Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике: На примере экономических и энергетических специальностей классического университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры студентов происходит при изучении дисциплины «Информатика». В настоящее время учебный курс информатики изучается практически во всех вузах стран мира. При этом тенденция к распространению данного курса в сфере образования. продолжает нарастать. Причина этого заключается устойчивым ростом социальной потребности в изучении информатики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ
    • 1. Г. Проблема применения дистанционных технологий в учебном 15 процессе вуза в отечественной и зарубежной теории и практике
      • 1. 2. Роль и место дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике в классическом универ- 24 ситете
      • 1. 3. Конструкторско-педагогические и методические условия при- 44 менения дистанционных технологий в системе самостоятельной- работы студентов по информатике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ' ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" В СИСТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ] ПО ИНФОРМАТИКЕ
    • 2. 1. Методика постановки эксперимента по проверке эффективно- 57 сти применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике
    • 2. 2. Оценка и анализ результатов применения дистанционных тех- 64 нологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике
  • Выводы по второй главе

ГЛАВА 3- ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

3.1. Технология разработки дистанционных курсов для использова- 77 ния- в системе самостоятельной работы студентов по информатике экономических и энергетических специальностей

3.2. Методика использования дистанционных курсов в системе са- 94 мостоятельной работы по информатике экономических и энергетических специальностей

Выводы по третьей главе

Применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике: На примере экономических и энергетических специальностей классического университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема совершенствования системы самостоятельной работы в высшей школе всегда являлась объектом междисциплинарных исследований (философии, психологии, педагогики, социологии и др. наук). За идею развития самостоятельности обучаемых высказывались виднейшие классики педагогики В. П. Вахтеров [18], П. С. Лесгафт [73], К. Д. Ушинский [124] и др. Последнее десятилетие вызвало усиление интереса к этой проблеме по причине возрастающей потребности современного информационного общества в высококвалифицированных. работниках-специалистах, способных к самостоятельным действиям и ответственным решениям.

Меняющиеся требования к уровню подготовки специалиста и его индивидуальным качествам явились причиной реформирования системы образования во многих странах мира, в том числе и в России [36]. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 2-го поколения (ГОС ВПО) в значительной степени сориентированы на усиление объема самостоятельной работы студентов, что и объясняет важность эффективной организации системы самостоятельной работы студентов в условиях классического университета.

В исследованиях Е. Л. Белкина [9], Б. П. Есипова [43], А. С. Лынды [76], А. В. Усовой [123] и др. ученых отмечается, что организация системы самостоятельной работы студентов на основе традиционных для высшей школы средств далеко не всегда эффективна.

Анализ работ ВЛ-Г Барсукова [7], В. В. Давыдкова [34], Н. А. Инькова [52], Е. С. Полат [36], А. Н. Тихонова [120] и др. дают нам основания предположить, что одним из путей решения проблемы повышают эффективность системы самостоятельной работы студентов является использование дистанционных технологий обучения. Важность развития дистанционных технологий обучения подчеркивается академиком РАО, профессором Б. С. Гершунским при определении приоритетов образовательно-педагогического прогнозирования на-XXI-век [28].

Так, М. А. Чошанов считает, что технология обучения — Это составная! процессуальная часть дидактической системы [131].

Руководящим документом применения дистанционных технологий является «Методика применения дистанционных образовательный технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации», утвержденная приказом Минобразования России от 18Л2.02 № 4452 [98].

На современную постановку проблемы применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы, в том числе и в системе высшего профессионального образования, существенное влияние оказали педагогические и психологические теории (концепции), разработанные отечественными учеными: программированного общения В. П. Беспалько [11] ¦ ' JI.H.Ланды [66], А. Г. Молибога [82], Н. Ф. Талызиной [115]- деятельностного подхода.

A.Н.Леонтьева [71], С. Л. Рубинштейна [105], Н. Ф. Талызиной [116]- зоны ближайшего развития Л. С. Выготского [22]- поэтапного формирования умственных действий’П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной [121] - психологии общения А. А. Леонтьева [70]- развивающего обучения В. В. Давыдова [35], Д. Б. Эльконина [136]- концепции личностно-ориентированнбго обучения.

B.В.Серикова [109], И. С. Якиманской [138].

