Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Результаты экспериментального исследования особенностей ЦССЛ взрослых людей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из списка инструментальных ценностей наиболее высокие ранги (1−6) были приписаны участниками исследуемой группы ценностям непосредственно-эмоционального мироощущения и интеллектуальным ценностям: жизнерадостность, образованность, честность, ответственность, самоконтроль, воспитанность и рационализм. В список отвергаемых попали следующие ценности: твёрдая воля, чуткость, терпимость, смелость… Читать ещё >

Результаты экспериментального исследования особенностей ЦССЛ взрослых людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первыми в нашем исследовании приняли участие взрослые люди, продолжающие обучение. Рассмотрим результаты анкетирования, в ходе которого были получены следующие социальные характеристики исследуемой группы. Из 25 испытуемых студентов — 10 педагогов, 7 медицинских работников, 4 продавца, 3 безработных и 1 электромонтер. Таким образом, основную часть людей продолжающих обучение составляют работники бюджетной сферы: педагоги и медики. Основным мотивом, повышения уровня образования, которых на наш взгляд является стремление к повышению по службе, и как следствие увеличению заработной платы. Надо сказать, что, не смотря на вид занятости, основная масса имеет доход в среднем от 3 до 6 тысяч рублей, только один человек имеет доход в пределах 10 тысяч. Все испытуемые преимущественно женского пола, в возрасте от 23 лет до 37лет. Полученные данные позволяют отнести эту группу к базовому слою российского населения. Рассмотрим результаты, полученные после проведения методики М. Рокича «Изучение ценностных ориентаций» в группе взрослых людей продолжающих обучение (по терминальным ценностям). Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Групповая иерархия терминальных ценностей взрослых людей, продолжающих обучение.

№ п/п.

Ценности.

Ранг ценностей.

Реализованность ценностей, в %.

Здоровье.

4,12.

58,88.

Любовь.

5,1.

64,16.

Счастливая семейная жизнь.

5,2.

43,8.

Материально обеспеченная жизнь.

6,6.

50,2.

Наличие хороших и верных друзей.

6,88.

58,8.

Активная деятельная жизнь.

7,04.

61,52.

Интересная работа.

7,44.

39,04.

Познание.

7,8.

61,8.

Жизненная мудрость.

8,52.

80,4.

Развитие.

8,72.

58,2.

Продуктивная жизнь.

10,2.

59,2.

Общественное признание.

10,6.

60,6.

Свобода.

11,12.

69,2.

Уверенность в себе.

12,04.

52,4.

Развлечения.

13,36.

Творчество.

14,32.

40,6.

Счастье других.

14,72.

42,6.

Красота природы и искусства.

15,32.

41,8.

Как видно из Таблицы 1 участниками исследуемой группы из списка терминальных ценностей наиболее высокие ранги (1−6) были приписаны ценностям личной жизни, которые имеют направленность на личное благополучие индивида: здоровье; любовь; счастливая семейная жизнь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; активная деятельная жизнь. Такие ценности как: свобода, уверенность в себе, развлечения, творчество, счастье других, красота природы и искусства занимают в их иерархии последние места. Рассмотрим результаты по второму блоку ценностей, представленных в Таблице 2.

Таблица 2. Групповая иерархия инструментальных ценностей взрослых людей, продолжающих обучение.

№ п/п.

Ценности.

Ранг ценностей.

Реализованность ценностей, в %.

Жизнерадостность.

6,08.

70,92.

Образованность.

6, 48.

Честность.

6,52.

70,4.

Ответственность.

7,4.

77,56.

Самоконтроль.

7,52.

66,36.

Воспитанность и рационализм.

8,12.

72,4; 69,2.

Эффективность в делах.

9,32.

72,2.

Высокие запросы.

9, 36.

49,08.

Независимость.

9,56.

Аккуратность и чистоплотность.

9,76.

75,92.

Исполнительность.

9,92.

69,92.

Твёрдая воля.

10,16.

Чуткость.

10,68.

78,32.

Терпимость.

10,92.

70,6.

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

11,28.

Широта взглядов.

11,6.

73,04.

Непримиримость к недостаткам в себе и других.

14,44.

53,8.

