Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.М. Монахов, Ю. А. Первин и другие. Представляется возможным выделить два основных направления развития этого курса: общеобразовательное и прикладное. В начальной стадии становления идея мировоззренческого общеобразовательного курса, основанного на изучении информационных процессов в системах различной природы и кибернетики, получила признание и поддержку в лице ведущих специалистов того времени… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ ВВЕДЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ВВЕДЕНИЕ.------------------------------------------------------------------б
  • ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
    • 1. 1. Предпосылки необходимости формирования информационной культуры современного военного специалиста
    • 1. 2. Информатизация военного образования и информационная подготовка специалистов вооруженных сил в современных условиях
    • 1. 3. Принципы построения методической системы базовой информационной подготовки курсантов
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
    • 2. 1. Деятельностная модель специалиста и ее место в формировании целей информационной подготовки
    • 2. 2. Анализ структуры деятельности современного офицера
    • 2. 3. Методика формирования дерева целей информационной подготовки специалистов для Вооруженных Сил
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 3. 1. Теоретические основы формирования содержания учебной дисциплины в военном вузе
    • 3. 2. Анализ уровня довузовской информационной подготовки. курсантов
    • 3. 3. Методика проектирования содержания базового курса информатики на основе детализации дерева целей обучения
  • ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ БАЗОВОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ
    • 4. 1. Методы обучения базовому курсу информатики курсантов военно-учебных заведений
    • 4. 2. Характеристика средств обучения курсантов базовому курсу информатоки
    • 4. 3. Основные организационные формы обучения курсантов базовому курсу информатики
  • ГЛАВА 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 5. 1. Методические рекомендации по организации изучения базового курса информатики
    • 5. 2. Тестовые задания как форма определения эффективности педагогических систем
    • 5. 3. Количественная оценка предлагаемой методической системы обучения

Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из существенных особенностей современного этапа военно-технического прогресса стала информатизация всех сфер военно-профессиональной деятельности, которая обусловлена объективными потребностями военной практики. Эффективность воинской деятельности, боевая эффективность оружия теперь в большей степени определяются информационным обеспечением, что объясняется резким ростом масштабности и сложности задач, решаемых в современном бою. Все это привело к многократному увеличению обрабатываемой в военно-технических системах (ВТС) информации' с одновременным сокращением времени, отводимого на обработку информации и принятие решений.

Практика показывает, что одним из факторов, обеспечивающих успешность и эффективность профессиональной деятельности современного офицера, является его способность уверенно действовать в современной информационной среде, умело ориентироваться в потоках информации, добывать и обрабатывать информацию, владеть навыками использования информационных технологий (ИТ). Современному военному специалисту необходимо владеть информационной культурой как одной из составляющих культуры вообще.

Формирование необходимого уровня информационной культуры в процессе обучения в современном вузе, в том числе и в военном, должно осуществляться, в соответствии с Концепцией информатизации сферы образования России [178], через систему информационной подготовки, включающую совокупность учебных курсов, направленных на формирование представлений об основах информатики как комплексной учебной дисциплины и основных умений по применению ИГ в будущей профессиональной деятельности. Основой комплекса упомянутых выше дисциплин становится в военных вузах курс информатики.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования самой концепции обучения курсантов военно-учебных заведений информатике ввиду необычайно динамичного развития этой области знаний и возрастания роли, которую играют в современном обществе и ВС информатика и ИТ.

Проблема исследования. Для успешного решения вопросов формирования информационной культуры специалистов ВС, организации информационной подготовки в вузах МО РФ необходима современная научная основа. Отдельные вопросы информатизации военного образования, организации информационной подготовки в военных вузах к настоящему времени разработаны с различной глубиной. Наиболее общие вопросы — основные закономерности, определяющие концепцию формирования информационной культуры офицера, особенно цели и содержание обучения, изучены в меньшей степени. Об этом свидетельствует тот факт, что за последние десять лет не было опубликовано ни одной монографической работы, посвященной рассматриваемой тематике, несмотря на постоянное внимание к ней. В то же время уже созданы необходимые предпосылки для решения проблемы в соответствии с современными задачами. В частности, разработаны методологические основы проведения педагогических исследований, имеется обширная научно-педагогическая литература, отработаны теоретические основы организации обучения информатике в общем и профессиональном образовании России, получили необходимое развитие смежные науки.

Проблемы обучения информатике в высшей школы рассматривали.

B.И. Громыко, К. К. Колин, А .Я. Савельев, Б. А. Сазонов, Ю. Г. Татур,.

C.А. Хрисгочевский и другие специалисты, однако практическое использование результатов перечисленных выше исследований в техническом и естественнонаучном образовании крайне ограничено.

Более проработанными являются вопросы обучения информатике студентов педагогических вузов (работы А. А. Абдукадырова, Ю.С. Брано-вского, ВЛГоровой, С-Р. Домановой, М. И. Жалдака, В. А. Извозчикова, В. И. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, М. П. Дапчика, И. В. Марусевой, И. А. Румянцева, М. В. Шведского и других авторов).

Исследование проблей обучения информатике в педагогических вузах неразрывно связано со школьной информатикой. У истоков внедрения информатики в общеобразовательную школу стояли И. Н. Антипов,.

A.П. Ершов, Г. Л. Звенигородский, АА. Кузнецов, B.C. Леднев,.

B.М. Монахов, Ю. А. Первин и другие. Представляется возможным выделить два основных направления развития этого курса [201]: общеобразовательное и прикладное. В начальной стадии становления идея мировоззренческого общеобразовательного курса, основанного на изучении информационных процессов в системах различной природы и кибернетики [172], получила признание и поддержку в лице ведущих специалистов того времени (академиков А. И. Берга, В. М. Глушкова и других). Однако со второй половины 80-х годов произошла постепенная подмена общеобразовательного содержания курса информатики его прикладным аспектом. Сегодня происходит переосмысление целей и содержания курса, возвращение ему полноценного общеобразовательного значения. Следует отметить, что в целом аналогичным образом проходило и развитие вузовской информатики.

Поскольку рабочим местом современного офицера в отличии, скажем, от инженера-проектировщика или менеджера, становится аппаратура соответствующего звена автоматизированной информационной системы управления войсками, оружием и повседневной деятельностью, при этом в качестве основных параметров выделяются оперативность и качество принимаемых решений [96], то и преподавание информатики в СВО МО РФ имеет ряд специфических особенностей и требует учета особенностей деятельности офицера. В работах В. Н. Захарова, В. Д. Киселева, К. А. Климова,.

М.И. Ломакина, В. А. Матвеева, BJB. Мачулина, B.C. Мдинарадзе, П. П. Мельникова, Ю. М. Погожева, КШ. Плотникова, В. П. Полякова, В. В. Раздорского, АЛ. Сазановича, В. Б. Уткина, В. А. Чобаняна и других авторов рассматриваются отдельные аспекты подготовки в области информатики и ИТ специалистов для Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации (РФ), однако фундаментальных научно-педагогических исследований в этой предметной области не проводилось. Докторских диссертаций по проблемам информатизации военного образования, по теории и методике обучения информатике слушателей и курсантов военно-учебных заведений — важнейшим направлениям педагогики современной высшей военной школы, — нет.

Следует отметить, что в военных академиях и ряде военных университетов и институтов давно хорошо поставлена подготовка специалистов в области программирования, устройства вычислительных машин и систем, использования средств и методов информатики в научных исследованиях. Однако подготовка также специалистов ведется в очень ограниченных количествах для пггабов высокого уровня, полигонов, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. В тоже время реальная информатизации ВС связана с внедрением информационных технологий в системы управления войсками, оружием и повседневной деятельностью в полковом звене, поэтому на сегодняшний день важнейшей задачей системы военного образования (СВО) Министерства обороны (МО) РФ становится формирование информационной культуры у курсантов военно-учебных заведений непрофильных (по отношению к информатике) специализаций.

До недавнего времени перед кафедрами вычислительного профиля вузов МО РФ стояла узкая прикладная задача: дать будущим офицерам самое общее представление об устройстве ЭВМ и основах программирования, поэтому там сложился «программистский» подход к обучению курсайтов, при котором часть курсантов действительно осваивала основы программирования. В тоже время многолетний опыт такого обучения показал, что привитие будущим специалистам — непрофессионалам в области информатики и вычислительной техники навыков программистского мышления является практически бесполезной задачей. При «программистском» подходе к преподаванию информатики достигается результат, явно противоположный поставленной цели. Обучение основам программирования при отсутствии систематической работы в этом направлении порой дает негативный результат и даже, при непонимании логики процесса программирования, ставит непреодолимый психологический барьер, отторгает специалиста от вычислительной техники.

В СВО МО РФ мало внимания уделяется фундаментальным основам информатики, ее мировоззренческому значению, в результате чего базовый курс информатики приобретает ярко выраженную технологическую и прикладную направленность. Можно сказать, что при таком подходе изучаются не основы информатики, а в основном средства информатизации. Очевидно, что углубление технологической направленности не может быть беспредельным, так как, в конечном счете, оно натолкнется на естественные ограничения, порожденные отсутствием или недостаточностью фундаментальных знаний. Давно известно, что медленнее всего стареют фундаментальные знания, именно поэтому обучение в вузе должно проводиться по программам, содержание которых построено именно на основе такого рода знаний. Все это в полной мере относится и к информационной подготовке. Прикладная же сторона подготовки специалиста должна опираться на его фундаментальную теоретическую подготовку.

Изменение целей обучения информатике и информационным технологиям, переход на новые учебные планы и программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) ставят новые задачи перед вузами МО РФ в области информационной подготовки курсантов. Необходимо пересмотреть сложившиеся представления о целях подготовки, содержании курсов, методике преподавания. Можно сказать, что существовавшая до недавнего времени методическая система обучения информатике (МСО) курсантов военно-учебных заведений трансформируется в комплекс методических систем информационной подготовки.

В особо тяжелом положении оказались военно-учебные заведения с небольшой численностью обучаемых, где кафедр информатики и вычислительной техники нет, преподавание ведут 2−3 педагога, сами зачастую не имеющие профессиональной подготовки, а просто освоившие компьютер. Разработка собственного методического обеспечения для вновь вводимых дисциплин информационной подготовки, формирование учебных программ и содержания курсов в соответствии с современными требованиями для них весьма затруднена. Необходимо разработать теоретические основы организации информационной подготовки, которые станут основой практической работы вузов МО по формированию информационной культуры специалиста ВС РФ.

В первую очередь все это относится к базовому курсу информатики, в процессе изучения которого закладывается фундамент информационной культуры будущего офицера. При изучении разделов этого курса у будущего специалиста ВС РФ должна быть сформирована основа знаний и комплекс умений и навыков, необходимых для широкого применения средств и методов информатики в своей будущей профессиональной деятельности. В тоже время сегодня этому курсу в большинстве вузов МО РФ присущи недостатки, аналогичные перечисленным выше недостаткам школьного курса информатики.

Кардинальное изменение роли информатики в обществе и ВС, изменение предметной области «информатика» и взглядов на ее преподавание пришли в противоречие с исторически сложившейся в вузах МО РФ системой обучения. В частности, в результате недостаточной теоретической разработанности методической системы обучения курсантов базовому курсу информатики, в которой еще не нашли своего отражения современные взгляды на структуру учебного предмета области «информатика» и соответствующие им принципы обучения этому предмету, сложилось противоречие между потребностью армии в специалистах, обладающих высокой информационной культурой, и существующим уровнем их подготовки.

Цель исследования — научное обоснование методической системы обучения курсантов базовому курсу информатики, которая отвечает требованиям дидактики и педагогики, реализует основные идеи информатизации военного образования, является основой для формирования фундамента информационной культуры будущего специалиста ВС РФ.

Объект исследования — методическая система обучения базовому курсу информатики курсантов непрофильных (по отношению к информатике) военно-учебных заведений МО РФ.

Предметом исследования являются основные направления совершенствования методической системы обучения курсантов базовому курсу информатики, связанные с формированием информационной культуры военного специалиста, с широкомасштабной информатизацией ВС РФ, со спецификой деятельности современного офицера.

Сравнительный анализ сложившихся взглядов на преподавание базового курса информатики на различных ступенях обучения, анализ психолого-педагогической литературы, изучение практики планирования процесса обучения, а также собственный опыт, приобретенный в течение многолетнего преподавания дисциплин вычислительного профиля в высшей военной школе, позволили определить наиболее актуальные направления, соответствующие происходящим изменениям в СВО МО РФ и сформулировать следующую гипотезу исследования: эффективность обучения информатике курсантов военно-учебных заведений МО РФ существенно повысится, если:

• в обучении информатике будет выделена инвариантная и вариативная частьв рамках инвариантной части (базовой информационной подготовки) будет существенно усилена фундаментальная компонента содержания курса, отражающая его мировоззренческую направленность, а вариативная часть (проблемная, предметная и практическая подготовка) будет построена с учетом принципа профессиональной направленности;

• обучение информатике будет строиться на принципах поэтапности и модульности построения обучения;

• структура формирования информационной культуры специалиста ВС РФ будет построена на основе деятельностной модели.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Провести анализ социального заказа общества и ВС по формированию информационной культуры специалиста, изучить состояние обучения информатике и информационным технологиям в России и за рубежом, определить основные направления информатизации военного образования.

2. Построить деятельностную модель, характеризующую структуру знаний и умений специалиста ВС РФ в области информатики и информационных технологий, и структуру информационной подготовки специалиста в военном вузе.

3. Спроектировать содержание типового базового курса информатики для курсантов военно-учебных заведений, отражающее современный взгляд на образовательную область «информатика», фундаментальность и мировоззренческую направленность курса, а также обеспечивающее преемственность содержания обучения курсантов базовому курсу информатики и содержания обучения информатике в средней школе.

4. Рассмотреть методы преподавания базового курса информатики в военно-учебном заведении, организационные формы и средства обучения базовому курсу информатики.

5. Проверить эффективность разработанных теоретических положений в условиях констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.