Проблемы^ использованияинформационных, в том числе дистанционных, технологий в зарубежных странах рассматриваются в раббтах Amadco А. 142], Bork А. 143], Hebenstreit J. 144], Holtmerg В. 145], Keegan D. 147], Ronald G. 148]- Saddik Abdulmotaleb [149], М. Бондарева [16]- М. М. Забелиной [44], Е. Ю. Лаптевой [67], Г. В. Можаевой [82], А. А. Новиковой [91], Е. НЛстребцевой [141]. Вопросы их использования в учебном процессе отечественной системы образования раскрываются в работах О. М. Владыко.

20], Т. П. Ворониной [21], В: В. Гузеева [33], В. П. Долматова [38], Н. Г. Коренской [63], Д. Г. Левитеса [68], Н. В:Масловой [78], Е. И. Машбиц [79], А. И. Промптова [61], И. В. Роберта [102], В. В. Рубцова [106], О. К. Филатова [125], Г. А. Шильниковой [133] и др.

Практический опыт разработки дистанционных технологий различной ориентации, а также методика их использования в учебном процессе накоплен в работах А. А. Андреева [3, 4]- Д. А. Богдановой [14], М. Ю. Бухаркина [92], И. Г. Захаровой [47], Т. С. Назаровой [85], А. Н. Романова [103], А. НЛихонова [120].

В свою очередь, круг проблем, связанных с проектированием, организацией и управлением системы самостоятельной работы, очерчен в исследованиях В. К. Буряка [17], В. М. Вергасова [19], Л. Г. Вяткина [24], В. Е. Голуновой [29], Н. П. Ерастова [42], Б. П. Есипова [43], В. Я. Звездина [48], В. А. Козакова [59], Ю. А. Лениной [69], В. С. Листенгартена [74], А. С. Лынды [76], И.В.Сеч-киной [110], А. В. Соловова [113], Ю. Г. Холода [128], Г. И. Щукиной [135] и др. Психологические аспекты рассматриваемой проблемы раскрываются в работах O. Bi Долматова [38], А. М. Матюшкина [101], В. В. Рубцова [106], С. В. Чебровской [130]- В. Д. Шадрикова [132], В. А^Якунина [139] и др. Особую значимость для нашего исследования имеют научные труды В1Н. Алдуманкова [2], В. В. Давыдкова [34], О. В. Ильиной [50], Т. А. Каменевой [54], П. И. Пидкасистого [25, 95], Е. В. Филимоновой [126], в которых раскрываются наиболее полные комплексы вопросов по применению дистанционных технологий в самостоятельной познавательной-деятельности студентов.

В сети Internet в среде WWW дистанционные технологии реализуются, главным образом, в виде дистанционных курсов. Актуальность их разработки и применения определяется установками Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.01 № 630 [97]. Их анализ показывает отсутствие должной эффектовности использования дистанционных технологий в системы самостоятельной работы студентов. Это объясняется, на наш взгляд, методической незавершенностью применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов.

Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры студентов происходит при изучении дисциплины «Информатика». В настоящее время учебный курс информатики изучается практически во всех вузах стран мира. При этом тенденция к распространению данного курса в сфере образования. продолжает нарастать. Причина этого заключается устойчивым ростом социальной потребности в изучении информатики, а главное в использовании информационных технологий в повседневной деятельности: В материалах ЮНЕСКО указывается, что число специалистов, эффективно использующих компьютеры и информационные технологии в своей профессиональной деятельности, увеличилось к 2000 г. по сравнению с 1970 г. с 5% до 64% [146]. Эта потребность обусловлена стремительным развитием средств информационно-вычислительной, техники и: связи, проникновением информационных технологий практически во все сферы социальной практики и настоятельной необходимостью их эффективного использования в интересах решения целого ряда актуальных социально-экономических проблем.

Наибольший объем изучения курса «Информатика» среди нематематических специальностей классического университета предусмотрен для экономических и энергетических специальностейсогласно ГОС ВПО: Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналомсредств и методов информатики, определяет, внутреннее содержание учебного курса «Информатика» экономических и энергетических специальностей классического университета не только на получение компьютерной грамотности, но и на приобретение более глубоких знании в области технического, программного и информационного обеспечения средств вычислительной техники, а также в области новых информационных технологий.

