Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации
Диссертация
B.М. Монахов, Ю. А. Первин и другие. Представляется возможным выделить два основных направления развития этого курса: общеобразовательное и прикладное. В начальной стадии становления идея мировоззренческого общеобразовательного курса, основанного на изучении информационных процессов в системах различной природы и кибернетики, получила признание и поддержку в лице ведущих специалистов того времени… Читать ещё >
Содержание
- ПЕРЕЧЕНЬ ВВЕДЕННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
- ВВЕДЕНИЕ.------------------------------------------------------------------б
- ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
- 1. 1. Предпосылки необходимости формирования информационной культуры современного военного специалиста
- 1. 2. Информатизация военного образования и информационная подготовка специалистов вооруженных сил в современных условиях
- 1. 3. Принципы построения методической системы базовой информационной подготовки курсантов
- ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
- 2. 1. Деятельностная модель специалиста и ее место в формировании целей информационной подготовки
- 2. 2. Анализ структуры деятельности современного офицера
- 2. 3. Методика формирования дерева целей информационной подготовки специалистов для Вооруженных Сил
- ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
- 3. 1. Теоретические основы формирования содержания учебной дисциплины в военном вузе
- 3. 2. Анализ уровня довузовской информационной подготовки. курсантов
- 3. 3. Методика проектирования содержания базового курса информатики на основе детализации дерева целей обучения
- ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ БАЗОВОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ
- 4. 1. Методы обучения базовому курсу информатики курсантов военно-учебных заведений
- 4. 2. Характеристика средств обучения курсантов базовому курсу информатоки
- 4. 3. Основные организационные формы обучения курсантов базовому курсу информатики
- ГЛАВА 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 5. 1. Методические рекомендации по организации изучения базового курса информатики
- 5. 2. Тестовые задания как форма определения эффективности педагогических систем
- 5. 3. Количественная оценка предлагаемой методической системы обучения
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 1994. — 334 с.
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Асс. инженеров-педагогов, 1996. — 192 с.
- Авилкин В.П., Козлов О. А. Методика формирования у курсантов базовых понятий в процессе изучения информатики/В сб. материалов 15-й НТК Серпуховского ВВКИУ. Серпухов, МО, 1996. — №. 181−182.
- Азларов Т.Р. Методическая система совершенствования обучения курсу основ информатики и вычислительной техники в национальных школах: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Ташкент, 1993.- 19 с.
- Аляев Ю.А., Козлов О. А. Алгоритмизация и программирование: Конспект лекций по дисциплине «Основы устройства и применениявычислительной техники», ч.1, Пермь: МО, 1990. — 210 с.
- Амзарков М.Б. Тестирование по информатике при поступлении на информационные специальности//Информатика и образование, 1998, № 3. С. 34−39.
- Амзарков М.Б., Швец С. В. Программа авторизованного курса по информатике//Информатика и образование, 1998, № 3. С. 13−28.
- Арнольд В.И. Математический тривиум//Успехи мат. наук, 1991, т. 46, вып.1 (277). С. 225−232.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974. 244 с.
- Архангельский С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М., 1990. — 84 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 182 с.
- Асланов P.M. Методическая система обучения дифференциальным уравнениям в педвузе: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. -М., 1998. 36 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1997. — 80 с.
- Бабанский Ю.К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе/В кн.: Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989, — С. 416−434.
- Базлов И.Ф., Шляго А. Н. Экзаменационные материалы по ин-форматике//Информатика и образование, 1995, № 2. С. 18−28.
- Базовый курс информатики: Программа, требования к уроню знаний и умений, примерное поурочное планирование, диагностические тесты. М.: МИПКРО, 1998. — 44 с.
- Барабанщиков А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и практические разработки профессиограммы выпускников академии. М.: ВПА, 1988.-169 с.
- Башмаков М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: Изд-во «Свет», 1997. — 400 с.
- Бекренев В., Михалькевич В. Интегрированная система многоуровневого высшего технического образования//Высшее образование России, 1996,№ 2.-С. 34−40.
- Белоцерковский О.М. К читателям журнал а//Информатика и образование, 1994, № 1. С. 3.
- Бендарчик X. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в Польше: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. СПб., 1997. -58 с.
- Берталанфи фон JI. История и статус общей теории сис-тем//Системные исследования. М.: Наука, 1973. — 279 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Беспалько В .П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. 144 с.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. — 144 с.
- Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С. Г. Термины информатики (англо-русско-казахский терминологический словарь): Учебно-методическое пособие. Алматы: Руан, 1998. — 27 с.
- Благодаров А. И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ: Монография. М., 1997.124 с.
- Богатырь Б.Н. Приоритетное преподавание информатики как основа информатизации общества и достижения нового качества образования/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, № 1−2. С. 38−45.
- Борковский А.В. Англо-русский словарь по программированию и информатике. М.: Русский язык, 1987. — 434 с.
- Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. М.: МГУ, 1987.61 с.
- Велихов Е.П. Информатика актуальное направление развития советской науки/В сб. «Кибернетика. Становление информатики». — М.: Наука, 1986. — С. 38−44.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1968. — 353 с.
- Викентьев Л.Ф., Гольдфарб А. С., Козлов О. А. Попов В.Н. Сборник задач по алгоритмизации и программированию/Под ред. проф. Л. Ф. Викентьева. Пермь: МО, 1984. — 200 с.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Алгоритмический язык для представления алгоритмов решения инженерных задач (АЛРИЗ)/Рукоп. деп. в ВИМИ, инв. № Д6 569, 1985. 32 с.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Алгоритмический язык на ЕС ЭВМ//Информатика и образование, 1988, № 1. С. 56−64.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Практическое использование ЕС ЭВМ в курсовом и дипломном проектировании: Методическое пособие. — Пермь: МО, 1987. 56 с.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Претранслятор к языку ПЛ/1 /Информационный бюллетень. Пермь: ГНТБ, 1989. — 8 с.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Программа перевода с русского алгоритмического языка на ПЛ/1/Сборник программ типовых задач. М.: МО, 1990. — С. 226−232.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Разработка программ и их решение на ЭВМ: Учебно-методическое пособие. Пермь: МО, 1985. — 66 с.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Система автоматизации разработки программ на основе претранслятора с языка формализации профессиональных знаний/Межвузовский сборник научных трудов «Оптимизация и моделирование». Горький, 1988. — С. 10−17.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Технология решения инженерных задач/В сб. «Пути повышения эффективности научных исследований и учебного процесса на основе использования ЭВТ»: Тезисы докладов и сообщений X НТК Пермского ВВКИКУ РВ, 1988. С. 96−97.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Что дает учебный язык с русской лексикой//Информатика и образование, 1988, № 4. С. 120−125.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А. Язык персональных вычислений: Учебное пособие. Пермь: Пермское книжное издательство, 1987. — 198 с.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А., Костров А. Ф. ЕС ЭВМ в курсе информатики//Информатика и образование, 1986, № 3. С. 46−50.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А., Низамутдинов О. Б. Методические указания по составлению заданий на ЭВМ для оперативного контроля успеваемости. Пермь: ППИ, 1986. — 12 с.
- Викентьев Л.Ф., Козлов О. А., Попов В. Н. Альбом иллюстраций по дисциплине «Алгоритмизация и программирование». Пермь: МО, 1983. — 76 с.
- Военная психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
- Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений/Под ред. A.M. Герасимова, А. А. Деркача, П. П. Крамаренко, Л. Г. Лаптева и др. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996.-314 с.
- Воронина Т.П., Кашицин BJL, Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). -М.: Изд-во «ИНФОРМАТИК», 1995. 220 с.
- Воронова М. Вступительный экзамен по ОИВТ//Информатика и образование, 1992, № 3−4. С. 104−108.
- Вычислительная техника. Терминология: Справочное пособие. Вып. 1 М.: Изд-во стандартов, 1989. — 544 с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.189 с.
- Гарунов М.Г., Семушкина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. М.: НИИВО, 1994. — 136 с.
- Гейн А.Г., Сенокосов А. И. Программа базового курса «Информатика» для УП-ЕХ классов общеобразовательной шко-лы//Информатика и образование, 1996, № 6. С. 12−16.
- Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. -М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.:1. Изд-во СПбУ, 1992. 154 с.
- Гладков В.П., Низамутдинов О. Б. Опыт приемных экзаменов в ПГТУ//Информатика и образование, 1994, № 2., С. 71−73.
- Глазов Б.И., Ловцов Д. А. Информационная борьба как система отношений в информационной среде//Военная мысль, 1997, № 5. С. 36−41.
- Головкин В.В., Голубев Ю. Н., Иванов А. А., Корольков Ю. М., Перминов В. Г., Соколов Ю. В. Программа информатизации Вооруженных Сил России. (Проблемы информатизации: основные положения). М.: НИИ ВШ, 1992. № 5. — С. 3−5.
- Гольдшлаг О.Я. Готовимся к выпускным экзаме-нам//Информатика и образование, 1995, № 6. С. 57−61.
- Горячев А.В. Информатика фундаментальная и пршслад-ная//Информатика и образование, 1998, № 6. С. 27−30.
- ГОС ВО. Общие требования//Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М.: Московский лицей, 1994. № 6. -11 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». М.: Госкомвуз РФ, 1996. -30 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 27 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Информатика». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 24 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 30 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Радиотехника». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 29 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Ракетостроение». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Системы автоматического управления летательных аппаратов». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 27 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 27 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Управление и информатика в технических системах». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Электроника и автоматика физических установок». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 26 с.
- Гостев С.В. Информационные технологии и реформа образовательного процесса в вузе//Тезисы докладов бной Всероссийской конференции «Информатизация образования 98», ч. 2, Курск, 1998. — С. 30−33.
- Грибанов В.П. Требования к уровню подготовки абитуриентов в МЭСИ/Информатика и образование, 1994, № 2. С. 61−64.
- Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1985. — 210 с.
- Гусев В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: Монография. Орел, 1997. -238 с.
- ДударевВ.Т. Определение содержания подготовки специалистов/Научные основы определения содержания подготовки специалистов. Разработка интенсивных дидактических систем (Научно-методические материалы), М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1981. 49 с.
- Еремин Е.А. Изучение Windows: методика и программное обеспечение//Информатика и образование, 1999, № 3. С. 57−62.
- Ерохина Е.А. От логики к программированию (Пролог в курсе информатики)//Информатика и образование, 1993, № 3−5, 1994, № 3, 6.
- Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества//Коммунист, 1988, № 2. -С. 8−15.
- Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре/УИнформатика и образование, 1987, № 6. С. 3−11.
- Ершов А. П. Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы)//Информатика и образование, 1995, № 1. С. 3−19.
- Журавлев Ю.И. Непараметрические задачи распознавания об-разов//Кибернетика, 1976, № 3. С. 93−103.
- Журавлев Ю.И. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания и классификации//Проблемы кибернетики. М.: Наука, 1978, вып. 33. С. 5−68.
- Журавлев Ю.И., Гуревич И. Н. Распознавание образов и анализ изображений: Искусственный интеллект. В 3-х-кн. Кн. 2. Модели и методы: Справочник/Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990. — 304 с.
- Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов//Сов.педагогика, 1978, № 10. С. 66−72.
- Зазыкин В.Г. Деятельность специалиста в особых условиях: Психолого-акмеологические основы. М.: РАГС, 1994. — 267 с.
- Зайдельман Я.Н. О чем спрашивают на вступительных экзаме-нах//Информатика и образование, 1994, № 2. С. 59−60.
- Закон РФ «Об образовании'7/О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“. М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
- Закон РФ „О высшем и послевузовском образовании“. М.: Новая школа, 1996. — 34 с.
- Захарова Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. — М., 1997. 42 с.
- Золотарев А.А. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания дидактических систем. М.: МИИГА, 1968. — 235 с.
- Зотов В.В., Маслов Ю. Н., Пяточкин А. Е. и др. Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике. -М.: Высшая школа, 1989. 523 с.
- Иезуитов А.И. О философских основах информати-ки//Педагогическая информатика, 1998, № 4. С. 54−64.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. — 230 с.
- Информатика: Учебник/Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.:
- Финансы и статистика, 1997. 786 с.
- Информатика для средней школы: учебная программа для школ. ЮНЕСКО, Париж, 1994. Пер. с англ. —Новосибирск: изд-во НИИ МИОО Новосибирского госуниверситета, 1996. — 68 с.
- ИпатоваЭ., Овчинникова И. Приглашаем в педагогический вуз//Информатика и образование, 1994, № 2. С. 68−70.
- Исследование концепций, методов и средств развития и реформирования систем образования на базе информационных технологий/Отчет о НИР. М.: ГосНИИ системной интеграции, 1998. — 41 с.
- Каймин В.А. Вступительные экзамены по информати-ке//Информатика и образование, 1994, № 2. С. 65−67.
- Каймин В.А. Об экзаменах по информатике//Информатика и образование, 1996, № 5 С. 121−122.
- Каймин В.А. Экзаменационные задачи//Информатика и образование, 1996, № 5. С. 123−127.
- Кайнина Л.Л. Модульная интегративная методическая система информационного образования в курсе информатики педагогического вуза: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1996. — 24 с.
- Калинин Ю.П., Озерский Л. И. Информационные сети как перспектива автоматизации процессов управления войсками//Военная мысль, 1997, № 2, С. 54−58.
- Калиниченко А.Н. Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 22 с.
- Карпиньчик П. Деятельностный подход к проектированию учебного процесса (на примере обучения физике): Автореф. дисс. на со-иск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1998. — 41 о»
- Кежаев В.А. Совершенствование управления войсками: аспект информатизации//Военная мысль, 1997, № 1. С. 59−66.
- Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.190 с.
- Киримов И. В. Моделирование деятельности оператора АСУ: Раздел отчета о НИР «Бунтовщик-917». Серпухов, 1997. — С. 394−418.
- Киселев А. Нам нужны профессионалы/ТИнженерная газета, 1995, № 52.
- Коган EJL, Первин Ю. А. Курс «Информационная культура» -региональный компонент школьного образования//Йнформатгаса и образование, 1995, № 1. С. 68−80.
- Козинский А.А. Информатизация образования Брестской об-ласти//Информатика и образование, 1999, № 3. С. 33−35.
- Козлов О.А. Алгоритм прогнозирования параметров движения JIA/B сб. трудов НТК «Проблемы создания БЦВК», кн. 2. М.: Изд-во ИАТ АН СССР, 1981.-С. 78−81.
- Козлов О.А. Базовый курс школьной информатики в системе непрерывной информационной подготовки специалистов/Тезисы докладов 6-ой Всероссийской конференции «Информатизация образования 98», ч. 1, Курск, 1998.-С. 45−47.
- Козлов О.А. Взгляд на школьную информатику из преподавательской технического вуза//Информатика (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 1998, № 1.
- Козлов О.А. Деятельностный подход в разработке информационной компоненты модели профессиональной деятельности специалиста ВС/Материалы 17-й Межведомственной НТК СВИ РВ, ч.1, 1998. -С. 121−122.
- Козлов О.А. Дидактические проблемы подготовки курсантов военных училищ к работе с информационными системами военного назначения/Бюллетень «Экспертные системы и Пролог в учебном процессе», Йошкар-Ола, 1990. С. 35−42.
- Козлов О.А. Информационная культура специалиста и методика изучения информационных технологий в высшем образование/Альманах «Информ-ревю», 1998, № 9 (39). С. 12−13.
- Козлов О.А. Информационные технологии в системе профессиональной подготовки специалистов для вооруженных сил Российской Федерации/В сб. тезисов НТК Пермского ВВКИУ РВ, 1997. С. 231−232.
- Козлов О.А. Комплексное использование вычислительной техники в системе подготовки курсантов военных училищ Ракетных войска/Информационный бюллетень военных учебных заведений, 1990, № 8. С. 8−14.
- Козлов О.А. Концептуальные основы информационной подготовки курсантов военных училищ/В сб. научных трудов по НИР «ОБУЧЕНИЕ-8». Серпухов: МО, 1997. — С. 66−72.
- Козлов О.А. Методика оценки эффективности информационной подготовки курсантов/Материалы 17-й Межведомственной НТК СВИ РВ, 4.1,1998. -С. 122−123.
- Козлов О.А. Методологические проблемы обеспечения информационной культуры специалистов современных Вооруженных Сил/Педагогическая информатика, 1999, № 1. С. 56−64.
- Козлов О.А. Научно-методические основы построения методической системы информационной подготовки курсантов военных училищ командно-инженерного профиля/В сб. тезисов 15-й НТК Серпуховского ВВКИУ, МО, 1996. С. 180−181.
- Козлов О.А. Научно-методический аспект программы информатизации военного образования/Сборник тезисов I Всероссийской научно-методическая конференции «Стратегия развития университетского технического образования в России». М.: МВТУ, 1998. С. 331−332.
- Козлов О.А. Об опыте перестройки обучения программированию курсантов и офицеров училища/Сб. «Об опыте учебно-методической работы», Пермь: МО, 1988. С. 14−22.
- Козлов О.А. Офицеры обсуждают проблемы компьютеризации //Информатика и образование, 1989, № 3. С. 136−140.
- Козлов О.А. Оценка уровня реализации государственного образовательного стандарта по информатике в средней школе/Материалы VII Международной конференции-выставки «Информатизация непрерывного образования», М., 1997. С. 38−39.
- Козлов О.А. Реализация идей гуманитаризации образования в содержании базового курса информатики для курсантов военно-учебных заведений Ракетных войск/В сб. НТК Ростовского ВВКИУ РВ, 1997. С. 88−89.
- Козлов О.А. Реализация требований государственного образовательного стандарта в области информатики в системе военно-профессионального образования/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, № 1. с. 42−50.
- Козлов О.А. Совершенствование компьютерной подготовки курсантов/Материалы ХХП научно-методической конференции академии им. Ф. Э. Дзержинского «Проблемы совершенствования подготовки офицерских кадров», М.: МО, 1986. С. 188−195.
- Козлов О.А. Современные проблемы информатизации военного образования/ЯТедагогическая информатика, 1998, № 3. С. 53−57.
- Козлов О.А. Структура базового курса информатики для курсантов военных училищ инженерного, командного и командноинженерного профиля/В сб. тезисов НТК Краснодарского ВВКИУ РВ, 1997. с.105−106.
- Козлов О.А. Теоретико-методолгические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. -М: МО, 1999. 328 с.
- Козлов О.А. Тестовые задания как форма определения эффективности педагогических систем/Материалы 17-й Межведомственной НПС СВИРВ, ч.1,1998. С. 125−126.
- Козлов О.А. Тестовые задания как форма определения эффективности педагогических систем на примере курса информатики/Компьютерные программы, 1999, № 2. С. 44−52.
- Козлов О.А. Формирование целей современного военно-профессионального образования/Материалы 16-й НТК СВВКИУ. Серпухов, МО, 1997. — С. 188−189.
- Козлов О.А. Школьная и вузовская информатика: разрыв на стыке/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, № 3−4. С. 24−30.
- Козлов О.А., Корнеев Н. С. Автоматизация обучения и контроля в довузовской информационной подготовке/В сб. тезисов 15-й НТК
- Серпуховского ВВКИУ, МО, 1996. С. 183−184.
- Козлов О.А., Корнеев Н. С. Методика довузовской информационной подготовки учащихся кадетских классов на основе современных информационных технологий/Материалы 17-й Межведомственной НТК СВИРВ, ч. 1, 1998. С. 128−129.
- Козлов О.А., Корнеев Н. С. Моделирующие технологии обучения в довузовской подготовке на примере информатики в кадетских классах/В сб. тезисов 15-й НТК Серпуховского ВВКИУ, МО, 1996. -С. 184−185.
- Козлов О.А., Корнеев Н. С., Скубаев В. В. Информатика. Модуль «ЭВМ как техническое средство реализации информационных технологий»: Учебно-методическое пособие для учащихся кадетских классов. — Серпухов: МО, 1999. 24 с.
- Козлов О.А., Пастухова Е. В., Солодова Е. А., Холодов Е. Н. Роль структурно-логической схемы при написании компьютеризированного учебника//Информатика и образование, 1998, № 4. С. 44−48.
- Козлов О.А., Солодова Е. А., Холодов Е. Н. Некоторые аспекты создания и применения компьютерного учебника//Информатика и образование, 1995, № 3. С. 72−84. •
- Козлов О.А., Федорычева С. Н. Разработка лингвистической составляющей базового курса информатики для курсантов военных училищ командно-инженерного профиля/С б. научных трудов по НИР «ОБУЧЕНИЕ 8». — Серпухов, МО, 1997. — С. 44−50.
- Козлов О.А., Шариков С. Б. О программных средствах с «дружественным» интерфейсом и методике их использования в научно-исследовательской деятельности/В сб. тезисов НТК Пушкинского ВУРЭ, 1995.-С. 223−224.
- Козлов О.А., Шариков С. Б. Программные средства учебного процесса с дружественным интерфейсом/В сб. тезисов XI НТК, Пермь, 1995. С. 223−224.
- Козлов О.А., Янкович Е. Е. Об оценке качества подготовленности специалистов для Ракетных войск/В сб. тезисов НТК Ростовского ВВКИУ РВ, 1997. С. 90−91.
- Колин К.К. Информатика как наука: роль и место информатики в современной системе научного знания. ЛЕКЦИЯ-ДОКЛАД. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. -12 с.
- Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества//Проблемы социальной информатики. Вып. 1. М.: Изд-во «Союз», 1995. — С. 25−31.
- Колин К.К. Информационные технологии катализатор развития современного общества//Информационные технологии, 1995, № 0. -С. 2−7.
- Колин К.К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы//Сб. научн. трудов «Системы и средства информатики». Вып. 8. М.: Наука. Физматлит, 1996. — С. 78−94.
- Колин К.К. Фундаментальные проблемы информатики//Сб.научн. трудов «Системы и средства информатики». Вып. 7. М.: Наука. Физматлит, 1995. — С. 89−98.
- Колышев В.М., Мельников П. П., Харченко М. П. Применение информационных технологий в армиях зарубежных стран. М.: В, А им. Ф.Э. Дзержинского- 1994. — 112 с.
- Комов С.А. О доктрине информационной безопасности Российской Федерации//Военная мысль, 1998, № 3. С. 72 -76.
- Комов С.А. О методологии оценки эффективности информационной боьбы//Военная мысль, 1997, № 5, №. 42−44.
- Комов СЛ. О способах и формах информационной борь-бы//Военная мысль, 1997, № 4, С. 18−22.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 3−4 (1314), 1998. 322 с.
- Концепция развития системы военного образования Вооруженных Сил РФ. М.: УД МО РФ, 1993. — 19 с.
- Косткж Ю.Л. Экзамен по информатике в университе-те//Информатика и образование, 1997, № 2. С. 46−47.
- Коханов В .В. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Чебоксары: КЛИО, 1997. — 51 с.
- Кравцова А.Ю. Развитие содержательных линий базового курса информатики в общеобразовательной школе на основе анализа опыта Великобртании: Автореф. дисс. на соиск. учен. стел. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
- Кравченко Г. Г., Цалюк В. З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики//Информатика и образование, 1998, № 7. -С. 93−99.
- Кручинина Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Монография. М.:1. Прометей, 1996. 176 с.
- Кувалдина Т.А. Разработка модели знаний по информатике выпускника общеобразовательной школы: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
- Кузнецов А.А. Контроль и оценка результатов обучения в условиях внедрения стандартов образования//Педагогическая информатика, 1997, № 1.- С. 13−22.
- Кузнецов А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике//Информатика и образование, 1994, № 1. С. 3−12.
- Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1988. — 36 с.
- Кузнецов А.А., Морозов В. В., Полуаршинова, А.О. Татур, Н. Д. Угринович. Диагностика знаний и умений учащихся по информати-ке//Информатика и образование, 1998, № 6. С. 8−16.
- Кузнецов А.А., Самовольнова Л. Е. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика//Информатика, еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1998, № 37.
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докг. пед. наук. М., 1990, — 38 с.
- Кузубов В.Н. О принципах разработки терминологических стандартов/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1996, № 1, С. 62−64.
- Курбаков К.И. Информационный ресурс и национальная система баз данных и баз знаний высшей школы России. М.: АЕН РФ, 1994. -24 с.
- Кушнеренко А.Г., Лебедев Г.В, Зайдельман Я. Н. Программакурса информатики//Информатика и образование, 1997, № 5. 69−74.
- Лаптев Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСН, 1991. — 242 с.
- Лапчик М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации в педагогических вузах: Дисс. в виде научного доклада на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1999. — 81 с.
- Лебедева М.Б., Соколова Е. И. Модульный подход к обучению и возможность его реализации в курсе информатики//Информатика и образование, 1997, № 5. С. 75−80.
- Леденев B.C. Проблемы структуры содержания общего среднего образования: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1980. — 32 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высш. школа, 1989. -360 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 86 с.
- Леднев B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной шко-ле//Информатика и образование, 1998, № 3. С. 76−78.
- Лекции лауреатов премии Тьюринга. М.: Мир, 1993. — 560 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лернер И .Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. М.: Знание, 1978. — 120 с.
- Лесневский А.С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1996. — 39 с.
- Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем: тезаурс. -М.: ВАРВСН, 1998. 132 с.
- Локтюшина Е.А., Петров А. В. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Учеб. пособие по спецкурсу. -Волгоград: Перемена, 1996. 100 с.
- Лукина З.С. Комплексный подход к проектированию спецкурса в техническом вузе: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 24 с.
- Лучко Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 19 с.
- Лыскова В.Ю., Ракитина Е. А. Учебные задачи в курсе инфор-матики//Информатика и образование, 1998, № 3−4.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. — 158 с.
- Мальцев А.А., Петухова Н. В. Распределение учебных программ по типам в соответствии с их функциональным назначением/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1996, № 1. С. 51−56.
- Макарова Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. — 135 с.
- Макарова Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов ВУЗов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1992. — 36 с.
- Марьясов В.В. Методика контроля и оценки качества подготовки специалистов в высших военно-морских учебных заведениях: Автореф. дисс. на соиск уч. степ. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 22 с.
- Маслов М.М. Методические рекомендации по разработке учебных планов и программ. Ростов-на-Дону: РВВКИУ, 1994. — 64 с.
- Маслова MLM, Шляго А. Н. Материалы к экзамену по информатике городской независимой экзаменационной комиссии/Компьютерные инструменты в образовании, 1998, № 2. С. 3−11.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
- Мачулин В.В., Рюмин В. П., Бурова М. В. Понятийный аппарат концептуальных основ формирования и функционирования системы военного образования офицерских кадров. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. — 84 с.
- Мачулин В.В., Михайловский В. Г., Рюмин В. П. Основы дея-тельностного подхода к подготовке кадров. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 56 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Машовцев В.А. Вступительный экзамен по информатике/Информатика. (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 1997, № 13.
- Мельников П.П., Раздорский В. В. Проблемы информатизации военной школы/В сб. «Компьютерная технология обучения в академии: Научно-методические материалы», вып. XXXVIII, М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. — С. 33−37.
- Методические рекомендации по разработке квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием. М.: УД МО РФ, 1995. — 13 с.
- Мйзин И. А, Синицин И. Н., Доступов Б. Г., Захаров В. Н., Красавин А. Н. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии"/Препринт ИЛИ АН СССР. М., 1991. — 22 с.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.-151 с.
- Михайлов Н.В. Новой армии современное оружие//Вестник военной информации, 1997, № 12. — С. 4−6.
- Михайловский В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1995. — 360 с.
- Михайловский В.Г., Маркитан Р. В. Концептуальные основы совершенствования управленческой подготовки офицерских кадров в высшем военно-учебном заведении. М.: РВСН, 1995. — 197 с.
- Могилев А.В. Современный аспект развития образовательной области «Информатика»/Педагогическая информатика, 1998, № 1. С. 3−9.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Л.: ЛГУ, 1984. -86 с.•. 254
- Модульная программа обучения компьютерной науке ЮНЕСКО IFIP. Париж, 1994. Пер. с англ. — Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО Новосибирского Госуниверситета, 1996., — 96 с.
- Монахов В.М. Введение в школу приложений математики, связанных с использованием ЭВМ: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1973. — 38 с.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1986. — 36 с.
- Мурашко М.В. Формирование целей и содержания военного образования при переходе к системе непрерывной подготовки офицерских кадров в Войсках противовоздушной обороны: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Тверь, 1996. — 24 с.
- Национальный доклад России «Политика в области образования и новые информационные технологии» на П Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1−5 июля 1996 г.//Информатгаеа и образование, 1996, № 5. С. 1−20.
- Нисневич Ю.А. Информация и власть//Информационные ресурсы Росси, 1995, № 3. С. 46−60.
- Овчинникова И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: Автореф. дисс. на сосиск. уч. степ, канд. пед. наук. Магнитогорск, 1996. — 24 с.
- Орлов В.А. О вступительных экзаменах по информатике/Информатика. (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), 1997, № 15.
- Основы педагогики высшей школы. М.: Моск. технол. ин-т пищевой пром-ти, 1987. — 123 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986.-304 с.
- Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: Научно-методический сборник. М.: Военный университет, 1995. -101 с.
- Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации: Информационные технологии в высшей школе. ОСТ ВШ. Термины и определения 01.002−95/Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1996, № 1,-С. 91−100.
- Павловский А.И. Информационная культура учителя информатики/Шар. асвета, Минск, 1992, № 8. С. 23−44.
- Пак Н.И., Симонова A.JI. Методика составления тестовых задание/Информатика и образование, 1997, № 5. С. 27−32.
- Паламарчук JI.H. Билеты выпускных экзаменов по информати-ке//Информатика и образование, 1996, № 6. С. 113−118.
- Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского М., 1983. — 268 с.
- Педагогика высшей школы. Л.: ЛГПИ, 1974. — 116 с.
- Первин Ю.А. Информационная культура и информатика: раздельно или слитно?//Информатика и образование, 1995, № 3. С. 11−14.
- Перевалова Е.А. Дидактические условия формирования компьютерно-алгоритмических умений учащихся средней школы: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. лед. наук. М., 1993. — 24 с.
- Персианов В.В. Теория и практика обучения прикладной информатике в педагогическом вузе на моделях социально-экономических систем: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. СПб., 1998. -48 с.
- Першиков В.И. Толковый словарь по информатике. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 544 с.
- Пестов В.А. Исторический опыт развития системы военного образования в России. М.: ВА имени Ф. Э. Дзержинского, 1996. — 55 с.
- Пестов В.А. Проблемы развития системы военного образования в РВСН//Информационный сборник РВСН № 2. М.: МО РФ, 1994. -С. 4−18.
- Пестов В.А. Формирование государственного заказа на подготовку офицерских кадров в РВСН и его реализация в учебных планах и программах. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 110 с.
- Петров В.А., Федоренко С. А., Щекотихин В. М. Теоретико-методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников ВИПС//Сборник научных трудов ВИПС. Орел: ВИПС, 1996, № 4. — С. 7−13.
- Петухова Н.В. Исследование, разработка и применение программно-методических комплексов в высшем образовании: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук Новосибирск, НГУ, 1995. — 21 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.: Педагогика, 1972. 184 с.
- Пирогов А.И. Информатизация как тенденция развития современного общества. М.: Гуманитарная академия ВС, 1992. — 70 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.