Из списка инструментальных ценностей наиболее высокие ранги (1−6) были приписаны участниками исследуемой группы ценностям непосредственно-эмоционального мироощущения и интеллектуальным ценностям: жизнерадостность, образованность, честность, ответственность, самоконтроль, воспитанность и рационализм. В список отвергаемых попали следующие ценности: твёрдая воля, чуткость, терпимость, смелость в отстаивании своих взглядов, широта взглядов, непримиримость к недостаткам в себе и других. Теперь рассмотрим, насколько реальна реализация поставленных терминальных ценностей через заявленные инструментальные. Проанализировав, полученные данные мы пришли к выводу, что выбранные ценности, занимающие первые шесть мест, можно разделить на два блока: первый блок — это ценности связанные с личным благополучием личности, а второй — вязан с направленностью на самореализацию личности, её развитие, совершенствование. Так, рассмотрим первый блок: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь невозможны без честности и жизнерадостности. Только в том случае если человек строит свои отношения на честности, возможна счастливая семейная жизнь и любовь. Без жизнерадостности, без веры в лучшее, без оптимистического настроя наврятли возможно говорить о психическом и физическом здоровье человека. И, напротив, без здоровья, любви человек не может быть жизнерадостным. Все эти ценности взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Другой блок связан с реализацией личностных возможностей. Активная деятельная жизнь может быть реализована посредством таких ценностей как образованность, ответственность, самоконтроль и рационализм. На наш взгляд активная деятельная жизнь тесно связана с рациональностью и ответственностью, материально обеспеченная жизнь с образованностью, а наличие хороших и верных друзей с честностью. В тоже время и в этом случае необходимо сказать, что и эти ценности взаимосвязаны, так образованность в современном российском обществе более доступна материально обеспеченным людям. Но превыше всех ценностей все же стоит здоровье, это универсальная ценность, без которой невозможна, будет реализация всех остальных ценностей.

Таким образом, мы можем утверждать, что набор инструментальных ценностей соответствует выбранным терминальным ценностям, т. е. средства достижения цели и способ действия соответствуют цели, значит, можно говорить о сформированности у испытуемых системы терминальных и инструментальных ценностей. Но надо заметить, что соотношение ценностей очень различно, так для достижения большего количества терминальных ценностей соответствует меньшее количество инструментальных ценностей (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей могут быть в большей степени достигнуты посредством честности и жизнерадостности; а материально обеспеченная жизнь и активная деятельная жизнь достигаются во взаимосвязи с образованностью, ответственностью, самоконтролем и рационализмом). Можно предположить, что ценности характерные для человека во взрослом возрасте у этой группы людей уже достигнуты, либо отложены на некоторое время в своей реализации, это ценности связанные с семьёй, определённым кругом общения. Поэтому для их реализации в списке инструментальных ценностей соответствует меньшее количество ценностей — средств, а вот для столь же актуальных для этих людей ценностей — материально обеспеченной жизни, активной деятельной жизни им необходимо большее количество ценностей — средств, т. к. эти ценности у них ещё не достигнуты, либо находятся на стадии реализации. То есть здесь можно предположить, что для людей продолжающих обучение характерен определённый набор именно ценностей — средств, т. е. основная особенность ценностно-смысловой сферы данной социальной группы, скорее всего, будет заключаться в выборе специфических способов достижения поставленных целей. Данный факт свидетельствует о том, что терминальные ценности носят более устойчивый характер, в то время как инструментальные ценности имеют особенность постоянно меняться в зависимости от того, какие цели преследует личность в данный отрезок времени.

Последнее, что необходимо отметить на основе полученных результатов данной методики, это процент реализованности ценностей, занимающих в системе ценностей каждого испытуемого первые шесть мест. Если рассматривать индивидуально результаты каждого испытуемого, то процент реализованности той или иной ценности выглядит следующим образом. Так у одного человека ценность, которую он ставит на первое место, реализована в его жизни на 99%, то у другого приоритетная ценность, также находящаяся на первом месте может быть вообще не реализована в жизни ни на один процент. В групповом рассмотрении процентной реализованности ценностей всё выглядит несколько иначе. В блоке терминальных ценностей наиболее реализованной оказалась жизненная мудрость, все остальные ценности реализованы в основном на 40−60%, а наименее реализованной является интересная работа. Практически все инструментальные ценности вне зависимости от ранга, реализованы в жизни представителей данной группы несколько больше, чем терминальные, в среднем на 60−70%. Наиболее реализованными являются ценности: чуткость и ответственность; менее реализованными оказались высокие запросы.

Теперь перейдём к рассмотрению результатов полученных в ходе проведения модифицированной методики Р. Инглхарта. Результаты представлены в виде процентного соотношения ценностных типов в Таблице 3.

Таблица 3. Результаты модификации методики Р. Инглхарта.

Ценностный тип, %.

«Адаптирующиеся».

«Социализирующиеся».

«Индивидуализирующиеся».

Промежуточный тип.

;

25%.

50%.

25%.

Как мы видим из Таблицы 3, в исследуемой группе нет ни одного человека с доминированием адаптирующегося ценностного типа. А половина всех испытуемых относится к индивидуализирующемуся типу. Немаловажен и тот факт, что, несмотря на то, что ценности социализации доминируют у меньшего числа испытуемых — однако практически у каждого (одна из трёх) присутствует ценность семейного благополучия (ценность социализации). 25% исследуемой группы относится к промежуточному типу, а это не так уж и мало, тем более что, специально просмотрев возраст этих людей, мы выяснили, что это взрослые люди в возрасте от 28 лет до 31 года и один человек 35 лет. Данный факт свидетельствует о том, что система ценностей этих людей, скорее всего, находится на стадии переломного момента, связанного с определёнными изменениями в жизни этих людей, что влечёт за собой некую дезориентацию в ценностных ориентациях личности. Основное изменение влияющие на данную дезориентацию на наш взгляд может быть связано с предстоящем окончанием ВУЗа и возможной последующей сменой работы, повышением по служебной лестнице и т. п. Этот факт рассматривается нами с точки зрения взаимовлияния ЦССЛ и деятельности личности. Таким образом, исходя из всего вышесказанного, у 50% испытуемых структура ценностных ориентаций выглядит следующим образом:

  • 1. пласт автономных ценностей
  • 2. пласт заимствованных ценностей

У 25% испытуемых структура ценностных ориентаций выглядит так:

  • 1. пласт заимствованных ценностей
  • 2. пласт автономных ценностей

Данная методика показывает, что в группе взрослых людей продолжающих обучение основная часть — это люди индивидуализирующегося ценностного типа.

Как мы видим в данном случае, ценности индивидуализации встречаются в два раза чаще, чем ценности социализации.

После сравнительного анализа (с результатами второй исследуемой группы) возможно, что данный факт станет свидетельством одной из особенностей ЦССЛ взрослых людей продолжающих обучение.

Таблица 4. Результаты теста смысложизненных ориентаций (СЖО).

Шкала.

Средний балл.

Уровень.

Общий показатель ОЖ.

122,24.

Высокий.

ЦелиЦелиЦели.

36,88.

Высокий.

Процесс.

28,6.

Высокий.

Результаты.

28,72.

Высокий.

ЛК-Я.

23,16.

Высокий.

ЛК-жизнь.

34,9.

Высокий.

Как видно из Таблицы 4, при высоких значениях всех показателей смысложизненных ориентаций и достаточно высоком уровне общего показателя осмысленности жизни, мы можем утверждать, что для взрослых людей продолжающих обучение свойственны ценности связанные с самоактуализацией, ценности которые относятся к высшему уровню ценностной системы (образование, активная деятельная жизнь, ответственность). Но в то же время в системе ценностей этих людей есть противоречие — наличие в ряду приоритетных значимых ценностей присутствует ценность регресса — стремление к материальной обеспеченной жизни. То есть если с одной стороны личность этих людей развивается, стремится к самосовершенствованию, то с другой есть тенденция к «разрушению».

Так или иначе, высокие показатели осмысленности жизни говорят о сформированности системы ценностей у этой социальной группы, и ещё раз подтверждают зависимость уровня осмысленности жизни и ценностями высшего уровня. Высокий уровень показателей по остальным шкалам говорит об активности этих людей, об их целеустремлённости, уверенности в себе и своих силах. Высокие показатели общей осведомлённости жизни (ОЖ) говорят также об осознании во взрослом возрасте ответственности за результаты своей деятельности. На наш взгляд, это связано с тем, что проблема ближайшего будущего для них решена — они студенты вуза, имеют работу, семью и в дальнейшем намечается перспектива повышения по служебной лестнице благодаря получению диплома о высшем образовании.

Изучив ценностно-смысловую сферу личности взрослых людей, продолжающих обучение, мы выявили некоторые характерные особенности этой социальной группы. Но прежде чем заявить, что эти характеристики являются особенностями ценностно-смысловой сферы личности взрослых людей продолжающих обучение, мы провели дополнительное исследование на группе взрослых людей, не продолжающих своё обучение. Далее мы не будем уточнять названия исследуемых групп (продолжающие и не продолжающие обучение) а будем называть их для краткости первая и вторая исследуемые группы, где первая группа — это взрослые люди, продолжающие обучение, а вторая группа взрослые люди, не продолжающие обучение. Сразу же приведём анкетные данные для более полного представления второй исследуемой группы. Прежде всего, были исследованы также взрослые люди в возрасте от 23 лет до 40 лет, женского пола. Половина испытуемых была выбрана целенаправленно — это 10 педагогических работников МДОУ№ 202, это связано с тем, что в первом случае среди людей, продолжающих обучение, примерно половина оказалась работников образования. Остальные 10 человек представлены следующими профессиями: 5 мед. работников, 2 безработных, 2 продавца, 1 строитель.

Таким образом, мы максимально постарались приблизить общие характеристики первой и второй испытуемой группы, основное отличие этих социальных групп заключается в том, что одни продолжают своё обучение, а другие — нет.

Социальные характеристики представителей, как первой, так и второй группы примерно одинаковы: невысокий уровень материального дохода (не более шести тысяч в месяц), принадлежность к базовому социальному слою, профессиональная занятость (большинства) в бюджетной сфере, а также все испытуемые — женщины. Во второй исследуемой группе были получены следующие результаты.

Таблица 5. Групповая иерархия терминальных ценностей взрослых людей, не продолжающих обучение.

№ п/п.

Ценности.

Ранг ценностей.

Реализованность ценностей, в %.

Материально обеспеченная жизнь.

4,6.

Здоровье.

4,75.

49,7.

Наличие хороших и верных друзей.

5,3.

77,7.

Развлечения.

5,5.

Активная деятельная жизнь.

5,6.

55,9.

Любовь.

6,1.

Уверенность в себе.

6,25.

63,8.

Общественное признание.

7,2.

59,8.

Свобода.

8,85.

64,7.

Жизненная мудрость.

10,5.

63,3.

Счастливая семейная жизнь.

11,55.

71,5.

Интересная работа.

12,25.

68,9.

Познание.

13,05.

44,7.

Красота природы и искусства.

14,05.

Развитие.

15,05.

46,5.

Продуктивная жизнь.

16,1.

65,4.

Счастье других.

16,7.

47,9.

Творчество.

17,4.

56,8.

Как видно из Таблицы 5 на первый план в данной исследуемой группе выходят среди терминальных ценностей, ценности личной жизни и индивидуальные ценности: материально обеспеченная жизнь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, развлечения, активная деятельная жизнь, любовь. К отвергаемым ценностям были отнесены: познание, красота природы и искусства, развитие, продуктивная жизнь, счастье других, творчество. Сразу же отметим, что данный перечень терминальных ценностей, особенно по списку приоритетных ценностей, очень напоминает список терминальных ценностей первой исследуемой группы. Посмотрим результаты данной группы по второму блоку ценностей.

Таблица 6. Групповая иерархия инструментальных ценностей взрослых людей, не продолжающих обучение.

№ п/п.

Ценности.

Ранг ценностей.

Реализованность ценностей, в %.

Аккуратность и чистоплотность.

1,85.

76,4.

Воспитанность.

3,4.

Твёрдая воля.

3,9.

57,88.

Жизнерадостность.

4,6.

65,5.

Исполнительность.

5,85.

Терпимость.

7,95.

69,4.

Образованность.

Независимость.

8,1.

48,2.

Рационализм.

8,85.

63,3.

Широта взглядов.

10,6.

70,1.

Ответственность.

10,95.

69,8.

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

11,75.

64,8.

Самоконтроль.

65,9.

Чуткость.

12,2.

67,77.

Честность.

12,8.

71,3.

Эффективность в делах.

13,9.

48,9.

Непримиримость к недостаткам в себе и других.

14,15.

40,1.

Высокие запросы.

14,9.

В списке инструментальных ценностей наиболее приоритетными оказались ценности профессиональной самореализации и межличностного общения: аккуратность и чистоплотность, воспитанность, твёрдая воля, жизнерадостность, исполнительность, терпимость. Такие ценности как: самоконтроль, чуткость, честность, эффективность в делах, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы оказались в списке отвергаемых.

Что касается реализации поставленных ценностей — целей посредством заявленных ценностей — средств, то здесь несколько сложнее выявить какие — либо закономерности, (как в первом случае), однако в принципе добиться, например, материально обеспеченной жизни посредством твёрдой воли и исполнительности возможно, также как и возможно реализовать ценность развлечения посредством ценности жизнерадостности, а наличие хороших верных друзей невозможно без терпимости и воспитанности. Таким образом, мы говорим, что и в данном случае набор инструментальных ценностей соответствует выбранным терминальным ценностям, т. е. средства достижения цели и способ действия соответствуют цели, значит, можно говорить о сформированности у испытуемых системы терминальных и инструментальных ценностей.

Процент реализованности ценностей в данной группе выглядит следующим образом. В списке терминальных ценностей наиболее реализованной оказалась ценность наличия хороших и верных друзей, менее реализованной — ценность познания. В списке инструментальных ценностей все ценности реализованы в среднем на 40−70%. Наиболее реализованной является ценность аккуратности чистоплотности, занимаемая первое место среди приоритетных ценностей, менее реализованной является ценность — непримиримости к недостаткам в себе и других.

Таблица 7. Результаты модификации методики Р. Инглхарта.

Ценностный тип, %.

«Адаптирующиеся».

«Социализирующиеся».

«Индивидуализирующиеся».

Промежуточный тип.

;

45%.

45%.

10%.

Как видно из Таблицы 7 в данной группе доминируют ценности социализации и индивидуализации; небольшой процент людей относится к промежуточному типу, и полностью отсутствуют люди адаптирующегося ценностного типа. Однако надо заметить, что в данной группе ценности адаптации встречаются не только у тех, кто относится к промежуточному типу, но и у тех, у кого доминируют ценности социализации.

Таким образом, структура системы ценностей представителей данной группы выглядит следующим образом: у 45% на первом месте пласт автономных ценностей, а на втором — пласт заимствованных ценностей. У второй половины исследуемой группы:

  • 1. пласт заимствованных ценностей
  • 2. пласт автономных/защитных ценностей

Далее рассмотрим результаты теста СЖО представленные в Таблице 8.

Таблица 8. Результаты теста смысложизненных ориентаций (СЖО).

Шкала.

Средний балл.

Уровень.

Общий показатель ОЖ.

94, 5.

Средний.

Цели.

35,7.

Высокий.

Процесс.

35,55.

Высокий.

Результат.

27,72.

Высокий.

ЛК-Я.

14,1.

Средний.

ЛК-жизнь.

34,1.

Высокий.

Таким образом, в данной исследуемой группе при среднем значении показателя общей осмысленности жизни и локус контроле — я, можно предположить, что для этой группы характерно то, что свои удачи и неудачи они, скорее всего, связывают большей частью с влиянием жизненных обстоятельств, а не со своими личностными особенностями, т. е. нет веры в собственную способность осуществлять контроль за своей жизнью. Но в тоже время по субшкале «цель в жизни», характеризующей наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность, перспективу, в данном случае также были получены высокие показатели, как и в предыдущей группе, что свидетельствует о целеустремлённости, о вере в осуществление поставленных целей. Достаточно высокий показатель по субшкале «процесс жизни» позволяет говорить об эмоциональной насыщенности и наполнености смыслом нынешней жизни. более низкие показатели по субшкале «локус контроля — я» (чем в первой группе), что соответствует представлению данной группы взрослых людей о себе как о личностях, не обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. Это может быть определено большой зависимостью от благополучия детей и семьи в целом, что может сдерживать этих людей для полной личностной самореализации. Таким образом, мы получили множество данных по двум исследуемым группам, что привело нас к необходимости осуществления сравнительного анализа. Нижеследующий анализ полученных результатов позволил нам определить существование особенностей ЦССЛ взрослых людей продолжающих обучение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой