывать свою творческую индивидуальность;

— педагог может и должен организовывать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся по данной творческой дисциплине могли воочию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Активные методы педагогического общения и его оптимизация / под ред. A.A. Бодалева, Г. А. Ковалева .- М.: Просвещение, 1983.
  2. Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества .- М., 1994.
  3. Абульханова-Славская К.А. и др. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ .- 1997 .- № 1 .- С. 12−27.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие .- М.: МГУ, 1990.
  5. А. Вопросы эстетики и теории искусства .- М.: Искусство, 1978.
  6. Акопян-Шупп Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца // Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции .- Волгоград, 1999. С.41−50.
  7. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г. И. Щукиной .- М.: Просвещение, 1984.
  8. JI. Белорусские народные танцы, хороводы, игры .Минск, 1978.
  9. A.A. Педагогические условия использования видеотехники в процессе обучения классическому танцу. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук .- М., 2004.
  10. Альманах Московской государственной академии хореографии .- М., 2007-.
  11. П.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития .- Казань: КГУ, 1998.
  12. М.А. Методика погружения в специальность .- СПб.: СПбГУКИ, 2007.
  13. И.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы .- М., Просвещение, 1982.
  14. Н., Мей В. Азбука классического танца .- М.: Искусство, 1964.
  15. JI.M. Использование комплекса искусств в формировании художественных взглядов подростков. Методические рекомендации .М.: МП СССР, 1981.
  16. Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры .М., 1996.
  17. Балет. Энциклопедия М.: Советская энциклопедия, 1981.
  18. Е.Я. Семантическая философия искусства М.: ИФРАН, 1998.
  19. И.С. Организация педагогического процесса в современной школе .- СПб., 1994.
  20. Ю.А. История русского балета. 3-е изд.- М., 1977.
  21. М. Мгновения в жизни другого .- М.: Союзтеатр, 1989.
  22. A.A. Гармонизация взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук .- Тюмень, 2006.
  23. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике .- Екатеринбург, 1994.
  24. Беляева-Челомбитько Г. В. История хореографического искусства России и зарубежных стран .- М., 2002.
  25. В.В. Личностно-деятельностный подход как основа образовательного процесса в системе повышения квалификации учителей: диссертация. кандидата педагогических наук .- Ростов-на-Дону, 2001.
  26. Л.И. Новые образовательные технологии в учебном процессе // Инновации в образовании .- 2003 .- № 2 .- С. 76−78.
  27. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем .- Воронеж: ВГУ, 1977 .- 304 с.
  28. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., ВШ, 1998 .- 144 с.
  29. К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы .- М., 1964.
  30. Ю.В. Мир танца. Начало пути. Образовательная программа .М.: ЦРТДЮ, 2003 .-32 с.
  31. Г. Ф. Самобытность русского танца .- М., МГУК, 2003 .- 222 с.
  32. Г. Ф. Урок русского народного танца .- М., 1995.
  33. Г. Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах .- М., 1982
  34. В.И. Педагогические технологии .- Пятигорск, 1997 .- 396 с.
  35. М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания .- М.: ВНМЦ, 1986 .- С. 1545.
  36. Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников .-М., 1989 .- 105 с.
  37. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблема формирования личности -М., 1997 .- С. 135−172.
  38. A.A. Народно-сценический танец: экзерсисы у станка: учебное пособие .- М.: Московская акад. образования Н. Нестеровой: ГИТИС, 2008.
  39. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие .- М., 2000 .- 162 с.
  40. Е.В., Габович М. М. Балетная школа Большого театра .М, 1957.
  41. А., Лопухов А., Ширяев А. Основы характерного танца .- М.-Л.: Искусство, 1939.
  42. А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .- М., 2008.
  43. Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика .- М.: Прикосновение, 2005.
  44. Е.П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов-хореографов и балетмейстеров. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов театральных вузов .- М.: ГИТИС, 1996 .- Вып. 3.
  45. Е.П. К изучению роли советской хореографической школы в становлении балетных трупп мира. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе .- М.: ГИТИС, 1980.
  46. Е.П. Образцы классического наследия // Советский балет .1984 .-№ 4.
  47. Е.П. Система мужского классического танца .- М.: ГИТИС, 1999 .- 456 с.
  48. В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии .- М., 1968.
  49. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства .- М.: Искусство, 1963.
  50. В.В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета .- Л.: Музыка, 1980 .- 192 с.
  51. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека (рефлексивно-гуманистический подход) .- М.: ИПРАН. 1998. 204 с.
  52. К. Украинский народный танец .- М., 1981.
  53. Т.И. Тем, кто хочет учиться балету .- М., ГИТИС, 1994 .- 160 с.
  54. В.Н. Народная педагогика .- М.: Школа-Пресс, 1996.
  55. H.H. Народно-сценический танец: Учеб. пособие .- Челябинск: Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, 1999.
  56. Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе .- 1997 № 1 .- С. 61 65.
  57. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход .- М.: Высшая школа, 1991 .- 204 с.
  58. Н. А. Художественное творчество и ребенок .- М.: Просвещение, 1972 .- 287 с.
  59. М. Музыка и танец как родственные искусства педагогики, ориентированной на игру / Пер. с нем. В. Жилина .- Зальцбург, 1992 .22 с.
  60. Г. Психология артистической деятельности .- М.: Когито-Центр, 2001.
  61. И.П. Воспитание творчеством .- М.: Знание, 1989.
  62. JI. С. Психология искусства .- СПб.: Азбука, 2000 .-416 с.
  63. JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте .- М.: Просвещение, 1991.
  64. М.М. Душой исполненный полёт .- М., 1966.
  65. В.Г. Дивертисмент .- М.: Искусство, 1981 .- 383с.
  66. .М. Человек, искусство, техника .- Казань: КГУ, 1987 .- 262 с.
  67. A.M. Система профессионального обучения хореографии как средство формирования этнического самосознания студентов: автореферат дис. кандидата педагогических наук .- СПб, 2011.
  68. Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр .- М.: Просвещение, 1968 .- 303 с.
  69. М. Азбука балета. Пер. с итальянского .- М., БММ, 2001 .240 с.
  70. А. Воспоминания балетмейстера .- Л.- М., 1940.
  71. К. Образы русской народной хореографии .- М.: Искусство, 1964.
  72. Г. С. Народные традиции в моделировании одежды .- М.: Просвещение, 1974.
  73. A.A. Духовное и художественное: иерархия ценностей в культуре личности // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой-№ 6, 1997 .- С. L80−183.
  74. С. Белорусская народно-сценическая хореография .Минск, 1976.
  75. С. Белорусские танцы .- Минск, 1978.
  76. С. Сценические белорусские танцы .- Минск, 1974.
  77. А.Л. Личность, творчество, регуляция состояния .- М., 1998 .436 с.
  78. А.Л. Основы психологии художественного творчества .- М.: Когито-Центр, 2003.
  79. A.Jl. Руководство по психологии для студентов театральных вузов .-М., 1999.
  80. Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы .- Новосибирск, 1985 .- 86 с.
  81. Г. П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры .- М.: ВЛАДОС, 2002.
  82. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность //Педагогика .- 2003 .- № 4 .- С. 21 26.
  83. А.П. Золотой век Юрия Григоровича .- М.: Эксмо, 2007 .- 400 с.
  84. Детский танец: учебно-методический комплекс / сост. С. Ю. Бакина .СПб.: СпбГУП, 2009.
  85. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под. Ред. В. Д. Шадрикова .- Саратов: СГУ, 1989 .- 220 с.
  86. H.A. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от 17 до начала 20 века. Диссертация. кандидата искусствоведения .- Саранск, 2006.
  87. Документы по проведению всесоюзного семинара и смотра хореографических училищ в Москве 22−29 марта 1976 года (приказы, программы, доклады) // Архив МГАХ. Дело 535. Опись 41. Связка 32.
  88. Т.М. Обучение народно-сценическому танцу: монография. Челябинск: Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2010.
  89. В.К. Организационная структура процесса обучения и ее развитие .- М.: просвещение, 1989 .- 134 с.
  90. И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии .- Ижевск: МСА, 1998.
  91. И.Г. Письма к Ж.-Ж. Новерру. Введение в эстетику классической хореографии .- Ижевск, МСА, 1988 .- 301 с.
  92. К.А. Народно-сценический танец .- Ижевск: МСА, 1998.
  93. А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие .- М.: МГУК, 2002.97.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования .- М.: Педагогика, 1982 .- 160 с.
  94. Р.В. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе .М.: Искусство, 1989 .- 89 с.
  95. Р.В. Записки балетмейстера .- М.: Искусство, 1976 .- 351 с.
  96. Р.В. Искусство балетмейстера .- М.: Искусство, 1954 .428 с.
  97. Р.В. Сочинение танца .- М.: Искусство, 1989 .- 256 с.
  98. К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. К. Народно-сценический танец .- М.: Искусство, 1976.
  99. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика .- 2002 .- № 3 .- С. 16−21.
  100. Ю. Магия русского балета .- Пермь: Звезда, 2004 .- 304 с.
  101. Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом .- Челябинск, 2004.
  102. И.К. Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации. Диссертация. кандидата педагогических наук .- М., 2005.
  103. P.A. Азбука башкирского народно-сценического танца : Учеб.-метод, пособие .- Уфа, 2000.
  104. История художественного образования в России. Выпуск 1−2 .СПб: Композитор, 2007.
  105. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс .- М.: НИИВШ, 1977 .- 64 с.
  106. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии .- 1985, № 4, с. 9−17
  107. П.М. О балете .- М., Искусство, 1969 .- 224 с.
  108. Н. Школа танцев для детей .- СПб: Ленинградское изд-во, 2011.
  109. A.A. Основы русского народного танца .- М., МГИК, 1994 .- 320 с.
  110. Л.П. Личностно-ориентированный подход в образовании: педагогика личности: пособие по спецкурсу .- Шадринск: Шадрин. Дом Печати, 2007.
  111. Д.К. Психология специальных способностей .- М.: Таланты -XXI век, 2004 .- 496 с.
  112. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе .М., 1989 .-324 с.
  113. Классики хореографии / под ред. Е. И. Чеснокова, М. В. Борисоглебского .- М.- Л.: Искусство, 1937 .- 300 с.
  114. А. Основы русского народного танца .- М., 1981.
  115. А. Русский народный танец .- М.: МГУК, 1996.
  116. В.А. Онтологические основания образования: лично-стно-деятельностный подход: диссертация. доктора философских наук .- Иркутск, 2005.
  117. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей .- СПб.: КАРО, 2001 .- 368 с.
  118. Кон И. С. Ребенок и общество .- М., 1988.
  119. В.М. Западноевропейский балетный театр .- М., Искусство, 1979.
  120. В.М. Профили танца: Сборник .- СПб., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 1999 .- 400 с.
  121. В.М. Русский балетный театр начала 20 века в 2 т. .Л., Искусство, 1971.
  122. А.Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода: Метод, рекомендации. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1996.
  123. Т. МГАХ уполномочен станцевать // Коммерсантъ .2010, № 99 (4399) .- 04 июня от 04.06.2010 .- С. 15.
  124. И.А. Личностно-деятельностный подход к подготовке кадров в колледжах культуры и искусств : диссертация. кандидата педагогических наук .- М., 2003.
  125. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива .- М.: Высш. шк., 1991.
  126. М.К. Из истории Московской балетной школы .- М.: МГАХ, 2008.
  127. М.К. Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945 1970). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения .- М., 2008.
  128. Л.Ф. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у младших школьников средствами хореографии: диссертация. кандидата педагогических наук .- М., 2003.
  129. И. Размышления о драматическом искусстве в классическом балете .- М.: МГАХ, 2002.
  130. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности .- Дубна: Феникс, 1999.
  131. М. Элементы движений молдавского танца .- Кишинев, 1975.
  132. С.Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .- Барнаул, 2010.