Целостная реализация этой потребности невозможна без учета необходимости включения в систему самостоятельной работы студентов по информатике классического университета дистанционных технологий, базирующихся на применении информационных. Вместе с тем, как показал анализ научно-методической литературы, практики обучения й методики преподавания курса «Информатика» в классическом университете, система самостоятельной работы студентов по информатике в структуре экономических и энергетических специальностей остается довольно традиционной. Она не обеспечивает рост качественной успеваемости, дифференциации обучения.

Все вышеизложенное указывает на наличие противоречий между:

— потребностью современного общества: в высококвалифицированных специалистах с высоким уровнем самостоятельности и недостаточной готовностью вузов в их подготовке;

— необходимостью проектирования1 новых схем организации системы самостоятельной работы по информатике энергетических и экономических специальностейв классическом университете и стабильностью педагогических традиций в выборе ее организации в массовом: обучении (устоявшимся педагогическим менталитетом);

— значительным количеством разработок в области дистанционных технологий и их методической незавершенностью с позиций, применения в системе самостоятельной работы студентов.

Таким образом, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость определили тему нашей' диссертационной работы: «Применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике (на примере экономических и энергетических специальностей классического университета)» .

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике экономических и энергетических специальностей в условиях классического университета.

Объектом исследования выступает система самостоятельной работы студентов.

Предмет исследования является процесс применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике экономических и энергетических специальностей в классическом университете.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике экономических и энергетических специальностей в условиях классического университета будет эффективным, если:

— обоснованы определение, роль и место дистанционных технологий в системе самостоятельной работы;

— выделена совокупность педагогических условий конструирования и методики успешного применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов;

— созданы технология разработки и методика применения дистанционного курса для использования в системе самостоятельной работы студентов экономических и энергетических специальностей.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы применения дистанционных технологий в: системе самостоятельнойработы студентов и обосновать определение, роль, место, критерии и уровни эффективности дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике.

2. Выявить конструкторско-педагогические и методические условия для эффективного применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы по информатике.

3. Разработать и апробировать на практике технологию построения и методику использования дистанционного курса по информатике в системе самостоятельной работы студентов экономических и энергетических специальностей классического университета.

Методологической основой исследования являются научные труды по проблемам компьютерного обучения (А.А. Андреева, Б. С. Гершунский, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Н. Тихонов, О.К.Филатов) — научные положения теории деятельности в процессе познания (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин,.

A.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина) — концепция личностно-ориентированного обучения (В.В.Сериков, М.С.Якиманская) — основные принципы системного подхода (В.П.Беспалько, Н.В.Блауберг), фундаментальные работы ведущих отечественных ученых-дидактов Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткинатруды, посвященные формированию самостоятельности (В.К.Буряк, М: Г. Гарунов, Б. П. Есипов, В. К. Козаков, А. С. Лында,.

B.Я.Ляудис, П.И.Пидкасистый) — научные положения теории кибернетики (Р.Ф.Абдеев, А. И. Берг, А.Д. Урсул).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1. Теоретические методы исследования (изучение и систематизация психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме диссертациианализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных программ, методических пособий по информатике для экономических и энергетических специальностей классического университета);

2. Эмпирические методы педагогического исследования (педагогическое включенное наблюдение, групповое тестирование, экспертная оценка, констатирующей и формирующий педагогический эксперимент);

3. Математические методы обработки информации (корреляционный анализ, непараметрический анализ, графическое отображение результатов исследования).

Базой исследования является Дмурский государственный университет. Исследованием охвачены экономические (0604, 0605, 0606) и энергетические (0104, 1001,1002, 1004, 1005) специальности.

Исследование проводилось с 2000 по 2004 г. г. и включало три этапа:

На первом, поисково-теоретическом этапе (2000;2001 г. г.), осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, подготовка и проведение констатирующего этапа исследованияопределение предмета, гипотезы, методологии и методов научного исследования.

На втором, поисково-эмпирическом этапе (2001 -2003 г. г.) разрабатывались экспериментальные дистанционные курсы обучения, осуществлялась их апробацияпроводился формирующий этап исследованияуточнялся библиографический список литературыосуществлялась математико-статистическая обработка результатов исследования.

На третьем, заключительном этапе (2003;2004 г. г.) проводилась оценка результатов эксперимента, осуществлялись подведение итогов исследования, формулировка выводов, окончательное оформление текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснованы понятие, роль и место дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике в условиях классического университета;

— выделен комплекс конструкторско-педагогических и методических условий эффективного применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике;

— разработаны технология создания и методика применения дистанционного курса «Информатика» для использования в системе самостоятельной работы студентов по информатике экономических и энергетических специальностей классического университета., ,. ,.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1) предложена система самостоятельной работы студентов по информатике с применением дистанционных технологий в условиях классического университета;

2) разработан дистанционный курс «Информатика» для экономических и энергетических специальностей классического университета-, .

3)' апробирована эффективность применения дистанционных технологий в форме дистанционного курса, реализующего комплекс педагогических условий конструирования и методики его использования в системе самостоятельной студентов по информатике экономических и энергетических специальностей классического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система самостоятельной работы студентов по информатике в условиях классического университета включает следующие элементы: цель, содержание (принципы, методика, учебно-материальная база), методы, средства, формы обучения^ процесс, мотивацию, самоорганизациюкритерии и результат.

2. Комплекс педагогических условий конструирования и. методики эффективного применения дистанционных технологий в системе: самостоятельной работы студентов по информатике определяет особенности структуры представления информации, формы представления информации, содержания информации (учебно-методической базы дисциплины), проведения мониторин.

1. I га, соотношения форм обучения, формирования умений самоорганизации- 3: Технология разработки дистанционного курса «Информатика» на примере экономических и энергетических специальностей классического университета включает 2 ступени: конструирование информационной части курса и его программную реализацию в виде обучающего Web-сайта. Обязательными элементами информационной части курса являются: рабочая программа курса, график учебного процесса, учебно-методическая база, глоссарий дисциплины, итоговый контроль, обратная связь, Web-ссылки.

4. Методика применения"дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике экономических и энергетических специальностей классического университета включает вопросы проведения аудиторной работы (лекционных и лабораторных занятий), внеаудиторной деятельностииспользования форм обучения, мониторинга и обратной связи.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими положениями, адекватностью выбранных методов исследования его целям, объекту, предмету ш задачам исследования, этапным характером экспериментальной работы, статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация результатов исследованияРезультаты диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на 13-ой международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях» (Санкт-Петербург, 2000 г.) — региональной научно-методической конференции «Внутривузовская система контроля качества образования» (Хабаровск, 2001 г.) — международной научно-методической конференции «Университетское образование и регионы» (Пермь, 2001 г.) — 3-ей научной конференции «Физика: фундаментальные и прикладные исследования, образование» (Благовещенск, 2002 г.) — международной научно-практической конференции «Региональная система профессионального образования России: история, культурно-идеологические перспективы i развития» (Пермь, 2003 г.) — региональной научно-практической конференции «Проблемы социума, образования и науки в Дальневосточном регионе» (Свободный, 2004 г.).

Внедрение результатов исследования. Научно-теоретические результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс экономического и энергетического факультетов Амурского государственного университета, специальности 351 400 — Прикладная информатика в экономике и менеджменте Хакасского государственного университета.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на 13-ой и 17-ой международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях» (Санкт-Петербург, 2000 г., 2004 г.) — VIII международной: электронной научной конференции «Информационные технологии Enit-2000» (Ульяновск, 2000 г.) — региональной научно-методической конференции «Внутривузовская система контроля качества образования» (Хабаровск, 2001 г.).- международной научно-методической конференции «Университетское образование и регионы» (Пермь, 2001 г.) — 3-ей научной конференции «Физика: фундаментальные и прикладные исследования, образование» (Благовещенск, 2002 г.).- международной научно-практической конференции «Региональная система профессионального образования России: история, культурно-идеологические перспективы развития» (Пермь, 2003 г.) — региональной научно-практической конференции «Проблемы социума, образования и науки в Дальневосточном регионе» (Свободный, 2004 г.).

Внедрение результатов исследования.

Научно-теоретические результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс экономического и энергетического факультетов Амурского государственного университета, специальности 351 400 Прикладная информатика в экономике и менеджменте Хакасского государственного университета.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 149 наименований и приложения. Текст диссертации снабжен 12 таблицами, 16 рисунками, выполненных в виде графиков, схем. Общий объём диссертации составляет 124 страницы и приложения.

Выводы по второй главе.

Экспериментальное применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике экономических и энергетических специальностей классического университета позволило сделать следующие выводы:

1. Методика проведения исследования: включала констатирующий и формирующий эксперименты.

2. В результате выполнения констатирующего экспериментального исследования установлено существование тесной зависимости между уровнем самостоятельности студентов и значениями мотивационного, содержательно-операционного и самоорганизационного показателей;

3. Формирующий педагогический эксперимент подтвердил мысль о том, что для эффективного применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов необходим учет перечисленных педагогических условий. Как показал эксперимент, каждое условие работает на повышение уровня самостоятельности студентов, но статистически значимый эффект достигается лишь при реализации всего комплекса выделенных условий.

4. Итоги заключительного формирующего эксперимента показали, что реализованный в технологии разработки и методики применения дистанционного курса, комплекс конструкторско-педагогических и методических условий является необходимыми и достаточными. Он способствует формированию и развитию у студентов такого качества как самостоятельность.

Глава 3. Технология разработки и методика использования дистанционных курсов в системе самостоятельной работы студентов по информатике на примере экономических и энергетических специальностей классического университета.

3.1. Технология разработки дистанционных курсов для использования в сис теме самостоятельной работы студентов по информатике экономических и энергетических специальностей.

Проведенное в предыдущих главах теоретическое обоснование и экспериментальная проверка применения дистанционных технологий? в системе самостоятельной"работы, студентов? по информатике позволяет рассматривать дистанционныйкурс как особую, основанную на дистанционной технологииформу предоставления содержания учебной дисциплины. В данном параграфе будет рассмотрена технология t разработки дистанционных курсов на примере созданного нами курса дистанционкого обучения по информатике для * организации самостоятельной работы студентов > экономического и энергетического факультета классического университе.

I’та.

Технология разработки дистанционных курсов включает две основные ступени, каждая из которых содержит в себе несколько этапов. На первой ступени технологии проектируется и разрабатывается информационная часть курса, на второй ступени? осуществляется его программная реализация.

Опираясь на важнейшие науковедческие идеи Р.Ф.АбдееваА.И.Берга, А. Д. Урсула и др., раскрывающие сущность теоретико-информационного подхода к возникновению нового знания, первая ступень проектирования информационного ресурса и выявления его основного содержания представляет собой динамический процесс сбора, систематизации и переработки научнойинформации с целью получения нового знания, способов и процедур качественного преобразования информации, повышение уровня ее организованности.

Первоначальным этапом проектирования информационной части курса является изучение нормативных документов специальности (ГОС, учебного плана и др.) с целью выяснения места, роли и часового объема изучения ! курса в программе подготовки специалиста. На данном этапе определяется, для кого предназначен курс (контингент), для чего он предназначен (линии содержания), уровень сложности изучения дисциплины. Изучение FOG ВПО, проведенное в 1.2, позволяет отнести дисциплину «Информатика» для экономических и энергетических специальностей ко второму уровня сложности, по сравнению с уровнями изучения на математических и гуманитарных специальностях.. «¦

Выясненное на первом этапе положение кого и чему учить позволяет приступить к установлению пространства знаний науки, подлежащего усвоению. Источником, подлежащего: усвоениюматериала являются учебные пособия, учебники, научные работы по дисциплине.

Основными параметрами конкретного понятия являются две категории: атрибуты (свойства) и подклассы (видовые понятия) [51]: При выявлении понятий предметной области науки, важно определять категорию принадлежности понятия подпространству классов или подпространству атрибутов. В приложение 1 представлены выявленные учебные понятия, подлежащие усвоению при изучении курса «Информатики» .

Понятие совместно с его атрибутамипредставляют структурный узел [51]. Выявленные структурные узлы пространства знаний науки, подлежащие усвоению, взаимосвязываются в общую структуру с помощью определенных отношений (связей). Структурирование пространства знаний представляет собой процесс анализа подклассов предметной области и синтеза в структуры, не зависящие от программной реализации.

О.В. Долженков и В. Л. Шатуновский определяет важность выбора модели представления данных. Чем лучше структурирована и систематизирована совокупность знанийподлежащих усвоению, чем в большей степени обучающимся ясны цели изучения и значимость овладения данной системой знаний и уменийтем легче и прочнее эти знания и умения усваиваются [37].

Наиболее распространенной недоступной в использовании, моделью представления данных является иерархическая модель или древовидныйграф [ 1.3, с.46]. Начальным элементом — вершиной графа является первичное родовое понятие пространства знаний. Родовое понятие порождает несколько видовых понятий, каждое из которых в свою очередь является родовым для порождаемых им видовых понятий более низкого уровня. Чем дальше от вершины, тем большее количество понятий содержится в данном срезе (области знаний).

Элементы, связанные иерархическими отношениямиподчиняются следующим требованиям:

1) вершинойграфа является один элемент — основное понятие пространства знаний;

2) — каждое, видовое понятие на более низком уровне связано только с одним родовым понятиемнаходящимся на более высоком уровне;

3): к каждому элементу пространства знаний существует единственный путь от основного элемента.

Наиболее часто древовидная структура пространства знаний науки" объемна, что затрудняет ее полное изображение на бумаге. Целесообразно на первом шагеизображение ориентированного графа трех уровней вложенности. Структура такого графа изображена на рис. 6.

На втором шаге изображается отдельная ветвь графа1 для каждого понятия третьего уровня. Если глубина вложения графа достаточно велика, то возможно разбиение ветви графа на несколько отдельных рисунков до > достижения конечного элемента. На рис. 7 представлено продолжение ветви древовидной структуры для узла третьего уровня «Программное обеспечение» .

1.. If I,.

Рис. 6. Трехуровневое пространство знаний начальных элементов дисциплины «Информатика» .

Пространство знаний науки в виде древовидной структуры разбивается на отдельные темы. В современных педагогических технологиях наибо.

Рис. 7. Древовидная ветвь подкласса понятия «Программирование» лее эффективно использование модульных технологий. Крупные темы с небольшим числом обязательных для усвоения элементов способствуют целостности! усвоения материала, что соответствует новой образовательной парадигме глобального. информационного образования [33]. Деление на блоки и модули представленного пространство знаний науки осуществляется согласно выделенным линиям: содержания курсаМодуль — часть ориентированного графа пространства знаний, раскрывающая: структуру конкретного понятия.

Модульное деление пространства знаний науки осуществляется на относительно равные по объему части, чем обеспечивается равномерность загрузки студента на протяжении учебного процесса изучения дисциплины. Нет точного определения оптимального количества уровней понятий, рассматриваемых в модуле. Однако: не следует включать в один модуль ветвь графа по размеру более 160×25 символов (размер 2-х экранов компьютера), что затруднит его визуальное восприятие [1.3, с.45]. С другой стороны, небольшие по объему модули, приводят к увеличению их коли' ¦. I, I, чества (иногда до тридцати в течение одного семестра), что кажется необозримым для студента, и не способствует самостоятельной работы над курсом [1 12].

При. изучении дисциплины более одного семестра удобно модули объединять в более крупные блоки, по объему соответствующие отдельному семестру. Например, по дисциплине «Информатика» были выделены блоки «Основы представления* обработки* защиты информационных процессов на ЭВМ», «Алгоритмизация и программирование» ^.

Анализ структурированного пространства знаний* подлежащего ус*.. I, воению по дисциплине «Информатика» для экономических и энергетических специальностей, позволил разделить его на модули, объемом вложения — понятий от двух до четырех уровней. Для первого блока курса были выделены следующие модули изучения:

1. Информатика. Информация, ее представление.

21 Аппаратное обеспечение комйьютера.

3. Системное программное обеспечение.

4. Прикладное программное обеспечение.

5. Информационные системы. Базы данных. СУБД.

6. Компьютерные сети. Интернет. Защита информации в сетях.

Шестым, этапом технологии разработки дистанционных курсов для организации самостоятельной работы студентов является, содержательное наполнение выделенных модулей. В общем случае модуль должен включать в себя целеполагание (перечень знаний, умений и навыков, которые должны быть получены обучающимися в результате работы над 'модулем), обязательные теоретическую и практическую части, задания для входного и выходного контроля, учебные задачи.

На первом шаге определения содержания модуля уже известны знания, включаемые в модуль, в соответствие с ориентированным графом пространства знаний дисциплины. Необходимо определить какие понятия являются обязательными для изучения, какие относятся к дополнительным (по выбору). Перечень знаний модуля позволяет выявить умения и навыки, формируемые на основе изученных понятий. На основе выработанных знаний, умений и навыков модуля Определяется при необходимости тематика входного контроля. Определяются направления творческих заданий. Задания выходного контроля охватывают применение всех базовых знаний, умений и навыков, формируемых в модуле^ и дополнительно не описываются. На данном шаге определятся только форма контроля: учебные задачи, контрольные вопросы, тесты и т. д.

В табл. 11 приведен пример описания содержания отдельного модуля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ПрйХрйММКО* 0""СЕШЧ"НПв. Qrwpoj1. Сйфашш оятема Mt-Гп1. ОЫжюмунга"рсгачтч1 WiruW Отращюшах скстата Wed^t njpt&l Огоргстонки сяслмл адя^ш* п/рлб i Зачтено" хккта"Огарэдвдннадотстали ШтЛдщ w1. Ънjmuoi"1. Фмсюлм струиянщш1. Команду дня
  2. Р"бРШС фаПКЛПЧЛ KJOUtOTVitttt Ml. Dm
  3. Рис. 8. Понедельный i-рафик учебного процесса по информатике.
  4. Для организации взаимосвязи в процессе работы над курсом формируются данные обратной связи с преподавателями курса (рис. 9).Сврдтиап спнзьт
  5. Кафедра общей математики к информатики находится в главном корпусе АмГУ в 336 ауд. (3 этаж)
  6. Вы гаожагге u-гправкгь сиойщенне
  7. Ваше имя: 1 Ваш E-mail анрес: * Киму сообщение:1. Ваше сообщение: л.1. ТАМакар-чук0 Л, Ме ль югге кк о1. О-В.Чугунова
  8. Послать сообщение ¦ Очистить форму ¦
  9. Рис. 9, Диалог обратной связи по информатике.
  10. В разделе «Ссылки» указываются ключевые слова для перемещения по Web-адресам к научно-методической информации, телеконференциям, олимпиадным заданиям по тематике курса (рис. 10, И).
  11. Телеконференции (oiiufiH опытом)1. Олимпиады
  12. Научно-методические пособия
  13. Базовое программное обеспечение Гкт. н Львовский М Б)
  14. Мк-Dos, НС, WC. ни, Windows
  15. Операционные системы Windows v.', Windows ЖСО, Н rtw. y ч, Jm:-.
  16. Информационные технологии (tnffech)
  17. Гтатьи, новопии лента. научные конференции
  18. Дорога ь будущее (здепрокная версия книги Билла Гейтса)1.temet-TexHonoriiH
  19. Научно-иетоди чески е пособияооиен ОПЫТОМ)1. Олиипиады1. Форумы для обмена опытом
  20. Прикладные программы Windows Windows ЖЮ Басы данных Office 2000 MS Effitl1. Delphi i
  21. КщоЛ язык программирования выбрать дня звуллий?1. Пр о гр аммир ов аниепомогите первокурсницу с DELPHI
  22. Проблема с Internet Fxptoret1. Интернет1. Сети
  23. Созд.^ниэ веб-сайтов Псмогте найти рвфврм Hardwars, -. Woid Графита N etwaie
  24. На этапе завершения проектирования и разработку содержания информационной части дистанционного курса выделяются следующие направления: рабочая программа, график учебного процесса, глоссарий дисциплины, итоговый контроль, обратная связь, Web-ссылки.
  25. Normal (default font) • 1 (3 pO • Ж К 3 Ш S Ш |= 1= «» .—----- S — Д.3
  26. View С: dn^nloimHogiloa.Hmи тою вый контроль осуществляется по окончание каждого семестра На его выполнение отводится 30 мин Он представлен в виде вопросов открытого типе вопрос с продолжением).
  27. Если контроль осуществляется с целью самоконтроля, то Вы сможете самостоятельно проверить Ваши ответы П? и контроле, i оценки семестровые знаний, Вани работы проверит преподаватель
  28. Каждый вопрос оценивается 1 баллом, при неполном ответе вопрос оценивается в промежутке 3 1V1.,
  29. Задала оценивается максимально в «5» балов Оценке выставляется по следую щ<1м критериям: 90% от общрй суммы. ¦4'- от 75% Со 30%, «Г- вогке 5WS.
  30. Bbi6epwe 1 ¦.вместе 2 семестр1. Mo, malXHTMLXPtSyiew7|,|J
Заполнить форму текущей работой