Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии обучения в сотрудничестве («Мозаика», «Учимся вместе» и др.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Случайным выбором любого из членов группы для представления классу общего результата деятельности группы. Используются весьма разнообразные способы случайного определения тех учащихся, которым предстоит отвечать; например, отвечают те, у кого раньше других будет день рождения, или те, у кого самая светлая одежда, или те, в чьем полном имени больше всего букв и т. п. Выбор наугад уравнивает шансы… Читать ещё >

Технологии обучения в сотрудничестве («Мозаика», «Учимся вместе» и др.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие подходы к организации кооперативного обучения обоснованы в 70-х годах прошлого века американскими педагогами Р. Славиным (университет Джона Хопкинса), Р. Джонсоном и Д. Джонсоном (университет Миннесота) и группой ученых университета Дж. Аронсона (Калифорния).

Важно сразу же отметить, что кооперативное обучение имеет мало общего с уже становящейся привычной групповой работой (группы учащихся по 4—6 человек получают задания, выполняют их, а затем отчитываются у доски за выполненную работу). В традиционной организации взаимодействия учащихся в группах усматриваются, как минимум, два типичных недостатка: 1) часто находятся ученики, которые отсиживаются и не проявляют желаемой активности, поскольку наиболее подготовленные школьники норовят все сделать сами; 2) отчеты групп и их представителей, несмотря на призывы учителя, почти никто не слушает.

Принципы (элементы) технологии кооперативного обучения

Первый элемент — положительная взаимозависимость обучаемых предполагает такую организацию образовательного процесса, когда учащиеся действуют в соответствии с пониманием, что общий успех группы возможен лишь при условии высокой активности и эффективности деятельности каждого члена группы. Положительная взаимная зависимость обеспечивается различными средствами:

  • Ш четким определением учебного задания для всей группы;
  • Ш сообщением, что участники могут достичь цели только и только в том случае, если все члены группы ее достигнут; положительную взаимозависимость по цели можно организовать, проинформировав группу об ответственности за то, чтобы все члены группы показали результат выше предписанного при индивидуальном тестировании (например, решили более трех задач за отведенное время); разъяснением, что все члены группы должны улучшить свои личные результаты по сравнению с предыдущими, или, что общий результат группы (например, сумма индивидуальных баллов) должен быть выше определенной величины), или, что группа должна предъявить один успешно выполненный общий продукт (проект, набор ответов и т. д.);
  • Ш наличием общей награды за общий успех;
  • Ш распределением ролей в группе (каждый член группы имеет роль, необходимую для выполнения общего задания (читающий, записывающий, поощряющий, проверяющий и др.));
  • Ш представлением особых учебных ресурсов (один карандаш на всю группу, определенная часть информации для каждого члена группы и т. д.);
  • Ш идентификацией (названием группы, лозунгом, слоганом, логотипом и др.);
  • Ш своей позицией по отношению к другим группам и т. п.

Второй элемент — развивающее взаимодействие учащихся «лицом к лицу» — способствует обучению друг друга, взаимопомощи, обмену идеями, побуждению к учению. Школьники при такой рассадке имеют хорошие возможности объяснять учебный материал друг другу, обсуждать различные точки зрения, обучать друг друга тому, что они знают. Учитель организует группы так, чтобы они сидели лицом к лицу, вербально общались, выполняя каждый аспект задания.

Третий элемент — индивидуальная отчетность (личная ответственность). Деятельность каждого учащегося оценивается, и результаты сообщаются группе и ученику. Индивидуальная отчетность организуется двояким образом:

  • 1) с помощью тестов, которые всеми учащимися выполняются индивидуально;
  • 2) случайным выбором любого из членов группы для представления классу общего результата деятельности группы. Используются весьма разнообразные способы случайного определения тех учащихся, которым предстоит отвечать; например, отвечают те, у кого раньше других будет день рождения, или те, у кого самая светлая одежда, или те, в чьем полном имени больше всего букв и т. п. Выбор наугад уравнивает шансы всех учеников класса быть спрошенным на данном уроке, что является еще одним стимулом для активной работы, взаимного обучения в группе. Более того, все школьники испытывают чувство ответственности за успех своей группы.

Четвертый элемент — социальные навыки (навыки работы в команде). Группы не могут работать эффективно, если учащиеся не владеют навыками совместной работы и не применяют их. Учитель обучает этим нгвыкам так же целенаправленно и систематически, как и учебным навыкам. Навыки совместной работы включают: навыки лидерства, принятия решений, достижения доверия, общения, разрешения конфликтов. Тренировка в применении этих навыков учителем специально планируется.

Пятый элемент — рефлексия или обсуждение работы группы. В процессе рефлексии происходит осознание самой деятельности группы и всех ее участников. Группы получают время для обсуждения того, как хорошо они работают по достижению цели и как хорошо они поддерживают рабочие отношения в группе. Учитель организует эти обсуждения, давая, например, такие задания: а) назовите хотя бы три действия членов группы, которые помогли группе добиться успеха; б) назовите одно действие, которое можно добавить к вашей совместной деятельности, чтобы завтра сделать работу группы еще более успешной. Учитель наблюдает за работой групп и информирует их и класс в целом о том, как хорошо класс работает вместе.