Содержание поставленной проблемы определило теоретико-экспериментальный характер исследования. Очевидно, что экспериментальная проверка разработанной методической системы в практике работы военно-учебных заведений возможна лишь при создании учебно-методического комплекса по базовому курсу информатики для курсантов. Тем не менее, для проверки достоверности основных результатов исследования, помимо их теоретического обоснования, в диссертации предпринята попытка практической реализации отдельных элементов построенной МСО в военно-учебных заведениях.

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• анализ научной литературы по философским, социальным, военным и психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ВС и сферы образованияанализ научной литературы по информатике, вычислительной технике, методике преподавания информатики в школе и вузеанализ школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособийизучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта информатизации образования;

• теоретическое исследование проблемы на основе методологии системного подхода;

• математические методы, основанные на теории вероятностей и математической статистике, для моделирования дидактических процессов;

• методы педагогического эксперимента.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в нем выдвинута концепция построения методической системы обучения на основе поэтапности информационной подготовки, деятельностного подхода и реализации требований ГОСа в учебном процессе через дерево целей обучения. На основании этой концепции построена методическая система обучения базовому курсу информатики курсантов военно-учебных заведений.

Теоретическая значимость результатов состоит в обосновании: целесообразности и эффективности формирования информационной культуры специалистов ВС РФ через систему информационной подготовки в военных вузахпринципов построения методической системы обучения базовому курсу информатики курсантов в СВО МО РФ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выдвинутая МСО курсантов базовому курсу информатики позволяет сформировать фундамент информационной культуры будущего специалиста ВС в условиях недостаточной довузовской подготовки абитуриентов. МСО доведена до уровня методик и методических рекомендации и реализована при построении учебного процесса в вузах МО, МВД, Министерства общего и профессионального образования, а разработанные программы, учебные пособия и методические рекомендации широко используются в высших и средних учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность основных положений исследования обусловлены тем, что его основы формировались на основе потребностей военного образования, а само исследование строилось на общепризнанных в отечественной и мировой практике тенденциях информатизации системы образования, ВС и общества в целом.

Основные этапы и организация исследования. Основная часть исследования проводилось в 1983;1999 гг. и отражает динамику развития информатики как науки и как учебной дисциплины.

На первом этапе (1983;1989 гг.) была разработана методическая система обучения курсантов одному из разделов информатики-" Алгоритмизация и программирование". Результатом исследований по этому этапу стали учебно-методических материалы Пермского ВВКИКУ РВ, которые нашли широкое применение в различных учебных заведениях. Реализованный на ЕС ЭВМ авторский вариант учебного алгоритмического языка стал удобным средством освоения основ алгоритмизации и программирования.

Второй этап (1989;1995 гг.) был направлен на анализ направлений развития содержания информатики как учебной дисциплины, на развитие межпредметных связей и на интеграцию обучения информатике в военно-учебных заведения с изучением общенаучных и военно-специальных дисциплин.

Третий этап (1995;1999 гг.) завершил разработку методологических принципов организации информационной подготовки и построения базового курса информатики для курсантов в СВО МО РФ в соответствии с требованиями ГОСа и спецификой подготовки специалистов для ВС РФ. Были разработаны методические материалы, проведена экспериментальная проверка результатов исследования.

Апробация результатов исследования. Ход исследований и его результаты неоднократно обсуждались на кафедрах вычислительного профиля Пермского и Серпуховского военных институтов ракетных войск, Военной Академии РВСН им. Петра Великого, на заседаниях Научно-методической комиссии по информатизации военного образования при Управлении военного образования МО РФ, на годичных заседаниях Академии информатизации образования.

Публикации, составляющие содержание диссертационного исследования, появлялись в процессе продолжительной педагогической, научнометодической и исследовательской работы автора:

— в Пермском и Серпуховском военных институтах ракетных войск (чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий, участие в научно-методических семинарах и конференциях);

— в институтах и на курсах повышения квалификации (обучение информатике и информационным технологиям, методике преподавания информатики учителей, преподавателей вузов, специалистов войсковых частей);

— в виде участия и выступлений: на межвузовских научно-методических конференциях в Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского (1986, 1989, 1996 it.), Военном университете (1987, 1995 it.), Краснодарском ВВКИУ РВ (1997 г.), Пермском ВВКИКУ РВ (1986;1997 гг.), Ростовском ВВКИУ РВ (1991, 1997 гг.), Рижском ВВПУ РВ (1990 г.), Серпуховском ВВКИУ РВ (1993;1998 it.), Пушкинском ВУРЭ ПВО (19 951 997 гг.), Пермском политехническом институте (1988 г.) — на конференциях Академии информатизации образования (1997;1999 гг.) — на 1 Всероссийской конференции учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы (1998 г.) — на Международных конференциях-выставках «Информатизация непрерывного образования» (1997 г.) и «Информационные технологии в образовании» (1997;1998 гг.) — на 6-ой Всероссийской конференции «Информатизация образования — 98» (Курск, 1998 г.).

Результаты работы опубликованы в серии статей в журнале «Информатика и образование» (1986;1998 гг.), в бюллетене «Проблемы информатизации высшей школы» (1997;1998 гг.), в газете «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября») (1998 г.), в журнале «Педагогическая информатика» (1998;1999 гг.), в журнале «Компьютерные программы» (1999 г.), а также в сборниках докладов и тезисов докладов международных, всероссийских, всесоюзных и ведомственных конференций, семинаров и совещаний, в сборниках научных трудов ряда военных и гражданских вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция формирования информационной культуры специалиста ВС РФ через систему информационной подготовки в системе военного образования МО РФ, включающая в себя теоретическое обоснование нового вида подготовки специалистов в военно-учебных заведениях, обеспечивающего жизнь и профессиональную деятельность человека в условиях информатизации общества и ВСобоснование поэтапности информационной подготовки при сохранении ее целостности и направленности на выполнение требований ГОСатеоретическое обоснование принципов информатизации системы военного образования как важнейшего фактора формирования информационной культуры специалиста ВС.

2. Информационная компонента модели военного специалиста, построенная в виде инвариантного фрагмента квалификационной характеристики для непрофильных (по отношению к информатике) специальностей и отражающая комплекс профессиональных, общеобразовательных и мировоззренческих знаний и умений.

3. Структура информационной подготовки специалистов ВС в военно-учебных заведениях, основанная на принципах поэтапности формирования основ информационной культуры специалиста и разделения обучения на инвариантную и вариативную части, которая обеспечивает выполнение социального заказа общества и ВС к уровню информационной культуры выпускников за счет следующих условий: мировоззренческие, фундаментальные основы знаний по информатике закладываются в инвариантной части (базовая информационная подготовка);

• учет специфики военно-профессиональной деятельности осуществляется преимущественно в вариативной части информационной подготовки (проблемная, предметная и практическая информационная подготовка);

• на каждом этапе информационной подготовки необходима своя МСО, отвечающая целям и задачам этапа.

4. Система целей информационной подготовки специалиста в военно-учебном заведении, реализованная с помощью дерева целей обучения и обеспечивающая доведение требований ГОСа в области информатики и ИТ до каждой дидактической единицы курса, что делает цели обучения диагностичными и позволяет построить основу методической системы обучения на каждом этапе информационной подготовки.

5. Методическая система обучения базовому курсу информатики курсантов военно-учебных заведений, формирующая основу информационной культуры специалиста ВС и построенная по следующим принципам:

• общие цели информационной подготовки курсантов находят свое отражение в МСО базовому курсу информатики, а затем в целях изучения разделов, тем и отдельных занятий, что позволяет оценить качество информационной подготовки на каждом ее этапе;

• содержание базового курса информатики должно отражать современный взгляд на информатику как науку и как учебную дисциплину, отвечать требованиям фундаментальности и мировоззренческой направленности, учитывать реальный уровень довузовской подготовки абитуриентов. Наиболее эффективным является построение курса по модульному принципу, при этом содержание детализируется параллельно с детализацией целей обучения;

• специфика методов, средств и организационных форм обучения базовому курсу информатики определяется конкретными особенностями каждого вуза, его учебно-материальной базой (УМБ), профилем подготовки специалистов, &bdquo-уровнем подготовленности преподавательского состава, в тоже время существуют общие, инвариантные положения. Для реализации типовых методов обучения базовому курсу информатики целесообразно использовать следующие формы организации занятий по информатике: лекции по информатике, практические занятия по информатике, семинар по информатике, упражнения по информатике, лабораторные работы по информатике, самостоятельная работа при изучении информатики. Разработка учебных программных сред базовых информационных технологий позволит сосредоточить внимание на принципиальных положениях технологий, а не на тонкостях реализации конкретного программного средства. Такой подход в изучении ИТ является развитием идеи учебных образцов боевой техники и вооружения, на которых идет отработка основных навыков их использования.

6. Система тестовых заданий как средство оценки эффективность разработанной МСО по основным показателям — знаниям и умениям курсантов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и 7 приложений. Общий объем диссертации составляет 370 с. Из них: 229 с. -основной текст, 32 с. — список литературы из 320 наименований. В тексте содержится 20 рисунков и 8 таблиц. Приложение содержит 108 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования были получены следующие основные результаты:

1. Анализ ситуации, сложившейся в российской системе образования в области обучения информатике и ИТ, учет зарубежного опыта, а также прогноз дальнейшего развития СВО МО РФ показывает, что имеют место устойчивые тенденции углубления информатизации военного образования. При этом приоритетной задачей становится формирование информационной культуры специалистов ВС РФ. Инструментом формирования информационной культуры выступает информационная подготовка специалистов в военно-учебных заведениях.

2. Установлено, что необходимый уровень информационной культуры специалистов ВС РФ может быть достигнут, если при организации информационной подготовки в СВО МО РФ будет выделена инвариантная часть, общая для всей массы специальностей, непрофильных по отношению к информатике (базовая информационная подготовка), и вариативная часть, учитывающая характер и профиль подготовки (проблемная, предметная и практическая информационная подготовка).

3. Фундамент информационной культуры специалиста ВС РФ закладывается в процессе изучения базового курса информатики, традиционно ориентированного на изучение основ программирования. Это актуализирует коренной пересмотр и дальнейшее развитие существующей МСО базовому курсу информатики курсантов военно-учебных заведений.

4. В основу формирования целей информационной подготовки специалистов в целом и, в частности, базовой подготовки целесообразно положить деятельностный подход. Это позволяет построить инвариантную информационную компоненту модели военного специалиста в виде фрагмента квалификационной характеристики. Разработана методика дальнейшей детализации требований квалификационной характеристики через построение дерева целей обучения.

5. Предложен подход, обеспечивающийотражению целей обучения в содержании базового курса информатики. Он основан на параллельной детализации целей и содержания обучения, в нем используется модульный принцип построения содержания дисциплины. Структура модуля включает в себя: название модуляпримерное количество часов, отводимых на его изучениезадачи модулядетализированные цели обучения (компоненты вектор-функций) — основные термины и понятиясодержание учебного материалаконтрольные и итоговые вопросы (задания).

При таком проектировании цели обучения становятся диагностич-ными, поскольку в состав модуля входит система контрольных вопросов (заданий). Вместе с целями модуля строится и его содержание, что позволяет при проектировании курса донести требования ГОСа до каждой дидактической единицы, а затем, через методику преподавания — до каждого занятия.

6. Обоснована целесообразность использования в обучении информатике учебных моделей профессиональных программных средств, т. е. их учебных аналогов, что позволяет в процессе изучения основное внимание сконцентрировать на принципиальных положениях, а не на технологических деталях, что позволит в будущем специалистам легко осваивать новые инструментальные программные средства.

7. С помощью системы тестовых заданий и обычных экзаменов показана эффективность разработанной МСО по основным показателямзнаниям и умениям курсантов. Разработанная МСО доведена до уровня учебных программ, структуры и содержания модулей, методических рекомендаций и учебных пособий. В настоящее время данная МСО внедрена в ряде вузов МО РФ. 230.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994. — 334 с.
  2. B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Асс. инженеров-педагогов, 1996. — 192 с.
  3. В.П., Козлов О. А. Методика формирования у курсантов базовых понятий в процессе изучения информатики/В сб. материалов 15-й НТК Серпуховского ВВКИУ. Серпухов, МО, 1996. — №. 181−182.
  4. Т.Р. Методическая система совершенствования обучения курсу основ информатики и вычислительной техники в национальных школах: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Ташкент, 1993.- 19 с.
  5. Ю.А., Козлов О. А. Алгоритмизация и программирование: Конспект лекций по дисциплине «Основы устройства и применениявычислительной техники», ч.1, Пермь: МО, 1990. — 210 с.
  6. М.Б. Тестирование по информатике при поступлении на информационные специальности//Информатика и образование, 1998, № 3. С. 34−39.
  7. М.Б., Швец С. В. Программа авторизованного курса по информатике//Информатика и образование, 1998, № 3. С. 13−28.
  8. В.И. Математический тривиум//Успехи мат. наук, 1991, т. 46, вып.1 (277). С. 225−232.
  9. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974. 244 с.
  10. С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М., 1990. — 84 с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 182 с.
  12. P.M. Методическая система обучения дифференциальным уравнениям в педвузе: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. -М., 1998. 36 с.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1997. — 80 с.
  14. Ю.К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе/В кн.: Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989, — С. 416−434.
  15. И.Ф., Шляго А. Н. Экзаменационные материалы по ин-форматике//Информатика и образование, 1995, № 2. С. 18−28.
  16. Базовый курс информатики: Программа, требования к уроню знаний и умений, примерное поурочное планирование, диагностические тесты. М.: МИПКРО, 1998. — 44 с.
  17. А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и практические разработки профессиограммы выпускников академии. М.: ВПА, 1988.-169 с.
  18. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: Изд-во «Свет», 1997. — 400 с.
  19. В., Михалькевич В. Интегрированная система многоуровневого высшего технического образования//Высшее образование России, 1996,№ 2.-С. 34−40.
  20. О.М. К читателям журнал а//Информатика и образование, 1994, № 1. С. 3.
  21. X. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. СПб., 1997. -58 с.
  22. Берталанфи фон JI. История и статус общей теории сис-тем//Системные исследования. М.: Наука, 1973. — 279 с.
  23. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  24. В .П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  25. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. 144 с.
  26. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. — 144 с.
  27. Е.Ы., Григорьев С. Г. Термины информатики (англо-русско-казахский терминологический словарь): Учебно-методическое пособие. Алматы: Руан, 1998. — 27 с.
  28. А. И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ: Монография. М., 1997.124 с.
  29. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основа информатизации общества и достижения нового качества образования/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, № 1−2. С. 38−45.
  30. А.В. Англо-русский словарь по программированию и информатике. М.: Русский язык, 1987. — 434 с.
  31. П.Г. Создание учебных книг для вузов. М.: МГУ, 1987.61 с.
  32. Е.П. Информатика актуальное направление развития советской науки/В сб. «Кибернетика. Становление информатики». — М.: Наука, 1986. — С. 38−44.
  33. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1968. — 353 с.
  34. Л.Ф., Гольдфарб А. С., Козлов О. А. Попов В.Н. Сборник задач по алгоритмизации и программированию/Под ред. проф. Л. Ф. Викентьева. Пермь: МО, 1984. — 200 с.
  35. Л.Ф., Козлов О. А. Алгоритмический язык для представления алгоритмов решения инженерных задач (АЛРИЗ)/Рукоп. деп. в ВИМИ, инв. № Д6 569, 1985. 32 с.
  36. Л.Ф., Козлов О. А. Алгоритмический язык на ЕС ЭВМ//Информатика и образование, 1988, № 1. С. 56−64.
  37. Л.Ф., Козлов О. А. Практическое использование ЕС ЭВМ в курсовом и дипломном проектировании: Методическое пособие. — Пермь: МО, 1987. 56 с.
  38. Л.Ф., Козлов О. А. Претранслятор к языку ПЛ/1 /Информационный бюллетень. Пермь: ГНТБ, 1989. — 8 с.
  39. Л.Ф., Козлов О. А. Программа перевода с русского алгоритмического языка на ПЛ/1/Сборник программ типовых задач. М.: МО, 1990. — С. 226−232.
  40. Л.Ф., Козлов О. А. Разработка программ и их решение на ЭВМ: Учебно-методическое пособие. Пермь: МО, 1985. — 66 с.
  41. Л.Ф., Козлов О. А. Система автоматизации разработки программ на основе претранслятора с языка формализации профессиональных знаний/Межвузовский сборник научных трудов «Оптимизация и моделирование». Горький, 1988. — С. 10−17.
  42. Л.Ф., Козлов О. А. Технология решения инженерных задач/В сб. «Пути повышения эффективности научных исследований и учебного процесса на основе использования ЭВТ»: Тезисы докладов и сообщений X НТК Пермского ВВКИКУ РВ, 1988. С. 96−97.
  43. Л.Ф., Козлов О. А. Что дает учебный язык с русской лексикой//Информатика и образование, 1988, № 4. С. 120−125.
  44. Л.Ф., Козлов О. А. Язык персональных вычислений: Учебное пособие. Пермь: Пермское книжное издательство, 1987. — 198 с.
  45. Л.Ф., Козлов О. А., Костров А. Ф. ЕС ЭВМ в курсе информатики//Информатика и образование, 1986, № 3. С. 46−50.
  46. Л.Ф., Козлов О. А., Низамутдинов О. Б. Методические указания по составлению заданий на ЭВМ для оперативного контроля успеваемости. Пермь: ППИ, 1986. — 12 с.
  47. Л.Ф., Козлов О. А., Попов В. Н. Альбом иллюстраций по дисциплине «Алгоритмизация и программирование». Пермь: МО, 1983. — 76 с.
  48. Военная психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
  49. Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений/Под ред. A.M. Герасимова, А. А. Деркача, П. П. Крамаренко, Л. Г. Лаптева и др. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996.-314 с.
  50. Т.П., Кашицин BJL, Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). -М.: Изд-во «ИНФОРМАТИК», 1995. 220 с.
  51. М. Вступительный экзамен по ОИВТ//Информатика и образование, 1992, № 3−4. С. 104−108.
  52. Вычислительная техника. Терминология: Справочное пособие. Вып. 1 М.: Изд-во стандартов, 1989. — 544 с.
  53. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.189 с.
  54. М.Г., Семушкина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. М.: НИИВО, 1994. — 136 с.
  55. А.Г., Сенокосов А. И. Программа базового курса «Информатика» для УП-ЕХ классов общеобразовательной шко-лы//Информатика и образование, 1996, № 6. С. 12−16.
  56. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. -М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  57. .С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  58. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.:1. Изд-во СПбУ, 1992. 154 с.
  59. В.П., Низамутдинов О. Б. Опыт приемных экзаменов в ПГТУ//Информатика и образование, 1994, № 2., С. 71−73.
  60. .И., Ловцов Д. А. Информационная борьба как система отношений в информационной среде//Военная мысль, 1997, № 5. С. 36−41.
  61. В.В., Голубев Ю. Н., Иванов А. А., Корольков Ю. М., Перминов В. Г., Соколов Ю. В. Программа информатизации Вооруженных Сил России. (Проблемы информатизации: основные положения). М.: НИИ ВШ, 1992. № 5. — С. 3−5.
  62. О.Я. Готовимся к выпускным экзаме-нам//Информатика и образование, 1995, № 6. С. 57−61.
  63. А.В. Информатика фундаментальная и пршслад-ная//Информатика и образование, 1998, № 6. С. 27−30.
  64. ГОС ВО. Общие требования//Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М.: Московский лицей, 1994. № 6. -11 с.
  65. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». М.: Госкомвуз РФ, 1996. -30 с.
  66. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 27 с.
  67. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Информатика». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 24 с.
  68. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
  69. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 30 с.
  70. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Радиотехника». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 29 с.
  71. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Ракетостроение». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
  72. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Системы автоматического управления летательных аппаратов». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 27 с.
  73. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 27 с.
  74. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Управление и информатика в технических системах». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
  75. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Электроника и автоматика физических установок». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 26 с.
  76. С.В. Информационные технологии и реформа образовательного процесса в вузе//Тезисы докладов бной Всероссийской конференции «Информатизация образования 98», ч. 2, Курск, 1998. — С. 30−33.
  77. В.П. Требования к уровню подготовки абитуриентов в МЭСИ/Информатика и образование, 1994, № 2. С. 61−64.
  78. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1985. — 210 с.
  79. В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: Монография. Орел, 1997. -238 с.
  80. ДударевВ.Т. Определение содержания подготовки специалистов/Научные основы определения содержания подготовки специалистов. Разработка интенсивных дидактических систем (Научно-методические материалы), М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1981. 49 с.
  81. Е.А. Изучение Windows: методика и программное обеспечение//Информатика и образование, 1999, № 3. С. 57−62.
  82. Е.А. От логики к программированию (Пролог в курсе информатики)//Информатика и образование, 1993, № 3−5, 1994, № 3, 6.
  83. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества//Коммунист, 1988, № 2. -С. 8−15.
  84. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре/УИнформатика и образование, 1987, № 6. С. 3−11.
  85. А. П. Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы)//Информатика и образование, 1995, № 1. С. 3−19.
  86. Ю.И. Непараметрические задачи распознавания об-разов//Кибернетика, 1976, № 3. С. 93−103.
  87. Ю.И. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания и классификации//Проблемы кибернетики. М.: Наука, 1978, вып. 33. С. 5−68.
  88. Ю.И., Гуревич И. Н. Распознавание образов и анализ изображений: Искусственный интеллект. В 3-х-кн. Кн. 2. Модели и методы: Справочник/Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990. — 304 с.
  89. В.И. О современной трактовке дидактических принципов//Сов.педагогика, 1978, № 10. С. 66−72.
  90. В.Г. Деятельность специалиста в особых условиях: Психолого-акмеологические основы. М.: РАГС, 1994. — 267 с.
  91. Я.Н. О чем спрашивают на вступительных экзаме-нах//Информатика и образование, 1994, № 2. С. 59−60.
  92. Закон РФ «Об образовании'7/О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“. М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  93. Закон РФ „О высшем и послевузовском образовании“. М.: Новая школа, 1996. — 34 с.
  94. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. — М., 1997. 42 с.
  95. А.А. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания дидактических систем. М.: МИИГА, 1968. — 235 с.
  96. В.В., Маслов Ю. Н., Пяточкин А. Е. и др. Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике. -М.: Высшая школа, 1989. 523 с.
  97. А.И. О философских основах информати-ки//Педагогическая информатика, 1998, № 4. С. 54−64.
  98. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. — 230 с.
  99. Информатика: Учебник/Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.:
  100. Финансы и статистика, 1997. 786 с.
  101. Информатика для средней школы: учебная программа для школ. ЮНЕСКО, Париж, 1994. Пер. с англ. —Новосибирск: изд-во НИИ МИОО Новосибирского госуниверситета, 1996. — 68 с.
  102. ИпатоваЭ., Овчинникова И. Приглашаем в педагогический вуз//Информатика и образование, 1994, № 2. С. 68−70.
  103. Исследование концепций, методов и средств развития и реформирования систем образования на базе информационных технологий/Отчет о НИР. М.: ГосНИИ системной интеграции, 1998. — 41 с.
  104. В.А. Вступительные экзамены по информати-ке//Информатика и образование, 1994, № 2. С. 65−67.
  105. В.А. Об экзаменах по информатике//Информатика и образование, 1996, № 5 С. 121−122.
  106. В.А. Экзаменационные задачи//Информатика и образование, 1996, № 5. С. 123−127.
  107. Л.Л. Модульная интегративная методическая система информационного образования в курсе информатики педагогического вуза: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1996. — 24 с.
  108. Ю.П., Озерский Л. И. Информационные сети как перспектива автоматизации процессов управления войсками//Военная мысль, 1997, № 2, С. 54−58.
  109. А.Н. Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 22 с.
  110. П. Деятельностный подход к проектированию учебного процесса (на примере обучения физике): Автореф. дисс. на со-иск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1998. — 41 о»
  111. В.А. Совершенствование управления войсками: аспект информатизации//Военная мысль, 1997, № 1. С. 59−66.
  112. Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.190 с.
  113. И. В. Моделирование деятельности оператора АСУ: Раздел отчета о НИР «Бунтовщик-917». Серпухов, 1997. — С. 394−418.
  114. А. Нам нужны профессионалы/ТИнженерная газета, 1995, № 52.
  115. Коган EJL, Первин Ю. А. Курс «Информационная культура» -региональный компонент школьного образования//Йнформатгаса и образование, 1995, № 1. С. 68−80.
  116. А.А. Информатизация образования Брестской об-ласти//Информатика и образование, 1999, № 3. С. 33−35.
  117. О.А. Алгоритм прогнозирования параметров движения JIA/B сб. трудов НТК «Проблемы создания БЦВК», кн. 2. М.: Изд-во ИАТ АН СССР, 1981.-С. 78−81.
  118. О.А. Базовый курс школьной информатики в системе непрерывной информационной подготовки специалистов/Тезисы докладов 6-ой Всероссийской конференции «Информатизация образования 98», ч. 1, Курск, 1998.-С. 45−47.
  119. О.А. Взгляд на школьную информатику из преподавательской технического вуза//Информатика (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 1998, № 1.
  120. О.А. Деятельностный подход в разработке информационной компоненты модели профессиональной деятельности специалиста ВС/Материалы 17-й Межведомственной НТК СВИ РВ, ч.1, 1998. -С. 121−122.
  121. О.А. Дидактические проблемы подготовки курсантов военных училищ к работе с информационными системами военного назначения/Бюллетень «Экспертные системы и Пролог в учебном процессе», Йошкар-Ола, 1990. С. 35−42.
  122. О.А. Информационная культура специалиста и методика изучения информационных технологий в высшем образование/Альманах «Информ-ревю», 1998, № 9 (39). С. 12−13.
  123. О.А. Информационные технологии в системе профессиональной подготовки специалистов для вооруженных сил Российской Федерации/В сб. тезисов НТК Пермского ВВКИУ РВ, 1997. С. 231−232.
  124. О.А. Комплексное использование вычислительной техники в системе подготовки курсантов военных училищ Ракетных войска/Информационный бюллетень военных учебных заведений, 1990, № 8. С. 8−14.
  125. О.А. Концептуальные основы информационной подготовки курсантов военных училищ/В сб. научных трудов по НИР «ОБУЧЕНИЕ-8». Серпухов: МО, 1997. — С. 66−72.
  126. О.А. Методика оценки эффективности информационной подготовки курсантов/Материалы 17-й Межведомственной НТК СВИ РВ, 4.1,1998. -С. 122−123.
  127. О.А. Методологические проблемы обеспечения информационной культуры специалистов современных Вооруженных Сил/Педагогическая информатика, 1999, № 1. С. 56−64.
  128. О.А. Научно-методические основы построения методической системы информационной подготовки курсантов военных училищ командно-инженерного профиля/В сб. тезисов 15-й НТК Серпуховского ВВКИУ, МО, 1996. С. 180−181.
  129. О.А. Научно-методический аспект программы информатизации военного образования/Сборник тезисов I Всероссийской научно-методическая конференции «Стратегия развития университетского технического образования в России». М.: МВТУ, 1998. С. 331−332.
  130. О.А. Об опыте перестройки обучения программированию курсантов и офицеров училища/Сб. «Об опыте учебно-методической работы», Пермь: МО, 1988. С. 14−22.
  131. О.А. Офицеры обсуждают проблемы компьютеризации //Информатика и образование, 1989, № 3. С. 136−140.
  132. О.А. Оценка уровня реализации государственного образовательного стандарта по информатике в средней школе/Материалы VII Международной конференции-выставки «Информатизация непрерывного образования», М., 1997. С. 38−39.
  133. О.А. Реализация идей гуманитаризации образования в содержании базового курса информатики для курсантов военно-учебных заведений Ракетных войск/В сб. НТК Ростовского ВВКИУ РВ, 1997. С. 88−89.
  134. О.А. Реализация требований государственного образовательного стандарта в области информатики в системе военно-профессионального образования/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, № 1. с. 42−50.
  135. О.А. Совершенствование компьютерной подготовки курсантов/Материалы ХХП научно-методической конференции академии им. Ф. Э. Дзержинского «Проблемы совершенствования подготовки офицерских кадров», М.: МО, 1986. С. 188−195.
  136. О.А. Современные проблемы информатизации военного образования/ЯТедагогическая информатика, 1998, № 3. С. 53−57.
  137. О.А. Структура базового курса информатики для курсантов военных училищ инженерного, командного и командноинженерного профиля/В сб. тезисов НТК Краснодарского ВВКИУ РВ, 1997. с.105−106.
  138. О.А. Теоретико-методолгические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. -М: МО, 1999. 328 с.
  139. О.А. Тестовые задания как форма определения эффективности педагогических систем/Материалы 17-й Межведомственной НПС СВИРВ, ч.1,1998. С. 125−126.
  140. О.А. Тестовые задания как форма определения эффективности педагогических систем на примере курса информатики/Компьютерные программы, 1999, № 2. С. 44−52.
  141. О.А. Формирование целей современного военно-профессионального образования/Материалы 16-й НТК СВВКИУ. Серпухов, МО, 1997. — С. 188−189.
  142. О.А. Школьная и вузовская информатика: разрыв на стыке/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, № 3−4. С. 24−30.
  143. О.А., Корнеев Н. С. Автоматизация обучения и контроля в довузовской информационной подготовке/В сб. тезисов 15-й НТК
  144. Серпуховского ВВКИУ, МО, 1996. С. 183−184.
  145. О.А., Корнеев Н. С. Методика довузовской информационной подготовки учащихся кадетских классов на основе современных информационных технологий/Материалы 17-й Межведомственной НТК СВИРВ, ч. 1, 1998. С. 128−129.
  146. О.А., Корнеев Н. С. Моделирующие технологии обучения в довузовской подготовке на примере информатики в кадетских классах/В сб. тезисов 15-й НТК Серпуховского ВВКИУ, МО, 1996. -С. 184−185.
  147. О.А., Корнеев Н. С., Скубаев В. В. Информатика. Модуль «ЭВМ как техническое средство реализации информационных технологий»: Учебно-методическое пособие для учащихся кадетских классов. — Серпухов: МО, 1999. 24 с.
  148. О.А., Пастухова Е. В., Солодова Е. А., Холодов Е. Н. Роль структурно-логической схемы при написании компьютеризированного учебника//Информатика и образование, 1998, № 4. С. 44−48.
  149. О.А., Солодова Е. А., Холодов Е. Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютерного учебника//Информатика и образование, 1995, № 3. С. 72−84. •
  150. О.А., Федорычева С. Н. Разработка лингвистической составляющей базового курса информатики для курсантов военных училищ командно-инженерного профиля/С б. научных трудов по НИР «ОБУЧЕНИЕ 8». — Серпухов, МО, 1997. — С. 44−50.
  151. О.А., Шариков С. Б. О программных средствах с «дружественным» интерфейсом и методике их использования в научно-исследовательской деятельности/В сб. тезисов НТК Пушкинского ВУРЭ, 1995.-С. 223−224.
  152. О.А., Шариков С. Б. Программные средства учебного процесса с дружественным интерфейсом/В сб. тезисов XI НТК, Пермь, 1995. С. 223−224.
  153. О.А., Янкович Е. Е. Об оценке качества подготовленности специалистов для Ракетных войск/В сб. тезисов НТК Ростовского ВВКИУ РВ, 1997. С. 90−91.
  154. К.К. Информатика как наука: роль и место информатики в современной системе научного знания. ЛЕКЦИЯ-ДОКЛАД. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. -12 с.
  155. К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества//Проблемы социальной информатики. Вып. 1. М.: Изд-во «Союз», 1995. — С. 25−31.
  156. К.К. Информационные технологии катализатор развития современного общества//Информационные технологии, 1995, № 0. -С. 2−7.
  157. К.К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы//Сб. научн. трудов «Системы и средства информатики». Вып. 8. М.: Наука. Физматлит, 1996. — С. 78−94.
  158. К.К. Фундаментальные проблемы информатики//Сб.научн. трудов «Системы и средства информатики». Вып. 7. М.: Наука. Физматлит, 1995. — С. 89−98.
  159. В.М., Мельников П. П., Харченко М. П. Применение информационных технологий в армиях зарубежных стран. М.: В, А им. Ф.Э. Дзержинского- 1994. — 112 с.
  160. С.А. О доктрине информационной безопасности Российской Федерации//Военная мысль, 1998, № 3. С. 72 -76.
  161. С.А. О методологии оценки эффективности информационной боьбы//Военная мысль, 1997, № 5, №. 42−44.
  162. СЛ. О способах и формах информационной борь-бы//Военная мысль, 1997, № 4, С. 18−22.
  163. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 3−4 (1314), 1998. 322 с.
  164. Концепция развития системы военного образования Вооруженных Сил РФ. М.: УД МО РФ, 1993. — 19 с.
  165. Ю.Л. Экзамен по информатике в университе-те//Информатика и образование, 1997, № 2. С. 46−47.
  166. В .В. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Чебоксары: КЛИО, 1997. — 51 с.
  167. А.Ю. Развитие содержательных линий базового курса информатики в общеобразовательной школе на основе анализа опыта Великобртании: Автореф. дисс. на соиск. учен. стел. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
  168. Г. Г., Цалюк В. З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики//Информатика и образование, 1998, № 7. -С. 93−99.
  169. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Монография. М.:1. Прометей, 1996. 176 с.
  170. Т.А. Разработка модели знаний по информатике выпускника общеобразовательной школы: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
  171. А.А. Контроль и оценка результатов обучения в условиях внедрения стандартов образования//Педагогическая информатика, 1997, № 1.- С. 13−22.
  172. А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике//Информатика и образование, 1994, № 1. С. 3−12.
  173. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1988. — 36 с.
  174. А.А., Морозов В. В., Полуаршинова, А.О. Татур, Н. Д. Угринович. Диагностика знаний и умений учащихся по информати-ке//Информатика и образование, 1998, № 6. С. 8−16.
  175. А.А., Самовольнова Л. Е. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика//Информатика, еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1998, № 37.
  176. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докг. пед. наук. М., 1990, — 38 с.
  177. В.Н. О принципах разработки терминологических стандартов/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1996, № 1, С. 62−64.
  178. К.И. Информационный ресурс и национальная система баз данных и баз знаний высшей школы России. М.: АЕН РФ, 1994. -24 с.
  179. А.Г., Лебедев Г.В, Зайдельман Я. Н. Программакурса информатики//Информатика и образование, 1997, № 5. 69−74.
  180. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСН, 1991. — 242 с.
  181. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации в педагогических вузах: Дисс. в виде научного доклада на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1999. — 81 с.
  182. М.Б., Соколова Е. И. Модульный подход к обучению и возможность его реализации в курсе информатики//Информатика и образование, 1997, № 5. С. 75−80.
  183. B.C. Проблемы структуры содержания общего среднего образования: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1980. — 32 с.
  184. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высш. школа, 1989. -360 с.
  185. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 86 с.
  186. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной шко-ле//Информатика и образование, 1998, № 3. С. 76−78.
  187. Лекции лауреатов премии Тьюринга. М.: Мир, 1993. — 560 с.
  188. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  189. И .Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. М.: Знание, 1978. — 120 с.
  190. А.С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1996. — 39 с.
  191. Д.А. Информационная теория эргасистем: тезаурс. -М.: ВАРВСН, 1998. 132 с.
  192. Е.А., Петров А. В. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Учеб. пособие по спецкурсу. -Волгоград: Перемена, 1996. 100 с.
  193. З.С. Комплексный подход к проектированию спецкурса в техническом вузе: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 24 с.
  194. Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 19 с.
  195. В.Ю., Ракитина Е. А. Учебные задачи в курсе инфор-матики//Информатика и образование, 1998, № 3−4.
  196. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. — 158 с.
  197. А.А., Петухова Н. В. Распределение учебных программ по типам в соответствии с их функциональным назначением/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1996, № 1. С. 51−56.
  198. Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. — 135 с.
  199. Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов ВУЗов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1992. — 36 с.
  200. В.В. Методика контроля и оценки качества подготовки специалистов в высших военно-морских учебных заведениях: Автореф. дисс. на соиск уч. степ. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 22 с.
  201. М.М. Методические рекомендации по разработке учебных планов и программ. Ростов-на-Дону: РВВКИУ, 1994. — 64 с.
  202. Маслова MLM, Шляго А. Н. Материалы к экзамену по информатике городской независимой экзаменационной комиссии/Компьютерные инструменты в образовании, 1998, № 2. С. 3−11.
  203. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  204. В.В., Рюмин В. П., Бурова М. В. Понятийный аппарат концептуальных основ формирования и функционирования системы военного образования офицерских кадров. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. — 84 с.
  205. В.В., Михайловский В. Г., Рюмин В. П. Основы дея-тельностного подхода к подготовке кадров. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 56 с.
  206. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  207. В.А. Вступительный экзамен по информатике/Информатика. (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 1997, № 13.
  208. П.П., Раздорский В. В. Проблемы информатизации военной школы/В сб. «Компьютерная технология обучения в академии: Научно-методические материалы», вып. XXXVIII, М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. — С. 33−37.
  209. Методические рекомендации по разработке квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием. М.: УД МО РФ, 1995. — 13 с.
  210. Мйзин И. А, Синицин И. Н., Доступов Б. Г., Захаров В. Н., Красавин А. Н. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии"/Препринт ИЛИ АН СССР. М., 1991. — 22 с.
  211. М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.-151 с.
  212. Н.В. Новой армии современное оружие//Вестник военной информации, 1997, № 12. — С. 4−6.
  213. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1995. — 360 с.
  214. В.Г., Маркитан Р. В. Концептуальные основы совершенствования управленческой подготовки офицерских кадров в высшем военно-учебном заведении. М.: РВСН, 1995. — 197 с.
  215. А.В. Современный аспект развития образовательной области «Информатика»/Педагогическая информатика, 1998, № 1. С. 3−9.
  216. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Л.: ЛГУ, 1984. -86 с.•. 254
  217. Модульная программа обучения компьютерной науке ЮНЕСКО IFIP. Париж, 1994. Пер. с англ. — Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО Новосибирского Госуниверситета, 1996., — 96 с.
  218. В.М. Введение в школу приложений математики, связанных с использованием ЭВМ: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1973. — 38 с.
  219. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1986. — 36 с.
  220. М.В. Формирование целей и содержания военного образования при переходе к системе непрерывной подготовки офицерских кадров в Войсках противовоздушной обороны: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Тверь, 1996. — 24 с.
  221. Национальный доклад России «Политика в области образования и новые информационные технологии» на П Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1−5 июля 1996 г.//Информатгаеа и образование, 1996, № 5. С. 1−20.
  222. Ю.А. Информация и власть//Информационные ресурсы Росси, 1995, № 3. С. 46−60.
  223. И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: Автореф. дисс. на сосиск. уч. степ, канд. пед. наук. Магнитогорск, 1996. — 24 с.
  224. В.А. О вступительных экзаменах по информатике/Информатика. (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 1997, № 15.
  225. Основы педагогики высшей школы. М.: Моск. технол. ин-т пищевой пром-ти, 1987. — 123 с.
  226. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986.-304 с.
  227. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: Научно-методический сборник. М.: Военный университет, 1995. -101 с.
  228. Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации: Информационные технологии в высшей школе. ОСТ ВШ. Термины и определения 01.002−95/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1996, № 1,-С. 91−100.
  229. А.И. Информационная культура учителя информатики/Шар. асвета, Минск, 1992, № 8. С. 23−44.
  230. Пак Н.И., Симонова A.JI. Методика составления тестовых задание/Информатика и образование, 1997, № 5. С. 27−32.
  231. JI.H. Билеты выпускных экзаменов по информати-ке//Информатика и образование, 1996, № 6. С. 113−118.
  232. Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского М., 1983. — 268 с.
  233. Педагогика высшей школы. Л.: ЛГПИ, 1974. — 116 с.
  234. Ю.А. Информационная культура и информатика: раздельно или слитно?//Информатика и образование, 1995, № 3. С. 11−14.
  235. Е.А. Дидактические условия формирования компьютерно-алгоритмических умений учащихся средней школы: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. лед. наук. М., 1993. — 24 с.
  236. В.В. Теория и практика обучения прикладной информатике в педагогическом вузе на моделях социально-экономических систем: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. СПб., 1998. -48 с.
  237. В.И. Толковый словарь по информатике. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 544 с.
  238. В.А. Исторический опыт развития системы военного образования в России. М.: ВА имени Ф. Э. Дзержинского, 1996. — 55 с.
  239. В.А. Проблемы развития системы военного образования в РВСН//Информационный сборник РВСН № 2. М.: МО РФ, 1994. -С. 4−18.
  240. В.А. Формирование государственного заказа на подготовку офицерских кадров в РВСН и его реализация в учебных планах и программах. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 110 с.
  241. В.А., Федоренко С. А., Щекотихин В. М. Теоретико-методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников ВИПС//Сборник научных трудов ВИПС. Орел: ВИПС, 1996, № 4. — С. 7−13.
  242. Н.В. Исследование, разработка и применение программно-методических комплексов в высшем образовании: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Новосибирск, НГУ, 1995. — 21 с.
  243. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.: Педагогика, 1972. 184 с.
  244. А.И. Информатизация как тенденция развития современного общества. М.: Гуманитарная академия ВС, 1992. — 70 с.
  245. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
Заполнить форму текущей работой