  133. Т.А. Театр воспитывает .- М.: Педагогика, 1976 .- 128 с.
  134. A.M. Психология развивающего обучения. М., 1980.
  135. .С. Художественное творчество .- JL, 1983.
  136. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности .- М.: Знание, 1981 .- 96 с.
  137. М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики .- Новосибирск, Просвещение 1987.
  138. А. Танец. Мысль. Время .- М., Искусство, 1990 .- 265 с.
  139. А. Уроки классического танца .- СПб., Лань, 2004 .- 400 с.
  140. Методология педагогики: сб. ст. / под ред. В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1997.
  141. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н. Ку-люткина, Г. С. Сухобской .- М.: Педагогика, 1981 .- 136 с.
  142. H.A. Основы педагогического мастерства .- М.: Просвещение, 2006.
  143. A.B. Общение в процессе воспитания .- М.: Пед. об-во России, 2001 .- 320 с. 148.. Мурина Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств .- М.: Искусство, 1982 .- 192 с.
  144. С. А. Соловьева A.A. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении .- Ростов на Дону, 2004.
  145. Народно-сценический танец. Рабочая программа по специальности 0506 «Хореографическое искусство» .- М.: МГАХ, 2004.
  146. Народно-сценический танец. Ч. 1.: Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений искусств и культуры. М.: Искусство, 1976.
  147. Народно-сценический танец: Электронный ресурс.: учебно-методический комплекс .- СПб.: СпбГУП, 2009.
  148. Народно-сценический танец: Методические рекомендации и примерная программа для детских хореографических коллективов .М.: ВНМЦНТИКПР, 1985.
  149. Народно-сценический танец: методические рекомендации по написанию курсовой работы .- СПб: СпбГУП, 2006.
  150. Народно-сценический танец: планы семинарских занятий СПб: СпбГУП, 2007.
  151. Народно-сценический танец: учеб. пособие / Богуславская А. Г. .Москва: МГАХ и др., 2009.
  152. .М. Дидактика глазами художника // Педагогика. -1996. -№ 3.- С. 19−24.
  153. Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии. Сборник примерных учебных программ .- Улан-Удэ. Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007 .- 270 с.
  154. Е.И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .- М., 2007.
  155. Е.В. Социально-культурные условия формирования эмоционально-волевой устойчивости подростков в коллективе спортивно-бальной хореографии: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .- М., 2006.
  156. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце .- М.: Искусство, 1962.
  157. Е.Б. История и теория народно-сценического танца: учебно-методическое пособие .- Барнаул: АГИИК, 2004.
  158. Г. А. Развитие методической компетенции педагога бального танца в послевузовский период профессиональной деятельности: диссертация. кандидата педагогических наук .- М., 2005.
  159. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика .- 1996, № 3 .- С. 9−15.
  160. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика .- СПб.: СПбГУП, 2006.
  161. В. И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии .- 2004 .-№ 1(37) .- С.33−44.
  162. В.М. Волшебный мир танца .- М.: Просвещение, 1985 .- 223 с.
  163. Педагогика: Учебное пособие .- М.: Академия, 1998 .- 246 с.
  164. П.А. Уроки классического танца .- М.: Вся Россия, 1999 .428 с.
  165. А. В. Личность, творчество, коллектив .- М., 1982.
  166. В.И. Педагогика и психология художественного творчества .- М.: Гаудеамус, 2008.
  167. Положение о производственной практике учащихся хореографических училищ СССР, РГАЛИ, оп.№ 3, дело 57.
  168. Я.А. Психология творчества и педагогика .- М.: Педагогика, 1976.
  169. P.C. Формирование национально-культурной идентичности личности подростка в условиях самодеятельного творческого коллектива: на материалах коллектива бального танца: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .- СПб., 2007.
  170. E.H. Формирование эстетических компетенций и ориен-таций в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического университета: На примере хореографии: диссертация. кандидата педагогических наук .- Самара, 2005.
  171. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. М.: ГИТИС, 1992.
  172. Прыжковые движения в классическом танце: учебно-методическое пособие .- СПб: Акад. русского балета им. А. Я. Вагановой, 2011.
  173. В.А. Эстетическое воспитание: Сущность, формы, методы .- М.: Мысль, 1969 .- 190 с.
  174. Н. В. Проблема сценического перевоплощения .Л., 1978.
  175. З.Я. Танцы в начальной школе: практ. пособие .- М.: Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2006.
  176. А.Ф. Типы мотивационных профилей и тактика профес-- сионального воспитания актеров .- М.: ГИТИС, 1991.
  177. В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества .- Л.: Наука, 1982.
  178. О.С. Философия искусства как одна из методологических основ художественного образования http://www.apkpro.ru/content/view/1032/101/
  179. О.Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете : диссертация. кандидата педагогических наук .- СПб, 2006.
  180. O.A. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9−12 лет: диссертация. кандидата педагогических наук .- М., 2004.
  181. H.H. Формирование репродуктивно-физического потенциала студенток педагогического вуза средствами восточных танцев: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .- Набережные Челны, 2009.
  182. Д.А. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами хореографии на уроках физической культуры: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .- Калининград, 2010.
  183. H.H. Поддержка в дуэтном танце .- М.: Искусство, 1979 .- 153 с.
  184. П. А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук .- СПб., 2008.
  185. Н.П. Народно-сценический танец: становление, техника, стиль и манера исполнения: учебное пособие .- Барнаул: Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2007.
  186. В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя // Педагогическое образование и наука .- 2005 .- № 3 С. 37 — 42.
  187. А.И. Советский балет .- M.-JL: Искусство, 1950 .366 с.
  188. JI.H. Педагогическая работа с хореографическим коллективом: Учебное пособие .- Ставрополь: СГПИ, 2008 .- 104 с.
  189. И. Искусство балетмейстера .- М.: Просвещение. 1986.
  190. Л.И. Личностно-деятельностный подход как условие гуманизации подготовки специалистов средней профессиональной школы : диссертация. кандидата педагогических наук .- М., 2004.
  191. Н.И. Танцевальная культура народов России: учебное пособие .- Барнаул: АлтГАКИ, 2006.
  192. А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. -Самара: Изд-во СГПУ, 2003. С. 23−32.
  193. Соколов-Каминский A.A. Советский балет сегодня .- М.: Знание, 1984 .- 112 с.
  194. И.И. Статьи о балете .- Л.: Искусство, 1973 .- 206 с.
  195. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач .- М.: Рос. пед. агентство, 1997.
  196. К.С. Собр. соч. в 8 т. .- М., 1954−1961.
  197. Стенограмма Всесоюзного семинара и смотра хореографических училищ 22−29 марта 1976 г. в Москве // Архив МГАХ. Дело 537. Опись 4. Связка 36.
  198. Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца .М., 1972.
  199. Е.Я. Хореографическое искусство 20-х гг. Тенденции развития .- М.: Искусство, 1979 .- 360 с. --
  200. Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие .- СПб.: ИГПУ, 1996.
  201. A.A. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств .- Самара, 2005.
  202. Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод, пособие .- Самара: СамГПУ, 2000.
  203. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: программа дисциплины .- СПб: СпбГУП, 2003.
  204. Т. Народный танец .- Часть 1 .- М., 1967.
  205. Т. Народный танец .- Часть 2 .- М., 1975.
  206. И.В. Конструктивная педагогика: Учеб. пос. / Под общей ред. B.JI. Матросова .- М.: Сфера, 2004 320 с.
  207. В.И. К проблемам современной балетной хореографии. Сборник статей .- М.: НИИ Культуры, 1974.
  208. В.И. Природа танца .- М.: Совет. Россия, 1981.
  209. В.И. Рождение танца .- М.: Совет. Россия, 1982.
  210. В. А. Формирование мотивов и установок учебно-познавательной деятельности студентов театральных вузов .- М., 1982.
  211. Т. Избранные русские народные танцы .-М.: Искусство, 1996.
  212. Т. Русский народный танец .- М., 1976.
  213. К.Г. Примерный урок по дисциплине «Народно-сценический танец» : практическое пособие .- М.: МГУКИ, 2007.
  214. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 71 201 «Искусство балета». Утвержден приказом Минобрнауки РФ № 35 от 17 января 2011 г.- М., 2011.
  215. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе .М.: Педагогика, 1989 .- 206 с.
  216. Философский эстетический словарь М.: ИНФРА — М, 2002.
  217. М. Против течения .- М.: Искусство, 1962.
  218. JI.M. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей .- М.: ИПП, 1997 .- 228 с.
  219. И.А. Основы художественной культуры .- М.: Просвещение, 2000 .- 166 с.
  220. О.Г. Организационно-педагогические условия повышения эффективности начальной профессиональной подготовкиучащихся на основе дифференциации образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук .- Магнитогорск: МАГУ, 2000 .- 164 с.
  221. Дж. Уроки танцев: лучшая методика обучения танцам .- М.: ACT: Астрель, 2009.
  222. С.С. Воспоминания мастеров Московского балета .- М.: Искусство, 1990 .- 377 с.
  223. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. A. JL Гройсмана .- М., 1998.
  224. Художественная культура и гармоническое развитие личности / под. ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина .- М.: Наука, 1987 .- 222 с.
  225. Художественная культура и эстетическое развитие личности / под. ред. Мазепы В. И .- Киев: Наук, думка, 1989. 292 с.
  226. Художественная культура: Понятия и термины / сост. JI. Н. Доро-гова .- М.: Знание, 1978 .- 208 с. .
  227. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / отв. ред. Б. С. Мейлах .- JL: Наука, 1982 .- 286 с.
  228. , A.B. Современная дидактика: учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001 .- 544 с.
  229. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях .- М.: Педагогика, 1989 .- 204 с.
  230. A.A. Развитие навыков эмоциональной саморегуляции у подростков в условиях художественно-творческой деятельностихореографического коллектива: диссертация. кандидата педагогических наук .- Тамбов, 2006.
  231. .В. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии и в учреждениях дополнительного образования детей: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .-М., 2011.
  232. В.В. В мире танца .- Л.- М.: Искусство, 1964 .- 132 с.
  233. Н.И. Психологический смысл системы Л.В. Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития .- М., Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова, 2001.
  234. Ю. Белорусский хореографический фольклор .- Минск, 1990.
  235. Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников .- М.: Педагогика, 1985 .- 144 с.
  236. Н.И. Детский танец .- СПб: Лань: Планета музыки, 2011.
  237. В.А. Методика работы в коллективе спортивного и эстрадного танцев .- Тюмень, 2001.
  238. Н.Е. Длинные тени. Записки историка балета и театрального критика .- М.: Балет. 2007 .- 448 с.
  239. А.П. Этюдная работа на уроке народно-сценического танца: учебное пособие .- Самара: СТАКИ, 2008.
  240. E.H. Развитие личности в обучении: учеб. пособ. для студ. пед. вузов .- М.: Сфера, 1999 .- 223 с.
  241. И.Н. Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии: автореферат дис.. кандидата педагогических наук .- Ростов-на-Дону, 2009.
  242. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе М.: Просвещение, 1986 .- 176 с.
  243. Н.И. Образ танца .-- М., 1970.
  244. Эстетическая культура / под ред. И. А. Коникова .- М.: ИФРАН, 1996 .- 200 с.
  245. Эстетическое сознание и художественная культура. (Проблемы взаимодействия) /под ред. В. И. Мазепы .- Киев: Наук, думка, 1983 .279 с.
  246. М.Н. Педагогические основы изучения народно-сценического танца : учебно-методическое пособие .- Тамбов: ТГУ, 2009.
  247. .П. Современная концепция образовательной области «Искусство». Виды искусства и их взаимодействие .- М.: ИХО РАО, 2001 .-210 с.
  248. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской .- М.: Просвещение, 1986 .- 160 с.
  249. Официальный сайт газеты «Культура». Выпуск № 22 от 21.06.2010. Режим доступа: http://portal-kultura.ru.
Заполнить форму текущей работой