Западные варианты технологии обучения в сотрудничестве (учебная информация)

I. Технология «Мозаика» (второе название — «Пила»). Работа строится следующим образом:

  • 1. Класс делится на малые группы с равным числом участников.
  • 2. Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему (это может быть статья в распечатке или параграф учебника). Тема делится на части по числу участников малой группы. Каждый участник получает свой фрагмент материала и обязан основательно его изучить, стать «экспертом» по данному вопросу.
  • 3. После того, как «эксперты» индивидуально поработали над своими вопросами, организуются «встречи экспертов»: малые группы временно распадаются, и эксперты, изучающие один и тот же вопрос, но относящиеся к разным малым группам, сходятся вместе, коллективно обсуждают свой вопрос, выясняют трудные места, при необходимости получают консультацию учителя.
  • 4. Затем «эксперты» расходятся по своим группам. В каждой группе «эксперты» последовательно выступают с докладами, каждый по своему вопросу. Остальные случают, спрашивают, уточняют. Каждый «эксперт» добивается ясного понимания своего вопроса остальными участниками малой группы.
  • 5. По окончании работы в малых группах учитель дает тест по всей теме. Каждый ученик выполняет этот тест индивидуально. Таким образом, реализуется принцип индивидуальной ответственности: учимся вместе, педагогический контроль проходим индивидуально. После проверки учителем тестов становится ясно, «эксперты» какой группы поработали лучше, а какой — хуже.
  • 6. Занятие завершается коллективной рефлексией.

II. Технология «Учимся вместе»:

  • 1. Класс делится на малые группы с числом участников 4−6. Здесь, в отличие от методики «Мозаика», не так строго требуется соблюдать равное число участников в малых группах.
  • 2. Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему. Но, в отличие от технологии «пила», тема не делится между участниками группы, а распределяются функциональные роли участников в группе:
    • а) лидер, или организатор (осуществляет общее руководство работой группы);
    • б) докладчик, или эксперт (он делает доклад по всей изучаемой теме);
    • в) художник, или редактор (готовит наглядные пособия для докладчика по его заказу; по окончании работы оформляет красочный отчет, или афишу);
    • г) «пониматель» (его задача — задавать вопросы докладчику, уточнять сказанное им, требовать примеров, сомневаться, высказывать встречные гипотезы и тем самым добиваться ясного понимания темы всеми участниками группы);
    • д) протоколист-хронометрист (ведет учет времени, а также фиксирует наиболее интересные высказывания, вопросы докладчику, идеи, гипотезы, находки и т. п.);
    • е) «шутник» (поддерживает всех участников, насыщает атмосферу юмором, шутливо комментирует высказывания участников, подбадривает их).

На протяжении отпущенного времени докладчик основательно изучает тему, остальные только знакомятся с темой. Художник готовит наглядность.

  • 3. Собственно групповая работа: в каждой малой группе докладчик делает доклад, сопровождая его наглядностью, «пониматель» и остальные обращаются к докладчику с вопросами («пониматель» делает это по обязанности, остальные — по желанию), словом, каждый исполняет свою роль.
  • 4. По окончании работы в малых группах все ученики класса в индивидуальном порядке выполняют тест по всей теме.
  • 5. После проверки теста организуется рефлексивное обсуждение проделанной работы. Оформляется красочный отчет (афиша).

III. Технология «Обучение в команде» (Student Team Learning). Эта технология обучения использовалась в Универрситете Дж. Хопкинса.

Функции педагога в работе по технологиям сотрудничества:

  • 1. До урока:
    • а) готовит учебный текст, разбивает его на части, делает нужное количество распечаток;
    • б) готовит помещение, расставляет мебель так, как нужно для работы малых групп;
    • в) обеспечивает для участников групповой работы необходимые принадлежности — ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумагу, ватман, лабораторное оборудование и т. п.;
    • г) по возможности, до урока распределяет роли в группах. Желательно также, чтобы «эксперты» проработали свои вопросы до урока, это позволит сэкономить полезное время урока);
    • д) готовит дидактический тест по изучаемой теме и распечатывает его в нужном количестве экземпляров.
  • 2. Во время урока:
    • а) мотивирует учащихся к групповой работе (например, обращается к школьникам с прочувствованным словом);
    • б) напоминает порядок работы, организует учащихся к работе;
    • в) во время групповой работы посещает каждую малую группу, каждую встречу «экспертов», участвует в обсуждении, задает вопросы, обращает внимание на трудные моменты, дает необходимые разъяснения;
    • г) по окончании групповой работы проводит тестирование учащихся и проверяет результаты выполнения тестов;
    • д) организует рефлексивное обсуждение проделанной работы: с участниками групповой работы прогнозирует дальнейшую деятельность в группах с учетом отмеченных успехов и недостатков, обозначившихся интересов; организует оформление творческого отчета (афиши).
  • 3. После урока: следит, чтобы все учащиеся убрали свои рабочие места, навели порядок в аудитории.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой