Памятка для педагогов, родителей и детей «правила обращения со страхами»
Помимо всего, необходимо проанализировать происхождение страхов у ребенка, поскольку часто случается, что взрослые приложили много усилий для появления страхов у детей: сами многого боятся, не пытаются преодолевать свои страхи, а, наоборот, внушают их детям. Еще страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой… Читать ещё >
Памятка для педагогов, родителей и детей «правила обращения со страхами» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
:-) Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном (бандит, к примеру, которому, как считает девочка Ира 6 лет, приказали поймать всех хороших девочек в городе Санкт-Петербурге, оказался таким толстым, что мог только лежать на диване).
:-) Еще страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе — тем он становится меньше.
:-) Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги да просто осуществить с ними разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.
Помимо всего, необходимо проанализировать происхождение страхов у ребенка, поскольку часто случается, что взрослые приложили много усилий для появления страхов у детей: сами многого боятся, не пытаются преодолевать свои страхи, а, наоборот, внушают их детям.
Такое поведение значимых для ребенка взрослых способствует закреплению страхов.
Результатом работы по психологической коррекции страхов может стать:
- • закрепление достигнутых позитивных результатов через повышение компетентности ребенка;
- • умение управлять собой в экстремальных и просто устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха во благо себе (мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание); отработка приемов психологической защиты и copping поведения (поведения совладания), воспитание первых элементов психологической культуры. Ниже приводим памятку, которая поможет понять, в каком случае педагогу, столкнувшись со страхами у ребенка, необходимо рекомендовать родителям обратиться с ребенком к специалисту.
Памятка для педагогов и родителей «осторожно, страхи!»
Возрастные страхи (проходят с возрастом ребенка, требуют правильного обращения (см. «Правила обращения со страхами»)) | Невротические страхи (не проходят с возрастом ребенка, требуют психологического и психотерапевтического вмешательства) |
1. Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку. | 1. Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку. |
2. Имеют преходящий характер | 2. Сохраняются в течение длительного времени. |
3. Не оказывают неблагоприятного влияния на формирование характера ребенка. | 3. Оказывают неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка, в характере могут появиться неуверенность, тревожность, мнительность. |
4. Выраженные нервно-психические нарушения отсутствуют. | 4. Присутствуют и другие выраженные нервно-психические нарушения помимо страхов. |
5. Ребенок пытается изучить объект страха, познать и преодолеть. | 5. Ребенок избегает объекта страха, нового, неизвестного. |
6. Страх одиночества, темноты и животных не выражен. | 6. Страх одиночества, темноты и животных заметно выражен. |
7. Страхи легко поддаются коррекции и самокоррекции. | 7. Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции. |
Иллюстрацией к тому, как изменилось отношение ребенка к детскому саду после проведения психологической коррекции страхов, является следующий пример.